Главная
страница 1


ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» КК

Система менеджмента качества

ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических

дисциплин





Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий

« Диалекты Кубани»

Автор: gus_s000

Данилова Е.В.

г. Армавир 2012 г.

Рассмотрено и утверждено

комиссией общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Протокол № _____от ______

Председатель ПЦК

____________Кондалова И.А.



Автор:

Данилова Е.В. преподаватель высшей категории русского языка и литературы ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» КК

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка в средних специальных учебных заведениях.

В методической разработке представлено внеклассное мероприятие по русскому языку с использованием современных мультимедийных технологий.

Рецензент:

Асланова Е.А.- преподаватель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» КК

Бережная Н.В.- преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» КК

Содержаниеgus_s000

1. Введение

2. Сценарий мероприятия

3.Заключение

4. Литература

5. Приложение: слайды, фотографии.



Введение

Сегодня в Краснодарском крае серьёзное внимание уделяется изучению местных особенностей языка и речи. Благодатным материалом для этого могут служить диалектные слова, которые позволяют показать богатство и красоту народного слова, способствовать формированию духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к малой родине. Язык народа - это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа.

Актуальность данного мероприятия вытекает из необходимости всестороннего изучения диалектов Кубани, установления истоков их появления, современного употребления в речи и перспектив дальнейшего развития.

Сценарий.

Конкурс знатоков кубанского диалекта.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.



Цели и задачи:

- познакомить учащихся с диалектными словами, кубанскими пословицами и поговорками, казачьим фольклором;

- научить слышать напевность и красоту кубанской речи;

- воспитывать у студентов чувство любви к малой родине.



Оборудование:

- ММ презентация «Кубань-моя родина», песня «Ты, Кубань, ты наша Родина!» в исполнении кубанского хора

-Х/Ф «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»

- костюм казачий, рушник.



Ход мероприятия:

Мероприятие открывает ММ презентация «Кубань-моя родина», звучит песня «Ты, Кубань, ты наша Родина!» в исполнении кубанского хора



Преподаватель: Сегодня у нас состоится конкурс знатоков кубанского диалекта, на который я пригласила 3 команды. Посмотрим, кто из вас настоящий знаток истории, традиций, фольклора, диалектов Кубани.

Кубанские диалекты появились в результате слияния двух языков - русского и украинского. Кубанцы говорили о себе: «Мы знаем 3 языка: русский, украинский, и кубанский».



М М презентация «Конкурс знатоков Кубанского диалекта»

конкурс «Разминка»

Слайд № 1

Преподаватель: Команды должны подобрать к диалектным словам из левого столбика литературные соответствия из правого. Команда, выполнившая задание верно, получает 15 баллов

«Разминка»

Млын (мельница) плетень

Кордон (пост) роща

Материя (ткань) сноровка

Махотка ( кувшин) ткань

Тын (плетень) пост

Ухватка (сноровка) утка

Черевички (туфли) обувь

Вечерять (ужинать) выныривать

Зозуля (кукушка) бусы

Гай (роща) лужа

Жменя ( горсть) ветка

Вынырять (выныривать) ужинать

Подборы (каблуки) ставни

Заможный (зажиточный) лохматый

Калюжа (лужа) лук

Гылка (ветка) петух

Притворы (ставни) туфли

Качка(утка) горсть

Намысто (Бусы) мельница

Постолы (обувь) каблуки

Цыбуля (лук) кувшин

Кочет (петух) кукушка

Конкурс «Переведи диалектное слово» 16 баллов

Слайд № 2

Преподаватель: Вы должны определить значение выделенного диалектного слова. Максимальное количество:

У меня сын почётный: завсегда слушается. (почитающий старших, всегда).

Вчера была неделюшка, нынче понедилок.(воскресенье, понедельник)

Великого возраста казак, всех выше на хуторе.(рост)

На краю травянистых бачажин и ям камышовые хаты вокруг возводили. (яма на дне водоёма)

Мини край нужно быть в городи.(мне, очень)

В лесу хатка, во дворе кабыца дымит.(домик, летняя печь)

В углу дворища лежит Рябко и грызёт костомаху.(скотный двор, кость)

С кургана он впервые увидел степь-с речками, лиманами, цариной.(пахотная земля, засеянное поле)

Байдыки бить. (баклуши)

Нэ бачит сова, яка сама.

Преподаватель: вы немного устали, давайте отдохнём и сыграем в кубанскую игру «Иванко» : играющие, взяв друг друга за руки, составляют круг. Ведущий, Иванко, входит в центр круга, кружится и поёт:

Иванко учил своих детей:

«А вы, дети, как я,

Делать то , что и я»

Вместе с ним, но только в обратную сторону, кружатся «его дети» и поют то же самое, что и он, следят за действиями «отца» и повторяют. Если кто-нибудь из них прозевает и не успеет сделать того, что сделал Иванко, то он выбывает из игры.

Конкурс «Найди пару» 6 баллов

Слайд № 3

Преподаватель: Команды должны найти пару к кубанской пословице:

Було б сказано, а забудь можно.

При царе Митрохе, когда людей было трохи.

Вик живи – вик учись, а дураком умрэш.

У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

И вашим и нашим за рупь спляшем.

Конкурс «Растолкуй кубанскую пословицу» . 6 баллов

Слайд № 4

Преподаватель: Объясните смысл диалектных высказываний

Чужа хата хужи ката.

Пока поспеют кныши, у деда не будет души.

В дорози и голка важна.

Много языком робыть-без гроша в кармане быть.

С хама нэ будэ пане.

Хорош гость в гостинку.

Конкурс «Собери пословицу» 8 баллов

Слайд № 5

Преподаватель: Вы должны собрать пословицу из частей и прочитать её



1. Работы а) а считай в беде

2. Память плохая: б) начало лета

3. Нэ считай друга в гульбе, в) що снип бэз певязи

4. Было жить хорошо, г) непочатый край

5. Нэ так страшна зима, д) иде позавтрикал, туда и обедать иде

6. Июнь-конец пролетья е) а теперь погано

7. Языком брехать ё) як отзымки

8. Чоловик бэз розуму, ж) не цепом махать

Игра «Верёвочка»

Преподаватель: А теперь предлагаю поиграть в «Верёвочку»: это кубанская казачья игра.

Участники берутся руками за верёвочку, образовав круг. Ведущий в кругу. Он должен ударить кого-либо из держащих верёвочку по руке. Играющие внимательно следят за его действиями и не позволяют ему ударить по руке, но нельзя убирать с верёвки сразу все руки





Конкурс капитанов

Преподаватель : Я приглашаю сюда капитанов команд.

Вопросы для капитанов

1) В каком значении, употребляется слово край в кубанской пословице: «Работы – непочатый край» (много)

2) Определите значение слова люлька в заданных примерах:

«Набив люльку тютюном, на коня взлетел вьюном» (Трубка)

«Чтоб глазами – стадо пасть, а руками – пряжу прясть, а ногами – люльку трогать, татарчонка колыхать» (Колыбель)

3) Найдите среди синонимов диалектное слово:

Кочет, пивень, петух (Пивень)

4) Определите значение слова выгон в предложении «А когда небо над выгоном краснело, он снаряжал своего Марса и скакал отлогим берегам»

Выгон – пастбище

5) Какое лекарственное растение в нашем крае называют диалектными словами: жгучка.,жигалка, жигуха, свербуха?

Крапива


6) А дивчина в огороде цибулю сажает.

Какой же овощ дивчина в огороде сажает?



Лук

7) Подберите к кубанскому фразеологизму его аналог из литературного языка.

1) Бидность ни грих.

2) По Савки и свытка.

3) Чтобы козы были сыты и сено бело цело.

Конкурс «Собери ягоды» (8 баллов)

Слайд № 7

Преподаватель: Пока капитаны думают, команды собирают в «корзинки» ягоды.

Бодяк (чертополох), глед (боярышник), жердела (мелкий абрикос), гамай (камень), ожина (ежевика), шепшина (шиповник), обрий (горизонт), тютина.

Инсценировка

Небылицы в лицах сидят в избах, щёлкают семечки, да творят насмешки

1.-Кума!

- Га!


-От у вас собаки зли, сим штук напало - ели пэрэгавкала!
2.-Сынок, сходы за водычкой на ричку!

-Брюхо болыть!

-Сынок, иды кашу исты!

-Шо ж, раз маты кажэ- надо идты.


3.-Шо ваши дивки роблять?

-Шьють, да спивають!

-А матушки?

-Порют та плачуть. Порют та плачуть!


4.-Фома, у тэбэ в хати тэпло?

-Тепло, на печи в кожухе согриться можно!



Конкурс «Реши кроссворд» (11 баллов)

Слайд № 8

По горизонтали:

1. крупный сырцовый кирпич из глины и соломы

2. Заплата.

3. Полотенце.

4. Свёкла.

5. Кисть винограда.

По вертикали:

1. Ломоть.

6. Семья, родня.

7. Лук.

8. Арбуз.



9. Компот из сухофруктов.

10. Тыква.



Вопросы для зрителей. По 1 баллу

1. В каком значении, употребляется слово край в кубанской пословице: «Работы – непочатый край».

Много

2. Определите значение слова люлька в заданных примерах:



- «Набив люльку тютюном, на коня взлетел вьюном»

Трубка


- «Чтоб глазами – стадо пасть, а руками – пряжу прясть, а ногами – люльку трогать, татарчонка колыхать»

Колыбель


3. Найдите среди синонимов диалектное слово:

Кочет, пивень, петух

Пивень

4. Определите значение слова выгон в предложении «А когда небо над выгоном краснело, он снаряжал своего Марса и скакал отлогим берегам»



Выгон – пастбище

5. Какое лекарственное растение в нашем крае называют диалектными словами:



жгучка. жигалка, жигуха, свербуха?

Крапива


6. А дивчина в огороде цибулю сажает.

Какой же овощ дивчина в огороде сажает?

Лук

7. Подберите к кубанскому фразеологизму его аналог из литературного языка. Например, голод не свой брат. Голод не тетка.



- Бидность ни грих.

Бедность не порок.

- По Савки и свытка.

По Сеньке и шапка.

- Чтобы козы были сыты и сено было цело.

Чтобы волки были сыты и овцы целы.

8. При помощи какой морфемы образованы диалектные слова:

змеюка, каменюка, грязюка?

При помощи суффикса –ЮК-

9. Найдите в кубанской пословице фонетический диалектизм:

Много яблок, много груш – будут у нас гроши. Гроши

10. В кубанской пословице найдите краткую форму имени прилагательного, определить синтаксическую функцию:

Где нянек много, там дитя безного.

Безного

Дополнительно: Подберите к ней литературный аналог: У семи нянек дитя без глазу.



11. Отгадайте кубанские загадки:

- А что выше лесу?

Небо

- На крайчику, на сарайчику красна шапочка висит.



Солнце

- Меня просят, ждут, а прийду – прятаться начнут.

Дождь

12. Назовите автора рассказа «Дед Архип и Ленька» герои которого пришли на Кубань, чтобы подрядиться на работу.



М.Горький

13. К кому обращен этот текст Кубанского писателя Бойко Ивана Николаевича, создавшего книги о земляках-тружениках: «Кубанские новеллы», «Разлад»

Гимн… (хате)

Боль моя, любовь моя, жаль моя… Вздрагиваешь от малейшего ветерка, от воробьиного крика, от гула моторов в степи. Пообсунулась, пошерхла от времени, надвинула до завалинки источенную дождями соломенную крышу; уткнула в землю печальные окна. Гремит на весь мир над тобою российское небо, а ты все старишься, все хилишься, врастаешь в землю. Отглядели вишни в твои окна. Жаль моя; отсидели на твоих завалинках девчата, любовь моя; отплясали, отпели тебе парубки, скоро совсем не будет, боль моя!

Строили тебя на скорую руку, из всего что ни есть: из самана, турлука, набивали глиной клинцовки, рубилки из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью.

Строили тебя всей родней, всей улицей. Всей станицею, и потому к тебе каждый вхож, твои двери открыты каждому.

(По И.Бойко.)

14. Этот композитор написал о Кубани более 200 песен: «Песня о Новороссийске», «Кубаночка», «Чаровница» и др. А еще он является автором таких произведений, как «Растет в Волгограде березка», «Оренбургский пуховый платок».

Григорий Понамаренко

15. Местом проведения каких международных и российских кинофестивалей стал Краснодарский край?

«Кинотавр» и «Киношок»

16. Кто из поэтов ХХ века является автором этих слов:

«Солнце жжет Краснодар,

Словно щек краснота,

Красота! В.В.Маяковский

17. Кто является автором песни, ставшей кубанским гимном?

Священник 1-го Кавказского полка Кубанского казачьего войска Константин Образцов

18. Назовите метафору из гимна:

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

«Вековой наш богатырь»

19. Кубань, давно уже оправдывает данные ей названия «житница» и «здравница». Вспомните еще одно определение нашего края, бытующее в народе. Как называется троп, используемый для этого оборота?

Жемчужина России

Метафора.

20. Первое время главный город Черноморских казаков не имел своего имени, и в официальных бумагах его называли «Карасунским кутом» или «лагерем при Кубани». В чью честь называли казаки свой град?

В честь Екатерины Великой (в 1793)

21. Назовите современные города вместо древнегреческих, существовавших на территории нашего края в 1 тысячелетии до н.э. ( Гермонасса и Горгиппея).

Тамань и Анапа

22. Как называлось древнерусское княжество, существовавшее здесь в Х и Х1 веках н.э.

Тмутаракань

23. Что греки называли «Меотийским озером?»

Азовское море.

24. Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким, расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой – приметы каких переселенцев на Кубань были только что перечислены?

Казаков

25. Назовите главную улицу столицы Кубани? Почему она так называется?



Красная (красивая, лучшая, парадная)

.

ФИНАЛ

Вступительное слово ведущего:

Вопросы финального агона будут посвящены языку, развитие которого неразрывно связано с историей и культурой нашего края. Язык многонационального народа Кубани самобытен, точен, меток и выразителен. Любовь к своему языку и борьбу за его чистоту вы должны пронести через всю жизнь. Бережно относитесь к каждому слову и запомните высказывание Горгия: «Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное; а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».

Замените кубанские диалекты словами нормативной литературной лексики.


  1. Дружина

Жена

  1. Грубка, груба

Печка, печь

  1. Налейсто

Монисто, бусы

4. На базе двух каких литературных языков образовались кубанские говоры?

Русского и украинского

5. Назовите вежливую форму обращения у казаков друг к другу.

Станичник

6. Именно этим словом казаки называли воздержание от скоромной пищи и охрану, пункт наблюдения.

Пост

7. Закончите пословицу: «Рання птычка носык прочищае, а позня - …



Очи продырае

Небольшое селение на Украине и на юге России называется именно так.

Хутор

Подведение итогов мероприятия.

Преподаватель: вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня вы продемонстрировали свои знания диалектов, кубанских пословиц и поговорок , познакомились с казачьими песнями. Я уверена, что после сегодняшнего конкурса ваша малая родина Кубань станет вам ещё ближе, роднее, понятнее.

Сегодняшнее мероприятие было направлено на то, чтобы вы поняли, как важно владеть культурой и историей родного языка, и научились использовать те огромные познавательные богатства, которые содержатся в словарях русского языка. Пусть слова М.Горького станут для вас девизом: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры



Заключение

Методический материал, представленный в данной работе, имеет практическую значимость, т.к. может использоваться как региональный компонент при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» и на внеклассных мероприятиях.



СПИСОК

использованной литературы

Грищенко Р.М. Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры.

- Краснодар, 2002.

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся 7-8 кл.

- Краснодар, 2002.

Ратушняк В.Н. Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения.

- Краснодар, 2003.

Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных информационных технологий

« Диалекты Кубани».

Автор: Е.В. Данилова, Заслуженный учитель Кубани, преподаватель высшей категории русского языка и литературы ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» Краснодарского края.


   

На рецензирование представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных информационных технологий « Диалекты Кубани». Методическая разработка содержит текстовую часть и приложение. В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия с использованием ММ презентации.

Тема методической разработки актуальна, т.к. проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ является требованием государственных образовательных стандартов.

Содержание работы соответствует требованиям ГОСТ по дисциплине «Русский язык», и учебной программе дисциплины «Русский язык».

Тема методической разработки урока достаточно глубоко раскрыта в содержании. Особенностью данной разработки является поэтапное раскрытие использования ИКТ при повторении темы урока и проведении тренировочных упражнений.

Методическая разработка соответствует методическим требованиям обучения по данной дисциплине.

Содержание внеклассного мероприятия соответствует требованиям к наглядности современного состояния науки и техники.

Содержание, язык и стиль изложения, содержание методической разработки соответствуют требованиям , предъявляемым к методической литературе.

В методической разработке нет лишнего текстового использования терминологии, буквенных  обозначений, формульных символов,  единство выдержано , нормативные источники приведены правильно.

Замечаний по форме и содержанию методической разработки нет:



Заключение.

Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка в средних специальных учебных заведениях при проведении внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных компьютерных технологий.

Рецензент: Асланова Е.А. преподаватель русского языка ГБОУ СПО Армавирский машиностроительный техникум» КК

________________________________


    Подпись рецензента

« »______________________2012 г.

Дата

Рецензия на методическую разработку внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных информационных технологий

« Диалекты Кубани».

Автор: Е.В. Данилова, Заслуженный учитель Кубани, преподаватель высшей категории русского языка и литературы ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» Краснодарского края.


   

На рецензирование представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных информационных технологий « Диалекты Кубани». Методическая разработка содержит текстовую часть и приложение. В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия с использованием ММ презентации.

Тема методической разработки актуальна, т.к. проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ является требованием государственных образовательных стандартов.

Содержание работы соответствует требованиям ГОСТ по дисциплине «Русский язык», и учебной программе дисциплины «Русский язык».

Тема методической разработки внеклассного мероприятия достаточно глубоко раскрыта в содержании. Особенностью данной разработки является поэтапное раскрытие использования ИКТ при повторении темы урока и проведении тренировочных упражнений.

Методическая разработка соответствует методическим требованиям обучения по данной дисциплине.

Содержание внеклассного мероприятия соответствует требованиям к наглядности современного состояния науки и техники.

Содержание, язык и стиль изложения, содержание методической разработки соответствуют требованиям , предъявляемым к методической литературе.

В методической разработке нет лишнего текстового использования терминологии, буквенных  обозначений, формульных символов,  единство выдержано , нормативные источники приведены правильно.

Замечаний по форме и содержанию методической разработки нет:



Заключение.

Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка в средних специальных учебных заведениях при проведении внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием современных компьютерных технологий.

Рецензент: Н.А. Бережная, преподаватель русского языка ГБОУ СПО Армавирский зооветеринарный техникум» КК

________________________________


    Подпись рецензента

« »______________________2012 г.



Дата


Смотрите также:
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на английском языке "Merry Christmas Party"
78.48kb.
1 стр.
Методическая разработка урока экскурсии из цикла «Литературные места Санкт Петербурга» «Пушкинские места Санкт Петербурга. Площадь Искусств»
93.05kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках дня толерантности
38.32kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природные ресурсы Карелии. Проблемы Карелии» По дисциплине «Экологические основы природопользования»
442.94kb.
3 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок»
51.32kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку по теме: «День Святого Валентина»
57.11kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
123.2kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова Человек, каков не слыхан был от века…” Цели мероприятия: Образовательные
135.71kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии
90.48kb.
1 стр.
Методическая разработка игры по русскому языку «Волшебный квадрат»
116.58kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в 10-11-ых классах. «The Club of Quick-witted Fellows»
56.54kb.
1 стр.