Главная
страница 1
Абрамова Лариса Николаевна,

воспитатель группы продленного дня

ГБОУ ЦО № 1486 СВАО Москвы

Знакомство младших школьников с культурой народов России

при подготовке пластилинового мультфильма
Дети младшего возраста мало знают о том, какие народы живут в России, в то же время в школах учатся воспитанники разных национальностей. Перед любым воспитателем стоит проблема, какой же способ выбрать, чтобы можно было интересно рассказать о народах России?

Неожиданно возникла интересная идея - создать пластилиновый мультфильм «Народы России», чтобы заинтересовать других ребят обычаями и традициями жизни разных народов, чтобы и они занялись изучением культуры разных национальностей.

Цель работы я сформулировала следующим образом: на основе изучения культурных традиций жизни разных народов подготовить пластилиновый мультфильм «Народы России», используя сюжет одноименного стихотворения В.Степанова.

Задачи работы включали комплекс мер:

Найти и прочитать в группе продленного дня книги об обычаях разных народов.

Подготовить детские доклады по теме и отобрать текстовый материал, нужный для проектной работы.



  1. Подготовить в группе продленного дня рисунки по темам «Обычаи моего народа», «Обычаи разных народов».

  2. Обсудить, как изобразить героев мультфильма «Народы России», по одноименному стихотворению В. Степанова.

  3. Провести серию занятий по лепке героев мультфильма.

  4. Провести серию фотосъемок действий героев мультфильма.

  5. Произвести монтаж и озвучивание мультфильма «Народы России».

  6. Подготовить текстовое описание и презентацию проекта.

  7. Представить проект ребятам.

Приведу для наглядности текст стихотворения.

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

В творческом процессе подготовки к созданию мультфильма, в соответствии с отобранной информацией, был определён общий замысел. И по сюжету стихотворения дети рисуют эпизоды и сцены, декорации. Для них это интересный и очаровательный момент, в котором важна атмосфера настроения, захватывающий интерес, желание оторваться от серой действительности и погрузиться в мир чудес, эмоций и развлечений. Здесь для ребенка возможно всё, и нет никаких ограничений. См. рис. 1.






Рисунок 1. Рисуем героев мультфильма «Народы России».

Наблюдения за воспитанниками во время лепки показали, что изображать представителей разных народов им интересно и увлекательно. Детей занимает сам процесс работы с пластичным материалом, они втягиваются в своеобразную игру-диалог с создаваемой формой, стараются создать образ представителя народа, изображенного в детских рисунках и книгах, в энциклопедиях, а также на фото из сети Интернет. См. рис.2.





Рисунок 2. Лепим героев мультфильма «Народы России».

Эта работа сродни театральной деятельности. Здесь и создание образа, и пластика персонажей,  и композиция. Развиваются творческие способности. Каждому ребёнку найдётся возможность поучаствовать в работе над мультфильмом, так как использование пластилиновых героев, это возможность оживить персонажей. Человечки, зверюшки становятся способны ходить, сидеть, поворачиваться, общаться друг с другом. Дети могут, нарисовать декорации, озвучить фильм. Мультфильм привлекает большое внимание, создаёт позитивный эмоциональный фон и позволяет ненавязчиво донести информацию.

Социальный заказ столичной образовательной среды подтвердил обоснованность выбранных мною форм и методов работы с детьми. Департамент образования Москвы разместил на своем официальном сайте объявление о II Международном творческом конкурсе «Сказки красивого сердца». Девиз этого конкурса «На нашей планете есть место всем на свете».

Конкурс «Сказки красивого сердца» - это конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра и ненасилия, созданных детьми разных национальностей, живущих в разных странах мира.

При проведении конкурса его организаторы решали целый комплекс задач, которые включили следующее:


  • распространение идей добра, культуры мира и ненасилия;

  • развитие и поддержка у участников конкурса общечеловеческих ценностей;

  • содействие воспитанию толерантного сознания;

  • развитие творческих способностей детей;

  • выявление одаренных детей и создание условий для их самореализации.

Одной из номинаций Международного конкурса была номинация «Анимационный фильм», которая была организована при поддержке Союза кинематографистов Российской Федерации. По условиям конкурса для рассмотрения жюри должны приниматься анимационные фильмы, снятые только по оригинальному сценарию, о мечте, о том, что такое счастье; как сделать мир лучше и жить без войн и конфликтов; как научиться дружить и помогать тем, кому нужна помощь; как найти свой путь и стать нужным людям; как сохранить окружающий мир в его разнообразии.

Несмотря на то, что наш мультфильм пока еще в работе, хочется поделиться с коллегами первыми пластическими наработками. См. рис. 3, 4, 5.





Рисунок 3. «Народы России». Волокитина Виола, 5 класс.

Руководитель Абрамова Лариса Николаевна.



Рисунок 4. «Народы Кавказа». Шервуд Мария, 9 класс.

Руководитель Абрамова Лариса Николаевна.

Из комментариев к работам детей видно, что к процессу лепки героев мультфильма о народах России присоединились учащиеся основной школы. Это, несомненно, сближает ребят разных возрастов. Создает дружественную детско-взрослую событийную общность.





Рисунок 5. «Все мы разные, но планета у нас одна».

Волокитина Виола, 5 класс, Шервуд Мария 9 класс.

Руководитель Абрамова Лариса Николаевна

Примечательно, что автор нескольких фигурок героев мультфильма Шервуд Мария уже не в первый раз участвует в конкурсе «Сказки красивого сердца». Помимо номинации «Анимационный фильм», она проявила себя в номинации «Иллюстрация к сказке», написав в технике гуашь живописную иллюстрацию к нанайской сказке «Кто всех сильнее». Ее картина «Сила человека в его добрых делах» принята на окружной тур конкурса. См. рис. 6.





Рисунок 6. «Сила человека в его добрых делах» - иллюстрация к нанайской сказке «Кто сильнее всех?». Шервуд Мария, 9 класс.

В работе по созданию цифрового пластилинового мультфильма важны две линии развития ключевых компетентностей. С одной стороны это касается изобразительных и художественно-пластических изобразительных умений школьников, а с другой стороны - использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Важную роль в создании конечного проектного продукта играют сформированные умения учащихся в работе с цифровой фотокамерой, компьютером, интерактивной доской, сетью Интернет, все эти умения открывают для учащихся совершенно уникальные возможности для анимационной изобразительной деятельности. См. рис. 7, 8.





Рисунок 7. Волокитина Виола с помощью смарт-доски рассказывает воспитанникам группы продленного дня об особенностях русского костюма.



Рисунок 8. Шервуд Мария использует смарт-доску

для изучения политической карты России.

Чтобы понять черты характера и особенности быта какого-либо народа, очень важно знать, в какой части России, то есть в какой республике, области, крае он проживает, и как расположена эта часть географически – на Севере, Юге или в средней полосе. От этого зависит многое: художественный образ национальных костюмов, особенности трудовой деятельности и домашнего быта, культурные традиции, формы народного творчества.



Педагогические наблюдения за деятельностью воспитанников выявили, что работа над созданием пластилинового мультфильма о дружбе разных народов сдружила и сплотила разновозрастную группу школьников. Это три разных возраста – второклассники, пятиклассники, девятиклассники. Несомненно, что совместное психологически комфортное сотрудничество при проведении игровых занятий и создании проектов формирует дружественную среду школы, сплачивает ее коллектив. См. рис. 9, 10.


Рисунок 9. Волокитина Виола проводит игровые занятия с второклассниками. Используя фигурки героев, ребята разыгрывают сценки, «анимируют» пластилиновых человечков.


Рисунок 10. Шервуд Мария показывает второклассникам приемы лепки.

В заключение хочется сказать, что все воспитанники моей группы 2-х классов с нетерпением ждут, когда же будет создан мультфильм, они помогают старшим в лепке, хотя и не всегда успешно, но с большим желанием. Остается надеяться, что фильм получится зрелищным, живописным и интересным, и что подобная работа станет традиционной практикой педагогов.


Смотрите также:
Гбоу цо №1486 свао москвы Знакомство младших школьников с культурой народов России при подготовке пластилинового мультфильма
63.04kb.
1 стр.
Программа по курсу «родной город»
683.67kb.
5 стр.
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников (4 класс)
50.34kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.
Логопед гбоу гимназия №1506 Солошенко Ольга Павловна
41.88kb.
1 стр.
Развитие творчества младших школьников
75.96kb.
1 стр.
Урок круглый стол по английскому языку в 7 классе. Тема: Знакомство с культурой страны изучаемого языка на примере творчества «Битлз». Учитель: Киракосян Н. С
65.58kb.
1 стр.
«Использование сети интернет в проектной деятельности младших школьников»
33.76kb.
1 стр.
Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями
859.27kb.
5 стр.
Игры для младших школьников: от воспитания и обучения – к гармоничному развитию
34.96kb.
1 стр.
Реализация информационных технологий при обучении младших школьников
115.5kb.
1 стр.
Разработка внеклассного мероприятия для младших школьников квн клуб «Внимательный пешеход» Цель мероприятия
102.24kb.
1 стр.