Главная
страница 1страница 2страница 3
Часть 2

О суевериях

 

Суеверие - это своего рода духовная болезнь. Без всякого преувеличения её можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере.



Как приходскому священнику, живущему в селе, мне чаще всего приходится общаться с простым народом. Я вижу, что и до сей поры в народе существуют суеверные представления как в повседневном быту, так и в самой церкви. Все эти предрассудки еще больше укоренились в результате духовного вакуума, который был создан советским атеизмом. Мало было храмов, их почти все разрушили, мало осталось священства, многих расстреляли. Народ остался бездуховного окормления и попечения. В результате создалась благотворная почва для разного рода предрассудков и суеверий. Конечно, суеверия были и раньше, они существовали на протяжении всей истории человечества. До христианства это были языческие культы. Сейчас мы видим, как смешивают христианство с язычеством. В этой статье мы с вами рассмотрим некоторые суеверия и поразмышляем на эту тему.

Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь псевдорелигиозных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.



Суеверие - суетная, пустая вера, она рождается от неграмотности и недальновидности. Если внезапно напала икота, то это значит тебя кто-то вспоминает. Если перебегает чёрная кошка дорогу, то суеверные люди стараются изменить свой путь и пойти другой дорогой. Также боятся, чтобы кто-нибудь не перешел им дорогу с пустыми ведрами, боятся, если на дороге встретится священник; собаки воют, значит быть покойнику и т.д. Существуют и "церковные" суеверия. Например, в храме во время крещения младенца, когда священник стрижет волосы у крещаемого, запечатывает их в воск и бросает в купель, то многие смотрят, не утонул ли воск с постриженными волосами. Если воск не утонул, то будет жить, если утонул, то и младенец умрёт. (Пока в своей практике мне не приходилось видеть, чтобы воск или парафин тонул). Также существует поверье и на Таинство венчания. Так, если случайно упадет кольцо или потухнет свеча, то это предвещает возможные несчастия, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из венчающихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. (А не зависит ли это от самого характера человека? Причем здесь полотенце?) Чья свеча после Таинства будет короче, тот и раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь, потом всю жизнь маяться». Это суеверие берет начало от древних римлян. Римские мужчины не женились в мае, потому что в мае приносились жертвы мертвым и носили траур. В Древнем Риме с 9 по 13 мая проходили Лемурии - дни, посвященные духам умерших. В этот период закрывались храмы и не совершались браки, да и в течение всего месяца празднества были нежелательными. У славянских народов месяц май, наоборот, предвещал веселье и радость. Думается, поверье, по которому нежелательно вступить в брак в мае, скорее всего связано с созвучием слов «май», «маета», «маяться». Нелепое и смешное и верование, возникшее вследствие простого, совершенно случайного совпадения слов. (Для того, чтобы не маяться, необходимо очень ответственно выбирать себе будущего супруга или супругу, а месяц май здесь не при чем.) Такое же неразумное отношение к Таинству Соборования. Многие его боятся как огня, считая, если ты соборовался, значит пора уже умирать, так как после соборования грешить нельзя. (Можно задать встречный вопрос, а когда же можно грешить? Может можно после Причастия или исповеди?) Хотя все понимают, что Таинство соборования именно для болящих, для укрепления их сил и выздоровления. Ведь в этом Таинстве человеку прощаются грехи, которые он забыл и не помнит. Несмотря на это, всё равно есть суеверный панический страх. Вполне понятно, что с подобного рода суевериями и предрассудками следует бороться. Чтобы избежать суеверий, надо хранить веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет и без попущения Божия с ним ничего худого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит в независимость от Бога и соблюдения заповедей Божиих. Он считает, что его благополучие или неблагополучие зависит от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту от магических действий. Видов и проявлений суеверий не счесть! Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за «знания» и за «помощь», полученные с черного хода, все равно надо будет платить. Если помнить об этом, то легче миновать многочисленные сети суеверий.

В различные времена и в различных местностях существовало огромное количество суеверий и предрассудков, связанных со смертью, покойниками, обрядом похорон и с загробной жизнью.

Суеверия уже начинались с того, что следили, какой ногой священник вступит в дом: если правой, то хорошо, если левой - плохо.

Пока покойник лежит в доме, бросали в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из кадки. (Как такую картину можно себе представить, я не знаю, наверное, только в фильме ужасов). Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой для того, чтобы хозяйство не пошло за хозяином. После похорон по три ночи кряду в том доме, где лежал покойник, зажигают восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трех дней. (Какое безумие!) Умерших детей хоронят подпоясанными, чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркала для предупреждения возможности появления в зеркалах страшных зловещих призраков. Однако христианин должен помнить, что тысячи и тьма призраков могут развеяться именем и силой Божией, а не тщетным и суеверным завешиванием зеркал. Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения усопшего. Объяснения этого обычая довольно наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. (Всё это бессмысленные «бабьи» сказки).

Существует и суеверное отношение к посту. У многих неправильное отношение к пище. Некоторые считают, что пища в посту оскверняет человека, и если они случайно что-то попробовали непостное, (допустим, варили скоромный суп своим непостящимся родственникам и попробовали его на вкус, чтобы узнать, хватает ли в нем соли) то явно совершили большой грех. Всё это от духовной неграмотности, и потому нет понимания истинного смысла поста.

«И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево и выходит вон, (чем) очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутръ, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мк. 7,14-23).

Суеверно мыслящий человек ощущает себя как бы находящимся в центре всемирной борьбы добра и зла, так что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия воли Божией, Промысла Божия и Его попущения суеверу совершенно чужды. Не знает суевер и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И неважно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, «суя» - пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры! Верим в какие-то «счастливые» дни и боимся начать даже доброе дело в день «несчастливый», нисколько не задумываясь, что до другого можем не дожить. И в храмы мы приносим эти же суеверия и держимся за них крепче, чем за истинное благочестие. Мы верим всяким приметам и говорим, что не верить им нельзя, потому что они исполняются. А вот преподобный Серафим Саровский отвечал в таких случаях: «А ты не верь - и не будут исполняться!» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Все здесь перечисленные суеверия - это напоминание всем, чего нам нужно сторониться и чего опасаться.

К выше сказанному можно добавить: чтобы искоренить в себе суеверие, необходимо духовно просвещаться, читать церковную литературу; внимательно слушать проповеди священников на богослужении в церкви, а также, если что-то непонятно, можно просто подойти к священнику с волнующим вас вопросом и получить необходимый ответ. И, конечно же, молиться Богу, испрашивая у него духовной грамотности и мудрости.



К оглавлению

О патриотизме

 

Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам... Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание (Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»).



К сожалению, в наше с вами время оскудел дух патриотизма. Средства массовой информации проповедуют иные ценности в жизни. Уже появилось новое поколение, выращенное на американских боевиках, мистике и триллерах, западных многосерийных телесериалах. И у них уже созрел свой взгляд на окружающую их жизнь. Американская кинопродукция вытесняет отечественный кинематограф и, по сути, навязывает западный, чуждый России образ мышления.

Если же появляется на экране телевизора наш отечественный фильм, то это в основном боевики, где отношения и нравы что у бандитов, что у милиции очень сходны. Мало положительных героев, с которых можно было брать пример нашей молодежи. Опять же средства массовой информации только дискредитируют и унижают власть, народ и армию, стараясь показать в своих передачах всё негативное и нелицеприятное. Лишают надежды, порождают ненависть, вводят в отчаяние. А ведь не так давно, лет пятнадцать-двадцать тому назад, мы можем вспомнить, какие были патриотические фильмы. О Великой Отечественной войне, о несокрушимой и могучей по тем временам советской армии, о благородных и мужественных, бескорыстных людях, которые трудятся, служат во благо своей Родины, во благо своего народа. Много исторических и документальных фильмов, которые также отображают патриотизм русского народа. Страна знала своих героев, про них писали стихи, сочиняли песни, им во всем подражали дети. Любое государство, которое хочет быть сильным и могучим, учит свой народ быть патриотами своей Родины, презирать предательство и измену.

Человек не должен забывать свои исторические корни, не должен забывать традиции и культуру своею народа, он должен чтить и бережно хранить свои святыни, любить свою Родину. Мы уже почти забыли, что детей надо растить и воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноценными гражданами своего государства, радели о нем и любили его.

Оглянемся на историю Отечества своего и повсюду увидим мы воинскую доблесть и гражданское мужество, проявленные нашими славными предками, из поколения в поколение складывавшими могучее здание русской государственности. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина.

И Церковь всегда безоговорочно благословляла народ русский на эту священную борьбу. В 1380 году, в канун страшной сечи на поле Куликовом, пришел благоверный князь Димитрий за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. Признавая в богоносном игумене Троицкой Лавры силу веры и дар пророчества, суровый воин приступил к святому старцу с вопросом: идти ли против сильного и грозного врага? Сотворив молитву, ответил князю смиренный подвижник: "Иди! Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из подвижников твоих готовы венцы мученические. Иди смело, князь, и надейся на помощь Божию». Зримым свидетельством благословения Церкви стали для Дмитрия два воителя-инока - Пересвет и Ослябя, отправившиеся с его войском, горя желанием пролить свою кровь за Святую Русь.

В тяжёлые дни Смуты XVII века, прежде чем знаменитый Козьма Минин произнёс на народном собрании свою речь, положившую начало созданию ополчения, которое вскоре изгнало интервентов из Москвы, обратился к народу протопоп Савва Ефимьев, сказав: «Увы, нам, чада мои и братья, увы, нам. Не дни ли конечной гибели нашей приблизились ныне, ибо гибнет государство Московское и вера гибнет. Горе нам. Иноземцы в нечестивом совете своем умыслили Московское царство разорить и непорочную веру в многопрелестную ересь обратить. Кто не восплачет здесь, братия, и кто не источит слез от очей своих? Что сотворим и скажем? Не утвердимся ли в единении и не станем ли стоять до смерти за веру чистую и непорочную. Да за Церковь святую соборную?»

Во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью и бережно воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя мудрым пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. Во всех войнах рядом с русским солдатом шел священник, рядом с воином мирским - воин духовный. Не стала исключением и Великая Отечественная.

На протяжении многих веков Церковь и государство были цельным единым организмом. И благодаря этому единению наш народ преодолевал много трудностей и бедствий не падал духом и не задавался на милость врагам.

Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Ныне как и всегда взывает Церковь Русская к защитникам Отечества нашего - воинам армии и флота: будьте достойны своего великого, жертвенного служения. Пусть ненавистники России тщатся разрушить ее силу и мощь, оболгать ее ратную славу, низвести вас к роли равнодушных наемников. Этому, верю, не быть. Армию разрушают сознательно, планомерно и целенаправленно, но всё же - верен Бог! - мы выстоим, выдержим, одолеем зло. Это обязательно случится, ибо не оскудела Земля Русская мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием.

Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела! Да будет так. Аминь (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

К оглавлению

Подскажите, батюшка

 

Вопрос: Какие продукты можно приносить в храм для поминания на панихидный столик?

- Если нет поста, то приносить можно все, кроме вина, мяса и мясных продуктов. В посту продукты должны быть нескоромные.



Вопрос: Я ушла со службы раньше времени, и мне сделали замечание.

- Если вы пришли на службу с серьезным намерением помолиться, а не просто поставить свечи о здравии и за упокой, то уходить из церкви надлежит после отпуста, то есть по окончании службы.



Вопрос: У меня больные ноги и головокружение, я не могу стоять в храме, а на службе быть хочется и как мне поступить.

- Для больных и немощных допустимо и сидеть, но только не в особо торжественные моменты богослужения. Лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах.



Вопрос: Боюсь ходить в свой приходской храм, мне кажется, на меня смотрят бабушки и говорят обо мне, и мне проще пойти в другую церковь.

- Мы забываем, для чего мы пришли в храм. В храм мы приходим не к прихожанам и даже не к батюшке, а для беседы с Богом в молитве и покаянии. Нас не должно беспокоить то, что происходит вокруг нас. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11,16). Новичку всегда кажется, что он в храме как белая ворона. Бес смущает человека, внушая ему свои лукавые мысли и гонит его из церкви. Этот комплекс устраняется уже после третьего, четвёртого посещения своего храма.

Надо всегда помнить, где твой приход.

Вопрос: Я хоть и сельский житель, но предпочитаю причащаться в городе, мне очень удобно, я и причащусь, и на рынке побываю, и куплю то, что мне надо.

- Вопрос о причащении очень серьёзный. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и нить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6,53). «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6,54). Чтобы причаститься, нужно к этому подготовиться трехдневным постом. Накануне вечером на богослужении в церкви исповедоваться в грехах пред священником. Если батюшка допустит до Причастия, то вычитать дома, если не читают в храме, правило к Святому Причащению. Утром перед литургией не есть и не пить. Прийти следует со смиренным чувством покаяния и недостоинства... Недостойное Причастие может повлечь, за собой и душевные, и духовные болезни. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11,27). Значит, без должной подготовки нельзя причащаться. День, когда мы хотим причаститься, должен быть особым, его мы полностью посвящаем Богу. Этот день хорошо провести без мирской суеты в молитве, в чтении Святого Писания или просто в добрых делах.



Вопрос: Я была в храме на исповеди и случайно услышала исповедь кающегося человека, что мне делать?

- Прежде всего, исповедовать этот случай на исповеди у священника и получить от него соответствующие наставления. Что услышали, не разглашать даже под страхом смерти, а следующий раз стоять как можно дальше от места исповеди.



Вопрос: Когда я молюсь в храме, за моей спиной слышны разговоры, наверное, грех разговаривать в Церкви.

- Вы абсолютно правы. Праздные разговоры в храме недопустимы, это отвлекает от молитвы прихожан, а также мешают священнику вести службу. «Только всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14,40). И вообще праздные разговоры в Церкви, это непочтение к службе и к святому месту. Если что-то нужно спросить, то делать это надо немногословно, тихо и благоговейно, не мешая никому в храме. «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2,8).



Вопрос: Почему нельзя обращаться к бабкам, которые заговаривают болезни, гадают по зеркалу, ведь они приносят пользу человеку, используя при этом молитвы, кресты и православные иконы.

- Как-то раз я решил поинтересоваться, как и какими молитвами лечит одна из известных мне бабок. В беседе с ней я попросил прочитать одну из своих молитв. Она согласилась. Начало немного похоже на молитву, зато дальше пошли заклинания, призывы болезни выйти из мощей, из костей, из крови. Как болезни можно приказывать, обращаясь к ней как к живому существу? Здесь я увидел нечто противоположное христианству. И, конечно же, с православием здесь нет ничего общего. «Вот, Я на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23,32). Задав ей ещё пару вопросов, я убедился в незнании, непонимании ею Священного Писания. И если дерзнуть сравнивать такую бабушку с кем-то из Святых чудотворцев, то ничего общего мы не найдем. Дар исцеления и чудотворения был дарован святым за особую подвижническую жизнь, за их святость, которую они приобрели своими молитвенными трудами. Часто мы в этих целителях такого не находим. Не надо обольщаться тем, что комната увешана иконами, порой это бывает просто ширмой для прикрытия своих темных дел. Не все то золото, что блестит, не всё сладкое является сахаром. Не всякое исцеление принесет необходимую пользу. Подлинное исцеление даёт Господь, его надо выстрадать, вымолить, выплакать. Мы забываем, что болезнь Господь использует как педагогическое средство для спасения человека от погибели. Грешил человек, пил, гулял, обижал соседей, и вот болезнь коснулась его. И что мы видим? Сник наш дебошир, успокоился. Начал он задумываться о своей жизни. Стал на путь покаяния и раскаялся в прежних поступках, просит прощение у жены и детей. А болезнь все одолевает его, а он плачет и слезно просит прощение уже у Бога. Родственники призывают батюшку для причащения и исповеди больного. Так Господь спасает от вечной погибели, от АДА и мук его. Если касаться вопроса предсказания, гадания, предлагаемого этими лжепредсказателями, то Господь в Священном Писании явно говорит:

«И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14,14). Святитель Василий Великий по этому поводу писал: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить (Божие) веление? Если будущее принесет нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благими...»

Святой преподобный Григорий Нисский пишет: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Поэтому чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: гадания толкований знамений, прорицание, вызывание мертвых, вдохновения, карты и многое другое... И на всякую ложную приманку демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди отступили от Бога, обратились к служению демонам". И так раз и навсегда усвоим для себя: обращаться к экстрасенсам, колдунам, всяким бабкам-ведуньям, значит подвергать себя большой опасности.



Вопрос: Слышал или читал в одном журнале, что Иисус Христос был в Индии, где изучал восточную мудрость, чтобы постичь истину.

- Я считаю, что это провокация. Так рассуждают те, кто отвергает Божественность Иисуса Христа. Мы знаем, что Бог принял человеческую плоть, то есть вочеловечился и с самого своего рождения был Богом, но во плоти Богочеловеком (Мф. 1,20-23; Ин. 5,17-30)). Как мы с вами знаем, Бог есть Истина и, конечно же, Истина не нуждается в поиске истины (Евр. 9,14).



Вопрос: Очень сложные отношения с соседкой, долгое время живём в ссоре. Нет никакого желания примириться с ней, что мне делать?

- Жить в постоянной вражде просто недопустимо. Мы знаем, что, не примирившись с ближним, мы не можем подойти к чаше с Причастием и принять Святые Дары. Не прощая ближнего своего, не можешь иметь прощение от Бога, ведь Господь велит прощать обидчиков. В молитве Господней, обращаясь к Богу, мы говорим: «И остави нам долги наши, яко и мы оставляем должникам нашим». Это значит, что Господь прощает нам наши грехи настолько, насколько и мы прощаем людей, согрешивших перед нами. Если человек сумел простить своего обидчика, то в душе его победил Христос Милосердный, а побежденным остался сатана. Каждый день мы согрешаем пред Богом, нарушая Его заповеди, а Он терпит и ждет нашего покаяния, А как только исповедовались и покаялись, прощает нам наши грехи, как будто их и не было.

Мы должны знать, если поссорились с кем-либо, то не успокоимся и не ляжем спать, пока не примиримся с этим человеком. В житиях святых есть пример того, как опасно не прощать своих ближних.

«Когда-то в Киево-Печерской обители в числе монашествующих жили два больших друга: иеромонах Тит и иеродиакон Евагрий.

Долгая дружба связывала этих двух иноков, но случилось вражье искушение, и дружба превратилась во вражду. Долго враждовали они...

Но вот один из них, иеромонах Тит, тяжко заболел. И чувствуя, что он умрет, стал упрашивать братию, чтобы они привели к нему Евагрия, так как ему необходимо с ним примириться. Братия пошли. Евагрий сопротивлялся и не хотел приходить. Его привели насильно. Когда Тит увидел своего прежнего друга, он, несмотря на то, что ослабел от смертельного недуга, собрал свои последние силы и сказал: «Брат, прости меня Христа ради», - поднялся с постели и поклонился Евагрию. Евагрий в ответ воскликнул; «Не примирюсь с ним ни в этом веке, ни в будущем». Сказавши это, он отчаянно рванулся из рук братии, вырвался и упал на землю мертвым. А пресвитер Тит встал здоровым, как будто совсем и не болел. Потом он поведал братии, что когда Евагрий в ответ па его призыв к примирению ответил злобным отказом, то, говорил преподобный Тит, «я увидел Ангела, который огненным копьем ударил Евагрия, и он упал мертвым, а мне этот Ангел подал руку, поднял меня, и я сразу почувствовал себя здоровым».

Там рождается ссора и раздор, где нет любви и терпения. Полное прощение - это не просто зачёркивание вины обидчика, это акт любви. Если виновный становится человеком, которого ты любишь, то и прощение становится полным. Будем же стараться терпеть, прощать и любить.

Вопрос: Моя родственница торгует самогонкой, это, конечно, грех, но как прожить на маленькую зарплату?

- На чужом горе счастья не построишь. Слезы детей, скандалы в семье, измену и блуд, насилие и убийства рождает пьянка. Продавец этого зелья становится соучастником беззакония и несет частично ответственность за тех людей, кого спаивал, за их поступки. Морально опустившись, изо дня в день пребывая в пьяном угаре, эти несчастные люди, не имея уже денег на пропой, несут вещи из дома, продукты питания, только бы выпить. Порой самогонщик не гнушается ничем и берет всё, что принесут. Мало того, что самогонщик берег ворованное имущество, он ещё делает своё спиртное просто отравой... Сколько уже отравленных лежат в больнице, а скольких уже не успели спасти врачи, Один Господь знает.



Вопрос; Значит вино пить грех?

- Само по себе употребление вина не является грехом. Сам Господь Иисус Христос творит свое первое чудо, во время свадьбы в Кане Галилейской, обращая воду в вино... (Ин. 2,1-10).

Всё хорошо и полезно в меру. Но когда уже идёт пресыщение, то есть чревоугодие или просто откровенная пьянка, не знающая границ и всякой меры, то это настоящий грех, через который порождается множество других грехов. В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. «Соверши, - говорил он, - какой-либо из этих грехов: убей человека или соблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями». Пустынник же подумал про себя так: «Человека убить - страшно, ибо это есть и само по себе большое зло и заслуживает смертной казни как по Божию суду, так и по гражданскому. Совершить блуд - стыд, погубить хранимую до того чистоту тела - жаль, гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно буду жить потом в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию, случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он спал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал с ним драться и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник, начав с пьянства, совершил также блуд и убийство. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова обрести утраченное, ибо милосердием Божиим человеку; истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: «Пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).

Вопрос: Я слышала, что будет Страшный суд, правда ли это? Если он будет, то страшен ли он мне человеку, живущему по канонам церкви. Я пощусь, часто хожу в церковь, читаю псалтырь и Евангелие.

- Пост, молитва, хождение в храм не являются самоцелью в духовной жизни, а есть лишь средства, которые способствуют преображению нашей души, направляют её к спасению. Можно жить, формально исполняя внешние предписания церковной дисциплины, а собственно духовную жизнь и не вести. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, уничижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18,10-14) Главное, чтобы нам не быть подобными горделивому фарисею, который высоко оценивал свою духовную жизнь и с презрением смотрел на грешного мытаря. Такая фарисейская духовность противна Богу. И мы должны вести духовную жизнь не внешне, а прежде всего внутренне. На ваш вопрос о Страшном суде ответим отрывком из Евангелия: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, И накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и прийти к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25,31-46).

Из выше сказанного видно, что осуждаться на вечные мучения и страдания в аду люди будут за своё жестокосердие и немилосердие, за неимение должной христианской любви, которая является основой христианской жизни и спасения. Тут же приведём слова апостола Павла Коринфянам:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчеств, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13,1 -9).

Страшный суд будет. Его никому не избежать. Все ваши духовные труды, если они не совершаются в любви и чистым сердцем в духе кротости и смирения, просто-напросто не имеют в себе никакой духовной силы. Только любовь является основой всякой добродетели.

Вопрос: Говорят, что есть промысел Божий о каждом человеке. Как это понять?

- Не буду богословствовать на эту тему. Просто приведу жизненные примеры из своей жизни.

Господь действительно промышляет о каждом человеке, то есть проявляет свою заботу и попечение о спасении человека. Порой создаются такие жизненные ситуации, которые служат многим для вразумления. Бывает, гибель близкого человека заставляет духовно трезвиться тех, кто его знал. Бывает, мы просим Господа о чём-либо и не получаем и быстро расстраиваемся и даже ропщем на Него.

Когда я ещё служил в большом и старинном храме св. Иоанна Богослова в Порецком районе, со мной произошли следующие события. Мы делали ремонт храма и подготавливали его к празднику. Я купил краску и положил ее в две большие дорожные сумки. Приехал в районный центр, чтобы оттуда также на автобусе добраться до своего храма. Так как сумки были тяжёлые, а народу было много, то я как ни старался, но влезть в автобус не смог. Так я и остался один на остановке. Скорбя, я потихоньку пошёл в свой посёлок, который находился в нескольких километрах. Но вот милость Божья. Я не прошёл и пятисот метров, как меня подобрала легковая машина, которая направлялась в нужную мне сторону. И каким было моё удивление и ужас, когда увидел такую картину. Мой автобус стоял разбитым... На спуске через овраг его занесло, и одна сторона автобуса просто была снесена бетонными заграждениями. Кто находился на этой стороне, сильно пострадал. Этим местом оказались входные двери автобуса. И если бы мне удалось всё же влезть в него, то непосредственно удар пришёлся бы по мне. Я раскаялся в своих ропотных мыслях, видя промысел Божий в моём чудном спасении от аварии, а может и гибели. Другая же история подобна этой. Вновь собрался в дорогу, но уже я находился на другом приходе в честь Иверской иконы Божьей Матери, где до сего дня служу настоятелем. Случай этот произошёл недавно. Я сел в маршрутное такси и собирался ехать в Чебоксары. И вот в салон «Газели» заходит какой-то странник и через людей передаёт мне записку. В ней он просил оказать ему посильную помощь. Денег у меня было немного и все купюрами. Бес скупости удерживал меня, внушая разные мысли об этом человеке. Но что-то побудило меня подать этому страннику. Подумав в себе, пусть Господь сам примет эту милостыню и положился на промысел Божий. Мы поехали. Вроде бы всё шло нормально, но после половины пути что-то случилось. Мы на скорости «улетели» в кювет, Машина не перевернулась, а просто проползла на «брюхе» по талому снегу. Её с помощью Божьей вытащили опять на трассу, и мы продолжили свой путь. Спросите вы, что здесь удивительного? Трасса была ледяная, пурга, видимость плохая, а навстречу нам прямо в лоб вылетает машина. Вот-вот и столкновение. Но в последние секунды наш водитель сумел свернуть в сторону, и мы оказались в кювете. Никто не пострадал. Вот так вразумил меня Бог. Есть слова в Евангелии: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Проявив милость к этому страннику, я увидел милость к себе со стороны Господа. Бог спас меня и людей, ехавших в этой маршрутке, от страшной трагедии.



Вопрос: Говорят, что Господь знает будущее каждого человека и может временами открывать его людям.

- Совершенно верно. Бог знает всё о каждом человеке. Даже до его рождения на земле. И порой мы узнаём это из своей жизни. Когда я был семинаристом, меня мучил вопрос о том, каким дальнейшим путём мне идти по жизни. Путём монашеским или белого духовенства. Я не мог это для себя решить и написал письмо старцу архимандриту Кириллу Павлову в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И вскорости получил от него ответ, где старец указал на те качества, которыми должен обладать монах и мирской священник. И разобраться мне надлежало самому, куда я более склонен. И волей Божьей я встал на путь мирского священства, получив от старца в благословение Иверскую икону Божией Матери. Старец по-видимому уже предвидел Духом Святым, в каком храме я буду нести свое пастырское послушание. Господь через святых угодников своих иногда раскрывает будущее тому, кому это полезно и назидательно.



К оглавлению


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рассказ молодого священника Размышление у каждого человека свой путь к Богу. При встречах с людьми разных возрастов можно зачастую услышать один вопрос: «Как вы пришли к Богу? Почему стали священником?»
776.88kb.
3 стр.
Пастырь добрый- святитель Лука
116.62kb.
1 стр.
«Коварная судьба заплутавшего на войне человека» такой фразой завершает В. Быков рассказ о Рыбаке. Судьба это неодолимая власть обстоятельств и как много в то же время зависит от человека
158.67kb.
1 стр.
Почему именно седьмой день повелевается посвящать богу?
122.3kb.
1 стр.
I книга к Автолику
106.22kb.
1 стр.
О подражании Богу «Подражайте Богу, как чада возлюбленные»
115.47kb.
1 стр.
Константин Щемелинин я научно-философское произведение в жанре фантастики Симферополь ит «ариал» 2012
6678.76kb.
26 стр.
Рассказе М. Шолохова "Судьба человека" в конце 56 г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ "
36.29kb.
1 стр.
Поездка в Финляндию. Лагерь «Добрососедство»
72.1kb.
1 стр.
25 января Татьянин день Учитель Шевцова Л. Н. 6а класс 2013 год
30.45kb.
1 стр.
День студента. История праздника Татьянин День
26.41kb.
1 стр.
«секрет счастливого человека: Жизнь и творчество Константина Георгиевича Паустовского»
69.67kb.
1 стр.