Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 31страница 32

Сейчас уже многим стало ясным, что Россия занимает срединное место в пространстве планеты и является сердцем ее биосоциального и духовного Целого. Возможно, Сердечность и Любовь, еще сохранившиеся в России, держат мир в состоянии стабильности, а отнюдь не "мышцы" Соединенных Штатов Америки или навязанный ими миру "американский образ жизни". По крайней мере, страны в наименьшей степени изувечившие им свою культуру, типа Японии, оказались наиболее развитыми и в духовном и в экономическом смысле.


Что представляет из себя накаченный американский супермен? - Машину для насилия, не более того, если в эту сторону повернуты его мозги. Как писал А.С.Пушкин: «Оставь герою сердце! Что же он будет без него? - Тиран!»

Бездуховность порождает в американцах колоссальную упертость, переходящую в тупость. Вспоминаю выступление М.Задорнова о хитрости русских евреев на Брайтон-Бич, которые, чтобы не платить деньги за конверт, посылая письма в Россию, отправляли их без марки и меняли адрес отправителя на прямой адрес. Тупой почтовый чиновник действовал по правилу: «Нет марки, - вернуть письмо отправителю!» Так письма отправлялись в Россию за счет почтового ведомства. О том, как может сунуть русский отправитель письмо в почтовый ящик в Нью-Йорке, чиновник не раздумывал.

Чтобы познать предмет, необходимо выйти за его пределы и взглянуть на него со стороны, как, например, взглянул на Землю Юрий Гагарин из Космоса и поразился её необычайной красоте.

В соответствии с «теоремой Геделя о неполноте», внутри системы всегда имеются аспекты, которые не могут быть адекватно описаны и поняты на языке самой системы. Для их описания необходимо выйти за границы системы и взглянуть со стороны. Только взгляд на Россию со стороны зарубежного мира никогда не бывает правильным, ибо его всегда необходимо дополнять взглядом изнутри.


3. "Ч т о н а в е р х у, т о и в н и з у":

Принцип "соответствия верха и низа", сформулированный еще древнеегипетским жрецом Гермесом Трисмегистом, в рамках системной методологии является еще одним подтверждением роста внутреннего соответствия элементов в процессе развития.

Житель России, обретая духовное самостояние, начинает чувствовать себя не только патриотом города, где он родился, и не только наполняется «национальной гордостью великоросса», но и становится в ряды патриотов всей Земли. Постепенно он начинает ощущать себя и патриотом Вселенной, ибо "наверху то же, что и внизу". Название нашей Галактики «Млечный Путь» безусловно имеет славянские истоки, ибо только у славян молоко - это «млеко».

"Рыба тухнет с головы" - гласит народная пословица. Невозможно спасти Россию путем воздействия только на окраины. Начинать необходимо с двух сторон: из центра (сверху) и от провинции (снизу), добиваясь, чтобы наступало духовное единство верха и низа. Москва - сердце России, как и Россия - сердце мира. Потому эти процессы обязательно сольются. В современной России столица резко противопоставлена окраинам, что отнюдь не способствует стабильности современной России.

Именно поэтому Москва серьезно больна в духовном смысле: уровень ее аморальности повысился за последние пару лет прямо на глазах. Количество ночных заведений со стриптизом сравнимо в ней с общей их цифрой по стране. Провинция подобной безнравственности себе пока не позволяет. Возможна она теперь только благодаря коррупции мафии с «аппаратом подавления»

Для лечения страны нужна иная культурная ориентация: не просто возрождение Православия, а воссоздание «Инновационной Духовности», где наша традиционная русская религиозность выступала бы в симбиозе с наукой. Интеграция науки и религии, выявление их духовного единства с целью противопоставить его общей духовной дезинтеграции мира или экспансии инодуховности и инокультурности, разрушающей национальную культуру, - вот важнейшая задача духовного Ренессанса России.

Но при этом роль Москвы не стоит преувеличивать, возможно спасение придет с окраин, как это уже не раз происходило в русской истории. Вместе с тем, Москва навсегда останется информационным и образовательным центром страны, поскольку такие ресурсы более всего здесь и сосредоточены. Но «бардак» в Москве, в соответствии с разбираемым нами принципом, по аналогии вызывает «бардак» и на окраинах, одно не живет без другого.

4. Пр и н ц и п "двойного подтверждения":

Насыщение духовностью всех сфер нашей жизни идет двумя путями:

П е р в ы й: Через отрицание старого и подтверждение отринутого по схеме: "синтез - анализ - новый синтез". Рост религиозности населения повторяет эти же процессы в Московском Царстве. Возрождение монастырей в современной России чем-то напоминает "монастырскую колонизацию России" Х1У века.

Интерес к естественным наукам в Петербургской империи сходен с натуроцентризмом Киевской Руси, но уже на другом принципиально уровне, включающем новое качество - науку как раскрытие природной реальности специфическими научными методами.

В т о р о й: Через простое отрицание. Духовность развивается сейчас и в отталкивании от науки, от ее вненравственной (а, следовательно, и безнравственной!) позиции. Можно подобно Лапласу отрицать роль Бога в развитии науки, но вряд ли кто-нибудь всерьез будет отрицать роль Бога в развитии нравственности.

Творец говорит голосом Бога. Иллюзия что можно творить без помощи Небес. Мы уже показали, что это будет не культурное творчество. Как только наука забыла о Боге, планета поплатилась жесточайшим экологическим кризисом, причем так до конца и не известно, сумеем ли мы его в конце концов преодолеть.

Первый принцип, подобный философскому "отрицанию отрицания" более важен для адекватной оценки возможностей ситуации, в которой мы находимся. Возврат к некоторым “хорошо забытым” ценностям вполне возможен. Не меньшее значение придается сейчас оптимальному сочетанию жесткой централизации, начатой В.В.Путин, и "удельной самостоятельности" регионов. Возвращаемся мы и к приоритету духовных (прежде чисто религиозных) ценностей в жизни. Все эти особенности не дублируются, а получают новый виток развития а новых обстоятельствах.

Е. ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ :

а) моделирования целостности: наше моделирование социо-культурных процессов опирается на единую и целостную модель развития, обозначенную нами как единство: Миф-Норма-Факт-Инновация.

На основании этой модели мы можем однозначно утверждать, что движение в духовности включает способность человека перемещаться сквозь:

- магическую сущность Мифа;

- религиозно-идеологические аспекты Нормы;

- гносеологические возможности Факта;

- духовную коммуникативность Инновации.

Сами по себе они исключают друг друга, но человек способен оперировать их формальными отождествлениями в своем сознании, а уровень его творческих возможностей тесно связан со степенью свободы обращения к любой из этих возможностей. В этом смысле, Духовность - это универсальность, свобода переключений из одного регистра в другой без потери ощущения целого. Таким образом, важнейший элемент моделирования - понимание и обеспечение "ц е л о с т н о с т и" развития.

б) идея “подобия”:

она вытекает из гермесовского принципа подобия "того, что наверху, тому, что внизу". Жизнь "Верха" не отражается зеркально внизу, но они друг другу подобны, то есть, сущностные и формальные аспекты внутреннего и внешнего бытия в определенных аспектах идентичны. Просто нужные единые рамки понимания, чтобы это увидеть. Возможность выделения 5% населения в клан олигархов, владеющих 80% достояния всего народа, означает только то, что правительство допустило это, а народ не возражал.

Если примитивно нарисовать структуру "Духовного Верха", то его состав выражается Троицей и окружающей ее плеядой "Святого человечества". Уместно провести аналогию между этой структурой и наши пониманием духовной системы: Духовность - Бог-отец; Социум - Бог-сын; Культура - Святой Дух; Мать Природа - "Богородица".

С теологической точки зрения этим небесно-земным ценностям в выше перечисленном порядке соответствуют: Любовь - Богочеловечество - Церковь - Мир.



в) и д е я "двух оппозиций"; для понимания сущности инновационной духовности ее можно рассмотреть составной частью двух оппозиций:

- "Инновационная духовность" - (Миф~Норма~Факт);

- "Инновационная духовность" - "Фактологическая духовность".

Первая оппозиция дает возможность выявить сущностные особенности Инновации, ее отличие от предыдущих граней духовной системы, новое качество - диалог всех составляющих структур, к примеру.

Вторая оппозиция - показывает скорей преемственность развития, ибо уровень прямого диалога с Богом невозможен для человека, не осознавшего себя как Личность и не выбравшего себе точку "личностного самостояния". Творческое величие “самостояния" плавно меняется на духовное смирение вопрошения к Богу. Естественно, только в случае духовного роста, или, как говорят йоги, открытия "верхних чакр", позволяющих обмениваться энергией с самим Богом.

г) и д е я «двух к о м м у н и к а ц и й»;

- внутренней коммуникации между частями системы: Миф - Норма - Факт - Инновация;

- внешней коммуникации между (М-Н-Ф-И) и Богом.

Соединение двухуровневой коммуникации и являет собой наше понимание духовности: она

объединяет все четыре слоя социо-культурной и духовной специфики человеческого сознания, готовя его ко внешней коммуникации с Богом. Духовность выступает тем самым как система глобальной интеграции человечества и Вселенной.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ахматова А.А. Собран. соч. в 2 т. Т.2 - М., 1986 г.

2. Сб.”Русская идея” - М., Республика, 1992 г.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., Искусство, 1979 г.

4. Шубарт В. Европа и душа Востока - в сб. АУМ, № 4. - Спб, Има-пресс, 1990, стр. 11-161.


  1. Паркинсон С.Н. Закон Паркинсона. - М., Прогресс, 1976 г.

  2. Иоанн Лествичник «Лествица, возводящая на Небо» - М., Лествица, 2000 г.

  3. Творения преподобного Максима Исповедника. (книги 1 и 2). - М., Мартис, 1993 г.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ:

1. Продолжите указанный список исторических вызовов и ответов России, выделяя проблемы, связанные со смягчением предстоящей глобальной экологической катастрофы.

2. Покажите, как специфика “двоеверия” в древней Руси оказывалась надежным способом и механизмом поддержания целостности.

3. Принципы социо-культурной стабилизации в России - дать конкретные примеры!

4. Проиллюстрировать примерами Законы целостности культурной системы:

- поддержание целостности развития;

- возрастание внутреннего разнообразия элементов в системе;

- обмен универсальности развития на эффективность;

- рост внутреннего соответствия элементов в системе;

- постоянное моделирование процесса развития.


1-3.Пульсирующее географическое пространство России и динамика культуры:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, - быть может спаяно железом лишь и кровью...»

А мы попробуем спаять его Любовью, а там увидим, что прочней!»

Ф.И.Тютчев

В соответствии с нашей моделью мы отметили 4 типа географического положения России:


  1. Киевская Русь;

  1. Московское Царство;

  1. Петербургская Империя;

  1. Советская и постсоветская Россия.

Географически самая большая территория была у Петербургской империи. Было время, когда в её состав, кроме Польши и Финляндии входила даже Аляска. Самой маленькой территорией обладала Киевская Русь. Связано ли как-то это обстоятельство с типом духовности, превалирующим в этом государстве? - Безусловно!

Как уже отмечалось, в Киевской Руси доминировало «двоеверие»: сочетание Православной духовности правящего класса - огромной разросшейся семьи Рюриковичей и определённой части дружины, а также части городских жителей (далеко не всех) с духовностью языческой сельских жителей, построенной на поклонение духам Природы и гармонии с окружающей человека в деревне Природой.

Языческая духовность не предполагает внешней экспансии, в лучшем случае - только защиту своих территорий от нападения врагов. Гармонические отношений язычника с Природой исключают агрессивность как доминирующий тип характера. Именно поэтому у Киевской Руси и не было шансов на обладание большой территорией, она и не стремилась завоевать принципиально чуждые ей территории.

Князья, конечно, были не прочь повоевать, но очень скромно и там, где это не предполагало больших и длительных военных действий, тем более, что воевали в языческие времена только в летнее время. Зимой погода не позволяла. Вообще, надо сказать, что «генерал Зима» всегда был на стороне русских и не раз помогал нам выигрывать битвы.

Можно, конечно, опираясь на теорию пассионарности этноса, предложенную Л.Н.Гумилевым, видеть причину резкого роста территории Московского Царства в повышении пассионарности её населения. Но нельзя забывать, что подлинное Единство русского этноса начинается все-таки не с Крещения Киевской Руси, а с Куликовской битвы, когда различные русские племена, плечом к плечу стоя против монголов, ощутили себя единым этносом. А это всего лишь конец Х1У века.

Основные же российские завоевания пришлись на пору ХУ и ХУ1 веков, когда русский этнос еще не вышел из детского возраста . Казалось бы, откуда у него силы на подобного рода действия? В ХУ11 веке Россию поразили «внутренние нестроения» в форме Раскола, бунтов, голодовок, усугубленные польской интервенцией. Тогда и власти было не до захватнических войн, а позднее в ХУ111 и Х1Х веках они понемногу все-таки продолжались.

Нам представляется, что наряду с очевидным действием фактора «пассионарности», огромную роль сыграла «нормативная агрессия», характерная для любого типа социумов с нормативно-религиозной духовностью. Стоит вспомнить только западноевропейские Крестовые походы.

Православие - не агрессивная религия, но что же гнало русских казаков во главе с Семеном Дежневым «встречь солнцу», если не желание привести под руку московского царя «сибирских нехристей», при искреннем желании им помочь обрести подлинного Бога на Земле, отвлекая их от языческих духов природы?

В эпоху Петербургской империи работал и другой фактор - имперский гонор, которого Д.Андреев в своей «Розе мира» удачно окрестил «Жугром», стремящимся все подмять под свою руку. Но в годы советской власти этот имперский Жугр также был жив, а территориальных захватов, кроме Прибалтики и Западной Украины, вообще не было. Это совсем не те полмира, которые были завоеваны в эпоху Московского Царства.

Советская идеология была агрессивной, но в меру, она стремилась больше защищать свои пределы, нежели завоевывать новые. Пускай фальшивая идея интернационализма порой ставила мир на грани катастрофы, как в случае с Карибским кризисом, но разрешение всех кризисов было в результате самым мирным. В лучшем случае Никита Хрущев мог постучать своим ботинком о край трибуны ООН, выпустив до остатка свой пар. И всё!

На наш взгляд, в большей степени, чем в пассионарности, дело в идеологии - доминирующей концепции духовности, которая владеет народом и которой вынуждены подчиняться все правители, хотя многим кажется, что они действуют вполне свободно.

В годы советской власти начала формироваться принципиально новая инновационная духовность, пусть «интернационализм» был там лишь фальшивой маской, но все-таки скрывавшей инновационную идею общемирового единства, которая фундаментально захвати мир в будущем.

Нормативная культура всегда агрессивна, ибо всегда уверена в своей правоте, и в необходимости защищать свои идеалы, свои «нормы» с оружием в руках. У фактологической духовности такой уверенности уже меньше, но агрессивность осталась, хотя бы как фактор необходимости вечно искать новое, открывать новые пространства, правда, если это не связано с большой кровью.

Иногда этот принцип нарушается, как это было в случае с завоеванием нашей Империей Кавказа в Х1Х веке. Великий русский поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев оценил историю этого завоевания так:



Затею этого рассказа изобразить мы можем так:

«То грязный русский наш кабак придвинут к высотам Кавказа!»

Все действительно повторяется в мире: не эти ли тенденции мы зрим в современной истории с Чечней?

Тот же Тютчев исходил в своей дипломатической практике из идеи Единства, только она у него носила характер вселенской славянской общности, но зато общности, достаточно агрессивной:

Не в первый раз кричит петух; кричит он живо, бодро, смело;

Уж месяц на небе потух, струя в Босфоре заалела.

Еще молчат колокола, а уж Восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла и скоро светлый день настанет.

Вставай же Русь! Уж близок час. Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль перекрестясь, ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся благовестный звон и весь Восток им огласися,

Тебя зовет и будит он, - вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи Веры грудь одень, и с Богом, исполин державный!

О, Русь, велик грядущий день, вселенский день и православный. .

В середине Х1Х века идея всеславянской общности под руководством России владела умами даже таких тонких политиков и дипломатов, каким был сам Тютчев. Россия всерьез обдумывала вопрос о захвате Царьграда - Стамбула, дабы воссоздать эту всеславянскую общность Сделать это удалось в форме «соцлагеря» только СССР, но и то ненадолго. Что будет дальше поглядим!

Нам представляется, что пульсирующее пространство России не должно ограничиваться только славянскими государствами. Идея Евразии, реализованная опять же Советским Союзом, более перспективна, ибо опирается на полностью продуманную русскими философами Серебряного Века философскую основу, и кроме только в единстве Востока и Запада больше духовных и экономических перспектив, чем в объединении только славянских государств.

Вместе с тем, евразийская парадигма имеет глубокие культурные корни, опираясь на общие мифологические истоки не только славянской нации. Вполне возможно, что в нынешних условиях первой реализуется она, хотя судя по событиям на Украине в конце 2004 года, у нее пока не так много шансов.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ:

  1. Как вы оцениваете события на Украине в конце 2004 года?:

  1. как умело поставленный театральный спектакль;

  1. как истинное недовольство народа правлением президента Кучмы?

  1. как свидетельство неправильной экономической политики правительства?

  1. как последствие исторической традиции «незалежности на Украине», начавшейся еще в Запорожской Сечи?

  1. как следствие западно-украинского русофобства?

2. Прав или не прав Тютчев при оценки нынешней нашей «завязки» в Чечне?

  1. Какую парадигму вы считаете более перспективной для Будущего мира - общеславянскую или евразийскую?

  2. Что гнало русских в ХУ11 веке «встречь солнцу», дав им возможность завоевать Сибирь и Дальний Восток?

5. Какова разница между пролетарским интернационализмом и современным этническим глобализмом?

  1. Почему «генерал Зима» всегда был на стороне русских?

  2. Почему в истории Западной Европы не было ничего похожего на «двоеверие», а были лишь «гонения на ведьм»?

  3. Стучал ли на самом деле Хрущев по трибуне ООН и чем?

  4. Как можно «спаять Единство народов» Любовью, по мысли Тютчева, реально ли это в наши дни?

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Тютчев Ф.И. «Россия и Запад. Книга пророчеств. М., Свято-Тихоновский православный институт, 1989г.

  2. Д.Л. Андреев «Роза мира» - М., Иной мир, 1992 г.

  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 1987 г.

  4. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. Далекие

предки 1-ХУ111 века. - М., Прогресс-Культура, 1994 г.

  1. Л.Н.Гумилев «От Руси - к России» - М., АСТ, 2003 г.

  2. А.М.Панченко «Русская история и культура» - СПБ., ЮНА, 1999 г.

  3. Экологические корни культуры. - М., Слово, 2001 г.

  4. Русская идея. - М., Республика, 1992 г.

  5. И. А. Ильин «Наши задачи» - Париж-Москва, 1992 г


1-4. Природная среда (лес, озеро , реки, степи) в судьбах этноса и его культуры:

Лики Природы в их многоразличии нас наполняют величьем и болью.

Пусть не доволен своей я юдолью, даст мне Природа красу и отличия.

Знаю, Природа и Общность людская это общение дорого ценят.

В нашем Единстве есть Мира спасение, только б Любовь сохранилась живая...

(Из ранних стихов автора)

Наиболее гармоничные описания разнообразных ликов Природы России мы находим естественно в русской национальной поэзии. Обратимся к ней, что выявить несколько таких картин и их значение в сфере культуры.

1. ВЕСНА - новый расцвет Природы, явление человеку новых сил, явление всех добрых и духовных сторон Природы, Боги обращаются к Человеку своей доброй стороной:

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом по листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся , весь проснулся жилкой каждой,

Каждой веткой встрепенулся и весенней полон жаждой. (Афанасий Фет)

Вихревая энергоинформационная концепция природы, открывающаяся нам в многоразличии своих ликов, только подтверждает нам самих себя. Весна - время подъёма, расцвета и обретения новых смыслов, как у природы, так и у человека. Мы глядимся в природу, чтобы познать самих себя, и в нас возникает сочувствие друг другу.

Резонанс энергоинформационных частот единой нашей Сущности дает нам возможность усилить наши чувства, увеличить сочувствие Природе, а её подъем сил рождает в нас ответный , еще более мощный подъём.

Весна, она о вас не знает, о вас, о горе и о зле,

Бессмертьем взор её сияет и ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна, в условный час слетает к вам,

Светла, блаженно равнодушна, как подобает божествам. (Федор Тютчев)

Федор Тютчев отмечает другой аспект существования Природы - её самостоятельность и отдельность от нас, наподобие « молчания Неба». Конечно, в «природном многоразличии» и этой разъединенности есть место. Но его тайна прежде всего связана с позицией, в которую ставит себя сам человек. В данном случае мы видим разницу этих позиций как поэтическое ощущение двух разных поэтов: Фета и Тютчева. Но для Тютчева - эти строчки не очень характерны, обычное ощущение слитности с Природой ему много ближе:

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Федор Тютчев)

Природа в стихах этого поэта всегда одухотворена, она сочувствует Человеку, ведет себя также, как и он в сходной ситуации:

Зима недаром злится, прошла её пора, - весна в окно стучится и гонит со двора.

И все засуетилось, всё нудит зиму вон. И жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет и на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит.

Природа - это не только индикатор ощущений и эмоциональных состояний человека, она помогает прорваться к познанию высшей тайны, например, - к присутствию на земле Бога, как в стихах М.Ю.Лермонтова:

Когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка,

И шепчется в саду малиновая слива под сенью сладостной зеленого листка,

Когда росой обрызганный душистой румяным вечером иль в утра час златой

Из-под листа мне ландыш серебристый приветливо кивает головой,

Когда веселый ключ играет по оврагу и, погружая жизнь в какой-то дивный сон,

Лепечет мне таинственную сагу про дивный край , откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе

И счастье я могу увидеть на земле, а в небесах я вижу Бога.

Природа дарит Человеку, резонирующему в пандан с Природой, ощущение собственного бессмертия, переживание Вечности, как в стихах Федора Тютчева «В небе тают облака»:

В небе тают облака и, лучистая на зное,

В искрах катится река, словно зеркало стальное .

Час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века, так же будут в вечном строе

Течь и искриться река и поля дышать на зное.

Наибольшее ощущение гармонии с природой человек почему-то ощущает осенью. Именно осень, приносящая ему благодатные дары, дает возможность подвести итоги и получить удовлетворение от проделанных за лето трудов. Больше всех любил осень А.С.Пушкин:

Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, -

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь. Здоровью моему полезен русский холод,

К привычкам бытия вновь чувствую любовь, чредой слетает сон, чредой находит голод...

В этом знаменитом стихотворении «ОСЕНЬ» поэт как бы сам и отвечает на причины его любви к сему благодатному времени года. Такую же любовь к осени высказывали и другие поэты, например, Федор Тютчев , Дмитрий Кедрин, Борис Пастернак, Сергей Есенин и Самуил Маршак:

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора, -

Когда весь день стоит, как бы хрустальный, и лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко еще до первых зимних бурь, -

И льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.» (Федор Тютчев)

«Улетают птицы за море, миновало время жатв,

На холодном сером мраморе листья желтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес,

Черно-бурою лисицею за горой свернулся лес.

По воздушной легкой лесенке опустился и повис

За окном ненастья вестником - паучок парашютист». (Дмитрий Кедрин)

«Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора,

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин: залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин в позолоте небывалой.

Липы обруч золотой - как венец на новобрачной,

Лик березы - под фатой, подвенечной и прозрачной». (Борис Пастернак)

«Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с яблонь белый дым.

Увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца не заманит шляться босиком.

.........................................................

Все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льётся с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». (С.Есенин)


«Возраст один у меня и у лета - день ото дня понемножку мы стынем.

Небо могучего синего цвета стало за несколько дней бледно синим.

Все же и я и земля мне родная дорого дни уходящие ценим,

Вот и природа, печали не зная, нежится, греясь под солнцем осенним». (С.Я.Маршак)

Каждый из цитированных поэтов видит в осени своё: гармонию перед смертью - Тютчев и Кедрин, многообразие ликов осени, сравнимое с многообразием картин в музее, - Пастернак, удивительное единство осеннего увядания с чувствами самого поэта - Есенин, способность одинаково с Природой ценить уходящие дни - Маршак. Но резонанс их чувств с гармонией и частотой волн, исходящих из самой Природы - очевиден.

Другое отношение у русского человека - к зиме, самой, казалось бы, самой длинной для русской природы поре времени. ЗИМА - время ухода природы в холод, а человека, в пандан к ней, - к горестным делам:



Борис Пастернак: «Корыта и ушаты, нескладица с утра» -

Когда рыданье вдовье относит за бугор, я с нею всею кровью, я вижу смерть в упор.

Пути себе расчистив, на жизнь мою с холма, сквозь желтый ужас листьев уставилась зима.

Николай Заболоцкий «Начало зимы»

Я наблюдал, как речка умирала, не день не два, но только в этот миг,

Когда она от боли застонала, в её сознанье, кажется, проник.

В печальный час, когда исчезла сила, когда вокруг не стало никого,

Природа в речке нам изобразила скользящий мир сознанья своего.

Природа не просто сочувствует человеку, дает ему правильные ощущения, она изображает настрой сознания, то есть, по сути, заменяет человеку Знание, дает подлинный, единственно верный его образ. Человеку остаётся только прислушаться к Природе и он получит достоверную информацию о всем, что его вокруг окружает. Вот несколько поэтических примеров:



МОРЕ - образ бессмертного величия природы, «которому не дано примелькаться»:

Борис Пастернак «Морской мятеж»:

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет.

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций,

Может, ты-то их море и сводишь и сводишь на нет.



Максимилиан Волошин «Коктебель»:

Как в раковине малой, - океана великое дыхание гудит,

Как плоть её мерцает и горит отливами и серебром тумана,

А выгибы её повторены в движении и завитке волны, -

Так вся душа моя в твоих заливах , о Киммерии темная страна,

Заключена и преображена.



Федор Тютчев «Певучесть есть в морских волнах»

Певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник?

ГРОЗА - «сумрак восторга и ночь вдохновенья» -

. Николай Заболоцкий «Гроза» :

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла и слилась, и смешалась с травой.

Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,

Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,

Человеческий шорох травы, вечный холод на темной руке,

Эту молнию мысли и медлительное появленье

Первых дальних громов, первых слов на родном языке...



Павел Коган «Гроза»:

Косым стремительным углом и ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой на землю падала гроза.

И, сразу объявив весну, она шумела словно зверь,

С размаха открывая дверь в стремительность и крутизну.

Федор Тютчев «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул пыль летит,

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, в лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной , и шум нагорный - все вторит весело громам.

7. САД - «таинственный орган» человеческой души, в пандан настроенной к Природе:

Николай Заболоцкий «Ночной сад»:

О, сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелей.

О, сад ночной, печальный караван немых дубов и неподвижных елей.

Он целый день метался и шумел, был битвой дуб и тополь - потрясеньем.

Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел, переплетались в воздухе осеннем



8. .РОДНИК - образ чистоты, «певучий источник величья» -

Николай Заболоцкий «Сагурамо»

Здесь птицы, как малые дети, смотрели в глаза человечьи,

И пели мне песню о лете на птичьем блаженном наречье.

И в нише из древнего камня, где ласточек плакала стая,

Звучала струя родника мне, дугою в бассейн упадая.

И мир превращался в огромный, певучий источник величья,:

И песней его изумленный, хотел его тайну постичь я.



9. РАСТЕНИЯ - друзья и братья, следующие за нами:

Сергей Есенин «Береза»

Белая береза под моим окном принакрылась снегом, словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.



Сергей Есенин «Черемуха»

Черемуха душистая весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталинки в траве между корней бежит, струится маленький, серебряный ручей.



Самуил Маршак «Всё цветет по дороге» (Сосна)

Все цветет по дороге, весна настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна с красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша, был не слишком приманчив для взгляда,

Но сказал я сосне - «хороша!» и была она, кажется рада...

10. ЖИВОТНЫЕ - братья наши меньшие

Николай Гумилев «На утре памяти неверной»

На утре памяти неверной я вспоминаю пестрый луг,

Где царствовал высокомерный мной обожаемый индюк.

Была в нем злоба и свобода, был клюв его, как пламя, ал,

И за мои четыре года меня он остро презирал.

...................................................

Но все проходит в жизни зыбкой - пройдет любовь, пройдет тоска.

И вспомню я тебя с улыбкой, как вспоминаю индюка.

Сергей Есенин «Снова выплыли годы из мрака»

Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве,

И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.

Николай Гумилев «Жираф»

Послушай: далеко-далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Мы цитировали в основном поэтов прошлого века. Современные поэты видят в природе не только её истинную извечную красоту, но и то разрушение, которое вносит в неё люди. Вот, например, Андрей Вознесенский:

Когда ты болеешь, то все мы - больны, Байкал - ты хрустальная печень страны!

А кто-то добавил из глубины: «Байкал - заповедная совесть страны!»

Но неужели мы будем в истории: «Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывешивать бюллетень, как себя чувствует омуль, тюлень...

Это не только отстойников числа -совесть народа должна быть чистой!

Вот почему, показав показуху, борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро, чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал : «Мертвое море - священный Байкал!»

Вероника Тушнова «Шагаю хвойною опушкой» :

Шагаю хвойною опушкой, и улыбаюсь, и пою,

И жестяной помятой кружкой из родничка лесного пью.

И слушаю, как славка свищет, как зяблик ссорится с женой,

И вижу гриб у корневища сквозь папоротник кружевной...

Но дело-то не в певчей птице, не в роднике, и не в грибе , -

Душа должна уединиться, чтобы прислушаться к себе!


  1. СТЕПЬ - широта и простор русской души;

Степь широко на просторе поперек и вдоль лежит,

Словно огненное море зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день

С неба ветерок крылатый, ни прохладой тучки тень.

...................

Степи голые, немые, все же вам и песнь и честь !

Все вы - матушка Россия, какова она ни есть. (Петр Вяземский «Степи»)


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.