Главная
страница 1
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.




История музыки (зарубежной, отечественной)

раздел

История зарубежной музыки (2 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальность 070101.65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты», «Инструментальное исполнительство. Фортепиано».


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Таштамирова Л.Ш./

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ »:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./

«______» ____________2011__г.

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.


История музыки (зарубежной, отечественной)

раздел

История зарубежной музыки (2 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальности для студентов института музыки, театра и хореографии

специальность 070101.65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты», «Инструментальное исполнительство. Фортепиано».

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Таштамирова Л.Ш./

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./

«______» ____________2011__г.

Российская Федерация

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

История зарубежной музыки

раздел

История зарубежной музыки (2 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальность 070101.65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты», «Инструментальное исполнительство. Фортепиано».



Цикл ОПД. Ф.08

Учебно-методический комплекс составлен с учётом действующего стандарта образования по данной специальности.

Дата принятия стандарта 31.01.2005.

Тюмень


2011

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Теории музыки и музыкального образования

Составитель: старший преподаватель Таштамирова Л.Ш.



Документальная основа УМК:

История зарубежной музыки. Программа для музыкальных вузов. Часть . (От истоков до конца 19 века).-М.- 1989. Под редакцией коллективов кафедр истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского и Ленинградской государственной консерватории им Н.А.Римского-Корсакова (на основе программы по истории зарубежной музыки 1978 года под ред. проф. Т.Э.Цытович и проф. С.Н.Богоявленского).



2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины.

XIX век – Западноевропейская музыка и музыкальная культура России, влияние французской революции на развитие музыкальной культуры, стилевые особенности музыки XIX века; XX век – противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства. Разнообразие музыкальных стилей в области академической музыки.



3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 104 часов аудиторных занятий в первом и втором семестрах (36 лекционных, 42 практических), 26 часов самостоятельной работы. Форма отчета: зачет во втором семестре.

4. Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов представления о закономерностях и специфике развития музыкального искусства как составной части мировой художественной культуры.

Задачи:

1.Изучение основных исторических этапов развития зарубежной музыкальной культуры.

2. Изучение творческого пути и наследия крупнейших представителей зарубежного музыкального искусства.

3. Знакомство с жанрами, стилевыми особенностями музыкальных произведений, изучаемых периодов.

4. Освоение приемов анализа музыкального произведения в контексте стиля эпохи и композиторского стиля.

5. Формирование навыков работы с учебной и научной литературой.

6. Воспитание специалиста, умеющего осознать и оценить важнейшие процессы развития музыкального искусства.

Место курса в профессиональной подготовке. Дисциплина «История зарубежной музыки» является частью общего курса истории музыки – важнейшей сферы духовной культуры современного общества. Имеет как общегуманитарную, так и специальную направленность на будущую педагогическую деятельность студента. Данная дисциплина сочетает исторический и теоретический аспекты музыкознания, что делает ее особо значимой в подготовке будущих специалистов, обладающих общехудожественным и музыкальным кругозором.

Требования к конечному уровню освоения дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля.

В процессе изучения дисциплины студент должен знать:

- периодизацию истории зарубежной музыки;

- основные направления развития отечественной и зарубежной музыкально-исторической мысли, ведущие концепции развития западноевропейской музыкальной культуры.

- особенности устной и письменной традиции и их роль в сохранении и передаче музыкальной культуры на разных этапах ее становления.

- специфику становления и развития профессиональной музыкальной культуры во взаимосвязи с развитием музыкально-исторической мысли и музыкального образования.

Студент должен уметь:

- охарактеризовать основные тенденции развития западноевропейской музыкальной культуры в контексте истории искусств;

- установить общее и особенное в развитии профессиональной музыкальной культуры в конкретный исторический период;

- раскрыть содержание основных этапов развития западноевропейской музыкальной культуры;

- различать на слух музыкальные стили конкретных исторических эпох и ключевых фигур данной эпохи, проанализировать конкретные произведения;

- реализовать основные подходы к изучению истории музыки при анализе специальной литературы;

Студент должен владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом;

- методами сравнительного анализа произведений в диахроническом и синхроническом аспектах.


Виды контроля:

Входной контроль – опрос;

Текущий контроль – устные сообщения по темам;

Итоговый контроль – зачет по билетам, включающим вопрос и практическое задание;

Виды самостоятельной работы студентов:

- изучение теоретического материала по учебникам и по специальной литературе

- подготовка устного сообщения по предложенной теме;

- прослушивание музыкального материала по теме занятия;



- анализ выразительных средств произведения или его фрагмента;

Тематический план курса

«История зарубежной музыки» (ОДО)



Наименование разделов и тем курса

Количество часов


Всего


В том числе







Лекции

Семинар

Самостоятельная

работа

1. Романтизм в музыке. Основные эстетические направления. Особенности стилевых проявлений в музыке.




2

2

2

2. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в индивидуальных стилях ведущих композиторов. Симфоническое творчество Ф. Шуберта.




2

2




3. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в индивидуальных стилях ведущих композиторов. Творчество Р. Шумана.




2

2

2

4. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах. Особенности музыкального романизма во Франции.




2

2




5. Преломление общих стилевых тенденций в индивидуальных стилях ведущих композиторов. Жанр «Большой» оперы и творчества Дж. Мейербера.




2

2

2

7. Преломление общих стилевых тенденций в индивидуальных стилях ведущих композиторов. В творчестве Г. Берлиоза.




2

2




9. Преломление общих стилевых тенденций в индивидуальных стилях ведущих композиторов. Творчество композиторов-инструменталистов: К. Сен-Санса, Э. Шабрие, П. Дюка, А. Дюпарка, Г. Форе, В. д* Энди, Эд. Лало.







2

2

10. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах. Оперное творчество Г. Вагнера. Общие философские и муз-эстетические тенденции.




2

2




11. Новые явления в области музыкальных жанров. Оперная реформа Г. Вагнера в тетралогии «Кольцо нибелунга»







2

2

12 Преломление общих стилевых тенденций в национальных композиторских школах Итальянский музыкальный романтизм. Творчество ,д.Россини, В.Беллини, Д.Доницетти




2

2




13 Новые явления в области музыкальных жанров. Эволюция формирования облика жанра. Музыкальной драмы в творчестве Дж.Верди.




2

2

2

14 Новые явления в области музыкальных жанров. Влияние жанра «большой» оперы на оперу «Аида Верди».







2




16. Новые явления в области музыкальных жанров. Особенности музыкального языка Ф. Листа.




2

2




18. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах. Итальянский романтизм.




2

2




19. Оперный веризм Дж. Пуччини. Эволюция творчества Дж. Пуччини













20. Новые явления в области музыкальных жанров. Оперный веризм Д.Пуччини в опере «Богема»







2




22.Преломление тенденций романтизма в индивидуальных стилях ведущих композиторов. Эволюция стиля И.Брамса.




2

2




23. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах Музыкальный романтизм в странах Северной Европы: Англии, Дании, Швеции,Финляндия, Норвегия.Творчество Я.Сибелиуса.




2

1




24. Новые явления в области музыкальных жанров. Симфоническое творчество А. Брукнера.




2

1




25.Новые явления в области музыкальных жанров. Симфоническое творчество Г. Малера.




2

1




26.Преломление традиций романтизма в национальных школах Испании. Творчество М. де Фалья.




2







28.Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца ХIХ – начала ХХ веков. Музыкальный импрессионизм в творчестве К. Дебюсси.




2

1




29.Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Музыкальная эстетика первой половины XX века.




2

1




30. Стилевое многообразие европейской музыки XX века: экспрессионизм.




1

1




31. Композиторские школы и группировки: «нововенская школа».




1

1




32.Стилевое многообразие европейской музыки XX века: музыкальный неоклассицизм.




1

1




33. Композиторские школы и группировки: «шестерка». Общие стилевые тенденции, особенности музыкального языка.




1

1

1

ИТОГО

104

36

42

26


Тематический план курса «История зарубежной музыки»
Тема 1. Романтизм в музыке

Основные принципы романтической эстетики. Соотношение категорий идеального и реального. Романтизм и проблема народности. Интерес к истории, быту, искусству, фольклору различных стран и народов. Природа и человек. Выдвижение проблемы личности, обостренный психологизм образом. Конфликт личности со средой. Тема «двоемирия» художника. Роль романтических антитез. Проблема синтеза искусств, традиций и новаторства в искусстве романтиков. Многообразное проявление романтизма в различных национальных культурах.

Особенности развития романтизма в музыкальном искусстве. Связь музыкального романтизма с романтизмом в литературе, поэзии, театре, живописи. Основные этапы развития музыкального романтизма.

Тема 2. Франц Шуберт (1797-1828).

Его основополагающая роль в становлении музыкального романтизма. Связи музыки Шуберта с народным и классическим искусством. Образный мир музыки Шуберта. Богатство идейно-эмоционального содержания, естественность и непосредственность выражения в музыке Шуберта.

Новаторская трактовка инструментальных жанров. Песенные принципы в драматургической концепции, тематизме и развитии формы инструментальных произведений.

Симфоническое творчество Шуберта. Ранние симфонии (№№ 4,5), их связь с традициями венских классиков и индивидуальные черты. Различные типы симфонии. Лирико-драматическая концепция симфонии h-moll. Героико-эпическое и лирические образы симфонии С-dur. Оценка ее Р.Шуманом и В. Стасовым. Основные черты стиля последних симфоний. Особенности драматургии цикла.



Тема 3. Роберт Шуман (1810-1856).

Творчество Р.Шумана как новый этап в развитии немецкого музыкального романтизма. Роль современной немецкой литературы и поэзии в формировании его эстетических воззрений и творческих принципов ( Жан-Поль, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне). Музыкально-критическая деятельность Р. Шумана в 30-е годы. Основание «Новой музыкальной газеты». Пропаганда музыки великих мастеров прошлого и современности.

Симфонии, их место в развитии немецкого романтического симфонизма. Характерный круг образов. Особенности циклов симфоний №№3,4. Увертюра «Манфред» - выдающийся образец шумановской поэмности. Ее значение в развитии лирико-драматического симфонизма.

Музыкально-драматические жанры в творчестве Р. Шумана: опера « Геновева»; произведения для солистов, хора и оркестра: оратории «Рай и Пери», «Паломничество розы», «Сцены из Фауста» В.Гете, «Манфред», «Реквием Миньоне».


Тема 4. Музыкальный романтизм во Франции.

Пути развития музыкально-театральных жанров. Кризис ведущих жанров оперного искусства – «большой» и комической оперы. Возникновение в 50-х годах жанра оперетты, связь нового жанра с комической оперой, водевилем, кафе-концертами, искусством парижских шансонье. Флоримон Эрве (1825-1892) – основоположник оперетты. Его лучшее произведение – «Мадемуазель Нитуш».



Тема 5. Джакомо Мейербер (1791-1864).

Его роль в создании французской «большой» оперы (совместно с Э. Скрибом). Основные черты жанра «большой» оперы. Романтические черты оперного творчества Мейербера. «Гугеноты»: социальная идея, драматизм, мастерство драматургии. Последующие оперы Мейербера и кризис французской «большой» оперы. Критика творческих принципов Мейербера А. Серовым, Р. Вагнером.



Тема 6. Творчество Ж.Бизе.

Оперное творчество. Овладение жанров лирической оперой и попытки его драматизации в опере «Искатели жемчуга». Роль жанровых сцен в опере «Пертская красавица». Поиски Ж.Бизе жизненно правдивого сюжета в конце 60-х годов. 70-е годы – период творческой зрелости. Опера «Джамиле».

«Кармен» - одна из вершин реализма в мировом оперном искусстве. Жизненность и острота драматического конфликта; единство музыки и сценического действия. Яркое раскрытие характеров в их психологической сложности и развитии. Высокохудожественное претворение в опере разнообразных демократических, жанрово-бытовых музыкальных истоков. П. Чайковский об опере «Кармен».

Тема 7. Творчество Г. Берлиоза.

Программное симфоническое произведение Г. Берлиоза. Своеобразие программности. Особенности композиции, трактовка цикла, принцип лейттематизма, своеобразие мелодического и гармонического письма, темброво-колористическое обогащение оркестра. Историческое значение достижений Г. Берлиоза в области инструментовки.

Музыкальный театр Г. Берлиоза. Романтическая музыкальная комедия «Бенвенуто Челлини», ее красочное ансамблевые и хоровые сцены, увертюра «Римский карнавал». Преимущественный интерес в поздний период творчества к темам прошлого. Возрождение глюковских традиций в опере-дилогии «Троянцы».

Тема 8. Камиль Сен-Санс (1835-1921).

Его значительный вклад в развитие французской инструментальной музыки как программной (симфонической поэмы), так и непрограммной (симфония №3, концерты). Характерные особенности музыкального языка.



Тема 9. «Школа Франка» и ее виднейшие представители: В. д*Энди, А.Дюпарк, Э. Шоссон.

Многогранная деятельность В. д*Энди (1851-1931) как композитора, исполнителя, педагога и фольклориста. Основание «Певческой школы» и ее роль в воспитании ряда выдающихся французских музыкантов.

Эмманюэль Шабрие (1841-1894) и его особое место во французской музыке конца ХIХ века. Сочная характеристичность жанрово-бытовых образов, демократическая природа музыкального языка. Популярность симфонической рапсодии «Испания». Влияние искусства Э. Шабрие на французских музыкантов последующих поколений.

Габриель Форе (1845-1924), его вклад в развитие новой французской фортепианной музыки, вокальной лирики, инструментально-ансамблевых произведений. Музыка к драматическим спектаклям («Прометей» и др.). «Реквием» и его особое место в истории. Характерные черты музыки Г. Форе. Его педагогическая деятельность.



Тема 10. Рихард Вагнер (1813-1883).

Историческое значение творчества Р. Вагнера. Разносторонность его творческой деятельности.

Основные творческие периоды. Эстетические и философские взгляды 30-40-х годов. Общественная деятельность. Оперы 40-х годов: претворение традиций романтической немецкой оперы и кристаллизации принципов музыкальной драмы. Обновление народно-фантастической оперы особенностями балладного жанра (« Летучий голландец»); развитие рыцарской романтической оперы («Лоэнгрин», «Тангейзер»), актуальность трактовки легендарным сюжетов.

Тема 11. Тетралогия «Кольцо нибелунга».

Воплощение реформаторских принципов Вагнера. Идейно-философская концепция и ее эволюция. Значение мифа в творческом методе Р. Вагнера и отражение социальных проблем через миф. Монументальная философски-символическая трактовка эпоса; значение темы природы. Совмещение героико-эпическое замысла с психологической драмой. Внутренняя напряженность действия и характерные черты драматургии. Значение оркестровых эпизодов. Образно-звуковое богатство партитуры тетралогии, возвышенный строй ее музыки, драматический размах, богатство психологических оттенков.



Тема 12. Итальянский музыкальный романтизм. Творчество Дж. Верди.

Период Рисорджименто. Отражение в культуре и искусстве Рисорджименто национально-освободительного и социального движений. Синтез традиций революционного классицизма и романтизма, поиски реалистических форм в литературе и искусстве Рисорджименто. Роль итальянских оперных театров в развитии демократической музыкальной культуры.

Джузеппе Верди (1813-1901). Историческое значение творчества Дж. Верди в итальянской и мировой музыки. Участие Дж. Верди в национально-освободительном движении и отражении этого движения в его искусстве. Народные истоки мелоса. Особенности оперной реформы Дж. Верди. Создание реалистической музыкальной драмы.
Тема 13. Музыкальная драма Дж. Верди.

Эволюция оперного жанра в творчестве Дж. Верди. Характерные признаки музыкальной драмы. Параллели с творчеством других композиторов-Б.Сметана «Проданная невеста», «Далибор Либуше», Дюка «Ученик чародея».



Тема 14. Опера Дж. Верди «Аида».

Идея протеста против национального угнетения и борьба за личную свободу как основа драматического конфликта этой оперы. Углубление индивидуальных характеристик, обогащение выразительных средств, возрождение в вокальных партиях мелодики bel canto, драматургическая роль письма, разнообразие музыкальных форм.



Тема 15. Опера Дж. Верди «Отелло»

Вершина реалистических достижений Дж. Верди. Синтез музыки и действия при сохранении лучших традиций мелодического склада итальянской оперы. Музыкальная драматургия «Отелло». Сочетание архитектонических замкнутых форм с принципами сквозного симфонического развития.



Тема 16. Творчество Ф. Листа.

Ференц Лист (1811-1886). Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической и критической деятельности Ф. Листа. Лист и венгерская музыкальная культура. Эстетические взгляды Листа, его основные литературные работы.

Значение Листа в развитии романтического программного симфонизма. Лист- создатель жанра программной симфонической поэмы. Романтическая трактовка тем и образов мировой литературы и искусства. Важнейшие произведения. Обобщенный характер программности. Особенности симфонического метода. Претворение принципов поэмности в симфониях «Фауст» и «Данте». Симфония «Фауст» - концентрация идейно-философской Бела Барток (1881-1945) – основоположник и классик новой венгерской музыки. Формирование индивидуальности композитора под воздействием искусства Ф. Листа, К. Дебюсси, М. Мусоргского.

Тема 17: Польская музыкальная культура конца ХVIII – начала ХIХ веков. Творчество Ф.Шопена.

Отражение различных этапов польского освободительного движения в национальном искусстве и литературе в 30-е годы и в 40-60-е годы ХIХ века. Революционный характер польского романтизма (поэт-революционер А. Мицкевич, Ю. Словацкий, В. Сырокомля и др.). Идейные и культурные связи передовых польских и русских деятелей искусства.

Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Ф.Шопена в польской и мировой музыке. Тема Родины в его творчестве. Шопен и европейская музыкальная культура. Связи его с деятелями французской культуры.

Характерные черты стиля Ф. Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм.


Тема 18: Тенденций романтизма в национальных композиторских школах. Итальянский романтизм. Проявления итальянского романтизма в музыке.

Влияние итальянского Рисорджименто на формирование итальянского музыкального романтизма. Тема жертвы, тема Христа, темы социального неравенства, тема Родины в операх итальянских композиторов.



Тема 19. Проявление эстетики оперного веризма в опере Г. Масканьи «Сельская честь»

Понятие оперного веризма. Влияние литературы на музыку. Характеристика творчества Г.Масканьи.Развитие вокальной партии, оркестра в опере.

Начало нового этапа в развитии итальянской оперы – возникновение под влиянием литературно – драматического веризма веристской оперы. Зачинатели веристской оперы – А. Каталани и У. Джордано. Первые веристской оперы – «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. Характерные особенности ранних веристских опер. Влияние речевой интонации веристского драматического театра (Дж. Грассе , Э. Дузе и др.) на мелодико–декламационный строй веристской оперы. Особенности драматургии веристской оперы. Отказ от развитых вокальных форм, преимущественное использование формы ариозо.

Тема 20. Оперный веризм Дж. Пуччини. Эволюция творчества Дж. Пуччини.

Периодизация творчества композитора. Особенности развития оркестра и вокальной партии.Оперный веризм Дж. Пуччини «Богема», ранний период творчества. Анализ либретто и драматургии оперы. Особенности лейтмотивной системы и оперных форм.Средний период творчества Дж. Пуччини «Чио-чио-сан».Характеристики ариозно-речитативной ткани в опере Роль оркестра в опере.Поздний период творчества «Турандот».Анализ соотношения вокальной и оркестровой партии в опере. Эволюция стиля в оперных формах Пуччини.



Тема 21. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах Музыкальный романтизм в странах Северной Европы: Англии, Дании, Швеции.

Особенности развития музыкального развития в этих странах. Симфоническое творчество Нильсена, Гаде.



Тема 22. Музыкальная культура Финляндии.

Своеобразие финского народного музыкального искусства, связь с национальным эпосем «Калевалой». Тематика и образы народного музыкального искусства Финляндии, основные жанры. Особенности процесса формирования в Финляндии в ХIХ веке национальной композиторской школы.



Ян Сибелиус (1865-1957) – основоположник и классик финской национальной музыкальной школы. Мужественный, глубоко поэтичный и художественно-правдивый характер его музыки. Образцы финской природы, народного быта, сказаний и легенд.

Симфоническое творчество Сибелиуса. Интерес к программности на раннем этапе (симфония с хором и солистами «Куллерво», «Четыре легенды» по мотивам «Калевалы», поэма «Финляндия»). Преобладание непрограммных сочинений в зрелые годы (семь симфоний). Скрипичный концерт. Самобытность стиля Сибелиуса. Характерные черты его симфонизма.



Тема 23. Творчество И.Брамса.

Содержание творчества И.Брамса. Романтический склад его музыки при сохранении классических традиций, их новаторская трактовка. Интерес к немецкой народной музыке и к музыке других народов (венгерской, славянской). Связи с искусством И.С. Баха и старых немецких мастеров.



Тема 24: Антон Брукнер (1824-1896).

Творческий путь композитора, его деятельность в качестве органиста, дирижера, педагога. Работа над хоровыми жанрами (мессы, Te Deum).

Становление Брукнера-симфониста. Своеобразие симфонической концепции Брукнера. Значение эпического начала. Пантеизм как одно из главных сторон мировосприятия композитора. Преломление влияния Шуберта. Вагнера, Бетховена (симфонии №9). Сочетание философской глубины с эмоциональной непосредственностью. Роль народной австрийской песенности. Черты симфонической драматургии и музыкального языка. Монументальность масштабов цикла. Оркестр Брукнера.

Тема 25. Густав Малер (1860 – 1911).

Высокий гуманистический пафос его идейно – философских концепций. Основные темы и идеи творчества. Влияние творчества Ф. Достоевского. Симфонизм Малера. Возрождение бетховенской традиции монументальной, философски – обобщенной симфонической концепции. Характерные приемы драматизации конфликта в симфониях Малера. Этапы творческой эволюции. Черты романтического мироощущения в ранних симфониях; обостренный психологизм, конфликтность драматургии симфонии 1900-х гг.; особая роль симфонии. Мотивы трагического одиночества в последних симфониях и « Песне о земле».



Тема 26. Пути развития испанского музыкального искусства после 1898 года. Мануэль де Фалья

Новые мотивы испанской литературы и искусства. Формирование профессиональной испанской музыки на основе живого интереса к национальному наследию (народное музыкальное искусство, классическое наследие) Влияние французского музыкального импрессионизма и современной австрийской и немецкой музыки.



Мануэль де Фалья (1877-1946). Национальные истоки его творчества, опора на городской и крестьянский фольклор, интерес к областным музыкальным диалектам. Значение встреч с парижскими музыкантами.

Произведения М. де Фальи предвоенного периода. Опера « Короткая жизнь»; народно-бытовой характер драмы, близкий сюжет веристских опер. Глубоко национальный характер музыкального языка в сочетании с импрессионистскими приемами письма. Развитие этих стилевых тенденций в «Испанских пьесах» для фортепиано, «Ночах в садах Испании» (симфонические впечатления для оркестра и рояля), балете « Любовь – волшебница».



Тема 27. Импрессионизм в музыке. Морис Равель (1875-1937)

Развитие импрессионизма во французской музыке под воздействием импрессионистской живописи, символистской поэзии и традиции французской музыки ХVIII века, использование достижений Ф.Шопена, Ф.Листа и композиторов «Могучей кучки». Антивагнеровская направленность музыкального импрессионизма, стремление к возрождению национальных традиций французского искусства. Предвосхищение некоторых элементов импрессионистского письма в творчестве старших современников К.Дебюсси (А. Дюпарка, Э. Шоссона, Ж. Массне).



Морис Равель (1875-1937)

Его значение в истории музыки ХХ века. Освоение эстетических идей импрессионизма в творчестве довоенных лет и преодоление их в произведениях 20-х годов. Чуткое восприятие М.Равелем жизни, ее драматических и комических сторон; отклик на явления современности и новые течения в искусстве. Тяготение композитора к характерно- бытовым, сказочно-фантастическим сюжетам и образам, музыкально-театральным жанрам (опера « Испанский час», балет « Дафнис и Хлоя»).



Тема 28. Клод Дебюсси (1862-1918).

Этапы становления художественной индивидуальности, характерные черты и особенности зрелого периода творчества. Основные жанры и наиболее значительные произведения. Тесная связь искусства К. Дебюсси с поэтическим искусством современников (П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк и др.) Завоевание в области лада, ритма, интонации и тематизма, гармонической и тембровой выразительности, музыкальной формы.



Тема 30. Стилевое многообразие европейской музыки ХХ века. Музыкальная эстетика первой половины ХХ века.

Определение додекафонии и сериализма. Закономерности музыкального развития в серийной музыке. Определение и проявления полипараметровости в музыке. Микрохроматика и её реализация в произведениях И.А.Вышнегредского, А. Хабы. Атотональность и как одна из радикальных идей музыки 20 века и её проявления в творчестве современных композиторов.



Тема 31. Стилевое многообразие европейской музыки ХХ века: экспрессионизм.

Сложные условия общественно-политической жизни Австрии после 1-ой мировой войны.

Воздействие духовной и политической реакции на развитие искусства в Австрии.

Развитие экспрессионизма в австрийском искусстве. Ведущая роль в музыкальной жизни «нововенской» школы во главе с А. Шенбергом. Высокий уровень музыкально-театральной и концертной жизни Вены, организация международных моцартовских фестивалей в Зальцбурге, выдающееся искусство дирижеров (Б. Вальтер). Упадок художественной жизни Вены после присоединения к гитлеровской Германии.



Тема 32. Композиторские школы и группировки: «новенькая школа» Арнольд Шенберг. Альбан Берг. Антон Веберн.

Арнольд Шенберг (1874-1951) – представитель экспрессионизма в музыке, глава «нововенской» школы, создатель метода и техники додекафонного письма. Глубокие противоречия творческого облика А. Шенберга.

Основные этапы творчества. Влияние позднего романтизма Р. Вагнера, И. Брамса, отчасти Г. Малера в раннем периоде творчества (на рубеже ХIХ – ХХ веков): «Просветленная ночь», симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», оратория «Песни Гурре». Поворот атонализму, к символистски-экспрессионистским образам и сюжетам: одноактные драмы «Ожидание» и «Счастливая рука». Центральное произведение данного этапа - «Лунный Пьеро». Новая трактовка инструментального ансамбля, введение приема нотированного пения-декломации (Sprechstimme). Воскрешение старинных полифонических форм.

Создание додекафонной системы («Пять пьес для фортепиано» - ор. 23, «Серенада» ор. 24, Сюита для фотопиано- ор. 25); ее конструктивно-эстетические основы.

Шенберг в Германии (1925-1933). Развитие принципов додекафонного письма в Квинтете для духовых ор. 26, в Третьем струнном квартете, в Вариациях для оркестра ор. 31.

Американский период творчества А. Шенберга. Отклик на события второй мировой войны: «Ода к Наполеону», «Уцелевший из Варшавы». Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, незаконченная опера «Моисей и Аарон». Религиозная тематика в последних сочинениях.

А.Шенберг-педагог и теоретик: его оригинальный вклад в разработку учения о гармонии.

Различные разветвления в школе А. Шенберга - более свободное применение принципов двенадцати тоновой композиции А. Бергом и более строгое - А. Веберном.



Альбан Берг. Альбан Берг (1885-1935). Гуманистическая и социальнокритическая направленность его творчества. Эволюция творчества Берга, Соната для фортепиано ор. 1, Пять песен для голоса и оркестра ор.4, Четыре пьесы для кларнета ор.5.

Опера «Воццек». Экспрессионистская трактовка сюжета одноименной драмы Г.Бюхнера. Предельно напряженный эмоциональный тонус музыки. Новаторское решение оперных форм. Преобладание декламационности над песенностью при разностороннем использовании вокального начала. Драматургическая роль оркестра (особенно в разного вида симфонических интерлюдиях).

Новые тенденции в позднем периоде творчества Берга (Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых, Лирическая сюита для струнного квартете, опера «Лулу» по пьесам Ф. Ведекинда). Концерт для скрипки с оркестром – вершина инструментальной музыки Берга.

Антон Веберн.

Периодизация творчества композитора.Ориентация композиторского творчества на стиль нидерландской полифонической школы.Астральная лирика Веберна. Афористические формы.



Тема 33. Новые системы композиторской техники. Пауль Хиндемит. Пауль Хиндемит (1895-1963). Огромный творческий размах, сложность художественного облика выдающегося музыканта – композитора, исполнителя (альтиста, дирижера), педагогика, теоретика.

Мятежно-бунтарский характер сочинений 20-х годов: оперы «Убийца – надежда женщина» (по О. Кокошке), «Нуш-Нуши», «Святая Сусання». Черты экспрессионизма. Гротеснное претворение урбанистических мотивов в операх «Туда и обратно» и «Новости дня». Динамичность, образность музыки при главенствующем значении принципов линеарного развития. Интенсивные поиски контактов с новой аудиторией П.Хиндемит и «Молодежное движение» (Lugend-bewegung). Лучшие сочинения данного периода: опера «Кардильяк», циклы инструментальных ансамблей, вокальный цикл «Житие Марии» на стихи Р. Рильке и др. Неоклассические позиции П. Хиндемита.



Тема 34. Стилевое многообразие европейской музыки ХХ века: музыкальный неоклассицизм.

Определение музыкального неоклассицизма. Совпадения со стилистикой и стилизацией. Закономерное возвращение в развитии истории музыки к наследию прошлого. Проявления неоклассицизма в других видах искусств.

Стилевое многообразие европейской музыки ХХ века: музыкальный неоклассицизм в США, Франции, Англии

Основные представители неоклассицизма в этих странах: А.Казелла, Ф. Бузонни, А.Казадезюс. Организации фестивалей. Характерные признаки сочинений этих авторов.



Тема 35. Композиторские школы и группировки: «Шестерка». Общие стилевые тенденции, особенности музыкального языка.

Сложный путь общественно-политического развития Франции между двумя мировыми войнами. Развитие в театре, литературе, изобразительном искусстве реалистических традиций наряду с активным проявлением модернистско-декадентских направлений. Влияние французской литературы, драматургии и поэзии этого периода на творчество французских композиторов.

Возникновение в начале 20-х годов молодой творческой группы «Шести». Антиимпрессионистская и антиромантическая направленность их творчества. Влияние Э.Сати и И. Стравинского, эстетических идей Ж. Кокто. Сочетание наивной эксцентриады с нарочитыми звуковыми сложностями; одновременно с этим интерес к национально-патриотической проблематике, оригинальное воскрешение демократических традиций француской музыки, интерес к различным пластам фольклора. Различие индивидуальностей участников группы «Шести», приведшее к ее распаду как творчество объединения к концу 20-х годов.


«История зарубежной музыки»

Пластинки для музыкальной викторины:



  1. Белинни «Норма» опера в 2д. №257

  2. Берлиоз Фантастическая симфония» №267

  3. Бизе Ж. «Искатели жемчуга» 3д. №44

  4. Брамс И. Концерт №2 В-d. №357

  5. Брамс И. Симфония №4 №92, №112

  6. Брамс И. 4 баллады для фортепиано, Фантазии №393

  7. Брукнер Симфония №8 ,№222

  8. Вагнер Лоэнгрин №283

  9. Верди Аида №3

  10. Верди Отелло №227

  11. Верди Риголетто №266

  12. Верди Симон Бокканегра №82

  13. Верди Травиата №279

  14. Дворжак «Славянские танцы» №250

  15. Брамс Симфония №2, №176

  16. Концерт №1 для скрипки с оркестром №149

  17. Лист концерт №1,2 для фортепиано с оркестром №356

  18. Лист соната h-m №305

  19. Малер Симфония №1 №380

  20. Малер Симфония №6 №141

  21. Малер Симфония №7 №381

  22. Пуччини Тоска №138

  23. Равель «Дитя и волшебство» №312

  24. Сен-Санс концерт №2 для фортепиано с оркестром.

  25. Тома Миньон №28

  26. Шуберт Квартет №14 №118

  27. Шуберт Симфония №5,8 №116

  28. Шуберт Соната №4,7 №143

  29. Шуберт Соната №13,14 №360

  30. Шуман Карнавал №63

  31. Шуман Симфонические Этюды №374


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Franz Liszt : монография. - Munchen, 1980. - 97 с. - (Muzik-Konzepte ; 12


2. Joseph Haydn : монография. - Munchen, 1985. - 97 с. - (Muzik-Konzepte ; 41
3. Richard Wagner : Zwischen Beethoven und Schonberg. - Munchen, 1988. - 113 с. - (Muzik-Konzepte ; 59).
4. Акопян, Левон Оганесович.

Моцарт : путеводитель / Л. О. Акопян. - Москва : Классика-XXI, 2006. - 235, [2] с. - (Легенды и бренды классической музыки).


5. Асафьев, Борис Владимирович.

Критические статьи, очерки и рецензии : из наследия конца десятых - начала тридцатых годов / Б. В. Асафьев. - Москва : Музыка, 1967. - 298, [1] с.


6. Аулих, Бруно.

Лунная соната, Кошачья фуга или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трех столетий : научно-популярная литература / Б. Аулих. - Москва : Классика-XXI, 2007. - 252, [1] с.


7. Барна, Бариа.

Если бы Гендель вел дневник / И. Барна. - Будапешт : Корвина, 1972. - 275 с.


8. Бах "Страсти по Иоанну" : научно-популярная литература. - Москва : Классика-XXI, 2008. - 53 с. - (История одного шедевра).
9. Бродская (Скадовская), Анна.

Воспоминания о русском доме : Адольф Бродский, Петр Чайковский, Эдвард Григ в мемуарах, дневниках и письмах / А. Бродская (Скадовская) ; сост., подг. текстов и примечания Е. Битеряковой и М. Строгановой. - Москва : Коктебель, 2006.


10. Вивальди : Времена года : научно-популярная литература. - Москва : Классика-XXI, 2009. - 41 с. - (История одного шедевра).
11. Волошенко, Анна Юрьевна.

Тетралогия "Кольцо Нибелунга в контексте русской Вагнерианы: диалог интерпретаций начала XX - начала XXI веков : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.02 2Музыкальное искусство" / А. Ю. Волошенко ; науч. рук. Т. Б. Сиднева. - Нижний Новгород, 2005. - 22 с.


12. Друскин М.

Исследования. Воспоминания / М. Друскин. - Л. : Советский композитор, 1977. - 267, [5] с. : ил., нот.


13. Конен, Валентина Джозефовна.

История зарубежной музыки : вып. 3 Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины XiX века / В. Д. Конен. - изд. 5-е. - М. : Музыка, 1981. - 532, [2] с.


14. Милка, Анатолий Павлович.

Занимательная Бахиана : об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях. вып. 2 / А. П. Милка, Т. В. Шабалина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Композитор, 2001. - 300, [2] с.


15. Милка, Анатолий Павлович.

Занимательная Бахиана : об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях. вып. 1 / А. П. Милка, Т. В. Шабалина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Композитор, 2001. - 204, [1] с.


16. Моцарт : Реквием : научно-популярная литература. - Москва : Классика-XXI, 2008. - 22 с. - (История одного шедевра).


  1. Музыка Австрии и Германии ХIХ века кн. 1. : учеб пособие / редкол.: Г. В. Крауклис и др. ; под общ. ред. Т. Э. Цытович. - М. : Музыка, 1975. - 509, [1] с. - (История зарубежной музыки).

18. Мысли о Бетховене : русские пианисты об исполнении фортепианных сочинений Л. ван Бетховена. - Москва : Классика-XXI, 2010. - 141, [1] с.


19. Носина, Вера Борисовна.

Символика музыки И. С. Баха : научное издание / В. Б. Носина. - Москва : Классика-XXI, 2008. - 53, [1] с. - (Искусство интерпретации).


20. Орф "Кармина Бурана" : научно-популярная литература. - Москва : Классика-XXI, 2008. - 31 с. - (История одного шедевра).
21. Протопопов, Владимир Васильевич.

Принципы музыкальной формы Бетховена : сонатно-симфонические циклы op. 1-81 / В. В. Протопопов. - Москва : Музыка, 1970. - 329, [1] с.


22. Розеншильд, Константин Константинович.

История зарубежной музыки : учебник для исполнительских факультетов консерваторий. вып. 1 : До середины XVIII века / К. К. Розеншильд. - Москва : Музыка, 1978. - 543, [1] с.


23. Стендаль

Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини / Стендаль. - Алма-Ата : Онер, 1987. - 685, [1] с.


24. Темченко, Ирина Евгеньевна.

Беседы о Бахе : клавирная музыка И. С. Баха в свете исследований, методических трудов, редакций, исполнительских интерпретаций, а также собственного, зачастую горького, педагогического опыта / И. Е. Темченко, А. Ф. Хитрук. - Москва : Классика-XXI, 2010. - 150, [1] с.


25. Форкель, Иоганн Николаус.

О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха : патриотически настроенным почитателям истинного музыкального искусства / И. Н. Форкель ; пер. с нем. В. Ерохин ; авт. послесл. М. Сапонов. - Москва : Музыка, 2008. - 111 с.


26. Шнеерсон, Георгий Михайлович.

Статьи о современной зарубежной музыке : очерки и воспоминания / Г. М, Шииерсон. - Москва : Советский композитор, 1974. - 354, [2] c


27. Шуман "Карнавал" : научно-популярная литература. - Москва : Классика-XXI, 2009. - 32, [1] с. - (История одного шедевра).
28. Эррио, Эдуард. Жизнь Бетховена / Э. Эррио. - 2-е изд. - Москва : Госмузиздат, 1960. - 358, [2] с.

Вопросы к экзамену

по истории зарубежной музыки (ОДО)

1. Романтизм в музыке

2. Франц Шуберт

3. Роберт Шуман

4. Музыкальный романтизм во Франции

5. Дж. Мейербер

6. Ж.Бизе.

7. Г.Берлиоз.

8. К.Сен-Санс.

9. «Школа» Франка и её представители В. Дэнди, Дюпарк, Шоссон.

10. Рихард Вагнер.

11.Тетралогия «Кольцо нибелунга».

12.Тетралогия «Кольцо нибелунга».

13. Итальянский романтизм. Творчество Дж.Верди.

14. Музыкальная драма Дж. Верди.

15. Опера Дж. Верди «Аида».

16. Опера Дж. Верди «Отелло».

17. Творчество Ф.Листа.

18. Польская музыкальная культура конца 18- н.19 века. Творчество Ф.Шопена.

19. Проявления итальянского романтизма в музыке.

20. Проявления эстетики оперного веризма. Опера Масканьи «Сельская честь».

21. Оперный веризм Дж. Пуччини. Эволюция творчества Дж. Пуччини.

22. Опера Дж. Пуччини «Богема». Ранний период творчества.

23. Дж. Пуччини «Чио-чио-сан».

24. Дж. Пуччини «Турандот».

25. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах. Музыкальный романтизм в Англии, Дании, Швеции.

26. Музыкальная культура Финляндии.

27. Ян Сибелиус.

28. Творчество А. Брукнера.

29. Густав Малер.

30. Творчество И. Брамса.

31. Пути развития испанского музыкального искусства. М. де Фалья.

32. Импрессионизм в музыке.

33. Морис Равель.

34. Клод Дебюсси.

35.Музыкальная эстетика первой половины XX века.

36 Музыкальный экспрессионизм.

32.Композиторские школы и группировки: «нововенская школа».

33.Неоклассицизм в музыке.

34 Новые системы композиторской техники. П.Хиндемит.



35.Композиторские школы и группировки. Французская «шестерка».


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты»
332.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
124.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
319.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070100. 62 «Оркестровые струнные инструменты»
195.73kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070100. 62 «Оркестровые струнные инструменты»
278.74kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070100. 62 «Оркестровые струнные инструменты»
376.79kb.
2 стр.
Справка о материально-техническом, учебно-методическом, информационно-техническом обеспечении образовательного процесса фгос (третьего поколения) специальность 073101 Инструментальное исполнительство «Оркестровые струнные инструменты»
1156.44kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
354.06kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство»
216.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство
183.34kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»
388.65kb.
3 стр.