Главная
страница 1
Информационно-педагогический модуль.

/обобщение опыта работы учителя географии высшей категории

Лебедевой Ольги Николаевны

МОУ «Краснокоммунарской средней общеобразовательной школы»

Сакмарского района по проблеме «Игровые технологии-как средство

развития познавательного интереса учащихся на уроках географии»./


1.Теоретическая база опыта:

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего

исторического времени.Социальные основы теории интереса рассматривали

многие философы и социологи.Такие,как А.С. Айзикович,Г.И. Гак,

М.И. Заозеров и другие.

Д.И. Писарев советовал учителям «…не пробуждать интерес к учению

занимательными рассказами,а способствовать самопознанию учеников…

чтобы ученики сами замечали процесс своего развития». К.Д. Ушинский

признавал интерес важным побудителем учебной деятельности. В своих

исследованиях Лебедева О.Н. опиралась и на опыт ведущих российских

дидактов:

- теорию проблемного обучения М.И. Махмутова;

- теорию развития познавательного интереса Г.И. Щукиной,а также

технологии разноуровневого и игрового обучения.

В основе обоснования опыта лежат и работы современных педагогов-

новаторов:

- Зотовой А.М.;

- Мухина С.А.,Соловьева А.А.;

- Мартемьянова В.В.

2. Актуальность.
Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое

место принадлежит игровому обучению-целенаправленной организации

игрового взаимодействия обучающихся. Игра является важнейшим способом

передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее

помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации

и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений

/экологических,социальных,политических,экономических/.

В процессе игры учащиеся используют,прежде всего,свой личный опыт,

а также свои представления об опыте разыгрываемого героя,то есть через

подражание формируется своеобразная цепочка действий,воспроизводящая

опыт взрослых.

с. 2 .
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному

предмету,создает ситуации,наполненные эмоциональными переживаниями,

стимулирует деятельность учащихся. Не случайно В.В. Сериков включает

игру в технологический комплекс личностно-ориентированного обучения.

Игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей

культуры. В игре проявляются многие качества личности,появляется возмож-

ность оценить суждения по разнообразным проблемам,выработать собствен-

ное отношение к их разрешению.

В настоящее время необходимо теоретически осмыслить применение

ролевых игр в процессе обучения,выявить отношение игрового обучения к

таким основополагающим категориям дидактики ,как процесс,метод и

организация обучения. Необходимо выделить и описать основные характе-

ристики игрового обучения как особой дидактической системы. При этом

следует учесть,что с методологической точки зрения теория игрового

обучения является прикладной теорией. Это значит,что она выступает как

результат приложения социологической теории игры к сфере обучения.

Целесообразно выделить следующие основные направления исследований

в области теории игрового обучения:

-определение теоретического понятия об игровом обучении;

-критический анализ исторического развития идей игрового обучения;

-классификация игр;

-разработка организационных принципов игрового обучения;

-экспериментальное исследование и практическое применение элементов

технологии игрового обучения в учебном процессе.
3. Основополагающими принципами данного опыта являются

-научность;

-системность;

-перспективность;

-обеспечение самостоятельной деятельности учащихся с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей.

.с. 3.
4. Условия возникновения и становления опыта:

Становление опыта происходило в процессе изучения методической и

научной литературы;апробации теорий проблемного обучения и теории

развития познавательного интереса;привлечения учащихся к исследователь-

ской деятельности.

За время работы с учащимися учителю удалось достигнуть взаимо-

понимания,благодаря таким качествам педагога,как высокий уровень

коммуникабельности,творческому отношению к делу,уважения мнения

учащихся,умения сплотить ученический коллектив вокруг решаемой

проблемы.

В ходе решаемых проблем деятельность учителя способствовала

формированию у учащихся аналитического и критического мышления,

развитию у учеников целеустремленности и системности их деятельности,

умению работать с научной и иной литературой,развивать у учащихся

способности к оригинальному нестандартному решению творческих задач.

Учителем разработана стратегия деятельности,создающая условия для

личностных достижений учащихся. Изменены подходы в организации

учебного процесса в изучении курса «Физическая география России».

Опыт формировался в ходе работы с учащимися 8 класса МОУ «Красно-

коммунарская средняя общеобразовательная школа» Сакмарского района.


5. Сущность :
познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника

к содержанию избираемой предметной области и деятельности,связанной с

ее изучением.По этим проявлениям можно судить не только об уровне

интеллектуального развития ученика,но и о его перспективах,о «зоне

ближайшего развития»,обнаруживающей себя в предпочитаемой

предметной области знаний особенно ярко. Сущность опыта состоит в

привлечении учащихся к активным формам обучения,что способствует

принятию решений в различных ситуациях,приобретению новых знаний

и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности ,активизации учащихся.

Поиск решений проблемы развития интереса позволит разрешить

ряд противоречий ,существующих в данной области знания.

с. 4.
6. Основные компоненты опыта:


1. Диагностика по исследованию роста мотивации учащихся к изучению

географии.

2. Проведение поиска,изучение и анализ информации по развитию

познавательного интереса.

3. Создание пакета учебно-диагностических материалов учащихся.

4. Система отслеживания результатов учебной деятельности учащихся

в рамках курса.

5. Разработка критериев оценки знаний и умений,приобретенных в ходе

проведения уроков-ролевых игр.

6. Разработка механизма отслеживания динамики интереса учащихся и

определение степени полезности игросистемы.
7. Новизна предусматривает:
- изменение подходов в преподавании физической географии России;

- разработку и апробирование системы уроков-ролевых игр;

- разработку методических рекомендаций и их использование в процессе

формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии;

- изменение условий обучения учащихся;

- деятельность учителя ориентировала на индивидуальные потребности

ученика;

- в центре внимания учителя-выявление индивидуальных возможностей

и интересов учащихся;

- продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим

параметрам;

- контроль анкетирование предполагает помощь учащимся в выявлении

интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;

- максимальное включение ребенка во все формы активности,расширение

его реального опыта по предмету.

с. 5.
8. Система работы учителя и ее результативность:


Становление опыта происходило в процессе изучении методической и

научной литературы; апробации теории проблемного обучения М.И.

Махмутова;теории развития познавательного интереса Г.И.Щукиной;

технологии разноуровневого и игрового обучения,совершенствования

организации работы по развитию познавательного интереса учащихся,

привлечения их к творческой деятельности.

Объектом исследования был избран учебно-воспитательный процесс на

уроках географии в 8 классе. Педагогом разработана система уроков-

ролевых игр,на которых особая роль отводилась учебно-познавательным

заданиям,направленным на формирование познавательного интереса

учащихся. По результатам диагностики выявлено повышение познавательного интереса учащихся к предмету и качества знаний. У ребят

сформирована положительная установка и мотивация к предмету.

Критерии оценки знаний и умений ролевой игры связаны со всеми

основными ее параметрами:модель-моделирование,имитация,наличие

целей,ролей,правил,сценария,игровые взаимодействия,анализ и решение

конкретных ситуаций.

Продуктивность системы работы выражается в развитии у школьников

способностей к деловым отношениям,в инициативности за счет непосред-

ственного участия в организации и проведении роленвых игр.

Сформированы личностные качества учащихся:социальная ответствен-

ностьспособность к коммуникации,объективность самооценки,сформирова-

ны навыки поведения в коллективе.

Одновременно с положительными сторонами применения ролевых

игр на уроке,удалось выявить и отрицательные стороны,Во-первых,

применение ролевых игр затрудняет сложность и трудоемкость их

подготовки,недостаточное количество моделей игр и пособий. Во-вторых,

проведение единичного урока с применением ролевой игры или игровых

элементов не решает проблемы развития интереса,необходимо использова-

ние игр в системе всего курса. В-третьих,постоянное использование

ролевых игр на уроке снижает их эмоциональное восприятие учениками,

поэтому ролевые игры проводятся в конце изучаемой темы,не более,чем

один раз в месяц. И,наконец,ролевые игры используются как дополнение



к другим приемам обучения , а не вместо их.


Смотрите также:
Информационно-педагогический модуль. /обобщение опыта работы учителя географии высшей категории Лебедевой Ольги Николаевны моу «Краснокоммунарской средней общеобразовательной школы»
82.87kb.
1 стр.
Реорганизация моу кокошкинской средней общеобразовательной школы №1 путем присоединения моу кокошкинской средней общеобразовательной школы №2
138.11kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения в 6 классе
108.69kb.
1 стр.
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
1706.09kb.
8 стр.
Из опыта работы руководителя краеведческого объединения средней школы №22 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла пос. Дубовая роща Раменского района Московской области Клементьевой Ольги Кузьминичны
72.66kb.
1 стр.
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год
1739.36kb.
10 стр.
Представление опыта работы Дьяконовой Варвары Федоровны, учителя изобразительного искусства и черчения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малокаменской основной общеобразовательной школы Каменского района Ростовской
32.82kb.
1 стр.
Учителя географии Тимчук Ю. В. в рамках подготовки к ент
556.57kb.
2 стр.
Разработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В. Н
126.64kb.
1 стр.
Контрольно- измерительные материалы по географии за курс 6 класса «Физическая география» Учителя высшей категории моу-сош №6 г. Жуковского Филатова Сергея Алексеевича
268.88kb.
1 стр.
Анализ работы моу сош №21 Анализ эффективности работы школы за 2008\2009 учебный год
382.42kb.
1 стр.
Публичный отчет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 «Центр образования»
1259.22kb.
6 стр.