Главная
страница 1




Содержание.

Краткая аннотация……………………………………………………………………....2 Аннотация......................................................................................................................3


Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения....................................................

    1. Страницы истории: растения слушают музыку......................................................4-5

Глава.2 Лабораторный эксперимент...............................................................................

2.1. Влияние музыки на комнатное растение герань .............................................. …6

2.2.Результаты эксперимента...........................................................................................6-7

Заключение..……………………………………………………………………….... 7

Список литературы....................................................................................................... 8

Приложение.................................................................................................................... 9-10



Краткая аннотация
Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?

В своей исследовательской работе я хочу выяснить влияние музыки на рост и развитие комнатного растения – герани. Для этого я проведу эксперимент: посажу два черенка герани, первое растение будет слушать классическую музыку утром и вечером, а второму растению буду включать рок- музыку тоже утром и вечером. Результаты оформлю в таблице и сделаю вывод.




Аннотация

Объект исследования - зависимость роста и развития комнатного растения от музыкального сопровождения.

Предмет исследования - фенологические наблюдения за ростом и развитием комнатного растения.

Цель моей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.

В соответствии с целью я поставил следующие задачи:

1) на основе анализа специализированной литературы выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

2) провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на рост и развитие герани;

3) сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.



Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия звуков музыки на рост и развитие растений.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках окружающего мира, при озеленении кабинетов.

В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ при экспериментальном фенологическом наблюдении, проводимом с использованием различных музыкальных произведений.



Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения.

1.1.Страницы истории: растения слушают музыку.

Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетиче­ских материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники.

Еще в старых книгах и журналах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли.

В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой.

Все это – далекое прошлое, и оно кажется сказочным и фантастическим, не укладывается в сознании людей, привыкших к тому, что в развитии растений есть определенные фазы и стадии, зависящие только от погодных условий, от светового и температурного режимов, условий полива и питания. И возникает невольный вопрос: стоит ли верить рассказам в древних, пожелтевших от времени фолиантах.

Но что заставляет нас внимательно отнестись к фактам влияния музыки на растения? Это существование подтверждений и доказательств, полученных уже не так давно в опытах, проведенных в строго контролируемых условиях с соблюдением всех научных требований. Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Вместе со своими учениками и сотрудниками школы ботаники при университете он многие годы исследовал влияние музыки на растения.

Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древних индийских сказаниях, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у опытных растений число устьиц на листьях было больше, эпидермис листьев толще, чем у контрольных растений, не получавших музыки, но росших в аналогичных условиях.

Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше, и у них активнее шли процессы обмена веществ (на 75%). Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии, белой лилии - и сельскохозяйственные культуры: лук, редис, батат, тапиока, кунжут. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели, гармони – длилось по получасу ежедневно.

Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений.

Важно то, что в работах Сингха и его сотрудников было обнаружено резкое изменение физиолого-биохимических свойств растений под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с контролем.

В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое, выращиваемых в вегетативных сосудах в 2-х одинаковых по режиму теплицах с той лишь разницей, что в одной из них непрерывно звучала музыка Джорджа Гершвина. Опыты были положительными: вновь, как и в других исследованиях, озвученные проростки у обеих культур появились раньше, их стебли были толще, прочнее и зеленее по цвету, а вес семян превышал контроль на 42% у кукурузы и 24% - у сои.

Смит проводил измерения температуры почвы в течение всего вегетативного сезона. Оказалось, что температура почвы, непосредственно находящейся перед громкоговорителем, была на 2 градуса выше той, что находилась на некотором расстоянии от него. Смит сделал вывод, что этот фактор может оказывать влияние на почвенные микроорганизмы.

Очень интересными были также исследования по изучению действия музыки на растения, проведенные в 1969 г. американским музыкантом и певицей Дороти Ретолэк. Свои исследования, она описала в книге «Звук музыки и растения». В ней она подробно рассказала о своей работе по музыкальному озвучиванию растений. Ее первые опыты показали большую биологическую эффективность музыки и неодинаковость реакции растений на нее.

Глава 2. Лабораторный эксперимент.

2.1. Влияние музыки на комнатное растение герань.

Цель: в ходе лабораторного эксперимента установить влияние различных музыкальных произведений на рост и развитие растений.

Объект изучения: комнатное растение герань (см. Приложение 1)

Оборудование и материалы: черенки, посадочный материал, магнитофон, сборники классической музыки, сборник рок – музыки.

Сроки: 15 августа 2009 года - 10 ноября 2009 года .

Гипотеза: классическая музыка ускоряет процессы роста и развития растения, рок-музыка подавляет и угнетает данные процессы.

Ход работы: для исследования взяли 2 абсолютно одинаковых черенка герани, имевших вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 7 см, у них было по11листьев. Выбрали одинаковые листья и измерили: ширина – 5см, длина – 4,2 см. Посадили эти черенки в 2 одинаковых горшка, и в течение 2,5 месяцев ухаживали за ними одинаково, создавая одинаковые условия, соблюдали все агротехнические приемы. При выращивании черенков мы использовали музыкальное сопровождение: классическая музыка ( цветок №1),альбом рок – музыки Linkin Park (цветок №2). Музыку включали 2 раза в день – утром и вечером.

2.2. Результаты эксперимента

Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1 и таблице 2. (приложение 2)

Наблюдая за растениями, мы установили, что стебли растения №1 тянулись к источнику звуков. В то же время на рок-музыку растение №2 отклонялось от источника звука, как будто бы хотело уйти от губительного действия этой музыки. Чтобы убедиться в достоверности такой реакции, растение №2 поворачивали на 180 градусов, и оно вновь отклонялось от источника рок-музыки.

Выводы.


  1. В ходе эксперимента было установлено, что растение №1, которому включали классическую музыку, каждые 2 недели прибавляло в росте от 2 до 3 см. К концу проведения опыта первое растение было высотой 23 см, а второе – 18 см. У первого растения образовалось 24 листа, у второго – всего17.

  2. В ходе эксперимента мы измеряли ширину и длину одного и того же листа каждого растения. У растения №1 ширина листа увеличилась на 3,5 см, длина листа - на 3 см. У растения №2 – на 2,7 см и 2 см соответственно.

  3. Исследования показали, классическая музыка положительно влияет на физиологию растения, способствуют его активному росту и развитию, ускоряют обмен веществ в растительных клетках.


Заключение.

Изучение литературы по влиянию музыки на рост и развитие растений показало:



  1. биологическое действие звуков музыки на растения связано с определенными звуковыми частотами;

  2. классическая музыка благоприятно действует на рост и развитие растений;

  3. рок - музыка угнетает процессы роста и развития растений.

Для проверки гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в результате которого узнали, что растение, уход за которым сопровождался классической музыкой, значительно прибавило в стеблевом росте и процессе листообразования, по сравнению с растением, уход за которым сопровождался рок - музыкой .

В дальнейшем исследовании мы планируем изучить влияние музыки на процессы плодоношения у овощных культур (томаты).



Список используемой литературы:

  1. Дубров А. П. Меломаны на грядках // Природа и чело­век. - 1988.

  2. Ничипорович А. А. Энергетическая эффективность фото­синтеза и продуктивность растений. — Пущино: Научный центр биологических исследовании 1989.

3.Шноль С. Э,. Замятнин А. А., Сервазян А. Му­зыка, молекулы, биология. Знание — сила. — 1988.

4.Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990. 

5.Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие. – М., 1999.

6.Воробьева Р. Комнатные растения: Мини – энциклопедия. – М., 2001.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Герань (Geranium) — род принадлежит к семейству гераниевые. Рекомендуемые для озеленения герани — это корневищные многолетники, способные образовывать плотные, красивые, сферические кусты. У всех гераней очень привлекательные листья с округлыми или пяти-семиугольными пластинками, на 2/3 рассеченными. Нижние и прикорневые листья на длинных (30см) черешках. У некоторые видов листья и стебли с сильным опущением. Они сохраняются до морозов, а иногда и зимуют. Поэтому герани высоко ценятся как декоративно-лиственные растения. А такие виды, как герань плосколепестная, герань мелкотычинковая,

герань грузинская, имеют очень крупные яркие цветки и обильно цветут.

Приложение 2
Результаты фенологических наблюдений:

Таб. 1


№ измерения

Дата

Растение №1

Растение №2

Высота, см

Число листьев

Высота, см

Число листьев

1

15 августа

7

11

7

11

2

29 августа

9

12

8

11

3

12 сентября

11

14

9

12

4

26 сентября

13

16

11

13

5

10 октября

16

19

13

14

6

24 октября

19

21

15

15

7

10 ноября

23

24

18

17



Результаты фенологических наблюдений:

Таб. 2


№ измерения

Дата

Растение №1

Растение №2

Ширина листа, см

Длина листа, см

Ширина листа, см

Длина листа, см

1

15 августа

5

4,2

5

4,2

2

29 августа

5

4,2

5

4,2

3

12 сентября

6

5,5

5,8

5,2

4

26 сентября

6,3

6

5,9

5,7

5

10 октября

7

6,6

6

6

6

24 октября

7,6

7

6,3

6

7

10 ноября

8,5

7,2

6,7

6,2





Смотрите также:
Краткая аннотация
246.87kb.
1 стр.
Краткая аннотация проекта
911.75kb.
11 стр.
Краткая аннотация основной образовательной программы
674.58kb.
5 стр.
Краткая аннотация
117.11kb.
1 стр.
Краткая аннотация научно-исследовательской работы «Золотое чудо балтийского края»
24.28kb.
1 стр.
«Длина окружности» Виртуальная экскурсия в цирк. 6 класс
68.24kb.
1 стр.
Лекции-беседы с применением икт «с любовью о и. С. Бахе»
367.8kb.
1 стр.
Краткая аннотация
61.73kb.
1 стр.
Фио должность составителя
280.08kb.
1 стр.
Краткая аннотация урока Тип урока
45.86kb.
1 стр.
Краткая аннотация проекта
503.46kb.
3 стр.
Г. Москва 2009г. Краткая аннотация на проект производства защищающих светопрозрачных стеклопакетов
69.13kb.
1 стр.