Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины Психология личности


для направления 040100 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Козлова Мария Андреевна, кандидат исторических наук, makozlova@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры Общей социологии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Н.Е.Покровский


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100 Социология подготовки бакалавра

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 040100.62 "Социология";

  • Образовательной программой направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 "Социология", утвержденным в 2012 г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Психология личности являются

знакомство студентов с базовыми категориями и понятиями психологии личности, основными методологическими и исследовательскими проблемами психологии личности и путями их решения;

знакомство с основными направлениями анализа индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности,

формирование представления о потребностно-мотивационной сфере человека, основных теоретических подходах к пониманию строения и закономерностей развития личности;

обсуждение актуальных проблем практической психологии личности.

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности, закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сферы, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека. Студенты должны продолжить формирование навыков работы с учебной и научной психологической литературой. Знакомство с курсом психологии личности предполагает не столько трансляцию некоторых знаний и рекомендаций, сколько развитие способности творческого использования психологических знаний в решении профессиональных задач, способности к рефлексии и к самосовершенствованию, в том числе, и в профессиональной сфере.


2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Получить знания о предмете, методологии и основных этапах развития психологии личности, о базовых категориях и понятиях, ключевых проблемах,

  • Уметь ориентироваться в психологической литературе, анализировать с опорой на психологические знания разнообразные ситуации, складывающиеся в быту и профессиональной деятельности,

  • Иметь навыки постановки и решения собственно психологических задач в рамках своей профессиональной деятельности и в повседневной частной жизни.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и

выбору путей её достижения (формируется частично)


ОК–1


Студент способен дать определения основных психологических категории, демонстрировать знание и понимание истории развития психологических знаний, демонстрировать понимание общей структуры области изучения и связей между ее элементами, демонстрировать понимание методов критического анализа и формирования теорий и использовать методы критического анализа

лекции, подготовка письменной домашней работы, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)

ОК-2


передавать полученные базовые знания, обосновывать свою позицию, демонстрировать базовые навыки публичных выступлений, участия в групповых дискуссиях и полемике

подготовка письменной домашней работы, написание эссе, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре, решение творческих задач в микрогруппах на семинарах

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (формируется частично)

ОК-3


Обосновывать и аргументированно отстаивать свою позицию, принимать ответственность за свое решение, координировать работу в микрогруппах

Работа на семинаре, оппонирование на семинаре, решение творческих задач в микрогруппах на семинарах

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

(формируется частично)

ОК-6

Принимать ответственность за свое решение, демонстрировать навыки планирования своей деятельности и принятие ответственности за результаты собственной деятельности

Лекции, деловые игры и элементы психологического тренинга на семинарских занятиях

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков (формируется частично)


ОК-7


Демонстрировать стремление к самопознанию и планировать свою деятельность

Лекции, деловые игры и элементы психологического тренинга на семинарских занятиях

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-

экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)


ОК-9


контекстуализировать и интерпретировать новую информацию, применять психологические теории для анализа конкретных примеров, кейсов


Лекции, критический разбор текстов на семинаре, написание эссе, решение творческих задач в микрогруппах на семинарах

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10


демонстрировать понимание методов критического анализа и формирования теорий и использовать методы критического анализа, применяет психологические теории для анализа конкретных примеров, кейсов;

подготовка к семинарским занятиям – чтение литературы из списка основной и дополнительной с последующим разбором на семинарских занятиях, критический разбор текстов на семинаре

способность применять в профессиональной деятельности базовые знания и навыки по основам психологической теории и методам

психологического исследования (формируется частично)


ПК-1


демонстрировать понимание методов критического анализа и формирования теорий и использовать методы критического анализа, применяет психологические теории для анализа конкретных примеров, кейсов;


Лекции, семинары, деловые игры и элементы психологического тренинга на семинарских занятиях, критический разбор текстов на семинаре

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности

(формируется частично)

ПК-4

применяет психологические теории для анализа конкретных примеров, кейсов;

Лекции, семинары, деловые игры, критический разбор текстов на семинаре, анализ кейсов

способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин)

(формируется частично)

ПК-12

Аргументировано отстаивает собственную позицию, обнаруживает готовность и навыки публичных выступлений, способен дать обобщенную психологическую характеристику собеседника и аудитории

Подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов, решение творческих задач в микрогруппах на семинаре

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: логика, философия, общая психология, социальная психология.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "Психология воздействия в социальных коммуникациях" (маг.).


4Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основы персонологии. Структура психологии личности и основные понятия




2

2







2

Теории личности в западной психологии. Подходы к типологизации и критерии оценки теорий личности.




2

2







3

Теории личности в психоанализе




4

4







4

Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии





4

4







5

Подходы к пониманию личности и индивидуальности в отечественной психологии. Структура личности





2

2







6

Темперамент: физиологические основы и психологическая характеристика




2

2







7

Характер и его формирование




2

2







8

Психология способностей





2

2







9

Потребностно-мотивационная сфера личности





2

2







10

Эмоционально-волевая сфера личности





2

2







11

Развитие личности





4

4










Итого




28

28









5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

























Например: письменная работа 60 минут































Эссе

*

























Например: 3-4 тыс. слов

Реферат































Коллоквиум































Домашнее задание































Промежу­точный

Зачет































Экзамен




























Например: письменный экзамен 90 мин.

Итоговый

Экзамен
































5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Промежуточный

Эссе




1

3-4 тыс.слов

Итоговый

Экзамен




1

Письменный – 90 мин.



5.1Критерии оценки знаний, навыков


Тема эссе – анализ личности героя художественного текста. При оценке преподаватель отмечает следующие моменты: процент текста-размышления по сравнению с изложением, употребление понятий из разных теорий и моделей, точность и адекватность употребления этих понятий/теорий, полнота учета связей, конкретность, способность поддерживать свои тезисы иллюстрациями из материала, рассмотрение альтернативных объяснений.

Итоговый контроль в форме письменного теста, включающего вопросы трех типов: закрытые и открытые вопросы, позволяющие судить о степени знакомства студента с теоретическим содержанием курса, и вопросы, основанные на описании проблемных ситуаций, ответы на которые позволяют судить о сформированности основных навыков.

Оценка письменных работ производится с учетом следующих критериев: стиль и логичность изложения; знакомство с литературой по курсу, умение творчески использовать различные источники и корректно ссылаться на них; содержание и качество аргументации.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


6Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

Тема 1. Основы персонологии. Структура психологии личности и основные понятия.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Понятие об индивидных свойствах человека. Индивидно-типические свойства человека: конституционные типологии в психологии. Понятие личности. Структурные компоненты личности: характер, способности, самосознание, мотивация.

Классические понятия психологии личности. Рост, созревание, понятие развития. Среда и наследственность: схема двухфакторной детерминации личности. Деятельностный подход к развитию: личность как причина себя. Категория деятельности. Закон взаимодействия личности и деятельности. Теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Методологические принципы психологии личности. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).


Темы семинара:

      1. Предмет психологии личности и исследовательские вопросы Понятие о стратегиях исследования и методах сбора данных в психологии. Процедура: студенты разбиваются на группы, и каждая группа предлагает наиболее интересный ей исследовательский вопрос из области общей психологии. После получения списка вопросов вся группа обсуждает возможные пути исследования этих вопросов, перечисляя основные известные методы.

      2. Актуализация знаний, полученных в курсах общей и социальной психологии на материалах кейсов и в творческих заданиях.


Тема 2. Теории личности в западной психологии. Подходы к типологизации и критерии оценки теорий личности.

Структурный и функциональный подходы к изучению личности. Основные критерии оценки и классификации теорий личности (Хьелл, Зиглер).

Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии в психологии научения.

Темы семинара:

Методы и методология психологии личности. Методологические проблемы психологии личности. Личность как развивающаяся система. Принципы изучения личности. Методы изучения личности: наблюдение, опрос, стандартизированные тесты, эксперимент, проективные методы.


Тема 3. Теории личности в психоанализе

Классический психоанализ З. Фрейда. Трехкомпонентная модель личности по З.Фрейду («Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я»). Проблема неосознанных мотивов. Защитные механизмы личности (перцептивная защита, рационализация, проекция, сублимация, вытеснение в бессознательное, замещение, регресс на более ранние этапы и т.п.). Стадии психосексуального развития по Фрейду. Аналитическая психология К. Юнга. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Индивидуация и ее этапы. Подходы к типологии личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Личное и конструктивное превосходство и социальный интерес, творческое Я. Понятие жизненной цели и жизненного стиля.


Тема 4. Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии

Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Принцип функциональной автономии мотивов. Мотивы дефицитарные и бытийные. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Феноменальное поле и самость. Принципы личностно-центрированной психотерапии. Экзистенциальная психология (В.Франкл).



Темы семинаров:

      1. Сравнительный анализ психологических школ XX века: психология сознания, психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм.

      2. Появление персонологии. Сравнение гуманистической, экзистенциальной, когнитивной и деятельностной психологии личности.

      3. Основные направления практической психологии личности (психотерапии) – краткая характеристика: бихевиоризм (терапия поведения), психоанализ (терапия причин), гуманистическая психология (терапия процесса).


Тема 5. Подходы к пониманию личности и индивидуальности в отечественной психологии. Структура личности

Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Проблема морального развития личности. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств.


Тема 6. Темперамент: физиологические основы и психологическая характеристика

Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин). Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Соотношение темперамента и характера.


Тема 7. Характер и его формирование.

Общее представление о строении характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе (Ананьев). Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.

Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания. Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к типологии характеров. Типы акцентуации характера К.Леонгарда, А.Е.Личко. Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды. Проблема соотношения характера и личности.
Тема 8. Психология способностей

Понятие способностей (Б.М. Теплов). Способности и их измерение. Способности и задатки. Понятие «сензитивного периода» в развитии способностей (Н.С. Лейтес). Талант и гениальность.

Способности и деятельность: уровни изучения способностей. Интеллектуальные и творческие способности. Структура интеллекта по Гилфорду.

Самосознание человека: понятие и логика развития. Самопознание. Самопрезентация. Самоконтроль. Психология воли. Понятие о локусе контроля. Самоуважение и самоэффективность (А.Бандура). Выученная беспомощность. Оптимистический и пессимистический атрибутивные стили (М.Селигман). Теория самодетерминации Деси и Райна.



Темы семинаров:

      1. Понятие о дифференциальной психологии и психодиагностике. Принципы психологического тестирования и интерпретации результатов (практикум)

      2. Психологический потрет потребителя — группы рассматривают рекламные сообщения и воссоздают предполагаемые черты адресата.

      3. Развернутые сообщения студентов по темам, обозначенным в лекции


Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности

Общая характеристика психологии эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория Джемса-Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Критика данной теории (Э.Клапаред, У.Кеннон). Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, П.В.Симонова.

Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Условия возникновения эмоционального процесса. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией.

Функции эмоций: оценки, побуждения, регуляции познавательных процессов (закрепления, торможения, следообразования, предвосхищения, эвристическая), коммуникации, активации.

Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. Стресс (напряженность). Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации Гнев и агрессия. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха-неуспеха. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека.

Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

Тема семинара 9.

Аутотелические состояния и их признаки. М.Чиксентмихейи. Поток. Психология оптимального переживания. М., 2011 //http://lib100.com/book/practic_psychology/flow/_%cc%e8%f5%e0%e9%20%d7%e8%ea%f1%e5%ed%f2%ec%e8%f5%e0%e9%e8,%20%cf%ee%f2%ee%ea.pdf


Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Мотивы и установки. Потребности и эмоции

Разновидности биологических потребностей, их строение. Роль безусловных раздражителей в развитии потребностей. Импринтинг.

Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность мотивации человека. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания. Мотивационные процессы и проблема принятия решений. Воспитание как условие мотивационного развития человека.



Тема семинара:

1. Сравнительный анализ теорий мотиваций в психоанализе, теории поля, бихевиоризме, гуманистическом, экзистенциальном и деятельностном подходе. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования. Специфика исследований мотивации в школе К.Левина: основные понятия и результаты. Уровень притязаний и его исследование. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии. Когнитивный диссонанс.

2. Психологический анализ деятельности: применение основных категорий анализа мотивации. Студентам демонстрируется короткометражное кино и предлагается дать аналитический комментарий действиям главных героев. Материалы: фильм «Деннис» (2007), фильм «Незнакомцы» (2004).

3. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста (Д.Б.Эльконин). Механизм "сдвига мотива на цель".


Тема 11. Развитие личности

Основные факторы, влияющие на развитие личности человека. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

Возрастные свойства личности. Проблема возрастной периодизации развития личности.

Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин).

Биогенетические периодизации развития человека. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Социогенетические периодизации развития человека. Основные положения концепции развития морального сознания личности.

Персоногенетические периодизации развития человека. Психосоциальная периодизация развития личности (Э.Эриксон). Жизненный путь человека и психологический возраст. Кризисные периоды развития личности. Возрастные изменения организма как личностная проблема. Проблемы развития личности во взрослом и пожилом возрасте.

Культура и личность. Понятие о модальной личности, базовой личности. Кросс-культурные исследования в психологии. Индивидуализм и коллективизм.

«Личность рождается дважды»: представление о развитии личности (А.Н. Леонтьев). Развитие личности как разрешение жизненных проблем. Условия и пути самоактуализации личности. Личностный рост. Основные черты самоактуализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жизненных целей. Понятие о личностном росте. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию.

Тема семинара:

1. Психология в свете кросс-культурных исследований. Методология кросс-культурных- исследований. Основные результаты: Ш.Шварц, Г. Триандис, Р. Нисбетт. Понятия о личности в разных культурах.

2. Этическая идентичность и толерантность личности.

Семинар проводится в форме докладов и дискуссии.


Литература, рекомендованная к каждому разделу, приводится в п. 10 - Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7Образовательные технологии


Обучение проводится в форме лекций и семинарских занятий, на которых широко используются активные и интерактивные формы учебной деятельности - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, элементы психологических тренингов, интерпретация и анализ текстов, представление студентами докладов и оппонирование другим докладчикам.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для контрольной работы:

1. Определите тип психологической защиты личности

«Старик не мог понять, что она умирает; допустить этой мысли не мог. Он до последнего времени спорил со всеми нами и уверял, что она выздоровеет непременно. … Он старался предупредить малейшую прихоть, малейшее желание Нелли и, выходя от нее к нам, горько плакал, но через минуту опять начинал надеяться и уверять нас, что она выздоровеет» (Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные).

А. Вытеснение Б.Замещение В.Отрицание Г.Сублимация Д. Рационализация

2. Черты характера

А. наследуются

Б. формируются под действием средовых факторов

В. верны оба вариант

Г. ни один из вариантов не верен
3. Перечислите основные функции идентичности

4. В соответствии с моделью «Джо-Харри» информацию о человеке, которая есть у других, но неизвестна ему самому, содержит

А. «Открытая зона»

Б. «Слепая зона»

В. «Скрытая зона»


    Г. «Неизвестная зона»

Тематика эссе:



Психологический анализ личности/поведения героя художественного текста

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы к экзамену

Личность как предмет психологического исследования

Общее представление о личности, определение

Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность

Методологические принципы современной психологии личности: принцип структурной организации личности и принцип активности

Методологические принципы современной психологии личности: принцип развития, принцип субъекта и принцип детерминизма

Основные проблемы психологии личности

Методы исследования личности

Проективные методики и принцип проекции

Экспериментирование в психологии. Типы, примеры, этические ограничения.

Предмет, метод и основные задачи психологии поведения. Схема [S-R] как единица изучения поведения.

Исследования поведения в необихевиоризме. Понятие "промежуточной переменной".

Классическое и оперантное обусловливание.

Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.

Компоненты личности по З.Фрейду.

Неосознаваемые психические процессы и их классификация.

Стадии развития личности ребенка по Фрейду

Метод свободных ассоциаций (З. Фрейд)

Защитные механизмы личности (отрицание, проекция, рационализация, сублимация и др.)

Аналитическая психология К. Юнга (общее представление)

Личное и коллективное бессознательное

Представление об архетипах. Основные архетипы человека.

Проблема индивидуации как развития индивидуальности личности по Юнгу

Учение Юнга о психических типах

Индивидуальная психология А. Адлера (общее представление)

Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру

Фрейд, Юнг и Адлер - единомышленники и противники

Направления современного психоанализа: эго-психология

Гуманистическая психология

Движущие силы развития личности в психоанализе и гуманистической психологии

Концепция самоактуализации А. Маслоу

Когнитивистское направление: психология личностных конструктов Дж. Келли

Теория оперантного обусловливания Скиннера

Решение основных проблем психологии личности в теориях научения

Социально-когнитивная теория Бандуры

Гештальттеория К. Левина

Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.

Понятия потребности и мотива. Специфика потребностей человека.

Теории мотивации в основных психологических школах.

Характеристика эмоциональной сферы человека. Функции эмоций. Эмоции и потребности. Классификация потребностей.

Ситуативная и диспозициальная мотивация (К.Левин).

Определение и функции эмоций. Классификация эмоций

Роль эмоций в когнитивных процессах. Творческое мышление.

Темперамент и его типы. Темперамент и характер.

История взглядов на проблему темперамента

Теория Р. Пломина

Эмоции и их функции

Виды эмоций. Страх и тревога

Самосознание как процесс и результат

Развитие Я-концепции

Теории воли

Волевое и произвольное действие

Механизмы волевой регуляции личности

Способности человека и их развитие.

Черты характера и проблема их выделения. Строение характера.

Основные факторы, влияющие на развитие личности.

Уровень притязаний, самооценка. Мотивация достижения и избегания неудач.

Периодизации развития личности.

Психология и культура. Индивидуализм и коллективизм

8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает подготовленность студентов к семинарским занятиям и работу студентов на семинарах: отмечается общая активность студентов: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, подготовка докладов и оппонирование на семинарах, при выполнении индивидуальных заданий – качество их выполнения, правильность подходов к интерпретации и анализу кейсов и текстов на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная1.

Преподаватель отмечает посещаемость лекционных занятий студентами - Оаудиторная2

Преподаватель оценивает эссе (Оэссе).
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4·* Оаудиторная1 + 0,2*О аудиторная2 + 0,4 * О эссе

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: по математическим правилам.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0,3·* Озачет + 0,7 *·Отекущий

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: по математическим правилам.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

10.2Основная литература


Тема 1. Основы персонологии. Структура психологии личности и основные понятия.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
Тема 2. Теории личности в западной психологии. Подходы к типологизации и критерии оценки теорий личности.

Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Тема 3. Теории личности в психоанализе

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.


Тема 4. Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии

Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.

Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.


Тема 5. Подходы к пониманию личности и индивидуальности в отечественной психологии. Структура личности

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.


Тема 6. Темперамент: физиологические основы и психологическая характеристика

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.


Тема 7. Характер и его формирование.

Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С. 15-38.


Тема 8. Психология способностей

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. –СПб, 1999.


Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.

Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.

Чиксентмихейи М. Поток. Психология оптимального переживания. М., 2011



Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности

Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.// motiv.smysl.ru/DERGACHEVA.DOC

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2002.


Тема 11. Развитие личности

Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

10.3Дополнительная литература


Тема 1. Основы персонологии. Структура психологии личности и основные понятия.

Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.

Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.

Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом //Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 151-169.// http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.



Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение /Отв. Ред. В.В. Петухов. М.: 2001. С.27-34.// http://www.psychology.ru/library/00002.shtml

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 1998.
Тема 2. Теории личности в западной психологии. Подходы к типологизации и критерии оценки теорий личности.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.: Евразия, 1998.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/shulc/index.php
Тема 3. Теории личности в психоанализе

Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.

Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.

Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.

Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.

Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.

Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.

Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.

Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. с. 54-76, 97-99.

Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
Тема 4. Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999.

Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога, 2012. № 1. C. 33—64

Роджерс R. Клиентоцентрированный? Человекоцентрированный? Перев.: Орлов А.Б., Казакова Н.А. // Журнал практического психолога, 2012. № 1. C. 26—28

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). М., 1994 и др.изд.
Тема 5. Подходы к пониманию личности и индивидуальности в отечественной психологии. Структура личности

Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.

Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.


Тема 6. Темперамент: физиологические основы и психологическая характеристика

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.


Тема 7. Характер и его формирование.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л., 1983.


Тема 8. Психология способностей

Айзенк Г.Дж. Проверьте свои способности. Пер.с англ., 1992.

Акофф Р. Искусство решения проблем. М.,1982.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Боно. Эдвард де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М., 1997.
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности

Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.


Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности

Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы//motiv.smysl.ru/GORDEEVA.DOC

Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. – М., 2004.


Тема 11. Развитие личности

Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007—528 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. М., 1979.

Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ//motiv.smysl.ru/SACT5.DOC

Мацумото Д. Психология и культура. Спб, Питер, 2003//http://krotov.info/lib_sec/13_m/maz/umoto_0.htm

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. –М., 1981.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994.



Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор (для лекций или семинаров)




Смотрите также:
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.