Главная
страница 1
Роль конфликтных диалогов в раскрытии персонажей молодежных телесериалов (на материале британского телесериала «Skins»)

Пичуева Анна Васильевна

Аспирантка Сургутского государственного университета, Сургут, Россия.
Телевизионные сериалы сегодня стали одним из наиболее популярных явлений массовой культуры. Значительной частью целевой аудитории телеканалов, транслирующих сериалы, являются молодые люди и подростки. В силу возрастных психологических особенностей эта часть аудитории особенно подвержена различным влияниям, так как молодые люди зачастую стремятся найти образцы для подражания. Молодежные телесериалы могут стать источником таких образцов. И если внешность и поведение персонажей скопировать не всегда возможно, то речевые обороты с легкостью переносятся с экрана телевизора в повседневную речь.

Как правило, в молодежном телесериале показана компания подростков, и в центре внимания сценаристов и телезрителей оказываются их взаимоотношения друг с другом и окружающими их людьми. Зачастую эти взаимоотношения оказываются конфликтными, и через конфронтационные диалоги нередко происходит и развитие сюжета, и раскрытие персонажей, и установление причинно-следственных связей в повествовании.

Остановимся подробнее на раскрытии характеров персонажей посредством их речевого поведения в вербальном конфликте на примере британского телесериала Skins [1]. Речь главных героев телесериала, подростков, призвана имитировать речевое поведение реальных молодых людей, и характеризуется постоянным использованием неформальных сленговых и просторечных выражений и конструкций. Такой стиль общения внутри группы подростков помогает создать эффект лингвистической общности между членами данной группы. Таким образом, персонажи, чья речь каким-либо образом отличается от речи главных героев-подростков, скорее всего, будут являться их антагонистами, и использование «высокого» стиля речи чаще всего характеризует персонаж как отрицательный.

Это может быть особенно заметно в диалогах, где коммуниканты занимают ассиметричное положение по какому-либо признаку (например, учитель-ученик, взрослый-ребенок и т.п.). Рассмотрим фрагмент диалога между директором школы (1) и подростком (2):



(1) Ah. Finally. The famous Mr. Cook. Hi. Dave. Dave Blood. We have met before, in fact, but take my card. We should powwow. I can see that this college has failed you, Mr. Cook. And I am deeply sorry. But that is ten years of willy-nilly policy and red tape nonsensery for you. So unfortunately, since you've been implicated, as it were, by the law, you have been automatically... expelled. Expunged. Excommunicated. And I'm going to have to ask you to... scoot off.

(2) Or what?

(1) Well, or Jonathan here will escort you with, er, you know, extreme prejudice.

(2) Dude... Jonathan can kiss my arse. Unless he's tired from licking yours, that is. Jonathan?

(1) Yes, that is tremendously amusing. Nevertheless, you are going to have to abrogate and egress from the premises

Речь директора школы разительно отличается от речи подростка подчеркнуто вежливым обращением (Mr. Cook), сложными синтаксическими конструкциями, обилием книжной лексики, нехарактерной для повседневного общения, использованием стилистического приема аллитерации (expelled. Expunged. Excommunicated), контрастирующего с неформальным сленговым scoot off, который он применяет, как бы снисходя до уровня подростка. И все же, несмотря на отсутствие эксплицитного выражения агрессии, подросток однозначно воспринимает высказывание директора как угрожающее и реагирует гораздо более прямолинейно-агрессивно.

«Высокий» стиль речи персонажа может также служить ему «маской», помогающей показать себя в более выигрышном свете, и конфликтный диалог в этом случае может выявить «истинное лицо» героя. Например, в следующем фрагменте героиня раскрывается с неожиданной стороны посредством контраста между ее первой репликой, построенной с употреблением большого количества терминологической лексики, и грубой инвективной лексикой во второй реплике: You know, typically, episodes of paranoia might be symptomatic of a wide range of emotional and mental issues. Maybe, you know, you need some help with the outbursts. My mother's a psychologist, she could...(получает пощечину) I'll kill you, you fucking flat-chested cocksucking spastic horse-fucker! Именно первая реплика, построенная не по правилам, принятым в подростковом кругу общения, при отсутствии эксплицитно выраженной агрессии, провоцирует оппонента на физические действия.

Если речь персонажа представляет собой узнаваемый, клишированный диалект, это также определенным образом характеризует его с точки зрения его социального или географического происхождения, принадлежности к какой-либо этнической группе и т.п. В конфликтном диалоге разница в диалектах также может демонстрировать, кто из коммуникантов входит в круг «своих», а кто не вписывается в него.

Так, в следующем примере белая девушка (1) пытается наладить контакт с темнокожими подростками (2, 3, 4) и получает отпор:

(1) I hear you guys are musicians too.

(2) What she spittin'?

(3) Raas, breader, dat's bate.

(2) She ain't even that buff.

(1) Cool. Um, Jal. I thought maybe I could use your flute on one of my tracks.

(4) Where you going, sister? I ain't no choong. You get me, blood?

Примечательно, что темнокожая девушка (4) копирует стиль речи своих братьев, хотя из других эпизодов мы знаем, что для нее он не характерен. То есть, в данном случае этот стиль общения используется ею для максимального дистанцирования от оппонента, демонстрации ее неприязни.



Таким образом, мы видим, что конфронтационный диалог, языковые средства, при помощи которых он строится, помогают глубже раскрыть характеры персонажей и суть их взаимоотношений. Эти взаимоотношения часто строятся на основе принадлежности к определенной группе, и речь персонажей является индикатором этой принадлежности.
Литература:
Skins [Электронный ресурс]: телевизионный сериал / авт. идеи B. Elsley, J. Brittain. – DVD. – London: BBC Video, 2009. - 6 ч. 39 мин.


Смотрите также:
Роль конфликтных диалогов в раскрытии персонажей молодежных телесериалов (на материале британского телесериала
36.53kb.
1 стр.
Занятие № Роман Г. Владимова «Генерал и его армия». Своеобразие композиции и система персонажей романа. Смысл названия произведения
15.09kb.
1 стр.
Информация о производстве фильма
378.31kb.
1 стр.
Для открытия полных текстов требуется регистрация
9.11kb.
1 стр.
И некому было крикнуть о помощи… Ю. П. Казаков «Тихое утро»
43.61kb.
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «судебная медицина»
657.79kb.
4 стр.
Т. В. Казарина Роль финала в римейке (на материале кинофильма Н. Михалкова «Двенадцать»)
196.21kb.
1 стр.
Положение о порядке разбора конфликтных ситуаций связанных с использованием электронной цифровой подписи
63.59kb.
1 стр.
Британский эмпиризм и его влияние на философию канта
210.37kb.
1 стр.
«Визуальный образ персонажей массового кинематогрфа в историческом контексте»
612.17kb.
9 стр.
Песня из телесериала
27.01kb.
1 стр.
Справочные материалы список участников Первого форума руководителей молодежных организаций российских соотечественников, проживающих за рубежом
533.02kb.
4 стр.