Главная
страница 1
Пояснительная записка

Новая история XV-XVIII века и

История России XVIIV111века

Рабочая учебная программа по истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Положения о порядке разработки и утверждения рабочих учебных программ по предметам, элективным учебным предметам, курсам по выбору, утвержденного приказом МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары №82 от 30.09.2011г., рабочей программы по всеобщей истории для 5 -9 классов (А. А. Вигасин, Г. И. Годер и др. – М.: Просвещение, 2011.) и рабочей программы по истории России для 6 – 9 классов (А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011).

МБОУ «СОШ№57» города Чебоксары является общеобразовательной школой с углубленным изучением отдельных предметов. История изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по истории.

Рабочая программа по истории ориентирована на использование базового учебника истории для 7 класса: Новая история. 1500 – 1800 и История России с конца16в. до конца 18 в., рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2012-2013 учебном году, утвержденного приказом МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары № 32 от 16.03.2012 г.

Цели и задачи изучения предмета.

В результате изучения курса учащиеся 7 класса должны получить знания:



  • об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях , произошедших в мире за 300 лет – с конца XV до начала XX в.:

  • о понятии Нового времени и его периодизации;

  • о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;

  • о зарождении и развитии капитализма;

  • о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;

  • о бурном экономическом развитии в Европе и США , приведшем к зарождению и развитию империализма.

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории; анализу целей и результатов; выявлению общего и различного ; объяснению фактов; использованию внешкольных источников информации ( книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы.)

На уроках истории учащиеся могут овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Основная функция заключается в следующем: формирование исторического мышления, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, , науки; умение анализировать т описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

По программе на изучение истории в 7 классах отводится 68 часов (т.е. 2 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары (приказ по МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары от 30.06.2012 г. № 75) и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г



Содержание программы учебного предмета

Структура программы.

п/п

Название раздела

Кол-во часов



Мир в начале Нового времени.

16



Ранние буржуазные революции.

4



Эпоха Просвещения. Время преобразований.

9



Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

3



Россия на рубеже 16 – 17 вв.

4



Россия в 17 веке.

8



Россия при Петре1.

8



Россия в 1725 – 1762 гг.

5



Россия в 1762 – 1801 гг.

11


Основное содержание.

ИСТОРИЯ РОССИИ В 16-18 ВЕКАХ.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.



Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.



Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Русская культура XVII в.Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.



Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.



Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.



Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия.Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцветкрепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Русская культура второй половины XVIII Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба




График контрольных и лабораторных работ




Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


уроков

Самостоятельные

работы


(колич. часов)

Дата

Лабораторные работы

(колич. часов)



Дата

1.

Мир в начале Нового времени

16

15

1










2

Эпоха просвещения.

9

8

1










3

Россия на рубеже 16 – 17вв.

4

3

1










4

Россия в 17 веке

8

7

1










5

Россия при

Петре 1


9

8

1










6

Россия в 1725 – 1762 гг.

5

4

1










7

Россия в 1762 – 1801 гг.

11

9

2










Календарно-тематический план по Новой истории в 7 классе.
Учебный год - 2012-2013 Класс – 7а, 7б. Количество часов в неделю: 2, количество часов в год: 32, количество резервных часов: 0

Количество самостоятельных работ: 2.


Глава 1. Мир в Начале Нового времени (16 ч.)

№ урока

Кол-во часов

Тема


дата



Тип урока

Промеж. и итогов. контроль

примечание

1

1

Введение.




Изучение нового материала.







2

1

Технические открытия и выход к Мировому океану.




Комбинированный







3

1

Встреча миров. Великие географические открытия.




Групповая работа







4

1

Усиление королевской власти.




Комбинированный







5

1

Дух предпринимательства преобразует экономику.




Комбинированный







6

1

Европейское общество в раннее Новое время.




Групповая работа







7

1

Повседневная жизнь.




Комбинированный







8

1

Великие гуманисты.




Групповая работа







9,10

2

Мир художественной культуры.




Групповая работа, доклады







11

1

Рождение новой европейской науки.




Комбинированный







12

1

Начало Реформации в Европе.




Комбинированный







13

1

Распространение Реформации в Европе.




Комбинированный







14

1

Королевская власть и Реформация в Англии.




Комбинированный







15

1

Религиозные войны и укрепл. Абсолютизма во Франции.




Комбинированный







16

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль





Глава 2. Ранние буржуазные революции (4 ч.)

17

1

Нидерландская революция и рождение респ.-ки Голландия




Изучение нового материала.







18

1

Парламент против короля. Революция в Англии.




Комбинированный







19

1

Путь к парламентской монархии.




Комбинированный







20

1

Международные отношения в16 – 17 веках.




Групповая работа








Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (9 ч.)

21

1

Великие просветители Европы.




Комбинированный







22

1

Художественная культура Европы эпохи Просвещения.




Групповая работа







23

1

На пути к индустриальной эпохе.




Комбинированный







24

1

Английские колонии в Северной Америке.




Лекция.







25

1

Война за независимость и образование США.




Комбинированный







26

1

Франция в 18 в. Причины и начало Велик. Франц. револ.




Лекция







27,

28


2

Великая Французская революция.




Комбинированный







29

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль




Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

30

1

Государства Востока: традиц. общество в эпоху раннего Нового времени.




Изучение нового материала.







31

1

Начало европейской колонизации.




Комбинированный







32

1

Колониальный период в Латинской Америке.




Комбинированный









Календарно-тематический план по истории России в 7 классе.
Учебный год - 2012-2013. Класс – 7а, 7б. Количество часов в неделю: 2, количество часов в год: 36, количество резервных часов: 0

Количество самостоятельных работ: 6


Глава 1. Россия на рубеже 16 – 17 веков (4 ч.)

№ урока

Кол-во часов

Тема


дата

Тип урока


Промеж. и итогов. контроль

примечание

33

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.




Изучение нового материала.







34

1

Смута.




Комбинированный







35

1

Окончание смутного времени.




Комбинированный







36

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль






Глава 2. Россия в 17 веке (8 ч.)

37

1

Новые явления в экономике России.




Изучение нового материала.







38

1

Основные сословия российского общества.




Комбинированный







39

1

Политическое развитие страны.




Комбинированный







40

1

Власть и церковь.

Церковный раскол.






Групповая работа







41

1

Народные движения.




Комбинированный







42

1

Внешняя политика.




Комбинированный







43

1

Образование и культура.




Групповая работа







44

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль




Глава 3. Россия при Петре1 (9 ч.)

45

1

Предпосылки петровских преобразований.




Изучение нового материала.







46

1

Пётр 1. Россия на рубеже веков.




Комбинированный







47

1

Северная война.




Комбинированный







48

1

Реформы Петра 1.




Лекция.







49

1

Экономика России в первой четверти 18 века.




Комбинированный







50

1

Народные движения в первой четверти 18 века.




Лекция







51

2

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века.




Групповая работа, доклады







52

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль




Глава 4. Россия в 1725 – 1762 гг. (5 ч.)

53,

54


2

Дворцовые перевороты.




Изучение нового материала.







55

1

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.




Комбинированный







56

1

Внешняя политика в 1725 – 1762 гг.




Комбинированный







57

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль




Глава 5. Россия в 1762 – 1801 гг. (11 ч.)

58

1

Внутренняя политика Екатерины 2




Изучение нового материала.







59

1

Крестьянская война под предводительством Пугачёва




Комбинированный







60

1

Экономическое развитие России во второй пол.18 века.




Комбинированный







61,

62


2

Внешняя политика

Екатерины 2.






Групповая работа







63

1

Россия при Павле 1.




Комбинированный







64

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Промеж. контроль




65

1

Наука и образование




Групповая работа, доклады







66,

67


2

Художественная культура.




Групповая работа, доклады







68

1

Повторительно-обобщающий урок.




Самостоятельная работа

Итоговый контроль






Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

  1. Знать хронологию и даты важнейших событий.

  2. Уметь характеризовать место, обстоятельства, участников, особенности, результаты исторических событий; классифицировать факты по различным признакам.

  3. Понимать историческую карту, ориентироваться в ней; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

  4. Анализировать различные факты, различать причину и следствие исторических событий и явлений; излагать суждения о причинах и следствия исторических событий.

  5. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценок сущности современных событий.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Учебно-программные

  1. Программа для общеобразовательных учреждений «Новая история. 7-8 классы». Авторы: А.Я. Юдовская, А.А. Баранов; «История России. 6-9 классы». Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

  • Учебно-теоретические ( учебники, пособия, конспекты лекций)

  1. А.Я. Юдовская, А.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История Нового времени,1500-1800. – М.: Просвещение, 2010.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конца 16 – 17 вв. – М.: Просвещение, 2010.




  • Учебно-практические( сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии)

1. А.Я. Юдовская Рабочая тетрадь по Новой истории. 1500 – 1800 гг. в 2-х частях – М.: Пр., 2012.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь по истории России к.16 – 17 вв. – М.: Пр.,2012.



  • Учебно-методические

  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конца 16 – 17 вв.: поурочные разработки – М.: Просвещение, 2008.

  • Т.П.Андреевская Тесты по истории России 16-17 вв. – М.: Экзамен, 2007.

  • Контрольно-измерительные материалы. История России – М.: ВАКО, 2010.

  • Учебно-справочные

  • Учебно-наглядные ( альбомы, атласы)

  • Атлас по Новой истории с комплектом контурных карт. – М.: ФГУП ПКО «Картография», 2011.

  • Атлас по истории России с древнейших веков до конца 18 века с комплектом контурных карт. - М.: ФГУП ПКО «Картография», 2011.

  • Интернет ресурсы

Образовательные сайты

Энциклопедии. Словари. Справочники
http://www.rubricon.com/ Рубрикон. Энциклопедии, энциклопедические словари и Алексеевич. Отмена местничества. Основные справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари "История Отечества" и "Всемирная история", Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе "Образование" - ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Доступ к полным текстам статей платный.

http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий. Русскоязычные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники: универсальные (Брокгауз, «Мир вокруг нас»…), отраслевые (юридическая, медико-биологическая, народы и религии мира…), региональные («Американа», «Япония от А до Я»…), специальные, персональные.

http://dictionary.fio.ru/ Педагогический энциклопедический словарь. Ресурс Федерации Интернет-образования. Полная электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря", выпущенного в 2002 году под редакцией издательства "Большая Российская Энциклопедия".


Смотрите также:
Пояснительная записка Новая история XV-XVIII века и История России xvii-хv111века
206.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
298.15kb.
1 стр.
Россия в XVII столетии
105.34kb.
1 стр.
Интегрированный урок по курсу «История России XVII xviii в в.»
128.28kb.
1 стр.
Пояснительная записка История России XIX век и Новая история 1800-1900 гг
281.3kb.
1 стр.
Пояснительная записка Новейшая история и История России 20 -21 века
304.08kb.
1 стр.
История немецкой литературы; история западноевропейской литературы XVIII в
215.45kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «История России с древнейших времен до конца XVII века»
299.14kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История зарубежной литературы»
1782.77kb.
7 стр.
Пояснительная записка По курсу «История России. ХХ начало хх1 вв.» для 9 класса
300.59kb.
2 стр.
История немецкой литературы; история западноевропейской литературы XVIII в
206.04kb.
1 стр.
Тематическое планирование по истории 6 кл. (28 часов-история средних веков;32 часа история России с древнейших времён до к. XVI в.; Нрк-10 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 5-9 класс
320.32kb.
1 стр.