Главная
страница 1страница 2 ... страница 31страница 32
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

-(гармония и своеобразие)
«Россия, Россия, Россия - мессия грядущего дня!»

Андрей Белый

ПРОГРАММА КУРСА:

ВВЕДЕНИЕ. Методологические особенности курса - 2 стр.

Часть первая: «Баланс духовно-инновационного процесса (ДИП) и звезда России»:


  1. Специфика моделирования Духовно- инновационного Процесса в России - 3 стр.

  2. Методы системного исследования ДИП- системные модели процессов - 8 стр.

  3. Пульсирующее географическое пространство России и динамика культуры - 16стр.

  4. Природная среда (лес- озеро - степи) в судьбах российской культуры и этноса - 18 стр.

  5. Маятниковое развитие ДИП - 24 стр.

  6. Русская идея - вчера, сегодня, завтра - 27 стр.

  7. Матрица голографического видения исторического пути России - 31 стр.

  8. Социокультурная интеграция России - 39 стр.

  9. Государственная целостность России и культура - 46 стр.

Часть вторая: «Социально-психологические особенности России»:

1. Россия и свобода - 50 стр.

2. Социокультурная вертикаль России (столица- провинция, деревня-город) - 53 стр.

3. Социокультурная горизонталь: группы, слои, классы, сословия в историческом развитии- 56 с.

4. Держава и «гражданское общество» - 60 с.

5. «Русская диаспора» в мире - судьбы российской эмиграции - 64 с.

6. Национальный мазохизм и культурные страдания народа - 64 с.


  1. Как воспитать в себе творческую личность? - 65стр.


Часть третья: «Особенности национального характера и судьба России»:

А. Специфика менталитета русского человека - 69 стр.

Б. Характер русского народа на протяжении истории - 72 с.

В. Православие как элемент российской целостности - 76 с.

Г. Идеал творческой личности - судьба А.С.Пушкина - 81 с.

Д. Россия как гироскоп мировой истории - 86 стр.

Е. Национальная «всечеловечность» и «евразийство»России - 88 с.

Ж. Этапы развития российской цивилизации - 91 с.

З. Самопознание России и типология национального характера - 96 с.
Часть четвертая: «Культурные миры (субкультуры) и хронотопы России»:


  1. Культурное ядро, субкультуры и хронотопы России - 102 с.

  2. Крестьянский мир и сельская община - 102 с.

  3. Городской мир- 104 с.

  4. Культура и экономика: судьбы класса промышленников- 105 с.

  5. Мир казачьей культуры (маргинальная культура) - 108 с.

  6. Придворное общество - Высший свет - в романе «Евгений Онегин» 110 с.

  7. Дворянская усадьба и дворянский мир - аспекты культуры России по роману «Евгений Онегин» - 111 с.

  8. Мир православного монастыря - 113 с.

  9. Судьбы творческой , научной и духовной интеллигенции России - 118 с.

  10. Четыре важнейших хронотопа русской жизни - 119 с.


Часть пятая: «Генезис историко-культурного развития России»:

  1. КИЕВСКАЯ РУСЬ:

А. Арии, готы, гунны, хазары, , предки славян - 126 с.

Б. Сельская община, князь, дружина, Вече - 127 с.

В. Языческая гармония личности - 127 с.

Г. Принятие Христианства - 128 с.

Д. Культура древней Руси - 129 с.

Е. «Странствующая династия» - причина неустойчивости и распада Киевской Руси - 130 с.

Ж. Социальное торможение в эпоху МИФа 130 с.

З. Татаро-монгольское нашествие - первая бифуркация - 132 с.



  1. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО:

А. Куликовская победа =- 132 с.

Б. «Симфония» Церкви и государства - 133 с.

В. Формирование аскетического и героического типов личности - 135 с.

Г. «Оседлая династия» и «странствующее население» (казаки) - 136 с.

Д. Культура Московского Царства - 137 с.

Е. Раскол - 139 с.

Ж. Торможение на этапе нормативного сознания - 139 с.

З. «Бунташный ХУ11 век» России. - 140 с.



  1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИМПЕРИЯ:

А. Петр Первый и Екатерина Вторая - 141 с.

Б. «Самодержавие, Православие, Народность» - 142 с.

В. «Творческая личность» - 142 с.

Г. Высокое искусство и личный подвиг творца на примере А.С.Пушкина - 143 с.

Д. Золотой и Серебряный века русской культуры - 145 с.

Е. Разночинная интеллигенция и русский анархизм - 147 с.

Ж. Торможение на этапе ФАКТа - 148 с.

З. Синусоида марксистских иллюзий России - 149 с.



  1. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ:

А. Мистические корни русской культуры - 150 с.

Б. Экообщина, экодом, троичная логика мысли - 158 с.

В. «Мессианский человек» - 160 с.

Г. Духовно-инновационное сознание - 161 с.

Д. Инновационная культура России - 162 с.

Е. Перестройка ХХ века - 166 с.

Ж. Торможение в эпоху Инновации - 167 с.

З. Предстоящая экокатастрофа - 171 с.



Часть шестая: «Духовность - как стимул и критерий культурного развития»:

А. Необходимость доминанта духовности в русской культуре - 179 с.

Б. Грани российской духовности : юродство, странничество и исихазм - 181 с.

В. Основные законы культурной динамики общества - 183 с.

Г. Духовно-экологический социализм - 186 с.

Д . Программа воскрешения русской духовности - 190 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 195 с.

ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ - 198 с.


ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА:

Курс «Духовная культура России» строится не на традиционной основе простого сообщения новой информации, а предполагает напряжение восприятия слушателей, их активное участие в процессе изучения истории и сущности духовной культуры, причем в разных аспектах: историческом, психологическом, культурологическом и системном.

С этой целью в ходе изложения материала автор активно использует различные методы обострения интереса слушателей, с целью развития у них способности самим решать творческие проблемы, которые ставит автор в хода изложения курса. Среди них:


  1. поэтическая иллюстрация духовных закономерностей стихами русских поэтов;

  1. изложение проблемных материалов в матричной форме с приглашением слушателей самим попытаться заполнить пустые места некоторых из предлагаемых матриц;

  1. активизация раздумья слушателей с помощью вопросов для самостоятельного размышления ;

  1. другие методы активизация интереса и участия слушателей в освоении предлагаемого материала.

С нашей точки зрения, активное восприятие идей духовной культуры России возможно лишь при условии постепенного просветления духовной сущности самих учащихся, что предполагает не просто ознакомление, а интериоризацию полученных данных. Авторское изложение опирается на несколько специфических моделей духовно-культурного процесса в России (ДКПР) среди которых:

  1. модель динамики русского культурного сознания: Миф-Норма-Факт-Инновация;

  1. модель энергоинформационной структуры духовной культуры;

  1. структура культурных хронотопов России;

  1. характеристики субкультур России в сочетании с их доминантным ядром;

  1. синусоида духовно-исторического развития России;

  1. другие модели матричного системного подхода к различны аспектам духовной культуры.

Духовная Культура в данном курсе рассматривается достаточно широко:

  1. как «модель образа жизни»;

  1. как «структура духовного сознания народа России»;

  1. как «доминирующий в данный момент способ выживания народа в экстремальных условиях».

Каждое историческое чрезвычайное событие, как например, «Крещение Руси» или «Петровская реформа» остается в памяти отечественной культуры как экстремальная духовная бифуркация, из которой должны быть сделаны определенные выводы на будущее. Не обязательно сразу же, бывает много лет спустя, но без окончательного освоения и познания сути происходящих событий культурное сознание никогда не обходится. Формы этого освоения могут быть совершенно различны.

Специфика авторского подхода делает изложение материала о духовной культуре достаточно уникальным, балансирующим между теоретической системной универсальностью изложения и эффективностью использования тех или иных методик, предлагаемых в тексте. Предполагается не только излагать исторические и духовные факты и модели структур культуры, сознания и истории народа, но предложить механизмы изменения некоторых патологических особенностей культуры, уже завлекших судьбу страны в тупик и продолжающих это успешно делать.

Позиция автора носит активный, творческий характер, ибо не исчерпывается простой констатацией фактов. Поэтому сразу предлагается первое творческое задание слушателям - продолжить заключительной строчкой стихи Андрея Белого, взятые в качестве эпиграфа к этой книге. В рамках практических заданий автор загружает слушателей и читателей вопросами и заданиями для самостоятельного выполнения, приведенными в каждой части этой книги:


  1. Дополнить частично заполненные матрицы духовных сущностей духовно-инновационного процесса в России;

  1. Досочинить стихотворения, там, где они не завершены;

  1. Дать ответы на поставленные автором вопросы;

  1. Принять участие в предлагаемых в книге общественных акциях;

  1. Развить баланс каких-либо качеств или черт характера, устремив их в направлении указанной автором гармонии;

  1. Выявить приемлемые направления совершенствования личного творческого потенциала;

  1. Освоить методику реализации задачи: осознание алгоритма её выполнения, уточнение собственных интересов; сравнение полученных результатов с идеальными требованиями;

  1. осознать личные особенности гармонии своего творческого потенциала.

Итак, в добрый Путь, да поможет нам на этом Пути Бог!

Часть первая: «Баланс историко-культурного процесса (ИКП) и звезда России»:

"Откройся мысль! Стань музыкою слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.”

Ник. Заболоцкий

  1. Специфика моделирования Духовно- Инновационного Процесса (ДИП) в России;

  2. Методы системного исследования ДИП

  3. Пульсирующее географическое пространство России и динамика духовной культуры;

  4. Природная среда (лес- горы - степи - реки) в судьбах этноса и его культуры;

  5. Маятниковое развитие ДИП;

  6. Матрица голографического видения исторического пути России;

  7. Социокультурная интеграция России

  8. Русская идея - вчера, сегодня, завтра;

  9. Государственная целостность России и её духовная культура.


1-1. Специфика моделирования ДИП в России:

Рассмотрение ДИП России как модели «образа жизни» и способа выживания народа в экстремальной ситуации заставляют нас включить в рассмотрение следующие информационные комплексы:



  1. специфика русской природы и её влияния на характер русского народа;

  1. особенности организации Социума в России, а, в частности, методов руководства им;

  1. характер русского человека;

  1. специфика российской духовности как энергоинформационного комплекса взаимосвязей между Землей и Небом, народом и Высшими силами Космоса во Вселенной.

О каждом из них мы поговорим более подробно в соответствующей части нашей книги. Сейчас более подробно о методологических особенностях изучения ДИП, в частности, специфике его моделирования.

Первое требование к подобным моделям - простота и ясность. Даже претендуя на полную универсальность и целостность, модель должна быть доступной для понимания и неспециалистам. Оглядываясь на принцип "Бритвы Оккама" («не плодить сущностей больше необходимости»), мы создаём ее из минимума элементов и с простейшей логикой развертки. следует отметить, что основные особенности этой модели на примере кинематографа (и всей культуры) были изложены в нескольких статьях автора (См. Библиография к данному разделу: п. 1 и 2). Кинематограф здесь взят только потому, что по исходной своей специальности автор является киноведом.

Все многообразие окружающего нас мира может быть разделено на два класса: "объекты" (О) и "субъекты"(S). В качестве последних выступают носители сознания, мыслящие существа, деятели культуры, способные рефлектировать по поводу любых объектов. Не обладающие сознанием элементы относятся к объектам. Чем выше уровень рефлексии субъектов, тем выше развит и продвинут уровень их сознания.

Класс «объектов» также делится на две половины: рукотворные объекты, созданные людьми (Ом) и нерукотворные, созданные Богом (О). Первый класс мы назовем "мета объектами", а второй - просто "объектами".

Аналогичным образом выделяются "мета субъекты" (Sм) и просто "субъекты" (S) в другом классе. Разница между ними в том, что к последнему классу относятся люди, занимающиеся художественным творчеством или каким-либо другим видом духовно-производственной деятельности (религией, наукой экономикой, политикой и т.д.), а к первому - "модели" этой деятельности, типы сознания, управляющие действиями субъектов, включая высший тип - божественное сознание, сознание "святости", наиболее продвинутое религиозное сознание, свойственное людям, вступившим в прямой и непосредственный диалог с Богом, - так называемым, "пророкам" или «духовным гениям». Типичным представителем последнего класса был Александр Сергеевич Пушкин, анализу личности и творчества которого мы уделим особое место. В науке принято называть диалогические процессы «интерактивными».

Таким образом на уровне с о с т а в а ( первый уровень модели):

мы имеем следующий набор элементов: О, Ом, S, Sm. (N1) Формула N1 позволяет различать в любой системе культуры, включающей людей, их деятельность, ее плоды и саму теорию деятельности:


  1. О - объекты, то есть предметы, на которые направлена деятельность;

  1. Ом - плоды этой деятельности;

  1. S - самих деятелей (авторов, творцов, работников);

  1. Sm - правила деятельности, уровень ее субъективной осознанности, тип воспринимающего культурного сознания.

Вот конкретные примеры:

а) х у д о ж е с т в е н н а я к у л ь т у р а:

О - объекты изображения, содержание художественных произведений;

Ом - произведения искусства, носители данного содержания;

S - авторы, художники, творцы произведений;

Sm - воспринимающее художественное сознание зрителя , законы которого тождественны законам творчества, управляющим авторской деятельностью.

б) э к о н о м и к а (производственная деятельность):

О - сырье, предметы труда, объекты природы;

Ом - продукты труда, товары, машины, управляемая человеком энергия;

S - производители, рабочая сила, менеджеры экономики;

Sm - экономические теории, производственное сознание и управители как его носители.

в) п о л и т и ч е с к а я с и с т е м а :

О - общество, народ, управляемая система;

Ом - политические решения, законы, управляющие обществом (Конституция) и другие;

S - политики, руководители, аппарат управления;

Sm - политическое сознание, методы интерпретации законов, конкретное их использование в реальной практике управления.

г) н а у ч н ы й к о м п л е к с:

О - природа и общество, планета и Космос;

Ом - научные открытия, законы структур объектов исследования и т.д.;

S - ученые- исследователи, менеджеры от науки;

Sm - воспринимающая научные открытия аудитория, , обладающая определенным уровнем научного сознания;



д) р е л и г и о з н а я с и с т е м а:

О - мир, общество, Вселенная и её Высшие силы;

Ом - религиозные догматы, Библия, Коран и т.д.;

S - священники, деятели Церкви, все религиозные служители;

Sm - доминирующее религиозное сознание и его носители - верующие и т.д.

Второй уровень модели - с т р у к т у р а системы.

Состав элементов становится структурой, если известен их тип взаимосвязи и иерархия элементов. Последняя позволяет уточнить главный элемент структуры (её доминанту) и тип подчинения ей оставшихся элементов системы.

Правило "Бритвы Оккама" рекомендует в подобных случаях создать четыре структуры поэтапным доминированием одного за другим элемента из состава четырех частной системы. В результате получаем формулу N2:



а) S - О' - Ом ; б) S - Ом' - О ; в) О - S' - Ом ; г) S - Sm' - O ;

1 1 1 1

Sm Sm Sm Ом

(МИФ) (НОРМА) (ФАКТ) (ИННОВАЦИЯ)

где знак (') означает, что данный элемент находится в структуре в доминантном состоянии и подчиняет себе все остальные элементы. Но этот тип подчинения каждый раз в зависимости от специфики доминанты меняется. Поэтому элемент S в случае а), б) и г) будет каждый раз не тождественен сам себе, а меняться по настоянию доминанты. К специфике других различий между Мифом, Нормой, Фактом и Инновацией мы еще вернемся.

Третий уровень модели - д и н а м и к а системы.

Изменение сущности каждого элемента вследствие необходимости подстройки к меняющейся доминанте обеспечивает процесс развития системы, то есть, ее общую динамику. Вектор этого развития, направленность культурной динамики никогда не бывает случайной. Нам удалось заметить, что развитие в культурных системах всегда идет в одном направлении: внешние элементы системы - объекты, а затем и метаобъекты первыми получают импульс активности от внешней среды и доминируют в структуре, а затем активность передается более внутренним элементам - субъектам и метасубъектам.

Творческая активность всегда центростремительна! Центростремительное развитие в направлении от внешних элементов к внутренним, мы называем "нормальным духовным развитием». В нем преобладает интеллектуальное начало, поскольку речь идет прежде всего о накоплении разумного потенциала системы путем обогащения субъективных и метасубъективных элементов. Такое накопление разума в ходе развития человеческой цивилизации В.И.Вернадский называл "цефализацией", считая его общим законом жизни. Он указывал, что живые организмы в процессе развития всегда обладают более повышенным размером мозга, чем их исторические предшественники.(1-5, 153).

Строго говоря, в культурных системах может наблюдаться и обратное-центробежное развитие с "эмоциональной", в отличие от «рациональной», ориентацией. С системной точки зрения, в каждый данный момент развития внутри системы можно найти следы всех четырех типов структур: Мифа, Нормы, Факта и Инновации. Естественно, что доминирующая структура будет обладать численным превосходством, более значительным весом в сравнении с другими.

Именно поэтому мы сочли возможным заключить, что:

- на мифологическом этапе развития доминируют объекты;

- на нормативном этапе - метаобъекты;

- на фактологическом этапе - субъекты;

- на инновационном этапе - метасубъекты.

Тогда общая динамика системы на понятийном уровне укладывается в формулу N3:



МИФ - НОРМА - ФАКТ - ИННОВАЦИЯ.

Однако логическая структура системы должна быть представлена в более сложной форме. Это усложнение вызвано системным требованием каждый раз добиваться наибольшей п о л н о т ы описания. Последняя осуществляется в результате исчерпывающего перебора сочетаний активных (доминирующих) и пассивных элементов структуры. Для состоящей из двух элементов бинарной структуры исчерпывающим будет четыре типа сочетаний:

а) а - а; б) р - р; в) а - р; г) р - а, причем "а" - активный элемент, а "р" - пассивный.

Возьмем для примера наиболее общую культурную систему - "человеческую цивилизацию" и посмотрим как выстроится в нашем случае ее логическая структура. Обозначим ее элементы: О - природа, S - общество, Ом - культура, Sm - духовность, тогда общая динамика может быть записана такой формулой (N4):



1. Оа' - Sр -- Омр - Smр - природная цивилизация (языческая Архаика);

2.Ор- Sр -- Ома'- Sмр - идеологическая и религиозная цивилизация (ремесленноеСредневековье);

3. Ор - Sа' -- Омр - Sма - техническая и промышленная цивилизация (Новое время);

4. Оа - Sа -- Ома - Sма'- духовная цивилизация (ХХ1 век - ?).

Выбор этого логического варианта (N4) определяется тем, как именно в нем осуществлен исчерпывающий логический перебор всех бинарных композиций в левой части (слева от --) и в правой части (справа от --).

Строго говоря, получится не 4 а 16 вариантов возможных сочетаний, но на данном этапе объяснения нас устраивают эти четыре. К оставшимся (точнее, некоторым из них) мы еще вернемся.

Как явствует из вышеизложенного, за бортом формулы N4 мы оставляем 12 вариантов структур. К цивилизационному развитию человечества только еще две из них могут иметь какое-то отношение. Если структуры 1 - 4 мы назвали "нормальным" ходом развития цивилизации, то эти две структуры отнесем к "патологическим":



5.Ор - Sа' -- Ома - Sма - антиприродная цивилизация (самоубийца);

6.Оа - Sа -- Омр - Sма'- антитехническая цивилизация (биоцивилизация).

Для последней характерна ситуация самодостаточности, изоляционизм, закрытость, отказ от техники и запреты на выход в Космос, отсутствие инновационных скачков, длительный симбиоз с Природой, предполагающий долговременное хранение традиций.

Поскольку внутри реального хода развития цивилизации могут иметь место все типы теоретически описанных структур, то можно описать состояние человечества на рубеже второго и третьего тысячелетий как борьбу технической цивилизации и частично антиприродной цивилизации с цивилизацией "духовной". Оптимистическим исходом этой борьбы будет полная победа цивилизации четвертого типа, а пессимистическим - победа антиприродной цивилизации и экологическая смерть планеты.

Нам представляется, что Провидение Господа не допустит такого исхода. Более вероятной представляется победа духовной цивилизации, что отвечало бы Промыслу Божьему и одновременно задаче подготовки новой космической миссии человечества, обозначенной в «Откровении Иоанна Богослова» как "Новая Жизнь". В последующем изложении нам придется подробнее проанализировать это замечание.

Подводя итоги изложению модели развивающейся культурной системы, мы отмечаем некоторую кратность четырем в полученном результате:


  1. состав - 4 элемента;

  1. структура - 4 типа;

  1. динамика - 4 этапа развития;

  1. сущность - 4-х векторный континуум (три пространственных вектора: длина, ширина, высота и плюс один временной: от прошлого к будущему);

  1. колебания размеров - от 10 в минус сороковой степени (микромир) до 10 в плюс сорокой степени (макромир).

Такая кратность вытекает из системной методики описания модели и позволяет нам прийти к некоторым весьма нетривиальным выводам. Главный из них в том, что духовный комплекс "Миф-Норма-Факт-Инновация" (МНФИ) является минимальным элементом любой культурной системы, включающей устойчивый обмен духовной информацией между ее источником (творцом) и получателем (воспринимающим сознанием). Система является устойчивой, если МНФИ постоянно воспроизводится в ходе ее эволюции, наподобие того, как скрепляют физическую систему элементарные частицы, а биологическую - комплекс геномов, духовно-социальную систему - творческая человеческая мысль, например, открытие: "Я тебя люблю" и другие божественные энергии.

Отметим несколько общих правил, вытекающих из системной сущности модели.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.