Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мугреевский

Основная образовательная программа

(начальная школа)

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Мугреевский разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 ); определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а также удовлетворения образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».

Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ с. Мугреевский осуществлена самостоятельно с привлечением органа самоуправления: Управляющего совета образовательного учреждения, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В основной образовательной программе МОУ СОШ с. Мугреевский учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы МОУ СОШ с. Мугреевский учтен существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

« Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

- пояснительная записка

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»

- учебный план на основе УМК «Перспектива»

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»; программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Перспектива»; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

- программа коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Перспектива».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:

- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».

Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:

- Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей.

- Достижение метапредметных результатов обучающихся:

- Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

- Достижение предметных результатов:

освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей участников образовательного процесса.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МОУ СОШ с. Мугреевский и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная МОУ СОШ с. Мугреевский основная образовательная программа предусматривает:

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ СОШ с. Мугреевский, реализуя основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в МОУ СОШ с. Мугреевский;

с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта воспитательной работы МОУ СОШ с. Мугреевский.

В 2000 году в школе был открыт краеведческий музей, на базе которого работает краеведческая студия «Поиск», разработана система краеведческой работы, создана программа «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников». Эта программа направлена на воспитание патриотизма. Система работы по патриотическому воспитанию учащихся, основывается на изучении героического прошлого Родины с учётом местного материала. Начиная с первого класса, дети знакомятся с экспозициями школьного музея, совершают обзорные экскурсии. В более позднем возрасте начинают работу по сбору информации и её представлению.

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников направлена на воспитание в каждом ученике гражданственности и патриотизма, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для реализации Программы образовательное учреждение использует все возможности села, максимально задействует с партнёров микросоциума.



п/п

Наименование учреждения, предприятий

Место нахождения

В чем проявляется социальное партнерство

1

Дом культуры с. Мугреевский

с. Мугреевский

1.Воспитательная деятельность:

- Проведение на базе клуба Юбилейных мероприятий, вечеров отдыха.

-Занятия вокальной студии.


1.а.

Сельская библиотека

ДК с.Мугреевский

1.Воспитательная работа:

-навыки работы с книгой, каталогами;

-библиотечные уроки;

-читательские конференции и т д.



2

Администрация Мугреевского сельского поселения

с Мугреевский

1. Организация работы по экологическому направлению, очистка прибрежной зоны озера.

3

Святоезерский монастырь

с.Мугреевский

Краеведческая работа

4.

МУП ЖКХ

с.Мугреевский

Благоустройство территории школы, села, берега озера.

5

МДОУ с. Мугреевский

с.Мугреевский

Школа будущего первоклассника (подготовка к школе)

6

Южский ЦЗН

г. Южа

Организация работы несовершеннолетних в летний период

7

ДЮЦ, ДЮК ФП

г. Южа

Дополнительное образование (студии, секции)

8

Отдел образования Южского муниципального района

г. Южа

-финансирование,

-методическая работа,

-контролирующий орган.


Портрет ученика МОУ СОШ с. Мугреевский.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:



  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.



Модель выпускника начальной школы

1 класса

− умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога;

− умеет строить отношения с взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми;

− дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах;

− имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки;

− знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе;

− владеет доступными видами общественно-полезного труда;

− владеет наглядно-образной памятью;



2 класса

− умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать;

− владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности;

− проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен;

− выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года;

− выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми;

− трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий;

− владеет словесно-логической памятью;



3 класса

− обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание;

− проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;

− умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений;

− выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;

− знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения:

− обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;

− умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление;



4 класса

− владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

− имеет первоначально отработанную произвольную память;

− коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

− ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

− способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;

− способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;

− владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

− он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;

− обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.



Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе, гимне России,

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ивановской области, Южского района, села Мугреевский, в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села.

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Образовательная программа моу нош д. Кечур
3017.18kb.
14 стр.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
5 стр.
Образовательная программа начального общего образвания москва 2012 Целевой раздел
2094.17kb.
12 стр.
Основная образовательнаяпрограмм а начальног о общегообразовани я муниципального общеобразовательного учреждения
1930.83kb.
9 стр.
Образовательная программа начального общего образования мкоу сош №9 2011-2015гг
1771.16kb.
8 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» с. Масляногорск 2012 г
1263.26kb.
7 стр.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения мбоу «Устьянская сош» филиал Орловская основная школа Сроки реализации: 2012-2015г г
393.15kb.
1 стр.
Основная образовательная программа (начальная школа)
2019.72kb.
12 стр.
Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа
5406.62kb.
30 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России»
2985.44kb.
17 стр.
Основная образовательная программа ноуро «Православная гимназия г. Дзержинска» (начальная ступень общего образования) 2011-2015 гг
201.22kb.
1 стр.