Главная
страница 1
Описание проекта «ПОДНЯТЬ САМОЛЕТЫ, ВЕРНУТЬ ИМЕНА -2»
1. Краткая аннотация проекта
Мы выбрали именно эту тему для нового проекта потому, что в ходе реализации проекта 2007 года мы вышли на целый ряд новых сведений, архивных данных, результатов поисковой работы, которые не позволяют нам закрыть тему АЛСИБа. Больше того, реализация проекта «Поднять самолеты, вернуть имена» (экспедиция на восток края, создание передвижной выставки, проведение научно-практической конференции и т.д.) получила большой резонанс не только в городе Красноярске, но и в России благодаря СМИ.

В результате чего значительно расширился круг наших единомышленников, появились новые партнеры проекта, которые охотно будут с нами сотрудничать в наших делах и в дальнейшем. Так общественная молодежная организация «Вечный огонь», имеющая постоянную финансовую поддержку от Комитета по делам молодежи Красноярского края, готова сотрудничать с нами в рамках проекта и оказать нам материальную помощь на проведение летних экспедиций 2008 года.

Неподдельный интерес вызвала деятельность по проекту у наших коллег, занимающихся темой трассы АЛСИБ, из США ( штат Аляска). Директор центра «Аляска-Сибирь» А. Долицкий выразил желание приехать в Красноярск летом 2008 года для более близкого с нами знакомства и возможного решения вопроса об установке монумента советскому и американскому воинам-летчикам в краевом центре. Подобный монумент уже открыт в г. Фербенкс на Аляске летом 2006 года.

К нам поступили многочисленные сведения о местах падения самолетов времен ВОВ в различных районах края, в частности, в районе станции Крючково, Снежница, речки Рыбной Рыбинского района и др. Вполне возможно, что все эти самолеты прибыли в Красноярск именно по воздушной трассе «Красноярск-Уэлькаль» ( трассе АЛСИБ). Это нам и предстоит выяснить в ходе наших будущих летних экспедиций.

В декабре 2007 года инициативной группой проекта была создана Региональная молодежная общественная организация «Живое право», устав которой предполагает более

интенсивную деятельность в историко-патриотическом направлении.


Наш проект предполагает работу по следующим направлениям:
- Организация и проведение экспедиций в Рыбинский район Красноярского края

( 30 км от г. Зеленогорска), в район станции Крючково к месту падения военных самолетов в 1943 году. В окрестностях станции Крючково по нашим данным сохранились останки еще трех самолетов;

- Проведение научно-практической конференции по теме: «Секретная трасса «АлСиБ» с приглашением историков, поисковиков, просто интересующихся данной темой. Предполагается приглашение гостей из Иркутска, Братска, районов Красноярского края;

- Создание документального фильма о результатах поисковой работы по теме трассы; который будет распространяться по учебным заведениям, кадетским корпусам, общественным объединениям военно-патриотического направления.;

- Создание передвижной выставки по теме трассы, которая поможет более наглядно и доходчиво рассказывать молодежи о малоизвестных страницах ВОВ и о поисковой работе в Красноярском крае;


  • Расширение имеющейся в школьном музее экспозиции, посвященной трассе, с целью наибольшего привлечения внимания учащихся и вовлечения их в поисковую и исследовательскую деятельность.

В реализации проекта будут принимать участие старшие учащиеся лицея № 11– авторы научного исследования по теме трассы, постоянные участники всех мероприятий

школьного музея, касающихся темы истории трассы АЛСИБ ( 17 лет); учащиеся МОУ 148

г.Красноярска, принимавшие участие в экспедиции 2007 года (16 лет);учащиеся школы № 19 г.Красноярска; учащиеся кадетского корпуса г. Зеленогорска ( 17 лет); члены общественного Объединения «Солдатская слава» (25-28 лет).

Руководителем проекта будет, как и в прошлом году, его автор – О.Л. Подборская.

Все мы объединены одной общей идеей: узнать как можно больше информации о такой малоизвестной странице ВОВ, как «Секретная трасса АЛСИБ». Эти сведения нам необходимы для увековечивания памяти участников трассы, которые глубоко в тылу врага подвергались смертельной опасности при перегонке американской техники.

Уверены, что молодые люди, всерьез заинтересованные темой, будут иначе относиться к старшему поколению, прошедшему войну, к истории России в целом.

О патриотизме чаще всего читают в книжках и учебниках. Но патриотами таким способом не становятся. Работа с реальной исторической памятью, «встреча» ученика с прошлым, вовлечение его в поиск собственных ответов на непростые вопросы истории нашего государства, - вот пути «разговора» о патриотизме.

2. Краткое описание организации:

Школьный музей «Моя малая Родина» создан в сентябре 2005 года, к 70-летию школы № 40, три года назад ставшей лицеем. 8 декабря 2005 г. мы получили свидетельство о регистрации музея за № 10637. Руководителем музея является Ольга Леонидовна Подборская – выпускница нашей школы, имеющая опыт музейной работы в Культурно-историческом музейном комплексе.

Музей располагает площадью 84 кв.м и четырьмя основными разделами:

«История школы», «Была война и была победа», «Секретная трасса «АлСиб», «Чемодан памяти». Есть место для сменных экспозиций и выставок. Летом 2008 года экспозиция музея пополнилась передвижной выставкой, моделями самолетов времен ВОВ, другими экспонатами по теме трассы благодаря гранту от БО «Фонд «Центр социальных программ».

Передвижная выставка дважды экспонировалась в Культурно-историческом музейном комплексе, в музейном комплексе г. Железногорска, участвовала в научно-практической конференции г. Иркутска.

Нашими достижениями является следующие значимые события:

- открытие памятной доски на «Авиадоме» - 5 мая 2005 года;

- участие выставки «Чемодан памяти» в международных музейных биеннале – июнь 2005 г.;

- звание Лауреата краевых биеннале школьных музеев - май 2006 года;

- звание лауреата городского фестиваля школьных музеев «Россия. Молодость. Мечта.» В номинации «Виртуальный музей».- ноябрь 2006 г.

- открытие обновленного памятника воинам-летчикам, погибшим во время катастрофы

17 ноября 1942 года в г. Красноярске ноябрь 2007 г.

Кроме того, исследовательской группой музея ведется постоянная работа по теме исторического краеведения. Две работы 2006 года стали лауреатами районной и краевой научных конференций учащихся, работы двух учащихся опубликованы в сборнике лучших работ по краеведению Красноярского края, а разработка урока по краеведению руководителя музея была опубликована в сборнике лучших учительских работ по России.

Достаточно много публикаций о деятельности музея расположено в интернете (особенно по трассе «АлСиб»), в газетах «Городские новости», «Красноярский рабочий», «Вечерний Красноярск», районной газете «Заводская правда», газете Международного общества «Мемориал» «30 октября», «Российская газета»,«Вестник образования» и др. О нас сделано пять теле-сюжетов и две радиопередачи. В мае 2005 года руководитель музея вместе с двумя старшеклассниками были приглашены в передачу ТВК «Оптимальный вариант» для беседы о патриотическом воспитании молодежи.

По теме трассы нами создано три компьютерные презентации, есть соответствующий раздел на сайте школьного музея.

Достижением руководителя музея О.Л. Подборской является победа в конкурсе «История Сибири в семейном архиве» ( 1-е место по Сибири). Это был конкурс студенческих веб-сайтов, в котором она была руководителем, а дочь, студентка исторического факультета Педуниверситета, Анастасия Подборская, автором проекта.

Также в декабре 2004 года О.Л. Подборская прошла стажировку в США ( штат Аляска) по программе «Общественные связи», под ее редакцией вышло в свет три книги, ее статьи на различные темы постоянно публикуются в различных СМИ.

Команда проекта

В процессе реализации проекта возникла работоспособная, творческая команда единомышленников, которая включает в себя как молодых людей, так и людей, более опытных, старших по возрасту. Кроме руководителя проекта, в команду входят следующие люди:

В.В. Филиппов – зам. руководителя проекта, подполковник авиации запаса, военный историк, имеющий большой опыт работы с архивными документами;

В.А. Погудин – учитель истории школы № 148, археолог, специалист по проведению экспедиций;

Г.А. Чиханчина - старший научный сотрудник Краеведческого музея г.Красноярска, консультант по вопросам военной истории;

Н.А. Внукова – дизайнер, автор концепции выставки;

Л.А. Коршунова – руководитель школьного музея, учитель истории школы № 165 г. Зеленогорска;

В.В. Ковалев – журналист;

В.А. Барашкин – тележурналист.

И.А. Селивановский – поисковик с большим опытом работы, сотрудник Комитета по делам молодежи.

С.А. Василькевич – руководитель студии Гор.ДК «Колибри», специалист по авиамоделированию.

Кроме того, с нами в одной команде активно работают на протяжении всего времени разработки темы «АлСиба» учащиеся лицея № 11, которые были участниками уже двух наших экспедиций и авторами научных разработок по теме трассы



  1. Постановка проблемы

В 2007 году исполнилось 65 лет с того момента, когда по договору ленд-лиз ( займ, аренда) между правительствами СССР и США с 1942 по 1945 гг. в нашу страну регулярно поступали товары народного потребления, оружие, боеприпасы, оборудование для промышленных предприятий и многое другое. Все это было крайне необходимо нашей стране для победы над фашизмом. Но нам особенно интересен в этой связи тот факт, что именно Красноярск стал конечным пунктом секретной воздушной трассы «Красноярск – Уэлькаль», которую впоследствии стали называть трассой «Аляска-Сибирь».

Работа трассы «Аляска – Сибирь» имела, безусловно, огромное значение
для фронта. Всего за три военных года функционирования трассы по ней из США в СССР доставили 7908 боевых и транспортных самолетов, что составляет 52% от общего числа самолетов, поставленных союзниками по антигитлеровской коалиции за годы войны.

Бывший начальник АлСиба и командир 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Илья Павлович Мазурук, заслуженный полярный летчик, Герой Советского Союза и генерал-майор авиации, впоследствии говорил:

« Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих суровых районах.»

К сожалению, тема трассы, история и ее истинное значение мало кому известны, в большей степени потому, что все сведения до недавнего времени находились под грифом «секретно». Для многих красноярцев является большим открытием факт существования такой трассы в годы ВОВ, тем не менее, многие старожилы знают об обломках американских самолетов, найденных в окрестностях краевого центра. Но откуда они здесь взялись?

Актив школьного музея лицея № 11 «Моя малая Родина» начал глубоко заниматься этой темой в 2004 году. За три с небольшим года нам удалось собрать немало документов, записать свидетельства очевидцев авиакатастроф, восстановить имена погибших летчиков, сделать многое другое, что помогло бы пролить свет на события 65-летней давности.

Независимо от сроков предыдущего проекта «Поднять самолеты, вернуть имена»

( апрель-октябрь 2007г) 16 ноября 2007 года мы организовали торжественное открытие обновленного памятника на Троицком кладбище, где в братской безымянной могиле были захоронены первые летчики-перегонщики, погибшие на нашем аэродроме в ноябре 1942 года. В церемонии приняли участие ветераны-авиаторы, почетным воинским караулом и военным оркестром был представлен Красноярский гарнизон во главе с крайвоенкомом Серковым. Присутствовали так же представители авиакомпании «КрасЭйр» и школьники.

Это событие было широко освещено в краевых СМИ.

В дополнение к проекту нами была осуществлена небольшая пробная экспедиция в район станции Крючково, где прямо посреди дачного поселка находятся обломки военного самолета. По нашим предположениям – это американский бомбардировщик «Бостон». Для того, чтобы определить имена членов погибшего экипажа, точно знать куда и зачем летел этот самолет, необходимо более тщательное изучение обломков и соответствующая работа в архивах. Считаем это своей задачей в ходе реализации проекта следующего года.

По данным старожилов этих мест неподалеку, в лесу, находятся обломки еще трех подобных самолетов. Из данных архива ВВС г. Подольска мы знаем, что в Красноярске в годы ВОВ находился учебный полк, в котором боевых летчиков обучали летать на американской технике. Похоже, что разбившиеся самолеты на западном направлении как раз и принадлежали этому полку. Но это нужно еще доказать.

Поисковая, исследовательская работа с вовлечением в нее старших школьников приносит свои результаты: молодые люди начинают относиться к истории войны и , шире, истории страны и ее людей не как к отвлеченному понятию, а как к чему-то близкому, что касается их лично. Они начинают понимать, что, несмотря на глубокий тыл и отдаленность от фронта, Сибирь тоже была вовлечена в войну, именно здесь ковалась Победа.

И возникает естественное желание увековечить память этих героических людей, которые были молоды и совсем не хотели умирать.

У данной проблемы существует и другой аспект-международный. В августе 2006 года в г.Фербенксе ( штат Аляска) был установлен монумент, посвященный советскому и американскому воинам-летчикам в память о трассе «АлСиб». На высоком постаменте на фоне истребителя войны- «Аэрокобры» стоят рядом два летчика –американец и русский, и смотрят в одну строну, строну Берингова пролива. Они вместе рисковали жизнью ради общей Победы над фашизмом и являются прекрасным символом дружбы и сотрудничества между двумя странами.

А почему в Красноярске, где располагался конечный пункт авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь», нет памятника героям «АлСиба»? Именно здесь зарождалась полярная авиация, отрабатывались маршруты за Полярный круг, подолгу жили такие легендарные личности, как Г.Т. Побежимов, И.П. Мазурук, В.М. Молоков, другие достойные люди. Без их героического труда не были бы проложены Северные трассы, не был бы освоен Север, который сейчас дает миллиардные доходы.

У нас есть контакты с центром «АлСиб» на Аляске и его председателем А. Долицким. Именно он сделал многое для того, чтобы монумент был возвигнут в Фербенксе. Он заинтересован в установке подобного монумента и в Красноярске и уже предпринимает определенные шаги для осуществления этого плана. Мы готовы всячески способствовать этому.

Тема войны нас интересует прежде всего с точки зрения человеческого фактора.

Основная идея проекта выражена его названием - «Поднять самолеты, вернуть имена». Это были достойные люди, и мы, их потомки, в неоплатном долгу перед ними. Каждый из нас должен сделать то, что он может сделать, для их памяти.


  1. Цели:

1. Пробудить интерес школьников к истории своей малой Родины, привить интерес к

исследовательской, аналитической работе;

3. Расширить кругозор учащихся в исторической теме нашего края;

4. Научить ребят выносить самостоятельное суждение об увиденном и прочитанном.


  1. Увековечить память погибших летчиков – участников трассы.



Задачи: 


  1. Создать условия для систематической исследовательской работы лицеистов;

  2. Собрать исторический материал (документы, воспоминания, экспонаты) для музея лицея и дальнейшей разработки темы и обобщить его;

  3. Провести научно-практическую конференцию по теме трассы;

  4. Издать сборник материалов по данной теме.

  5. Создать документальный фильм по результатам поисковой работы;

  6. Сделать передвижную выставку с целью популяризации темы.




  1. Стратегия достижения поставленных целей:

Для достижения поставленных целей нами будут предприняты следующие шаги:




  • для того, чтобы иметь общее представление о том, сколько и каких самолетов войны лежит до сих пор в красноярской земле, сколько еще не погребено должным образом погибших в катастрофах летчиков, необходимо создать базу данных всех авиакатастроф. Для этого все разрозненные, поступающие из разных точек края сведения нужно классифицировать и систематизировать. Для этого нужна кропотливая, серьезная исследовательская работа в архивах края ( архив новейшей истории и государственный архив), библиотеках и музеях города и края;




  • используя результаты экспедиции лета 2007 года, мы планируем организовать подъем останков самолета, упавшего в болото близ деревни Петропавловка. Для этого мы уже провели необходимые переговоры с руководством компании «КрасЭйр», краевым военкоматом, МЧС и заручились их поддержкой;

  • планируем так же провести экспедицию на речку Рыбная, где по нашим данным находятся останки разбившегося самолета времен ВОВ. В этом нам будут способствовать наши партнеры по проекту – коллеги из школы № 165 и кадетского корпуса г. Зеленогорска;

  • планируется и еще одна экспедиция – на станцию Крючково, к месту падения бомбардировщика «Бостон» с целью провести необходимые исследования местности, возможно, раскопки существующей воронки. В ходе этой экспедиции будет предпринята попытка найти хотя бы еще один самолет, разбившийся на этом же направлении;

  • из г. Киренска Иркутской области, что расположен на острове посреди реки Лена, по протянувшейся на много километров трассе самолеты летели в Красноярск. Именно на этом участке трассы, на территории Иркутской области поисковики из Усть-Кута

нашли несколько разбившихся американских самолетов, сделали несколько захоронений погибших летчиков и соорудили на них памятные знаки. Нам бы хотелось съездить туда летом для того, чтобы своими глазами увидеть эти захоронения, обменяться опытом поисковой работы с нашими коллегами-иркутянами, скоординировать наши действия на участке трассы «Киренск-Красноярск»;

  • для проведения любой экспедиции необходимо провести большую подготовительную

работу: заранее съездить на место проведения экспедиции, согласовать план с представителями власти на месте, решить вопросы транспорта, проживания и питания, спортивного и технического снаряжения и т.д.;

  • следующим этапом деятельности по реализации проекта является осмысление и

обобщение собранного материала в виде передвижной выставки, документального фильма, газетных публикаций. Особо важная роль при этом отводится научно-практической конференции, по итогам которой, как и в прошлом году, будет издан сборник материалов.
Ожидаемые результаты:
- молодые люди в процессе исследовательской работы проникнутся чувством уважения к подвигу старшего поколения, внесшего огромный вклад в Победу над врагом;

- будет воздано должное почтение к памяти участников трассы «АлСиб», сведения о которой были закрыты для общественности;

- уменьшится число «белых пятен» в истории нашего края и истории ВОВ;


  • будут собраны материалы для школьного музея «Моя малая Родина».



6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дата


Мероприятия

Результаты

Форма регистрации

Апрель-май

Май


1-7 июня

10-15 июня

20-27

июня


1-7 июля

конец


июля
август

сентябрь

начало октября

15 октября

25 октября



Создание базы данных по катастрофам военных самолетов на территории края в годы ВОВ; работа с историческим материалом. Выход на партнеров проекта.

Анализ полученной информации, периодизация и классификация катастроф.

Подготовка к экспедиции (предварительная поездка к месту падения самолета в Рыбинский р-н).

Создание оргплана экспедиции.

Подъем самолета в районе д. Петропавловка

Проведение экспедиции в Рыбинский район.

Экспедиция на ст.Крючково

Промежуточный отчет.

Обобщение материалов экспедиции, работа над сайтом, видеофильмом.

Подготовка выставки, посвященной результатам поисковых экспедиций.


Оргвопросы по проведению конференции ( рассылка приглашений, подготовка пресс-релизов, аренда помещения и пр.)

Проведение научно-практической конференции по теме секретная трасса «Аляска-Сибирь».

Открытие выставки.

Подготовка печатных материалов по итогам конференции, заказ сборника в типографии.



Будет собран исторический материал по теме трассы, который впоследствии может быть использован в подготовке конференции, выставки, веб-сайта.

Будет определено место проживания в Рыбинском районе, проинстуктированы все участники о правилах снаряжения и поведения в условиях экспедиции.


Будут подняты из болота обломки самолета времен ВОВ.

В результате экспедиции ее участники смогут увидеть своими глазами останки самолета, которые пролежали в тайге с 1943 года, погрузиться в тему секретной трассы.

В результате экспедиции ее участники смогут увидеть своими глазами останки самолета, которые пролежали в тайге с 1943 года, погрузиться в тему секретной трассы.
Будет написан промежуточный отчет по проекту, предоставлены фото- и видеоматериалы.

Публикации в СМИ, пополнение сайта проекта.

Будет создан дизайн-проект выставки.

Будут подготовлены и разосланы информационные письма, приглашения участникам конференции.


На конференции будут обобщены все материалы по данной теме по Красноярскому краю и Иркутской области.
Будут собраны материалы выступлений участников конференции, др. материалы, касающиеся темы, сделан заказ в типографию.


Исторический материал.

Аналитический материал для дальнейшей публикации.


Подробный оргплан экспедиции.

Обломки самолета,

Результаты опроса очевидцев катастрофы.

Обломки самолета, результаты опроса очевидцев катастрофы.

Обломки самолета, результаты опроса очевидцев катастрофы.

Промежуточный отчет, фото- и видеоматериалы.

Публикации, пополненный сайт проекта.

Дизайн-проект выставки.


Информационные письма, приглашения.


Тексты выступлений, видеозапись конференции, выставка.





Предложения по оценке эффективности проекта:

- наличие исследовательской работы по обозначенной теме и ее значимость;

- количество людей, вовлеченных в проект ( опрошенных очевидцев, работников музеев, архивов, специалистов-историков, журналистов и пр.);


  • отражение результатов экспедиции в СМИ ;

  • проведение научно-практической конференции;

  • издание сборника материалов по теме конференции;

  • создание новой передвижной выставки, посвященной поисковой работе в крае;

  • создание видеофильма по теме трассы.


9. Дальнейшее развитие проекта:
Тема « Воздушная трасса «Красноярск_Уэлькаль» будет продолжена в течение учебного года научными разработками для участия в конкурсах исследовательских работ старшеклассников. Рассказ об экспедиции и ее результатах будет звучать на школьных музейных экскурсиях у экспозиции, посвященной данной теме, в различных СМИ.

Будет продолжена организационная работа по созданию фонда для будущего монумента в память советскому и американскому воинам-летчикам.

Продолжится исследовательская работа в архивах гг. Красноярска и Москвы, других архивах края: уже сейчас мы выходим на контакты с военкоматами тех мест, из которых были призваны на фронт, летчики 5-го перегоночного полка, разбившиеся в Красноярске. Это необходимо для связи с родными и близкими с этих людей.

Лллллллл









Инициативная группа.

Руководитель, члены

Совета музея.
Совет музея.

Отдел по делам молодежи, Совет музея, Совет ветеранов.


Руководитель, Совет музея.
Отдел молодежи, Совет музея

Руководитель, инициативеая группа.



Совет музея







Смотрите также:
Описание проекта «поднять самолеты, вернуть имена -2»
181.67kb.
1 стр.
Информация по реализации проекта «Вернуть детство» в Республике Мордовия
103.97kb.
1 стр.
Резюме 3 Описание предприятия инвестора 4 Описание проекта. 5 Описание услуг аквапарков. 9 Регион и место реализации проекта 14 Характеристика отраслей 16 Стратегия маркетинга 29 Ценообразование и цена за услуги по проекту
1652.68kb.
12 стр.
Улиц наших имена с чего всё началось…
323.24kb.
1 стр.
А. Описание возможностей проекта название проекта
46.38kb.
1 стр.
Проекта Описательное или творческое название проекта Что такое зоопарк? Краткое
88.71kb.
1 стр.
А. Описание возможностей проекта > Название проекта
65.31kb.
1 стр.
По реализации проекта 4-5 стр. Описание проекта 6 стр. Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»
146.14kb.
1 стр.
Описание проекта Название: проекта «аз-букашки и рассказявки» Номинация
378.04kb.
2 стр.
Разновидности конструкций гтд
463.64kb.
3 стр.
Арсения Тарковского «Имена» не изменили своей сути и сегодня. Есть интересная и значимая наука – ономастика в переводе с греческого – «искусство давать имена»
114.41kb.
1 стр.
«Имена собственные (ономастика) в художественном тексте»
33.72kb.
1 стр.