Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.В.03 ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ВСЕОБЩЕИ ИСТОРИИ 1. Цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» является знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников по различным периодам всемирной истории и апробирование на материале отдельных исторических источников методов их самостоятельного анализа. Задачи дисциплины: получить представления об общем состоянии источниковой базы по всемирной истории; научиться использовать специальные методы работы с историческими текстами. .
В результате освоения материала программы курса студент должен иметь представления об основных научных методах источникового анализа... 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Источниковедение: общие понятия. Общее понятие исторического источника. Источниковая база исследования. Классификация исторических источников. Внутренняя и внешняя критика источника. Интерпретации понятия «исторического источника» учеными в контексте разных эпистемиологий. Семиотика и имажеология в современном историческом исследовании. Раздел 1. Источниковедение истории средних веков. Тема 1. История собирания исторических источников по истории Средневековья. Общества антикваров Нового времени. Гуманисты и история. Английская антикварная история. Движение болландистов. Публикация «житийной» литературы. Французское бенедиктинское общество св. Мавра. «Monumenta Germaniae Historica» и его издания: история и современность. Публикация источников в XIX в. в рамках позитивистской историографии и немецкой классической исторической школы. Тема 2. Характеристика исторических источников по истории западноевропейского Средневековья. Средневековые рукописи (манускрипты). Иллюминирование (книжная миниатюра). Инкунабулы. Ксилографические и типографические инкунабулы. Знаменитые издатели XV-XVI вв. Палеотипы: общая характеристика. Местонахождение первоисточников по европейскому Средневековью. Отделы редких книг научных библиотек, архивы, музеи и пр. Опубликованные исторические источники. Переводы и публикации на русском языке. Хрестоматии, практикумы, антологии, сборники.
Виды источников по Новой истории стран Запада, их классификация (законодательные, статистические, дипломатические, публицистические, мемуарные, эпистолярные, художественные, фото- и киноматериалы, и др.). Их особенности и сравнительная информативность. Тема 2. Методы источниковедческого исследования источника по Новой истории стран Запада. Цели и задачи исследователя при работе с историческими источниками по Новой истории. Методы решения поставленных задач. Алгоритмы анализа различных типов источников по истории периода. Тема 3. Проблемы и перспективы современного источниковедения Новой истории стран Запада. Теоретические проблемы источниковедения Нового времени в современной зарубежной историографии. Решение этих проблем и новые подходы, выдвигаемые различными направлениями современной исторической науки. Раздел 3. Источниковедение новой истории стран Азии и Африки Тема 1. Особенности источниковой базы по новой истории стран Азии и Африки. Цивилизационная специфика источников. Влияние проблемы «свой-чужой» на оценочное содержание источников. Роль «диалога культур» при анализе источников. Основные типы источников: источники европейского происхождения, российские источники, восточные источники; официальная документация, программы политических движений и партий, свидетельства современников. Тема 2. Специфика изучения источников по новой истории стран Востока. Источниковедение новой истории Индии. Источниковедение новой истории Китая. Источниковедение новой истории Японии. Источниковедение новой истории Турции. Раздел 4. Источниковедение новейшей истории стран Европы и Америки.
Общая характеристика источников по новейшей истории стран Азии и Африки. Классификация источников и сравнительная информативность. Законодательные акты. Методики и приемы изучения законодательных источников. Официальные дипломатические документы. Дипломатические ноты, меморандумы, памятные записки, официальная переписка. Источниковедческий анализ. Статистические источники. Массовая документация и статистические источники. Основные классификационные признаки. Специфика работы со статистическими данными. Периодическая печать. Понятие периодическая печать. Типы периодической печати. Основные классификационные признаки. Методики и приемы исследования периодических изданий как исторического источника. Произведения общественных и политических деятелей, речи и выступления и особенности их изучения.
Основные жанры: воспоминания, дневники, письма. Проблемы классификации. Особенности этого вида источников, проблема достоверности. Мемуары востоковедов. Приемы исследования источников личного происхождения. Новые типы источников по новейшей истории Азии и Африки. Информационные ресурсы Интернета как исторический источник.
Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендованная литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) исторические источники: 1 раздел.
2 раздел.
3 раздел.
4 раздел.
5 раздел.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение всеобщей истории», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудованные аудитории. DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам источниковедения и историописания, так и выяснению специфических особенностей этих сфер научного исторического знания для отдельных периодов всемирной истории. Со своей стороны, самостоятельная работа студентов включает в себя знакомство с учебно-методической и научно-исследовательской литературой. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем в ходе лекций в диалоговом режиме. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.
Источниковедение: общие понятия. История собирания исторических источников по истории Средневековья. Общества антикваров Нового времени. Характеристика исторических источников по истории западноевропейского Средневековья. Примерный перечень вопросов к зачету по 2 разделу. Виды источников по истории Нового времени и их особенности. Методы работы с источниками по Новой истории стран Запада. Примерный перечень вопросов к зачету по 3 разделу: Письменные источники по истории стран Запада ХХ – начала ХХI вв.: общая характеристика. Кино-фото-фонодокументы как исторический источник: методика анализа и научного использования. Информационные ресурсы Интернета как исторический источник: специфика и проблемы использования. Примерный перечень вопросов к зачету по 4 разделу: Особенности источниковой базы по новой истории стран Азии и Африки. Источниковедение новой истории Индии. Источниковедение новой истории Китая и Японии. Источниковедение новой истории Турции. Примерный перечень вопросов к зачету по 5 разделу: Источники официального происхождения по новейшей истории стран Азии и Африки. Источники личного происхождения. Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История. Программу составили: Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Т.И. Зайцева Ст. преподаватель кафедры всеобщей истории А.В. Соболевский Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. О.Н. Мухин Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Г.В. Грошева Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Т.А. Гончарова Смотрите также: Программа дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе
121.35kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 03 История отечественной литературы Томск 2011 Цели и задачи дисциплины
322.7kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. Ддс. 01. Практический курс иностранного языка цели и задачи дисциплины
240.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. Ф. 09 Неорганический синтез цели и задачи дисциплины
117.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. Ддс. 05. Литература страны изучаемого языка цели и задачи дисциплины
460.27kb.
4 стр.
Самостоятельная работа аспирантов
129.39kb.
1 стр.
Самостоятельная работа аспирантов
132.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины музейное источниковедение
146.85kb.
1 стр.
Программа дисциплины источниковедение цикл опд
306.87kb.
1 стр.
Программа дисциплины источниковедение цикл опд
146.02kb.
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе
168.3kb.
1 стр.
Рабочая программа По дисциплине «Предметы антиквариата» По специальности 312.65kb.
1 стр.
|