Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право - категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:



  • как отрасль права;

  • как наука;

  • как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):


    • народовластие;

    • государственный суверенитет;

    • разделение властей;

    • форма правления;

    • форма государственного устройства;

    • субъекты государственной власти;

    • способы реализации государственной власти;

    • Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

    • принципы правового статуса личности;

    • основные права, свободы и обязанности;

    • гарантии прав и свобод;

    • гражданство (подданство).

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

  • управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

  • обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

  • дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

  • запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.



Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

Признаки:



  • регулируют особую сферу общественных отношений;

  • носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

  • специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

  • учредительный характер предписаний;

  • регулируют поведение широкого круга субъектов;

  • своеобразие их вида;

  • особенности их структуры.

Классификация:

1. по степени определенности предписаний :



  • диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

  • императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

  • материальные (предусматривают содержание действия);

  • процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

  • конституции;

  • законы;

  • подзаконные акты.

4. по территориальным пределам :

  • действующие на всей территории страны

  • действующие на территории отдельных регионов;

  • действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

  • постоянные (не имеют определенного срока действия);

  • временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:


  • народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

  • права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.



Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:



  • законодательство;

  • нормоустанавливающая деятельность правительства;

  • выборы;

  • референдум;

  • порядок осуществления прав и свобод;

  • надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):


  • народный суверенитет;

  • разделение властей;

  • не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:



  • достижение определенного возраста (18 лет);

  • назначение дня выборов;

  • образование избирательных комиссий, округов, участков;

  • составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

  • физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

  • общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

  • государство;

  • государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

  • органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

  • органы конституционного надзора;

  • органы местного самоуправления;

  • депутаты центральных и местных представительных учреждений;

  • ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права - различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право - общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах.



Источники:

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы - законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права.



следующая страница >>
Смотрите также:
Тема предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран
708.71kb.
8 стр.
Тема Предмет, сущьность, источники и система государственного права зарубежных стран
231.49kb.
1 стр.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
51.54kb.
1 стр.
Зарубежных стран
8811.62kb.
32 стр.
Зарубежных стран
8826.55kb.
32 стр.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
70.54kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по курсу: «История государства и права зарубежных стран»
58.32kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
48.61kb.
1 стр.
Программа по спецкурсу «конституционное право португалии и бразилии»
39.42kb.
1 стр.
Методические указания по курсу История государства и права зарубежных стран
1048.26kb.
5 стр.
Высшие органы государственной власти уругвая
308.44kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
230.13kb.
1 стр.