Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Красный Кут Саратовской области

Проект

«Композиторы родного края».



Автор: ученица 7 «Б» класса

МОУ– сош №3 г. Красный Кут Саратовской области Зацаринина Виолетта Руководитель: учитель музыки

Карамышева С.Ю.

- 2013-

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3 – 4стр.

I глава. Развитие Саратовской музыки.……………………………..5 стр.

II глава. Творцы музыки родного края……………………………….6 – 8 стр.

Заключение…………………………………………………………..... 9 стр.

Список используемой литературы……………………………………10 стр.



Введение

Актуальность. Развитие культуры - очень интересная тема, но она более затрагивает душу и развивает интерес, когда речь идёт о музыкальном развитии культуры так близко знакомой и родной земли. Ни все знают о Саратовской музыке, но ведь это очень интересная и познавательная информация. На уроке музыки учащиеся знакомятся с творчеством разных композиторов: зарубежных и отечественных, классиков и современников. Поскольку мы живём на Саратовской земле, то должны знать музыкальную культуру и своего края.

Проблема. Жители Саратовского края не знают композиторов, которые развивали музыкальную культуру их малой родины.

Гипотеза. Пропагандируя творчество композиторов Саратовской области, можно поднять культурный рост граждан разных возрастов.

Цель: пропаганда композиторской музыки родного края.

Цель определила следующие задачи:



  1. Собрать информацию об истории развития композиторской музыки в Саратове.

  2. Проанализировать особенности музыкального творчества отдельных композиторов.

  3. Оформить альбом с CD-диском «Композиторы родного края» и подарить в народный музей им. Г.С.Титова

Работа содержит введение, две главы, заключение, приложение.

Во введении определяется актуальность; обозначается проблема; выдвигается предположение (гипотеза) о решении проблемы; ставится цель и задачи, направленные на результат проекта.

В главе I собрана информация о развитии Саратовской музыки.

В главе II анализируется творчество композиторов Саратовского края в хронологии. В заключении содержится основной вывод исследования о значении творчества композиторов Саратовской земли и перспективах развития композиторской музыки родного края.

В приложении дан цветной альбом с CD-диском «Композиторы родного края».

Глава I

Развитие Саратовской музыки

История развитие Саратовской музыки очень интересна. Она разнообразна. В самом начале XVIII века музыкальное искусство в Саратовской губернии было представлено весьма скудно – существовало несколько небольших оркестров в поместьях наиболее просвещённых дворян. С открытием в 1803 году театра Г.В. Гладкова начинают ставить драматическими произведениями и музыкальные спектакли. В 1830-е годы крепостные театры пришли в упадок, зато в город стали чаще приезжать приглашённые труппы. Начиная с 1850-х и особенно с 1870-х годов, в связи с открытием железнодорожного сообщения с Москвой чаще стали проводится гастроли музыкантов. С 1860-х годов в Саратове начались гастроли итальянских оперных трупп, было это в 1866, 1874, 1876 годах. В 1875 году в Саратове гастролировала труппа Петра Михайловича Медведева, на гастролях она показала оперу Глинки «Жизнь за царя». Спектакли труппы Медведева положили начало становлению и развитию в Саратове русской профессиональной оперы. В 1890 году была создана постоянная оперная труппа товариществом артистов под руководством А. М. Горин-Горяинова. С открытием в Саратове в 1895 году музыкального училища начинается становление системы профессионального музыкального образования. В 1873 году в Саратове открылось отделение Русского музыкального общества, которое устраивало симфонические и камерные концерты силами театрального оркестра. В 1906 году был создан Саратовский союз оркестровых музыкантов, который устраивал общедоступные симфонические концерты, на них мог попасть любой житель города. В 1912 году была основана Саратовская консерватория – первая в российской провинции. В 1941-1943 в Саратов была эвакуирована и работала часть коллектива Московской консерватории, педагоги её вели широкую концертную и музыкально-просветительскую работу. В 1939 году в числе первых в Саратове была создана местная организация союза композиторов СССР. Саратовская земля взрастила таких крупных деятелей отечественного музыкального искусства как композиторы Альфред Шнитке, Елена Гохман, Евгения Бикташева.



Глава II

Творцы музыки родного края

В мире есть много известных и знаменитых композиторов, Саратовских творцов музыки можно отнести к ним. Так как, даже, если они не светятся на ярких рекламных плакатах, имена хоть некоторых из них должны звучать из наших уст.



Василий Георгиевич Брандт (1869-1923) — немецко-русский трубач, дирижёр, композитор и педагог, профессор Московской консерватории. В 1890 году Брандт получил место первого трубача (впоследствии также — первого корнетиста) в оркестре Большого театра и занимал эту должность до 1909 года. С 1900 по 1912 преподавал в Московской консерватории, а затем — в только что созданной Саратовской консерватории, где также дирижировал оркестром. Диапазон творческих возможностей Брандта многообразно. Его музыка выделяется блестящей техникой, силой, красотой и изяществом звука. В.Г. Брандт – автор большого числа музыкальных сочинений, которые до сих пор входят в конкурсные программы, используются в качестве учебного материала. Он один из основоположников отечественной школы игры на трубе. Среди его учеников наиболее известен Михаил Табаков.

Кочуров Юрий Владимирович (1907–1952) - родился в Саратове в семье оперных артистов. С 1921 года занимался фортепиано и сочинением и в связи с реорганизацией Саратовской консерватории. Творческую деятельность начал в 1930 году. Был переведен в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1931-м, а с 1947-го преподавал там же. Советский композитор. Впервые выступил в кино в 1933 году ("Комсомолия"). 1933 — Падший ангел, 1935 — Сокровище погибшего корабля, 1936 — Юность поэта, 1938 — Враги; Профессор Мамлок 1949 — Александр Попов. С 1932 систематически сотрудничал на студии "Ленфильм". Лауреат Государственной премии СССР 1952. Награждён Сталинской премией третьей степени 1952 — за романсы «Любовь», «Весна», «Родник», «Посвящение», «Радость жизни», «После дождя». Автор песен, завоевавших популярность в частях Ленинградского и Волховского фронтов во время Великой Отечественной войны 1941-45 ("Проводы", "Ястребки"). Основное место в творчестве Кочурова принадлежит вокальной лирике на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Г. Гейне, советских поэтов.

Бренинг Арнольд Арнольдович (1924–2001) - Композитор. Композиторским творчеством начал заниматься с семнадцати лет. Параллельно занимался литературным творчеством — писал рассказа, стихи (впоследствии романсы на свои тексты). Прекрасно рисовал. Пытался уже в юные годы философски обосновать жизнь на земле. Изучал астрономию. Обожал природу. Отлично учился в Казанском музыкальном училище, которое с отличием окончил по специальности «фортепиано» и музыкально-теоретическим предметам. В 1953 окончил Казанскую консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции. В 1955—1960 и 1964—1968 стал преподавателем и концертмейстер Казанской консерватории. С 1968 стал преподавателем кафедры теории музыки Саратовской консерватории. За 23 года работы стал полифонистом. Казанский и саратовский периоды работы им были написаны огромное количество произведений. Из них нужно отметить девять симфоний, симфонические поэмы, в том числе «Кондор», «На Курской дуге», «Земля отцов». Сочинил опера — Крылатый человек в1966, для оркестра — 4 симфонии в1953, симфония-баллада Аэлита в 1971. Для фортепиано с оркестром — концерт в1952, для секстета гобоев — Русский напев в 1969, для флейты, кларнета, фагота, валторны и фортепиано — квинтет в1969, для фортепиано — 9 сонат, Соната-фантазия в 1959, 4 фантазии. Арнольд Арнольдович вошёл в список выдающихся людей века, составленный в США. Это был композитор академического плана, обладавший высокой музыкальной эрудицией, безупречным профессионализмом, владевший всем арсеналом полифонической техники. Бренинг — он воспитал целую плеяду композиторов и музыковедов.

Альфред Гарриевич Шнитке (1934– 1998) - Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. 1958 году Альфред окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). Композитор, заслуженный деятель искусств России. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность. Написал музыку к балетам “Лабиринты” в 1971, “Эскизы” в 1985, “Пер Гюнт” 1987 году, оперу “Жизнь с идиотом” в 1991. Альфред Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Лариса Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер Александр Митта), "Осень" (режиссер Андрей Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Элем Климов) и другим. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности. Среди произведений композитора: оперы "Одиннадцатая заповедь" и "Жизнь с идиотом", балет "Лабиринты", оратория "Нагасаки", прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича, кантата "История доктора Иоганна Фауста". Альфред Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от XVIII до XX века. Свободное совмещение прошлого и настоящего – это особенность его музыки». Привлечение музыкальных цитат, полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений) свойственны Шнитке. Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человечества культуры.

Елена Владимировна Гохман (1935- 2010)– композитор. За исключением времени учёбы в МГК имени П. И. Чайковского, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю. А. Шапорин и Р. К. Щедрин, всю жизнь провела в Саратове. В творчестве испытывала преимущественное тяготение к сочинениям камерного плана. С начала 1990-х годов, самых серьёзных результатов она добивается и в таких крупных жанрах, как развёрнутая инструментальная композиция (концерт для оркестра «Импровизации», Партита для двух виолончелей и камерного оркестра). Оратория (библейские фрески для солистов, хора и оркестра «Ave Maria», вокально-симфонические медитации «Сумерки», духовные песнопения «И дам ему звезду утреннюю…»), большое музыкально-театральное полотно (балет «Гойя», поставленный на сцене Саратовского оперного театра). Неизменными качествами её творчества являются органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания.

Бикташев Евгений Михайлович (род. 1939) – композитор, художественный руководитель областной концертной организации "Музыкальный центр "Поволжье", председатель Саратовской организации Союза композиторов России, член коллегии министерства культуры Саратовской области, член комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области, член комиссии по Государственным наградам при Губернаторе Саратовской области. Народный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии Саратовского комсомола, почетный гражданин г. Саратова, награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ "За достижения в культуре". Творчество Е.М. Бикташева многогранно и разнообразно. Но ведущим жанром в его творчестве стала всё-таки песня, получившая всенародное признание. Тематика песен Е.М. Бикташева связана, преимущественно, с лирикой, русским и татарским эпосом, зарисовками природы, с шуточным жанром. Евгений Михайлович является автором не только музыки, но и текстов, а также стихотворных переводов на русский язык башкирских, татарских и чувашских песен. В его авторском багаже симфония и оперетта, хоровые и оркестровые сочинения, музыка к спектаклям и телефильмам, обработки песен народов Поволжья и многие другие произведения, получившие всенародное признание.

Заключение

Композиторское творчество - это главное чем живёт музыкальное искусство. Первое упоминание о работе композиторов Саратовского края появилось с начала XVIII века. С открытием Саратовской консерватории вводилась специальная дисциплина – класс композиции. Саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из «волонтеров» наиболее значительными следует назвать уроженцев Саратова: Юрий Кочуров, Елена Гохман, Евгений Бикташев, Альфред Шнитке и многие другие. Работающие в Саратове в последние десятилетия авторы охватили в своём творчестве все существующие жанры, создавая музыку в полном спектре художественных манер – от традиции до авангарда.

К сожалению, в настоящее время пока не наблюдается перспективных молодых композиторов, которые могли бы продолжить композиторское творчество родного края.

Поэтому, данная работа - это первый вклад в развитие музыкальной культуры и патриотических чувств у граждан Саратовской области, как дилетантов, так и профессионалов.



Список используемой литературы:

Литературные произведения:



  • «Энциклопедия Саратовской области».

  • Статья А. И. Демченко.

Интернет ресурсы:

  • http://www.saratov-kultura.ru/music/

  • http://to-name.ru/biography/alfred-shnitke.htm

  • http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/252174/bio/

  • http://www.mincult.saratov.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=2928

  • http://viperson.ru/wind.php?ID=197398

  • http://www.people.su/30379

  • http://trombone.su/?section=biography&surname=brandt

  • http://www.classicalm.com/ru/composer/403/Kochurov-Yuriy

  • http://www.km.ru/kino/encyclopedia/kochurov-yurii-vladimirovich





Смотрите также:
«Композиторы родного края»
98.07kb.
1 стр.
«Воспитание любви к родному краю и природе родного края»
84.32kb.
1 стр.
Задачами курса «Культура родного края»
248.67kb.
1 стр.
Пояснительная записка цели и задачи предмета «Культура родного края». Появление предмета «Культура родного края»
430.33kb.
2 стр.
Программа для 9 класса общеобразовательных школ составители Аристархова Е. В. Булычёв М. В., Самсонов С. И
46.62kb.
1 стр.
Программа областной очно-заочной краеведческой школы «Культура родного края»
262.71kb.
1 стр.
Исследовательская работа по истории родного края, «Храмы моей малой родины»
188.35kb.
1 стр.
Конкурс : «История, культура, и природа родного края»
220.25kb.
1 стр.
Народные промыслы Владимирского края
82.56kb.
1 стр.
Кирябинский спирто порошковый завод Цели и задачи исследовательской работы: Цель
69.32kb.
1 стр.
Конкурса знатоков истории родного края «Край родной земля казачья»
63.13kb.
1 стр.
Общество исследователей истории Ряжского края им. В. И. Гаретовского
2294.82kb.
38 стр.