Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 31страница 32 -(гармония и своеобразие) «Россия, Россия, Россия - мессия грядущего дня!» Андрей Белый ПРОГРАММА КУРСА: ВВЕДЕНИЕ. Методологические особенности курса - 2 стр.
Часть вторая: «Социально-психологические особенности России»: 1. Россия и свобода - 50 стр. 2. Социокультурная вертикаль России (столица- провинция, деревня-город) - 53 стр. 3. Социокультурная горизонталь: группы, слои, классы, сословия в историческом развитии- 56 с. 4. Держава и «гражданское общество» - 60 с. 5. «Русская диаспора» в мире - судьбы российской эмиграции - 64 с. 6. Национальный мазохизм и культурные страдания народа - 64 с.
Часть третья: «Особенности национального характера и судьба России»: А. Специфика менталитета русского человека - 69 стр. Б. Характер русского народа на протяжении истории - 72 с. В. Православие как элемент российской целостности - 76 с. Г. Идеал творческой личности - судьба А.С.Пушкина - 81 с. Д. Россия как гироскоп мировой истории - 86 стр. Е. Национальная «всечеловечность» и «евразийство»России - 88 с. Ж. Этапы развития российской цивилизации - 91 с. З. Самопознание России и типология национального характера - 96 с.
Часть пятая: «Генезис историко-культурного развития России»:
А. Арии, готы, гунны, хазары, , предки славян - 126 с. Б. Сельская община, князь, дружина, Вече - 127 с. В. Языческая гармония личности - 127 с. Г. Принятие Христианства - 128 с. Д. Культура древней Руси - 129 с. Е. «Странствующая династия» - причина неустойчивости и распада Киевской Руси - 130 с. Ж. Социальное торможение в эпоху МИФа 130 с. З. Татаро-монгольское нашествие - первая бифуркация - 132 с.
А. Куликовская победа =- 132 с. Б. «Симфония» Церкви и государства - 133 с. В. Формирование аскетического и героического типов личности - 135 с. Г. «Оседлая династия» и «странствующее население» (казаки) - 136 с. Д. Культура Московского Царства - 137 с. Е. Раскол - 139 с. Ж. Торможение на этапе нормативного сознания - 139 с. З. «Бунташный ХУ11 век» России. - 140 с.
А. Петр Первый и Екатерина Вторая - 141 с. Б. «Самодержавие, Православие, Народность» - 142 с. В. «Творческая личность» - 142 с. Г. Высокое искусство и личный подвиг творца на примере А.С.Пушкина - 143 с. Д. Золотой и Серебряный века русской культуры - 145 с. Е. Разночинная интеллигенция и русский анархизм - 147 с. Ж. Торможение на этапе ФАКТа - 148 с. З. Синусоида марксистских иллюзий России - 149 с.
А. Мистические корни русской культуры - 150 с. Б. Экообщина, экодом, троичная логика мысли - 158 с. В. «Мессианский человек» - 160 с. Г. Духовно-инновационное сознание - 161 с. Д. Инновационная культура России - 162 с. Е. Перестройка ХХ века - 166 с. Ж. Торможение в эпоху Инновации - 167 с. З. Предстоящая экокатастрофа - 171 с. Часть шестая: «Духовность - как стимул и критерий культурного развития»: А. Необходимость доминанта духовности в русской культуре - 179 с. Б. Грани российской духовности : юродство, странничество и исихазм - 181 с. В. Основные законы культурной динамики общества - 183 с. Г. Духовно-экологический социализм - 186 с. Д . Программа воскрешения русской духовности - 190 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 195 с. ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ - 198 с. ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА: Курс «Духовная культура России» строится не на традиционной основе простого сообщения новой информации, а предполагает напряжение восприятия слушателей, их активное участие в процессе изучения истории и сущности духовной культуры, причем в разных аспектах: историческом, психологическом, культурологическом и системном. С этой целью в ходе изложения материала автор активно использует различные методы обострения интереса слушателей, с целью развития у них способности самим решать творческие проблемы, которые ставит автор в хода изложения курса. Среди них:
С нашей точки зрения, активное восприятие идей духовной культуры России возможно лишь при условии постепенного просветления духовной сущности самих учащихся, что предполагает не просто ознакомление, а интериоризацию полученных данных. Авторское изложение опирается на несколько специфических моделей духовно-культурного процесса в России (ДКПР) среди которых:
Духовная Культура в данном курсе рассматривается достаточно широко:
Каждое историческое чрезвычайное событие, как например, «Крещение Руси» или «Петровская реформа» остается в памяти отечественной культуры как экстремальная духовная бифуркация, из которой должны быть сделаны определенные выводы на будущее. Не обязательно сразу же, бывает много лет спустя, но без окончательного освоения и познания сути происходящих событий культурное сознание никогда не обходится. Формы этого освоения могут быть совершенно различны. Специфика авторского подхода делает изложение материала о духовной культуре достаточно уникальным, балансирующим между теоретической системной универсальностью изложения и эффективностью использования тех или иных методик, предлагаемых в тексте. Предполагается не только излагать исторические и духовные факты и модели структур культуры, сознания и истории народа, но предложить механизмы изменения некоторых патологических особенностей культуры, уже завлекших судьбу страны в тупик и продолжающих это успешно делать. Позиция автора носит активный, творческий характер, ибо не исчерпывается простой констатацией фактов. Поэтому сразу предлагается первое творческое задание слушателям - продолжить заключительной строчкой стихи Андрея Белого, взятые в качестве эпиграфа к этой книге. В рамках практических заданий автор загружает слушателей и читателей вопросами и заданиями для самостоятельного выполнения, приведенными в каждой части этой книги:
Итак, в добрый Путь, да поможет нам на этом Пути Бог! Часть первая: «Баланс историко-культурного процесса (ИКП) и звезда России»: "Откройся мысль! Стань музыкою слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.” Ник. Заболоцкий
1-1. Специфика моделирования ДИП в России: Рассмотрение ДИП России как модели «образа жизни» и способа выживания народа в экстремальной ситуации заставляют нас включить в рассмотрение следующие информационные комплексы:
О каждом из них мы поговорим более подробно в соответствующей части нашей книги. Сейчас более подробно о методологических особенностях изучения ДИП, в частности, специфике его моделирования. Первое требование к подобным моделям - простота и ясность. Даже претендуя на полную универсальность и целостность, модель должна быть доступной для понимания и неспециалистам. Оглядываясь на принцип "Бритвы Оккама" («не плодить сущностей больше необходимости»), мы создаём ее из минимума элементов и с простейшей логикой развертки. следует отметить, что основные особенности этой модели на примере кинематографа (и всей культуры) были изложены в нескольких статьях автора (См. Библиография к данному разделу: п. 1 и 2). Кинематограф здесь взят только потому, что по исходной своей специальности автор является киноведом. Все многообразие окружающего нас мира может быть разделено на два класса: "объекты" (О) и "субъекты"(S). В качестве последних выступают носители сознания, мыслящие существа, деятели культуры, способные рефлектировать по поводу любых объектов. Не обладающие сознанием элементы относятся к объектам. Чем выше уровень рефлексии субъектов, тем выше развит и продвинут уровень их сознания. Класс «объектов» также делится на две половины: рукотворные объекты, созданные людьми (Ом) и нерукотворные, созданные Богом (О). Первый класс мы назовем "мета объектами", а второй - просто "объектами". Аналогичным образом выделяются "мета субъекты" (Sм) и просто "субъекты" (S) в другом классе. Разница между ними в том, что к последнему классу относятся люди, занимающиеся художественным творчеством или каким-либо другим видом духовно-производственной деятельности (религией, наукой экономикой, политикой и т.д.), а к первому - "модели" этой деятельности, типы сознания, управляющие действиями субъектов, включая высший тип - божественное сознание, сознание "святости", наиболее продвинутое религиозное сознание, свойственное людям, вступившим в прямой и непосредственный диалог с Богом, - так называемым, "пророкам" или «духовным гениям». Типичным представителем последнего класса был Александр Сергеевич Пушкин, анализу личности и творчества которого мы уделим особое место. В науке принято называть диалогические процессы «интерактивными». Таким образом на уровне с о с т а в а ( первый уровень модели): мы имеем следующий набор элементов: О, Ом, S, Sm. (N1) Формула N1 позволяет различать в любой системе культуры, включающей людей, их деятельность, ее плоды и саму теорию деятельности:
Вот конкретные примеры: а) х у д о ж е с т в е н н а я к у л ь т у р а: О - объекты изображения, содержание художественных произведений; Ом - произведения искусства, носители данного содержания; S - авторы, художники, творцы произведений; Sm - воспринимающее художественное сознание зрителя , законы которого тождественны законам творчества, управляющим авторской деятельностью.
О - сырье, предметы труда, объекты природы; Ом - продукты труда, товары, машины, управляемая человеком энергия; S - производители, рабочая сила, менеджеры экономики; Sm - экономические теории, производственное сознание и управители как его носители.
О - общество, народ, управляемая система; Ом - политические решения, законы, управляющие обществом (Конституция) и другие; S - политики, руководители, аппарат управления; Sm - политическое сознание, методы интерпретации законов, конкретное их использование в реальной практике управления. г) н а у ч н ы й к о м п л е к с: О - природа и общество, планета и Космос; Ом - научные открытия, законы структур объектов исследования и т.д.; S - ученые- исследователи, менеджеры от науки; Sm - воспринимающая научные открытия аудитория, , обладающая определенным уровнем научного сознания; д) р е л и г и о з н а я с и с т е м а: О - мир, общество, Вселенная и её Высшие силы; Ом - религиозные догматы, Библия, Коран и т.д.; S - священники, деятели Церкви, все религиозные служители; Sm - доминирующее религиозное сознание и его носители - верующие и т.д. Второй уровень модели - с т р у к т у р а системы. Состав элементов становится структурой, если известен их тип взаимосвязи и иерархия элементов. Последняя позволяет уточнить главный элемент структуры (её доминанту) и тип подчинения ей оставшихся элементов системы. Правило "Бритвы Оккама" рекомендует в подобных случаях создать четыре структуры поэтапным доминированием одного за другим элемента из состава четырех частной системы. В результате получаем формулу N2: а) S - О' - Ом ; б) S - Ом' - О ; в) О - S' - Ом ; г) S - Sm' - O ; 1 1 1 1 Sm Sm Sm Ом (МИФ) (НОРМА) (ФАКТ) (ИННОВАЦИЯ) где знак (') означает, что данный элемент находится в структуре в доминантном состоянии и подчиняет себе все остальные элементы. Но этот тип подчинения каждый раз в зависимости от специфики доминанты меняется. Поэтому элемент S в случае а), б) и г) будет каждый раз не тождественен сам себе, а меняться по настоянию доминанты. К специфике других различий между Мифом, Нормой, Фактом и Инновацией мы еще вернемся. Третий уровень модели - д и н а м и к а системы. Изменение сущности каждого элемента вследствие необходимости подстройки к меняющейся доминанте обеспечивает процесс развития системы, то есть, ее общую динамику. Вектор этого развития, направленность культурной динамики никогда не бывает случайной. Нам удалось заметить, что развитие в культурных системах всегда идет в одном направлении: внешние элементы системы - объекты, а затем и метаобъекты первыми получают импульс активности от внешней среды и доминируют в структуре, а затем активность передается более внутренним элементам - субъектам и метасубъектам. Творческая активность всегда центростремительна! Центростремительное развитие в направлении от внешних элементов к внутренним, мы называем "нормальным духовным развитием». В нем преобладает интеллектуальное начало, поскольку речь идет прежде всего о накоплении разумного потенциала системы путем обогащения субъективных и метасубъективных элементов. Такое накопление разума в ходе развития человеческой цивилизации В.И.Вернадский называл "цефализацией", считая его общим законом жизни. Он указывал, что живые организмы в процессе развития всегда обладают более повышенным размером мозга, чем их исторические предшественники.(1-5, 153). Строго говоря, в культурных системах может наблюдаться и обратное-центробежное развитие с "эмоциональной", в отличие от «рациональной», ориентацией. С системной точки зрения, в каждый данный момент развития внутри системы можно найти следы всех четырех типов структур: Мифа, Нормы, Факта и Инновации. Естественно, что доминирующая структура будет обладать численным превосходством, более значительным весом в сравнении с другими. Именно поэтому мы сочли возможным заключить, что: - на мифологическом этапе развития доминируют объекты; - на нормативном этапе - метаобъекты; - на фактологическом этапе - субъекты; - на инновационном этапе - метасубъекты. Тогда общая динамика системы на понятийном уровне укладывается в формулу N3: МИФ - НОРМА - ФАКТ - ИННОВАЦИЯ. Однако логическая структура системы должна быть представлена в более сложной форме. Это усложнение вызвано системным требованием каждый раз добиваться наибольшей п о л н о т ы описания. Последняя осуществляется в результате исчерпывающего перебора сочетаний активных (доминирующих) и пассивных элементов структуры. Для состоящей из двух элементов бинарной структуры исчерпывающим будет четыре типа сочетаний: а) а - а; б) р - р; в) а - р; г) р - а, причем "а" - активный элемент, а "р" - пассивный. Возьмем для примера наиболее общую культурную систему - "человеческую цивилизацию" и посмотрим как выстроится в нашем случае ее логическая структура. Обозначим ее элементы: О - природа, S - общество, Ом - культура, Sm - духовность, тогда общая динамика может быть записана такой формулой (N4): 1. Оа' - Sр -- Омр - Smр - природная цивилизация (языческая Архаика); 2.Ор- Sр -- Ома'- Sмр - идеологическая и религиозная цивилизация (ремесленноеСредневековье); 3. Ор - Sа' -- Омр - Sма - техническая и промышленная цивилизация (Новое время); 4. Оа - Sа -- Ома - Sма'- духовная цивилизация (ХХ1 век - ?). Выбор этого логического варианта (N4) определяется тем, как именно в нем осуществлен исчерпывающий логический перебор всех бинарных композиций в левой части (слева от --) и в правой части (справа от --). Строго говоря, получится не 4 а 16 вариантов возможных сочетаний, но на данном этапе объяснения нас устраивают эти четыре. К оставшимся (точнее, некоторым из них) мы еще вернемся. Как явствует из вышеизложенного, за бортом формулы N4 мы оставляем 12 вариантов структур. К цивилизационному развитию человечества только еще две из них могут иметь какое-то отношение. Если структуры 1 - 4 мы назвали "нормальным" ходом развития цивилизации, то эти две структуры отнесем к "патологическим": 5.Ор - Sа' -- Ома - Sма - антиприродная цивилизация (самоубийца); 6.Оа - Sа -- Омр - Sма'- антитехническая цивилизация (биоцивилизация). Для последней характерна ситуация самодостаточности, изоляционизм, закрытость, отказ от техники и запреты на выход в Космос, отсутствие инновационных скачков, длительный симбиоз с Природой, предполагающий долговременное хранение традиций. Поскольку внутри реального хода развития цивилизации могут иметь место все типы теоретически описанных структур, то можно описать состояние человечества на рубеже второго и третьего тысячелетий как борьбу технической цивилизации и частично антиприродной цивилизации с цивилизацией "духовной". Оптимистическим исходом этой борьбы будет полная победа цивилизации четвертого типа, а пессимистическим - победа антиприродной цивилизации и экологическая смерть планеты. Нам представляется, что Провидение Господа не допустит такого исхода. Более вероятной представляется победа духовной цивилизации, что отвечало бы Промыслу Божьему и одновременно задаче подготовки новой космической миссии человечества, обозначенной в «Откровении Иоанна Богослова» как "Новая Жизнь". В последующем изложении нам придется подробнее проанализировать это замечание. Подводя итоги изложению модели развивающейся культурной системы, мы отмечаем некоторую кратность четырем в полученном результате:
Такая кратность вытекает из системной методики описания модели и позволяет нам прийти к некоторым весьма нетривиальным выводам. Главный из них в том, что духовный комплекс "Миф-Норма-Факт-Инновация" (МНФИ) является минимальным элементом любой культурной системы, включающей устойчивый обмен духовной информацией между ее источником (творцом) и получателем (воспринимающим сознанием). Система является устойчивой, если МНФИ постоянно воспроизводится в ходе ее эволюции, наподобие того, как скрепляют физическую систему элементарные частицы, а биологическую - комплекс геномов, духовно-социальную систему - творческая человеческая мысль, например, открытие: "Я тебя люблю" и другие божественные энергии. Отметим несколько общих правил, вытекающих из системной сущности модели. Смотрите также: Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» 90.69kb.
1 стр.
|