Главная
страница 1
Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История

2011 г.


 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности

220703Автоматизация технологических процессов и производств;

240107 Химическая технология неорганических веществ,

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Организация-разработчик: ГОУ СПО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Разработчики:


Беляева Ольга Сергеевна- преподаватель высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО с

методической комиссией

Руководитель

_______________/Беляева О.С. /

рекомендована к применению


СОДЕРЖАНИЕ







стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




14

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы



Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям

СПО 220703Автоматизация технологических процессов и производств

СПО 240107 Химическая технология неорганических веществ

СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины –

-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; ---освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные тенденции развития международных отношений после Второй мировой войны;



- основные направления развития ключевых регионов мира во второй половине 20-начале 21 вв.;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20-начале 21 веков;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Уметь:


-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

-осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

-формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

-осуществлять эффективный поиск и анализ информации из различных источников;

-применять полученные знания на практике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




практические занятия

24

контрольные работы

4

итоговый контроль - зачет

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




систематическая проработка учебной и специальной литературы;

подготовка к семинарским занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,

оформление практических работ.


8

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«История»



Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел № 1 СССР и мир после Второй мировой войны.

Тема №1 Холодная война: причины, этапы и их содержание; итоги.

Содержание

Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе после Второй мировой войны. Холодная война: понятие, причины, этапы и их содержание; итоги. ООН. НАТО.ОВД.СЭВ.: образование, функции, деятельность.



2

4


2

2


Практическая работа

" Этапы холодной войны и их содержание"

« Роль международных организаций в регулировании отношений между государствами»


Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: «Холодная война: причины, этапы и их содержание; итоги».



2

2




Раздел № 2 Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.







Тема № 2

СССР и мировое сообщество середины 1980-х – начала 1990-х годов



Содержание

М.С.Горбачёв. Провозглашение политики «перестройки» и гласности. Национальная политика. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). РФ и ближнее зарубежье. Международные отношения середины 1980-х – начала 1990-х годов XX века. Локальные конфликты.




4

2




Практическая работа

«Сущность и причины межнациональных конфликтов в конце 80-х – начале 90-х гг.»



2

2




Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сущность и причины межнациональных конфликтов в конце 80-х – начале 90-х гг.»

Поиск информации из различных источников и подготовка доклада на тему (по выбору): «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов», «Парад суверенитетов».


2

2




Контрольная работа по теме Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.

1

2

Раздел № 3 СССР и мировое сообщество в 80 -е -90 - е гг. 20 века.







Тема № 3

Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.




Содержание

Общие черты экономического и политического развития стран Западной Европы и США. Неоконсерватизм. Неолиберализм. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы. Страны третьего мира. Япония. Китай.



3

2

Практическая работа

«Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы».

" Сравнительная характеристика политики неоконсерватизма и неолиберализма в странах Западной Европы и США"

" Основные тенденции в развитии стран третьего мира во второй половине 20 века"



6

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: : «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы».

Изучение конспектов и составление тематической таблицы по теме: « Особенности политического и социально-экономического развития стран Восточной Европы в 80-90-е годы 20 века»

Изучение дополнительной литературы и подготовка индивидуального проекта по теме:

«Последствия распада социалистической системы»

" Влияние политики неоконсерватизма на ход рыночных реформ в России в начале 90-х гг.20 века"



2

2




Контрольная работа по теме «СССР и мировое сообщество в 80 -е -90 - е гг. 20 века.»

1

2

Раздел № 4 Россия и мир на рубеже веков.

Тема № 4

Становление новой России.



Содержание

Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года. Внешняя политика: основные тенденции и события. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Изменения в социальной структуре общества.



3

2

Практическая работа

«Этапы становления рыночной экономики»;

« Становление основ правового государства и гражданского общества в РФ»

" Основные направления внешней политики России в 90-е гг.20 века"



6

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Становление рыночной экономики»;

Изучение дополнительной литературы и подготовка к коллоквиуму по теме: « Становление основ правового государства и гражданского общества в РФ»



1

3

Тема № 5 Российская Федерация и мировое сообщество: новые рубежи в политике и экономике.

Содержание

Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года: новая расстановка политических сил. В.В.Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали. Новая концепция внешней политики. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Сбалансированная многополярная система международных отношений. Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI. вв.: отношения со странами дальнего и ближнего зарубежья.



3

2

Практическая работа

«Новая концепция внешней политики»

"Основные векторы развития современной России"


2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

"Основные векторы развития современной России"


1

3

Тема № 6

Мир на пороге XXI века.



Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Глобализация. Глобальные проблемы современности. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.


4

2

Практическая работа

"Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире".

"Международная интеграция: проблемы и перспективы"


2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Евросоюз: предыстория возникновения и перспективы развития»

Изучение дополнительной литературы и подготовка доклада на тему (по выбору): «Терроризм как глобальная проблема современности», «Отношение России к проблеме расширения НАТО»,

«Роль ООН в современном мире».


1

3

Тема № 7

Духовная жизнь в конце 20 – начале 21 века.



Содержание

Основные тенденции развития постсоветской культуры. Интеграционные процессы в сфере культуры. Перспективы развития мировой культуры.



1

2

Практическая работа

«Пути преодоления бездуховности общества»



2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Пути преодоления бездуховности общества»

Изучение дополнительной литературы и подготовка индивидуальных творческих проектов на тему «Молодёжные субкультуры» (по выбору)



1

3




Контрольная работа по теме «Россия и мир на рубеже веков».

1

2




Итоговый зачёт.

1

2

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,. тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

-осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

-формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

-осуществлять эффективный поиск и анализ информации из различных источников;

-применять полученные знания на практике.





Оценка устных ответов

Оценка тестирования,

Оценка индивидуального проектного задания

Оценка домашней работы,

Оценка контрольной работы


Знания:

- основные тенденции развития международных отношений после Второй мировой войны;

- основные направления развития ключевых регионов мира во второй половине 20-начале 21 в в;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20-начале 21 веков;

- основные процессы ( интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


Оценка устных ответов

Оценка домашней работы

Оценка тестирования

Оценка индивидуального проектного задания,

Оценка практической работы,

Оценка контрольной работы


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по Правовым основам профессиональной деятельности

Технические средства обучения:

- Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

-Телевизор с видеомагнитофоном и DVD - плеером;

-Диапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




Основные источники:

Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2005

О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин «Россия и мир, 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, 6-е издание, стереотипное, Москва, ДРОФА, 2007год.

А.В.Игнатов « Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина Россия и мир XXвека», Москва, «Новый учебник», 2007 год.



Дополнительные источники:

Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.

Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.

Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.

Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001

Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.

Дидактические материалы А.Г.Колосков «История России XXвек. 11 класс», 2-е издание, стереотипное, Москва, ДРОФА, 2001 год.

Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.

Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.

Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

Исторические корни политики большевиков. M. 1998.

История России. 1861- 1917. M. 1996.

История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.

История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.

История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.

История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.

Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 200

Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997Учебное пособие для 11 класса.

Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6. Россия.

Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир.

Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.

Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.

Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.

Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 1993.

Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.

Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2003.

Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

Энциклопедический справочник. M. 1998.



Материалы сайта www.zavuchinfo.ru


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 03 История отечественной литературы Томск 2011 Цели и задачи дисциплины
322.7kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины история 2011 г
171.18kb.
1 стр.
Учебной дисциплины
599.16kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины История 2011 г
256.21kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов россии: история сибири
755.07kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
773.19kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
732.3kb.
3 стр.