Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Система оценки прозрачности

бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований

В основу настоящей Системы оценки прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (далее – Система) положены следующие основные принципы:



  1. Как и в большинстве случаев создания подобных систем оценки прозрачности (открытости) бюджетов, в данной Системе задаются правила построения агрегированного индекса, который представляет собой интегральный показатель прозрачности бюджета по отдельным параметрам, полученный в зависимости от соответствия (степени соответствия) этих параметров различным критериям.

  2. В рамках Системы при составлении анкеты формулируются критерии оценок по трем взаимосвязанным разделам (направлениям):

  1. состав и качество предоставляемой информации;

  2. доступность раскрываемой информации для населения (способы распространения информации среди граждан и эффективность этой деятельности);

  3. участие граждан в обсуждении бюджета.

Очевидно, что даже если в рамках 1-го направления будут созданы документы с требуемым составом и очень высоким качеством информации и форматами ее раскрытия, но при этом мероприятия в рамках 2-го направления будут малоэффективны, то цель широкого просвещения населения не будет достигнута. Поэтому интегральный показатель по 2-му направлению выступает в качестве множителя при расчете интегрального показателя прозрачности бюджета. Если мы обозначим интегральные показатели по каждому из трех направлений I1, I2 и I3, соответственно, то интегральный показатель прозрачности бюджета определяем как I = (I1×I2) + I3.

Три раздела в таблицах для муниципального уровня (Приложение 1) и для регионального уровня (Приложение 3) как раз соответствуют трем указанным выше направлениям оценки.



Максимальная величина I1 может иметь значение 85 баллов, максимальная величина I3 - 15 баллов, а значение I2 колеблется в диапазоне от 0 до 1.

  1. Министерство финансов Российской Федерации в конце 2012 года разработало Анкету «Реализация в субъектах Российской Федерации мероприятий по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для граждан» и провело соответствующий опрос (тестирование) регионов. В начале июня 2013 года Минфин России должен завершить согласование документа «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме». Подразумевается, что набор вопросов (критериев) в сфере оценки прозрачности (открытости) бюджетов, сформулированный официально Минфином России, является стандартной частью настоящей Системы. Основные содержательные вопросы, подлежащие, по мнению Минфина России, раскрытию, популярному разъяснению с определенным уровнем детализации, включены в Часть А1 и Часть А2 Раздела 1 Анкеты Системы (см., например, Приложение 1 «Анкета для оценки уровня прозрачности бюджетов муниципальных образований»). Вопросы в рамках Части А1 соответствуют в основном вопросам первого из упомянутых выше документов, подготовленных Минфином России, а вопросы в рамках Части А2 – рекомендациям 2-го документа по составу информации, подлежащей популярному объяснению гражданам.

  2. В рамках настоящей Системы несоответствие всей совокупности критериев Части А1 считается дисквалифицирующим признаком, а иными словами, соответствие этой совокупности критериев является минимально необходимым уровнем для продолжения участия в процессе оценки прозрачности бюджетов. В Части А1 Анкеты введена отдельная колонка «Верификация» с определенными требованиями по присутствию информации в Интернет-пространстве. Подразумевается получение потенциальной возможности для территорий пройти он-лайн тестирование в экспресс-режиме на Портале «Открытый бюджет» на предмет прохождения дисквалифицирующих критериев (признака) Системы, представив информацию (Интернет-ссылки на информацию) по критериям Части А1.

  3. В перспективе Часть А1 и Часть А2 будут объединены и эта стандартная часть целиком будет играть роль набора обязательных (дисквалифицирующих) критериев в том смысле, как это определено выше. Предполагается, что в дальнейшем стандартная часть будет расширяться в том числе за счет критериев, предлагаемых экспертным сообществом Минфину России (например, за счет критериев, фигурирующих в Части Б Раздела 1 Анкеты настоящей Системы).

  4. Само по себе наличие и доступность программных стратегических документов развития территории способствует повышению прозрачности бюджетного планирования, т.к. не может не порождать вопросы о соответствии проектировок бюджета стратегическим целям. Критерии наличия и доступности таких базовых документов вынесены в отдельный блок (Б1.1 – Б1.5).

  5. При выборе критериев:

а) принципиальным является не только их количество и содержание, но и количество баллов («вес»), присваиваемое по тому или иному критерию. Таким способом можно учесть важность и трудоемкость раскрытия той или иной информации, обозначить действительно «лучшую практику» в сфере прозрачности бюджета (например, факту раскрытия стандартных бюджетных данных, которые в любом случае положено раскрывать в рамках действующего законодательства, логично присвоить меньший «вес», чем факту представления дополнительных данных, характеризующих решение тех или иных задач, направление и эффективность расходов бюджета, тарифную политику и т.п.);

б) набор критериев и результат подсчета индекса характеризуют не только степень открытости бюджетной политики, но и косвенно ее качество в других аспектах. Например, если в рамках какого-либо критерия задается вопрос о демонстрации соответствия бюджета стратегическим планам, то для того, чтобы получить высокую оценку, необходимо иметь развитую систему стратегического планирования. Аналогично, если задается вопрос о представлении данных в программном разрезе, то кроме прозрачности бюджетной политики наличие таких данных говорит о развитии программно-целевых методов (в свою очередь, развитие таких методов повышает само по себе прозрачность бюджетного планирования).



  1. На вопросы Анкеты необходимо не только дать объективный ответ, но и представить соответствующие документы, ссылки, однозначно иллюстрирующие его. Если критерий содержит несколько положений (вопросов), то требуется полная информация и положительный ответ там, где это требуется, с подтверждением (документы, ссылки) по каждому положению (вопросу). Другими словами, если критерий содержит «пакет» положений, требований, вопросов, то оценка происходит «пакетным» образом. Невыполнение одного требования из «пакета» приводит к нулевой оценке по данному критерию.

  2. Не подразумевается, что в качестве ответа по каждому критерию (вопросу) анкеты должен быть специальный документ, файл. Положительные ответы на разные вопросы могут иллюстрировать как разные разделы одного и того же документа, так даже и один и тот же раздел. Все зависит от смысла вопроса. Важно, чтобы такая иллюстрация была убедительной и не допускала двойного толкования. Например, если специально подготовленный документ (раздел документа) отвечает критериям Части Б Раздела 1, то он одновременно может отвечать критериям Части А2, что достаточно указать (дать соответствующую ссылку). Информация о целях программ, показателях и результатах, расходах в разных «разрезах» и т.д. и т.п. могут встречаться в разного рода программных, отчетных сводных документах, на соответствующие разделы которых можно ссылаться при ответе на разные вопросы Анкеты. Часть вопросов Анкеты могут показаться похожими по смыслу, но они посвящены представлению информации либо с разным временным горизонтом (например, для понимания динамики или для объяснения природы и смысла показателя), либо с разной степенью детализации. Такой подход выбран сознательно, т.к. далеко не все органы власти будут способны на начальном этапе представить информацию в наиболее детальном и наглядном виде, поскольку это требует больших временных и организационных ресурсов. При этом возможно будет начать работу по развитию прозрачности бюджета с мероприятий, соответствующим наиболее простым критериям, двигаясь постепенно к более полным иллюстрациям функционирования отдельных подсистем системы управления общественными финансами конкретной территории.

  3. Часть критериев в Разделе 1 касаются не только содержания, но и формы представления информации и ее доступности. В Разделе 2, специально посвященном вопросам доступности информации для граждан, речь идет больше о доступности всей информации из Раздела 1 или крупных «блоков» в форматах специально формируемого «Гражданского бюджета», порталов с условным названием «Открытый бюджет» и т.п. В небольшой части критериев Раздела 1 параметр, регламентирующий доступность информации в определенном формате, вводится исходя из того, что значение этого конкретного критерия резко падает при невыполнении этих условий.

  4. Очевидно, что при заполнении анкеты в сжатые сроки в рамках участия в конкурсах определения «рейтингов прозрачности» специалисты территорий-участников могут не ответить на какие-то вопросы, не покажут соответствия каким-либо критериям не потому, что стараются что-то скрыть, или какая-либо важная практика на территории отсутствует, а просто потому, что на этом этапе не успеют подготовить соответствующие документы, материалы. Например, подготовка инфографики, отвечающей заданным требованиям, размещение аналитических материалов на каком-либо портале и т.п. требуют времени. Но работа по подготовке таких материалов и будет означать повышение доступности и прозрачности бюджетной информации, точно пригодится на очередном этапе анализа\конкурса в рамках проекта «Открытый бюджет» или инициатив Минфина России, субъекта Российской Федерации.

  5. Термин «сопроводительная бюджетная документация» ниже в таблицах с критериями применяется далеко не только по отношению к официальным пояснительным запискам к проекту бюджета, к отчету об исполнении бюджета, но к тому, что принято называть «Гражданский бюджет» (документ предназначен для ознакомления общественности с основными особенностями государственного бюджета с использованием доступных форматов и простого языка), к иным специальным аналитическим публичным документам, размещенным в сети Интернет, либо распространенным иным способом.

  6. В рамках настоящей Системы под термином «Гражданский бюджет» понимается документ (аналитический материал, совокупность материалов и документов), разрабатываемый и публикуемый в открытом доступе финансовым органом соответствующего публично-правового образования в целях предоставления гражданам актуальной информации о бюджете и отчете о его исполнении, об основных целях, задачах и приоритетах бюджетной политики, стратегии развития территории, обосновании бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований в объективной, заслуживающей доверия, доступной и простой для понимания неподготовленным пользователем форме. Минимальные требования к этому документу в данной Системе определены в тексте критерия 2.2 для муниципального уровня и критерия 2.3 для регионального уровня (см. Раздел 2 в анкетах), в которых указывается, что обязательным требованием к этому аналитическому материалу является включение информации, определенной во всех критериях Раздела 1, в которых прямо указана необходимость размещения информации на портале (сайте) и\или представления информации в формате инфографики.

  7. Подразумевается, что принцип открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей реализуется, в том числе в обязательном порядке и через Интернет-портал (информация может быть размещена и на нескольких порталах). При этом не вводятся жесткие требования о создании специального Портала. В указанных целях может использоваться Портал (сайт) Правительства или финансового органа публично-правового образования, органы власти муниципальных образований могут использовать специальный раздел Портала (сайта) субъекта Российской Федерации, посвященный «Гражданскому бюджету» и т.п.

  8. В «Гражданском бюджете» указывается контактная информация для граждан, которая включает сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа соответствующего публично-правового образования, его структурных подразделений, ответственных за формирование «Гражданского бюджета».

  9. Анкеты Системы представлены в таком формате, что допускают развитие, добавление и уточнение критериев.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОЗРАЧНОСТИ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РАЗДЕЛ 1. СОСТАВ И КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Часть А1.

критерия

Описание критерия

Баллы

Верификация

Примечание

А1.1

Предоставление гражданам ссылок на нормативные правовые акты с описанием бюджетного процесса и правилами организации публичных слушаний проекта бюджета, информации о Портале «Открытый бюджет» и других просветительских сайтах, в т.ч. описание бюджетного процесса, включая определение основных терминов, используемых в бюджетном процессе, в доступной для граждан форме.

Широко доступна информация о способах участия граждан в общественном обсуждении проекта бюджета в данном публично-правовом образовании, в том числе информация о проводимых бюджетных слушаниях, описание механизмов взаимодействия с депутатами законодательного (представительного) органа публично-правового образования, необходимые адреса и телефоны.




1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией.

В современных наиболее тщательно сформированных пояснительных записках к бюджетам содержится информация, отвечающая в основном данным критериям (возможно, кроме критерия А1.1). Минфин России сформулировал перечень критериев (вопросов) практически в такой редакции осенью 2012 года в форме вопросов в рамках специального анкетирования субъектов Российской Федерации. Как видно в колонке «Описание критерия» Части А1, представлен перечень раскрываемой информации достаточно в общем виде без специальных требований по ее детализации. Подразумевается, что указанная в описании критериев информация распространяется и доступна гражданам (в том числе через портал «Открытый бюджет»).

Как видно из правил подсчета баллов по Части А1 Анкеты

(см. нижнюю ячейку слева), осуществляется «пакетная» приемка. Если не засчитывается вся совокупность критериев по Части А1 и баллы не присуждаются, то и дальнейшее оценивание по Частям А2, Б Раздела 1 и Разделам 2 и 3 не проводится. Т.е. невыполнение этого пакета критериев играет роль дисквалифицирующего признака.


А1.2

Основные макроэкономические показатели, которые положены в основу закона о бюджете.

1

Наличие Интернет-ссылки на открытый источник с документом (файлом) «Прогноз социально-экономического развития».

А1.3

Общая характеристика бюджета муниципального образования в текущем году:

  • общий объем доходов;

  • общий объем расходов; дефицит/профицит бюджета; источники финансирования дефицита бюджета (направления использования профицита бюджета);

  • основные приоритеты бюджетной политики; основные проблемы в сфере бюджетной политики и мероприятия, необходимые для их решения.




1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией.

А1.4

Информация о доходах бюджета по видам доходов, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в текущем году.


1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией.

А1.5

Информация о расходах бюджета по разделам бюджетной классификации в текущем году.

1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией.

А1.6

Информация о расходах бюджета в разрезе ГРБС в текущем году.

1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией.

А1.7

Общая информация о расходах по приоритетным направлениям бюджетной политики и целевым программам, показателям результатов их реализации в текущем году.

1

Наличие Интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией (как минимум ссылки на файлы с текстом целевых программ).

Итого баллов по Части А: (Произведение баллов по критериям А1.1 – А1.7) * 10.

В случае соответствия критерию присваивается 1 балл, в случае несоответствия – 0 баллов. Таким образом, в случае соответствия всему «пакету» критериев Части А присваивается 10 баллов, но в случае, если не выполнены требования хотя бы одного критерия Части А, то результат в баллах по всей совокупности критериев Части А равен 0.



Часть А2

критерия

Описание критерия

Баллы

Примечание

А2.1

Гражданам представлены основные экономические показатели развития экономики муниципального образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период). В состав показателей включены, как минимум, показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата, прожиточный минимум, средний размер трудовой пенсии.

1

Данные должны быть представлены на Портале (желательно в режиме инфографики), включая сопоставление плановых и фактических показателей развития экономики. Очевидно, что часть данных относится к региональной статистике.

А2.2

Объяснение всех источников поступлений средств в бюджет муниципального образования.

Должны быть указаны виды налогов и конкретные ставки налогов, указано, кто какие налоги и нормативы отчислений устанавливает, должны быть объяснены все виды неналоговых источников доходов бюджета территории, должна быть объяснена природа тех или иных трансфертов и то, чем обусловлена их необходимость для конкретной территории.



2,5 балла в случае представления информации в форме наглядной инфографики.

В рамках данного критерия нет необходимости приводить конкретные размеры поступлений. Из численных значений необходимо привести величины ставок налогов, нормативы отчислений, т.е. объяснить все правила и практику «организации» поступлений в бюджет соответствующей территории, включая объяснение смысла финансирования дефицита бюджета и природы соответствующих источников.

1 балл в случае представления данных в виде простого текста или таблицы.

А2.3

Детальная информация о всех поступлениях (доходах) в бюджет (налоговые доходы, неналоговые доходы, трансферты, заимствования) за прошедший год и на очередной бюджетный год и плановый период (т.е. план поступлений на 3 года). Объяснение гражданам в формате инфографики, в какой степени хватает собственных доходов муниципального бюджета на финансирование расходов, каковы объем и структура поступлений.

Требуется дать краткое описание причин изменения всех видов поступлений в бюджет по годам и основных направлений деятельности по повышению доходов бюджета.



1,5

В том числе в наглядной форме, удобной для сопоставления и понимания динамики . Материал должен быть представлен на Портале.

А2.4

В доступной для граждан форме представлена информация о правилах и алгоритме планирования расходов муниципального бюджета.

Представлена информация о расходах бюджета муниципального образования по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов и\или в разрезе муниципальных программ с указанием непрограммных расходов за прошедший (отчетный) год и на очередной (текущий) год и плановый период.




2

В том числе в наглядной форме, удобной для сопоставления и понимания динамики. По данным отчетного года должны быть даны пояснения причин отклонения фактических значений от запланированных. Материал должен быть представлен на Портале. Данные об исполнении бюджета по расходам рекомендуется сопровождать информацией о достигнутых количественных и качественных показателях в увязке с объемами бюджетных расходов, направленных на их достижение.


А2.5

Гражданам представлены базовые сведения о межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Гражданам представлены численные данные по видам межбюджетных трансфертов за прошедший год и на очередной бюджетный год и плановый период, получаемых из других бюджетов, направляемых в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.



Представлены суммы планируемых трансфертов из данного бюджета и принцип их расчета. Данные представляются за прошедший год и на очередной бюджетный год и плановый период.

1

Соответствие данному критерию засчитывается автоматически при полном соответствии критериям А2.2, А2. и А2.43 (в которых предъявлены более жесткие требования по комплексности и наглядности представления данных). Наличие такого отдельного критерия имеет значение для случая, когда не подготовлен материал, соответствующий критериям А2.2 , А2.3 и А2.4, а базовый материал в простой форме по межбюджетным трансфертам подготовлен.

А2.6

Гражданам представлены базовые сведения по источникам финансирования дефицита бюджета:

данные о плановых и фактических объемах бюджетных ассигнований в отчетном году, направляемых на финансирование дефицита бюджета муниципального образования (по видам источников финансирования дефицита бюджета), пояснения причин возникновения дефицита бюджета, описание мер по его снижению.


Гражданам представлены базовые сведения по причинам возникновения профицита (если имеется) бюджета и направлениям его использования. Приведены данные о размерах профицита бюджета в отчетном году (если имел место).

0,5

Комментарий аналогичен комментарию к предыдущему критерию.

А2.7

В доступной для граждан форме приведены итоги реализации муниципальных программ за последние три года.

По каждой программе приводятся:



  • сопоставления плановых и фактических объемов финансирования программы, подпрограмм, основных мероприятий;

  • сопоставления плановых и фактических значений показателей (индикаторов) программы, подпрограмм, основных мероприятий;

  • степени достижения целей, решения задач программы;

  • основные целевые социальные группы населения, получившие наиболее значимую поддержку благодаря реализации той или иной программы.




1

Если муниципальные программы реализуются в течение более короткого срока, то данные, естественно, приводятся за меньший срок. Критерии, посвященные государственным и муниципальным программам, с более детальными вопросами приведены в Части Б.

А2.8

Бюджетные показатели в расчете на 1 жителя муниципального образования (в тыс. рублей):

  • объем доходов местного бюджета;

  • объем расходов местного бюджета;

  • объем расходов местного бюджета на:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • образование;

  • здравоохранение;

  • культуру и кинематографию;

  • социальную политику;

  • физическую культуру и спорт;

  • содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя.




0,5

В рамках настоящего критерия данные должны быть представлены по каждому показателю за прошедший год и плановые величины на текущий год.

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные материалы не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.



А2.9

Средний размер заработной платы (в рублях):

  • работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

  • работников муниципальных учреждений культуры и искусства;

  • работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе учителей;

  • работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта.



0,5


По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Показатели предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317



А2.10

Доля (в %) :

  • муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

  • муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений;

  • муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры;

  • муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры;

  • объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

  • протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

0,5

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Включены показатели, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317 и Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607



А2.11

Доля (в %):

  • выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений;

  • выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам;

  • детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы;

  • населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

  • населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях;

  • населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района);

  • детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет;

  • детей в возрасте 1 – 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет.




0,5

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Включены показатели, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317 и Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607



А2.12

Расходы местного бюджета на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в тыс. рублей.

0,5

Велична расходов должна быть представлены за прошедший год и плановое значение на текущий год.

По данному критерию баллы не присуждаются, если данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Показатель предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317


А2.13

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана государственная поддержка.

0,3

Показатель предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. №178

А2.14

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год (в кв. м.).

0,4

Показатель предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607

А2.15

Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств местного бюджета (в тыс. рублей).

0,3

Показатель предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317

А2.16

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (в %)

(гражданам должна быть в доступной форме объяснена методика определения данного показателя).



0,5

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Показатель предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. №1317.




А2.17

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района). Гражданам должна быть в доступной форме объяснена методика определения данного показателя.

0,5

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные данные не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района), см. критерий 2.2.

Показатель предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607



Часть Б.

Базовые документы

Б1.1

Существует и доступен многолетний стратегический план развития для соответствующей территории (не менее чем на 5 лет).

1

Данные критерии представляют собой требования наличия указанных документов в виде отдельных изданий или файлов. Минимальным требованием соответствия данным критериям является размещение указанных документов на сайтах органов исполнительной власти соответствующих территорий с удобной навигацией на главной странице. Муниципальные образования могут размещать информацию на порталах (сайтах) органов исполнительной власти более высокого уровня (муниципальный район, субъект Российской Федерации).

Б1.2

Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на срок не менее трех лет опубликован (доступен).

0,5

Б1.3

Среднесрочный финансовый план для соответствующей территории опубликован (доступен). Это требование действует в случае, если проект бюджета составляется и утверждается только на очередной год. Если проект бюджета составляется и утверждается на очередной год и плановый период, то баллы по критерию Б1.3 добавляются к оценке по критерию Б1.5.

0,5

Б1.4

Государственные (муниципальные) программы, имеющие отношение к данной территории, планы\программы комплексного социально-экономического развития опубликованы (доступны).

1,5

Б1.5

Публикация (доступность) бюджетов за последние 3 года в стандартной форме и пояснительных записок к ним.

0,5

Детализация важной информации

Б1.6

Описание бюджетного процесса включает описание полномочий, обязанностей основных участников, алгоритм процесса с хронологией основных действий и событий, информацией о документообороте. При этом обязательными требованиями в рамках данного критерия являются : а) указание на моменты и порядок общественного обсуждения планов и документов, мероприятия, их сроки и соответствующие возможности обратной связи населения и общественных организаций с органами власти; б) представление указанной выше информации в виде инфографики с соответствующими пояснениями.

1

Без представления указанных данных в виде инфографики выполнение данного критерия не засчитывается.

Б1.7

Наличие популярных разъяснений относительно круга полномочий органов местного самоуправления и вопросов местного значения (на основе 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и круга полномочий и ответственности, передаваемых с более высокого уровня власти, с комментариями относительно правил и достаточности соответствующего финансирования.

1




Б1.8

Представление расходов бюджета в разрезе основных полномочий органов местного самоуправления и вопросов местного значения (см. Приложение 2) за прошедший год и на очередной бюджетный год и плановый период (т.е. план расходов на 3 года).

2

В Приложении 2 сведены воедино основные полномочия поселений, муниципальных районов и городских округов. Понятно, что по части направлений полномочия этих трех типов муниципальных образований не полностью совпадают. Приводятся расходы с учетом того, по бюджету какого именно типа муниципального образования заполняется анкета. По части направлений расходов (вопросов местного значения) может просто не быть расходов как таковых (например, если в поселении нет музея, то и нет соответствующей статьи расходов).

Б1.9

Расходы на владение и пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности (с пообъектной информацией по недвижимому имуществу) за прошедший год.

1




Б1.10

Доходы от распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (с пообъектной информацией по недвижимому имуществу) за прошедший год.

1




Б1.11

В отчете об исполнении бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена подробная информация о реализации многолетнего стратегического плана развития для соответствующей территории в отчетном году. В обязательном порядке должны быть представлены подробные объяснения (включая описательную часть и количественные оценки)

причин расхождения между первоначально запланированными и фактическими результатами.



2

Под сопроводительной бюджетной документацией здесь и далее подразумеваются либо пояснительные записки к проекту бюджета, к отчету об исполнении бюджета, либо «гражданский бюджет», либо иные специальные аналитические публичные документы (например, по данному критерию в качестве такой документации могут выступать специальный отчет, меморандум, доклад о ходе реализации многолетнего стратегического плана для соответствующей территории).

Б1.12

В отчете об исполнении бюджета или сопроводительной бюджетной документации представлены отчеты об оценке исполнения всех государственных (муниципальных) программ предыдущего года на соответствующей территории, реализация которых была запланирована. В обязательном порядке должны быть представлены подробные объяснения (включая описательную часть и количественные оценки, показатели результативности)

причин расхождения между первоначально запланированными и фактическими результатами (в терминах мероприятий и показателей).



2

Если в муниципальном образовании нет собственных муниципальных программ, то, возможно, запланирован блок мероприятий, целевые показатели в рамках государственных (муниципальных) программ более высокого уровня бюджетной системы. В этом случае предоставляются данные по реализации этих программ.

Б1.13

В отчете об исполнении бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена подробная информация о расходах и результатах деятельности по приоритетным направлениям бюджетной политики, поставленным задачам и показателям результатов их реализации.

1




Б1.14

Публикуется (доступен) годовой отчет об исполнении бюджета в полном объеме.

0,5




Б1.15

Годовой отчет об исполнении бюджета в наглядной форме инфографики, в котором изложены все основные фактические результаты, публикуется для ознакомления общественности.

2

В рамках данного критерия подразумевается обязательная публикация указанного материала как минимум на специальном портале (сайте) муниципального образования (может быть специальный раздел сайта субъекта Российской Федерации, посвященный конкретному муниципальному образованию).

Б1.16

В годовом отчете об исполнении бюджета представляются подробные объяснения причин неосвоения выделенных средств в разрезе ГРБС (включая описательную часть и количественные оценки).

1

Сведения приводятся и в рамках выполнения требования критерия Б1.15.

Б1.17

В годовом отчете об исполнении бюджета предоставляются подробные объяснения причин недостижения запланированных результатов (включая описательную часть и количественные оценки).

1

Сведения приводятся и в рамках выполнения требования критерия Б1.15.

Б1.18

В годовом отчете об исполнении бюджета представляются подробные объяснения расхождения между утвержденными доходами (включая утвержденные изменения в течение года) и фактическими доходами (включая описательную

часть и количественные оценки).



1

Сведения приводятся и в рамках выполнения требования критерия Б1.15.

Б1.19

В годовом отчете об исполнении бюджета подробно объясняются причины расхождения между утвержденными и фактическими расходами в ведомственной и функциональной классификации.

Обязательным требованием является объяснение причины расхождения между утвержденными и фактическими расходами в программном разрезе, если реализуются программы.




1,5

Сведения приводятся и в рамках выполнения требования критерия Б1.15.

Требование раскрытия информации о расхождении в плановых и фактических расходах в программном разрезе связано и с выполнением критерия Б1.12, т.е. если Б1.12 признается выполненным и по нему начисляются баллы, то обязательным является и требование критерия Б1.20 о программном разрезе.



Б1.20

В проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена убедительная и наглядная иллюстрация связи бюджета на очередной год и плановый период с многолетним стратегическим планом развития территории, включая описательную часть и количественные оценки (в том числе в форме инфографики).

1,5

Например, в «Гражданском бюджете».

В частности, демонстрируется, какие расходы позволят достичь какие именно цели (возможно промежуточные цели, но очень конкретно). Показываются тенденции изменения расходов на определенные цели.



Б1.21

Если в рассматриваемом муниципальном образовании нет собственного многолетнего стратегического плана развития, но планирование осуществляется в рамках стратегического плана более высокого уровня (муниципальный район, субъект Российской Федерации), то в проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена убедительная и наглядная иллюстрация связи бюджета на очередной год и плановый период с указанным выше многолетним стратегическим планом более высокого уровня бюджетной системы, включая описательную часть и количественные оценки (в том числе в форме инфографики).

1

Например, в «Гражданском бюджете».

В частности, демонстрируется, какие расходы позволят достичь какие именно цели (возможно промежуточные цели, но очень конкретно). Показываются тенденции изменения расходов на определенные цели.



Б1.22

В проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена убедительная и наглядная иллюстрация связи бюджета на очередной год и плановый период с долгосрочными государственными (муниципальными) программами, в том числе в форме инфографики. Приводятся и объясняются показатели результативности. Показаны планируемые расходы в программном разрезе.

1

Например, в «Гражданском бюджете».

В частности, демонстрируется, какие расходы позволят достичь какие именно цели (возможно, промежуточные цели, но очень конкретно).



Б1.23

В проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена убедительная и наглядная иллюстрация связи бюджета на очередной год со среднесрочным финансовым планом и\или планом\программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включая описательную часть и количественные оценки (в том числе в форме инфографики).

1

Для случая бюджетного планирования на 1 год.

Б1.24

В проекте бюджета на очередной год и плановый период или в сопроводительной бюджетной документации представлена информация о планируемых расходах в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (распорядителей бюджетных средств) с одновременным представлением данных в том же формате за 2 прошедших года и аналитической запиской с анализом динамики расходов в сопоставлении с достигнутыми и планируемыми результатами.

2

Представляя информацию за прошедшие 2 года, необходимо дать анализ причин расхождений «план-факт» по расходам и результатам.

Б1.25

Требуется представить конкретные результаты мероприятий (и подпрограмм) в рамках реализуемых государственных (муниципальных) программ на рассматриваемой территории, дать убедительные иллюстрации и доводы относительно того, что без реализации этих мероприятий (подпрограмм) цели программ достигнуты быть не могут. Необходимо объяснить при этом, какие именно показатели выполнения мероприятий (подпрограмм) позволяют делать выводы об их успешной реализации.

2

Результаты представляются за прошедший год и три последующих (планы).

Б1.26

Информация о наличии и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Расходы по таким программам на очередной бюджетный год и плановый период с привязкой к результатам.

1




Б1.27

В проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлены данные о бюджетных кредитах с детальным указанием сумм, целевого назначения и графика погашения платежей.

0,5




Б1.28

Доступна информация о планировании расходов на очередной бюджетный год и плановый период в разрезе государственных (муниципальных) заданий (далее ГМЗ) для сфер здравоохранения и образования.

Показано, как показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.



1,5

Необходимо представить, в частности, информацию:

  • для каких учреждений сформировано ГМЗ;

  •  по каким услугам составляется и одинаковые ли стандарты услуг для разных учреждений, характеристику какого количества услуг и для скольких организаций ГМЗ включают;

  • определение категорий лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

  • порядок оказания услуг в рамках ГМЗ; кем и какие именно требования к качеству и объему оказания услуг установлены; показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

  • порядок контроля за исполнением ГМЗ;

  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе;

  • в сопроводительной бюджетной документации детально показана структура источников средств для выполнения ГМЗ (бюджеты разных уровней, бюджеты государственных внебюджетных фондов);

  • информация о том, как информировано население о ГМЗ и соответствующих услугах и их стандартах.

Б1.29

В проекте бюджета или в сопроводительной бюджетной документации представлена информация о мерах, направленных на поддержку

малообеспеченных граждан, и соответствующих расходах бюджетов.



0,5




Б1.30

В сопроводительной бюджетной документации дается анализ причин основных провалов в исполнении бюджета в логике «план-факт» и представляется аргументированная картина того, какие именно выводы из этого сделаны в следующем бюджетном цикле.

1




Б1.31

В сопроводительной бюджетной документации представлена исчерпывающая картина по всем налоговым льготам с понятным обоснованием мотивов их предоставления и характеристикой тенденций и планов в этой сфере.

1,5




Б1.32

В сопроводительной бюджетной документации даются подробные комментарии относительно вновь принимаемых обязательств и обязательств, действующих из года в год.

1

Необходимо пояснить, в связи с чем принимаются новые обязательства (в связи с какой стратегией\программой\целями), какова стоимость новых обязательств на ближайший бюджетный год и плановый период. Информация раскрывается на Портале.

Б1.33

В сопроводительной бюджетной документации раскрываются данные о том, какие именно полномочия на бюджетный год и плановый период переданы с более высокого уровня бюджетной системы, к каким дополнительным расходам это приводит, какие средства и в какой форме передаются на эти цели с более высокого уровня бюджетной системы.

1




Б1.34

Представляется информация о новых инициативах органов власти всех уровней в социальной сфере с указанием порядка финансирования их реализации, расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на их реализацию на рассматриваемой территории, в том числе в подушевом выражении для граждан (категорий граждан), на очередной бюджетный год и плановый период.

1,5

Новыми считаются инициативы прошлого и текущего года. Данные представляются на Портале.

Б1.35

В проекте бюджета на очередной год и плановый период или в сопроводительной бюджетной документации подробно раскрываются данные о плане всех заимствований, целях заимствований, размерах, условиях и графике погашения существующих долговых обязательств (на всем горизонте их обслуживания).

1




Б1.36

В проекте бюджета на очередной год и плановый период или в сопроводительной бюджетной документации приведены подробные данные по бюджетным инвестициям с пообъектной информацией.

1

Следует, в частности, указать, в рамках каких программ и стратегических целей осуществляются конкретные инвестиции, график ввода объектов в эксплуатацию, оценочную дополнительную нагрузку на бюджет после их ввода в будущие периоды.

Б1. 37

В сопроводительной бюджетной документации раскрываются данные о среднесрочных планах по благоустройству территории и соответствующих расходах в разрезе по годам и объектам с оценочными данными в расчете на 1 кв.м.

1

Информация обязательно представляется на Портале.

Б1.38

В случае принятия любого федерального законодательного акта или законодательного акта субъекта Российской Федерации, накладывающего обязательства на местный бюджет, показывается, сколько эти обязательства стоят для бюджета на очередной бюджетный год и плановый период (какая часть финансируется за счет иных передаваемых ресурсов).

1

Рассматриваются законодательные акты, принятые последние 3 года.

Б1.39

В формате инфографики разъяснение приоритетов бюджетной политики с обязательным объяснением, как в соответствии с конкретным приоритетом изменяется финансирование и за счет чего (сокращение финансирования других направлений, внешняя помощь и т.д.).

1,5

Данные представляются на очередной бюджетный год и плановый период и с трехлетней ретроспективой. Каждый приоритет должен быть объяснен, подтвержден сравнением с предыдущими периодами, должно быть объяснено, к каким результатам он приведет (привел уже в предыдущие периоды).

Б1.40

В сопроводительной бюджетной документации приводится развернутая информация по плану закупок за счет бюджетных средств для нужд территории на очередной бюджетный год и плановый период (в том числе укрупненно в режиме инфографики).

Требуется представить информацию в разрезах отраслей, по объектам, по видам расходов, указать, за счет каких средств закупки производятся (некоторые объекты, например, могут оснащаться за счет средств разных бюджетов), в рамках каких программ.




2

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные материалы не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района).

Например, приводя данные по закупкам для нужд здравоохранения, показать укрупненно их структуру, в т.ч. пообъектно.



Б1.41

Раскрыты и прокомментированы данные в отраслевом разрезе о расходах на управление, выделена доля расходов на управление в общем объёме расходов отрасли.

1

По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные материалы не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района).

Б1.42

Приведены размеры окладов муниципальных служащих по категориям и группам.

Приведен средний фактический уровень доходов муниципальных служащих по категориям и группам (с указанием в явном виде средних размеров надбавок и субсидий, в том числе жилищных субсидий).

Приведен средний уровень доходов муниципальных служащих по категориям и группам на основе деклараций о доходах.

Приведен суммарный размер жилищных субсидий для муниципальных служащих по категориям и группам с указанием общего числа муниципальных служащих в каждой категории и группе.



2

Должна быть дана ссылка на нормативный правовой акт (фрагменты нормативного правового акта), определяющий категории и группы муниципальных служащих, эта информация должна быть доступна для граждан.

Данные приводятся в табличном виде по категориям, группам и указанным в описании критерия показателям (в том числе в «гражданском бюджете»).

Данные приводятся за прошедшие 2 года и на очередной бюджетный год и плановый период (планы).


3

Приведены данные о средней оплате труда и численности работников в сферах здравоохранения, образования и культуры по следующим категориям: административно-управленческий персонал, основной персонал, прочий персонал.

Приведено сравнение этих средних величин со среднемесячной оплатой по муниципалитету (если таковая рассчитывается) или – по субъекту Федерации (данные Росстата).




1

Данные приводятся в табличном виде (в том числе в «гражданском бюджете»).

Данные приводятся за прошедшие 2 года и на очередной бюджетный год и плановый период (планы-прогнозы).



Б1.44

В доступной форме (инфографика в том числе) разъяснена гражданам разница между автономными, бюджетными и казенными учреждениями. Приведен список государственных учреждений в разрезе этих типов в сферах медицины, образования и культуры с объяснением принципов их финансирования (муниципальное задание, муниципальный заказ и т.д.) и объемов финансирования с объяснением ожидаемой и достигнутой связи финансирования с результатами деятельности.

1




Б1.45

Раскрытие данных об объёмах услуг, затратах и прибыли муниципальных предприятий и учреждений, на основе которых формируются тарифы и цены с обязательной (минимальной) группировкой:

I. Доходы:



  1. Объём и состав предоставляемых услуг, в натуральной форме за 5 лет (три последних года, настоящий период – год исполнения бюджета, следующий плановый год).

  2. Цены и тарифы на данные услуги за 5 лет.

  3. Объём и состав предоставляемых услуг в стоимостной форме.

II.Расходы (за 5 лет):

  1. Основные материалы, с указанием объёмов потребления в натуральной форме и цен поставщиков (на топливо – для организаций теплоснабжения).

  2. Энергия (в квт/ч, с указанием среднего тарифа поставщиков, если энергия – покупная).

  3. Затраты на труд основных производственных рабочих (с указанием среднемесячной оплаты труда основных работников и её динамики).

  4. Производственные накладные расходы.

  5. Коммерческие и административные расходы (с указанием среднемесячной оплаты труда АУП).

Валовая прибыль от основной деятельности (производства и предоставления услуг).


2

Баллы присуждаются, если раскрыта информация по всем указанным в данном критерии вопросам в доступной форме.

Б1.46

Опубликована методика формирования стоимости услуг по подключению новых потребителей к инженерным сетям (газ, электроэнергия, вода, централизованное отопление).


1,5

Баллы присуждаются, если объяснен в доступной для граждан форме экономический смысл платы за подключение по каждому виду ресурса (газ, электроэнергия, вода, централизованное отопление).

Б1.47

Доходы от предпринимательской деятельности, полученные автономными учреждениями.

0,5

За прошедший год.

Б1.48

Доходы от предпринимательской деятельности, полученные бюджетными учреждениями.

0,5

За прошедший год.

Б1.49

Объем безвозмездных и безвозвратных трансфертов из бюджета муниципального образования муниципальным унитарным предприятиям (МУП).

1

Данные по каждому МУП с объяснением мотивов, экономических причин за последние 3 года и планы-прогнозы на очередной бюджетный год и плановый период.

Б1.50

Бюджетные кредиты, привлекаемые в бюджет муниципального образования от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными бюджету муниципального образования другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

1

За прошедший год.

Б1.51

Гражданам предоставлена подробная информация о доступных и регламентированных услугах, предоставляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (регламенты и стандарты, сетевые продукты взаимодействия власти, государственных учреждений и гражданина в части предоставления услуг, разъяснения положений федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

1

Обязательным минимальным требованием для соответствия данному критерию является размещение как минимум на специальном портале (сайте) муниципального образования (может быть раздел на портале региона или муниципального района) подробной информации в наглядном виде и со ссылками на нормативные правовые акты об услугах в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты и обо всех возможностях, которые открывает для гражданина федеральный закон №210-ФЗ.

Б1.52

Раскрытие данных о формах собственности, назначении земель, ставках и суммах уплачиваемого поземельного налога с каждого участка (там, где действует налог на недвижимость, в разрезе данного налога). Данные должны предоставляться с помощью геоинформационной системы (если имеется) или в форме отсканированных карт с подробной расшифровкой.


1

Данные представляются за прошедший год (налоговый период). По данному критерию баллы не присуждаются, если все указанные материалы не размещены в открытом Интернет-доступе на Портале (для муниципального образования это может быть портал региона или муниципального района).


Интегральный показатель состава и

качества предоставляемой информации I1




Показатель определяется как сумма баллов по критериям Раздела 1 (максимально возможная сумма баллов – 85).



следующая страница >>
Смотрите также:
Оценки прозрачности
1002.86kb.
4 стр.
Проект проект отчета жогорку Кенеш: вопросы эффективности и прозрачности
981.7kb.
11 стр.
Риа новости Государственные вузы России: мониторинг прозрачности для абитуриентов выпуск 2: рейтинговые списки
666.43kb.
7 стр.
Система оценки качества образования: механизмы независимой оценки
43.7kb.
1 стр.
Программа консультативного форума «Обновление стандартов фатф: На пути к прозрачности глобальной финансовой системы и безопасности национальных экономик»
25.76kb.
1 стр.
Международный стандарт оценки 2 базы оценки, отличные от рыночной стоимости
165.48kb.
1 стр.
Цели, принципы и методы оценки 4 Принципы и составляющие системы оценки 4 Методы оценки персонала 7
1236.24kb.
6 стр.
Iii. Укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела
852.22kb.
4 стр.
Особенности и перспективы развития процедур оценки качества образования на постсоветском пространстве: разные, но похожие
105.51kb.
1 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» за 2010-2011 учебный год
92.44kb.
1 стр.
Перечень документов для оценки жилой недвижимости
12.9kb.
1 стр.
Докладчик(и) Дата Сентябрь
40.19kb.
1 стр.