Главная
страница 1
Слова-паразиты в речи

Авторы: Перунова О.(9 кл), Шлеверда Ю (9 кл.), Худякова А.(10 кл.)

Руководитель – Русакова Э.В.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты. Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе мы попытались разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.



Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

Задачи: установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются; выяснить, что знают учащиеся школы о словах-паразитах, об их функции в речи человека; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; определить наиболее употребляемые слова-паразиты; выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника; дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся 5-ых – 11-ых классов нашей школы.

Методы исследования: изучение теоретического материала о словах-паразитах, наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке; анкетирование и устный опрос учащихся.

Полученные результаты. В результате изучения теоретического материала и проведённых исследований мы пришли к выводу, что слова-паразиты, существующие в речи человека, не несут никакой коммуникативной информации и во многом затрудняют понимание излагаемой мысли; они являются своеобразными словами-смазками и прочно закрепляются в лексиконе человека. Большинство учащихся школы знает о существовании слов-паразитов и активно использует их в своей речи. Наиболее употребляемые слова-паразиты в речи наших школьников следующие: «короче», «ну», «это», «блин», «в общем», «как его», а также нецензурные, матерные слова.

Литература: 1. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986

2. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодёжи. // «Русский язык в школе» 1981, № 3.

3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988

4. Голуб И.Б Стилистика русского языка. 2-ое изд. М., 1986

5. Успенский Л.В. Культура речи. М. Знание, 1996

Молодежный сленг и его влияние на современную молодежь.

Автор – Ерёмина Е. 10 А класс

Руководитель – Русакова Э.В.

Тема «Молодежный сленг и его влияние на современную молодежь», бесспорно, актуальна, поскольку молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, разнообразия. Можно сказать, что это особая форма языка. Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого мира своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли и чувства. Как следствие этого - возникновение молодёжного сленга, существование которого ограничено не только определёнными возрастными (14 – 25 лет), но и социальными, временными и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи. У каждого поколения, как отмечают учёные, свой язык. Вырастая, взрослея, мы переходим в другую категорию, и, естественно, меняется наше отношение к речи. Цель работы - изучение сленга как особой формы языка и выяснение его влияния на современную молодежь.



Задачи: 1) выяснить, что такое «сленг»; 2) изучить сленг как явление в современной лингвистике; 3) выявить степень распространения сленга в среде учащейся молодёжи; 4) выяснить, какое влияние оказывает сленг на подрастающее поколение.

Методы исследования: изучение теоретического материала о сленге; наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке; анкетирование и устный опрос учащихся.

Объектом исследования явилась речь учащихся 5-ых – 11-ых классов нашей школы.

В процессе работы был изучен разнообразный научно-теоретический материал, проведены наблюдения, опросы, выявлены определённые результаты и сделаны соответствующие выводы. Сленг как особая форма языка хорошо знакома учащимся нашей школы: более 85% школьников школы употребляют в своей речи сленговые слова и выражения. Влияние сленга на молодое поколение велико, однако имеет отрицательное значение: обедняется, вульгаризируется речь говорящего, более примитивным становится его мышление, сужается кругозор и значительно снижается культурный уровень подростка. Человек, обладающий лишь немногими словами для общения, не обладает знанием жизненно-важных нравственных ценностей.



Литература: 1.Береговская Э.М. Молодёжный сленг: формирование и функционирование.// «Вопросы языкознания», 1996, № 3, с.32-41

2. Борисова Е.Г. Современный молодёжный жаргон // «Русская речь» 2000, № 5, с.24-28

3. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979г.

4. Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент отстранения. Язык и его деятельность. М. 1989



5. Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи. М. 1987


Смотрите также:
Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7х-11х классов
82.84kb.
1 стр.
Слова-паразиты в речи
35.23kb.
1 стр.
Слова-паразиты
84.9kb.
1 стр.
Задание Часто в речи мы используем не только вводные слова, но и слова-паразиты. Либо чрезмерное употребление вводных слов приводит к обратному результату
26.04kb.
1 стр.
Слова-паразиты в телевизионной речи (курсовая работа)
815.22kb.
7 стр.
Чистота речи предполагает отсутствие в ней чуждых литературному языку элементов, а также элементов, отвергаемых этическими нормами
185.28kb.
1 стр.
Задачи, стоящие перед изучением курса культуры речи
31.74kb.
1 стр.
Исследовательская работа по теме: «Слова-паразиты, или экология речи»
116.13kb.
1 стр.
Как влияют болезни и паразиты на производство шерсти?
46.33kb.
1 стр.
Обучение детей созданию образных характеристик объектов обучение детей выразительности речи
362.31kb.
1 стр.
Правильность речи
188.55kb.
1 стр.
Анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи. Нарушение речи является распространенным явлением в последние год
68.85kb.
1 стр.