Главная
страница 1
МБОУ «Васильчуковская средняя общеобразовательная школа», Ключевского района, Алтайского края.

Проблемы бедности в России.

Выполнила: учащаяся 10 класса



Жаринова Александра Николаевна

МБОУ «Васильчуковская СОШ»,

Алтайского края, Ключевского района

Село Васильчуки, ул. Комсомольская 4.

Телефон - 89237483436

Научный руководитель:

Жаринов Николай Викторович.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Васильчуковская СОШ»

Васильчуки 2013



Оглавление



  1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------------------3

  2. Глава 1. Теоретическая часть. Определения богатства и бедности. Анализ - основные индикаторы определения бедности -------------------------------------------------------------- 5

  3. Глава 2. Экспериментальная часть. Анализ данных анкетирования школьников старших классов МБОУ «Васильчуковская СОШ» ----------------------------------------- 13

  4. Заключение ------------------------------------------------ ------------------------------------------17

  5. Список источников и литературы -------------------------------------------------------------- 19

  6. Приложения ---------------------------------------------------------------------------------------- 20


Введение

Актуальность: Наша страна ставит перед собой задачи модернизации, сохранение статуса великой державы. Пройдя через непростое испытание после распада СССР, в нашей новейшей истории наступает период строительства новой России, основанной на новых и традиционных ценностях. Много задач стоит перед нами, одна из них решение серьёзной социальной проблемы – проблемы бедности широких слоёв населения, невысокого уровня жизни. Богатство и бедность. Эти понятия часто встречаются в нашей жизни. Тема эта большая, в ней много интересных направлений для развития. И я решила собрать больше информации для уроков обществознания. Местом информационного поиска я сознательно выбрала Интернет, где есть и законодательные акты, официальные сайты органов власти различного уровня и, конечно, пресса. Еще мне было интересно, как относятся к этим понятиям ученики нашей школы, как они видят своё место в современной России, и какими путями будут стремиться повысить свой социальный статус, решать серьёзные вопросы социализации в современном обществе.

Так же я считаю, что государство не должно принудительно уравнивать между собой людей, а обязано давать основу для самостоятельной реализации общества. Я являюсь сторонником теории справедливого неравенства, но принципиально важно для меня и, думаю, для будущего России, чтобы разница между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения была не такой как сейчас – целая пропасть.

Тема огромна по своему наполнению, но мы сознательно выбрали для работы узкую часть проблемы, чтобы не возникало ощущения размытости и теоретизирования.

Цель работы: Характеристика проблемы бедности на современном этапе истории России и отношение к этому вопросу молодых людей.

Задачи: - охарактеризовать основные индикаторы определения уровня бедности и положения малоимущих слоёв населения.

- проанализировать данные анкеты среди старшеклассников МБОУ «Васильчуковская СОШ»

- обратить внимание на точные формулировки и выявить существующие противоречия в действительном и предполагаемом положении бедных и малоимущих граждан России.

Объект исследования: Показатели уровня бедности в России.

Предмет исследования: Данные статистики, законов и результаты анкетирования учащихся школы.

Гипотеза: мнения учащиеся старших классов сельской школы позволят выявить отношения к вопросам бедности и её причинам и будут предсказуемыми в силу незначительного социального расслоения в сельской местности.

Метод: анализ данных Интернет-ресурсов, законодательный актов, данных опросов общественного мнения, анкет старшеклассников школы.

Хронологические рамки исследования: 2000 – 2013 гг., период восстановления после кризисных 90-х гг. 20 века.

Возможности использования: Для уроков обществознания, классных часов в старших классах школы.

Новизна: В практической части работы использование и анализ материалов для старшеклассников проходил по анкете открытого типа, где учащиеся не выбирали предложенные варианты, а сами, в меру своего понимания, отвечали на вопросы анкеты. Это создаёт некоторые сложности при систематизации ответов, ведь они очень разные, но позволяет определить действительные позиции старшеклассников.

Глава 1. Теоретическая часть. Определения богатства и бедности. Анализ - основные индикаторы определения бедности

Итак, что же такое богатство и бедность. В Экономическом словаре бедность — крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности.



Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Другое, схожее определение – бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.1



Богатство - совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Риккардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее.2

Богатство - это то, к чему стремится большинство жителей нашей планеты. Так было, так есть, и так будет всегда. О нём мечтают, пред ним преклоняются, и, не смотря на то, что значение этого слова для каждого человека своё, у большинства людей, богатство ассоциируется с деньгами, с благосостоянием.

Для кого-то богатство это семья, друзья, дети, земля, здоровье - т.е. те вещи, которые сложно купить за деньги. Ну а для большинства из нас - это дома, машины, яхты и банковские счета, доход, выгода от сделок. Экономическая система делает нас прагматиками, ставящими благосостояние в первые ряды наших потребностей. А богатые и знаменитые воспринимаются социумом, как вершина мечтаний, к которой нужно стремиться.3

Просматривая бесконечные статьи на эту тему, я наткнулась на интересную мысль. Для того чтобы победить бедность, необходимо направлять государственные законодательные усилия и деньги не на повышение пенсий и зарплат, а на работу в социально-экономической области. Создание условий для развития. Люди перестанут измерять свое богатство только в деньгах, а начнут расти над собой духовно и радоваться истинным ценностям.

Бедность — понятие сугубо относительное. Какое время, такие и запросы. Во времена Пушкина, например, предметом роскоши была горячая вода в ванной и заставленные мебелью комнаты.

Альтернативой неравенства является понятие социального равенства. Что же это?



Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей.4

Обратимся к истории. Конкретный смысл понятия «социальное равенство» менялся с развитием общества.

В античности, проблема выбора между равенством и сословными привилегиями разрешалась Платоном и другими философами формулой «Каждому свое», означающей равенство внутри сословий и неравенство между сословиями.

В средневековой христианской философии, концепция равенства нашла применение в религиозной норме «перед Богом все равны», и определяла отношение между человеком и Богом, но не общественные отношения индивидуумов или групп.

В эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения концепция социального равенства вновь обретает светский характер, и философия задается вопросом о природном равенстве людей. Зарождение и развитие буржуазного общества привело к изменению взгляда на оценку заслуг перед обществом и соответствующее им распределение благ. Социальное положение объяснялось уже не принадлежностью к тому или иному сословию, касте и т. п., а личными качествами и заслугами индивида. Подобная революция во взглядах отразилась, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» и в лозунге «свобода, равенство и братство».5

В 19 и особенно в 20 веке, особенно на примере нашей страны, проводился грандиозный эксперимент по строительству социального общества нового типа, с применением насилия и жёстких идеологических установок. Западная Европа и Америка пошли по пути модернизации буржуазного общества, с формирующимися всё более сильными элементами социального общества, демократическим эволюционным путём.

На современном этапе Россия явно использует черты этой европейской либеральной социальной модели, но заметны черты авторитарности в проведении реформ. Это является с одной стороны наследством советского опыта, с другой стороны – спецификой огромной страны, с третьей стороны – необходимостью, для преодоления последствий распада СССР и хаоса и невыразительной политической воли 90-х годов 20 века.

Сейчас Россия – один из мировых лидеров по социальному расслоению. Российские малоимущие – одни из самых нищих в Европе, а богаче отечественных олигархов только арабские шейхи – как пишут в Сети.

Средняя зарплата по стране сегодня составляет примерно 23 тыс. рублей ($760), причем этот показатель рассчитан с учетом заработков топ-менеджеров ведущих корпораций, доходы которых исчисляются миллионами долларов в год, а значит можно сделать вывод, что показатель средней зарплаты не отражает реалий для многомиллионных слоёв населения.

«Обычные» же жители российских регионов в среднем ежемесячно получают от 16,6 тыс. рублей (например, в Калмыкии) до 18,5 тыс. рублей (в Калужской области). Россияне из Центрального округа на этом фоне выглядят настоящими богачами с ежемесячным заработком почти 28 тыс. рублей. Понятно, Москва, крупный финансово-промышленный центр.

Многие россияне сегодня не могут позволить себе покупать новую одежду, бытовую технику и другие товары, развивающийся рынок платных услуг им недоступен. Судя только по официальным данным, более 19-20 миллионов граждан почти вычеркнуты из экономической жизни страны. На деле таких людей больше — ведь даже 10-12 тыс. рублей в месяц хватает лишь на самое необходимое.

Многие остальные – это те, кто получает «среднюю зарплату». По идее, именно они формируют так называемый «средний класс». В развитых странах Европы эта социальная прослойка является основой экономики. Однако в России действует «правило 80 на 20», то есть на 20% населения приходится 80% богатств. Средний класс в России по сравнению с Европой слой становящийся. Европейский средний класс – это основные потребители товаров и услуг, получатели кредитов, политически и экономически активное большинство (выделено нами), к чьему мнению в итоге вынуждена прислушиваться власть.6

Борьба с бедностью - едва ли не самая ходовая тема любой президентской кампании в России. Независимо от того, насколько за четыре года, истекших с предыдущих выборов, повысился уровень жизни (а он пока хоть и далек от европейских стандартов, но все-таки растет), - независимо от этого остается актуальной задача: победить бедность. Основательно эти задачи были определены как приоритетные тенденции внутренней политики как раз в правление В.В. Путина и Д.А. Медведева:

«Нас всех не устраивает многое, - отмечает Владимир Путин в своей предвыборной программе. - Это и сохраняющаяся бедность, и все еще плохой предпринимательский климат, и распространенность коррупции, и неэффективность деятельности значительной части чиновников…» Как видим, бедность глава правительства ставит на первое место в ряду того, что «нас всех не устраивает». Далее сказано: «Работающий человек в России не будет бедным. Высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона».7

Амбициозные планы по преодолению бедности и формированию широкого до 60-70% среднего класса, как главную задачу, озвучивал Д.Медведев во время своего президентства. По его планам эту задачу вполне возможно разрешить за десятилетие. Это в существующих условиях кажется маловероятным, но если государство проявит политическую волю, то возможно достижение этих показателей.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне думают о борьбе с бедностью в нашей стране. Сокращение в краткие сроки уровня бедности в России вдвое, по мнению большинства опрошенных граждан (61%), является пока задачей недостижимой. В решаемость её верят только 26%. По сравнению с 2004 г. доля пессимистов несколько сократилась - с 66% до 61%. Среди россиян с различными политическими предпочтениями наиболее оптимистично настроены сторонники «Единой России» (33%) и «Справедливой России» (31%). Больше всего сомнений в достижимости задачи преодоления проблемы бедности у приверженцев КПРФ - 75% (верят в это всего 14%). Плохое материальное положение не прибавляет опрошенным оптимизма - в этой группе сокращение в два раза числа бедных считают реальным 15% респондентов, а не реальным - 74%. По сравнению с этой группой среди респондентов, относящих себя к хорошо, материально обеспеченным, оптимистов больше (38%), а пессимистов меньше (53%).8

Интересно, что данный опрос проводился в предкризисные годы, ситуация 2008-2012 годов внесла существенные поправки во мнение респондентов. Перед вами данные пресс-конференции генерального директора ВЦИОМ Валерия ФЕДОРОВА, в ходе которой было представлено исследование, посвященное социальным настроениям населения в 2013 году.9

Правда, из этого опроса не совсем понятны критерии, а есть только субъективное мнение респондентов о жизненных целях. Если к 13% добавить 58% людей, которые хотят жить не хуже чем большинство семей района или города, а потом сориентироваться на спорную заявленную по стране заработную плату 23000, то получится, что 13 процентов уверенно относят себя к бедным, а 58% к малоимущим и маловероятно, но возможно, средним слоям? Обращает на себя внимание 18% показатель людей, которые ставят задачу жить лучше, чем большинство, это фактически и есть существующий на данный момент примерный показатель среднего класса в России. А количество людей, ставящих цели жить значительно выше среднего гражданина России и относится к богатым и очень богатым – 5-7%. Хотя мне интересно, как этих очень богатых людей привлекали к опросам, по случайной выборке?

Кстати, всем известен критерий, который отличает малоимущих граждан от среднеобеспеченных, по российским меркам – это получает ли семья пособие на ребёнка или нет. Но самый доступный для анализа пример это, то, что в России человек признается малоимущим, если его ежемесячный уровень дохода, ниже прожиточного минимума, который устанавливается правительством исходя из стоимости потребительской корзины.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.10

Потребительская корзина в России включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги.11 Нужно сказать, что многие экономические расчёты в нашей стране проводятся именно на этой основе. Кстати, потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.12

А сейчас, по данным Инфо-Алтай для трудоспособного населения в нашем крае прожиточный минимум составил 6 тыс. 760 рублей, пенсионеров – 4 тыс. 980 рублей, детей – 6 тыс.172 рубля. Указанный размер величины прожиточного минимума действует до установления величины прожиточного минимума за первый квартал 2013 года в апреле текущего года.13 Насколько легко прожить на такие доходы, в условиях постоянного роста цен на потребительские товары и коммунальные платежи? Думаю очень трудно, человек вынужден ограничивать себя в самом необходимом.

Понятно, что прожиточный минимум обеспечивают своим детям родители, а не государство, мизерный размер детских пособий, кажется недоразумением многим гражданам. Средняя зарплата в Алтайском крае в октябре 2012 года составила 16434 руб., это 105% к сентябрю 2012 года и 116,4% к аналогичному периоду прошлого года. В сельском хозяйстве средняя зарплата находится на уровне 11620 руб., в сфере образования - 11861 руб., в сфере здравоохранения - 15107 руб.14 Получается, что родители, работающие в сфере образования и сельском хозяйстве не смогут обеспечить прожиточный минимум своим детям, детское пособие мизерное, не выравнивает ситуацию. Вывод - сделано явно недостаточно для социального обеспечения малоимущих.

Есть и другой показатель бедности МРОТ – минимальный размер оплаты труда. По данным 2012 года в России считать бедных по МРОТ было бы совсем стыдно. На тот момент он у нас равен 4611 руб. в месяц, или около 5 долларов в день.


Для примера: в прибалтийских странах МРОТ, приведенный к нашим деньгам, – в среднем больше 11 тыс. руб., в Бразилии – около 8894 руб., в Китае, где, как принято считать, население в массе своей отнюдь не богато, – примерно 5614 руб. По официальным данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за январь–сентябрь 2011 года выросла на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 20,2 млн. человек, или 14,3% от общей численности населения России.15 Это данные прошлого года.

С учётом средних сегодняшних цен на основе закона о потребительской корзине (См. приложение 1) стало интересно провести вычисления, возможно ли прожить на тот уровень дохода, который государство, зная о проблеме бедности широких слоёв населения, заложило в товары и услуги потребительской корзины. После операций со средними цифрами на товары в Ключевском районе создаётся впечатление, что прожить на эти средства можно. Но есть одно но, доход семьи из 4 человек, 2 родителей и 2 детей должен составлять 310365 рублей в год, значит, зарплата родителей должна быть примерно средней по региону – 15500-16000 рублей, но она ниже во многих сферах, а детское пособие – 2088 рублей на 1 ребёнка в год является ничтожной компенсацией. Отсюда вывод – не удастся получить заложенный в законе потребительский минимум многим семьям, это большой недостаток в государственной политике, которая видит цифры и проценты, не миллионы людей, которые эти проценты составляют.

Очевидно, то решение проблем бедности связано с экономическим развитием региона и страны в целом. Властями заявляются программы развития и выделяется финансирование на приоритетные направления. Правда, последнее время, очень сильно давит постоянная информация на самом высоком уровне, премьер-министра, президента, Счетной палаты Государственной Думы, о чудовищной коррупции, сращении интересов групп чиновников и представителей бизнеса. Это приводит к краху многих социальных начинаний государства в сфере образования, медицины, экономики и, как следствие, в социальной жизни. С одной стоны это говорит об активизации борьбы в этом направлении, но уровень коррупции поражает.

Алтайский край, и его частица Ключевский район, по данным газеты «Степной маяк», где публикуются выступления наших представителей власти, находится в очень сложном положении, у нас и зона экстремального земледелия и другие проблемы, что позволяет заявить о специфике решения проблем бедности в сельской местности. Это будет очень непросто. Но нам здесь жить.



Глава 2. Экспериментальная часть. Анализ данных анкетирования школьников старших классов МБОУ «Васильчуковская СОШ».

От общероссийской статистики и региональных данных, мы теперь переходим на уровень понимания вопроса о проблемах бедности в России на основе исследования, анализа анкет сельских школьников. Особенностью опроса было то, что вопросы носили открытый характер, не давалось готовых ответов, ответы обобщались по смыслу в группы. Вопросы придуманы самостоятельно и являются авторскими, хотя соответствуют общим направлениям исследований в данной области. Данной анкетирование не претендует на полноту и не позволяет делать выводы в широком смысле, а является социологическим срезом на основе одной школы. Респондентам были предложены следующие вопросы:



  1. Чем богатые отличаются от бедных?

70%

богатые живут так, как хотят, ни в чём себе не отказывая.

15%

богатые это люди, которые своим трудом добились успеха, а бедные это те, которые упустили свой шанс из-за лени.

5%

богатым просто повезло.

10%

богатые нечестные люди, которые сколотили своё богатство нечестным путём, а бедные стали бедными, потому что были честны.

Анализ: Большинство опрошенных выразили позицию чисто потребительскую, это нормально, но более интересны ответы меньшинства: 15% - о ценности труда и способностей человека, а 10% подчеркнули, что богатство бывает разным. В том числе полученным нечестным путём. Чувствуется негативное отношение к таким собственникам. И это хорошо в гражданском обществе чувство социальной справедливости прекрасно уживается со стремлением к достатку и успеху.

  1. Вы считаете себя бедным, богатым или относитесь к средним слоям?

30% -

я считаю себя бедным.

2% -

я считаю себя богатым.

68% -

я считаю себя средним

Анализ: С точки зрения психологии, ответ оказался предсказуемым, почти 70 % отнесли себя к средним слоям населения. Возможно, без достаточных оснований, ведь есть показатель, присущий малоимущим гражданам, получение детских пособий, а таких в нашей школе более 90%. Но ответ можно понять и так, по сравнению со средним сельским фоном, я, опрашиваемый ученик, не выделяюсь в худшую сторону. Есть и другой вариант - невысокие потребности, мне и моей семье достаточно, живем не хуже других. Думаю в школах Барнаула, Москвы, где более заметно социальное расслоение, результаты будут другими. С другой стороны 30% отнесли себя к бедным, очевидна невысокая удовлетворённость своим положением, возможен социальный пессимизм и неверие в жизненный успех. Психология бедности лежит на человеке тяжким грузом особенно в обществе потребления, которое проходит становление в нашей стране, большого выбора товаров и услуг, которые недоступны бедному населению, что рождает обстановку напряжённости в обществе.

  1. Как вы думаете, вы сможете стать богатым или уверенно занять место в среднем слое населения?

50% -

я смогу.

35% -

я попробую.

15% -

я наверно не смогу.

Анализ: Результаты, а анкета проводилась среди старшеклассников, с одной стороны говорят о жизненном оптимизме 60% респондентов, их уверенности в собственных силах, желании получить образование и реализовать себя, как успешную личность. Но если честно, то на вопрос я ответила, как и 35% - я попробую, многое будет зависеть от условий, которые есть и создаются (или не создаются) в нашей стране. Настораживает 15% тех, кто не уверен в возможностях реализовать себя, даже при желании чего-то добиться, видит много препятствий.

  1. Много ли бедных в России?

45% -

да, но страна, власть стремится это исправить.

10% -

да, но власти бездействуют.

30% -

не бедных, а скорее малоимущих.

15% -

да, но мы живём лучше, чем в 90е годы.

Анализ: как видно, 45% опрошенных считают, что бедных много (цифра не предлагалась, просто ощущение ситуации), видят усилия властей направленных на борьбу с бедностью. Знают о социальных программах. 10% демонстрируют пессимизм и неверие, возможно это влияние кризисной сельской местности, трудности прямо нарастают. 30% ушли от ответа, но дали свой вариант, не бедных, а малоимущих, хотя отличие этих категорий граждан очевидно. Ну, а 15 % или умеют сравнивать современность с периодом 90х, что говорит о знании истории, более серьёзном подходе, или имеют информацию от старших, родителей, что тогда был глубокий кризис.

  1. Вопрос:

Можете привести пример страны, где не существует больших различий между бедными и богатыми?

60%

нет, не могу.

25%

Норвегия, Швеция.

10%

США

15%

Евросоюз

Анализ: Ответ 50% показал, что респонденты или несерьёзно настроились, или забыли, или плохо знают ситуацию сравнения показателей России и стран мира. Радует, что 40% опрошенных привели примеры, все они связаны с развитыми территориями Европы или США. Возможно это знания неглубокие, но важно, что 25% назвали страны – Норвегию, Швецию, где действительно социальная политика государства помогает выравнивать доходы населения и борется с бедностью. На уроках проходили все, но почему-то не закрепилось.

  1. Задумайтесь, может ли когда нибудь существовать страна, где есть примерное равенство?

25%

такое может быть.

75% -

не может.

Анализ: Недавно существовал СССР, с его пусть не реализованными, но все же близкими к равенству идеями, прошёл всего 21 год и молодёжь, в массе своей, не верит, что такая страна возможна. Наверное, и их родители тоже. Но вопрос о том, что не должно быть большой пропасти между богатством и бедностью, возможно, надо было задать иначе. А есть версия, что у молодых людей сформировались новые ценностные установки, конкуренция, борьба за лучшую позицию в жизни – становится нормой, важно как ты побеждаешь, честно или нет. 25 % считают, что такое - возможно, их желания связаны с политикой государства, которое создаст условия для уменьшения разницы между самыми богатыми и самыми бедными.




  1. Что мешает стать успешным, не бедным?

60%

лень, нежелание достичь лучшего.

15%


неспособность адаптироваться, устанавливать контакты.

20%

отсутствие условий для самореализации

5% -

невезение.

Анализ: Ответы на этот вопрос почти полностью ушли в область личных качеств человека – 80% ответили, что отсутствие уверенности и способностей не позволит стать успешным, а значит не бедным. Только 5% оставили шансы простому невезению. С этим можно согласиться, чувствуется влияние школы. Но есть 20 % учащихся, самых старших, которые понимают, что важны равные условия реализации своего потенциала, что государство, общество должно позволить активному способному человеку реализовать себя, как успешную личность.

В целом вопросы анкеты позволили выявить разные и схожие позиции, определить, что большинство респондентов, имеет достаточный запас оптимизма и обладает личностными качествами для решения задач социализации личности в современное общество. Учащиеся видят проблемы, способны поставить цель и имеют определённые алгоритмы её достижения. Старшеклассники знают об объективных и субъективных факторах успешности в жизни.



Заключение

Россия ставит перед собой задачи стать демократическим правовым социальным государством, а значит, вопрос о преодолении бедности значительных слоёв населения является важнейшим, что подчёркивают ведущие политики страны. Успех видится в сложении социальной политики государства и становлении гражданского общества в России, общества активных граждан, оттаивающих свои интересы, постоянной социальной ответственности власти. Позиция государства на наш взгляд всё более разворачивается для решения данной проблемы, но, очевидны многие нерешённые вопросы и даже официальная статистика говорит о, примерно 20 миллионах граждан, относящихся к бедным слоям.

В своей работе мы, оттолкнувшись от основных определений и индикаторов, определяющих социальное расслоение, вышли на решения задач исследования:

- охарактеризовать основные индикаторы определения уровня бедности и положения малоимущих слоёв населения.

- проанализировать данные анкеты среди старшеклассников МБОУ «Васильчуковская СОШ»

- обратить внимание на точные формулировки и выявить существующие противоречия в действительном и предполагаемом положении бедных и малоимущих граждан России.

Были охарактеризованы основные индикаторы, которые позволяют определённо отнести человека к бедным и малоимущим слоям населения. Нами были выявлены расхождения в стандартах потребительской корзины и реальных доходов населения края.

Особенно интересной была работа со статистическими показателями и данными анкетирования, которым был дан достаточно подробный анализ, проведена систематизация данных, полученных с помощью открытой анкеты, которые позволили выявить отношение учащихся в рамках заявленной темы. В работе применялись данные опросов ВЦИОМ за второй президентский срок В.В.Путина и современных данных его нынешнего президентства. Использовался (См. приложение 1) федеральный закон о потребительской корзине, было обработано большое количество официальных и неофициальных данных сайтов Интернета.

В ходе работы подтвердилась гипотеза об определенной степени предсказуемости ответов учащихся из-за незначительного социального расслоения учащихся школы. Но были и ответы, которые выбивались из общего ряда, что показывает преимущество работы с анкетами открытого типа, когда учащиеся сами формулируют ответы, исходя из своего субъектного опыта.

На примере нашего села можно с уверенностью заявить, что решается этот вопрос за счет растущей активности населения: люди переезжает на постоянное или временное проживание в перспективные регионы, работают вахтовым методом, занимаются мелким предпринимательством, выживают за счёт подсобного хозяйства. То, что наше село находится фактически рядом с районным центром, позволяет решать вопросы трудоустройства искать выход из положения бедности, но часто это заканчивается переходом в слой малоимущих, реже - в средний класс. Многие молодые люди связывают свои жизненные планы с переездом месту учёбы и дальнейшим закреплением там. Но важно понимать, что налаживание ситуации в Ключевском района – это задача молодых людей тоже – это наша Родина, и, несмотря на то, что Россия очень большая страна, связать свою жизнь с малой родиной, где всё такое родное – это похоже на жизненный подвиг, его кто-то должен совершать.

Мне очень нравиться высказывание римского философа Сенеки: «Самый тягостный вид бедности — нужда среди богатства». Точно, про нашу страну, такую богатую природными ресурсами и возможностями и с таким количеством людей, чьи жизненные перспективы омрачены бедностью.

Список Интернет - источников.

 Порог, черта бедности http://slovari.yandex.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%91%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ режим доступа 18.02.2013г.

2 Бедность http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%E4%ED%EE%F1%F2%FC режим доступа 18.02.2013г.

3 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Богатство http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14143/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#sel=3:1,4:46 режим доступа 18.02.2013г.

4 Богатство http://www.newtomorrow.ru/bogatstvo.php режим доступа 18.02.2013г.

5 Социальное равенство http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%F0%E0%E2%E5%ED%F1%F2%E2%EE режим доступа 18.02.2013г.

6 Социальное равенство. История развития идеи http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%F0%E0%E2%E5%ED%F1%F2%E2%EE#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.B2.D0.B8.D1.82.D0.B8.D1.8F_.D0.B8.D0.B4.D0.B5.D0.B8 режим доступа 18.02.2013г.

7 http://www.rosbalt.ru/business/2012/11/20/1061044.html

8 Валерий Выжутович «Российская газета» - Федеральный выпуск №5690 (17) 27.01.2013, Победить бедность http://kongress.ucoz.ru/publ/pobedit_bednost/1-1-0-199 режим доступа 18.02.2013г.

9 Как победить бедность в России? http://www.zarplata.ru/n-id-13807.html режим доступа 18.02.2013г.

10 Пресс-конференция: "Настроения россиян в 2013 году" http://wciom.ru/index.php?id=190&uid=113553 режим доступа 18.02.2013г.

11 Потребительская корзина http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0 режим доступа 18.022013г.

12 Федеральный закон РФ от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации режим доступа 18.02.2013г.

13 http://www.info-altai.ru/news/prozhitochnyi-minimum-v-krae-sostavil-6-tysyach-25 режим доступа 18.02.2013г.

Средняя зарплата учителей Алтайского края намного меньше средней по региону. http://www.amic.ru/news/201922/ режим доступа 18.02.2013г.



14 Новые известия. Бедная Россия. 30января 2012 года. http://www.newizv.ru/economics/2012-01-30/158320-bednaja-rossija.htm режим доступа 18.02.2013г.

Приложение 1



Федеральный закон Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации

1. Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0

14,0

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6



2. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12



3. Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

Л. в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт\ч в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15



1 Бедность http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%E4%ED%EE%F1%F2%FC режим доступа 18.02.2013г.

2Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Богатство http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14143/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#sel=3:1,4:46 режим доступа 18.02.2013г.

3 Богатство http://www.newtomorrow.ru/bogatstvo.php режим доступа 18.02.2013г.

4 Социальное равенство http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%F0%E0%E2%E5%ED%F1%F2%E2%EE режим доступа 18.02.2013г.

5Социальное равенство. История развития идеи http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%F0%E0%E2%E5%ED%F1%F2%E2%EE#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.B2.D0.B8.D1.82.D0.B8.D1.8F_.D0.B8.D0.B4.D0.B5.D0.B8 режим доступа 18.02.2013г.

6 Как мы "победили" бедность http://www.rosbalt.ru/business/2012/11/20/1061044.html режим доступа 18.02.2013г.

7Валерий Выжутович «Российская газета» - Федеральный выпуск №5690 (17) 27.01.2012, Победить бедность http://kongress.ucoz.ru/publ/pobedit_bednost/1-1-0-199 режим доступа 18.02.2013г.

8 Как победить бедность в России? http://www.zarplata.ru/n-id-13807.html режим доступа 18.02.2013г.

9 Пресс-конференция: «Настроения россиян в 2013 году» http://wciom.ru/index.php?id=190&uid=113553 режим доступа 18.02.2013г.

10 Потребительская корзина http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0 режим доступа 18.02.2013г.

11 Федеральный закон РФ от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации режим доступа 18.02.2013г.

12Потребительская корзина в России http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0 режим доступа 18.02.2013г.

13 http://www.info-altai.ru/news/prozhitochnyi-minimum-v-krae-sostavil-6-tysyach-25 режим доступа 18.02.2013г.

14 Средняя зарплата учителей Алтайского края намного меньше средней по региону. http://www.amic.ru/news/201922/ режим доступа 18.02.2013г.

15 Новые известия. Бедная Россия. 30января 2012 года. http://www.newizv.ru/economics/2012-01-30/158320-bednaja-rossija.html режим доступа 18.02.2013г.



Смотрите также:
Проблемы бедности в России учащаяся 10 класса Жаринова Александра Николаевна мбоу «Васильчуковская сош»
289.36kb.
1 стр.
Судьба человека в 30-е годы 20 века в нашей стране учащаяся 9 класса Жаринова Александра Николаевна мбоу «Васильчуковская сош»
169.4kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Исследовательская работа «Сталинградская битва»
129.65kb.
1 стр.
Причины бедности в россии и роль государства по ее преодолению
92.97kb.
1 стр.
Районные соревнования по легкой атлетике «Золотая осень» 28 сентября 2012 г на базе мбоу «Пировская сош»
17.66kb.
1 стр.
Результаты тестирования уч-ся 10 класса мбоу «сош бильтой-Юртовского сельского поселения»
70.93kb.
1 стр.
Конкурс для детей и юношества «гренадеры, вперед» 1 место Чеботарева Татьяна, учащаяся 11 класса номинация «Художественный образ»
207.55kb.
1 стр.
Ушакова Оксана Андреевна, учащаяся 9 «А» класса Скарга Екатерина Сергеевна, учащаяся 9
177.81kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы
485.97kb.
4 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы
486.09kb.
4 стр.
Паспорт программы развития мбоу сош №4 имени А. С. Пушкина ст. Каневская Краснодарский край Наименование Программы Программа развития мбоу сош №4 ст
371.91kb.
3 стр.