Главная
страница 1
Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по истории.

2010/2011 учебный год

Задания

9 класс

Тестовый раунд

Задание 1.

Какое событие произошло раньше других:



А. Присоединение Новгорода к Москве

Б. Присоединение Твери к Москве

В. Битва на р. Шелони

Г. «Великое стояние»



А. Введение нового летоисчисления

Б. Появления «Табели о рангах»

В. Создание первого университета

Г. Создание русского профессионального театра



А. Распространение марксизма

Б. Создание «Теории официальной народности»

В. Появление «циркуляра о кухаркиных детях»

Г. Распространение народнической идеологии

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3.

Задание 2.

1. Выберите из приведенного списка тверских князей (записать как последовательность букв)

А. Михаил Ярославич Б. Даниил Романович В. Александр Ярославич Г. Андрей Ярославич Д. Даниил Александрович Е. Михаил Александрович Ж. Александр Михайлович З. Дмитрий Иванович И. Борис Александрович К. Дмитрий Михайлович Л. Юрий Данилович

2. Выберите из приведенного списка, явления, получившие распространение в XVII веке (записать как последовательность букв)

А. Господство ремесла Б. Оформление сословного строя В. Промышленный переворот Г. Мануфактуры Д. «Полки нового строя» Е. Введение «Юрьева дня» Ж. Окончательное закрепощение крестьян З. Складывание Всероссийского рынка И. Абсолютное господство натурального хозяйства

3. Выберите из приведенного списка членов «Могучей кучки» (записать как последовательность букв)

А. Балакирев Б. Чайковский В. Мусоргский Г. Глинка Д. Кюи Е. Римский-Корсаков Ж. Доргомыжский З. Бородин И. Алябьев

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3.

Задание 3.

Определите по какому принципу составлены данные ряды:

  1. «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Остромирово Евангелие», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»

  2. 1700, 1702, 1708, 1709, 1714, 1721

  3. Отрезки, просяжный поверенный, земства, временнообязанные крестьяне, всеобщая воинская повинность

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3.

Задание 4.

  1. Продолжите ряд: поляне, древляне, вятичи, кривичи…

  2. Продолжите ряд: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна,Анна Леопольдовна (Иоанн Антонович), Елизавета Петровна…

  3. Назовите «лишнее» в данном ряду: «Ништатский мир», «Тильзитский мир», «Парижский мир», «Сан-Стефанский мир».

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3.

Задание 5.

Расставьте в правильной хронологической последовательности:

1.

А. Присоединение Казани



Б. Первый Земский собор

В. Начало присоединения Западной Сибири

Г. Стоглавый собор

Д. Присоединение Астрахани

Е. Начало Ливонской войны

Ж. Окончание Ливонской войны



За правильно определенную последовательность 5 баллов. За ответ с одной ошибкой – 2 балла. В остальных случаях – 0 баллов.

Задание 6.

Соотнесите (записать как пары букв)

1.

А. Олег

А. Введены «размеры и уроки оброки и дани»

Б. Игорь

Б. Убит древлянами, пытаясь дважды собрать дань

В. Ольга

В. Отличался воинственностью, пытался создать объединенное государство восточных и южных славян

Г. Святослав

Г. При нем была создана «Русская правда»

Д. Владимир

Д. В результате его удачных походов на Византию добился права беспошлинной торговли с ней

Е. Ярослав Мудрый

Е. Ввел христианство на Руси

2.

А. Петр I

А. Указ о единонаследии

Б. Петр III

Б. «Жалованная грамота дворянству»

В. Екатерина II

В. Манифест «О вольности дворянства»

Г. Павел I

Г. Указ о вольных хлебопашцах

Д. Александр I

Д. Указ о сокращении барщины

3.

А. Федор Глинка

А. Главный архитектор при Тверском губернаторе.

Б. Салтыков-Щедрин

Б. Декабрист, после сибирской ссылки поселившийся в Твери. Его брат был одним из пяти казненных декабристов.

В. Матвей Муравьев-Апостол

В. Участник войн с Наполеоном, декабрист, автор строк «Не время нам дремать в покое, России верные сыны!». Похоронен в Твери.

Г. Лажечников

Г. Тверской вице-губернатор, известный русский писатель-сатирик.

Д. Росси

Д. Автор романа «Ледяной Дом». Директор тверской мужской гимназии.

По 3 балла за каждый правильный ответ. Частично правильный ответ не оценивается. Максимальное число баллов – 9.

Задание 7.

Задание по работе с иллюстративными источниками

Вопросы:

  1. Как называется собор, в котором находятся эти изображения?

  2. В каком городе он находится?

  3. При каком князе он был построен?

  4. В какой технике выполнены данные изображения?

  5. Кратко опишите внешний вид этого храма (в то время когда он был построен).





Максимальное количество баллов – 8. При ответе на 4 вопроса – 5 баллов, на три вопроса – 3 балла. В остальных случаях – 0 баллов.

Аналитический раунд

Задание 8.

Прочитайте приведенные ниже тексты и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что объединяет все эти учебные заведения? (не менее двух общих черт)

  2. Что объединяет любые два из них? (не менее двух общих черт в любой комбинации учебных заведений)

  3. Что в каждом из данных учебных заведений является уникальным? (по одной уникальной черте по каждому учебному заведению)

«Тверская духовная семинария. Среднее мужское духовное учебное заведение. Создана в 1722 как славяно-русская школа, в феврале 1739 преобразована в семинарию… в результате многочисленных реформ и преобразований (1764, 1809, 1867, 1874, 1884 и др.) программа обучения и методы преподавания значительно изменились: к концу 19 века увеличилось число общеобразовательных предметов, было введено строгое распределение на общеобразовательные и специальные богословские курсы. Преподавались языки: немецкий, французский, латинский, греческий, еврейский. Преподавание велось на русском языке. К концу 19 в. число учащихся достигло 600-650 человек… Среди выпускников Тверской духовной семинарии наибольшую известность приобрели: …профессор Царскосельского лицея А.П. Куницын…, профессор химии А.А. Воскресенский»

«Тверская мужская гимназия, среднее общеобразовательное учебное заведение Министерства народного просвещения, создана в 1804…С 1844 г. построено новое здание на Миллионной улице (ныне ул. Советская, 4, главный корпус Тверского медицинского института…). Срок обучения…с 1871 г. – 8 лет. В 1865 г. преобразована в классическую (основное внимание стало уделяться изучению древнегреческого и латинского языков). С 1883 при Тверской мужской гимназии проводились воскресные народные чтения. С 1880-х гг. среди учеников старших классов действовали революционные кружки: в 1884 9 человек исключены за распространения запрещенного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»… В 1870 основано «Общество вспомоществования бедным ученикам Тверской гимназии» (одно из первых в России), в 1903 – «Общество организации путешествий учеников Тверской гимназии. В 1866-96 в стенах Тверской мужской гимназии размещался Тверской музей».

«Тверское реальное казенное училище. Среднее учебное заведение Министерства народного просвещения. Открыто в октябре 1875 по инициативе городской Думы. Срок обучения 6-7 лет (7-й класс для поступавших в высшие учебные заведения). В Тверское реальное казенное училище принимали выходцев из всех сословий (фактически около 70% учеников – дети купцов, мещан, крестьян). Учащиеся получали общее образование и основы технических знаний. Большое место отводилось преподаванию естественно-математических и прикладных предметов: математики, физики, механики, счетоводства, моделирования, черчения, рисования. В 1888 училище преобразовано в общеобразовательное. Число специальных предметов сокращено, выпускники получили право поступления в университеты на физико-математический и медицинский факультеты… В училище имелись кабинеты физики и естественных наук, чертежный и рисовальный классы, библиотека. В 1876 г. в тверском реальном училище обучалось 45 учеников, в 1916 – 338. В 1880 учреждено общество вспомоществования нуждающимся ученикам тверского реального казенного училища, в 1907 – «Общество организации путешествий учеников училища». Работы учащихся отмечены медалями на конкурсах Академии художеств, были представлены на Всероссийских выставках в Москве и Нижнем Новгороде, на всемирной выставке в Париже».

Примечание. Все тексты взяты из энциклопедического справочника «Тверская область». Тверь, 1994.

По 5 баллов за полный ответ на каждый вопрос. Максимальное количество баллов – 15.

Задание 9.

Эссе

    1. Великая Отечественная война в истории моей семьи.

    2. Смотря в прошлое – понимаешь настоящее.

    3. Малые города России.

    4. Культура российской провинции.

    5. Герои и антигерои русской истории

Критерии оценки

  1. Обоснованность выбора темы и творческий характер ее восприятия и осмысления – 5 баллов

  2. Грамотность использования исторических фактов и терминов – 10 баллов

  3. Четкость и доказательность основных положений работы – 10 баллов

Максимальное количество баллов – 25.


Смотрите также:
Задание Какое событие произошло раньше других
116.96kb.
1 стр.
Задание Какое событие произошло раньше других
73.54kb.
1 стр.
6 класс Найдите правильный ответ. Какое событие произошло раньше всех других: а взятие Казани войсками Ивана Грозного, б введение «заповедных лет»
32.34kb.
1 стр.
1. Сколько лет назад Перикла избрали стратегом 443 г до н. э. Какое событие произошло раньше
29.08kb.
1 стр.
Тесты по теме «Древнерусское государство в IX xi веках». Какое событие произошло в 882 г.?
25.9kb.
1 стр.
«Космическое путешествие» Интерактивная игра для учащихся 3 – 4-х классов в форме телевизионного шоу
61.42kb.
1 стр.
5. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны ио – 9
110.22kb.
1 стр.
Группа Прочитайте п. 2 параграфа 45 и ответьте на вопросы: Какое событие произошло в 390 г до н э
9.55kb.
1 стр.
16 мая в рабочем поселке Мучкапский произошло великое для всех нас событие – была привезена частица мощей Святого благоверного князя Александра Невского
13.01kb.
1 стр.
Задание по физике для 8 класса. 1 тур. Ответы
41.83kb.
1 стр.
На гуманитарном факультете 17 сентября 2010 года произошло интересное и неординарное событие
11.76kb.
1 стр.
Фио задание №1 Соотнесите событие и дату
63.89kb.
1 стр.