Главная
страница 1
ДОКЛАД

на итоговое совещание о результатах деятельности РСТ Забайкальского края в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса и транспортных организаций


  1. Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Основным принципом тарифного регулирования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса является достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей услуги. При этом каждый шаг как регулируемых организаций, так и органа регулирования является строго регламентированным и подчинён той или иной норме действующего законодательства. Исходя из этого, РСТ Забайкальского края ежегодно проводит тарифные сессии на очередной год. При этом государственное регулирование тарифов является специфической отраслью деятельности органов государственной власти, т.к. подводя итоги ушедшего года необходимо говорить об установлении тарифов на текущий год.

Так, в мае 2011 года РСТ Забайкальского края была начата тарифная сессия на 2012 год. Всего в службу было подано 407 заявлений от организаций коммунального комплекса, в том числе:

от организаций, оказывающих услуги теплоснабжения – 249;

от организаций, оказывающих услуги водоснабжения – 220;

от организаций, оказывающих услуги водоотведения – 105.

Необходимо отметить, что из года в год наблюдается увеличение числа регулируемых организаций и муниципальных образований, в которых оказываются данные услуги. Динамика количества таких организаций представлена на слайдах (1,2,3)


Как видно из представленных графиков, количество организаций, оказывающих услуги теплоснабжения и подавших заявки на 2012 год, выросло по отношению к предыдущему году на 2,9 %. При этом рост к 2009 году составляет 37,6 % или 68 организаций. Данный факт обусловлен передачей ведомственных котельных на обслуживание специализированным организациям. Необходимо отметить, что в 2011 году на количество организаций, оказывающих услуги, влияло два полярных фактора:

  1. передача котельных, находившихся ранее в районных управлениях образования специализированным организациям, что влекло увеличение количества теплоснабжающих организаций,

  2. создание единой теплоснабжающей организации, обеспечивающей теплом объекты Министерства обороны – ОАО «РЭУ», что привело к сокращению количества теплоснабжающих организаций.

При этом количество муниципальных образований, в которых установлены тарифы на тепловую энергию на 2012 год возросло по отношению к 2009 году на 49,3 % (или 66).

Таблица 1



Количество организаций, оказывающих коммунальные услуги

Период

тепло

вода

стоки

кол-во

% роста

кол-во

% роста

кол-во

% роста

2009 год

181

 

160

 

97

 

2010 год

241

133,1%

203

126,9%

104

107,2%

2011 год

242

100,4%

220

108,4%

105

101,0%

2012 год

249

102,9%

214

97,3%

100

95,2%

2012 к 2009

 

137,6%

 

133,8%

 

103,1%

Таблица 2



Количество муниципальных образований, в которых оказываются коммунальные услуги

Период

тепло

вода

стоки

кол-во

% роста

кол-во

% роста

кол-во

% роста

2009 год

134

 

130

 

80

 

2010 год

187

139,6%

162

124,6%

87

108,8%

2011 год

202

108,0%

178

109,9%

90

103,4%

2012 год

200

99,0%

181

101,7%

91

101,1%

2012 к 2009

 

149,3%

 

139,2%

 

113,8%

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении организаций, оказывающих услуги водоснабжения. Так, количество регулируемых организаций с 2009 года по 2012 год возросло на 54 или 33,8 %, количество муниципальных образований, в которых оказываются данные услуги, увеличилось на 39,2 %. В водоотведении ситуация практически не изменилась. Это связано прежде всего с ограниченным количеством очистных сооружений на территории края. С 2009 года по 2012 год количество организаций водоотведения увеличилось на 3 организации (или 3,1 %), количество муниципальных образований, в которых оказываются услуги водоотведения, выросло на 13,8 %.

Для услуг водоснабжения и водоотведения характерно сокращение числа регулируемых организаций в связи с созданием единой организации коммунального комплекса, оказывающей услуги для нужд Министерства обороны – ОАО «Славянка».

В 2011 году органом регулирования была проведена большая работа по установлению тарифов для вновь образованных организаций, которым была передана коммунальная инфраструктура объектов Министерства обороны Российской Федерации – ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и ОАО «Славянка». Так, РСТ Забайкальского края были произведены расчёты по 144 котельным и установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «РЭУ» в 34 муниципальных образованиях Забайкальского края. Для этого рабочей группой службы были осуществлены выезды практически во все населённые пункты, в которых оказываются услуги теплоснабжения ОАО «РЭУ» (за исключением отдалённых Мангут, с. Верх-Усугли и др.)

Расчёты экономической обоснованности тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ОАО «Славянка», были произведены для 18 населённых пунктов.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что многие организации регулируются не первый год, количество, а самое главное, качество подаваемых материалов оставляет желать лучшего. Так, из 407 организаций, подавших заявление об установлении тарифов, только 173 организации или 42,5 % подали документы с соблюдением норм действующего законодательства: в установленные сроки, заверенные надлежащим образом и в полном объёме, предусмотренном Правилами государственного регулирования тарифов.

Для таких организаций РСТ Забайкальского края был применён метод экономической обоснованности тарифов. Для остальных организаций коммунального комплекса органом регулирования в соответствии с предоставленным правом был применён метод индексации.

Такой подход организаций коммунального комплекса к тарифному регулированию является тупиковым, поскольку не позволяет РСТ Забайкальского края в полной мере оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса, провести анализ, внести корректировки в расчёты на следующий период регулирования.

Стоит сказать, что количество организаций коммунального комплекса, в отношении которых применён метод экономической обоснованности затрат на 2012 год, выросло по отношению к 2011 году. Связано это прежде всего с созданием подведомственного РСТ Забайкальского края государственного казённого учреждения «Центр экспертиз», которому дано право проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, что позволило снизить нагрузку на штатных специалистов службы, а следовательно более детально отработать порядок подачи документов с регулируемыми организациями для установления тарифов и требования к ним.

Что касается полезного отпуска тепловой энергии, то его динамика не настолько показательна, как увеличение числа регулируемых организаций. За период с 2009 года по 2012 год полезный отпуск вырос на 9,2 %. Динамика полезного отпуска и его структура приведены на слайдах.

Таблица 3

Динамика полезного отпуска и структура полезного отпуска тепловой энергии



Группа потребителей

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Гкал

%

Гкал

%

Гкал

%

Гкал

%

Население

3 705 896,09

67,9%

3 708 959,58

65,3%

3 748 348,70

64,1%

3 857 419,87

64,7%

Бюджетные потребители

1 082 020,69

19,8%

1 227 566,65

21,6%

1 452 390,78

24,8%

1 445 982,38

24,3%

Прочие потребители

671 755,87

12,3%

742 843,05

13,1%

650 926,61

11,1%

656 381,59

11,0%

Итого

5 459 672,65

100,0%

5 679 369,28

100,0%

5 851 666,09

100,0%

5 959 783,84

100,0%

% роста по отношению к предыдущему периоду










104,0%




103,0%




101,8%

Как видно из приведённых диаграмм наибольшую долю в структуре полезного отпуска занимает отпуск тепла по группе потребителей «Население» (более 60 %). Динамику к увеличению имеет полезный отпуск по группе «Бюджетные потребители», что обусловлено передачей ведомственных котельных на обслуживание специализированным организациям, а также созданием ОАО «РЭУ»

Наибольший удельный вес в полезном отпуске тепла занимает ОАО «ТГК-14». Доля данной организации, отпускающей тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, составляет порядка 45 % в общем полезном отпуске по региону (слайд).

Таблица 4



Структура полезного отпуска по организациям

Теплоснабжающая организация

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Гкал

Доля, %

Гкал

Доля, %

Гкал

Доля, %

Гкал

Доля, %

ТГК-14

2 550 051

46,71%

2 550 051

44,90%

2 618 094

44,74%

2 714 579

45,55%

РЭУ

 

0,00%

 

0,00%

572 084

9,78%

572 084

9,60%

Прочие теплоснабжающие организации

2 909 622

53,29%

3 129 318

55,10%

2 661 488

45,48%

2 673 121

44,85%

Итого

5 459 673

1,00

5 679 369

1,00

5 851 666

1,00

5 959 784

1,00

Что касается услуг водоснабжения и водоотведения, то здесь наибольший удельный вес в общем объёме отпуска воды и отведённых стоков занимают такие организации как ОАО «Водоканал-Чита», ОАО «ППГХО», ОАО «Славянка».

Как отмечалось выше, при расчёте тарифов для большинства организаций был применён метод индексации установленных тарифов.

При расчёте тарифов применялись коэффициенты-дефляторы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством Российской Федерации на заседании 21 сентября 2011 года:



  • к заработной плате применяется индекс роста в размере 106,0 %;

  • к топливу на технологические цели (уголь) – 105,1 %;

  • к топливу на технологические цели (мазут) – 100,9 %;

  • к услугам железнодорожного транспорта – 114,1 %;

  • к прочим статьям условно постоянных расходов – 103,0 %;

  • к энергии на технологические цели – 111,0 %;

  • к амортизационным отчислениям – 100,0 %.

В целом структура затрат по отношению к 2011 году не изменилась. Так, наибольший удельный вес в структуре затрат теплоснабжения составляют расходы на уголь 41,6 %, на втором месте – расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (более 22,5 %), далее следуют расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (12,3 %), затем – затраты на покупную электрическую энергию.

Таблица 5



Структура затрат на услуги теплоснабжения

Забайкальский край

С 01 января 2012 года

С 01 сентября 2012 года

Предложение на 2012 год

Доля

Предложение на 2012 год

Доля

Топливо на технологические цели

2 599 201,62

38,54%

3 158 011,19

41,57%

Вода на технологические цели

49 800,08

0,74%

54 549,55

0,72%

Затраты на покупную тепловую энергию

90 211,05

1,34%

101 361,14

1,33%

Оплата труда производственных рабочих

1 210 655,90

17,95%

1 283 295,25

16,89%

Отчисления на соц. нужды с оплаты труда производственных рабочих

414 751,55

6,15%

439 636,64

5,79%

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, в том числе

904 674,19

13,41%

931 814,42

12,27%

Амортизация, включая амортизацию производственного оборудования

185 821,95

2,75%

185 821,95

2,45%

Цеховые расходы

147 053,37

2,18%

155 054,50

2,04%

Общехозяйственные расходы всего, в том числе:

464 029,69

6,88%

483 600,45

6,37%

Затраты на покупную электрическую энергию

678 743,61

10,06%

803 768,88

10,58%

Итого расходы

6 744 943,01

100,00%

7 596 913,97

100,00%

Структура затрат на услуги водоснабжения также не претерпела значительных изменений. Наибольший удельный вес занимают расходы на электрическую энергию (более 34,5 %), затем расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды (около 27 %). Аналогичная структура затрат отмечается и в водоотведении.



Таблица

Структура затрат на водоснабжение



Забайкальский край

2011 год

2012 год

Сумма, тыс. руб.

Доля

Сумма, тыс. руб.

Доля

Себестоимость

979 670,85

 

1 070 876,05

 

Затраты на покупную электрическую энергию

312 214,68

31,87%

369 724,95

34,53%

Расходы на оплату труда основного производственного персонала

200 029,86

20,42%

212 031,66

19,80%

Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда основного производственного персонала

68 394,45

6,98%

72 498,12

6,77%

Амортизация основных средств

28 502,83

2,91%

28 502,83

2,66%

Ремонт и техническое обслуживание основных средств

33 397,41

3,41%

34 399,33

3,21%

Покупная вода, в том числе:

22 341,25

2,28%

24 612,57

2,30%

Материалы и запасные части

24 425,22

2,49%

25 157,97

2,35%

Прочие прямые расходы

75 455,29

7,70%

77 718,95

7,26%

Цеховые расходы

56 129,61

5,73%

58 890,09

5,50%

Общеэксплуатационные расходы

126 361,24

12,90%

131 698,67

12,30%

Налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (без единого социального налога)

16 470,46

1,68%

16 964,57

1,58%

Расходы на ГСМ (или/и расходы на аренду спецтехники)

15 948,54

1,63%

18 676,33

1,74%

Исходя из вышеуказанных условий РСТ Забайкальского края были сформированы тарифы на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения. Данные тарифы были установлены в рамках индексов, предусмотренных ФСТ России. Необходимо отметить, что с момента введения таких индексов тарифы, устанавливаемые РСТ Забайкальского края, принимались в их рамках (слайд). На 2012 год установлены следующие средние по краю индексы



  • На тепловую энергию:

с 01 января 2012 года – 100,0% (по отношению к 31 декабря 2011 года);

с 01 июля 2012 года – 5,4 % (по отношению к 30 июня 2012 года);



с 01 сентября 2012 года – 103,1 % (по отношению к 31 августа 2012 года).

Наименование

В целом по группам потребителей

Тариф, руб/Гкал

2009 г.

2010 г.

% роста

1. Предельный уровень, установленный ФСТ России

-

-

112,0%

2. Расчет предельных индексов РСТЦ

941,68

1 051,52

111,7%




Наименование

В целом по группам потребителей

Тариф, руб/Гкал

2010 г.

2011 г.

% роста

1. Предельный уровень, установленный ФСТ России

-

-

113,1%

2.. Расчет предельных индексов РСТЦ

1 065,79

1 204,43

113,0%




Наименование

В целом по группам потребителей

Тариф, руб/Гкал

2011 г.

01.01.2012 г.

% роста

1. Предельный уровень, установленный ФСТ России

-

-

100,0%

2. Расчет предельных индексов РСТЦ

1 348,35

1 348,49

100,0%




Наименование

В целом по группам потребителей

Тариф, руб/Гкал

2011 г.

01.07.2012 г.

% роста

1. Предельный уровень, установленный ФСТ России

-

-

106,0%

2. Расчет предельных индексов РСТЦ

1 348,35

1 421,16

105,4%




Наименование

В целом по группам потребителей

Тариф, руб/Гкал

31.08.2012 г.

01.09.2012 г.

% роста

1. Расчет предельных индексов ФСТ России

-

-

105,6%

2. . Расчет предельных индексов РСТЦ

1 421,16

1 465,12

103,1%




  • На водоснабжение и водоотведение:

с 01 января 2012 года – 100,0% (по отношению к 31 декабря 2011 года);

с 01 июля 2012 года – 105,7 % (по отношению к 31 декабря 2011 года);



с 01 сентября 2012 года – 109,2 % (по отношению к 31 декабря 2011 года).

Сфера регулирования товаров (услуг)

Утверждено на 2010 г.

Утверждено на 2011 г.

ФСТ России в среднем по Забайкальского края

РСТЦ в среднем по муниципальным образованиям

По тарифным решениям в среднем по Забайкальского края

ФСТ России в среднем по Забайкальского края

РСТЦ в среднем по муниципальным образованиям

По тарифным решениям в среднем по Забайкальского края

Водоснабжение

-

111,8%

111,8%

113,7%

112,9%

112,9%

Водоотведение

-

111,0%

111,0%

113,7%

110,3%

110,3%

ТБО

-

117,9%

117,9%

-

106,7%

106,7%




Сфера регулирования товаров (услуг)

Утверждено на 01.01.2012 г.

Утверждено на 01.07.2012 г.

Утверждено на 01.09.2012 г.

ФСТ России в среднем по Забайкальского края

РСТЦ в среднем по муниципальным образованиям

По тарифным решениям в среднем по Забайкальского края

ФСТ России в среднем по Забайкальского края

РСТЦ в среднем по муниципальным образованиям

По тарифным решениям в среднем по Забайкальского края

ФСТ России в среднем по Забайкальского края

РСТЦ в среднем по муниципальным образованиям

По тарифным решениям в среднем по Забайкальского края

Водоснабжение

100,0%

100,0%

100,0%

106,0%

105,7%

105,7%

111,9%

108,7%

108,7%

Водоотведение

100,0%

100,0%

100,0%

106,0%

105,7%

105,7%

111,9%

109,2%

109,2%

ТБО

-

100,0%

100,0%

-

102,7%

102,7%

-

102,7%

102,7%

При этом индекс изменения размера платы для населения также находится в рамках, предусмотренных на федеральном уровне, и составил:



  • с 01 января 2012 года – 100 % по отношению к 31 декабря 2011 года;

  • с 01 июля 2012 года – не более 112,0 % по отношению к 31 декабря 2011 года, за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых рост платы граждан не превышает 115,0 %.

Таким образом, подводя итоги тарифного регулирования на 2012 год можно отметить, что все тарифы были установлены с соблюдением норм действующего законодательства в рамках предельных уровней, установленных ФСТ России.

Несколько слов необходимо сказать о контрольной деятельности РСТ Забайкальского края в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В связи с большой загруженностью специалистов (в 2010-2011 годах на одного специалиста, производившего расчёты, приходилось порядка 45 организаций коммунального комплекса), контрольная деятельность сводилась в основном к мониторингу текущей ситуации. Так, в феврале 2011 года был проведён масштабный мониторинг изменения размера платы граждан во всех поселениях Забайкальского края. Значительных нарушений установлено не было. В 2011 году сотрудниками службы было проведено 14 внеплановых проверок, по результатам 7 из которых установлены нарушения в сфере правильности применения установленных тарифов, выданы предписания. Все предписания были исполнены в первоначальный срок. Экономический эффект от проведённой работы составил 4 455,5 тыс. руб.

В связи с передачей функций по проведению экспертизы экономической обоснованности тарифов и подготовки соответствующей отчётности в ГКУ «Центр экспертиз», РСТ Забайкальского края значительно активизировала свою контрольную деятельность при проверке организаций коммунального комплекса. Так, на 2012 год запланировано 25 плановых выездных проверок. За неполные 3 месяца 2012 года уже проведено 10 внеплановых проверок, в 9 случаях установлены нарушения, связанные с порядком применения тарифов и определения размера платы за коммунальные услуги. Всем организациям выданы предписания, исполнение которых поставлено на контроль. Экономический эффект составил 787,9 тыс. руб. В настоящее время в работе остаётся ещё пять контрольных мероприятий.

Также в 2011 году РСТ Забайкальского края значительно активизирована работа с регулируемыми организациями, направленная на раскрытие стандартов информации, подлежащей свободному доступу. На официальном сайте создан специальный раздел, в котором размещаются заполненные организациями коммунального комплекса формы. Однако, несмотря на то, что стандарты информации раскрываются уже второй год, многие регулируемые организации не считают для себя необходимым осуществлять публикацию такой информации. Именно поэтому одним из приоритетных направлений службы в 2012 году станет контроль за фактом размещения информации, подлежащей свободному доступу и достоверности раскрытия такой информации.

Необходимо сказать, что РСТ Забайкальского края были разработаны и утверждены требования к программам энергосбережения. Данные требования были разработаны по следующим направлениям:


  • для крупных энергоснабжающих организаций (ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «ТГК-14»),

  • для теплоснабжающих организаций;

  • для организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основными направлениями данных программ явились снижение технологических потерь электрической и тепловой энергии, воды при их транспортировке, экономия топливно-энергетических ресурсов.

Все регулируемые организации обязаны были разработать такие программы. Вместе с тем, как показал проведённый анализ, не более 10 % от общего числа организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, разработали такие программы. В настоящее время РСТ Забайкальского края проводит мониторинг наличия программ энергосбережения и анализ их выполнения. В связи с изменениями в действующем законодательстве разработаны и в скором времени будут приняты новые требования к программам энергосбережения. При этом РСТ Забайкальского края в рамках тарифной сессии на 2013 год будет жестко следить за наличием таких программ у регулируемых организаций, а их предоставление будет включено в перечень обязательных документов, предоставляемых вместе с тарифной заявкой.

В заключение стоит отметить, что РСТ Забайкальского края уже начата подготовка к очередной тарифной сессии на 2013 год. В рамках этого подготовлены и будут разосланы информационные письма о порядке регулирования тарифов на следующий период регулирования, а также требованиях к предоставляемым документам. На апрель-май 2013 года запланирован масштабный мониторинг производственных программ организаций коммунального комплекса.

В рамках вновь принимаемых полномочий РСТ Забайкальского края также будет начата работа с инвестиционными программами коммунального комплекса.

Ну и конечно продолжена контрольная деятельность.

Спасибо за внимание.



__________


Смотрите также:
Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
269.91kb.
1 стр.
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области
65.72kb.
1 стр.
Методическое пособие «Реформа жилищно-коммунального хозяйства»
922.38kb.
4 стр.
Госстрой россии академия коммунального хозяйства
365.3kb.
1 стр.
Реализация Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в 2013 г реализация мероприятий Программы характеризуется следующими показателями: По подпрограмме «Чистая вода»
184.92kb.
1 стр.
Владимир Шапкин: «Проблемы Подмосковья в сфере жкх власть может решить только с помощью граждан»
15.25kb.
1 стр.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
1051.87kb.
4 стр.
Отчет отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики за 2012 год
41kb.
1 стр.
Программа стажировки включает
18.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по отбору региональных проектов участников конкурса Ежегодная общественная премия «Регионы устойчивое развитие»
159.35kb.
1 стр.
Анализ жилищно коммунального хозяйства Нижегородской области  Март 2010 год
639.69kb.
4 стр.
Закона от 21. 07. 2007 №185-фз «о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
19.81kb.
1 стр.