Главная
страница 1




МИНОБРНАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)»

МИРЭА



УТВЕРЖДАЮ

Ректор___________А.С.Сигов

7 декабря 2010 г.



"Аналитический обзор документов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, разработанных в рамках эксперимента по созданию прикладного бакалавриата"

Москва 2010




  1. Наименование документа

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата

  1. Цель и задачи, которые ставились при разработке данного документа

«Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)» являются базовым документом проектирования всей основной образовательной программы. На основе требований к результатам ООП формируются все дисциплины и профессиональные модули учебного плана.

Документ должен учитывать требования к результатам освоения ООП, представленные в ФГОС СПО, ФГОС ВПО и в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 октября 2009 г. №423, а также учитывать требования работодателей к выпускникам соответствующего профиля.





  1. Разработанные в ОУ документы.



    Образовательное учреждение

    Наименование документа

    Краткая характеристика документа

    Комментарии эксперта

    1

    «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»

    Положение о требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата в рамках проведения в 2009 - 2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»

    Документ состоит из 3 разделов:

    1. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата

    2. Требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата

    3. Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата

    Указанные в разделе 3 компетенции учитывают требования: ФГОС СПО, ФГОС ВПО и приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423


    Документ достаточно подробный и учитывает все аспекты профессиональной деятельности прикладного бакалавра.

    Возможно, стоит сократить документ, оставив только раздел 3 текущего документа, поскольку именно он отражает профессиональную модель выпускника.

    В целом документ может служить как типовой документ, как для данной УГС, так и для представителей других УГС.


    2

    ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники»

    Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

    Документ состоит из 4 разделов:

    1. Перечень основных видов профессиональной деятельности.

    2. Новые виды профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей.

    3. Перечень требований к результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата в части общих компетенций.

    4. Перечень профессиональных компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности.

    Представленный в документе перечень компетенций выпускника отражает требования: ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и работодателей.



    В документе не отражены компетенции в области фундаментальных наук, в первую очередь цикла дисциплин ЕЗН, которые позволяют довести уровень подготовки специалиста техникума до требований ВПО.

    3

    ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж»

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата по специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Документ состоит из 4 разделов

    1. Общие требования к образованности выпускника

    2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

    3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

    4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

    Требования к выпускнику в документе представлены в форме совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник.



    Представленные в документе требования отражают только одну ступень, формирующую требования к прикладному бакалавру – они отражают только требования ФГОС СПО.

    Абсолютно не представлены требования ФГОС ВПО, работодателей и приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

    Требования практически не учитывают компетентностный подход в проектирование модели выпускника.


    4

    ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»

    Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению «Химическая технология» профиля «Химическая технология ВМС»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного видами профессиональной деятельности и компетенциям выпускника

    Несмотря на то, что заявка разрабатывалась согласно ФГОС ВПО, перечисленные в документе требования к выпускнику отражают только требования ФГОС СПО.

    5

    ФГОУ СПО «Канский технологический колледж»

    Требования к результатам основания основной профессиональной образовательной программы по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного видами профессиональной деятельности и компетенциям выпускника

    Отражает только требования ФГОС СПО

    6

    Краснодарский гуманитарно-технологический колледж

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата

    Документ состоит из одного раздела, посвященного общекультурным и профессиональным компетенциям выпускника, разделенным по видам деятельности.

    Документ отражает только требования ФГОС СПО.



    В документе не учитываются требования ФГОС ВПО, работодателей и лишь отчасти учитываются требования указанные в приказе Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

    7

    ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж»

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата по специальности 080110 Банковское дело по направлению подготовки «Финансы и кредит» профиль «Банковское дело» Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курский государственный политехнический колледж»

    Документ состоит из 2 разделов:

    1.Общие положения – посвящен требованиям, указанным в приказе Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

    2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата – представлены требования, учитывающие профессиональные компетенции СПО и требования ВПО в части общекультурных компетенций


    В документе стоит усилить профессиональную составляющую за счет требований работодателей и требований, представленных в ФГОС ВПО для фундаментальных дисциплин цикла ЕЗН. В общекультурных компетенциях стоит учесть требования приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

    8

    ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы прикладного бакалавриата профиль: «Физическая культура»

    Документ посвящен требованиям к результатам освоения ООП в форме представления модели выпускника в компетентностном виде. Представленные в документе компетенции разделены на 4 категории:

    - общекультурные;

    - общепрофессиональные;

    - профессиональные;



    - специальные.

    Разделение компетенций выпускника на 4 категории видится не совсем обоснованным, поскольку они пересекаются с аналогичными общекультурными и профессиональными компетенциями ФГОС СПО и ВПО.

    9

    ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж»


    Требования к результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата по специальности 151901 «Технология машиностроения»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник по видам профессионально деятельности.

    Представленные требования учитывают ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей для новых видов деятельности.

    10

    ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»


    Требования к результатам освоения основной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению 200100 «Приборостроение»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник. Учитываются только требования ФГОС ВПО.

    Представленные в документе требования не учитывают требования ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей.

    11

    ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум»

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата по специальности 140409 «Энергосбережение (по отраслям)»

    Документ плохо структурирован: в нем дважды описаны (дублируются) общекультурные и профессиональные компетенции. Представленные требования учитываю только ФГОС СПО.

    Нет логичной структуры документа. Не учитывается специфика, накладываемая на программу работодателем и ВПО.

    12

    ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики»

    Требования к результатам основания программы прикладного бакалавриата по специальности 210709.52 «Многоканальные телекоммуникационные системы» по направлению 210700 «Инфокомуникационные технологии и системы связи»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник. Учитываются требования ФГОС СПО, ФГОС ВПО и отчасти требования приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423

    В большей степени отразить требования ФГОС ВПО, связанные с фундаментальной подготовкой выпускника по дисциплинам цикла ЕЗН.

    13

    ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум»

    Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) прикладного бакалавриата

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник по видам профессионально деятельности.

    Представленные требования учитывают только ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей для новых видов деятельности.

    14

    ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата. Специальность 140446 «Электрические машины и аппараты»

    Представленные в документе требования не имеют общей структуры. Разделены на две категории: СПО и ВПО.

    Представленные в документе компетенции в ряде случаев дублируются и имеют одинаковую нумерацию, тем самым затрудняя дальнейшее составление матрицы компетенций. Не учитываются требования работодателей.

    15

    ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

    Требования к результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник по видам профессионально деятельности.

    Материалы не оформлены в виде документа (положения), что очень затрудняет идентификацию образовательного учреждения и направления подготовки.

    16

    ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М.Коняева»

    Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата

    Документ представлен в форме проекта требований и имеет 2 раздела:

    Первый раздел посвящен требованиям к результатам освоения ООП

    Второй раздел посвящен перечню совокупности знаний, умений и навыков, которыми обладает выпускник.


    Документ отражает только требования ФГОС ВПО. В тексте присутствует огромное количество опечаток.

    17

    ФГОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»


    Требования к условиям реализации экспериментальной основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата

    Документ описывает программные и аппаратные средства поддержки учебного процесса, а также материально-техническую базу реализации учебного процесса по ООП прикладного бакалаврита.

    Документ не решает поставленной перед ним задачи, поскольку отражает только требования к условиям реализации ООП, а не ее результатам.

    18

    ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

    Требования к результатам освоения экспериментальной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата на базе специальности среднего профессионального образования 080110 «Банковское дело»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник. Учитываются требования ФГОС ВПО и приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

    Представленные в документе требования не учитывают требования ФГОС СПО.

    19

    ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж»

    Требования к результатом освоения программы по прикладному бакалавриату 151901 «Технологии машиностроения»

    Документ слабо структурирован. Представленные компетенции не имеет нумерации.

    Компетенции не разделены ни по видам деятельности, не по типам (общекультурные, профессиональные).

    20

    ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж»

    Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) прикладного бакалавриата по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

    Документ имеет 4 раздела:

    1. Перечень профессиональных компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности, включая компетенции, адекватные современным производственным технологиям, новым формам организации труда и методам управления;

    2. Перечень требований к результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата в части общих компетенций. Перечень общих компетенций дополняется в соответствии со спецификой специальности/направления подготовки.

    3. Виды деятельности в соответствии с требованиями работодателей:

    4 Перечень основных видов профессиональной деятельности


    В документе выделено 8 видов профессиональной деятельности, тем не менее, профессиональные компетенции расписаны только для 4 видов профессиональной деятельности. В разделе 2 настоящего документа представлены компетенции по видам деятельности, сформулированными в соответствии с требованиями работодателя, хотя они не соотносят ни с профессиональными, ни с общекультурными компетенциями.

    21

    ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт»

    Требования к результатам освоения программы по созданию прикладного бакалавриата по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» направления подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника»

    Документ состоит из одного раздела, посвященного перечню компетенций, которыми должен обладать выпускник. Представленные профессиональные компетенции сгруппированы по видам деятельности.

    Требования отражают требования ФГОС ВПО, приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и работодателей. Представленные в документе компетенции не имеют индексовой нумерации.

  2. Соответствие содержания документа целям реализуемых образовательным учреждением программ прикладного бакалавриата.

В целом все представленные для анализа документ соответствуют поставленной перед ними целью – отражают модель выпускника по направлению прикладного бакалавриата.


  1. Критические комментарии по пунктам и разделам представленных документов. Рекомендации, необходимые коррективы.

Стоит обратить больше внимания на оформление документов. В частности, рекомендуется указать на титульном листе Требований подписи представителя образовательного партнера и работодателей-партнеров по реализации программы прикладного бакалавриата (либо заменить указанные подписи – утверждающей подписью председателя координационного (или иного) совета по прикладному бакалавриату с указанием даты и протокола заседания).

В требованиях к результатам освоения ООП стоит усилить:



  • для вузов – практические компетенции из стандартов СПО;

  • для ссузов – теоретические компетенции по фундаментальным основам направления профессиональной деятельности выпускника из стандартов ВПО.




  1. Оценка возможности нивелирования неблагоприятных факторов при реализации эксперимента с помощью созданных документов и возможности использования благоприятных.

Требования к результатам освоения ООП являются паспортом выпускника на рынке труда. Требования, разработанные в тесном контакте с работодателями, будут являться залогом востребованности выпускников на рынке труда, подтверждая тем самым качество обучения в образовательном учреждении и качество самой программы прикладного бакалавриата.



  1. Разделы документов, которые представляются наиболее удачными и заслуживающими распространения.

По мнению экспертов, документ должен состоять из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – указываются ФГОС СПО, ФГОС ВПО и иные нормативные документы, требование которых учитывались при формировании перечня общекультурных и профессиональных компетенций. Также можно указывать объединения, организации и предприятия, с которыми согласовывались сформированные требования.

  2. «Требования к результатам освоения ООП» – представлен перечень общекультурных и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности.

В связи с этим, наиболее удачным вариантом документа «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» представил «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии».


  1. Вывод/рекомендации по каждому рассматриваемому документу.



Образовательное учреждение

Выводы/рекомендации

1

«Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»

Документ достаточно подробный и учитывает все аспекты профессиональной деятельности прикладного бакалавра.

Возможно, стоит сократить документ, оставив только раздел 3 текущего документа, поскольку именно он отражает профессиональную модель выпускника.

В целом документ может служить как типовой документ, как для данной УГС, так и для представителей других УГС.


2

ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники»

В документе не отражены компетенции в области фундаментальных наук, в первую очередь цикла дисциплин ЕЗН, которые позволяют довести уровень подготовки специалиста техникума до требований ВПО.

3

ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж»

Представленные в документе требования отражают только одну ступень, формирующую требования к прикладному бакалавру – они отражают только требования ФГОС СПО.

Абсолютно не представлены требования ФГОС ВПО, работодателей и приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.



Требования практически не учитывают компетентностный подход в проектирование модели выпускника.

4

ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»

Несмотря на то, что заявка разрабатывалась согласно ФГОС ВПО, перечисленные в документе требования к выпускнику отражают только требования ФГОС СПО.

5

ФГОУ СПО «Канский технологический колледж»

Отражает только требования ФГОС СПО

6

Краснодарский гуманитарно-технологический колледж

В документе не учитываются требования ФГОС ВПО, работодателей и лишь отчасти учитываются требования указанные в приказе Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

7

ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж»

В документе стоит усилить профессиональную составляющую за счет требований работодателей и требований, представленных в ФГОС ВПО для фундаментальных дисциплин цикла ЕЗН. В общекультурных компетенциях стоит учесть требования приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423.

8

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Разделение компетенций выпускника на 4 категории видится не совсем обоснованным, поскольку они пересекаются с аналогичными общекультурными и профессиональными компетенциями ФГОС СПО и ВПО.

9

ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж»

Представленные требования учитывают ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей для новых видов деятельности.

10

ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

Представленные в документе требования не учитывают требования ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей.

11

ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум»

Нет логичной структуры документа. Не учитывается специфика, накладываемая на программу работодателем и ВПО.

12

ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики»

В большей степени отразить требования ФГОС ВПО, связанные с фундаментальной подготовкой выпускника по дисциплинам цикла ЕЗН.

13

ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум»

Представленные требования учитывают только ФГОС СПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и требования работодателей для новых видов деятельности.

14

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Представленные в документе компетенции в ряде случаев дублируются и имеют одинаковую нумерацию, тем самым затрудняя дальнейшее составление матрицы компетенций. Не учитываются требования работодателей.

15

ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Материалы не оформлены в виде документа (положения), что очень затрудняет идентификацию образовательного учреждения и направления подготовки.

16

ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М.Коняева»

Документ отражает только требования ФГОС ВПО. В тексте присутствует огромное количество опечаток.

17

ФГОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Документ не решает поставленной перед ним задачи, поскольку отражает только требования к условиям реализации ООП, а не ее результатам.

18

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Представленные в документе требования не учитывают требования ФГОС СПО.

19

ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж»

Компетенции не разделены ни по видам деятельности, не по типам (общекультурные, профессиональные).

20

ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж»

В документе выделено 8 видов профессиональной деятельности, тем не менее, профессиональные компетенции расписаны только для 4 видов профессиональной деятельности. В разделе 2 настоящего документа представлены компетенции по видам деятельности, сформулированными в соответствии с требованиями работодателя, хотя они не соотносятся ни с профессиональными, ни с общекультурными компетенциями.

21

ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт»

Требования отражают требования ФГОС ВПО, приказа Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423. и работодателей. Представленные в документе компетенции не имеют индексовой нумерации.




  1. Обобщающее экспертное заключение по всем документам, поступившим на экспертизу.

Практически все рассмотренные при анализе документы отражают суть поставленной перед ними задачи. В качестве исключения стоит отметить документы, представленные ФГОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», поскольку они отражают требования к условиям реализации программы, а не к ее конкретным результатам.

Большинство, рассмотренных экспертами документов учитывают требования только одного или двух необходимых источников, к которым можно отнести: ФГОС СПО, ФГОС ВПО, приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 г. №423 и работодателей. Стоит усилить требования, представленные в документах, согласно указанным выше источникам.

Плохая структуризация и некачественное оформление в ряде случаев затрудняли анализ документов. В большинстве рассматриваемых документов отсутствуют титульные листы и какие-либо утверждающие эти документы подписи.


  1. Рекомендации по целесообразности размещения отдельных документов на сайте НФПК.

На сайте НФПК стоит разместить типовые (примерные) «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата» по каждой из УГС, в рамках которой осуществляется подготовка в образовательных учреждениях по направлениям прикладного бакалаврита.


ЭКСПЕРТЫ:


Проректор МИРЭА

по учебно-методической работе

_________________В.Л.Панков


Председатель

Учебно-методического совета МИРЭА

_________________В.А.Мордвинов


Заместитель декана факультета ИТ

по учебно-методической работе и качеству



_________________Д.С.Шемончук




Смотрите также:
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ооп)» являются базовым документом проектирования всей основной образовательной программы
206.69kb.
1 стр.
I. Пояснительная записка II. Перечень профилей по направлению подготовки бакалавров 073900 Теория и история искусств III. Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки бакалавров IV
9723.32kb.
47 стр.
Примерная основная образовательная программа
1120.16kb.
5 стр.
Основной образовательной программы раздел характеристика основной образовательной программы
853.58kb.
5 стр.
М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа
4165.82kb.
16 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1950.23kb.
15 стр.
5 технология 338 9 искусство (музыка) 373 Таблицы образовательных результатов 444
7350.63kb.
29 стр.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата Требования в соответствии с фгос впо
81.04kb.
1 стр.
Пояснительная записка 1 цели и задачи реализации Образовательной программы
2048.63kb.
9 стр.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
1714.05kb.
10 стр.
Пояснительная записка стр. 3-7 Планируемые результаты освоения образовательной программы стр. 7-11 Учебный план стр. 11-13
2003.46kb.
10 стр.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
267.85kb.
1 стр.