Главная
страница 1


Доклад Александра Суринова,

руководителя Федеральной службы государственной статистики

на международной научно-практической конференции «20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России и международного года статистики.

«Итоги модернизации российской статистики в 1992-2012гг. и перспективы ее дальнейшего развития»


  1. Историческая справка

1.1 Российская статистика с 1863 до 1917 года

2013 год международным сообществом объявлен годом статистики, Этот год является юбилейным и для российской статистики. 150 лет тому назад в 1863 году в России был создан Центральный статистический комитет.

Сама система административной статистики в России начинает складываться еще с начала 19 века с объявления царского манифеста 1802 года о новом устройстве государственного управления и организации статистического учета и учреждения в 1811 году Статистического отделения при Министерстве полиции. В этот начальный период происходит организационное становление государственной статистики, выполняются системные статистические исследования, способствовавшие проведению реформы по отмене крепостного права.

30 апреля 1863 года Императором Александром II было утверждено Положение об устройстве статистической части при Министерстве внутренних дел, которым предусматривалось создание Статистического совета и Центрального статистического комитета.

Назначением Центрального статистического комитета являлось производство статистических работ по Министерству внутренних дел - сбор, проверка, обработка поступающих ежегодно из местных комитетов сведений, разработка статистических данных других ведомств; различные единовременные статистические работы. Директором его был назначен известный российский статистик, экономист и географ П.П. Семенов –Тян-Шанский.

И уже в 1866 г. Центральный статистический комитета выпускает первый российский статистический ежегодник – «Статистический временник Российской Империи». Он содержал сведения о территории, населении, промышленности, торговле, транспорте, народном образовании, уголовной статистике и др.

Этот период характеризуется широким использованием в статистической практике различных обследований и переписей. Важнейшей из них была перепись населения Российской Империи, проведенная в 1897 году.  Итоги этой переписи трудно переоценить – это первый портрет всего российского общества, написанный языком цифр.

С 1883 г. на основе выборочных данных была организована статистика урожаев. В сельскохозяйственной статистике проводились подворные переписи крестьянских хозяйств. В 1903 и 1910 гг. - перепись сельскохозяйственных машин и орудий. С 1904 г. стали ежегодно собираться данные о численности скота. В области промышленной статистики самыми значительными работами были переписи промышленности 1900 и 1908 гг. Последняя охватила всю фабрично-заводскую обрабатывающую промышленность.

В пореформенный период (1861-1917) параллельно с развитием правительственной статистики в России осуществляли деятельность и органы статистики, принадлежащие земствам - выборным органам власти в масштабе губернии и уезда.

Колоссальный организационный опыт и научный потенциал, накопленный за это время российской правительственной и земской статистикой, позволили после октябрьской революции 1917 года в кратчайшие сроки возобновить деятельность государственной статистики и обусловили успехи и достижения советской статистики в 20-е, 30-е годы 20 века.



1.2 Советская эпоха российской статистики

Советское Правительство, пришедшее к власти в результате Октябрьской революции 1917 года, понимало важность системы централизованной государственной статистики для управления вновь созданным государством.

В 25 июле 1918 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение)", заложивший основы советской государственной статистики и оформивший создание в стране единого государственного статистического органа - Центрального статистического управления.

Уже в конце 1918 года в условиях гражданской войны и экономической разрухи ЦСУ была проведена Всероссийская промышленно-профессиональная перепись, в августе 1920 года - демографическо-профессиональная перепись населения, сельскохозяйственная перепись и краткий учет промышленных предприятий. Материалы переписей 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).

Фундаментальной работой, не имевшей аналогов ни в русской, ни в мировой статистике того времени, была разработка первого баланса народного хозяйства СССР за 1923/24 год. Примененные тогда методы используются в современной макроэкономической статистике.

В 20-30-е годы была организована текущая статистика, оперативная статистическая отчетность, разработка годовых отчетов предприятий и организаций, осуществлен ряд крупных статистических работ, таких, как: переписи промышленного оборудования, Всесоюзные переписи населения 1937 и 1939 гг. (итоги Всесоюзной переписи населения 1937 г. не были опубликованы) и другие. В середине 30-х годов были начаты разработки Баланса денежных доходов и расходов населения, а к концу 30-х годов - Баланса производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (так называемого финансового баланса).

Параллельно развивалась и статистическая наука, которая унаследовала традиции российской статистики.

В годы Великой Отечественной войны статистика способствовала мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для решения задач военного времени.

В период 50-х - 80-х годов центральное статистическое ведомство страны решало поставленные правительством задачи, вытекавшие из проводимой в стране социальной и экономической политики.

К началу 90-х годов советская система государственной статистики представляла собой разветвленную структуру, обеспечивающую оперативный сбор значительных объемов информации. Используемая система показателей соответствовала принципам социалистического уклада экономики, контроля за хозяйствующими единицами и была жестко привязана к плану. Методика расчета многих из них была ориентирована на представление социально-экономического положения СССР в более выгодном свете, чем это было на самом деле.

В советское время до 1989 года валовой сбор зерновых и зернобобовых культур определялся в первоначально оприходованном весе, включая неиспользуемые отходы (избыточную влагу и сорные примеси). Неиспользуемые отходы в последние годы составляли в среднем по России 5-8% от валового сбора зерна в первоначально оприходованном весе.

Для широкой общественности были закрыты огромные массивы данных. Так, в советское время были засекречены данные о наличии зерна, о числе самоубийств. Полный состав показателей по итогам выборочных обследований населения (семей) публиковался только в специальных бюллетенях с грифом «для служебного пользования», а по показателям распределения населения по уровню денежных (и совокупных) доходов – с грифом «секретно». При проявлении по итогам обследований тенденций, идущих в разрез с устоявшейся динамикой или вызывающих сомнение, цифры в публикации не показывались



2. Реформирование российской статистической системы в 1992-2012гг.

2.1 Реализация федеральных целевых программ

События начала 90-х годов в России, изменения в политической и экономической системе страны обусловили необходимость проведения реформирования и модернизации системы российской государственной статистики.

Для отражения новых для страны явлений, таких как приватизация и появление огромного числа хозяйствующих субъектов, либерализация торговли, безработица, инфляция, бедность, российским статистикам необходимо было не только существенно реорганизовать многие отрасли государственной статистики, но создать новые.

Необходимо было решить задачу по созданию и внедрению нового статистического законодательства, соответствующего принципам официальной статистики и международным стандартам. Предстояло перейти от системы баланса народного хозяйства (системы материального производства) к системе национальных счетов, от повсеместного использования сплошного статистического наблюдения на выборочные обследования, разработать новую систему национальных классификаторов, гармонизированную с международными классификациями. Кроме того, в отличие от советской статистики одной из приоритетных для российской статистики стала задача обеспечения равного доступа к достоверной статистической информации всех групп пользователей.

В этот переходный период Правительство России, понимая огромное значение достоверной статистической информации для принятия важных государственных решений, уделяло большое внимание проблеме модернизации и развития системы государственной статистики и приведения ее в соответствие с международными стандартами.

Эта работа осуществлялась постепенно в рамках государственных долгосрочных целевых программ по развитию российской системы государственной статистики.

В 1991 году была принята первая государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992-1996 годы).

Результатом ее выполнения стало изменение действующей системы статистических показателей. Был осуществлен переход к системе национальных счетов, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетной и банковской статистики, заложена основа статистического регистра, продолжена работа по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта.

К 2000 году в результате выполнения второй программы (1998-2000гг.) был осуществлен переход от трансформации отдельных приоритетных направлений статистики к взаимоувязанной, скорректированной и последовательной системе государственного статистического наблюдения. Была создана единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Произошло радикальное изменение в методах сбора и обработки информации и, в первую очередь, за счет внедрения в практику выборочных методов наблюдения. Значительно расширен доступ пользователей к официальной статистической информации.

В результате выполнения третьей и четвертой программ, реализованных в период с 2001 по 2011 год, была проведена модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения новых информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, создана единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), объединяющая ресурсы всех ведомств, создающих официальную статистику.

Параллельно с этими программами Росстатом выполнялись Проекты по развитию системы государственной статистики с привлечением средств займа Международного банка реконструкции и развития. Благодаря этим проектам Росстату удалось получить консультативную помощь ведущих зарубежных статистических организаций, провести широкомасштабное обучение специалистов современным методам сбора, обработки и распространения статистической информации.

Большое значение для решения ключевых задач модернизации, в том числе по гармонизации российской статистики в соответствии с международными статистическими стандартами имела продолжительная совместная работа с Евростатом, организациями системы ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, использование передового опыта национальных статистических служб в рамках проектов ТАСIS, а так же многолетних двухсторонних программ сотрудничества с Финляндией, Германией, Швецией и Польшей.

В рамках программы ТАСИС было осуществлено шесть комплексных статистических подпрограмм, позволивших установить диалог и изучить опыт ЕС по актуальным направлениям статистики, провести глобальную оценку российской статистической системы на предмет ее соответствия стандартам ЕС.

В 2001-2005 году Росстатом был выполнен «Проект усовершенствования, мониторинга и анализа бедности в России» в рамках гранта Министерства по делам международного развития Великобритании, под управлением и при технической помощи экспертов Всемирного банка.



2.2. Создание нормативно-правовой базы и адекватной статистической инфраструктуры.

Модернизация системы государственной статистики началась с создания законодательной основы.

Учитывая, что статистика является составной частью государственных информационных ресурсов, в 90-х годах на территории Российской Федерации статистическая деятельность осуществлялась на основе Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации".

В настоящее время действует Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Законом о статистике установлены правовые нормы, обеспечивающие согласованность и эффективное взаимодействие органов государственной власти при координирующей роли Росстата. Статистическая деятельность ведется на основе Федерального плана статистических работ, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Законом установлено понятие респондентов, их обязанность по предоставлению сведений и гарантирована защита первичных статистических данных. Закреплены основы проведения сплошных и выборочных статистических наблюдений, применение административных данных в статистике.

Положения закона обеспечивают единые правила официального статистического учета, основанные на научно-обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам. Закон полностью соответствует международным стандартам и принципам официальной статистики.

В этот период по инициативе Росстата были приняты федеральные законы о переписи населения и о сельскохозяйственной переписи, которые регулируют отношения между пользователями, респондентами и Федеральной службой государственной статистики при сборе, обработке, хранении полученных сведений и распространении официальной статистической информации.
2.2.1 Переход на международные стандартные статистические классификации

Одной из приоритетных задач российской статистики является создание национальной системы статистических классификаций, гармонизированной с международными классификациями.

За 20 лет внедрен 31 общероссийский классификатор, 11 из которых соответствуют международным (европейским) классификациям. Большое значение для этой работы имело сотрудничество российских и французских специалистов в рамках программы TACIS.

Особое место занимала задача перехода на международную систему классификаций «виды деятельности – виды продукции».

В 2003 г. Росстат внедрил новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и с 2010 года новый взаимоувязанный с ним Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированный со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе.

Сейчас Росстатом выполняется работа по внедрению и переходу российской статистики на ОКВЭД-2 и ОКПД-2, построенных на базе современных версий европейских классификаций NACE-2 и СРА-2008 года.

Наряду с общероссийскими классификаторами применяются также и отраслевые статистические классификаторы, построенные в соответствии с международными стандартами. Это - Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) и Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ).

2.2.2 Создание Статистического регистра предприятий и создание ГС.

В 90-е годы в российской статистической системе был создан важнейший инструмент проведения обследований – Статистический регистр.

В советское время в государственной статистике существовала система учета и кодирования предприятий, но не решалась главная задача – использование регистра предприятий в качестве основы статистических обследований.

Сейчас Статистический регистр - это крупнейший статистический информационный ресурс, который отвечает требованиям международных стандартов по ведению и использованию регистров предприятий в официальной статистике.

В регистре применяются общероссийские классификаторы, гармонизированные с международными.

Единицами учета являются местные единицы, предприятия, группы предприятий.

В Статистическом регистре Росстата учтено около 5 млн. юридических лиц и более 4 млн. индивидуальных предпринимателей.

Создание Статистического регистра позволило создать основу проведения экономических переписей и выборочных обследований, внедрить различные методы сбора информации.

Так, в 2006 году на основе регистра проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись, в 2011 году - перепись малых и средних предприятий. На основе регистра проводятся специальные обследования, например, по вопросам энергосбережения, инвестициям, инновациям и др.

При создании регистра большая помощь Росстату была оказана статистическими службами Франции, Финляндии и Швеции.


3. Развитие СНС в России в 1992-2012 гг.

В 90-е годы в России внедрена система национальных счетов, построенная на концептуальной основе СНС ООН 1993 года.

В настоящее время ежегодно в разрезе институциональных секторов разрабатываются следующие счета СНС:

- счет товаров и услуг,

- счет производства,

- счет образования доходов,

- счета первичного и вторичного распределения доходов,

- счет использования располагаемого дохода,

- счет использования скорректированного располагаемого дохода и

- счет операций с капиталом.

Макроэкономические показатели по России рассчитываются с учетом экономики, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами в соответствии с рекомендациями ОЭСР.

В России регулярно, начиная с 1995 года, проводятся расчеты валового регионального продукта (ВРП), а также важнейшие показатели региональных счетов образования и использования доходов, операций с капиталом.

В настоящее время первостепенное внимание уделяется устранению существующих несоответствий между российскими национальными счетами и действующими международными стандартами. Одним из таких несоответствий, существенно влияющим на абсолютные значения ВВП, является применяемая нами оценка стоимости жилищных услуг. В российских национальных счетах пока не в полной мере учитывается стоимость услуг по проживанию в собственном жилье.

Сегодня важнейшими задачами развития российских национальных счетов являются следующие:

- построение финансового счета, баланса активов и пассивов и связанных с ним счетов,

- переход к построению квартальных счетов в разрезе институциональных секторов,

- последовательный переход к стандартам СНС 2008 года и гармонизация с международными счетами и статистикой государственных финансов.

Эти задачи нашли свое отражение в утвержденном Росстатом Плане развития системы национальных счетов России на период с 2011 по 2017 г.

В ноябре 2011г. совместно с экспертами МВФ был разработан План внедрения в статистическую практику квартальных национальных счетов в разрезе институциональных секторов экономики. В соответствии с ним в августе 2013г. впервые будут опубликованы квартальные счета производства и образования доходов по институциональным секторам.

Российская Федерация участвует в Программе международных сопоставлений ВВП с 1993 года. В этой программе принимают участие все страны - члены ОЭСР и Европейского союза, страны- кандидаты в ЕС, страны СНГ, а также ряд других стран.

Россия имеет богатый опыт составления таблиц «затраты-выпуск», которые назывались межотраслевым балансом. Первые таблицы «затраты-выпуск» в концепции СНС были разработаны в России за 1995 год. Эти таблицы включали полный набор таблиц, рекомендованных СНС, и содержали информацию о межотраслевых связях более чем 200 отраслей экономики.

В настоящее время по решению, принятому в 2009 году Правительством России, полным ходом идут работы по составлению базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 год. Важно, что Правительством России было установлено составлять эти таблицы регулярно с периодичностью один раз в пять лет.



4. Статистика цен

Статистика цен в первые десятилетия существования советского государства характеризовала конъюнктуру рынка и помогала органам советской власти в работе по организации продовольственного снабжения промышленных центров. С 30-х годов и до начала 90-х годов прошлого века в СССР проводилась ценовая политика на основе прейскурантных цен, которые устанавливались и регулировались официальными нормативными документами. С момента либерализации цен в январе 1992г. российская статистика решает задачу построения системы новых показателей статистики цен, характеризующих их уровень, и динамику на потребительском рынке и в производственном секторе. Важно, что методология и организация статистического наблюдения за ценами в России базируются на международных руководствах.

Проводятся мониторинги уровня потребительских цен важнейших социально значимых товаров. Обследование потребительских цен осуществляется в 271 городе страны по 64 товару в еженедельном режиме, по 544 - ежемесячно.

5. Этапы и итоги развития отраслевой статистики.

5.1 Статистика предприятий.

Переход от административно-плановой к рыночной экономике потребовал пересмотра и реформирования официальной экономической статистики. Основным звеном реформ стало создание новой отрасли статистики – статистики предприятий.

С 1998 г. внедрены унифицированные формы текущего статистического наблюдения по различным аспектам деятельности и факторам производства (производственная, инвестиционная, финансовая деятельность и т.п.).

Одновременно дифференцируются методы наблюдения в зависимости от размера предприятия. Крупные предприятия наблюдаются на сплошной основе. Возникновение большого количества предприятий с небольшими объемами производства обусловило необходимость внедрения выборочного метода наблюдения, что обеспечило сокращение затрат на проведение наблюдения, снижение нагрузки на респондентов. Вместе с тем для получения более полной и детализированной характеристики экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством Российской Федерации принято решение проводить на регулярной основе 1 раз в 5 лет сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2011 году Росстатом было проведено первое такое обследование.

В 1999 году важным шагом реформирования статистики предприятий стало внедрение годового структурного обследования предприятий промышленности, методология которого разрабатывалась совместно со специалистами ИНСЭИ Франции в рамках программы TACIS. С 2003 г. наблюдением охвачены предприятия всех видов деятельности,

На основе международных стандартов претерпела изменения и система показателей статистики предприятий. Так вместо показателя «выручка» введен показатель «оборот организации», характеризующий объем произведенной и поступившей на рынок (проданной) продукции, аналогичный показателю, применяемому в международной практике.

Одним из главных индикаторов, отражающих состояние национальной экономики, является индекс промышленного производства. В начале 90-х годов прошлого столетия началось внедрение в практику российской статистики принципов и методов расчетов индексов производства, используемых в странах с развитой рыночной экономикой. В результате был осуществлен постепенный переход от индексов валового выпуска к индексам добавленной стоимости. Помощь в этой работе была оказана специалистами Статистики Германии в рамках проекта TACIS.

Для исключения влияния сезонных и календарных факторов, которые «затеняют» тенденции развития и препятствуют четкому пониманию происходящих экономических явлений, Росстат осуществляет, начиная с 1998 года, сезонную корректировку основных макроэкономических показателей, в том числе и индексы производства. Для этого до 2010 года Росстат использовал программный продукт X12-ARIMA, предоставленного в его распоряжение Бюро Цензов США, с 2010года - разработанное Евростатом программное обеспечение DEMETRA.

С 1997 года по результатам обследования деловой активности рассчитывается индекс предпринимательской уверенности, характеризующий обобщенное состояние предпринимательского климата в секторах экономики.

В последние годы мы создаем современную статистику энергетики в тесном сотрудничестве с Международным энергетическим агентством. В 2009 году территориальными органами Росстата экспериментально впервые были сформированы расчетные краткие топливно-энергетические балансы по субъектам Российской Федерации. С 2010 года эта работа носит постоянный характер.



5.2. Статистика торговли и рыночных услуг населению.

В условиях советской административной системы существовало централизованное снабжение торговых организаций и предприятий отраслей экономики товарами через сеть специально созданных оптово-розничных, оптово-снабженческих организаций, которые и представляли сводную отчетность в органы государственной статистики. Переход экономики на рыночные условия привел к снятию ограничения на предпринимательство в сфере торговли и возникновению огромного количества торговых предприятий. В результате ликвидации системы централизованного товарного обеспечения представление информации для статистики было возложено непосредственно на торговые организации.

В этот период основными задачами статистики внутренней торговли стали обеспечение полноты статистических данных и внедрение системы показателей, адекватно оценивающих товаропотоки.

Это обусловило необходимость внедрения статистического наблюдения на сплошной основе за крупными и средними организациями и выборки для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Переход на международные стандарты организации статистики внутренней торговли осуществлялся в рамках программы ТАСИС. В этот период были заложены действующие и ныне принципы сбора статистической отчетности.

Не менее сложно было сформировать статистику рыночных услуг. Ее развитие шло по пути оптимизации методов сбора статистической информации, совершенствования методологии формирования статистических показателей с учетом требований СНС.

С 1998 г. формирование официальной статистической информации о платных услугах населению осуществляется с учетом оценки неформальной и скрытой деятельности. Это позволило обеспечить полноту учета не только самого показателя платные услуги населению, но и показателя конечного потребления услуг в СНС и денежных расходов населения.

Были внедрены единовременные статистические обследования по новым в то время для России видам рыночных услуг – исследовалась деятельность организаций, оказывающих информационно-компьютерные услуги, игорных заведений, оценочных фирм, риэлтерских агентств, туристских фирм, организаций, оказывающих экскурсионные услуги, ломбардов, лизинговых компаний, рекламных агентств и т.п.



5.3. Статистика сельского хозяйства и сельскохозяйственная перепись.

За последние 20 лет в России отмечались существенные изменения в сельском хозяйстве. Ранее основными производителями в России являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия. В связи с перераспределением земель, выделением земельных участков собственникам изменилась структура сельскохозяйственных производителей в сторону расширения индивидуального сектора, сформировался новый тип производителей - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Произошедшие структурные изменения в отрасли обусловили реорганизацию статистического наблюдения.

В настоящее время статистическое наблюдение в сельском хозяйстве осуществляется путем текущего наблюдения выборочным методом и периодического проведения всероссийских сельскохозяйственных переписей. В соответствии с принятым в 2005 году Законом проведение сельскохозяйственных переписей в России стало регулярным, - не реже, чем раз в десять лет.

Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года была проведена в соответствии с рекомендациями ФАО ООН. Ее итоги позволили сформировать федеральные информационные ресурсы об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его производственного потенциала; обогатить сельскохозяйственную статистику данными, которых не было в текущем статистическом наблюдении.

В 2016 г. будет проведена очередная Всероссийская сельскохозяйственная перепись.

Российская сельскохозяйственная статистика уже сейчас во многом соответствует требованиям Глобальной стратегии совершенствования сельскохозяйственной статистики. В частности, на основе итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., а также проводимых федеральных статистических наблюдений, Росстат обеспечивает обмен информацией по основному набору показателей, формируемых ФАО ООН в рамках Глобальной стратегии.

5.4. Статистика строительства.

Последние годы Росстат реформирует статистику строительства. Внедряется методология расчета индексов физического объема продукции строительства на основе укрупненных видов работ с использованием индексов цен, рассчитанных методом составляющих компонентов. Мы имели возможность изучить в этой области опыт немецких коллег.



6. Социальная и демографическая статистика.

6.1 Всероссийская перепись населения.

В период 1992 – 2012 гг. произошли развитие и модернизация нормативной, организационной и методологической базы Всероссийской переписи населения. При этом максимально полно учтен опыт переписей населения, проводившихся в России вплоть до 1989 года, а также применены международные рекомендации и зарубежный опыт.

В 2002 году впервые в российской практике был принят Федеральный закон о Всероссийской переписи населения, закрепивший регулярное проведение переписей не реже чем один раз в десять лет. На его основе проведены Всероссийские переписи населения в 2002 и 2010 годы.

За эти годы существенно изменились условия проведения переписи. При советской власти предприятия и организации были обязаны направлять свой персонал для работы в качестве переписчиков. Их работа не оплачивалась за счет бюджета переписи. Уже при переписи 2002 года Росстат нанимал и оплачивал работу 700 тыс. интервьюеров и других временных работников.

Поменялись подходы к информированию населения при переписи населения: Росстатом проводится широкомасштабная информационно-разъяснительная кампания с использованием всех средств коммуникаций и технологий по связям с общественностью и рекламы.

Итоги переписи предоставляются пользователям наряду с печатными изданиями на электронных носителях информации, а также размещаются в свободном доступе на официальном интернет-сайте Росстата. Впервые в практике Росстата обеспечивается он-лайн доступ к микроданным неперсонифицированной базы Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов.



Миграция.

Изменение разрешительной системы прописки на заявительную систему регистрации населения оказали существенное влияние на учет как внешней, так и внутрироссиийской миграции. Проблема заключалась и в том, что в соответствии с новым миграционным законодательством в стране появились два вида регистрации: по месту жительства и по месту пребывания.

В середине 1990-х годов российская статистика могла собирать и обрабатывать сведения о миграции населения только при смене места жительства. Вместе с тем миграция становится одним из определяющих факторов демографического развития. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в России сложились наибольшие объемы иммиграции. В 1994 году Россия заняла 2-е место в мире после США по притоку мигрантов из других стран. Это был серьезный вызов для российской статистики.
С 2011 года система государственной статистики получает данные по долгосрочной миграции населения, соответствующие международным рекомендациям: в учет включены мигранты, зарегистрированные по месту пребывания на длительный период.

6.2 Статистика уровня жизни населения.

В течение последних 20 лет претерпела значительные изменения статистика уровня жизни населения. Фактически за эти годы она была полностью реорганизована.

Длительное время (практически с конца 19 века - 1887-1896гг, когда были проведены первые массовые исследования, организованные Статистическим бюро Воронежского земства) в их основу был заложен принцип отбора «типической семьи», а затем - территориально-производственный принцип.

Основным результатом предпринятых мер являлся переход на территориальную выборку домашних хозяйств, основанную на методе случайного отбора. Новая программа обследования, гармонизированная с принципами проведения бюджетных обследований в странах ЕС, ориентирована на получение данных о составе расходов и объемах личного потребления.

Сегодня на Интернет сайте Росстата обеспечен открытый доступ к микроданным обследования бюджетов домашних хозяйств.

Начиная с 1990 года, Российская государственная статистика формирует показатели по уровню и профилю бедности, рассчитывает показатели неравенства населения по доходам. Важно, что мы даем оценки не только и по России и по всем регионам.

В 2011 году Росстат приступил к организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам. Ее реализация направлена на обеспечение информационных потребностей хода реализации основных мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Перед Росстатом поставлена масштабная задача:

внедрение в статистическую практику 10-ти принципиально новых по своей тематике и содержанию программ выборочных обследований населения;

реализация долгосрочного плана проведения выборочных обследований населения на регулярной основе;

создание респондентской сети, охватывающей по совокупности всех обследований свыше 2,5 млн. домашних хозяйств или около 10 млн. респондентов;

В 2011 году во всех субъектах Российской Федерации было проведено комплексное наблюдение условий жизни населения, в 2012 году - выборочное наблюдение доходов и участия в социальных программах.

В 2013 году проводятся обследование рациона питания населения, обследование поведенческих факторов, влияющих на здоровье, а также обследование качества и доступности услуг в сферах здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Будет организовано проведение наблюдения по использованию населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.

В дальнейшем предстоит внедрить в статистическую практику ежегодное (регулярное) обследование доходов и участия в социальных программах, обследование использования населением суточного фонда времени, а также ряд обследований по изучению интеграционных процессов на рынке труда.

6.3 Статистика труда.

За последние 20 лет в России создана практически новая статистика труда и занятости. Она соответствует рекомендациям МОТ и учитывает потребности национальных пользователей.

С 1992 г. проводится обследование рабочей силы или, как мы его называем, обследование населения по проблемам занятости.

С 1999 года оно осуществляется с квартальной периодичностью, начиная с 2009 г. обследование проводится ежемесячно во всех регионах страны. Сегодня наблюдением охвачено 830 тыс. чел, что составляет 0,7% населения в возрасте от 15 до 72 лет.

Мониторинг рынка труда обеспечил сбор информации об экономически активном населении и позволил проследить сезонные колебания показателей занятости и безработицы как в целом по России, так и по регионам. На основании материалов обследования, начиная с 2001 года, осуществляются расчеты занятости в неформальном секторе экономики.

Помощь российским статистикам по разработке методологии этого обследования и внедрения его в статистическую практику была оказана МОТ и английскими коллегами, в рамках проекта Всемирного банка по обследованию занятости населения.

С 2001 года Росстатом проводится в соответствии с рекомендациями МОТ расчет баланса затрат труда в эквиваленте полной занятости по видам экономической деятельности. Он обеспечивает получение информации о совокупных затратах труда на производство товаров и услуг на всех видах работ для расчета индексов производительности труда в целом по стране и на региональном уровне.

С 1994 года создана статистика государственной и муниципальной службы, содержащая сведения о численности и оплате труда, составе кадров, дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих.



7. Развитие информационных технологий и ресурсов

Информационно-статистическая система Росстата пережила все этапы развития компьютерной техники и телекоммуникаций, сохраняя архитектуру распределенной системы сбора и обработки статистической отчетности.

До 90-х годов прошлого века на федеральном уровне и в территориальных органах государственной статистики обработка статистической информации осуществлялась на больших машинах (мэйнфреймах). Рабочими местами специалистов по обработке статистической информации были терминалы, подключенные к мэйнфреймам. Ввод информации осуществлялся с бумажных форм статистических отчетов в областных центрах территориальных органов государственной статистики. Статистическая отчетность принималась в районных/городских отделах и свозилась в областные центры территориальных органов государственной статистики.

В 90-х годах в системе государственной статистики стали использоваться локальные вычислительные сети, включающие сервера и рабочие станции. Оснащение районных/городских отделов статистики персональными компьютерами и развитие телекоммуникаций позволило осуществлять ввод статистической отчетности в районно-городском звене и ее передачу в областные центры по электронной почте.

В настоящее время в соответствии с принятой нами Концепцией, реализуемой до 2017 года, развитие Информационно-вычислительной сети Росстата базируется на следующих принципах.

- применение сервис-ориентированной архитектуры, что означает многократное использование функциональных элементов информационно-вычислительной сети и унификацию типовых операционных процессов.

- централизация обработки данных состоит в переводе обработки первичных данных с регионального уровня (где сохраняется контроль качества первичных данных) на федеральный.

- высокая доступность информации, которая обеспечивается консолидацией региональных данных в виртуальное единое хранилище.

- централизация распространения официальной статистической информации, - использование единого Интернет-портала Росстата на основе объединения аппаратных и программных ресурсов и унификации сервисов.

Кроме того, согласно Концепции разрабатывается Единая система метаданных с использованием методических рекомендаций и стандартов SDMX, осуществляется внедрение технологий обмена данными и метаданными в процессы предоставления Росстатом данных российской статистики по запросам международных организаций с использованием стандарта SDMX. Выгрузка статистической информации в формате SDMX предусматривается также и в ЕМИСС.

8. Открытость и доступность российской статистики для пользователей.

При распространении статистической информации Росстат обеспечивает равный доступ всех групп пользователей к официальной статистической информации, а также открытость используемых статистических методик.

В соответствии с Законом о статистике на Интернет-сайте Росстата и Интернет-сайтах территориальных органов Росстата реализован открытый бесплатный доступ ко всей официальной статистической информации. На интернет-портале мы организовали открытый доступ к используемой Росстатом методологии. Пользователям теперь доступна Энциклопедия статистических терминов. Эта большая работа была проведена в 2011 году по заказу и при участии Росстата совместно с огромным коллективом ученых и специалистов, объединенным Высшей Школой Экономики.

В 2010 году Росстат возобновил работу Научно-методологического совета, куда привлечены ведущие специалисты страны в области статистики и экономики. С 2011 года действует Общественный совет. В него входят эксперты, представители общественных организаций, СМИ и бизнес сообщества. Продолжается взаимодействие с секцией статистики Московского дома ученых. Подробная информация о их деятельности размещена на портале Росстата. Привлечение общественности и экспертного сообщества к обсуждению насущных вопросов развития статистики позволяет обеспечивать прозрачность и научную обоснованность официальной статистической методологии, удовлетворять потребности пользователей в объективной и своевременной статистической информации.


9. Международное сотрудничество Росстата.

За последние 20 лет российская статистика кардинально изменилась. Она стала более своевременной и достоверной, более эффективной, стала ближе к пользователям. Этот путь мы прошли вместе с глобальной статистической системой, которая быстро и качественно развивалась в последние два десятилетия. Еще в середине 90-х российская статистика отставала по целому ряду направлений. Сегодня мы развиваемся в унисон с международной статистикой, вносим посильный вклад в совершенствование статистических стандартов.

Статистические данные Российской Федерации официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия основным международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения Российской Федерацией взятых обязательств по международному информационному обмену. Об этом свидетельствует, в частности, присоединение России в январе 2005 года к Специальному стандарту распространения данных МВФ, а также результаты оценочных миссий ОЭСР, МВФ, Всемирного банка и Евростата.

Качественный скачок в развитии нашей статистики стал возможен во многом благодаря неоценимой помощи, которую оказывали и оказывают нам международные организации. Росстат высоко ценит внимание, которое уделяют статистические отделы секретариатов ООН, ЕЭК и ЭСКАТО, специализированных учреждений, программ и фондов ООН проблемам развития статистики в России и в нашем регионе. Со своей стороны Росстат все активнее участвует в деятельности международных экспертных групп, инициирует и реализует международные проекты. Мы признательны за привлечение наших специалистов к разработке базовых документов по новым актуальным направлениям: статистике глобализации, эколого-экономическом учету, модернизации процесса производства статистических данных. Хотел бы поприветствовать присутствующих на конференции уважаемых представителей Статистического отдела ООН, Статистического отдела ЕЭК ООН, ЮНИДО, МВФ и Всемирного банка.

Новые вызовы стоят перед отечественной статистикой в связи с вступлением в ВТО и ОЭСР. Вчера мы вместе с главным статистиком ОЭСР официально презентовали «Обзор российской статистической системы», который готовился последние четыре года. Российская статистика готова к вступлению в ОЭСР, однако многое еще предстоит сделать, в особенности в части СНС, статистики предприятий. ОЭСР нацеливает нас на более плодотворное межведомственное взаимодействие, эффективное использование административных источников.

Продолжаем многолетнее сотрудничество с Евростатом. На смену программе ТАСИС, которая послужила основной площадкой для ознакомления с зарубежным опытом, мы перешли к плодотворному взаимовыгодному сотрудничеству по национальным счетам, статистике внешней торговли, энергетической статистике.

Развиваем всестороннее сотрудничество с наднациональными органами на пространстве СНГ. Хотел бы поприветствовать представителей Статистического комитета СНГ и Евразийской экономической комиссии, которые так много делают для интеграции статистики в нашем регионе и для развития глобальной статистической системы. Особые взаимоотношения у нас с белорусскими коллегами. Эффективно работает наш Статистический совет.

Огромный вклад в развитие российской статистики внесло сотрудничество с нашими коллегами из национальных статистических служб различных стран мира. Благодаря экспертам из западных стран, их знаниям и опыту в области международных стандартов мы провели модернизацию российской статистической системы, имели возможность детально изучить передовые практики, получить консультационную поддержку.

Росстат имеет более 20 действующих соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами. И еще более чем с 30 статистическими службами осуществляется сотрудничество в рамках совместных инициатив и проектов. Хотел бы поприветствовать коллег из Абхазии, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Польши, Словакии, Финляндии, Эстонии, ЮАР, которые принимают участие в работе нашей Конференции.

Большой путь проделан нашей статистической системой за последние десятилетия, но работа по модернизации системы государственной статистики продолжается.

В рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» Правительством России принята подпрограмма «Формирование официальной статистической информации, которая предусматривает в период до 2020 года дальнейшее развитие государственной статистической системы, внедрение системы национальных счетов, совершенствование социальной и демографической статистики, проведение крупномасштабных статистических работ.

Росстатом на постоянной основе осуществляется разработка показателей, отражающих динамично меняющиеся потребности государства и общества в официальной статистической информации. Это касается, информационного обеспечения реализации государственных программ. Указы Президента Российской Федерации, направленные на достижение более высокого уровня жизни граждан за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы госсектора, роста производительности труда и инвестиционной активности в экономике, поставили перед нами новые задачи. Росстат приступил к разработке новых индикаторов, проведению дополнительных статистических наблюдений, обеспечивающих мониторинг принятых решений.

Большую и трудную работу предстоит провести в рамках оценки эффективности органов власти различных уровней и их руководителей. С учетом сжатых сроков выполнения поставленных задач по информационному обеспечению, на Росстат ложится повышенная ответственность за качество оперативной статистической информации, которая будет использоваться для оценки деятельности руководителей ведомств, губернаторов и подготовки итоговых докладов Президенту Российской Федерации.

Несмотря на то, что современная российская государственная статистика в основном удовлетворяет потребностям руководства страны и общества в официальной статистической информации, вызовы времени ставят перед Росстатом новые задачи.

Их решение потребует разработки новых индикаторов, внедрения новых обследований, ориентированных на национальные особенности развития страны и согласованных с процессом глобализации мировой экономики.

В заключение поздравляю всех тех, кто работает в российской статистике, наших ветеранов с 150-летним юбилеем Центрального статистического комитета.






Смотрите также:
Доклад Александра Суринова
311.34kb.
1 стр.
Доклад Президента Фонда Александра Невского, доктора педагогических наук Маслова Н. В. на XVI международных Рождественских образовательных чтениях
71.81kb.
1 стр.
Доклад осипова Александра Викторовича
245.21kb.
1 стр.
5. Внутренняя политика Николая 1
407.25kb.
3 стр.
План Введение Основные события восточного похода Александра Македонского Двойственность политики Александра в Азии Итоги восточного похода Наследие Александра Македонского Литература
127.96kb.
1 стр.
Доклад балабаева Александра Тимофеевича – Главы муниципального района «Город Людиново и Людиновский район»
135.66kb.
1 стр.
Публичный доклад директора моу сош №197 имени В. Маркелова Окунева Александра Олеговича «Итоги 2010-2011 учебного года»
862.09kb.
7 стр.
Доклад по теме «Сердцем прикоснись к подвигу»
68.6kb.
1 стр.
И в советской историографии политика грубой военной дисциплины последних лет правления Александра I. Название связано с именем графа, генерала от артиллерии Александра Андреевича Аракчеева, фактически осуществлявшего все руководство
1376.18kb.
6 стр.
Викторина " с именем Александра Невского"
17.44kb.
1 стр.
Поход Александра Македонского на Восток
42.73kb.
1 стр.
Доклад Главы Чебаркульского муниципального района Челябинской области Короля Александра Михайловича о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
353.09kb.
1 стр.