Главная
страница 1страница 2 ... страница 172страница 173




Принята

педагогическим советом

МКОУ Шанинской СОШ

Протокол №_ от ___ 2012 г.


Утверждаю:

Директор МКОУ Шанинской СОШ

__________ И.А.Ульянова


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Шанинской средней общеобразовательной школы

на 2012 – 2013 учебные годы

(3-4 классы)

пос. Участок №26

2012


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Введение

Данная образовательная программа – внутришкольный нормативный многофункциональный документ, определяющий цели, основополагающие принципы, содержание и концепцию развития начального общего образования в 3-4 классах в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Шанинской средней общеобразовательной. В соответствии со статьями 9,14, 15 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования на основе Государственного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089. Настоящая образовательная программа рассчитана на 3-4 классы. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 №373») обучение в 1-2 классах в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Данная образовательная программа направлена на:


  • формирование общей культуры обучающихся,

  • духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,

  • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,

  • развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В качестве ведущего ориентира ценностно-целевого блока образовательной программы выступает государственный образовательный стандарт начального общего образования.

По уровню образованности целью для начальной школы является уровень элементарной грамотности, соответствующий общеобразовательной программе начального общего образования для подготовки обучающихся к основной школе; воспитание духовно-нравственной, социализированной личности через организацию внеурочной работы.



Программа рассчитана на 2 года обучения.

Информационная справка о школе

Полное название: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шанинская средняя общеобразовательная школа Таловского района Воронежской области.

Юридический адрес: 397453 Воронежская область, Таловский район, пос. Участок №26, улица Мира, 9 «А»

Адреса ведения образовательной деятельности: 397453 Воронежская область, Таловский район, пос. Участок №26, улица Мира, 9 «А»

Телефон: 8(47352)6-93-30

Адрес электронной почты: mou_schan@mail.ru

Сайт школы: http://www.shanino2sosh.narod.ru

Учредитель: Таловский муниципальный район Воронежской области

Директор школы: Ульянова Ирина Анатольевна

Разработчики программы: Ульянова И.А., Горюшкина Н.Г., Бурахина Г.И., Фонова Т.А., доронина Л.М., Доможирова Н.В., Аверьянов В.В.
Лицензия и свидетельство о государственной аккредитации:

№ п/п

Вид документа

Серия и № бланка документа

Регистрационный номер и дата выдачи

Орган, выдавший документ

Номер и дата распорядительного акта (приказа) о выдаче документа

Срок окончания действия документа

1.

Документ, подтверждающий наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности

А №305139

И-2504, 21 февраля 2012г

Инспекция по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области

Приказ №0466, 21 февраля 2012 года

бессрочно

2.

Свидетельство о государственной аккредитации

ОП 026279

ИН-0832

Инспекция по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области

Приказ №0473, 21 февраля 2012г.

30 мая 2013г.










Обучение учащихся 1-4-х классов происходит в учебном корпусе МКОУ Шанинской СОШ. Мощность здания: _275_ обучающихся. Общая численность обучающихся в школе на начало 2012-2013 учебного года составляет 74 человека. Количество классов-комплектов – 9. Средняя наполняемость по школе – 6,7 ученика в классе. Количество обучающихся на начальной ступени обучения – 24. Средняя наполняемость на ступени – 6 учеников в классе. В 3-4 классах обучается 16 учеников. Средняя наполняемость – 8 обучающихся в классе.

Режим работы школы на ступени начального общего образования.

Школа на ступени начального общего образования работает в режиме пятидневной учебной недели в одну смену. Начало занятий в 1-4 классах в 8.30 ч.

Продолжительность урока в 3-4 классах составляет 40 минут. Обучающиеся 3-4 классов аттестуются по учебным четвертям. Обучающиеся 3-4 классов занимаются по УМК «Школа России» по большинству изучаемых предметов.

Возможности воспитательной работы.

Воспитательная работа проводится на основе региональной Концепции воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений Воронежской области (2012-2015 г.г) по инвариантным направлениям: «Воспитание гражданина и патриота России», «Формирование здорового и безопасного образа жизни», «Социально-педагогическая поддержка детей и молодёжи».

Исходя из задач и сложившихся традиций деятельности, выбираются следующие вариативные направления:

- трудовое воспитание;

- художественно-эстетическое;

- духовно-нравственное;

- научно-познавательное;

- экологическое;

- физическое воспитание

Состояние материально-технической базы.

Фактический адрес

зданий, строений,

сооружений, помещений,

территорий



Вид и назначение зданий, строений, сооружений, помещений, территорий

Форма владения,

пользования





Наименование организации-собственника

Реквизиты и сроки действия правоустанавливающих документов

397453,Российская Федерация, Воронежская область, Таловский район, пос. Участок №26, улица Мира,9 «А».


Учебный корпус

Собственность

Таловский муниципальный район Воронежской области

Свидетельство о государственной регистрации права 36-АВ № 558632 дата выдачи 19 ноября 2009 года.

Всего (кв. м):

4670,5











Педагогический состав, работающий в 3-4 классах укомплектован на 100%.


Кол-во педагогов, работающих в 3-4 классах

Из них:

Имеют высшее образование

Имеют среднее специальное образование

Имеют I кв. категорию

Имеют II кв. категорию

Высшую кв. категорию

6

4

2

4

1

1

Аналитическое обоснование программы (проблемно-ориентированный анализ образовательной среды)



Социальный заказ на образовательные услуги.

Анализ актуального социального заказа и основного образовательного запроса, адресованного школе, позволяет выделить следующие характерные особенности:

1.Контингент обучающихся неоднороден. Школа не предъявляет при приёме никаких специальных требований к дошкольной подготовке детей, наличию у них каких-либо показателей обученности (умение читать, считать и т.п.), а также не дифференцирует детей по уровню способностей.

2. Школа оказывает образовательные услуги семьям, проживающим в микрорайоне Шанинского сельского поселения. Все учащиеся 3-4 классов проживают на территории II Шанинского сельского поселения.

3. Состав обучающихся в школе, в том числе 3-4 классов – многонациональный. Отсюда вытекает необходимость формирования в школе, начиная с ее начальной ступени обстановки социальной и этноконфессиональной толерантности, воспитание чувства российской идентичности


Цели, задачи, направления образовательной программы школы

Цели и задачи.

Анализ данных педагогической науки и практики позволяет сформулировать главный смысл идеала образования к началу 21 века. Это гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей. Наиболее желательные качества личности сегодня:

- высокий уровень знаний по общеобразовательным предметам;

- готовность приобретать новые знания;

- способность принимать самостоятельные решения;

- умение работать в группе;

- быть коммуникабельным;

- способность к творческому труду;

- восприимчивость к инновациям;

- готовность приобрести и развивать ключевые компетентности.

При определении содержания образования нашей школе необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями, удовлетворяющими требованию «начального общего образования» (базисный уровень). В содержании образования усилить внимание к вопросам непрерывности, преемственности обучения. Важно обеспечить непрерывность образования: 1 ступень – 2 ступень. Создать для каждого ребёнка условия, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Систему непрерывного основного обучения подкрепить системой внеурочной работы, учитывая потребности учащихся и творческий потенциал учителей. При составлении (наполнении) содержания образования исходим:

- из анализа образовательного пространства школы, его социума;

- из потребностей, интересов учащихся (их родителей);

- из основных направлений деятельности школы;

- из результативности работы;

- из возможности квалификации учителей.



Цель: повысить качество и эффективность школьного образования.

Задачи образовательного процесса:

- развить содержание образования обучающихся с учётом требований общества к выпускнику школы;

- обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;

- способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика;

-оказывать помощь детям, испытывающим трудности в усвоении воспитательно- образовательных программ;

-расширить содержание образовательного процесса в направлениях, способствующих развитию обучающихся;

- более полное изучение ключевых вопросов учебной программы;

- выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений;

- формирование надпредметных умений и навыков;

- включение в процесс обучения нестандартных, развивающих, творческих задач;

- расширение кругозора учеников.

Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шанинской средней общеобразовательной школы Таловского муниципального района Воронежской области направлена:

- на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

-на реализацию права ребёнка на получение начального общего образования.

В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

- повышению уровня культуры личности школьников;

- обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

- воспитанию уважения к закону, правопорядку;

- развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

- развитию культуры умственного труда обучающихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе:

- обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

- нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

Обозначенные цель и задачи образовательной программы планируется решать через:

- укрепление материально-технической базы школы;

- внедрение наиболее совершенных инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, индивидуализация и дифференциация учебного процесса, ИКТ - технологии);

- обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами;

- развитие внеклассной работы;

- использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей обучающихся;

- конструктивное взаимодействие с родительской общественностью.



Особенности условий.

При разработке образовательной программы учтены:

-уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

-материально-техническое обеспечение учебного процесса;

-традиции, сложившиеся за годы работы школы: годовой круг праздников воспитательных мероприятий, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.

Принципы построения.

1. Образовательная программа определяет:

- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

- учебно-методическую базу реализации учебных программ.

2. Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами и учреждениями в целях развития творческого потенциала обучающихся, выявления и объективной оценки их достижений.

3. Образовательная программа регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

- диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся;

- организационно-педагогические условия реализации программ начального общего образования.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности обучающихся.



    1. . Общепедагогические и методические принципы

образовательной программы начального общего образования

Принцип возрастосообразности (требует постоянной соотнесенности отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития).

Принцип жизненной, практической направленности обучения (теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями).

Обеспечение непрерывности и преемственности в учебно-воспитательном процессе.

Освоение и внедрение в педагогическую систему здоровьесберегающих и развивающих технологий, личностно ориентированного обучения.

Система оценки достижения планируемых результатов

Целевое назначение

- реализация в полном объеме конституционных прав детей на образование;

- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного федеральным Базисным учебным планом РФ, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов министерства образовании и науки Российской федерации от 20 августа 2008 года №241 и от 30 августа 2010 года №889) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1994 от 03.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»

- создание условий для освоения обучающимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развития речи);

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

- формирование и поддержка положительной мотивации познавательных способностей;

- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

-создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;

-организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;

- поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности.

В основе программы лежит принцип: от ребенка - к миру, от мира - к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.



Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых моделью выпускника начальной школы.

Задачи реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их безопасность и эмоциональное благополучие;

  • развитие творческих способностей обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка;

  • формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления;

  • получение опыта осуществления различных видов деятельности;

  • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помощь обучающимся в овладении основами грамотности в различных её проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической и др.);

  • предоставление каждому ребёнку опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


Системно-деятельностный подход в реализации программы.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного, поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Выбор УМК

В 3-4 классах используется УМК «Школа России» по предметам «Литературное чтение» (3-4кл.), «Математика» (3-4 кл.), «Окружающий мир» (3-4 кл.), «Искусство (Музыка)» (3-4 кл.), «Иностранный язык» (3-4 кл.), «Физическая культура» (1-4) . По предмету «Русский язык» в 3-4 классах используется завершенная линия учебников по программе Т.Г. Рамзаевой, по предмету «Искусство (ИЗО)» в 3-4 классах - завершенная линия учебников по программе В.С. Кузина, по предмету «Технология (труд)» в 3-4 классах - завершенная линия учебников по программе Н.М. Геронимус, завершённая линия учебников по программе Просняковой Т. Н.(4 –й класс 2012/2013 учебный год), по предмету «Технология» модуль ИКТ в 3-4 классах – завершенная линия учебников «Информатика и ИКТ» Матвеевой Н.В., Челак Е.Н., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2012-2013 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.
«Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации государственного образовательного стандарта и стандарта второго поколения.
Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Школа России» являются:

—   Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), а также формирования универсальных УУД.

—  Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу

Психолого-педагогические особенности развития

детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того чтобы этого не случилось, учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах обучающиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих обучающихся - его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Возрастные стадии восприятия:

•6-9 лет - описание картины;

•после 9 лет - интерпретация увиденного.

Следующая особенность восприятия обучающихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность обучающихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших обучающихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

Мотивы обучения

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких оценок, причем необязательно. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы:

Внутренние мотивы:

Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;


•Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка: недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор, компьютер и т.д.).

Внешние мотивы

- учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.


Характеристика обучающихся 3-4 классов,

которым адресована образовательная программа

начального общего образования

Возраст:

9 – 10 лет

Состояние здоровья:

1-3 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе

Уровень готовности к освоению программы:

школьная зрелость по результатам медицинского заключения

Технология комплектования:

переход в следующий класс

Продолжительность обучения

2 года


Ожидаемый результат

•Достижение уровня элементарной грамотности.

•Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.

•Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций

.•Формирование коммуникативной и эстетической культуры.

•Формирование нравственных и эстетических начал личности.

•Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.

•Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.

•Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Модель выпускника, освоившего уровень начального общего образования.

1.Уровень обученности:

1.Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/ понимать – необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: сравнивать , различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2.Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования

Учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

в) Осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки, рационально запоминать);

г) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического решения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи,  оценка результата в соответствии с эталоном);

Обладать навыками самоконтроля

Основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).

Звучащей речи, работы со словарём, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность. Поздравительная открытка, письмо другу).

Умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла, учебно-информационными умениями.

Умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

Осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе.

Работать с различными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) определять тему и главную мысль произведения.



Учебно-организациооные умения:

Владеть гигиеной учебного труда;

Уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

Руководствоваться режимом дня. определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

Рационально осуществлять домашнюю работу;

Осуществлять учебное взаимодействие  (работать фронтально с учителем, в парах, в группах).

II.Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

Начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);

Начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения  и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землёй.

o       Уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

III.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами);

б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоёмах, лесах, горных массивах;

г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании;

е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах  по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приёмов,  способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приёмов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.

IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:

1.Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

2.Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).

3.Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведения, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению. Отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.)

4.Уровень сформированности эмоционально-волевой компетентности (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать своё поведение.)

5.Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

V. Уровень сформированности культуры личности:

     1. Культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома. Украшения дома;

     2. Первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т. д.)

     3. Восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства),  народного творчества;

      4. Уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.



 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

следующая страница >>
Смотрите также:
Педагогическим советом мкоу шанинской сош
7003.61kb.
173 стр.
Районные соревнования по легкой атлетике «Золотая осень» 28 сентября 2012 г на базе мбоу «Пировская сош»
17.66kb.
1 стр.
Педагогическим Советом маоу сош №147 Директор маоу сош №147
39.67kb.
1 стр.
Педагогическим советом мбоу «сош №53» г. Кирова
73.73kb.
1 стр.
О системе работы школьного омбудсмена
69.24kb.
1 стр.
Отчёт по воспитательной работе в мкоу «сош с. Даусуз» за 2012- 2013 учебный год
121.59kb.
1 стр.
Образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп Утверждена педагогическим советом моу сош №93
450.5kb.
3 стр.
Педагогическим советом
423.23kb.
3 стр.
Положение о лагере с дневным пребыванием при мкоу сош №1 г. Туринска Общие положения
1364.66kb.
9 стр.
Принято Педагогическим советом колледжа: 2012г
93.27kb.
1 стр.
Анализ работы мкоу сош п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области по краеведению за 2012-2013 учебный год
68.79kb.
1 стр.
Педагогическим советом
169.56kb.
1 стр.