Главная
страница 1 ... страница 27страница 28страница 29страница 30страница 31страница 32
Раздел второй: ”Россия как православный очаг духовности”

Уже указывалось, что народ нашей страны - третий “богоизбранный народ”, вслед за эллинами и иудеями. Но эти народы потеряли санкцию Бога на святость. Однако, России, перенимая от них миссию “спасения мира”, следовало бы у других кое-чему поучиться, а не гордиться своим “мессианством”.

Один из мудрейших пастырей прошлого века - владыко Антоний (Храповицкий) писал: “Так, неужели нам нужно греков, чтобы понять свое Православие? Да, непременно нужно! Православие многие из нас вмещают в своем сердце лучше греков, но вмещают его как молитву, как подвиг смирения и милосердия, как устроение благолепия церковного, а

п р а в о с л а в н о г о с о з н а н и я , выраженного в ясных определениях в противовес заблуждениям Запада, - православной гражданственности, то есть, форм общественной и школьной жизни, согласованных с неповрежденным пониманием христианства, у нас н е т в русском обществе и почти нет в русских академиях.

Мы - хорошие христиане, но мы не философы, а чтобы противопоставить свое чужому, воровски вошедшему в нашу жизнь, нужно не только тепло чувствовать, но и ясно мыслить и точно выражаться. Греки это умеют делать. Возьмите их даже современные толкования Святого Писания (преподобных Анфима Цацоса и Анфима Иерусалимского): вы здесь видите творчество религиозной мысли, как у древних отцов, , а в толкованиях русских - либо средневековую схоластику, либо плагиаты с бездарных и безыдейных немецких диссертаций, где говорится о шрифте и разночтениях, но никогда о религиозном смысле Божиих речений” (Библиография . п. 8)

Это было сказано в 1916 году, но немногое с тех пор изменилось. Но, несмотря на это, задача нести Православие в мир возложена именно на русских. Сегодня большинство духовно продвинутых людей с надеждою смотрит на Россию, просто потому что никаких других кандидатов, способных обеспечить духовное обновление мира, просто не осталось. Никто пока не подавал заявки на то, чтобы стать Четвертым Римом, хотя и для нас самих еще не все потеряно.

Москва пока еще стоит, пусть не с “сорока сороками” церквей, (на 2005 год их было около 600), но возвращаются на старые места храмы, как храм Казанской Божьей Матери, как храм Христа Спасителя, как вернулось богослужение на Святой Холм Москвы - Кремль. Возвращаются ныне храмы и в старые деревни, ибо знают местные власти, что возрождение России придет из провинции, ибо без Веры не добиться нам нравственного воскрешения нашего народа.

И среди поместных церквей нет другого кандидата на руководство восточным христианством, кроме Русской Православной Церкви. Как бы не менялось взаимное положение церквей в мире, как бы ни ширились функции Всемирного Совета Церквей, не изменится суть духовного состояния мира: именно христианство является залогом духовного спасения человечества, а свято-отческую традицию христианства в мире наследует только Православие, оплот которого именно РПЦ.

Как не попустил Господь нашей Церкви погибнуть в годы правления безбожной власти, так не попустит и пропасть в борьбе с Антихристом. Это не означает, что наша Церковь не будет подвержена каким-то изменениям, что кончится борьба за постоянное утверждение ее права на руководство духовным строительством в мире. Но эта борьба - и есть часть программы духовных преобразований будущей России.
Раздел третий: ”Инновационное обеспечение духовной цивилизации”:

Культурная доминанта мира в ходе его цивилизационного и культурного развития постоянно перемещается. Если оставить за скобками Китай и Индию (по двум причинам: их слава или уже позади, или только впереди, если они будут идти в одной упряжке с Россией, прямо по песне: ”Русский с китайцем - братья навек”), ход мирового развития, на наш взгляд выдвигал в число попеременных лидеров следующие страны:

1. ЕГИПЕТ - Третье - первое тысячелетие до Р.Х.;

2. ГРЕЦИЯ-РИМ - У1 век до Р.Х - 1У после Р.Х.;

3. ВИЗАНТИЯ - У- Х века после Р.Х.;

4. АРАБСКИЙ МИР - Х-Х1У века после Р.Х;

5. ИТАЛИЯ - ХУ век;

6. АНГЛИЯ - ХУ1 век;

7. ФРАНЦИЯ - ХУ11 век;

8. ГЕРМАНИЯ - ХУ111 век;

9. РОССИЯ - Х1Х век.

Спросим себя: являются ли США наиболее развитой страной в ХХ веке? Очевидно, в цивилизационном отношении - да, но в культурном - конечно же нет! Культура включает прежде всего духовную доминанту, но Святой Дух никогда из США не истекал, ни в идеях, ни в художественных произведениях.

Нам представляется, что доминанта так и осталась у русских, если только не придерживаться географической точности. Если учесть всю российскую диаспору в ХХ веке, то с нею вкупе творческий потенциал России господствовал и в ХХ веке. К примеру, писатель Владимир Набоков считался в США одним из самых больших стилистов английского языка, хотя он - русский.

В доказательство духовных приоритетов русской культуры в нынешний век и век минувший сделаем небольшой культурологический обзор ее состояния в этот период.

Начнем с п р о з ы. Все самые крупные прозаики прошлого века: А.Пушкин, Н.Гоголь, Л.Толстой и Ф.Достоевский - это не только писатели, но и духовные мыслители.

Пушкин - историк, блестящий эссеист и теоретик русской культуры; Гоголь - православный духовный писатель, автор гениального духовного исследования "Избранные места из переписки с друзьями", значение которого до сего времени до конца не оценено.

Толстой - талантливый литератор и большой идеологический путаник, оставивший после себя, тем не менее, целую духовную школу - так называемое "толстовство".

Достоевский - по общему мнению, выдающийся духовный писатель мира.

Что касается русской п о э з и и, то на рубеже этих веков в России жило с полсотни поэтов, каждый из которых мог бы стать украшением любой национальной поэзии, живи он в другой стране. Но они почему- то "сгрудились" в нашей стране. Большинство из них были не только поэтами, но и теоретиками искусства, мыслителями, эссеистами. Особо среди них следует выделить ( в алфавитном порядке, а не по значению): Анну Ахматову, Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, Николая Гумилева, Сергея Есенина, Вячеслава Иванова, Михаила Кузмина, Дмитрия Мережковского, Осипа Мандельштама, Владислава Ходасевича, Марину Цветаеву, - всех и не перечислить!

Важно, что в каждом из них кроме поэтической билась культурологическая мысль, вибрировал творческий накал рефлексии по поводу судьбы и будущего отечественной культуры.

Возможно, самым большим вкладом на рубеже веков в мировую культуру является вклад русской религиозной ф и л о с о ф и и . В это самое время в нашей стране работала блестящая плеяда философов, которые, будучи талантливыми в разных областях знаний, сосредоточили свое внимание на духовном аспекте взаимоотношений человека и Бога, человека и космоса, соотношения трансцендентного ( иррационального) и разумного, а также на других чисто духовных проблемах бытия.

Среди них были христианские философы: В.Соловьев, Н.Федоров, отцы -П.Флоренский и С.Булгаков, князья С. и Е.Трубецкие, Н.Бердяев, Н.Лосский, И.Ильин, священники Г.Флоровский и В.Зеньковский и многие другие; отдельно можно указать на православных культурологов: С.Франка, А.Лосева, Л.Шестова, М.Бахтина и других; философами-космистами можно назвать К.Циолковского, В.Вернадского, семейство Рерихов, Д.Андреева и других. Кроме того была и блестящая отечественная школа лингвистов-философов: Р.Якобсон, В.Эйхенбаум, В.Шкловский, В.Томашевский, А.Виноградов, Г.Винокур и ряд других.

Общей чертой всех этих мыслителей был универсализм. Они не всегда были чисто православными мыслителями, но никогда не замыкались в узких рамках одной какой-то проблематики или даже одного вида духовного творчества. Вот, к примеру, список направлений творческой деятельности одного из них - отца Павла Флоренского: богослов, эстетик, религиозный философ, математик, историк искусства, музыкант, лингвист, физик по проблемам диэлектриков, инженер, поэт! Думаю, что и это не исчерпывающий список всех талантов отца Павла. Он - не исключение, вся духовная элита России того времени была универсальной. Этот век не случайно был назван "Серебряным веком" русской культуры. Его можно назвать и своеобразным православным Ренессансом русской культуры. Но об этом мы уже говорили.

О чем же свидетельствует такая концентрация духовной, эстетической, философской, литературной и художественной мысли? Во-первых, была благоприятная социальная обстановка, так как царствование Николая П было весьма либеральным. Большевики специально драматизировали историю этого периода, чтобы оправдать свои зверства. Во-вторых, это была обдуманная программа духовного обеспечения культурного развития России на дальнюю перспективу...

Культура ничего не делает напрасно. Она обычно загодя готовит почву для реализации каких-то своих далеко идущих планов. В третьих, у России нашелся соответствующий потенциал, были таланты, способные эти промыслительные планы реализовать. Не оскудела талантами русская земля и сегодня, а если создать благоприятную обстановку для развития культуры, несмотря на весь культурный геноцид советского периода, культура может вновь расцвести. Такая атмосфера сейчас отсутствует, ибо идеологическая цензура сменилась экономическим гнетом.

Денег на развитие духовности нет, но они легко находятся на эротику, изображение насилия, шоу-бизнес низкого пошиба, другие им подобные направления "культурного" развития. В четвертых, именно в период между прошлым и нынешним веком Россия вышла на арену мировой культуры. Прорыв был связан не только с деятельностью русской эмиграции, но еще раньше прогремел своими "русскими сезонами" в Париже Серж Дягилев, были популярны в Европе и США гастроли МХАТ, огромную известность получили романы Толстого и Достоевского, сыграла роль поддержка нашими меценатами французских художников-импрессионистов и другие проекты подобного же плана.

Мировая культура уже не смогла бы дальше существовать вне ауры русской культуры. В последующие времена эта аура только разрасталась, а с эмиграцией заполнила собой весь мир, а не только Европу.
Четвертый раздел:" Практические механизмы становления инновационной духовности":

А. Социальный механизм становления:

Воплощением в жизнь даже самой духовной программы занимаются политики. Кто же мог бы заняться реализацией изложенных здесь идей? Анализ существующих политических партий приводит к выводу, что ни одна из них не взялась бы за подобную политическую деятельность из-за несовпадения программных установок.

Партии национал-патриотической ориентации отвергнут идею "всемирности" и "соборности" с миром в решении будущих духовных проблем. Партии коммунистической ориентации, повязанные с лидерством рабочего класса в мире, не могут взять на себя духовное руководство, поскольку рабочий класс не способен повести за собой народ в ситуации бездуховности.

Партии демократической ориентации по той же причине не смогут стать лидерами в выходе из духовного тупика, ибо "демос", не вооруженный духовностью, - всего лишь слепая толпа, а не носитель политического Разума.

Центристские и либеральные партии как правило занимают срединную позицию и лишены собственной оригинальной политической стратегии. Они по своей сути "попутчики", а не лидеры. Партии "новых русских", промышленников и бизнессменов, ориентированные на политику "тугих кошельков" только временно могут поддержать духовные проекты, ибо в них нет прямой материальной выгоды, а без нее они не способны вступить в сражение. Но миром в будущем будут править не "деньги", а "информация", ибо мир так усложнился, что деньги не способны решать духовно-нравственные проблемы, их сущность лежит в другой сфере.

Увлечь российский народ за собой способен только духовный лидер, а не миллионер или экономист. Миллионеры должны и дальше делать деньги, спасать экономику, а не заниматься политикой. Политиков можно и купить (дешевых), ибо дорогие не продаются. Как говорил Сотников в фильме Л.Шепитько "Восхождение": "Есть вещи подороже собственной шкуры".

Так кто же способен нынена духовный подвиг, какая политическая сила? Должна быть создана партия или хотя бы профсоюз духовно продвинутых людей, понимающих, что спасение России и мира на рубеже тысячелетий - не в экономике и чистой политике, а в духовно-культурной политике, в духовно-инновационной струе в политике. Только они способны справиться с лавинообразной горой трудностей, катящей на нас из будущего.

Б. Объекты духовного восстановления:

Перечислим их в меру нашего сегодняшнего разумения:

а) экологический коллапс природы;

б) ответное нелинейное поведение планеты: изменения климата, землетрясения, извержения вулканов, наводнения, цунами и т.д.;

в) национальные кризисы в бывших империях;

г) терроризм, насилие, преступность, рост мафиозности и коррупции в государственных структурах;

д) наркомания, алкоголизм, генетическое вырождение наций;

е) нравственная опустошенность, неверие в идеалы, отказ от религии, рост разводов, падение нравов, бездуховность;

ж) оккультизм, занятия магией, сатанизм и открытая бесовщина.

Традиционные политические решения оказались бессильны перед всеми этими проблемами. Необходимо провести переориентацию политической стратегии: от традиционных сильных и жестких методов управления перейти к слабым, но культурно и духовно ориентированным.


В. Переориентация механизмов "спасения": от сильных - к слабым:

Коротко суть этого перехода в правильной оценке ситуации, поскольку бороться нужно не со следствиями (описанными проблемами), а с их причинами. Но бороться не активно и воинственно, а нравственно и мягко, ибо на той стороне баррикад - те же люди, обманутые или не видящие другого выхода. Это жертвы бездуховности, больные, обиженные люди с комплексом личной неполноценности, физически сильные, но с низким культурным уровнем и духовной ограниченностью. Они не виноваты, что еще не начали понимать, где лежит выход, и ищут его на доступном для себя уровне.

Самым сильным духовным средством являются только Любовь, Сострадание и Взаимопомощь. Зло порождает только зло, поэтому борьба со злом "злою силою" неадекватна объявленной цели. Как только мы применяем средства, в которых не заложен сам результат - «Добро людям», наши цели существенно корректируются в сторону зла. Христиане не могут принять формулу: "Если враг не сдается, его уничтожают". Все сказанное не значит, что наложено "табу" на сильные методы. В частных случаях они вполне применимы.

Об этом есть серьезное исследование Ивана Ильина "О борьбе со злом силою".

Христианство знает другой лозунг: "Кто без греха, первым кинь в нее камень!" (Иоанн, 8,7) Нужна сейчас не борьба, а социальная терапия и профилактика. Одно из средств - создание Центров духовно-инновационной адаптации лиц с отклоняющимся поведением, разработка стратегий мягкого сопротивления и культурной борьбы со всеми указанными выше формами социальной деструкции мира.

Г. Экономические средства духовной борьбы:

Другое эффективное средство - экономическая поддержка или лишение поддержки определенных акций. Например, с эротикой бороться очень просто: нужно сделать подобную продукцию очень дорогой, чтобы отваживались покупать только те, которые так или иначе ее достанут, запретим или не запретим. При нормальном половом воспитании нездоровый интерес к этой сфере отомрет, а на сексуальные меньшинства нельзя ориентироваться. Если это болезнь, то ее нужно лечить, а не бороться запретами.

В условиях колоссального цейтнота ("покой нам только снится!"), в который в ближайшее время будут поставлены политики на всех уровнях из-за лавинообразного обострения социально-экономических, национальных, культурных, духовных и прочих человеческих проблем, надо понять главное: ПРЕЖНИЕ СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ И ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ НЕ РАБОТАЮТ!

Экономические средства борьбы также относятся к мягким, культурно-ориентированным средствам, поскольку они не предполагают прямого вмешательства в дела, а только вмешательство косвенное через установление налогов, повышение цен на товары и услуги, попадающие , с точки зрения государства, в сферу духовно-сомнительных.
Д. Объединение усилий Науки, Политики и Церкви:

Ориентируясь на "сильные методы", органы руководства будут постоянно работать в режиме Министерства по чрезвычайным ситуациям, а единственной информацией, на которую они будут способны реагировать, будет информация по чрезвычайным проишествиям (ЧП). Реакция только на ЧП постепенно становится нормой в работе наших российских органов управления. Но это только ожесточает население, ибо у него есть проблемы и другого плана, а они никак не решаются!

В этой ситуации необходимо добиваться "сращивания" политических структур и "мозговых трестов", работающих на предсказание "болевых точек", узких мест, прогнозирование предстоящих конфликтов и напряженностей разного уровня, в том числе - природных. Однако этот процесс должен быть гласным, ибо общество должно знать, что с ним происходит, и помогать врачу в исцелении болезней. Но прежде всего, "врачу - исцелися сам!" Бездуховные тут не спасут!

Проводимую сейчас государством политику национального примирения нельзя проводить вне участия Церкви и духовно-ориентированной интеллигенции, да еще и на бездуховной основе. Базой примирения может стать только Дух, совместная вера в духовные Идеалы, объединение на их основе. Не существует других политических программ, имеющих силу и влияние, как духовные программы.

Инновационным политикам нужна великая и творчески-ориентированная Россия (величие здесь - оборотная сторона смирения), а "нормативщикам" и "фактологам" нужны "великие потрясения", чтобы делать свои дела и ублажать свое честолюбие. Столыпин был сто раз прав. Инновационный механизм консолидации народов и социальных групп - диалог-убеждение, а не приказ-насилие.

При этом, казалось бы, возникает парадоксальная ситуация: в мире нарастает волна ЧП и нужно срочно принимать незамедлительные меры, а тут рекомендуют длительные переговоры. Но противоположность их - чисто внешняя! Как и в физике, в политике нужны сейчас "безумные идеи", ибо «нормальные» в ненормальной ситуации не работают!. Силы, отданные повышению духовности общества, обеспечат и понижение уровня ЧП.


Е. Ориентация на Правду как на механизм "воскрешения":

Внутри политической платформы любой партии есть свои "малые истины", являющиеся частью "Большой Истины". Но она - в диалоге, в коммуникации, в связи разных платформ и их дополнительности. "Большая Истина" так велика и многогранна, что ни одна партия не способна выразить ее в своих исканиях. Только на основе культурологического закона "двойного подтверждения" и взаимной дополнительности что-то еще можно сделать... Плюрализм - не сумма идей, а новое качество реагирования на любой положительный элемент в разных идеях, пусть даже кому-то они порой покажутся "безумными". Но плюрализм - только средство, целью остается идеологический монизм - Православие.

"Безумные политики", как показывает опыт России, сейчас в цене. И это не случайно. С другой стороны, они, возможно, не так уж и безумны. Да и в каждом "безумстве" есть свой "raison d'etre", как говорят французы.

Раньше говорили: "Политики приходят и уходят, а народ остается". Сейчас эта формула требует уточнения. "Народ" - демагогическая категория. Внутри него есть нравственные и безнравственные элементы. Реальной политической силой любой системы является не народ (по крайней мере, пока он не проснулся для политической активности), а духовный авангард. "Авангард" - в переводе с французского "передняя стража", к ней-то и подтягивается народ.

Точно также, искусство не должно быть "понятным" народу, а должно стать "понятым". Горе народу, который не понимает или не признает свой духовный авангард, но и "горе уму", если он слишком оторвался от народа!

Народ способен "вынести" трудности, но никогда не способен их "избежать". Для этого нужны "мозги": интеллектуальная работа для их предвидения и духовная - для преодоления. Есть очень изящное определение: "Теория операций" - это искусство принимать плохие решения в тех случаях, когда другие методы приводят к еще более худшим решениям".

Ответственность за решения народ "несет", но не берет их на себя. Для этого служат политики, элита, принимающая эти плохие или чуть лучшие решения. Ожидать хороших решений в наших условиях - то же самое, то ожидать "доброго царя", или думать, как крестьяне у Некрасова: "Вот приедет барин, барин нас рассудит! Верить, что политики способны не ошибаться, даже опасно. Но вера, в том числе и в политиков , в русском народе не истребима.

Элита - элите рознь! Ангажированные прежней властью ученые (к ним автор причисляет и себя) должны покаяться, если считают прежние взгляды несостоятельными. Те, кто упорствует на своем, в чем-то заслуживают уважения: "На том стою и не могу иначе!" Но "многоукладность" современной политической ситуации столь велика, что конформизм сейчас вреден. Нельзя в ситуации постоянных политических изменений стоять, как скала, и думать, что ты один прав. Твоя позиция, с точки зрения теории вероятности, может случайно совпасть с истинной, но реальных шансов у консерватизма очень мало.


Ж. Личностное самостояние как элемент "воскрешения":

Именно поэтому так одинок в академическом мире был Д.Сахаров. Мы не разделяем полностью его социальной доктрины, ибо она больше, чем требуется, имеет прозападную ориентацию, но нравственная сила этого человека несомненна. Отсюда так велик нравственный пример его жизни. Научно-техническая элита была глуха в нравственном отношении, ибо мораль с техникой не корреспондируют. Нравственная позиция и не востребовалась со стороны общества. Совесть у таких людей, как Д.Сахаров, стоящих у колыбели водородной бомбы, заговорила после выявления всех последствий совершенного ими греха перед человечеством. Но вот тут он уже встал, как скала.

Появление "диссидента-академика" также объясняется русской традицией - выделения из своей среды "сверхличностей", концентрация в одном человеке нравственных сил всего общества. В России они чаще всего последнее время появляются в области культуры: В.Высоцкий, А.Солженицын, А.Тарковский, Б.Окуджава и другие. В политике их до обидного мало!

Однако общество могло вчера еще прятаться за их спину, чтобы окончательно духовно не окаменеть. Завтра это уже будет невозможно. Льющиеся, как из рога изобилия, трудности будут требовать от каждого не нравственной индифферентности, а постоянного выбора позиции. Нужна будет "точка самостояния", иначе болото "безнравственности" поглотит и нас и все общество целиком. В трудные моменты русской истории эта ситуация уже имела место. Но теперь прятаться за "сверхличностей", или за "общину" будет невозможно. "В огне брода нет!"


З. Развитие экологического сознания:

Мировое сообщество уже постоянно сталкивается с нелинейностью поведения планеты - живого существа, потерявшего ориентировку в чаду экологического загрязнения. С помощью своих адаптационных механизмов она уже не справляется с последствиями "научно-технического прогресса". Теперь надо честно признать, что в эпоху Возрождения мы не только возродились, но и подложили под свое развитие мину замедленного действия в лице технического прогресса, вызвавшего глобальное загрязнение планеты.

Вне развития экологического сознания духовное спасение человечества также не представляется возможным. Земля - колыбель человечества, и прав был К.Циолковский, считавший, что долго жить в этой колыбели человечество не сможет, а вырвется в космос. Но прорыв в космос нельзя представить как бегство с "помойки". Духовные силы космоса не примут таких соседей, загадивших собственный дом и стремящихся перенести свое загрязненное сознание в высшие сферы.

Выработка иного подхода к земле, воспитание любви к природе и неспособности сделать ей больно - начало духовности. Закон "двойного подтверждения" диктует нам последовательность духовного спасения: начинать с окружающей среды , а затем идти вглубь к очищению внутренней духовной среды.

Кто может нас вывести из этого экологического тупика? Только духовная интеллигенция вкупе с Церковью. Нам представляется, что духовное возрождение в первую очередь затронет интеллигенцию, а потом уже подтянется народ. Свою роль должна сыграть и новая генерация политиков. Если будущий политический лидер страны открыто обопрется на Русскую Православную Церковь, получит "санкцию Неба" на свое правление, духовная ситуация в стране благоприятно изменится.

Но ему нужна будет поддержка "пятой власти" - власти духовной элиты! Четыре ветви власти уже не срабатывают перед лицом трудностей нашего времени. Пришло время включиться в политическую инфраструктуру и пятой ветви!



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.