Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Раздел 5. Совместная деятельность образовательного учреждения,

семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования необходимо осуществлять совместно с общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала, а также с традиционными религиозными организациями (с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

• участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

• проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.



Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период её истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласовываются с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогический лекторий для родителей






1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Воспитание гражданствен-ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Вечер вопросов и ответов: «Учим детей общению. Развиваем комму-никативные способности»

Задачи: Показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личнос-ти. Познакомить родителей с мето-дами и приемами развития комму-никативных способностей.



Родительское собрание: «Ваши дети и школьный коллектив»

Родительская конференция

«Воспитание куль-туры поведения у младших школьни-ков»

Задачи: Помочь родителям в воспи-тании культуры поведения у детей;

Помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспита-ния и найти пути их устранения



Правовой всеобуч

«Поговорим о ювенальной юстиции»



Родительская конференция

«Воспитание сознательной дисциплины»

Задачи: Познакомить родителей с методами воспитания

Сознательной дисциплины младших школьников»




Правовой всеобуч «Наказание или защита?»

Вечер вопросов и ответов «Пока не поздно. Права и обязанности родителей и детей»

Задачи: Разъяснить родителям причи-ны совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании.

Формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье.

Правовой всеобуч «Свобода и закон»,

Родительское собрание: «Законы жизни семьи, зако-ны жизни класса»

Родительское собрание: «Как уберечь ребенка от насилия»


Воспитание нравственных чувств и этического сознания


Круглый стол

«Ваш ребенок выбирает друзей»

Задача: Разъяснить родителям. как можно оказать помощь своему ребенку при выборе друзей


Родительское собрание: «Приви-ваем детям хоро-шие привычки»

Родительское собрание: «Азбука дорожной безопасности».


Круглый стол «Почему дети лгут»

Задача: Разъяснить родителям. как научить ребенка исполнять свои человеческие обя-занности перед своей совестью, работать над собой»



Родительское собрание: «Эмо-ции положитель-ные и отрицатель-ные»

Круглый стол

«Воспитание сознательной дисциплины»

Задача:

Познакомить родителей с методами воспитания сознательной дисциплины


Родительское собрание:

«Причины и последствия детской агрессии»



Родительское собрание: «Значе-ние общения в развитии личност-ных качеств ребен-ка»

Тренинг для родителей «Нравственный микроклимат семьи - основа формирования личности ребенка»

Задача: Показать, как здоровый психологический микроклимат семьи определяет формирование личности ребенка.



Родительское собрание:

«Учите детей отвечать за себя»



Родительское собрание: «Как преодолеть застен-чивость и неуве-ренность ребенка»

Родительское собрание: «Как научить своего ребенка жить в мире людей»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Интеллектуаль-ная мастерская

«Учебные способ-ности ребенка, пу-ти их развития в урочной и внеу-рочной деятель-ности»

Задача: Дать реко-мендации родите-лям, как дать воз-можность ребенку проявить свои спо-собности, свою уникальность и неповторимость

Родительское собрание: «Леворукость и праворукость»


Интеллектуаль-ная мастерская

«Как помочь ребенку стать внимательным»

Задачи: Дать реко-мендации родите-лям по развитию внимания у детей

Показать приемы, игры, упражнения для развития внимания




Родительское собрание: «Пер-вые уроки школь-ной отметки»

Родительское собрание:

«Домашняя школа интеллектуального развития»



Семинар «Трудо-вое воспитание ре-бенка в жизни семьи. Его роль в развитии работо-способности и лич-ностных качеств»

Задачи: Дать реко-мендации родите-лям по трудовому воспитанию ребен-ка. Показать роль семьи в развитии работоспособности школьника


Родительское собрание: «До-машние задания и их назначения»

Родительское собрание: «Трудо-вое участие ребен-ка в жизни семьи»

Собрание –кон-курс: Папа, мама, я –читающая семья

Задача: Содейст-вовать воспита-нию любви к чте-нию у младших школьников



Родительское собрание: «О чем может рассказать школьный днев-ник»

Родительское собрание: «Спо-собности и приле-жание – звенья одной цепи»

Родительское собрание: «Наши трудные дети»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни


Семейная гости-ная «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия»

Задача: Убедить родителей в необ-ходимости соблю-дения ребенком режима дня.


Родительское собрание:

«Голубой экран», здоровье и разви-тие личности»




Семейная гости-ная «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия»

Задача: Убедить родителей в необ-ходимости обсуж-дения и решения в семье проблемы вредных привычек



Родительское собрание: «Приви-ваем детям хоро-шие привычки» Родительское собрание: «Как научиться быть здоровыми»


Семейная гости-ная «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия»

Задача: Дать реко-мендации родите-лям по укрепле-нию здоровья детей


Родительское собрание: «Вред-ные привычки и их предупреждение»

Родительское собрание: «Дети и компьютер»


Круглый стол

«Проблемы вред-ных привычек у детей»

Задача: Разъяснить родителям природу и значение предрас-полагающих факто-ров к курению и токсикомании

Родительское собрание: «Здоро-вье и развитие личности»

Родительское собрание: «Как пережить стрессо-вые ситуации»

Родительское собрание: «Как на-учить дочку или сы-на говорить «нет».

Практикум: «Как принять правиль-ное решение»


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)


Круглый стол

«О воспитании любви к природе»

Задачи: Побудить родителей к целе-направленному воспитанию у сво-их детей любви к природе, заботли-вого отношения к ней


Круглый стол

« Восторги от со-зерцания природы выше, чем от искусства»

( П.И. Чайковский)

Задачи: Способст-вовать повышению роли семьи в вос-питании любви к природе



Семейная гости-

ная «Через краси-вое к человечному»

Задачи: Показать родителям важ-ность роли семьи в воспитании инте-ресов и положите-льного отношения

ребенка к природе.


Круглый стол

«Человек, который понимает природу, благороднее, чище»

Задачи: Рассмот-реть с родителями

методы и приёмы

воспитания у детей

любви к природе.




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):


Психологическая игра «Пусть будет

добрым ум у вас и

сердце добрым

будет»


Задача: Показать родителям значи-мость воспитания эстетических идеалов у младших

школьников


Родительское собрание:

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».




Педагогический практикум «Се-мейные праздники и традиции»

Задача:Показать, какова роль ребен-ка в проведении семейных празд-ников и поддержа-нии семейных традициий


Родительское собрание:

«Семейные праздники и их значение для ребенка»




Собрание -диспут

«Секреты красоты»

Задача: Побудить

родителей к целе-направленному

воспитанию у своих детей любви к прекрасному

Родительское собрание:

Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека.



Круглый стол

«В мире прекра-сного» (выставка творческих работ

обучающихся»)

Задача: Познако-мить родителей с творчеством детей.

Показать, какова роль родителей в развитии способ-ностей детей

Родительское собрание:

«Хороший тон-лучший воспита-тель»





Раздел 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.



Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.



Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятым нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве,

познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования восхождение
340.91kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Курашова Маргарита Александровна моу «Медико- биологический лицей»
250.71kb.
1 стр.
Утверждено приказом директора мобу лицея №7 от 29. 08. 2011 №
2448.45kb.
14 стр.