Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 31страница 32

"Принцип эмерджентности"

Набор элементов: Природа + Культура (технология) + Общество (этнос)+Духовная культура в своей суммарной совокупности менее значим, чем их Целостность, поскольку в ней (назовем её для данного объединения элементов - "Ноосферой") есть новое качество - накопление духовного потенциала для диалога с высшим Разумом Вселенной. История термина "ноосфера" восходит к началу 20-х годов, когда В.И.Вернадский читал в Сорбонне лекции, а на основе его идей два французских слушателя Тейяр де Шарден и Ле Руа развили теорию "ноосферы" как системы нового качества человеческого объединения, способного на принципиально новый тип духовного воздействия на планету Земля, вступающего с ней в новые духовно-инновационные связи.

Следует отметить, что способность к Целостности («Эмерджентность») характерна отнюдь не для любых соединений элементов, пытающихся стать системой. Для того, чтобы идея системной целостности была внутри данного объединения элементов реализована, необходимы ряд дополнительных условий:


  1. системное единообразие элементов внутри системы;

  1. наличие на каждом данном этапе развития структуры доминирующего в ней элемента, под который подстраиваются все остальные;

  1. соединение противоположных элементов системы по принципу «золотого сечения»;

  1. гармония противоположных начал системы с учетом их общей функциональной целостности.


"Принцип преемственности"

Всякая духовная система проходит в своем развитии четыре этапа, но каждый этап не отвергает предыдущие накопления, а включает их, как говорят философы, в "снятом виде". Сохранение предыдущих традиций - это технология культурного развития, свойственная любым культурным системам внутри данного типа цивилизации.

Для того, чтобы система могла реализовать «Принцип преемственности» она должна обладать «культурной памятью», хранящей традицию и одновременно «инновационным механизмом» порождения новой, способствующей дальнейшему развитию, информации. Для вступления человечества на ноосферный этап развития характерно, что каждая содержательная идея, обеспечивающая развитие системы, подтверждена соответствующей технологией реализации - «инновационным механизмом». Когда ученый остается на уровне изложения собственных теорий и его совершенно не интересуют механизмы или алгоритмы реализации его идей, такого ученого (даже если это философ или специалист по теологии) трудно назвать представителем ноосферной или духовно-инновационной культуры. Ноосферная методология образования включает обязательный комплекс реализации теоретических идей и алгоритмы этой реализации.
"Принцип направленности развития"

Любая культурная система развивается в направлении от Мифа через Норму, Факт к Инновации. Эта направленность развития является законом для культурологических систем, включающих творца, материал творчества, продукты творчества и творческое сознание, объединяющее их в целое.

Центростремительное развитие системы является доминирующим типом культурно-духовного развития в сравнении с центробежным, но его никак нельзя назвать прогрессивным. Прогресс развития имеет место внутри каждого этапа, но между собой по линии прогресса этапы просто-напросто не сравнимы, ибо структуры могут претерпевать такие качественные изменения, что нет общего основания для сравнения.

Однако, направленность развития, при всем многообразии его вариантов, никогда не теряет главное качество любой культурной системы - его творческую целенаправленность, ориентированную на выживание социума, внутри которой она функционирует. Система всегда работает внутри модели социальной жизни, ибо культура никогда не теряет свой социальный (не всегда, правда, прогрессивный) характер. Глобальная модель Культуры определяет собой все локальные модели реализации различных аспектов Жизни.

Нам представляется, что в рамках инновационной идеологии понятия: «регрессивно-прогрессивно» теряют всякий смысл, ибо по сути своей не системны, а чисто нормативны, мы ими не пользуемся.
"Принцип обогащения ключевого элемента"

"Ключевым" называется элемент, становящийся доминантой в последнюю очередь. Смысл существования системы связан именно с его спецификой. Таким образом, "Духовная культура" - ключ для понимания всей Ноосферы человечества, а "воспринимающее сознание" зрителей - ключ к интерпретации внутренней логики развития любой художественной , производственно-творческой системы или вида искусства, науки, политики, экономики, духовной деятельности и т.д.

«Ключевой элемент» системы в соответствии с этим принципом имеет главенствующее положение в системе именно потому, что его окончательное развитие и формирует лицо системы, её способность к долгожительству как специфической и гармонической целостности. Такой подход совершенно не противоречит богословским данным, ибо и в Богословии единство всей религиозной теории обеспечивается специфическим типом духовного сознания, которое называется «Святой Дух».
"Закон возрастания коммуникативного разнообразия системы"

По мере развития в системе происходит рост многообразия коммуникативных связей. Например, в области искусства отмечаем увеличение многообразия жанровых возможностей в процессе художественной динамики, рост технических возможностей художественной коммуникации. На примере кинематографа: НЕМОЙ ФИЛЬМ (движущаяся картинка), ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ( движущаяся картинка + звуковое сопровождение), ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ (картинка +речь + два канала коммуникации: кинотеатр и телевидение), ВИДЕОФИЛЬМ (картинка + речь + три канала коммуникации: кино, телевидение и видео). По аналогии с кино подобное усложнение имеет место в любой духовно-инновационной системе.


"Закон обмена универсальности на эффективность"

В любой данный момент развития система стремится быть либо "универсальной", либо "эффективной", а одновременно быть и той и другой не может. Это напоминает в каком-то смысле квантовый принцип "неопределенности": материя может быть или частицей или волной, а той и другой одновременно быть не может. Более афористично в свое время выразился Козьма Прутков: "Специалист подобен флюсу, ибо полнота его односторонняя." Двухстороння полнота - это симметрия, основанная на двоичной логике, наша системная целостность предполагает логику троичную.

Очень часто в любой сфере культуры подлинно универсальные открытия делают дилетанты, то есть, люди, для которых "страсть не означает профессии". Только накануне распада системы "эффективность" и "универсальность" гармонично сливаются. Их соединение - это предвестие конца, потому что перестают работать фундаментальные принципы существования и развития системы. Системы теряют свою стабильность и распадаются.

Проиллюстрировать это обстоятельство можно на таком примере: каждая из пяти главнейших конфессий в мире эффективна для своей территории, где она зародилась или была позднее принесена миссионерами, но ни одна из них не универсальна настолько, чтобы полностью захватить территорию другой конфессии. Современная тенденция к созданию универсальной религиозной системы свидетельствует только о том, что в случае успеха этой акции (то есть, при её высокой эффективности) мы будем иметь дело с концом Света.



"Закон двойного подтверждения"

Как не существует " культурной вещи" без наблюдателя в культуре, так произведение искусства вне восприятия зрителями или слушателями жизни не имеет. Статус существования дает ему не только сам факт его производства, но и двойное подтверждение процессом восприятия. Именно благодаря этому закону возможна интерпретация произведения глубже, чем оно задумано и осознано творцом. Это открытие сделано еще М.М.Бахтиным (1-6,346)

Общепризнанный статус искусства кинематограф получил только после появления телевидения, а театр - после появления кино. Любая культурная система в ходе эволюции сохраняет двойственную основу, качество амбивалентности. Система как бы колеблется между двумя полюсами своего существования , нуждаясь в подтверждении то одной то другой грани (части структуры) для своего устойчивого существования.

«Двойное подтверждение» ситуационно активизирует какой-либо из противоречивых аспектов системы. Мы покажем действие этого закона на примере русского "двоеверия" - органического единства славянского язычества и Православия в российской народной, так называемой "низовой культуре". Многочисленные подтверждения этот закон получит также в ходе дальнейшего изложения специфики развития русского искусства. Этот принцип может быть, иными словами, определен как своеобразный закон "культурной дополнительности". По сути это - системный механизм создания Единства всех четырех структур вместе взятых: Миф - Норма - Факт - Инновация.

В заключение данного отрывка хотелось бы дать завершающий образ предлагаемой модели культурного развития - образ голографической фотографии. Голограмма хранит в каждом участке своего пространства не кусок соответствующего видимого изображения, а все изображение целиком.

Чем меньший кусочек голограммы мы будем рассматривать, тем менее резкими будут контуры целостного изображения, они как бы начинают двоиться, двигаться со своих насиженных мест. Чем дальше от современности, тем менее резкими становятся контуры исторических событий, менее четко можно зафиксировать во времени реальные факты духовной истории народа. Более того, если от истории не остается письменных или других материальных свидетельств, она как бы не существует для потомков, ибо воспроизвести информацию о ней не возможно. Может быть, только пока не возможно... Будем надеяться, что со временем будут созданы компьютерные программы, могущие восстанавливать целостность духовной истории мира, например, по лингвистическим данным. Такая попытка уже делается ... Поживем, увидим!

Образ голограммы - метафора культурной целостности действующей и развивающейся системы. На любом участке системы и в любой период ее развития есть все четыре типа структур: Миф, Норма, Факт и Инновация.

Если мы смотрим "из Мифа", особенно резкими будут языческие структуры, а остальные будут туманиться и, чем дальше от Мифа, тем сильнее.

А если мы смотрим из периода "Инновации", размытыми видятся фактологические структуры, еще более туманными - нормативные, а уж совсем в тумане - мифологические. Именно поэтому контуры истории для нас не всегда резко очерчены, а, чем далее в глубь, привязка к конкретным датам все более относительна, хотя бы из-за несовершенства календаря.

Движение голограммы в сторону расширения её пространства и движение в культурной системе в любую сторону от нынешнего времени ( в Будущее или в Прошлое) дают одинаковый эффект: размывание контуров видения. Будущее и Прошлое существуют одновременно с нами, но "в размытых контурах". Как поется в известной песне: «Есть только миг между Прошлым и Будущим, именно он называется Жизнь».



ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Ю.А.Гусев «О методологии изучения социальной эффективности кинопроцесса» - в сб. Теория кино и идеологическая борьба.- М.,ВГИК,1982, стр. 30-43.

  2. Ю.А.Гусев «Интеграция науки и религии» - в сб. Культура и экология. Вып. 2. - Мир на пороге третьего тысячелетия. - М., Грааль, 2000, стр. 230- 246.

3. Христианство и культура в Европе. - Сб. докладов на Международном симпозиуме в Ватикане в октябре 1991 г. - Часть 2. - М., Выбор, 1992.

4. Мандельштам О.Э. Слово и культура. - М., Советский писатель, 1987г.

5. Сб. «Вернадский - экология - ноосфера». - М., Луч, 1994г.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., Искусство, 1979г.



Вопросы для повторения и самостоятельного размышления:

1. Воспроизведите логическую схему состава, структуры и динамики системы на уровне модели и ее конкретных приложений по вашему выбору.

2. Проведите системный анализ по предлагаемой модели различных видом искусств: литература, изобразительное искусство, музыка, театр, кинематограф и других.

3. Объясните появление нового качества в соответствии с принципом "эмерджентности" в проанализированных вами художественных системах.

4. Покажите, как осуществляется преемственность в развитии и наследовании основных характеристик различных этапов в процессе развития на примере любой выбранной вами художественной системы.

5. Как вы понимаете специфичность "ключевого элемента" в различных культурных системах: судьбе человечества, русской национальной культуре, конкретном виде искусства (например, театре), отдельной творческой личности?

6. Покажите возрастание коммуникативных возможностей в процессе генезиса некого вида искусства: литературы, музыки, живописи или театра по аналогии с кинематографическим примером, данным в тексте.

7. Проследите как происходит "обмен универсальности развития на ее эффективность" в ходе функционирования культуры во времени на примере любого национального вида искусства или другой творческой системы.

8. Проиллюстрируйте "закон двойного подтверждения" на примерах подтверждения театра кинематографом, рукописной литературы - печатью, словесный образ изобразительным и т.д.

9. Используйте метафору "голографического видения" для объяснения развития художественного сознания отдельной личности.



Дополнительная литература:

1.Абдеев Р.Ф Философия информационной цивилизации. - М.:Владос,1994

2. Буданов В.Г. «Альтернатива общественного прогресса: Homo agens» - в сб. Материалы Всесоюзной конференции "Буддизм: проблемы истории культуры и современности. Часть вторая. - М.: Прейскурантиздат,1990г.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.:МГУ,1984

4. Миронов Б.Н., Степанов З.Ф. Историк и математика. - Л.:Наука,1975

5. Моль А. Социодинамика культуры . - М.:Прогресс,1973



  1. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.:Прогресс,1993

  2. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1923 г.



1 - 2. Методы системного исследования вызовов и ответов России:

« Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.

У ней особенная стать: в Россию можно только верить!»

Ф.И.Тютчев



А. Исторические вызовы и ответы России, опора на стабильность:

Анализ исторических вызовов и ответов России диктуется тесно связанной с вопросами судьбы и миссии России проблемой. Почему на достаточно разбросанной территории бассейна Днепра и реки Великой, где в основном были сосредоточены в первом тысячелетии по Р.Х. наши славянские племена, возник такой мощный импульс к созданию государственности и затем этноса - "русский народ"?

С одной стороны важнейшей особенностью было наличие "пути из варяг в греки". Но южнее находился не менее знаменитый "шелковый путь", вокруг которого, хотя и создавались, но не закрепились ни государства, ни этносы. Они не удержались, поскольку были рассыпаны внешними врагами или распались из-за внутренних разборок. С другой стороны имело значение, что перевозится: шелк или, преимущественно мех, как у русских. Шелк служил только для роскоши, его функциональный смысл не способствовал укреплению государственности, ибо китайские крестьяне, производившие шелк, от этой торговли почти ничего не получали. Все оставалось в карманах купцов-посредников. Система была слишком далека от гармоничности, поэтому быстро разваливалась.

Мощность импульса по созданию русского этноса была столь велика, что до сих пор, несмотря на многие беды, здесь проистекающие, статус "великой державы" Россия теряет очень медленно. А если и потеряет, то сумеет восстановить!

Специфика этих вызовов и ответов может быть сведена к следующей таблице:

Схема № 1:



ПЕРИОДЫ

РАЗВИТИЯ РОССИИ

ВЫЗОВ ЦЕЛОСТНОСТИ

ОТВЕТ СОЦИУМА КАК СПОСОБ

ЗАЩИТЫ

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Мелкие славянские племена на

большой территории, затем мелкие

княжества


Создание “крестьянского мира” -

русской деревенской общины, спаянной

духовностью «Двоеверия»


МОСКОВСКОЕ

ЦАРСТВО


Татаро-монгольское нашествие

Оригинальное соединение

Государственности и русского Православия



ПЕТЕРБУРГСКАЯ

ИМПЕРИЯ


Угроза вестернизации после реформ

Петра Первого



“Золотой век” , а позднее и

«Серебряный век» русской культуры



ИННОВАЦИОННАЯ

РОССИЯ


Экологический и духовный кризисы

в комплексе



Духовный ренессанс России

в 2001-2025гг. как результат развития

инновационной духовности

Традиционно начало России связывают с призванием "варягов на Русь", в результате которого началось формирование российской государственности и укрепление княжеской власти.

Вместе с тем, сущность первого этапа развития России (обозначенного у нас как "Киевская Русь") складывается из двух факторов: формирование оригинальной системы этносоциальной стабильности - «РУСЬ»: страна, которой правит одно семейство Рюриковичей; и с другой стороны - создание на основе локальных племенных общностей (славянского и других племен) оригинальной русской деревенской общины - "Крестьянский Мир", ставшей структурной основой державной России и определявшей долгие годы её относительную стабильность.

Возможность создания подобной общины была заложена в плавном переходе от славянской мифологии, цементирующей племенную целостность, к "крестьянскому миру" (крестьяне-христиане), существующему на базе христианских, православных основ. Однако русской спецификой является их оригинальный синтез - "двоеверие", ставшее способом существования России на определенном этапе ее развития и одновременно методом фиксации традиции - духовной связи поколений в России. «Двоеверие» - один из механизмов Целостности, который использовался русским этносом в процессе обеспечения устойчивости державы, может быть даже вопреки воле её правителей. В России так часто происходит. Она управляется не государственными служащими, а Богом, поэтому результаты зачастую строятся вопреки воле её фактических правителей. Точнее ими задумывается одно, а реализуется в конечном итоге нечто совсем другое.

Длительность "двоеверия" подтверждается существованием культурного подкрепления этого процесса, зафиксированного в бытии "народного искусства" - оригинальной народной русской культуры: фольклора, песен, танцев, способа проведения праздников, прикладного творчества, крестьянской деревянной архитектуры (избы) и других разновидностей народной культуры в России.

Наряду с “двоеверием” мы рассмотрим позднее и другие элементы оригинального российского культурного синтеза: “монастырь” (синтез Нормы , Факта и Инновации), “казачество”(Мифа, Нормы и Факта), “дворянская интеллигенция”(Факта и Инновации). Все эти элементы культурного синтеза возникли не случайно, они обеспечивали Целостность России как культурно-исторического феномена, вопреки всей исторической логике существования России и вопреки нападению на нее мощнейших для своего времени врагов: монгольской империи, Наполеона, Гитлера и т. д.

Например, на вызов монгольского нашествия Россия ответила созданием оригинальной русской государственности - Московского Царства, в котором был осуществлен чисто русский синтез Православия и государственной власти, весьма отличный от предшествующего этому опыту синтеза в имперской Византии. У нас не было характерного для Византии “цезаропапизма”.

Девиз уже следующего государственного этапа России (Петербургская Империя) - "Православие, самодержавие, народность" - был эффективным и не эффективным одновременно. Эффективным, постольку акцент на конфессиональность закреплял духовную целостность народа, а самодержавие осуществляло механизм этой целостности. Однако, в императорской России не народность питала духовное единство страны, а дворянская интеллигенция, представлявшая тогда самый высокий уровень развития общественного самосознания России.

Внешнее оформление Петербургской империи (Факт и Норма) - сосуществование императорского двора и "высшего дворянского света", заправлявшего всей жизнью в России, не отражает сути происходящего на духовном уровне. Совершенно справедливо оценила духовный аспект ситуации (роль Александра Пушкина) Анна Ахматова: "Теперь настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что они сделали с ним, а о том, что он (Александр Пушкин, - разрядка автора) сделал с ними... Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях ( с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.

Он победил и время и пространство.... В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: "здесь бывал Пушкин" или: "здесь не бывал Пушкин". Все остальное никому не интересно." (Ахматова А. Собр. соч. в 2 т., том 2. Проза. Переводы.- М.:1986, с. 6-7)

Московское царство обладало в рамках своей православной культуры довольно высоким духовным уровнем: крепкой верой в Бога-отца, симфонией государственной и духовной властей, глубоким духовным единством народа и власти, другими особенностями православной культуры, которые мы оцениваем как “нормативные”.

Вместе с тем это была весьма консервативная система, мало способствующая реализации личного творческого потенциала каждого отдельного человека. Осуществлять что-либо принципиально новое в Московском Царстве было безумно трудно. Поэтому был необходим прорыв в европейскую цивилизацию, осуществленный Петром как революция "сверху". Неслучайно, мы не видим в истории Московского Царства сколько-нибудь великих творческих фигур, за исключением фигур духовных: Сергий Радонежский или Андрей Рублев. Не Ивана же Грозного считать «творческой фигурой»!?

Реальным итогом петровских реформ были не сами реформы, а оригинальный ответ на них России - “явление Пушкина” и весь последующий “золотой век” русской культуры. “Серебряный век” был уже подготовкой к минимизации последствий “большевистской колонизации“ России. Если «новые русские» не сумеют инициировать новый взлет культуры (не своим творчеством, конечно, а деньгами!), то нынешний уклон в социальном развитии России будет носить временный характер.
Б. Социальная идеология стабильности.

Учитывая наличие в политическом спектре России грандиозного разброса партий и общественно-политических движений - от экстремистских левых до крайне консервативных правых, ныне политической идеологией «стабильной России» может быть только "центризм". Душа народа, как нам кажется, устав мотаться от одного полюса (самодержавие) к другому (большевизм) жаждет стабильности, покоя и уверенности в завтрашнем дне. Духовно-инновационное начало культуры может сыграть в этой стабильности решающую роль.

Вместе с тем в отечественную стабильность мощную коррективу вносит экономическое НЕУСТРОЙСТВО народа, находящегося еще в иллюзии, что при большевиках «жилось лучше и все было...» Поскольку истинной причины низких цен советского периода никто толком не знает (проедание нефтедолларов), то автоматически переносят свои настроения в сферу политики.

Если ты родился в России, интенция к стабильности, как мы попытаемся показать, всегда иллюзорна. Однако, относительно «щадящее народ бытие» может реализоваться при условии доминанты центристской политической структуры. Это соответствует географическому положению России между Востоком и Западом, ее духовному предназначению быть сердцем планеты. Россия испокон веков была евразийским государством, даже когда она в эпоху Московского Царства на территорию Азии и не зарилась. История сама решила этот вопрос, помогая России образовать тесный альянс с Золотой Ордой на основах вассалитета. Это означает, что мы не были покорены, но находились в политической зависимости.

Россия всегда стремилась реализовать свое историческое предназначение в двух планах:

а) "синхроническом" ( через продвижение идеи всеобщей духовной связи через целостность культурного развития от Мифа к Инновации. Стабильность в России - это гарантии стабильности мира, но полная стабильность равна остановке в развитии, потому по своему также опасна;

б) "диахроническом" (как "гироскоп" мировой истории), изживая мировые проблемы, возникавшие в мире в связи с давлением на Россию со стороны лидеров мировых империй типа чингизидов, Наполеона или Гитлера. Россия предпочитала управляться с помощью различных «политических мнений", или на языке социологии - активностью их «референтных групп». Ярчайшим примером такого «лидера мнений» в России является Александр Пушкин. Поэтому приход деятелей культуры в политику сейчас нужно приветствовать по многим, в том числе и по указанной, причинам.

Творцам проще всего приучиться к использованию только мягких культурных методов принятия решений, в сравнению с чисто политическими, жесткими (как, например, ввод войск в Чечню). Политические механизмы стабилизации социума включают:



  1. государственное насилие ( правовые нормы и идеальные образцы поведения с соответствующими требованиями к личности);

  1. общественное саморегулирование ( давление Гражданского общества на государство);

  1. свободу индивидуального выбора личностью своей линии поведения, то есть, наличие комплекса "признаков", традиционно обозначаемых как "права человека".

Политическая идеология русской стабильности опирается на другие национальные особенности нашего менталитета:

  1. «универсализм» русской культуры или пушкинская «всемирность», как обозначил ее еще Ф.Достоевский:

  1. "соборная нравственность "русской духовности» (православные требования к русской коллективности и общинного жития);

  1. творческая свобода самоценной личности при обязательствах государства по невмешательству в частную жизнь;

  1. космическая программа духовного роста личности при наличии ее индивидуального «диалога с Богом».

Во всяком случае, мерилом развития личности, критерием ее ценности будет не утилитарная польза от любого человека, неважно государству, обществу или другой личности, а его духовная значимость, в которой реализуется и его космическое предназначение и близость к Богу. Лучше всего это происходит в самостоятельном творчестве.

Реальную стабильность российского общества можно гарантировать при условии появления общественных групп (чисто элитарных в форме закрытых клубов или демократических - в виде общественных объединений), поддерживающих в своих программах заявленные выше ценности стабилизации страны:



  1. опору на народную нравственность;

  1. преемственность культурных и религиозных традиций;

  1. уважение к правам человека;

  1. приоритет духовых ценностей жизни.

Путь к стабилизации в любом случае лежит через создание в России устойчивого "Гражданского общества". Неустойчивое у нас всегда было, но чтобы построить устойчивое, необходимо пресечь исключения из государственных законов, норм и нравственных оснований «для кого угодно», как это сейчас нередко практикуется, благодаря эффективно работающему "блату". коррупции или мафиозным структурам.

Как говорил Фамусов: "Ну, как не порадеть родному человечку?" Вместе с тем, бюрократическая традиция "сильного центра" должна быть дополнена стратегией по укреплению прав местного самоуправления, организационной системой "делегирования прав и ответственности" вниз. Нельзя закрывать глаза на слабости местного самоуправления, порожденные коррумпированностью местных властей. Спасение от нее не только в развитии гражданского общества и гражданских инициатив на местах, но и в сильной федеральной власти, а точнее в нахождении их Равновесия, Баланса и Гармонии. Уже давно отмечено, что спасение России пойдет от провинции, где сохранились силы для противостояния коррупции. Поэтому местным "спасателям России", прежде чем стремиться наверх, надо навести порядок в своих рядах.

"Врачу - исцелися сам!» Смешно учить центр, как ему честно жить, не видя "бревна" в собственном глазу. Проверить искренность местных руководителей, надевающих на себя тогу "спасителей нации" легко. Для этого нужно просто посмотреть, в какой степени в их программах присутствует общественный контроль за деятельность исполнительной власти собственного уровня. Допускают ли они существование "референдумов" или "учет общественного мнения" при принятии решений на местах, некоторые другие формы социального контроля (например, «общественные палаты», полное информирование о своих делах и о состоянии экономики своего региона). В какой степени общественный контроль в принципе законодательно закреплен на уровне местного самоуправления?

Формирование "Гражданского общества" предполагает не только развитую социальную инфраструктуру (существование элитарных и демократических социальных групп, слоев и страт), но и принципиальную возможность для самого маленького по статусу человека рассмотреть его не как средство, а как «Цель развития»!

Стоящие у власти социальные группы ("группы давления"), узурпировали право принадлежности к привилегированным группам, обладающим полнотой власти. В дополнение к этому, никак не изживаемому в России, злу обязательно должен существовать механизм защиты прав рядового гражданина, за которого долгое время выступала в нашей стране только национальная культура, породившая в частности традицию защиты "маленького человека". На Западе в этом не было нужды, поскольку права человека там были и так подтверждены законодательно.

В идеале необходимо стремиться к тому, чтобы «Принцип пользы" от человека для группы людей был законодательно заменен в России на духовно-творческий «Принцип "Любви". Не "Выгода", а "Духовность" будут править в России, если она не последует по пути забалтывающейся западной демократии. Но мы уверены, что у российской нации хватит веры в "Любовь Христову", чтобы надеяться на возможность избежать скорой тотальной гибели в горниле апокалиптического Страшного Суда. Поэтому Россия не имеет права "плошать", а должна обеспечить "цепную реакцию" духовной любви по всем мире. В этом суть её миссии, о которой мы ещё поговорим.

В особенности ясно это становится, как только мы начинаем анализировать итоги выборов на Украине, близкой по менталитету к России и всегда состоявшей её частью, даже ещё до своей государственности ( например, в эпоху Киевской Руси). Синдром свободы и «незалежности» легко реализовался русской и украинской вольницей на протяжении многих лет нашей истории. Украина как государство возникла из «Запорожской Сечи», когда под управлением Богдана Хмельницкого та сочла для себя возможной присоединиться не к Западу (как стремятся нынешние «западенцы»), а к России.

До этого на протяжении трехсот лет запорожские казаки были представлены сами себе и пожинали все плоды собственной свободы, иногда, правда, подключаясь к войскам Речи Посполитой. Сейчас ядро украинской истории возвращается «на круги своя». Народу Украины еще предстоит сделать свой окончательный выбор, но история, как известно повторяется, пусть сначала как «трагедия», а потом как «фарс».

В реальной практике нашей жизни уважение к "правам личности", к ее творческой свободе не может быть привито только силовыми методами, когда законодатели постановили, а исполнительные власти просто проводят в жизнь. Необходимо прежде всего культурное обеспечение этим акциям. Наша уверенность в принципиальной возможности реализации таких прав в России основана на знании истории русской культуры, издавна поставившей в свое основание защиту "маленького человека". Ни одна политическая акция в России не работает, пока не получила подтверждение со стороны Культуры. В истории противостояния Запада и Востока Украины это правило действует с полной очевидностью.

Такая идеология опирается на имеющийся лишь в Православии ( в отличие от Запада) запрет на индивидуальное спасение ("спасение избранных"), если нет возможности "спастись всем миром". Русская национальная идея состоит в том, что или мы вообще не спасемся, или придет спасение "со всеми, для всех и через всех". Это делает, кстати, вдвойне бессмысленной начинающуюся тенденцию украинского сепаратизма.



В. Законы стабильного развития социо-культурной системы:

Идея "стабильности" актуализировалась только после распада СССР. До этого в ней как бы не было необходимости. Раньше в Московском Царстве эта идея была еще популярна, но к эпохе Петербургской империи о ней уже не вспоминали. Поэтому сейчас все приходится начинать, все как бы с "нуля".

При анализе основ стабильности мы опираемся на указанные Принципы (Законы) стабильного развития:

а) поддержание целостности развития всей системы;

б) возрастание внутреннего разнообразия элементов в процессе развития;

в) рост внутреннего сходства элементов в ходе развития;

и на один методологический принцип: "моделирование процесса развития", которые мы рассмотрим по отдельности.

ЗАКОН ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ.

Суть данной закономерности может быть выражена в формуле: "Стабильность - это целостность системы". Стабильная Россия - это нечто большее, чем просто сумма хорошо функционирующих субъектов Федерации. В ней есть новое качество, которого они не имеют каждый по отдельности. Прежде всего специфика управления.

Кроме того этим качеством является наш международный авторитет даже при постоянном сползании России к положению третьеразрядной страны. Поэтому любой "парад суверенитетов" должен иметь рамки, выход за которые вреден всей России. "Целое всегда больше суммы частей" - это азы системного подхода, которые неплохо было бы освоить некоторым "кухаркам" (не обязательно женского пола), призванным управлять каким-нибудь регионом страны.

На каждом этапе развития России доминирует один из ее элементов, обеспечивающих целостность и преемственность развития на данном этапе. На наш взгляд, сейчас - это "Духовность". Почему?

В о - п е р в ы х, такова логика, как мы ее стремились показать, социо-культурного развития страны от Мифа к Инновации. Сейчас всем ходом своего и мирового развития страна вышла к этому этапу и должна обеспечить его нормальное прохождение, альтернативой которому является только экологический кризис и глобальный распад системы;

В о - в т о р ы х, и все человечество сейчас объединяет это состояние (экологический глобальный кризис), преодоление которого неизбежно, если мы хотим жить дальше. Механизмом спасения является жизнь по духовным законам и меркам;

В т р е т ь и х, многие страны уже ощущают, что за опасностью экологического кризиса скрывается более страшная опасность кризиса духовного. Точно также раньше в тени опасности ядерной катастрофы долгое время находился грех "постоянного загрязнения окружающей среды мира". Люди забывают Бога. По разным причинам: в России - по одним, на Западе - по другим. "Но если Бога нет, то все позволено" - волнуется один из героев Достоевского. Другой еще более афористичен: "Если Бога нет, то какой же я - капитан?"

В ч е т в е р т ы х, механизмом передачи духовности в процессе социального развития России был эффект "снятого качества" в ходе динамики системы от Мифа к Инновации. Если на первом этапе духовность исчерпывалась любовью славян к Природе; на втором - любовью к Природе и Творцу, ее создавшему; то на третьем - они дополнены любовью к открытию Истины (неважно - в научной или художественной форме). То сегодня нам дано понять «Духовность» не только как ощущение близости к Природе и свою неспособность причинить ей какую-либо боль, не только как признание и любовь к Богу и к Истине, но и как способность любить саму Любовь, ощущать радость от процесса вмещения в себя и Бога, и Природы, и других людей, сотворяющих друг другу в создании нового Инновационного и от этого вполне Стабильного Мира. Так, крайней мере, мы воспринимаем Православие.

Конечно, после создания устойчивой мировой системы, объединенной духовными законами, возникнут новые аспекты нестабильности, хорошо показанные в современных американских «космических блокбастерах, но подлинной Истины там мало. Не обладая «духовностью», американская культура полностью игнорирует в них духовные обстоятельства, говоря о Будущем. Она уповает лишь на Технику, но это очень слабое упование. Беда американцев в том, что они других вариантов просто не знают.

В ходе инновационного развития России постоянные "внешние вызовы" среды преобразуются во внутренние импульсы собственной динамики элементов системы. Россия развивалась от чисто внешних своих характеристик, связанных с окружающей Природой, в направлении внутренних - "осознание Бога и божественной искры в себе самом", акцента на процесс накопления в себе любви к Богу, радости от ее увеличения и преобразования этим самого себя.

В конце развития обычно происходит своеобразное "выворачивание", отмеченное в любой эзотерической литературе, когда внутреннее становится внешним. В его процессе рождается уже новая система, наследница прошлой. Поясним на примере Духовного Апокалипсиса. Как бы мы к нему ни относились, - как к Страшному судилищу или как к грозному предупреждению, в любом случае - это некий рубеж, Переход от одного состояния человечества к другому. Важно осознавать, что это не только духовный, но и прежде всего цивилизационный рубеж: жить , как мы жили раньше, транжиря ресурсы Природы, на каком-то этапе станет невозможным..

Когда в конце первого века Иоанн Богослов создавал "Апокалипсис", идея "Бога как любящего отца" еще не была для всех так очевидна, как сегодня, спустя, почти две тысячи лет после появления "Откровения". Евангелист еще переживал потерю человеком его "самости", поэтому для него этот переход был означен как «Страшный Суд». Для него важна и подхваченная только католицизмом и протестантизмом идея "спасения избранных". Он не учитывает, что для любящего Отца - спасать одних (праведников) и сжигать других в пламени "геены огненной" не допустимо, ибо все люди - "дети Бога, пусть малые и неразумные".

Современное понимание Греха близко к "отсутствию Разума", как и Свободу мы чаще осознаем по -философски в качестве "осознанной необходимости". Обижаться и карать людей за отсутствие этого разумения Бог не может, иначе бы он терял свойство любящего Отца. На наш взгляд, это - коренная особенность Христианства вообще в сравнении с другими конфессиями. К примеру, в исламе Аллах много более суров к ослушникам.

Все эти соображения заставляют по-другому посмотреть на картину Страшного Суда: не как на расплату за грехи, а только как на Переход от одного состояния человечества к другому, когда ему в результате тотального осознания своих грехов удаётся в принципе от них освободиться. Бог заинтересован в людях как в своих потенциальных сотрудниках, но засорять Космос грешниками Он все-таки не будет. Поэтому Он нас учит в надежде, что мы сумеем с честью закончить эту школу, выйдя на уровень «духовно- инновационного (как нам его нравится называть) сознания».

В процессе своего развития человечество накапливает определенный потенциал просветления (языческий, религиозный, научный и духовно-творческий). Сам механизм накопления включает и последнюю бифуркацию, в ходе которой начинается "цепная реакция" духовности, а сознание всего человечества становится инновационным.

Страшный Суд фиксирует, на наш взгляд, процесс "выворачивания" человечества изнутри наружу, когда его "внутреннее" (божественная сущность) становится "внешним". Так человечество обретает "святость", необходимую ему для выполнения этой космической миссии, получая при этом, возможно, не чисто материальное, а "информационно-энергетическое" тело, которое в физике называется "полевой структурой".

Миссия человечества на Земле заканчивается, а новая генерация уходит в космос, становясь ангелоподобными сотрудниками Бога. Так мы трактуем замысел Бога в отношении людей, так интерпретируем знаменитое "Откровение" Иоанна Богослова, являющееся последней частью Библии.

Чтобы завершить эту тему, необходимо зафиксировать наше представление о роли Антихриста. Мы не склонны считать, что - это некое лицо, будущий политик, который захватит в свои руки управление миром. Миром сейчас правит не человек, а духовный или материальный принцип (например, деньги - Долларовая Пирамида). Если это так, то Апокалипсис уже давно наступил. Повествование Иоанна нарочито метафорично, потому и было так много противоречивых толкований. Если принять за Антихриста «бездуховность», страсть к обогащению, власть денег, любовь к наслаждению, насилию, сексу и т.д., возникает новое понимание происходящих на планете процессов.

В свете этой гипотезы многое происходящее в западном мире становится ясным, в частности, привязанность многих стран к "Долларовой Пирамиде", обрекающей мир на медленный, но верный экологический кризис. Поэтому внешне и незаметно, что Апокалипсис уже давно идет по планете, нет же единого и постоянного экологического мониторинга за ходом загрязнения по причине погони за прибылью всех ресурсных концернов.

Антихрист в ходе нашей российской истории обретал многие личины: Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Нам удалось поставить в этот ряд и научную концепцию - "марксизм" (об этом позднее), что же мешает объявить Антихристом «бездуховность»? Противопоставить всемирной бездуховности еще что-то может только Россия, но лишь после осознания, что же ( или кто же) в действительности является ныне Антихристом?


Г. ЗАКОНЫ ВОЗРАСТАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РАЗНООБРАЗИЯ ЭЛЕМЕНТОВ:

Попытаемся еще раз вернуться к уже один раз нами зафиксированным законам системного развития культурно-исторического процесса в России, но на новом уровне:



1. Обогащение ключевого э л е м е н т а:

Обогащение ключевого, как сейчас становится ясным, элемента культуры - «духовности» происходит в ходе развития человечества за счет возрастания внутреннего разнообразия элементов. Это правило можно назвать принципом "возвышения сознания" в ходе развития систем, обладающих разумом.

В.И.Вернадский обозначил его как "закон цефализации" и почитал главнейшим законом космического развития. В теологии этот закон сравнивают с "Лестницей Иакова", показывающей ступени духовного возвышения человека на пути к Спасению. Иоанн Лествичник изобразил ступени этого духовного восхождения в своем знаменитом богословском труде "Лествица".

Как показывает анализ культурных систем , если их «ключевым элементом» (даже, если это «квантовая физика») не является «духовность», то это не культурная ( по крайней мере, некорректно осознанная) система.

2. Рост к о м м у н и к а т и в н ы х связей

В процессе развития человечества происходит адекватное осознание значимости и подлинной сущности всех составных частей культурной системы, которую мы назвали : "Природа", "Культура", "Социум", "Духовность".

Динамику этого роста отражает схема № 2.

ПЕРИОДЫ

ПРИРОДА

КУЛЬТУРА

СОЦИУМ

ДУХОВНОСТЬ

Киевская Русь

Среда обитания

и объект


поклонения

Славянско-

языческая



Племенные общины

и города


Мифологическая

и языческая



Московское

Царство


Творение Божие

Созерцание

православной

Нормы


Московский

социум на фоне

сельских общин


Православно-

догматическая



Петербургская

Империя


Неисчерпаемый

ресурс для

хозяйства


Национально-

творческая и

личностная


Равновесие

городов и сел



Научно-творческая

Инновационная

Россия


Окружающая

среда, требующая

очистки


Инновационно-

творческая и

духовная


“Мировая деревня

”благодаря

новым средствам

коммуникаций



Творческо-

преобразующая себя и

окружение



3. У с л о ж н е н и е смысловой информации :

"Смыслами" вслед за М.М.Бахтиным мы называем "ответы на вопросы". Носителями "смыслов" в ходе человеческой истории называли волхвов", "ведунов", "мыслителей", «гениев» и других знающих людей. Рост смысловой информации косвенно можно проследить в диаграмме роста "носителей смыслов" в процессе истории:

Схема № 3

КИЕВСКАЯ РУСЬ

МОСКОВСКОЕ

ЦАРСТВО

ПЕРЕРБУРГСКАЯ

ИМПЕРИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ

РОССИЯ

Ведуны, волхвы,

старцы


Ведуны

Странники

Праведники




Монахи

Православные творцы

Целители







Монахи и

священнослужители



Инновационные

творцы











Просветленные

Почему же усложняются духовные смыслы в ходе развития?

1.Растет возможность принимать в себя большую духовную энергию.

2. Идет увеличение объемов теоретического знания.

3. Человечество становится готовым воспринимать большую, чем раньше, информацию.



  1. Психологическое усложнение жизни вызывает реакцию отторжения от мира и уход в духовное уединение. Контакт с Космосом происходят лишь в «молчании».



4. 0 б м е н "э ф ф е к т и в н о с т и" н а "у н и в е р с а л ь н о с т ь"

В ходе развития происходит, как уже говорилось, своеобразный «обмен эффективности системы на ее универсальность». Нельзя от социокультурной системы требовать одновременно прагматической смысловой эффективности и универсальной восприимчивости к космическим смыслам. Или то или другое. Это требование фиксируется в правиле обмена «эффективности» на "универсальность".

Судьба России - прекрасный пример реализации этого принципа. Если под "порядком" (вспомните поэму А.К.Толстого «История государства российского от Гостомысла до Тимашева») понимать "прагматическую эффективность" управления или функционирования системы в целом, то «такого порядка» в России не было и не могло быть, ибо она является страной, ориентированной на "универсальную духовность". Всегда в ней что-то строится и никогда не достраивается, изобретаются какие-то трудности, которые потом героически преодолеваются. Возникают постоянно новые, правда, не только инновационные, идеи.

Вопреки всякой житейской логике (немецкой, к примеру) Россия всегда тянулась не к порядку, а к универсальности бытия, желанию «спастись со всеми и через всех». Только благодаря этой универсальности в ней стал возможен огромный взлет культуры не только в Х1Х веке, но и в ХХ в эпоху колоссального духовного давления со стороны марксизма. Только в России могли родиться такие предельно универсальные духовные концепции как "возрождение всех предков" Ник. Федорова или “русский космизм", или такие бытовые странности как "юродивые", "странники" и «пророки» всех рангов и мастей.

Именно космическая универсальность России помогает ей в любых социальных ситуациях оставаться собой и поддерживать "всемирную ориентацию" своей культуры, отмеченную Ф.Достоевским в гении А.Пушкина. Поэтому абсолютно не. понимают Россию те, кто настаивая на локальной эффективности, не учитывают, что узких специалистов в мире "хоть пруд пруди", а по спецов глобальной универсальности - "раз, два и обчелся" ...
Д. ЗАКОНЫ ВОЗРАСТАНИЯ ВНУТРЕННЕГО СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

(Насыщение духовностью всех сфер социальной жизни)

Основной девиз: "Главное условие успешной самоорганизации системы - ее духовность, проявляющаяся в:
А. Соединение близкодействия элементов с их дальнодействием:

а) синхронический аспект:

Являясь элементом социальной системы, обычно мы эмоционально реагируем лишь на то, что нас непосредственно касается: например, повышение цены на хлеб в булочной. На события в Чечне или на Украине мы реагируем меньше, хотя, возможно, именно они-то и вызывают повышение цен.

Духовное развитие позволяет нам соединить традиционное для нас реагирование по типу "близкодействия" с пониманием и эмоциональной или рациональной реакцией на дальнодействующие объекты.

Осознание дальнодействия как активной взаимосвязи далеко отстоящих друг от друга элементов является характерной особенностью развитой духовности. В России количество людей, способности которых позволяют им плавно переходить от "близкодействия" к "дальнодействию", растет из года в год. Такие способности существуют и в младшем поколении - среди детей младше десяти лет, что отмечается сейчас многими педагогами. Этот принцип тесно связан с идеей «всемирной связи всего со всем».

б) диахронический аспект:

Большинство образованных людей ныне могут вполне адекватно осознавать, что Прошлое России оказывает огромное воздействие на ее Будущее. В советскую эпоху таких людей было много меньше, ведь из нас воспитывали "Иванов, не помнящих родства". Вспомните, были ли в вашем городе памятники событиям, произошедшим до Октябрьской революции 1917 года? Почти нет! Рассуждая чисто теоретически, имеет место и обратное влияние: Будущего на Прошлое.

Расширение сознания, включающее видение Будущего (ясновидение) помогает нам сформулировать более правильное мнение о Прошлом, чтобы понять Настоящее, ибо оно - лишь точка на дистанции от Прошлого к Будущему.

Возможно, однако, и неведомое нам пока более глубокое воздействие. Параллельно действует и такое правило: "Чем больше знаний мы открываем о предмете изучения, тем шире становятся границы непознанного в нем". В адекватном познании сути очень важную роль играет выбор точки зрения на объект и соответствующего объекту масштаба его рассмотрения. Расширение масштаба влечет и углубление познания. Глубокие духовные истины были в древности даны людям с расширенным сознанием, но носили эзотерический, то есть, скрытый от профанов, характер.

Такие неожиданные по содержанию книги, как "Роза мира" Д.Андреева не могли бы появиться у автора с узким земным горизонтом видения реальности. Ничего подобного этой книге в мире нет, кроме, может быть, "Божественной комедии" Данте Алигьери.



2. Выход за пределы с и с те мы :

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр
7964.94kb.
32 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Введение в аэродинамику и динамику полета вертолетов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
34.98kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика» Раздел I. Теория вероятностей. Тема Основные понятия теории вероятностей. Предмет курса
1432.57kb.
5 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.