Главная
страница 1
Жилищно –коммунальные услуги – вопросы и ответы.
Одним из аспектов реализации прав граждан на обеспечение жильем является реализация прав граждан на предоставление жилищно-коммунальных услуг, соразмерных по своим качественным и количественным характеристикам оплаченной потребителями по счетам-фактурам сумме.

Что такое жилищно- коммунальные услуги. Говоря коротко – это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилом фонде для обеспечения ему комфортных условий и благоустройства жилого помещения.

Вопросы жилищно –коммунальных услуг регулируются как федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, так и Указами Президента и постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, а также постановлениями исполнительных органов муниципальных образований Республики.

Перечень основных правовых документов по жилищно-коммунальным услугам представлен на слайде № 1. На ряде нормативных актов я остановлюсь позднее.

Прежде всего вопросам оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги посвящен раздел 7 Жилищного кодекса РФ.

1) Постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;


  1. Постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

4)Постановление правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

5) постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".

6) Указ Президента Республики Татарстан от 5 апреля 2010 года N УП-203 «О мерах по обеспечению и защите в Республике Татарстан прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг», утвердившего Положение о республиканской межведомственной комиссии по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг и состав комиссии.


  1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.2010 года № 85 «О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов при предоставлении жилищных и коммунальных услуг», утвердившего единую форму счета на оплату коммунальных услуг.

8) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 «Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома».

9) Постановление КМ РТ от 9 апреля 2010 г. N 250 «О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них», утвердившего рекомендуемые нормативы потребления населением жилищных и коммунальных услуг; Методические рекомендации по расчету размера платы за жилищные услуги (далее - Методические рекомендации); Базовый перечень показателей качества содержания, эксплуатации и технического обслуживания жилых зданий и объектов коммунального хозяйства (далее - Перечень).

10) постановление руководителя ИК МО г. Казани от 3.04.2008 года № 1308 «О проведении открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвердившего типовой договор по управлению многоквартирным домом».

11) постановление КМ Республики Татарстан от 14 апреля 2010 г. N 262 «О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме, оплачивающих жилищные и коммунальные услуги», утвердившего рекомендации по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, Положение о порядке назначения и выплаты целевого пособия гражданам на погашение задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг на 2010 год.



12) постановление КМ РТ от 29.12.2005 года № 665 «О дополнительных мерах социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в РТ»

13) постановление ИК МО г. Казани от 26.11.2009 года 10325 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2010 год».


Рассмотрим основополагающие нормы, регулирующие формирование, порядок и условия оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги,

Статья 153 ЖК РФ устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

- у нанимателя жилого помещения - с момента заключения такого договора; - у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

- у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

За невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги потребители обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно в соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Статья 154 Жилищного кодекса устанавливает, что размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги различается для нанимателя и для собственника жилого помещения.

Наниматели и собственники жилья оплачивают плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (далее –МКД), содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- платы за коммунальные услуги.



В чем состоит различие?

1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма вносит плату за наем (плату за пользование жилым помещением)

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда

2. Собственник помещения в многоквартирном доме включает плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;



В свою очередь плата за коммунальные услуги включает в себя, плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Практика показывает, что потребитель существенно экономит на оплате коммунальных услуг в случае установки индивидуальных счетчиков. Тем более, что нормативными актами Республики Татарстан предусмотрено предоставление единовременной субсидии на установку приборов учета электрической энергии; установка счетчиков по водоснабжению включена в программу капитального ремонта жилых домов.

В настоящее время во многих жилых домах установлены общедомовые счетчики. В связи с их установкой у Потребителей республики появилось много вопросов по распределению коммунальных услуг на общедомовые нужды на отдельных потребителей МКД.

Каков же порядок общедомовых начислений (ОДН) по электроэнергии и водоснабжению установлен в Республике сегодня?

ОДН по электроснабжению до 1 марта 2009 года производились в соответствии с п.23 и п.3 Приложения №2 Постановления Правительства № 307 (так называемой 9 формулой), т.е. разница показаний общедомового счетчика относится на владельцев и нанимателей квартир, где установлены счетчики, причем класса точности выше 2,5 единиц. При этом рассчитывается коэффициент как соотношение фактического объема к сумме показаний квартирных счетчиков и по нормативу; Определением ВС РФ от 26,04,2007 года № КАС07-128 признан соответствующим конституции.

В соответствии с постановлениями КМ Республики Татарстан от 16.02.2009 года № 87 (по электроэнергии, с 1.03.2009 года) и от 14.04.2010 года № 262 «О защите законных прав и интересов граждан своевременно и в полном объеме, оплачивающих жилищные и коммунальные услуги» (по водоснабжению с 1 мая 2010 года), разница показаний общедомового счетчика уже относится на владельцев и нанимателей квартир, оплачивающих коммунальные услуги по нормативу, с применением коэффициента пропорционально занимаемой площади. При этом в счет возмещения потребления электроэнергии на общедомовые нужды на владельцев счетчиков начисляется 7 квт/час на человека по электроэнергии, 0,17 куб. метра в месяц на одного проживающего по холодной воде, 0,003 куб. метра в месяц на одного проживающего – по горячей воде.

Как рассчитываются размеры платы за коммунальные услуги? размеры платы за коммунальные услуги рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. О порядке установления тарифов в РТ более подробно проинформирует представитель комитета по тарифам в Республике Татарстан (должность,ФИО).

Следует отметить, что размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги и порядок их внесения различаются от того, является ли собственник жилого помещения членом товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива, или иного специализированного потребительского кооператива. Члены перечисленных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом.

В республике имеется еще группа многоквартирных домов, собственники помещений в которых осуществляют непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а равно для собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления домом, устанавливаются органами местного самоуправления и определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Размер платы за капитальный ремонт, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного Кодекса РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. О ходе реализации программы капитального ремонта и прогнозах на будущее предлагается выступить Министру архитектуры, строительства и ЖКХ.



В каких случаях закон предусматривает освобождение или уменьшение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан предусмотрено уменьшение платы за отдельные виды коммунальных услуг.

Согласно пункту 54 Постановления Правительства РФ № 307 о порядке оплаты гражданами коммунальных услуг перерасчет платы осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, если расчеты за указанные услуги осуществляются по нормативу.

Кроме того, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), граждане, признанные в установленном порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма. Кроме того, наниматели квартир не оплачивают расходы по капитальному ремонту МКД.

Возможность уменьшение размера платы за коммунальные услуги и жилое помещение также предусмотрена законодательством.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотрен пунктами 60-69 постановления правительства РФ № 307.

Этим постановлением установлены требования по качеству предоставляемых коммунальных услуг и допустимую продолжительность перерывов в их предоставлении (пункт 60 приложение 1)

Например, по водоснабжению. Водоснабжение (холодное и горячее) должно быть бесперебойным и круглосуточным в течении года. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течении месяца, но не более 4х часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – не более 24 часов. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Отклонение норм давления, а также состава и свойства холодной и горячей воды не допускается. Температура горячей воды должна быть не менее 50 С, допустимое отклонение в ночное время 5 градусов, в дневное – не более 3.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (не соответствующему установленным требованиям) потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.

Наряду с этим, Законом также предусмотрено (Пунктом 10 статьи 156 Жилищного кодекса) изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правила содержания общего имущества МКД и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены другим постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170. Постановление КМ РТ от 9 апреля 2010 г. N 250 «О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них» также утверждены Методические рекомендации по расчету размера платы за жилищные услуги (далее - Методические рекомендации) и Базовый перечень показателей качества содержания, эксплуатации и технического обслуживания жилых зданий и объектов коммунального хозяйства (далее - Перечень).

Услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным перечисленным требованиям законодательства и условиям договоров по управлению МКД. К примеру, вывоз ТБО должен осуществляться не реже 1 раза в трое суток при тем-ре ниже 14 гр. С и в теплое время – ежедневно. Если это условие не выполняется, потребители вправе предъявить претензию Исполнттелю

Заявление Управляющей компании подается в том же порядке, что и в случае предоставления некачественных коммунальных услуг с некоторыми различиями.

Заявление об изменении размера платы по содержанию и текущему ремонту может быть направлено в Управляющую компанию в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. Указанное лицо обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть в том порядке, который был рассмотрен выше.

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - исполнители услуг обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Кроме того, постановлением правительства РФ № 307 предусмотрено возмещение исполнителем материального вреда, и привлечение к административной ответственности.

Так, в случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем он должен быть подписан двумя очевидцами.

Ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена в статье 7.23 КоАП, предусматривающий для должностных лиц штраф от 500 до 1000 рублей, на юридическое лицо – от 5000 до 10000 рублей.



Кто же согласно законодательству является Исполнителем коммунальных услуг?

В пункте 3 Правил установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от формы собственности, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный предприниматель, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Предоставляется ли потребителям какая –либо социальная помощь по оплате жилого помещения и коммунальных услуг?

В соответствии со статьей 159 ЖК РФ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются субсидии (далее - субсидии), а также компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Более подробно о порядке и условиях предоставления субсидий и компенсаций в Республике Татарстан присутствующих проинформирует заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ – Бутаева Наталья Владимировна.

В заключении хочется отметить, законом установлено право потребителя коммунальных услуг самостоятельно рассчитывать сумму, подлежащую оплате.

Управляющая организация (ТСЖ.ЖСК или Управляющая компания) в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ и пунктом 51 Постановления Правительства № 307 обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Контролирующими органами в сфере предоставления коммунальных услуг являются как государственные органы, так и собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

Перечень контролирующих органов за соблюдением законодательства и создания единой политики в области предоставления жилищно-коммунальных услуг в Республике Татарстан с информацией о компетенции представлен на слайде. К ним относятся; Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ с функциями обеспечение прав граждан при предоставлении ЖК услуг, надзор за капитальным строительством в МКД. Телефон Вы видите на слайде. Госкомитет РТ по тарифам, с функцией регулирования тарифов и утверждения тарифов на электроэнергию и тепло-, газоснабжению. Контактный телефон Вы видите на слайде. Государственная жилищная инспекция РТ с функцией защиты прав потребителей на предоставление качественных коммунальных услуг. Телефон для связи Вы также видите на слайде. Комитет ЖКХ Исполкома г.Казани выполняет функции за организацией снабжения населения коммунальными услугами, организацией сбора и вывоза бытовых отходов, организация конкурсов по выбору Управляющих компаний и так далее. Телефон для связи на экране. Указом Президента РТ № УП –203 от 5.04.2010 года создана Республиканская межведомственная комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении ЖКХ услуг. Председателем комиссии является первый заместитель премьер - министра Республики Татарстан Муратов Равиль Фатыхович.

Собственники жилых помещений контролируют качество предоставляемых коммунальных услуг посредством принятия решений общим собранием собственников жилья и договоров управления многоквартирным домом, в котором должны быть указаны

- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.









Смотрите также:
Жилищно –коммунальные услуги – вопросы и ответы
163.18kb.
1 стр.
Анализ уровня цен на жилищно-коммунальные услуги по городам членам Ассоциации городов Поволжья и центрам субъектов Федерации Приволжского федерального округа на 2012 год
286.65kb.
3 стр.
Отчет «Об итогах работы жилищно-коммунальной отрасли за 2010 год и задачах на 2011 год»
311.63kb.
1 стр.
Отчет отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики за 2012 год
41kb.
1 стр.
Закона от 21. 07. 2007 №185-фз «о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
19.81kb.
1 стр.
Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для муп «Жилищно-коммунальное хозяйство» Безенчукского района на 2009 год
73.6kb.
1 стр.
Информация о тарифах на жилищно-коммунальные услуги на 2012 год оказываемых предприятием ООО "сатинские теплосети" сампурского района
39.88kb.
1 стр.
Правила расчета платы за коммунальные услуги
91.08kb.
1 стр.
Информация о тарифах предприятий, оказывающих населению коммунальные услуги по муниципальному образованию Паустовское на 2011 год
102.5kb.
1 стр.
Информация о социально-экономическом развитии
330.26kb.
1 стр.
Памятка по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
43.48kb.
1 стр.
Или снова о коммунальных долгах
13.19kb.
1 стр.