Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Раздел 4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодёжью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой — обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребёнка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:



Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно_деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании

которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.



Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса—задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования. Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией.

Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.



Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского госу-дарства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.



Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.



Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
4.3. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Раздел

Содержание раздела

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Воспита-ние граждан-ственнос-ти, патрио-тизма, уважения

к правам, свободам

и обязан-ностям человека


  • получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государст-венной символикой — Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится ОУ

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патрио-тического долга, с обязанностя-ми гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокуль-турными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значе-нием государственных праздников (в процессе бесед, проведе-ния классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмот-ра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздни-ков, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспе-диций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, прове-дении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриоти-ческого содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослы-ми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей
    школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.




Литературное чтение

Вводный урок. «Календарь и календар-ные празд-ники».

Раздел: «Наш дом»



Раздел «Ска-зочные богатыри»

Разделы:

«День Победы»,

«Родная земля»


Разделы: «Путешествие 11», «Гайдар и дети»

Окружающий мир




Разделы: Россия – наша Родина.

Разделы:

«Времена Древней Руси», «Времена Московского государства», «Времена Российской Империи», «Времена Советской России и СССР», «Современ-ная Россия»

Проекты «Сохраним историю родного края», «Отмечаем государст-венные праздники»


Раздел:

«Человек и многоликое человечест-во»



ИЗО




Жизнь и искусство. «Подвиг героя».







Технология






Подготовка открыток-сувениров к праздникам «Дню Защитника Отечества», «Дню Победы»




Внеурочная деятельность

Курсы «По страницам истории нашего города»,

«Моя малая родина»



Беседы: «Встреча народов – встреча культур»,

«Коренные жители Кузбасса»,

«Народы России»

Курсы «По страницам истории нашего города»,

«Моя малая родина»


Беседы: «У каждого наро-да свои герои», «Любимый уголок родной природы»,

«Наш микро-район.», «Зна-ки и сигналы

в пути»


Беседы: «Земля наш дом род-ной», «Мы такие раз-ные», «Об-раз русской женщины в современ-ной лите-ратуре»

Классные часы

«Первый раз — в первый класс», «Я-гражданин России»,

«Государст-венные сим-волы Рос-сии», «День защитников Отечества»,

«День кос-монавтики»,

«9 мая — праздник Великой Победы». «Наш город в годы ВОВ», «Мы помним, как все начина-лось…» (история гимназии)



«Ради жизни на земле», «Мы жи-вём в мно-гонацио-нальной

стране»,

«Самые дорогие слова…»,

«Мы –граждане страны.

«Наши славные символы»,

«Человек шагнул в космос»,

«Дорога в космос»,

«Живая память по-колений»,

«России верные сыны»,

«Нам этот мир заве-щано беречь»



Культура и быт русского народа

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

Беседы: «Россия- родина моя»,

«День защитников Отечества»,

«День космо-навтики»,

«9 мая — праздник Великой Победы».



«Символи-ка Кемеров-ской облас-ти», «Права личности и уважение прав других, «За что я люблю сво-их родите-лей», «Мой дом – моя крепость?!», «Истории и предания моего рода»

Акции

Ветеран живет рядом (подготовка и вручение открыток-сувениров к праздникам «Дню Защитника Отечества», «Дню Победы»). Праздничный концерт «Берегите старых людей, без которых не было бы вас»

Встречи

Встречи с представителями трудовых династий, интересными людьми, ветеранами ВОВ («О чем рассказал орден»).

Выставки

История моего горо-да в фото-графиях

Он учился в нашей школе (о воинах-интерн)


Музейный урок «Родной город в годы ВОВ». «Люди каких национальностей живут в нашем горо-де», «Исто-рия города в именах и цифрах»

«Семейные реликвии»,

«История Анжеро - Судженска

в улицах».


Спортивные соревнования, ролевые игры

«Веселые старты», «Старты надежд», «Муравей-ник», «Папа, мама, я -спортивная семья»,

«Сильные, ловкие, смелые...»



«Веселые старты», «Старты надежд», «Муравей-ник», «Па-па, мама, я -спортивная семья»,

«Сильные, ловкие, смелые...»



«Веселые старты», «Старты надежд», «Муравей-ник», «Папа, мама, я -спортивная семья»,

«Сильные, ловкие, смелые...»



«Веселые старты», «Старты надежд», «Муравей-ник», «Па-па, мама, я -спортивная семья»,

«Сильные, ловкие, смелые...»



Воспита-ние нравст-венных чувств и этичес-кого сознания


  • получение первоначального представления о базовых цен-ностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные ком-позиции, художественные выс-тавки и др., отражающие куль-турные и духовные традиции народов России);

  • ознакомление по желанию обучающихся и с согласия роди-телей (законных представите-лей) с деятельностью традиционных религиозных организа-ций (путём проведения экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятеля-ми);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежли-вого, приветливого, вниматель-ного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосер-дия, в оказании помощи нужда-ющимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполне-ния и презентации совместно с родителями (законными пред-ставителями) творческих проек-тов, проведения других меро-приятий, раскрывающих исто-рию семьи, воспитывающих ува-жение к старшему поколению,

укрепляющих преемственность между поколениями



Литературное чтение

Разделы: «Попрыгать, поиграть…»,; «Наш дом»


Раздел

«Сказка мудростью богата»



Разделы: «Летние путе-шествия и приключения», «Уроки и переменки», «Животные в нашем доме», «Мы с мамой

и папой»


Раздел

«Путешествие 11». Литературный утрен-ник в «Со-кольниках»



Окружающий мир

«Мой дом. Моя семья»;

«Как мы понимаем друг друга»

«Твоя семья и друзья»; «Что нас окружает»; «Учимся решать жизненные задачи».





«Твои родные и твоя родина в потоке времени»

Раздел

«Путешествие 11». Литературный утрен-ник в «Со-кольниках»



ИЗО



Великая сила искусства.

Рисование животных «Наши дру-зья», «Такие разные лица (возраст и мимика)», «Семейный портрет»




Технология

«Мудрость народа»


«Наш театр».

Знакомство с изготовлении-ем балаган-ного театра.

«Театр»

Внеурочная деятельность

«Я познаю себя – я по-знаю мир»,

«Подвиж-ные игры разных по-колений», «Подвиж-ные игры народов мира»



«Я познаю себя – я по-знаю мир»,

«Подвиж-ные игры разных по-колений», «Подвиж-ные рус-ский народ-ные игры»



«Я познаю себя – я по-знаю мир»,

Проект «Дети и куклы»



«Я познаю себя – я по-знаю мир»,

Проект «Дети и куклы»



Классные часы

«Учимся быть добры-ми», «Что такое кол-лектив», «Человек среди лю-дей», «Доб-рая душа – добрые поступки», «Мир полон чудес», «На-строение и забота», «Что такое справедли-вость»,«Не-знакомый человек – друг или враг», «С детства дружбой дорожи»


«Правила поведения в общест-венных местах»,

«Устав - основной закон школы»,

«Привет-

ствия в жизни лю-дей», «В гостях у русской матрешки»



«Погоорим о вежливости», «О заботли-вом отноше-нии к людям»

«Будь нетер-пимым к гру-бости и черствости, не будь рав-нодушным»



Цикл часов

- «Культура поведения и такт»

- «Чувство, характер, настроение»

- «Нравствен-ные отноше-ния в коллек-тиве», «Встречают по одежке».



«Нравственные устои и этика пове-дения»,

«Правила, обязатель-ные для всех», «Чес-тен тот, кто работает на совесть»,

«Как нау-читься веж-ливости» «Хорошим хозяином быть непросто»


Ролевые игры

«Слова выражения просьбы, благодарности, извине-ния». «На дне рождения». «Какого человека называют культурным? ». «Правила поведения в школе». «Если добрый ты – это хорошо!»

Экскурсии

Краевед-ческий му-зей, улицы родного города



Краеведче-ский му-зей, улицы родного города,

Томская писаница



Театры, му-зеи, памят-ники Кеме-ровской об-ласти


Походы по знамена-тельным местам Ке-меровской области


Акции

«1 сентября – каждому школьнику!», «Теплая варежка», «Подари радость детям», праздничный концерт ко Дню матери, ко Дню пожилого человека, возложение цветов к памятникам в честь Дня Победы

Экологические субботники

Беседы




«Погово-рим о цветах»

«Деревья в творчестве разных наро-дов»

«Народные приметы осени»

Музейный урок

«О чем может рассказать елочная игрушка»

«История новогодних рождествен-ских празд-ников»

«Рождествен-ские тради-ции русского народа»


«Как встречали Рождество наши бабушки»

Воспита-ние трудолю-бия, творче-ского отноше-ния к учению, труду, жизни.


получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различ-ными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприя-тия, встреч с представителями разных профессий;

  • узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

  • получают первоначальные н-авыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстника-ми, старшими детьми, взрослы-ми в учебно-трудовой деятель-ности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных меро-приятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

  • приобретают опыт уважитель-ного и творческого отношения к учебному труду;

  • учатся творчески применять знания, полученные при изуче-нии учебных предметов на практике

  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятель-ности на базе образовательного учреждения и взаимодейст-вующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промысла-ми, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

  • участвуют во встречах и бесе-дах с выпускниками своей шко-лы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших

достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Литературное чтение










Раздел «У истоков русской детской литера-туры», «Путешес-твие 8 (в…биб-лиотеку)

Оружающий мир

Твоя семья и твои друзья







Раздел «Ру-котворная природа»

ИЗО








Истории развития искусства

Технология

«Гармония во всём»


«Прекрас-ное в труде».

«Деятельность человека в разные эпохи», «Проектируем

и моделируем город»



В поисках совершен-ства, учас-тие в раз-работке и реализации различных проектов

Внеурочная деятельность

«Юный цветовод»,

«Загадки зеленой планеты»



Устный журнал «Ученье и труд все перетрут»







Классные часы

«Как пере-жить огор-чения и страхи»,

«Мальчики и девочки. Дружить или ссо-риться?»,

«Я-ученик»


Беседы: «Все профессии важны, все профессии нужны»,

«Любить свой город – значит быть ему полезным» «Твой труд дома»,

«Панорама добрых дел»


«О добро-совестном отношении к труду», «Кем я хочу быть?», «Стремиться к цели или ждать чуда?»


«О забот-ливом отношении к людям»,

«Что озна-чает ваша фамилия?» «Познай себя», «Кто лидер?»



Фотовыс-тавка «Труд в нашей семье»

Экскурсии

Экскурсии на предприятия, где работают родители.

Акции

«Весна на подоконнике» (выращивание рассады цветов), «Город мастеров» (изготовление новогодних игрушек, снежных фигур)

Музейный урок

«О чем рассказала старая тетрадка»

«Ими гордится школа»

«Учительс-кие династии нашей гимназии»

«Ими гордится наш город»

Беседы

«О бережном отношении к школьному имуществу», «Сколько стоит «бесплатно?», «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Азбука профессий!» мини-проект

Форми-рование ценност-ного отноше-ния к здоровью и здоровому образу жизни



  • приобретение познаний о здо-ровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого ор-ганизма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической куль-туры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требо-вания к здоровью);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражне-ниями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение мето-дов и форм физической куль-туры, здоровьесбережения, про-стейших элементов спортивной подготовки (на уроках физии-ческой культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спор-тивных соревнований);

  • составление здоровьесберега-ющего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитар-но-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздо-ровляющим влиянием природ-ных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологи-чески грамотного питания (здо-ровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья фи-зического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-пси-хологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, меди-цинскими работниками образо-вательного учреждения, роди-телями (законными представите-лями);

  • получение знаний о возмож-ном негативном влиянии компь-ютерных игр, телевидения, рек-ламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, пси-хологами, медицинскими работ-никами, родителями (законными представительями).




Окружающий мир

«Как мы узнаём мир»







Раздел «Как работает организм человека»

Технология






«Переосмыс-ление жизни в творчестве человека»


Физическая культура

«Основные знания о физической культуре»; «Гимнас-тика», «Лёгкая атлетика», «Лыжная подготовка».

Внеурочная деятельность

«Азбука бе-зопасности»

«Подвижные игры наро-дов мира»,

«Здоровье в твоих руках»

«Подвижные игры разных поколений»



«Азбука бе-зопасности»

«Подвижные игры наро-дов мира»,

«Здоровье в твоих руках»

«Русские народные подвижные игры»



«Азбука бе-зопасности»

«Уроки здоровья»,

«Здоровье в твоих руках», спортивные секции


«Азбука

Безопас-ности»,

«Здоровье

в твоих руках»

спортив-ные секции


Классные часы

«Мой режим дня», «Вред-ные и полез-ные для здо-ровья привы-чки», «Лич-ная гигиена школьника»,

«Болезни, которые порождают увлечения компьютер-ными играми и телевиде-нием», «В гостях у Светофора»




«Мы-пас-сажиры»,

«Веселые приключе-ния в стра-не дорож-ных зна-ков», «В гостях у Мойдоды-ра», «Безо-пасность при любой погоде»,

«Не видать грязнулям счастья»,

«Лекарства лесного царства»





«Как сохра-нить улыбку красивой»,

«Как сделать сон полез-ным», «Мы и наше здоро-вье», «Пра-вила безопас-ного поведе-ния в доме, на улице, в транспорте», «Гигиена школьного труда и отды-ха», «Как закаляться»,

«Профилак-тика инфек-ционных за-болеваний», «Микробы», «О вредных привычках»


«Оказание первой по-мощи при несчастных случаях»,

«Как мож-но повы-сить само-оценку?»,

«Друг или враг нам этот табак?»,

«О злом короле Никотине»




Спортивные соревнования, ролевые игры

Спортивные соревнования: «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики!», «Сильные, ловкие, смелые»

Спортивные игры: «Мой веселый, звонкий мяч» «Витамин – шоу», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «Знающий пешеход»

Познавательные игры: «Домашний доктор», «Советы медсестры», «Перекресток», «Ты дорожишь своим здоровьем?», «Питание – основа жизни»

Праздники: «Зимние забавы», «Путешествие в Страну здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух», «Муравейник»

Конкурсы рисунков: «Мы — за здоровый образ жизни!", «Вред табачного дыма»

Воспита-ние цен-ностного отноше-ния к природе, окружающей среде (экологи-ческое воспита-ние)


  • усвоение элементарных пред-ставлений об экокультурных ценностях, традициях этичес-кого отношения к природе в культуре народов России, дру-гих стран, нормах экологичес-кой этики, об экологически грамотном взаимодействии че-ловека с природой (в ходе изу-чения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувствен-ного непосредственного взаимо-действия с природой, эколо-гически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических похо-дов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природоохра-нительной деятельности (в шко-ле и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цве-точных клумб, очистка доступ-ных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных эколо-гических центров, лесничеств, экологических

  • патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • посильное участие в деятель-ности детско-юношеских обще-ственных экологических органи-заций;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).




Литературное чтение

Раздел. «Маленькие открытия»





Разделы: «Прощание с летом», «При-рода летом», «Глухая пора листопада», «Поёт зима, аукает», «О весна, без кон-ца и без края»

«Путеше-ствие 6» Мир при-роды при-ходит на страницы книг.

Окружающий мир

Раздел «Живые обитатели Земли».





Как нам жить в дружбе с при-родой. Проект «Сохраним красоту приро-ды»

Земля – планета жизни.



ИЗО






Зимушка-зи-ма (пейзаж), практическая работа «Весё-лые попугай-чики»

Взаимо-связь ху-дожест-венного образа и ассоциа-ций.



Технология






«Образы рас-тений в ис-кусстве», «Единство человека и природы», «Цвет в при-роде и твор-честве»

«Худо-жествен-ная масс-терская»

Внеурочная деятельность

«Юный цве-товод», «За-гадки зеле-ной плане-ты», «Юный эколог»,

«Астроно-мия для малышей»












Классные часы

«Правила поведения в природе»,

«Мини – ис-следование: «Какие рас-тения растут

в нашем дво-ре?», «О бра-тьях наших меньших», «Звери и пти-цы зимой», «Животные и растения Красной книги»


«Природа в опасности», «Мы поём про наш чудесный двор», «Как чудесен этот мир, посмот-ри!», «Жи-вотные в го-ды великой Отечественной войны», «Красная книга при-роды», «Лес благодарит и сердится», «День Зем-ли»

«Земля-наш общий дом», «Эти забав-ные живот-ные», «Лес-ная аптека»,

«Человек – часть приро-ды», «Удиви-тельное ря-дом», «Охра-на водоемов»



«Наши младшие друзья», «Зелёный наряд на-шей пла-неты»,

«Будь че-ловеком, человек!»,

«Такой не-знакомый знакомый мир», «Расти-тельный и животный мир земно-го шара»


Акции

«Весна на подоконнике» (выращивание рассады цветов)

Экскурсии

Краеведчес-кий музей

г. Анжеро -Судженска



Краеведчес-кий музей г.Кемерово

Краеведчес-кий музей г.Мариинск

Музей-за-поведник «Томская писаница»

Воспита-ние ценност-ного отноше-ния к прекрас-ному, формиро-вание представ-лений об эстети-ческих идеалах и ценнос-тях (эсте-тическое воспита-ние)


  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зод-чества и на объекты совре-менной архитектуры, ландшафт-ного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с луч-шими произведениями искус-ства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным филь-мам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художе-ственной культуры родного края, с фольклором и народ-ными художественными промы-слами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой де-ятельности, внеклассных меро-приятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фести-валей исполнителей народной музыки, художественных масс-терских, театрализованных н-ародных ярмарок, фестивалей народного творчества, темати-ческих выставок);

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружа-ет обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотво-рений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художест-венных фильмов о природе, городских и сельских ландшаф-тах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, зна-комство с местными мастерами прикладного искусства, наблю-дение за их работой;

  • получение первоначального опыта самореализации в различ-ных видах творческой деятель-ности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополни-тельного образования);

  • участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой де-ятельности, реализации культур-но-досуговых программ, вклю-чая посещение объектов худо-жественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутрен-него душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений.

Литературное чтение



Раздел «Самое обыкновен-ное чудо»

Раздел «Наполним музыкой сердца»

«Путешес-твие 14» Опять зна-комые не-знакомцы

Окружающий мир

«Что нас окружает», «Времена года»

«Моя страна»




«Что чело-вечество ценит боль-ше всего?

ИЗО

«Идеал в жизни и в искусстве

«Жизнь и

искусство»



Знакомство с хохломской росписью.

Жизнь и деятель-ность человека

Технология

«Разные лю-ди – разные культуры»

Великая сила искусства.




Средства художест-венной вырази-тельности

Внеурочная деятельность

Курсы «Изонить»,

«Секреты оригами»,

«Волшеб-ный лоску-ток», «Плас-тилиновая азбука»,

«Книжный Айболит»,

«Волшебст-во красок»











Классные часы

«Красивые и некрасивые поступки», «Природные дары для поделок и игры»

«Чем кра-сивы люди вокруг нас», «Люди, без которых моя жизнь была бы невоз-можна»

«5 минут с прекрасным»

«Мир вокруг меня. Какой он?», «Радос-

ти моего до-ма»


Праздники и будни моей семьи.



Экскурсии

Краеведчес-кий музей

г. Анжеро –Судженска





Краеведчес-кий музей г.Кемерово

Краеведчес-кий музей г.Мариинск


Музей-за-поведник Томская писаница







































<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования восхождение
340.91kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Курашова Маргарита Александровна моу «Медико- биологический лицей»
250.71kb.
1 стр.
Утверждено приказом директора мобу лицея №7 от 29. 08. 2011 №
2448.45kb.
14 стр.