Главная
страница 1
МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.»

Красноярский район

Астраханская область

Разработка урока географии в 11 классе

Тема «Япония»

Подготовила:Ажигатова Шахеризада Уагаповна

учитель географии МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.»

2013 г


Урок географии

Тема: «Япония»

Класс- 11

Цели:

-познакомиться с особенностями территории и экономико-географическим положением страны, с особенностями природы, населения, хозяйством Японии.

-продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с картами, статистическим материалом и дополнительной литературой.

-воспитывать географическую культуру, расширять кругозор учащихся.

-продолжать формирование коммуникативной культуры.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: Деловая игра

Предварительная подготовка :

1.Проведение анкетирования учащихся и обработка анкет.

2.Подготовка учителем вместе с учащимися презентации «Япония».

3.Подготовка дополнительного материала к выступлениям в группах «Географы», «Социологи», «Экономисты», «Экскурсоводы».



Оборудование: Политическая карта мира, социально-экономическая карта Японии, атласы, учебники, карточки-задания, дополнительная литература, таблицы для заполнения, план характеристики страны, презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока:

I - Организационный момент.

II - Изучение новой темы:

1.Вступительное слово учителя:

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна.

От государств, других районов

Так отличался она.

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

Что люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,

Веками строились дома.

И что рождалось здесь впервые –

Не умирало никогда.

Страной Восходящего Солнца

Назвали соседи ее.

Встает из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.

Итак, ребята, как вы уже наверное догадались, тема нашего сегодняшнего урока Япония .Наша задача определить территорию , границы, познакомиться с особенностями природы, населения и хозяйства страны.

На прошлом уроке была проведено анкетирование по вопросам:

1. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?

2.Хотели ли Вы побывать в Японии? Почему?

Слайд.

Перед вами на слайде результаты анкетирования.



1. Автомобили, роботы, икебана, кимано, дзюдо, сакура, суши, палочки для еды и т.д.

2.100 % учащихся класса хотели бы побывать в Японии, так как вас интересует природа, культура, жизнь японцев. Узнать , почему Япония стала мировым лидером в экономике?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня отправимся в путешествие в эту загадочную страну и попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Слайд.


Япония одно из древних государств мира. Древнее название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй – «основа». Отсюда и происходит наименование Японии как «страны восходящего солнца».

Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантеме на государственном гербе страны также символизирует восходящее солнце.

А еще Японию называют «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

Слайд.


Япония - Конституционная монархия. До принятия Конституции 1947 года была Абсолютной монархией. В настоящее время император страны Акихито -символ государства и единства нации. По государственному устройству Япония – унитарное государство, состоящее из 46 префектур и губерний.

Вот это удивительное государство мы будем изучать сегодня на уроке. Урок у нас будет необычный – деловая игра. Мы с вами в процессе игры рассмотрим следующие вопросы (план изучения темы на доске):

Особенности территории и ЭГП Японии.

Природные условия и ресурсы.

Население страны.

География промышленности.

Сельское хозяйство.

Транспорт.

Внешние экономические связи.

Сегодня вы будете специалистами из разных областей.

Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну?

(Группы уже сформированы, получили опережающее задание.)

Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, “Социологи”, которые будут рассматривать состав и структуру населения, и “Экономисты”, рассматривающие отрасли хозяйства, «Экскурсоводы» проведут экскурсию по стране (назвать состав каждой группы).

Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой , с использованием опережающего домашнего задания. Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушаем выступление каждой группы.

По каким критериям будем судить? Правильность и полнота ответа, использование карты, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу, которую я выдам каждому. (приложение 1).

III - Групповая работа над заданием (работа с источниками)

IV- Выступление групп.

1 группа “Географы

Географическое положение

Япония – сравнительно небольшая по площади страна. S = 372 тыс.кв.км. Расположена к востоку от азиатского континента между Японским морем и Тихим океаном.

Япония – страна-архипелаг, расположена на четырех крупных (о. Хонсю, о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хоккайдо.) и четырех тысячах мелких островов. Это целый островной мир!

Столица Японии -Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю.

Япония очень богата побережьями. Длина береговой линии – 30 тыс. км.

Япония наш сосед с востока. Лишь узенькие ниточки проливов разделяют территории наших стран.43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.

Оценка ЭГП

Размещение на островах, возможность морского сообщения с другими регионами и развитие морского хозяйства.

Нахождение в центре Азитско-тихоокеанского региона открывает возможность для участия Японии в международном разделении труда.

Природные условия и ресурсы

Япония не обладает большим природно-ресурсным потенциалом. Ее экономика строится с учетом дефицита ресурсов.

Япония – типично горная страна ,75 % территории горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. Гора Фудзияма – самая высокая точка (3776 м).

Территории страны подвержена высокой сейсмической активности, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год. С извержением вулканов, связаны вызванные ими цунами, приносящие большой ущерб хозяйству.

Равнины Японии лежат в основном вдоль течения рек, узкие полосы – вдоль Тихоокеанского побережья.

Агроклиматические ресурсы характеризуются достаточным количеством тепла и влаги.

Влажный муссонный климат. Температура января на севере - 10°С, на юге + 17°С, температура летом + 23°С - + 25°С. Пояса: умеренно-холодный, умеренно-теплый, субтропический, тропический. Климат благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства.

Реки.

Реки многоводны. Являются источником электроэнергии, но не пригодны для судоходства. Только 6 рек превышают длину 200 км. Самая длинная река - Синано - 369 км.



Полезные ископаемые.

Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно небольшие запасы серы, угля, железной руды, редких металлов, каменной соли.



Леса

Занимают 2/3 территории, промышленные запасы на острове Хоккайдо.

(причем большинство из них искусственные)

Рекреационные ресурсы

Горный рельеф, морские побережья, аквапарки.



2 группа “Социологи”

Население Японии

Численность населения Японии – 125,5 миллионов.

Первое государство Азии, перешедшее к первому типу воспроизводства. Естественный прирост населения – 3 человека на тысячу жителей. Рождаемость – 10 человек на 1000, смертность – 7 человек на тысячу.

Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности. Высокая продолжительность жизни: женщины – 82 года, мужчины – 77 лет. 4000 человек перешагнули столетний возраст.

В сочетании с низким уровнем рождаемости это приводит к “старению” нации.

Национальный состав однородный, 99 % - японцы.

Японский язык не входит ни в одну из языковых семей. В письменности используются и иероглифы, и слоговая азбука.

Две основные религии – синтоизм и буддизм.

Густонаселенная страна, средняя плотность населения – 340 человек на 1 кв.км, а максимальная в черте городов – 10000 человек на 1 кв.км. Население размещено неравномерно. Доля городского населения – 77 %. В Японии 650 городов, 200 из них – крупные. Активно протекает процесс формирования агломераций. Наиболее крупные из них - Кейхин, Хансин, Тюне, которые образуют мегаполис Токайдо.

Япония – это страна высокой культуры и сплошной грамотности.



3 группа “Экономисты”

Промышленность страны

Высокоразвитое индустриальное государство, по величине ВВП занимает 2 место в мире (3 млрд. долларов). Самый высокий доход на душу населения (30 тыс. долларов). Важная особенность промышленности – тесная связь с внешним рынком. Импорт топлива и сырья. Высокая экспортность продукции. Базовые отрасли:

- машиностроение.

- черная металлургия.

- химическая промышленность.

Доля черной металлургии и химической промышленности начинает сокращаться, так как возникли экологические проблемы. Снижение ввоза сырья. Наметился сдвиг в сторону наукоемких отраслей.

Топливно-энергетическую промышленность характеризуют развитием атомной энергетики, повышением доли угля в ТЭС. АЭС – 30 %, ГЭС – 60 % всей электроэнергии. Большая роль – нетрадиционные источники энергии и использование ГЭС.

Черная металлургия – отрасль международной специализации. Лидирует по выплавке стали. Уголь импортирует в Австралию, Канаду, США, железную руду – Австрию, Бразилию, Индию, Чили, Перу.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает первое место в мире (64%) Автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника, производство часов. По производству автомобилей, промышленных роботов и морских судов Япония занимает первое место в мире.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Японии отличается высокой интенсивностью. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Основной культурой является рис. Развито садоводство и огородничество. Развитие получили разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство.

Важной отраслью является рыболовство. По улову рыбы Япония занимает первое место. В стране более трех тысяч рыболовных портов. Интенсивное использование ресурсов моря привело к развитию марикультуры.

Транспорт

Транспортная система отличается высоким уровнем развития. В Японии получили развитие практически все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По размерам перевозок Япония превосходит страны Западной Европы. Особенностью транспорта является высокий уровень его технической оснащенности: автоматизированная система управления транспортом, широкое применение находят монорельсовые скоростные железные дороги.



Внешние экономические связи

Япония очень активно участвует в международном географическом разделении труда. Сохраняется первостепенное значение внешней торговли. Доля Японии в современном мировом импорте составляет около 1/10. К началу 90-х годов доля сырья и топлива в его структуре снизилась, но, тем не менее, и теперь превышает . Ведущее место в импорте Японии занимали и продолжают занимать минеральное топливо и сырье. С помощью импорта она удовлетворяет своих потребностей в продовольствии.

Доля Японии в мировой экономике превышает 1/10. По общим размерам экспорта Япония занимает 3 место в мире после США и ФРГ. На промышленные товары приходиться 98 %, на машины и оборудование – 75 %. Экспорт автомобилей – 5,7 млн., главным их рынком были и остаются США. Остальная часть экспорта направляется в Западную Европу.

Важная особенность японской внешней торговли – сальдо торгового баланса.

Особенности внешней торговли:

- повышение роли в торговле развитых стран;

- внешнеторговые интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Группа «Экскурсоводы»

Слайды.


Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай и т.д.



Японский дом.

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.



Кимоно.

Переводится, как одежда. Кимоно - японский национальный костюм. Его и сегодня носят все от мала до велико. Оно передается по наследству, одно на всех: нет различий - мужское или женское.



Бонсай.

Это миниатюрные сады, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья, высотой до 30 см.Выращивают их более 900 лет несколько поколений, передаются по наследству.



Икебана.

Искусство составления цветов .Это целая наука. Ее преподают в специальных школах. Икебана это не просто букет-это символ :Небо. Человек. Земля.



Японские журавлики.

Журавлик сегодня не только символ счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал еще и символом надежды.



V - Обобщение и закрепление изученного на уроке:

Ребята, давайте вместе попытаемся ответить на ваш интересующий вопрос: Почему Япония стала лидером в мировой экономике?

Учащиеся делают выводы и обобщение по данному вопросу.

Слайд.


Давайте проверим ваши ответы по слайду.

-Незначительные затраты на вооружение.

-Покупка патентов, лицензий, быстрое внедрение их в производство.

-Использование наукоемких технологий.

-Государственное регулирование экономики.

-Высокая квалификация рабочих.

-Особенности японского менталитета- трудолюбие и энтузиазм.

-Экспортная ориентация экономики.

-Уникальная система управления.

Проверка таблицы по слайду.

Проверочный тест по теме урока. (Приложение).

Взаимопроверка теста.

Критерии оценивания:

0-1-«5»

2-3-«4»


3-4-«3»

5 и более- «2».

Выставление оценок .

Проверка по слайду.



VI- Итоги урока:

Задание: составить синквейн по теме урока «Япония»:

Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти крылатые слова символами Японии.



Рефлексия:

1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

Выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты. В удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни природных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот.

Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал науки играет особую роль в достижении экономических высот.

Домашнее задание:

Страницы 244-249, работа в контурной карте (обозначение номенклатуры)



Источники:

Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе .география.У нас в гостях Япония. Издательство «Учитель» Волгоград 2003 г

Перепечева Н.Н..Нестандартные уроки географии.9-11 классы Издательство «УчительАСТ» Волгоград 2005 г

Поурочные планы по учебнику Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира.



Издательство «Учитель» Ануфриева О.И. Волгоград 2009 .


Смотрите также:
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Разработка плана-конспекта урока географии в 7 классе Тема урока: «Население и хозяйство сша»
108.32kb.
1 стр.
Разработка урока географии в 11 классе Тема
112.58kb.
1 стр.
Конспект урока по географии в 5 классе Тема урока «Первые кругосветные путешествия» Учитель гбоу сош №852 Бровко С. Н
134.3kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 8-м классе.
54.42kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: «Атлантический океан самый молодой и освоенный»
88.43kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 5 классе учителя гбоу сош №852 г. Москвы Карлиной В. А. Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
87.7kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок по географии в 6 классе. Тема урока: Условные знаки масштаб карты. Задачи урока
48.33kb.
1 стр.
Методическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе Л. В. Занкова. Предмет «Литературное чтение / развитие речи» Тема: "Жизнь дана на добрые дела". Сергей Козлов "Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды"
55.87kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 11 классе тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост Учитель истории и обществознания Ивакина Н. М
103.83kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.