Главная
страница 1
«Цыплят по осени считают»,

или из опыта работы кафедры молодых педагогов
Сарбулатова А.К., руководитель кафедры молодых специалистов

МБОУ СОШ № 159 с углубленным изучением математики, физики
Пять лет назад наша школа, основанная в 1962 г., подошла к критическому этапу своего развития. Средний возраст педагогического коллектива приближался к пенсионному. Значительная часть учителей, создавших своим трудом доброе имя школы, уходила на заслуженный отдых. Приходящие новые учителя зачастую были людьми случайными в образовании.

К идее создания особого объединения учителей в структуре школы привело осмысление проблем, с которыми мы столкнулись:



    • как не потерять высокий статус образовательного учреждения, известного в районе, городе своими инновациями, традициями, хорошим уровнем качества образования учащихся?

    • как привлечь и закрепить в школе способных молодых учителей?

    • как соединить в единый, цельный коллектив, объединенный творческой педагогической идеей, и молодых, и опытных учителей?

Так, 1 сентября 2009 г. была основана кафедра молодых специалистов, призванная облегчить процесс адаптации молодых учителей с целью закрепления начинающих педагогов в нашем образовательном учреждении.

Чтобы реализовать эту цель, кафедра приступила к решению задач:



  • создание комфортных условий для молодых специалистов в плане общения с коллегами и администрацией;

  • ознакомление начинающих педагогов с особенностями работы учителя-предметника, классного руководителя;

  • осуществление наставничества опытных учителей над молодыми специалистами;

  • формирование в молодых людях осознание того, что в образовательном процессе нет мелочей;

  • создание условий для формирования педагогического стиля конкретного молодого учителя.

В сложном организме нашего образовательного учреждения определена важная роль кафедры – координировать взаимосвязь методов адаптации молодого специалиста:

  • организационно-административные (контроль «вхождения» начинающего педагога в профессию),

  • экономические (оплата труда, государственная финансовая поддержка молодых специалистов, система поощрения из надтарифного школьного фонда),

  • социально-психологические (вовлечение учителя в различные связи и взаимодействия в коллективе, что способствует его более быстрому и комфортному привыканию).

За 3 года работы кафедры «подросли» в профессиональном плане учителя, пришедшие в школу в 2009 г., некоторые перешли на следующую – более высокую – ступеньку педагогической карьеры. С особой гордостью мы говорим сегодня о 5 выпускницах кафедры. Настоящими вдохновителями, сценаристами, режиссерами всех школьных праздников и просто замечательными учителями начальных классов стали Лунева М. С., Хлебовская М. В. Особой любовью у детей пользуется Макрушина К. К., для которой «Быстрее, выше, сильнее!» – это не просто спортивный лозунг, а задача каждого урока физической культуры. Зверева Виктория Васильевна, учитель начальных классов, социальный педагог, – победитель районного, участник городского конкурса педагогического мастерства среди молодых педагогов «Новой школе – современный учитель» в 2010 г.; победитель городского конкурса на получение бюджетного образовательного сертификата в 2012 г. Недостоева Елена Сергеевна, учитель истории, – призер районного этапа городского конкурса молодых специалистов «Новой школе – современный учитель», лауреат городского конкурса по разработке методических рекомендаций по изучению вопросов избирательного процесса РФ, награждена Почетной грамотой администрации Заельцовского района г. Новосибирска за высокую профессиональную работу по итогам 2011-2012 учебного года.

Каждый новый состав кафедры молодых специалистов разнолик: текучесть кадров есть, и далеко не каждый выпускник педколледжа или педуниверситета может или достоин быть учителем.

Каждый новый учебный год первостепенными бывают разные проблемы. Так, в 2009 г. в центре пристального внимания кафедры была помощь молодым специалистам в освоении требований ведения документации; в 2010 г. на первом месте была проблема, связанная с имиджем учителя; в 2011 г. лидировало изучение вопроса, связанного со взаимоотношениями молодого специалиста и родителями учащихся; в 2012 г. изучается проблема нехватки времени при подготовке к урокам.

Многообразны массовые формы организации работы кафедры: посещение мастер-классов признанных мастеров педагогического труда, деловые игры, творческие отчеты, методические посиделки, получение высшего образования, участие в психолого-педагогических семинарах и т.д. Но наиболее эффективным, судя по отзывам молодых специалистов, является индивидуальное наставничество. Работа наставника филигранная, ювелирная, так как приходится давать советы молодым учителям, получившим вместе с государственными дипломами право распоряжаться отдельным школьником и детским коллективом, но не имеющих опыта работы. И, конечно, учителю-стажисту нередко приходится сталкиваться с юношеским максимализмом и излишней амбициозностью начинающих педагогов. Межличностные отношения «молодой педагог – наставник» очень важны в процессе становления учителя.

Какими бы ни был замечательным наставник и его рекомендации, но самым строгим судьей самому себе остается сам учитель. Приобщение к самоанализу, к первому серьезному осмыслению своих педагогических успехов традиционно для молодых специалистов нашей школы происходит на весеннем педсовете, т. е. после первых 3-х четвертей работы. Коллектив с огромным вниманием слушает молодежь.

Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника вуза может протекать длительно и сложно.


Мы определили этапы работы кафедры с молодыми специалистами:

I этап – приобщение молодых к нравственным ценностям нашего педагогического коллектива (знакомство с историей школы, традициями, признанными мастерами педагогического труда);

II этап – представление молодыми специалистами своих
педагогических умений на заседаниях кафедр, на педсовете (творческий
самоанализ по темам: «Моя первая педагогическая победа», «Мой излюбленный педагогический прием, «Мой самый удачный урок);

III этап – привлечение молодых специалистов к участию в творческих поисках педагогического коллектива;

IV этап – повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, самостимулирование профессиональной творческой активности и стремление к профессиональному росту.

Наши поиски в выработке стратегии по рациональной и эффективной работе с педагогической молодежью оказались созвучны положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Будущее школыэто компетентные педагоги. Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно».

Действенность, результативность кафедры молодых специалистов – своего рода педагогического инкубатора в нашем образовательном учреждении – оценивают сами молодые учителя:

Слонова М. В., учитель начальных классов, стаж 1 год: «Мой наставник, Павлова И. Н., помогает мне реализовать себя, развить коммуникативные и управленческие умения. Профессиональная помощь помогает ускорить процесс вхождения меня, как учителя, в общеобразовательную педагогическую среду».

Сибирякова Е. В., учитель английского языка, стаж 2 года: «Я благодарна кафедре за то, что в нашей школе созданы условия, позволяющие распознать профессиональные и личностные особенности молодого учителя».

Надеждина Д. И., учитель английского языка, стаж 2 года: «Ученью – время, а потехе – час» – гласит русская пословица. И этот час необходимо найти, несмотря на невероятную занятость. Нас – начинающих и признанных учителей – объединяют «капустники», веселые спортивные праздники, туристические слеты. А сколько потом рассказов, воспоминаний, улыбок!!!»



Недостоева Е. С, учитель истории, стаж 3 года: «Традиции школы, сегодняшний высокий статус нашего образовательного учреждения, стремление к достижению новых педагогических вершин ориентировано на то, что серьезные требования предъявляются не только к опытным учителям, но и к молодым специалистам. Ты понимаешь это благодаря кафедре и стремишься не подвести тех, кто помог тебе сделать самые сложные первые шаги в профессии».


Смотрите также:
«Цыплят по осени считают», или из опыта работы кафедры молодых педагогов
61.39kb.
1 стр.
Маскевич: После окончания срока распределения меняют место работы 7-8% молодых педагогов
28.3kb.
1 стр.
Организация и содержание работы научного общества учащихся
126.25kb.
1 стр.
Социальная и профессиональная поддержка молодых педагогов
20.39kb.
1 стр.
Конкурсе педагогического мастерства «К вершинам профессионального успеха 2012/2013»
78.25kb.
1 стр.
Отчет о научной работе кафедры дошкольного образования фдиНО
258.75kb.
1 стр.
В гости к осени
49.47kb.
1 стр.
2. Курсы повышения квалификации Направить на кпк следующих педагогов: воспитателя Денисову Аллу Валентиновну
379.9kb.
9 стр.
Анализ работы кафедры учителей начальных классов за первое полугод
1227.6kb.
4 стр.
Из опыта работы моу сош №10 г. Вязьмы Смоленской области Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
122.68kb.
1 стр.
Тимур цыганко
68.37kb.
1 стр.
Сборник «Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Калининского района»
1621.06kb.
6 стр.