Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

7. Список литературы и Интернет-источников
1. Азбука нравственного взросления: методический материал. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. – 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с

3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. – М.: Народное образование, 2002. – 112 с.

4. Белозерова Т.И. В защиту семьи: Учебно-методическое пособие. –  БОУДПО «ИРООО», 2010. – 50 с..

5. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – М.: Град Китеж, 1994. – 720 с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. – 128 с.

7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. – М.: Педагогика, 1990. – 2788 с.

8. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21.

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002. – 223 с.

10. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – М.: 2001

11. http://www.openclass.ru/node/307240 - Открытый класс

12. http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования

13. http://www.krokodilnegena.ru/sotsialnye-proekty-uchastnikov/sotsialnyj-proekt-semya-duhovnaya-bezopasnost-semi.html - Социальный проект «Семья. Духовная безопасность семьи»

14. http://www.aroperm.narod.ru - Академия родительского образования

15. http://shkoladetei.ru

16. http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka

17. http://www.7ya.ru

18. http://festival.1september.ru


Приложение 1


Примерная тематика мероприятий

в рамках «Уроков семьи и семейных ценностей»
Дошкольные общеобразовательные учреждения

- Фестиваль семей «Нам вместе весело!»

- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

- Презентация профессий «Наши знаменитые родители»

- Вечер «Бабушкины посиделки»

- Дидактическая игра «Славянская семья»

- Дидактическая игра «Генеалогическое дерево»

- Ролевая игра «Семейные традиции»

- Тематические вечера «Истоки доброты», «Вечер встречи друзей», «Мы – как братья и сестрички»
Начальная ступень общеобразовательных учреждений

- Этические рассказы «Урок семейной любви», «Легко ли быть родителем?», «Любовь в нашем доме»

- Проекты «Музей семьи», «Семейный герб», «Мамины игрушки»

- «Летние приключения моей семьи»

- Праздники «Посвящение в родители первоклассников», «Презентация семьи», «Давайте познакомимся»

- Практикумы «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом»

- Ролевые игры «Праздник в семье», «Мамины помощники»
Основная ступень общеобразовательных учреждений

- Беседы «Семя – основа государства», «Нравственные уроки моей семьи», «Мир начинается в семье», «С чего начинается взрослость»

- Воспитывающие ситуации «Родился младший брат», «Заболела бабушка», «Приёмный ребёнок»

- Ролевые игры «Согласие да лад – в семье клад», «Когда в семье радость»

- Вечера, конкурсы, праздники «Час семейной любви», «Новые друзья», «Моя семья»
Старшая ступень общеобразовательных учреждений
- Беседы «Нравственные основы семьи и брака», «Ответственное родительство – что это?»

- Практикумы «Молодая семья», «Родители и дети», «Найти себя – что это значит?», «Размышляем о жизненном опыте», «Выбор», «Два домика»

- Фотовыставки «Моя семья», «Семья в мире людей», «Дом отца и матери – добрая вселенная»

Приложение 2


Загадки о семье


Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем –

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)




Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?



Шкаф тяжелый кто подвинет?

Кто розетки нам починит,

Кто все полочки прибьет,

В ванной утром кто поет?

Кто в машине за рулем?

На футбол мы с кем пойдем?

День рожденья у кого?

У ….. моего! (папы)



Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (мама)




Какой же ты заботливый и нежный,
Какой же бескорыстный, добрый ты!
Я знаю, ты всегда меня поддержишь
Среди обмана, зла и суеты.

Когда моей семье нужна опора,


Всегда подставишь ты своё плечо,
Ты для меня свернёшь любые горы,
Тебе любые ветры нипочём!

Везде твои заботливые руки


И любящее сердце, наконец.
По-доброму завидуют подруги,
Узнав, что у меня такой … (отец)
Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)




Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует — чмок?

Вот она всегда какая

Моя … родная! (мамочка)


Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)


Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (тётя)




И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И в лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (имя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)


Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)



Мама с папой говорят,


Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? … (сестра)
Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)



Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Приложение 3


Пословицы о семье
Согласие да лад - в семье клад

Согласную семью и горе не берет

Счастье родителей - честность и трудолюбие детей

Что есть - вместе, чего нет – пополам

В хорошей семье хорошие дети растут

Жизнь родителей в детях

Мать всякому делу голова

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед

В семье и каша гуще

Доброе братство лучше богатства

Любовь братская крепче каменных стен

За хорошим мужем и жена хороша

Детки хороши - отцу-матери венец, детки плохи - отцу-матери конец

Вся семья вместе, так и душа на месте

Семья крепка ладом

В недружной семье добра не бывает

В семье и смерть красна

В семье любовь да совет, так и нужды нет

Добрая семья прибавит разума-ума

Мать кормит детей, как земля людей

Не прячь свои неудачи от родителей

При солнышке тепло, при матери добро

Родительское слово мимо не молвится

Дружная семья не знает печали

За общим столом еда вкуснее

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает

Намеки да попреки - семейные пороки

Не будет добра, коли в семье вражда

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит

Духовное родство пуще плотского

Дети родителям не судьи

Мир в семье женой держится

На свете все найдешь, кроме отца и матери


Приложение 4
Мудрые высказывания о семье
«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (А. Дюма)
«Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких» (Цицерон)
«Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» (О. Бальзак)
«Нравственность народов зависит от уважения к женщине» (В. Гумбольт)
«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский)
«Добродетель родителей — большое приданое» (Гораций)
«Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь» (Демокрит)
«От брака проистекают все привязанности женщины... И погибло счастье женщины, если она вышла за того, кого не любит...» (Жермен Сталь)
«Мать любит в ребенке супруга, а последний - жену? оба имеют в нем свою любовь перед собою. В то время как в имуществе единство находится лишь во внешней вещи, в детях оно пребывает в некоторой духовной связи, в которой родители любимы, и которое любимо ими» (Гегель)
«Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человечества» (Л. Фейербах)
«...жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную Вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт - это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное - ненадежно и скучно, как бы умно мы не рассчитывали. Стало быть, дело не в симпатичной девушке, а в любимой; остановка, как видишь, за малым» (А. П. Чехов)
«Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией... Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?» (Джон Мильтон)
«...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...» (Эмиль Золя)
«Жениться, ничем не связывая себя, — предательство» (Мишель Монтень)
«Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае — вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой» (Стендаль)
«Быт — затертое понятие, надо его освежать, раскрыть его содержание как культуру личных отношений» (М.М. Пришвин)
«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их!» (Леонардо да Винчи)
«Чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей, претерпев немалые страдания, отец же всегда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится. Того ради старость его поддержи, болезнь его излечи, седины его облобызай и накорми его сладкою пищей. То же самое твори и матери своей, а если стала она от старости ветха, носи ее на руках, а через грязь перенеси на своих плечах, прежде ее накорми, а потом уже и сам вкуси, с похвалою припади ко груди ее, и расцелуй мать свою — корень рождения своего. Ибо как ты родителям своим сотворишь, так же и дети твои воздадут тебе тою же мерою» (Аввакум)

Приложение 5


Притчи о семье
Глаза матери

Один молодой человек и старый стояли возле колодца. Молодой хвастался перед пожилым, что он лучше понимает других людей. В это время к ним подошла старуха и спросила, не проходил ли мимо них красивый высокий юноша.

- Он пошел к реке, - тут же ответил старый.

- Но мимо нас прошел лишь невысокий пожилой человек с уродливой внешностью, - удивился молодой.

- Все верно, но женщина спрашивала о своем сыне. А для матери, сколько бы ни прошло лет, сын всегда будет красивый и молодой.
Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир.

Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Когда люди ссорятся

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.

В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

- В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Притча о хмуром человеке

Едет хмурый человек в троллейбусе и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена — ворчунья, дети — хулиганы, начальник — злыдня...»

За его спиной ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает: «Одна тоска, начальник — злыдня, жена — ворчунья, дети — хулиганы... Вроде было уже... И зачем ему это все время? Но раз заказывает — придется исполнять...»
Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

- Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

- Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:



- Ну что ты так долго? Посмотрел?

- Да!

- Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Хлебец с маслом

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.


Хрупкая вещь

Было это давно или совсем недавно, не важно. Да только пришел в одно селение путник. И остался в нем жить. Мудрый был человек. Людей любил, а особенно деток. А уж что руки золотые! Такие игрушки мастерил, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Да вот только незадача – поделки-то, слишком хрупкие. Обрадуется ребятня забаве, а она возьмет да и разобьется. Поплачут дети, а мудрец им новую игрушку смастерит. Да еще более хрупкую.

Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? Ведь ты мудр и любишь их, как родных, - спрашивали у мастера родители. – Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько слез-то!



Улыбнулся мудрец:

Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…


Притча о любви и семье

Жили были люди на планете Мужчин, планете Женщин,  планете поменьше с названием  «Семья» и на совсем крохотной планете с названием «Счастливая семья». Так уж повелось, что время от времени люди с планет Мужчин и Женщин встречались на звездном мосту, влюблялись друг в друга и селились на планете «Семья». На планету же с названием «Счастливая семья» переезжали только те, кому удавалась на протяжении хотя бы нескольких лет сохранить Любовь. Таких было катастрофически мало…

И тогда мудрецы планеты «Счастливая семья» стали размышлять, как сделать так, чтобы жителей на их планете становилось больше. Вот прилетели они на планету Женщин и спросили их: «Каких мужчин вы любите, о каких мужчинах мечтаете?». Разное отвечали женщины, но почти все говорили: «О сильном духом и телом, заботливом и понимающем, о добром, нежном и любящем, о целеустремленном, умном, раскованном и гармоничном, о том, который сможет повести и увлечь за собой в  путешествие с названием «Жизнь». Были среди женщин и те, кто отчаялся ждать встречи с таким мужчиной, мечтая хотя бы о чем-то одном из названного. Были и такие, которые все еще надеялись встретить именно такого.

Отправились тогда мудрецы планеты «Счастливая семья» на планету Мужчин и спросили их: «Каких женщин вы любите, о каких мечтаете?» Разное отвечали мужчины, но почти все говорили: «О красивой, нежной и любящей, о страстной любовнице и хорошей хозяйке дома, о понимающей и мудрой, о той, которая готова идти за мужчиной хоть на край света». Были среди мужчин такие, кто отчаялся ждать встречи с такой женщиной, мечтая хотя бы о чем-то одном из названного. Были и те, кто все еще надеялся встретить именно такую.

Решили тогда мудрецы узнать, что происходит на Звездном мосту. Там бродили в поисках своей будущей любимой или любимого Мужчины и Женщины. Те, у кого ожиданий и требований было немного или, кто очень хотел жить на планете «Семья» находили друг друга быстро, они брались за руки и отправлялись вместе жить на новой планете. Те же, кто мечтал встретить свой идеал, бродили по мосту подчас дольше других, кому-то в конце-концов удавалось встретиться, и они были очень счастливы от того, что встретились, а кто-то продолжал искать всю жизнь.

Прилетели тогда мудрецы  на планету «Семья» и стали смотреть как там живут Мужчины и Женщины. А жили они по-разному. Многие были разочарованы своим выбором, так как и люди со временем менялись с их ожиданиями и ценностями, и просто многие не умели или не хотели понимать друг друга, помогать друг другу раскрывать лучшие качества. Некоторые так и продолжали  жить вместе, разочаровавшись друг в друге, среди них часто были такие, кто заводил любовников и любовниц. Некоторые расставались, так и не научившись жить вместе. Среди них часто были и те, кто встретил на звездном мосту свой идеал и  прилетел на планету «Семья» с чувством большой взаимной Любви.  Среди вполне добропорядочных  граждан планеты «Семья», но так и не получивших право перебраться на планету «Счастливая семья», были так называемые «крепкие семьи». В них Мужчины и Женщины жили без любви, они были просто  привязаны друг к другу, были преданы друг другу, но все же не счастливы. Были среди добропорядочных граждан и те, кто любил повторять поговорку «любовь зла…». Они не были счастливы, часто ссорились, но всеже оставались верны своему чувству.

Вернулись тогда мудрецы на родную планету «Счастливая семья» и стали спрашивать ее жителей: «Как вам удается жить в Любви и Счастьи?». Одни отвечали, что они с самого начала  были друг для друга именно такими, о которых мечтали, а потом, конечно, требовалось много понимания и шагов на встречу другу другу, но они с этим справились. Другие говорили, что с начала они не были такой уж идеальной парой, но благодаря щедрой и богатой на Любовь душе, а также стремлению каждого из них стать Мужчиной или Женщиной мечты его партнера, им удалось заслужить право жить на планете «Счастливая семья».

Подумали тогда мудрецы: «Вот уж действительно, все пары несчастливы по разному, а счастливы одинаково». И постановили мудрецы: всем мужчинам учиться быть сильными духом и телом, заботливыми и понимающими, добрыми, нежными и любящими, целеустремленными, умными, раскованными и гармоничными, такими, кто сможет повести и увлечь за собой женщину в  путешествие с названием «Жизнь». Всем женщинам учиться быть  красивыми, нежными и любящими,  страстными любовницами и хорошими хозяйками дома,  понимающими и мудрыми, такими, кто готова идти за мужчиной хоть на край света. А всем вместе учиться понимать друг друга и помогать друг другу стать Мужчиной и Женщиной их мечты, и обязательно растить в себе щедрую и богатую на Любовь душу. И помнить, что для жизни на планете «Счастливая семья» недостаточно, чтобы Любовь однажды родила Семью, главное – чтобы в Семье вновь и вновь рождалась Любовь….

А. Печёрский


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Материалы о проведении «Уроков семьи и семейных ценностей»
266.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
543.78kb.
3 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков литературы с использованием пк
131.03kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В. А. Пучкова
2344.29kb.
15 стр.
Утвержден решением Учредительного съезда Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»
131.45kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков по теме «Биотические факторы»
433.03kb.
3 стр.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.71kb.
1 стр.