Главная
страница 1
Казенное образовательное учреждение ХМАО - Югры для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Березовская специальная (коррекционная)

школа – интернат для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено на «Утверждаю» методическом совете Директор БКШИ протокол № 1 от 30.08.2012г. ___________ Кудрявцева И.Ю.

«___»_____________2012уч.г.




Дополнительная общеобразовательная программа

Социально – педагогической направленности

«Становление»

bf394e4968d3

Срок реализации 3 года

педагог дополнительного образования

Морев М.Ю.


п.Березово- 2012г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня ни одна школа не обходится без выпуска собственной газеты или журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы сами и затрагивались важные и интересные для них темы. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» направлена на обучение школьников основам газетной журналистики. Обучения в объединении ведется через изучение теоретического материала:

  • основы журналистики;

  • особенности журналистских жанров;

  • система комплексного планирования и моделирования газеты;

  • активные формы деятельности;

  • основы редактирования;

  • основы конструктивного общения;

Трехлетний курс обучения рассчитан на школьников (5-11 классов), желающих овладеть искусством создания качественного журналистского текста (публицистический стиль речи), приобрести навыки сбора, осмысления, интерпретации и распространения информации через СМИ, коммуникативные умения и навыки.

Программа курса предусматривает также посещение редакции газеты «Жизнь Югры», авторской студии телевидения «АТВ Березово», выполнение отдельных поручений редакций по подготовке материалов.



Цели

  • привлечение воспитанников к творческой деятельности;

  • создание и выпуск школьной газеты «Звездочка».

  • налаживание контактов СМИ: авторское телевидение «АТВ - Березово» и газетой «Жизнь Югры»;

  • организация различных конкурсов среди юных журналистов;

  • освещение всех сторон интернатской жизни через газету «Звездочка».

Задачи


  • оснащение пресс-центра современным оборудованием;

  • развитие учащихся навыков сбора и подготовки интересных материалов самостоятельности и способности решать творческие задачи;

  • поощрение выступлений детей во взрослых СМИ;

  • проведение учебных семинаров с участием журналистов-профессионалов;

  • организация взаимодействия и обмена опыта объединений юных корреспондентов и их руководителей;

  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности;

  • Распространение информации о творческом объединении и его членах в творческих и общественных объединениях образовательных учреждений поселка.

Формы занятий предполагают: ролевые игры в виде пресс-конференций, бесед, лекций, конкурсов, тестирования, экскурсий, посещение мероприятий, встречи с интересными людьми, практическая работа в виде подготовки материалов в разных газетных жанрах в школьную газету. Все формы занятий направлены на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся.

На теоретических занятиях руководитель объединения объясняет новую тему, отвечает на вопросы учащихся, иллюстрирует тему на примерах различных средств массовой информации, зачитывает собственные статьи. Юнкоры вместе с руководителем, или самостоятельно, пишут статьи, которые затем коллективно обсуждаются, а лучшие опубликуются в школьной газете «Звездочка». Ведется подготовка и компьютерная верстка школьной газеты. Таким образом, газета школы-интерната «Звездочка»является одной из эффективных форм подведения итогов обучения журналистскому мастерству. Результативность занятий оценивается по количеству и качеству подготовленных материалов для школьной газеты.



В конце обучения юнкор должен иметь представление:

– о профессии журналиста в целом;

– об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте;

– об основных жанрах газеты: заметка, репортаж, статья, интервью, зарисовка;

– о том, как выпускается газета: сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление;

– особенности, связанные с выпуском газеты: выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование.



Должен уметь:

– четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;

– работать в команде;

– вести беседу;

– написать газетную статью в основных жанрах;

–замечать интересные подробности ежедневной жизни;

– анализировать источники информации;

– находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;

– составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

–самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);


– самостоятельно готовить материалы в школьную газету;

– создавать макет газеты, верстать газету.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения




Тема

Теория
(часы)


Практика

(часы)

1.

Вводное занятие. Раздача анкет. Обсуждение итогов анкетирования. Составления портрета журналиста.

Ролевая игра: Пресс-конференция (редактор школьной газеты «Звездочка»отвечает на вопросы юных корреспондентов).



1

2

2.

Краткая история возникновения газеты. Краткая история возникновения профессии журналиста.

Ролевая игра: Круглый стол (Тема обсуждения – школьная газета «Звездочка»: плюсы и минусы – итоги домашней работы).



1

2

3.

Лекция. Как выбрать тему.

1

1

4.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.



1

1

5.

Мозговой штурм (Формирование полос ближайшего номера школьной газеты «Звездочка»

1

1

6.

Лекция. Шесть вопросов, или Перевернутая пирамида.

1

1

7.

ЛЕТУЧКА. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.

1

1

8.

Лекция. «Жесткая» и «Мягкая» новость. Лид.

1

1

9.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.



1

1

10.

Экскурсия в печатный цех.

1

2

11.

Мозговой штурм: Формирование полос ближайшего номера школьной газеты «Звездочка»

1

1

12.

Лекция. Заголовок: сказать все - и коротко

1

1

13.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

14.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

15.

Лекция. Три источника и три составные части новости

1

1

16.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

17.

Лекция. Интервью

1

1


18.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

19.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

20.

Лекция. Репортаж: событие как переживание

1

1

21.

Экскурсия в редакцию районной газеты «Жизнь Югры».

1

2

22.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

23.

Лекция. Как написать статью

1

1

24.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

25.

Лекция. Будь в жанре!

1

1

26.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.



1

1

27.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

28.

Лекция. Ваша первая публикация

1

1

29.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



1

1

30.

Лекция. Газетный стиль: точность, краткость, ясность

1

1

32.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала



ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты.

1

2

33.

Лекция. Фото в прессе

1

1

34.

ФОТОКРОСС (нужно сделать несколько снимков на определенную тему за ограниченное время).

1

2

36.

Лекция. Дизайн и верстка: базовые элементы или все начинается с макета

1

1

ИТОГО

36

46

ВСЕГО

82



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теория. Портрет журналиста.Раздача анкет. Обсуждение итогов анкетирования. Составления портрета журналиста. Его основные качества и черты характера. Кто такой юнкор?

Практика. Ролевая игра: Пресс-конференция (редактор школьной газеты «Звездочка» отвечает на вопросы юных корреспондентов).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему – школьная газета «Звездочка» плюсы и минусы.
2.Теория. История.Краткая история возникновения газеты. Краткая история возникновения профессии журналиста. Состав редакции. Что такое летучка?

Практика. Ролевая игра: Круглый стол. Тема обсуждения – школьная газета «Звездочка»: плюсы и минусы – итоги домашней работы.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему – моя любимая газета или журнал.
2. Теория.Как выбрать тему. Где взять тему для своих материалов? Различные способы поиска темы для материала: классический журналистский поиск темы, мозговой штурм, поиск темы при помощи Интернета.

Домашнее задание. Придумать пять тем для своих материалов на тему школы.
4. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
5. Практика. Мозговой штурм. Изучение техники мозгового штурма. При помощи мозгового штурма вмести с юнкорами, сформировать полосы ближайшего номера школьной газеты «Звездочка»

Домашнее задание. Придумать тему материала в ближайший выпуск школьной газеты «Звездочка» и начать над ним работу.
6.Теория.Шесть вопросов. Или Перевернутая пирамида. Изучение информационного жанра – новостная заметка. Что, кто, где, когда, как, почему – составляющие вопросы заметки. Метод перевернутой пирамиды. Понятия: факт, событие, новость, сенсация. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно написать информационную заметку на тему школьной жизни.
7. Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
8.Теория. «Жесткая» и «Мягкая» новость. Композиция заметки – жесткая и мягкая.Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Постигая суть» – кто быстрее из двух команд придумает лучшее название для текста.

Домашнее задание. Самостоятельно написать «мягкую» заметку о каком-нибудь преподавателе школы.
9. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.

Домашнее задание. Придумать вопросы для работников печатников цеха.
10. Практика. Экскурсия в печатный цех. Изучение технологического процесса изготовление газеты. Беседа юнкоров с работниками цеха.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в печатный цех.
11. Практика. Мозговой штурм. При помощи мозгового штурма вмести с юнкорами, сформировать полосы ближайшего номера школьной газеты «Звездочка».
12. Теория.Заголовок: сказать все - и коротко. Функции заголовка. Типы заголовков. «Горящий» заголовок. Заголовок «Ключок». Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Всадник без головы» – кто быстрее из двух команд придумает лучший заголовок для текста.

Домашнее задание. Самостоятельно придумать пять заголовков для текста.
13. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
14.Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
15. Теория.Три источника и три составные части новости. Элементы новостей. Что такое информационный повод? Источники информации. Ответственность журналиста.

Домашнее задание. Самостоятельно написать информацию, связанную со школьной жизнью для школьной газеты.
16. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
17. Теория.Интервью. Как готовится к интервью. Подготовка вопросов к интервью. Сценарии проведения интервью. Работа с диктофоном. Что делать после интервью. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Интервью с журналистом». У приглашенного журналиста юнкора берут интервью. Перед этим готовят вопросы.

Домашнее задание. Сформулировать вопросы и самостоятельно взять интервью у кого-либо из педагогов.
18. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
19.Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
20. Теория.Репортаж: событие как переживание. Особенности репортажа. Его отличительные черты. Виды репортажа. Распространенные ошибки начинающих репортеров. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно сходить на мероприятие или открытие выставки и описать свои впечатление в жанре репортажа.
21. Практика. Экскурсия в редакцию районной газеты «Жизнь Югры».Знакомство с основными работниками газеты: ответственным секретарем, редактором, верстальщиком, корректором, корреспондентами.Беседа юнкоров с работниками редакции.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в редакцию «Жизнь Югры».
22. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
23. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
24. Теория. Будь в жанре! Что такое жанр?Особенности основных газетно-журнальных жанров: заметка, интервью, беседа, репортаж, отчет, опрос. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно подготовить материал в любом из изученных жанров на выбор.
25. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
26. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
27. Теория. Ваша первая публикация. Как подготовить материал к публикации. Правила отправки материала в редакцию. Обратная связь. Гонорар за материал.

Домашнее задание. Самостоятельно подготовить материал в школьную газету.
28. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
29. Теория. Газетный стиль: точность, краткость, ясность. Основное правило журналиста – проверять факты. Советы по улучшению стиля. Стилистические ошибки.

Домашнее задание. Дать задания по исправлению стилистических ошибок в предлагаемых текстах.
30. Практика. Экскурсия в редакцию школьной газеты Дома школьников «Новый день».Знакомство с юнкорами школьной газеты. Беседа с ними.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в редакцию школьной газеты «Задняя парта».
31. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
32. Теория. Фото в прессе. Жанры фотожурналистики. Планирование фотосъемки. Секреты хорошей фотографии. Выбор снимков для публикации. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Подготовить снимки для своего материала.
33. Практика. Фотокросс. С помощью цифрового фотоаппарата или мобильного телефона нужно сделать несколько снимков на тему «Новый год в Березове» за ограниченное время.

Домашнее задание. Всей группой юнкоров из снимков составить фоторепортаж на новогоднюю тему.
34. Теория. Дизайн и верстка: базовые элементы или все начинается с макета. Основные понятия: верстка, полоса, колонтитулы, лит, текстовый блок, сверстать статью. Правила верстки. Основные приемы верстки: елочки, колонны, домик, снежинка. Программа PageMaker.

Домашняя работа. Под руководством педагога студии сверстать полосу школьной газеты «Блик».


Литература:




  1. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. Риторические основы журналистики - М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2002.

  2. К.А. Аксенова. Реклама и рекламная деятельность.- М.: Издательствол «Приор», 2005.

  3. С.А. Михайлов, А.Г. Мостов. Спортивная журналистика: Учебное пособие. Санк-Петербург.: Издательство Михайлова В.А., 2005.


Смотрите также:
Пояснительная записка Комплексная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Хореографическое искусство разработана с
269.86kb.
1 стр.
Дополнительная общеобразовательная программа
213.66kb.
1 стр.
В 2013/2014 учебном году школа осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам
273.43kb.
1 стр.
Дополнительная общеобразовательная программа
144.84kb.
1 стр.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства
564.29kb.
4 стр.
Программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
226.73kb.
1 стр.
Н. В. Мурзина от 201 г приказ № от 201 г. Основная общеобразовательная программа
3864.52kb.
21 стр.
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
340.02kb.
1 стр.
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
330.58kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Основная Общеобразовательная Программа мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №39» г. Воронежа
1894.66kb.
14 стр.
Основная общеобразовательная программа дошкольного
1361.09kb.
7 стр.
Дополнительная образовательная программа по предмету
575.02kb.
4 стр.