Главная
страница 1 ... страница 26страница 27страница 28страница 29страница 30страница 31страница 32
Часть шестая: «Духовность - как стимул и критерий культурного развития»:

А. Необходимость доминанты духовности в русской культуре;

Б. Грани российской духовности : юродство, странничество, исихазм и биоэнергетика;

В. Основные законы культурной динамики

Г. Духовно-экологический социализм

Д. Программа воскрешения русской духовности
А. Необходимость доминанты духовности в русской культуре:

Я жить спешил в иные годы, искал волнений и тревог,

Законы мудрые природы я безрассудно пренебрег.

Что ж вышло? - Право, смех и жалость...”

М.Ю.Лермонтов

В одном из своих писем Е.И. Рерих писала: ”Во всех древних учениях указывается золотой путь или Равновесие. Кто желал приобщиться к великому знанию, должен был избегать излишеств, как в ту, так и в другую сторону. Ничто так не исказилось, как именно это понятие Равновесия. Это произошло и происходит прежде всего от трудностей, с которыми люди привыкают к самодисциплине. Им гораздо легче впасть в крайность и предаться изнуряющему посту, нежели выработать настороженность и самообладание при полном сохранении сил. Но без самообладания ничего не доступно.”

Взглянув на нашу историю с высоты птичьего полета, видишь, как мечутся ее герои между экстремизмом и консерватизмом, Обществом и Государством, совестью и свободой. Тенденция “впадать в крайность” была свойственная не только молодым, но и вполне зрелым политикам, увлекающимся, как дети. Приведем одно наблюдение депутата дореволюционной Государственной думы, философа и священника Сергия Булгакова, весьма актуальное и в наши дни: ”И во Второй Государственной Думе в раскаленной атмосфере политических страстей, прислушиваясь и присматриваясь вокруг себя, и силясь разгадать подлинную природу русской интеллигенции, иногда я ясно видел, как в сущности далеко от политики, то есть, от повседневной прозаической работы починки и смазки государственного механизма, отстоят эти люди.

Это психология не политиков, расчетливых реалистов и постепеновцев, это нетерпеливая экзальтированность людей, жаждущих осуществления Царства Божия на земле, нового Иерусалима, чуть ли не завтра. Невольно вспоминаются анабаптисты и многие другие коммунистические сектанты средневековья, апокалиптики и хилиасты, ждавшие скорого наступления тысячелетнего Царства Христова и расчищавшие для него дорогу мечом, народным восстанием, коммунистическими экспериментами, крестьянскими войнами...”(Наука и религия,№ 11, 1989, стр.25)

Если С. Булгаков имеет основания упрекать в экстремизме интеллигенцию начала века, хорошо образованную и нравственно ориентированную, то что говорить о людях нашего времени, взращенных на советской маргинальной культуре? Неразвитость гражданского общества делает возможной ситуацию, в которой любой авторитарный лидер может увлечь нас в сторону насильственных действий, например, в Чечне, лишь поманив народ перспективой “порядка, хлеба и зрелищ”. В соответствии с тринитарной логикой развития событий, толпа обычно не рассуждает, а действуют, но думают за нее явные или скрытые “вожди”, знающие свой интерес. Защитой от подобных манипуляций может служить только развитая духовность и гражданское общество.

Кому был выгоден накал национальных страстей на Кавказе? Только тем, под которыми задрожала почва, когда “гласность” частично приподняла завесу над их тайными делами... Чтобы скрыть их, был пущен дымовой шлейф “национальной розни”, тем более, что основания для разногласий лежали в сталинской национальной политике. Уровень духовности отдельных народов там четко увязывается с жаром националистических страстей, а вступив на “тропу войны”, русские также особой духовностью не блеснули.

Конечно, местная элита объясняет эти напряжения “ростом национального самосознания”. Но соответствует ли “война” глубинным интересам населяющих Кавказ народов? Конечно, каждый духовный представитель своей нации даст на подобный вопрос отрицательный ответ. Почему же тогда побеждает экстремизм в лице вахабитов или им подобных?

Во-первых, есть силы, которым подобный исход событий очень выгоден.

Во-вторых, законы социального равновесия нарушают не столько в “опасных точках”, а прежде всего и в самой Москве.

В третьих, политические проблемы всегда проще решать, чем духовные, ведь любое политическое руководство заменимо, если не становится “мифом” нации, вроде Дудаева.

Но народ - не заменим! Он - и судья, и палач, и жертва! Спасти от массовых смертей в такой ситуации могут только специалисты по сохранению Равновесия (гомеостазиса), если их допустить, ведь они способны подобрать, пусть “плохие”, но неординарные решения, ибо все “хорошие” традиционные средства (вроде силовых решений) приводят только к печальным и весьма далеко идущим для всей страны последствиям. Такими специалистами, на наш взгляд, являются православные культурологи!

Когда втянутые в конфликт силы начинают балансировать на грани Равновесия, эффективными оказываются не “сильные средства” (вроде ввода войск), а “слабые” (типа посредничества не участвующих в конфликте православных батюшек и общественных организаций). Экстремизм может быть преодолен только при условии, что любители “силовых средств” будут “знать свой шесток” и осознавать, что времена “бряцания оружием” прошли, а наступают совсем другие - “духовно-ориентированные времена”.

Пока Власть не прочувствует до конца это обстоятельство, тучи над нашей страной не разойдутся. Ситуация усугубляется еще и тем, что традиционные политические средства решений проблем перестают сейчас работать, ибо не релевантны духу наступающих времен, а политики не научились использовать средства “слабые”, но культурно ориентированные. Только специалисты в сфере Православной Культуры могут подсказать Властям набор этих средств, еще имеющих эффективность в наши времена. Чем раньше это осознают политики, тем лучше. Жаль, что это произойдет после полученных страной тяжких ран, ибо насилие может породить только насилие! А тенденции бюрократизма преодолеть всегда безмерно трудно, ведь для инновации надо не обучение, а Духовность и Творчество.

Культура не допускает решений, построенных на насилии и несвободе, ибо любой творческий процесс для своего развития требует возможного максимума свободы. Политика всегда материально ориентирована, а культура - скорей духовно, чем материально. Русский философ Г.П.Федотов писал: ”Можно понять иностранцев или русских евразийцев, которые приходят к выводу, что Россия органически порождает деспотизм или фашистскую “демотию” - из своего национального духа или своей геополитической судьбы; более того в деспотизме легче осуществляет свое историческое призвание”. (Цит.соч., стр.198)

Мы надеемся, что подобное утверждение имеет чисто исторический резон, хотя последние события его только подтверждают. Но хорошее знание Истории подсказывает нам, что не существовало в России глобальной обреченности на тоталитаризм. Власть в Киевской Руси не носила тоталитарного характера, (хотя противостояние варягов и славянского населения нельзя скидывать со счетов), а в будущем силовые методы управления не способны выдержать конкуренции с культурно-ориентироваными решениями.

В подтверждение этой мысли можно привести два значащих аргумента:

а) особая миротворческая роль, которую российское государство играло, играет и будет играть на мировой арене;

б) общемировая тенденция к разделению и обособлению различных “групп политического давления”: ограничение исполнительной власти со стороны законодательной, светской власти со стороны духовной, независимость четвертой власти - органов СМК и т.д.

Так анализируя историю России, Г.П. Федотов показал, что население Киевской Руси было свободным, а исполнительная власть была жестко ограничена “присягой”, роль которой сейчас играет Конституция. Законодательные функции исполняло боярство, дружина или Вече. Свободной Россия была, как ни странно, в течении всего периода татаро-монгольского ига, а погибла свобода лишь в ходе усиления центральной власти под предлогом “борьбы с татарами” (не возникают ли некоторые современные аллюзии?). В последующие периоды Истории любая внешняя опасность приводила к потере того или иного ареала свободы.

Как только в России начинают говорить не о мире и мирном сосуществовании, а об опасности со стороны внешнего врага, нагнетая соответствующую атмосферу, готовь “похороны” вновь обретенной свободы! Парадоксально, но успешное отражение внешней опасности приводило не восстановлению, а к окончательной гибели прежних ростков свободы. Таково положение народа и в эпоху Грозного, и в эпоху Петра, да и Сталина - после второй мировой войны.

Вместе с тем, нельзя упускать еще один важный аспект. Он высвечивается при попытке взглянуть на судьбу России с позиции более общих интересов: всего мира или хотя бы Евразии. По Л.Н.Гумилеву татаро-монгольское нашествие степняков было вызвано более глобальные факторами, чем потеря российским народом прежней свободы. Противостояние этой экспансии было более мощно детерминировано: потеряв свою свободу по причине “монголизации” нашей Жизни, мы спасли Европу от татарской интервенции, на что впервые указал в письме к П.Чаадаеву А.С.Пушкин. Россия своим телом закрыла европейское Возрождение от губительного удара языческого сознания. Она спасла в тринадцатом веке личностно ориентированное “фактологическое сознание”, уже проклюнувшееся в Италии в то время.

Таким путем был восстановлен историко-культурный гомеостазис Человечества, защищенный Россией от пагубной унификации в случае победы степняков в Италии. Но за все приходится платить, к сожалению, и за добрые дела! Спасая Европу, Россия погубила себя, ибо посеяла зерна татарского деспотизма на русской почве, оказавшейся весьма благодатной для их пышного последующего расцвета: хотя бы - Грозный, Петр, Николай, Сталин, да и другие не “дремали”.

Но как только мы включаем общемировой масштаб рассмотрения, становится ясным, что дело не в России, а, точнее, не в одной России! В судьбе нашей страны есть потрясающая тенденция: за нашим национальным поражением следует общечеловеческая победа, а вслед за нашей победой - мировое поражение. Такой нашей победой, обернувшейся поражением, была война с Наполеоном. Она остановила продвижение идей буржуазной революции по всеми миру, не дав Наполеону прорваться в Индию. Но побывавшие в свободной Франции будущие “декабристы” принесли в Россию дух мировой революции, приведший к большевистскому перевороту в 1917 году..

Стремясь в Индию, Наполеон подражал Александру Македонскому, увязшему в свое время на территории нынешнего Афганистана. Интересно, что именно там через 2250 лет увязла и наша армия, попав туда с малопривлекательной миссией.

Другой пример - общечеловеческая победа России над фашизмом. Спасая от него мир, мы почти на сорок лет задержали у себя установление демократического народовластия, обеспечив устойчивость сталинскому режиму, который рухнул бы, не будь этой победы над Германией. Однако эта задержка дала возможность миру капитала, опасаясь коммунистической экспансии, сделать колоссальный рывок в сторону гуманизации производства и быта, превратив собственные социальные системы в максимально удобное для западного Социума человеческое общежитие. Так называемые “социалистические страны” из-за превращения правящих партий из авангарда рабочего класса в элитарную партбюроктратию этого сделать уже не смогли. Тогда в 1989 году грянула им расплата.

По Ленину, государство есть “аппарат подавления правящим классом других слоев общества”. Укрепление госаппарата в бывших странах социализма было выгодно только парт бюрократии. Перестройка показала, что отдавать власть народу этот правящий класс и не собирается. Но демократическая Россия сумела начать этот поворот, проводя его максимально возможными (за исключением 1993 г.) “слабыми” средствами. Как показывает наша история, делать это в России всегда было исключительно трудно.

Однако не следует забывать завет гималайских махатм, переданный Н.К.Рерихом Советскому правительству о том, что подлинное призвание России даже не геополитическое самопожертвование во имя мирового гомеостазиса, а “духовное спасение мира”. Эта мысль до сего времени еще адекватно не оценена. Но к приятию ее многие в России уже подготовлены, ибо не об этом ли нам твердила вся отечественная религиозная философия Серебряного века? Попытаемся и мы двинуться в этом направлении.
Б. Грани российской духовности : юродство, странничество, исихазм:

В одежде пыльной пилигрима, обет свершая он идет,

Босой, больной, неутомимо, то шаг назад, то шаг вперед.

И, чередуясь мерно, дали встают все новые пред ним,

Неистощимы, как печали, - и все далек Иерусалим!

Федор Соллогуб


Российская духовность, будучи сплетенной из полярных крайностей, имела и такое ответвление как русское юродство и странничество Крупнейший вклад в его изучение сделал Г.В.Федотов (См. «Христа ради юродивые» - в книге «Русская религиозность» Том второй .- М., 1988 г., стр. 368 - 397).

Исследователь рассказывает о греческом юродивом Симеоне (шестой век), который «все время совершает непристойные и предосудительные поступки: производит бесчинства в храме, ест на глазах у всех колбасу в страстную пятницу, уничтожает товар на рынке, танцует с публичными женщинами, проводит ночи в их домах. Конечно, все эти деяния обладают скрытым назидательным смыслом: они служат для обращения грешников». (Цит. соч., стр. 370)

Что-то подобное творил и Василий Блаженный, храм посвященный которому стоит на Красной площади. Г.Федотов выделяет четыре основных принципа, на которых зиждется святое юродство:


  1. Аскетическое попрание тщеславия. Исторические это был монашеский способ борьбы с гордыней, съедающей многих монахов да и священнослужителей Церкви, в особенности попавших в число иерархов.

  2. Духовное служение не благо полезным подвигом, а на основе духовного безумия, ясновидения и пророчества.

  3. Отказ от одежды, (ходили полунагие), крыши над головой, постоянного куска хлеба. Причем это не просто аскеза, а способ существования в мире, столь популярный в России, что он дожил и до наших дней (бомжи),

  4. Притворное безумное и иррациональное поведение как образ проявления свободы от практических и нравственных ограничений, соединяемый с чистотой сердца и постоянным милосердием.

Федотов считает, что юродство было буквальным опытом реализации наставления ап. Павла: «посмеяние мира». Христианство несло с собой иную цивилизацию, которой надо было отстраниться от существующей, встать к ней в оппозицию. «Посмеяние» было хорошим примером осуществить это деяние.

Важно, что эти юродивые не просто отказываются от этого мира, они практически живут в ином мире, поэтому им дана религиозная харизма: прозрения и ясновидение контакт с миром Инобытия. Войти в Мир духовного Разума через безумие - это не только отказ от принципа «искать подобное в подобном», но и подтверждение принципиально другого качества Инобытия, столь далекого от этого мира, что требуется безумие, чтобы с ним контактировать.

Но это очень тонкий процесс, ибо грань между «святым безумием» и «одержимостью злыми духами» очень тонка. Критерием, очевидно, может быть только «помысел» - цель, во имя которой все это совершается.

Юродство, как отмечает Г.В.Федотов, было свойственно России с Х1У по ХУ11 века, потом оно, не получив поддержку ни со стороны Церкви, ни со стороны государства, понемногу сошло на нет.

Но в жизни Церкви отдельные аспекты этого явления остались. Несомненно, что и поведение Серафима Саровского в некотором смысле можно признать за юродствование, когда он избегает встреч во своими богатыми посетителями, убегая через окошко из домика или другие примеры.. Надо признать, что подобное поведение дожило и до наших дней. (См. протоиерей Николай Агафонов «Неприкаянное юродство простых историй» - СПБ., Библиополис, 2004 г.)

Позднее возникло иное направление духовного движения России - странничество, нашедшее наиболее яркое идейное воплощение в книге «Откровенные рассказы одинокого странника духовному отцу своему.» ( СМ. библиография п. )

Странничество, бродяжничество всегда было свойственно России. Народ искал лучшей жизни «где-то там», разуверившись в возможности найти её «здесь и сейчас».

В каком-то смысле бродяжничество и туризм - это форма проявления русской пассионарности, столь свойственной нашему относительно молодому этносу, находящемуся по воззрениям Л.Н, Гумилева, на середине своего исторического пути. Движение казаков «встречь солнцу» в определенном смысле также основано на этой вечной страсти русских искать «лучшее, там , где нас нет».

Несколько слов об исихазме. Это духовное течение в Православии, основателем которого был греческий святитель Х1У века - афонский монах Григорий Палама. Часто по имени основателя его еще называют «паламизмом». Исихия по гречески - тишина, молчание. Исихастов называли «священно-безмолствующими». Ими были монахи-отшельники, ведущие скитский, созерцательный образ жизни, далекий от обще житийного, более традиционного для большинства монахов. По преданию они постоянно постились, проводили дни и ночи в молчании и молились Иисусовой молитвой, посвящая ей все свое свободное время.

Философское обоснование «исихазма» возникло как результат полемики Григория Паламы с Валаамом Калабрийцем, считавшим, что человеку не дано познать Бога, что никакой «диалог с Богом» по сути своей принципиально не возможен.

Центральными для мысли Паламы являются следующие два утверждения: ( мы опираемся в этом рассказе на книгу протоиерея И. Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие» - Вильнюс-Москва, 1992 г, стр.331-349)



  1. «тварный характер мира отличающий его от Бога именно своей тварностью, которая определяется словом «физис» - природа - естество»;

  1. «природа проявляется в наиболее совершенном виде только в общении с Богом; прямое познание сущности Бога тварному разуму недоступно, но он может познать Бога по аналогии, посредством отрицания, отбрасывая все то, что не есть Бог».

По мнению самого Паламы, Бога можно познать только через природу, через познание божественных энергий, ей свойственных. Центром психосоматической жизни человека Палама считает сердце, которому даны все интуиции, способные познавать Бога. Проводником к Богу может послужить общение со Христом, в образе человека совершившему свои деяния на Земле. Человек по своим данным соприроден Христу, поэтому такое общение вполне возможно.

Восприятие Христа осуществляется двумя путями:



  1. мистическим через интуицию;

  1. через богослужебные таинства - крещение и евхаристию.

Валаам обвинял исихастов в мистицизме, ибо они были уверены, что Христос пришел не создавать организацию, а спасти каждого из нас, для чего нам надо войти в состояние духовного просветления, в том числе и мистическим путем.

Российская традиция духовного просветления, таким образом, принимала оба пути к Христу - и через юродствование и святое безумие, а также через молчание, исихию и постоянную Иисусову молитву.



В. «Основные законы культурной динамики в обществе»

Чем больше я живу - тем глубже тайна жизни,

Тем призрачнее мир, страшней себе я сам,

Тем больше я стремлюсь к покинутой отчизне -

К моим безмолвным небесам.

Д.Мережковский



А. Закон «Маятникового равновесия систем»
Все культурные системы в своем развитии подобны качанию маятника. Система должна до конца использовать те духовные ресурсы, которые даны ей на этом этапе развития, пока они не исчерпаны, она не может перейти на следующий этап.

Любой приоритет склоняет маятник на одну сторону и она по закону «Маятникового равновесия» спешит выровняться в другую сторону.

Если маятник качается, система находится в развитии. Остановка маятника означает смерть системы, полное исчерпание ресурсов или переход системы принципиально в иное состояние.

Один мах маятника внутри противоречив: «сначала он опускается, а затем, дойдя до нейтральной точки, начинает подниматься». Так и внутри культурного развития всегда есть «опускание», «нейтральная точка» и «подъем». Но целостно только полное качанье! Матрица № 28



ЭТАПЫ

ОПУСКАНИЕ

НЕЙТРАЛЬ

ПОДЪЁМ

МИФ

Языческие племена

на территории Руси



Крещение

Руси Владимиром



Русь Х - Х111

веков


НОРМА

Татаро-монгольское

нашествие



Куликовская битва

Московское Царство

ФАКТ

Реформы Петра 1

и Раскол Церкви



Александр Пушкин и

Серафим Саровский



Петербургская

Империя


ИННОВАЦИЯ

Советская Россия

Перестройка

Инновационная

Россия



Б. Закон «Поддержания культурной целостности систем»

Можно предложить два варианта формулировки этого закона: «Целое культуры всегда бывает больше суммы составляющих его частей». Второй вариант: «Целостность каждого этапа развития культуры определяется доминированием на этом этапе какого-то важного элемента системы и подстройкой под этот элемент всех остальных во имя искомой целостности».

Целое культуры (материал действительности + произведения + авторы + воспринимающее произведения сознание) всегда больше, чем простая сумма этих элементов.

Культура стремится к целостности, стараясь на каждом этапе развития выбрать доминирующий элемент, подчиняющий все остальные элементы себе. Почему целое больше его частей? С одной стороны, культура включает в себя не только внутренние процессы, но и способность вступать в контакты с окружающей средой: Природой, Космосом, другими культурными системами. В своё окружение культура глядится, как в зеркало, для познания самой себя.

С другой стороны, изменившись, все элементы культуры существуют не сами по себе, а в новых связях, взаимно обогащающих и расширяющих составляющее целое элементы. Многообразие внутренних связей увязано с многообразием внешних контактов культуры, одно определяет другое.

Доминанта одного элемента на данном этапе совсем не означает принижения других, она определена функционально. На каждом этапе развития элементы культуры вынуждены изыскивать внутренние и внешние ресурсы, чтобы соответствовать вызову самого энергичного на этом этапе элемента - доминанты.

Таким образом, «Закон поддержания целостности» говорит о том, что система не только отвечает за внутренние и внешние импульсы развития, но и вынуждена их постоянно согласовывать между собой для поддержания общей целостности.

В. «Закон направленности культурного развития»

Развитие системы всегда осуществляется по направлению от внешних элементов - к внутренним. Однако, в кризисные моменты может иметь место «выворачивание» системы, когда внутренние элементы неожиданно становятся внешними и переключают на себя активность развития.

Внутреннее воспринимающее революционное сознание в моменты революционных событий вдруг выползает на первый план и становится единственной темой для творчества разных авторов: все об этом пишут, сочиняют, играют, поют и т.д. Таковы революционные ситуации в любой стране, когда, кроме, как о самой революции, никто о другом и слышать не хочет.

«Выворачивание» в процессе развития системы может сопровождаться нормальной эволюцией. Они способны дополнять друг друга. Примером может служить развитие поэзии. На первоначальных стадиях развития поэзия полностью поглощена религией, у человека не возникает желания в другом поэтическом проявлении, кроме как в литургической поэзии, к примеру.

Однако в какой-то момент внешние контуры поэзии меняются, расширение материала действительности заставляет её изменить религиозному содержанию, поскольку требует подтверждения уже вне религиозных рамок.

Возникает романтическая поэзия, лирические стихи и другие жанры, хотя религиозная поэзия продолжает существовать параллельно.

Как правило, такие повороты связаны с моментами «обмирщения», то есть, десакрализации жизни. Возникает необходимость в профессиональных поэтах, способных выразить нечто, обычно не выражаемое на языке традиционных религиозных гимнов.

Стимулом развития служит сама необходимость выразить в стихах и другие, а не только религиозные, аспекты жизни. В начале поэты еще действуют в привычных для себя рамках анонимности, потому что религиозная поэзия, как правило анонимна, авторы гимнов на своем авторстве не настаивали, постепенно активность перемещается к разнообразию жанровых и стилистических особенностей произведений, а позднее - актуальной становится и сама личность автора.

Наступает подлинный расцвет поэзии, когда нас не просто интересуют стихи, а стихи именно того автора, без творчества которого мы уже жить не можем. Духовное поэтическое сознание, воздействующее на сознание читателя, - это самая внутренняя часть системы, активизирующаяся в последний момент. Такая активизация связана с появлением особого рода «потребителей поэзии», соучастников творческого процесса стихотворца, для разговора с которыми он подбирает и соответствующие поэтические средства и материал. В частности, он переходит на прямой диалог с читателем, в котором ему нет необходимости объяснять все до конца, можно оставлять «значащие пустоты», ибо читатель теперь у поэтов «понимающий».
Г. Закон «концептуальности развития»

Целостность развития предполагает развитие культурной системы от МИФа к ИННОВАЦИИ. Однако в реальности развитие идет по такой схеме:



  1. МИФ: мифо-миф, мифо-норма, мифо-факт, мифо-инновация;

  1. НОРМА: нормо-миф, нормо-норма, нормо-факт, нормо-инновация;

  1. ФАКТ : факто-миф, факто-норма, факто-факт, факто-инновация;

  1. ИННОВАЦИЯ: инно-миф, инно-норма, инно-факт, инновационнейшая инновация.

Может возникнуть вопрос: «А чем, к примеру, мифо-норма» отличается от «нормо-мифа»? За каждым из этих теоретических конструкций стоят реальные факты культуры, которые отделены друг от друга по времени и различаются разностью доминирующих внутри этих структур своих элементов.

Уловленная нами на основе анализа фактов культуры теоретическая модель работает вне зависимости от специфики культурных систем, лишь бы они носили целостный характер и стремились к законченности.
Д. Закон «духовной дополнительности»

Любая культурная система внутри себя никогда не бывает полна, ибо не может быть описана только, исходя из своей внутренней структуры. Для полного описания системы необходим выход за её границы. Теоретически это доказано в физике («Принцип дополнительности»)

Выход при этом за границы системы может быть «географический», «исторический», «социальный», «психологический», «политический» или ещё какой-другой. Но каждый из них даёт новое описание системы, новый взгляд на неё, ранее до этого «выхода» совершенно не читаемый, не ощущаемый, не видимый другим .

Только полное описание системы с различных точек зрения извне её дает нам ощущение полноты и законченности описания. Кроме того, надо иметь в виду, что «Норма» как культурное явление противоположна «Мифу», но в ходе развития она дополняет его , ибо крайности сходятся. «Миф» и «Инновация», к примеру, во многом идентичны друг другу, пусть с другими акцентами в проработке своих деталей.

Не случайно в русском модернистском искусстве начала ХХ века столько мифологических элементов. Инновация как бы заново открыла для себя МИФ и увидела в нем много адекватных своей сущности моментов.

По сути дела маятниковое развитие . системы создает целостность через два хода: один мах - целостность МИФа и ИННОВАЦИИ, другой - целостность Нормы и Факта.

На деле целостность системы создается дополнительностью всех четырех элементов: Мифа, Нормы, Факта и Инновации. Единство системы - это всегда два маха маятника.
Ж. Закон обмена «универсальности» на «эффективность»

Любая культурная система в ходе развития может находиться или в «универсальном» или «эффективном» состоянии. Быть одновременно в той и другой форме она не может. Единственное исключение - развитие системы перед её финалом, ибо «эффективная универсальность» - это признак конца, за ним следует только переход системы в новое качество.

Очевидно, этот тезис перед началом Апокалипсиса даст еще нам знать о себе!

«Эффективность» - это высокая степень адаптации системы к внешней среде, но как только внешняя среда начинает меняться система нуждается в актуализации «универсальности».

Социально-политическая система в России всегда была «эффективной», но никогда не была «универсальной» (всеобъемлющей), ибо чиновничество на «универсализм» принципиально не способно, он всегда локально «эффективно».

Это говорит лишь о нашей молодости, ибо подросток всегда эффективен, но не универсален, старик же обычно универсален, но мало эффективен.

Можно было бы привести множество примеров действия этого закона в культурной практике, но мы приведем один неожиданный пример, связанный с «матом». Мат - это «эффективная лексика», используемая для произведения сильного психологического эффекта, но ни в какой степени «универсальной» она быть не может. Человек, обладающий хотя бы зачатками универсальной, всеобъемлющей культуры, ругаться матом себе никогда не позволит, в какой бы трудной ситуации он ни оказался. С одной стороны, ему не позволит уровень культуры, а с другой стороны, «универсальное сознание» предполагает наличие веры в Бога, являющейся лучшим противоядием от мата.

Как показывают исследования американского биофизика Софьи Каплан, мат деформирует «энергетическую ауру» человека, ибо матерные слова есть ни что иное, как другие названия «демонов», в большом количестве вокруг нас обитающих.

Как только человек произносит эти имена вслух, он призывает демонов в своё энергетическое поле, откуда они охотно качают энергию. Поэтому матерящийся человек так часто и так легко болеет. Демоны по своей сущности всегда являются вампирами, по другому контактировать с человеком они не приучены.

Демонические структуры весьма эффективны, но далеки от «универсализма», предполагающего наличие веры в Бога. Не важно, что «и бесы веруют, да трепещут»!» «Закон постоянного обмена «эффективности» на «универсальность» косвенно свидетельствует прежде всего о нашем духовном выборе.

Постоянное нарушение демоническими структурами наших энергетических полей приводит к вечным болезням и ранней смерти, в конечном итоге. Печально, что мат подрывает энергетические устои и того, кто матерится, и того, кого матерят, кто этот мат слышит. Поэтому почаще призывайте имя Бога и креститесь в такой ситуации.

Мат - это такая «игрушка», от которой страдают практически все, поэтому так важно искоренять его из русской культуры.



З. Закон «двойного подтверждения» в ходе культурного развития

В ходе развития культурной системы, которое имеет, как правило, спиралевидный характер, некоторые события повторяются дважды, иногда сначала, как «трагедия», а потом, как «фарс».

Так в истории России два раза повторялись диктаторы: Иван Грозный и Сталин, а также затеянные ими процессы: «Опричнина» и «Культ личности», повторялась и российская «Перестройка» - в эпоху Александра Второго и Михаила Горбачева.Славу Богу, времена изменились: первого убили физически, а второго - только политически.

События как бы ищут своего подтверждения, иначе они не полны и не могут с полной силой воздействовать на сознание людей.

Культурный тип «двойного подтверждения» реализуется в ходе развития культуры:


  1. устный язык подтверждается письменностью;

  1. устные мифы - письменными памятниками;

  1. театр подтверждается кинематографом;

  1. кинематограф - телевидением и видео;

  1. музыка подтверждается словом (например, в песне и в опере);

  1. слово подтверждается визуальным образом и т.д.

Подобные подтверждения можно найти в биографии любого артиста, когда ему удаётся подтверждать последующими своими работами ожидания, возникшие у людей в удачном начале его творческой карьеры. Однако, это удается только самым талантливым.

Закон «двойного подтверждения» является универсальным законом культуры, проявляющимся во всех сферах, на что мы часто не обращаем внимания. Наличие этого закона вызвано необходимостью устойчивости культурных процессов, которая обеспечивается в том числе и с помощью этого закона.

Наиболее явно этот закон работает в сфере науки. Любое научное открытие немного стоит, если не находит своего подтверждения на практике, при своей реализации в народном хозяйстве.
И. Закон соответствия внутренних импульсов системы вызовам внешней среды

Важнейшим условием развития является способность системы уравновесить внутренними импульсами вызовы внешней среды, обеспечивающие стабильность развития.

В сфере культуры этот закон проявляется в трех важнейших формах:


  1. интуитивное восприятие системой логики своего развития, ощущение своей миссии и судьбы, понимание своего исторического предназначения и плана Бога;

  1. гармонизация различных вызовов внешней среды своими внутренними импульсами, свидетельствующая о возможностях и ресурсах системы;

  1. равновесие внутренних импульсов и специфики доминанты системы, свидетельствующее о гармоничности существования.

В истории России мы постоянно видим реализацию этого закона, ибо русским обычно удавалось решать свои культурные проблемы следующими путями:

  1. развитие дружбы Православной религии с Исламом, Буддизмом и Иудаизмом в ответ на их вызовы;

  1. принятия любых наций под свой омофор без их дискриминации (за редкими исключениями);

  1. превращение своего врага в друга (татаро- монголы);

  1. поиск неординарных ответов на внешние вызовы:

  1. «плохое исполнение плохих законов;

  1. «сочетание свободы и анархии у казачества на пограничных территориях;

  1. традиционная конфронтация государства и интеллигенции.

Это «соответствие внешнего - внутреннему» в истории русской культуры, в частности, свидетельствует о разнообразии отношений русских к Будущему:



  1. для отдельных представителей нации никакого Будущего нет;

  1. Будущее есть результирующая кривая всех тенденций прошлого;

  1. Будущее возникает как итог реализации людьми осознанного Божественного Идеала;

  1. Будущее принципиально неизвестно, ибо нельзя до конца познать замысел Бога.

Руководствуясь логикой «соответствия», русские стремятся познать своё будущее как осознание Промысла Божия и реализацию этого промысла на уровне своих возможностей.

Возвращаясь к нашей истории, можно утверждать, что у нас есть историческая перспектива даже в ситуации глобальной катастрофы. Если верна гипотеза Льва Гумилева, то у народа, сложившегося на полях сражений во время Куликовской битвы впереди в ХХ1 веке не менее четырех веков до окончательного распада ( Апокалипсиса).

Можно еще многое успеть, а главное - выполнить свое мессианское предназначение в этом мире: помочь человечеству наиболее достойно пройти через испытание глобальной экологической катастрофой.



  1. Г. «Духовно-экологический социализм или «Цивилизация спасения»

« На Рождество - введение во Храм

Народа Русского, я верю, состоится....»

Валентин Рысков


  1. Духовно-экологический социализм (ДЭС)

К идее ДЭС нас подвигнули некоторые мысли академика Н.Н. Моисеева, изложенные им в альманахе «Культура и экология», вып.2. (М., 2000, стр. 140 -160), и некоторые наши собственные идеи, изложенные в этом же альманахе.(См нашу статью в нем).

Традиционное понимание социализма, идущее еще от идеологов Французской революции, включает обязательное наличие трех социальных ценностей Свободы, Равенства, Братства. Однако, уже неоднократно отмечалось, что это единство внутренне крайне противоречиво. Свобода личности в социальном плане приводит и к неравенству и развитию индивидуализма. В духовном смысле требование свободы вообще абсурдно, ибо приводит к отрицанию любой идеологии, как «ограничения свободы», в том числе и веры в православного Бога! Но вне религиозной идеологии невозможно нравственное существования социума и его культуры.

Равенство в социальном плане приводит к несвободе талантливых людей, которых нельзя уравнивать с массой, иначе вообще не возникает культура. Не может быть равенства Ислама и Христианства на арабском Востоке, равно как Буддизма и Православия в России. Можно говорить только об их взаимном диалоге.

Что касается Братства, то в социальном плане это несбыточная мечта. А в духовном - оно имеет какой-то смысл только перед лицом Бога.

Вместе с тем, именно в этой работе мы изложили культурные предпосылки образования «братства народов», хотя и показали что оно возникнет как результат преодоления глобальной катастрофы, как очищение после страданий.

Попытаемся в связи с вышесказанным дать определение ДЭС - это «Равновесие между братством людей перед лицом Бога и выбором ограничений по экологической, политической, духовной и экономическим линиям, способствующим процветанию общества даже в условиях глобальной экологической катастрофы».





  1. Особенности глобального экологического кризиса:

Возможность бытия социализма в условиях глобальной бифуркации, конечно, необходимо предварительно обосновать. Для этого надо представить характерные черты самого кризиса и способы выживания в нем.

Матрица № 29



Характеристики кризиса

Возможности выживания в нем

Исчерпание природных ресурсов

Ограничение материальных потребностей

Расцвет эвдемонической культуры

Равновесие с культурой сотериологической

Неопределенность Будущего,

ожидание скорого Конца Света



Повышение духовного уровня населения

с помощью религии и культуры



Климатическая катастрофа

Автономные Экодома и экопоселения

Деморализация социума

Вера в Бога, его Доброту и Любовь,

«Спасение со всеми и для всех»



Нравственное падение массовой культуры

Перенос акцентов на народную и элитарную

культуры, поддержка их государством



Невыносимые условия жизни

в больших городах, крах

централизованных сетей снабжения


Переезд населения в сельские экопоселения

в дома с замкнутыми энергетическими и

биологическими циклами


«Война всех против всех»

Усиление духовности в Церкви и Социуме.

Существованию экопоселений с преимущественно духовными ориентациями населения может помочь только политическая система ДЭС. Это потребует многих социальных и политических перемен в обществе, но ход катастрофы заставит, чтобы выжить, вернуться ко всем положительным особенностям отвергнутой когда-то советской системы.




  1. Аспекты экокризиса и их преодоление:

А. Бездуховность:

  1. эволюция Православия через Католицизм и Протестантизм свидетельствует о накоплении бездуховности внутри самой массовой христианской религии; поэтому нужно укрепление позиций Православия и диалог конфессий;

  1. преобладание в экономической логике развития общества приоритета только частной прибыли в ущерб для общественных интересов свидетельствует о том, что государство не имеет права уклоняться от поддержания баланса внутри экономической системы, необходим баланс РЫНКА и ПЛАНА;

  1. укрепление в социуме идей типа «Кто богат, тот угоден Богу», хотя в Евангелии четко сказано:»Удобнее верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Рай» (Лк., 18.25) Баланс богатых и бедных, их взаимопомощь и милосердие. Необходимо равновесие РЫНКА и ДУХОВНОСТИ.

Б. Интенсификация промышленного развития в ущерб природе:

  1. промышленное развитие, осуществляемое не за счет новых технологий, а за счет эксплуатации природы, делает кризис неизбежным, поэтому надо сориентироваться на продвижение новых ноосферных технологий ведения хозяйства, действующих не в ущерб природе;

  1. достигнутый уровень технического производства примел к ситуации, когда в нем занято 10-15 % населения, да плюс 4% в сельском хозяйстве, а что делать остальным? Если не переориентировать население на исполнение духовной миссии, то кризис начнется прежде всего в психологической сфере;

  1. высокий уровень компьютеризации создает иллюзию всесильности человека перед Природой, но это совсем не так; освобождение свободного времени должно способствовать творчеству, но компьютеры в этом направлении развиваются слабо, что надо повсеместно изживать;

В. Рост глобализации экономики из-за поощрения ТНК (олигархов):

  1. ТНК владеет в настоящее время 33% промышленных фондов в мире, 45% выпускаемой продукции и 80% капиталов;

  1. ТНК контролирует большинство политических систем в мире, так война в Ираке, развязанная под предлогом наличия там «Оружия массового уничтожения», на деле была лишь прикрытием необходимости американским ТНК иракской нефти;

  1. ТНК создают благоприятную среду для существования всего лишь стран «золотого миллиарда» в мире, куда идет отток всех капиталов и интеллектуального потенциала;

  1. обратно перемещаются лишь «грязные технологии» да отходы производства с соответствующими последствиями для жизни народов;

  1. финансовый рынок делающий деньги из ничего, ничего им не создает, это обесценило доллар, по свидетельству Геращенко, уже на 30-35 %, что чревато глобальным обвалом американской экономики, выживающей только на золотых запасах Форта Нокс;

  1. причиной «обвала» могут быть внешние причины, типа «потепления климата», падения гигантского метеорита, пожары и наводнения, социальные взрывы в опасных регионах и т.д.

Что можно противопоставить этим явлениям? Лишь переход на ДЭС, где возможности балансирования экономикой выше, чем в традиционных режимах.

Просто укрепление возможностей структур, вроде ООН, положение, как показывает опыт иракской войны, совершенно не спасает.


Г. Способы преодоления возникающих проблем:

Приведем некоторые из них в следующей матрице № 30:



ПРОБЛЕМЫ

СПОСОБЫ ИХ ПРЕДОЛЕНИЯ

Большинство людей надеются не на Бога,

а на появление каких-то чудес, которые

их спасут


Спасение возможно лишь при аскетизациии жизни и замедлении

темпов промышленного развития



Большинство живет не по средствам, не

на заработанные деньги



Правовое ограничение финансового бизнеса, получающего деньги

ценой различных махинаций.



Повсеместно нарушается экологическая безопасность

природы и государства



Охрана окружающей природной среды - важнейшая задача

государства



«Устойчивое развитие» - опасная иллюзия

Модель «устойчивого развития» должна быть заменена на модель

духовно-экологического развития страны



Оппозиция «глобальному кризису»

для якобы выживания цивилизации



Глобальный кризис - инструмент создания

новой цивилизации



Стагнация творчества и

общественной жизни в мире



Создание условий для массового творчества

и свободы, выборы власти, допускающей

творческую свободу при определенных методах контроля


Деградация духовности в христианских странах

Возврат христианства к ранним законам и модели

древнего миро устройства, усиление влияния Православия




Д. Специфические черты новой цивилизации спасения - ноосферной :

Естественный процесс перехода из биосферы в ноосферу связан с ростом численности человечества. Сейчас достаточно достоверно доказано, что численность человечества стабилизируется на 16-20 миллиардах. Это является условием сохранения и развития человеческой цивилизации.

Но из этого вытекают совершенно объективные обстоятельства и проблемы:



  1. Росту человечества противоречит ограниченность ресурсов получения продуктов питания, прежде всего пищевого белка, ограниченность ресурсов жизнеобеспечения человека вообще.

  2. Возникает проблема сохранение биоразнообразия, достойной для проживания человека окружающей природной среды, разнообразия культур, духовного мира, усложняющихся в связи с этим взаимоотношения людей, этносов, государств, преодоления терроризма.

Все эти проблемы и ряд глобальных других, возникающих в связи с первыми, требует решения, но возможен лишь в связи с кардинальным изменением как способа хозяйствования, так и всей системы духовного целеполагания как отдельных людей, так и всего социума в целом.

Основополагающие принципы решения этих проблем были заложены в конце Х1Х - начале ХХ века российскими учеными Докучаевым, Вернадским, Федоровым, Циолковским, Чижевским и французским ученым и священником Т. де Шарденом.

Весь ХХ век прошел в технической, научной и духовной подготовке к этому великому переходу, в которой осознанно или неосознанно принимал участие каждый человек.

К концу ХХ века человечество было потенциально (в научном и технологическом плане), но пока не духовно, уже готово к Переходу на новый способ хозяйствования.

В связи с усиливающимися проявления Глобальной экологической катастрофы, группа ученых и практиков, существующая при секции «Ноосферные знания и технологии» РАЕН (председатель - профессор - А.Г. Маленков) занята разработкой практических мероприятий, обозначающих пути Перехода на ноосферный этап развития человечества.

Она объединила ученых, занимающихся фундаментальными проблемами, технологов, конструкторов, специалистов по внедрению новых технологий, исходя из единства целей, а не по профессии.

Они должны и могут сыграть роль центра кристаллизации сил, как в пределах нашей академии - РАЕН, так в стране, а, может быть, даже и в мире.

Перед ними была поставлена задача - разработать технологическую систему Перехода на ноосферный способ хозяйствования и жизни, ориентированную на осознанный способ участия человека в этом процессе.

Такую систему удалось разработать.

Она включает в себя создание СИСТЕМЫ ПЕРЕХОДА, внутри которой функционируют как необходимые и обязательные части следующие элементы:



  1. Сеть станций экологической безопасности;

  1. Внедрение в жилое строительство проектов автономных экологических домов;

  1. Создание в сельских районах с чистой природой экопоселений - общин людей, живущих в экологически чистых автономных домах с хомобиотическим оборотом земель; людей, единых по духу;

  1. Внедрение ноосферных технологий в сферах:

  1. ноосферные строительные системы;

  1. новые транспортные системы;

  1. систему ноосферной энергетики;

  1. хомобиотический оборот в земледелии;

  1. принципы ноосферного образования;

  1. ноосферную медицину;

  1. новые энергоинформационные технологии.

  1. разработка системы ЭКОЛОГИИ ДУХА, включающей:

  1. воспитание в человеке ноосферного сознания;

  1. осознанное осуществление связи с Всевышним;

  1. равновесие в доминантах духовных действий;

  1. самообучение, самонастройка и самостояние человека;

  1. воспитание альтруизма и милосердия;

  1. постоянное повышение собственного творческого потенциала;

  1. способность к самолечению и ведению здорового образа жизни.

  1. создание в городе и селе локальных общин с духовной ориентацией:

1. .Община может сплотиться не только на основах православного единства, как члены одного прихода, но и на основах совместной культурной деятельности.

  1. Одним из мощных интеграторов в социальной сфере является совместное творчество, участие в совместных выставках, встречах со зрителями, концертах и других культурных мероприятиях пропаганда творчества Пушкина как носителя национальной идеи России.

  2. Руководство Общины должно предложить своим членам разнообразные варианты творческой деятельности - все виды искусства вплоть до подготовки телевизионных программ, участие в кружках народного творчества, издательскую деятельность и участие в разнообразных коммуникационных программах - лекции с последующим обсуждением, концерты, выставки, кружки по развитию личного творческого потенциала и многое другое.

  3. Важнейшее направление деятельности экообщины - охрана окружающей природной среды, участие в различных совместных экологических программах.

  4. Другое важное дело общины - воспитание детей и молодежи, создание различного рода общественных структур, направленных на работу с этой часть общины. Речь идет о ноосферном воспитании, то есть, с проведением постоянного диалога с молодежью и выявлением её реакций на проводимые мероприятия.

  5. Очень важное направление - разработка совместно со священнослужителями программы духовного развития и воспитания, создание Духовного лектория, вовлечение молодежи в работу православных приходов, в жизнь Церкви.

  6. Еще одно направление работы общины - патриотическое воспитание, воспитание в молодежи чувства гордости за свою родину, знание её истории и духовных традиций.

  7. Другое направление деятельности общины - помощь семьям, из которых она состоит как из необходимых ячеек социальной структуры.

Основная задача Перехода - гармонизировать процессы взаимоотношения Человека, Природы и Социума. Другой важнейшей задачей является как воспитание нового ноосферного сознания Человека, так и подготовка его к процессу Перехода но новый тип хозяйствования и жизни, ибо именно человек, а не технологии, является главным действующим лицом ноосферного Перехода.

Технологии и методы хозяйствования задают один и довольно узкий аспект Перехода. Ноосферное видение целостно и оно предполагает также осознанное духовное подкрепление процесса Перехода, которое заключается в духовном просветлении и преобразовании сознания человека на христианских и ноосферных основах.

В рамках анализа сущности предстоящего Перехода нам представляется, что без духовного подкрепления, без осознания человеком своего места во Вселенной между Богом и Природой, воспитать нового ноосферного человека вряд ли возможно.

Сам процесс Перехода не является линейным движением вперед и выше. Он будет тесно связан с трудностями предстоящей миру глобальной экологической катастрофы, которая заставит всех всерьёз отнестись к в том числе и духовным аспектам Перехода.

На наш взгляд, наряду с Верой в Бога, интенсифицируются в процессе Перехода творческие возможности человека, ибо ноосферное качество может быть обеспечено только человеком-творцом, способным как на художественное, так и на научное творчество.

Все новые ноосферные технологии группируются у нас вокруг главной темы - «Ноосферный Дом» (энергоавтономный дом с хомобиотическим оборотом на приусадебном участке).

«Ноосферный Дом» - главный базовый проект системы Перехода. Реализация проекта будет идти не сверху, а снизу, причем самым естественным образом, который не надо заимствовать у будущего. Люди почувствуют преимущества такого проекта и будут строить подобные дома в сельской местности.

Строительство Ноосферного Дома, а вместе с ним и ноосферных поселений, создание экологических общин совместно с созданием автономных энергетических, транспортных и других систем, способствующих Переходу, послужат по сути дела экономическим и социальным локомотивом реализации Перехода в Будущем.

Каждый человек, проживающий в Ноосферном Доме, из потребителя и обитателя, постепенно вынужден будет превращаться в творца и производственника (например, сельскохозяйственного), становясь осознанным или неосознанным участником самого Перехода.

Естественным образом происходит ноосферное духовное воспитание и научное образование, восстанавливается большая семья . В совокупности ноосферные технологии впервые в истории человечества помогут сделать жильца такого «Ноосферного Дома» экономически независимым, естественным образом снять извечное противоречие между человеком и социумом.

В этом реализуются скрытые основы глубинной свободы, к которой человечество движется по мере своего развития. Не случайно именно от греческого слова «эйкос» - дом и происходят названия наук ЭКО-логия, ЭКО-номика, ЭКО-софия и других...

Разработан проект такого дома, а в 2004 году планируется строительство и оборудование научно-технологической лаборатории «Ноосферный Дом» в рамках работы секции «Ноосферные знания и технологии» РАЕН.

Одной из принципиально новых затей этого проекта является предложение о сознании сети центров экологической безопасности общества. (ЦЭБО).

На наш взгляд Москва, являющаяся сейчас, на наш взгляд, духовной столицей мира могла бы создать опытный образец такого Центра при поддержке Совета по безопасности при президенте России.

Проект ЦЭБО включает:



  1. включение в сеть подобных центров по всему миру с помощью самой передовой техники всемирной коммуникации для обмена информацией;

  1. постоянное отслеживание с помощью новых ноосферных методов исследования экологической ситуации в мире;

  1. создание в Центре исследовательской научно-технологической лаборатории для проведения всех научно-практических работ;

  1. создание ряда экспозиций для показа новых достижений в сфере ноосферных технологий жизни и выживания в экстремальных условиях предстоящей глобальной экологической катастрофы;

  1. создание медиа-структуры для постоянного проведения пропагандистских мероприятий по подготовке и смягчению последствий предстоящей катастрофы;

  1. создание образовательной структуры для подготовки специалистов нового типа, готовых к выживанию в экстремальных условиях;

  1. создание собственный издательской базы для печати соответствующих пропагандистских и образовательных материалов.

Лучшим местом, на наш взгляд, для размещения ЦЭБО является территория нынешней ВВЦ, как с точки зрения экспозиционных возможностей ВВЦ, транспортных сетей и экологической ситуации.

Проект ПЕРЕХОДА на ноосферный путь развития предлагает много решений - и частных , и общих. На основе ноосферной философии синтеза наук и нахождения человеком своего места во Вселенной мы можем утверждать, что имеем целостное видение процесса ноосферного Перехода и открытую технологическую систему нового способа хозяйствования и жизни человека на земле. Они-то и явятся основными условиями смягчения тяжести предстоящего Перехода.


Д. “ПРОГРАММА ВОСКРЕШЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ”

“Вставай же, Русь! У близок час.

Вставай Христовой службы ради!

Уж не пора ль, перекрестясь,

Ударить в колокол в Царьграде?”

Ф.Тютчев

Реальное построение духовной цивилизации - это результирующий процесс двух тенденций: скрытой (тайной, внутренней, имманентной) и открытой (декларируемой, осознанной, явной). Мы можем говорить только о последней, ибо первая не в нашей власти, а во власти Бога.

Раздел первый: ”ПРОМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РОССИИ”

Внешняя сторона русского мессианизма - принятие на себя болезней мира, осуществляемое Россией, начиная с Х111 века. Сейчас наиболее острая проблема - глобальный экологический кризис планеты, который можно изжить и традиционными средствами, используемыми во всем мире, и специфически духовными средствами, характерными для России.

В этом ряду стоит и задача противостояния Антихристу, а точнее всем антихристам, которые еще нас ждут впереди. По сути дела речь идет о носителях любого загрязнения глобальной Духовной Среды. Поэтому так настороженно относятся к нам все наши “друзья из-за бугра”, не разделяющие ценностей нашей православной конфессии, поэтому так осторожно следует принимать их помощь, ибо “бойся данайцев и дары приносящих”...

Мы указали на вероятную дату рождения Антихриста в 2018 году, а также можем сделать робкое предсказание Второго Пришествия Христа в 2097 году. Почему так? С одной стороны, нам хорошо понятна ненадежность любых методов предсказания Парусии, ибо от указания этой даты отказался даже Иисус Христос, сказав, что тайна сия велика есть и ее знает лишь Господь-Бог.

С другой стороны наша методология выталкивает нас на некоторые кризисные точки в мировой истории, которые могут стать вероятными кандидатами на подобное событие. Вот о датах в их «вероятностном статусе» мы и готовы рассуждать. Дата 2097г. вытекает из нашего исторического графика - “синусоиды” . Конец Света произойдет в узловой точке Истории - месте пересечения исторической синусоиды с осью ординат. Предшествовать ему будет негативное “черное время” . В этот год закончится трудный период в истории России, называемый нами “нормо-нормой”. Силы Света иссякнут в борьбе со Злом и им на помощь придет сам Иисус Христос.

Между тем в одном месте уже цитированной нами книги “Россия накануне Второго Пришествия” есть сходное указание на подобную дату, правда на сто лет позднее - 2197 год. В книге произошла маленькая арифметическая ошибка, ибо дата привязана к переводу 3 часов 17 минут в минуты, это будет не так, как указано в книге 917 минут, а 197 минут, которые выводят на 2197 год.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.