Главная
страница 1

Урок литературы в 5 классе.


«Человеческие ценности в сказке  Антуана  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель:  1. Завершить знакомство со сказкой, дать понятие аллегории.

             2.  Развивать память, внимание, устную и письменную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа художественного текста;

             3.   Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к литературе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

- Сегодня на уроке я хочу поговорить с вами о самом важном, что есть на свете – человеческих отношениях. Поможет нам в этом сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (СЛАЙД №1)

   Сказка «Маленький принц» французского писателя затрагивает проблему человека и мира на философском уровне. Прежде чем обратиться к сказке, нужно обратиться к личности писателя, произведения которого во многом биографичны. (Слайд №2,3,4)

В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называли «Король Солнце» из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана «Звездочет», потому что нос его был вздернут к небу. В действительности он уже тогда был «Маленьким принцем», надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным.

Многие коллеги, друзья, товарищи, узнавшие его, тянулись к нему и очень его любили. И как было не полюбить его? Он обладал одновременно силой и нежностью, умом и интуицией. Он питал пристрастие к ритуальным обрядам, любил окружать себя атмосферой таинственности. Неоспоримый математический талант сочетался в нем с ребяческой тягой к игре. Он либо завладевал разговором, либо молчал, словно мысленно переносился на какую-нибудь совсем иную планету. Он всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще он видел в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем больше он был в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел видеть ее мирной, чистой, счастливой - землей для людей. И тем богаче он был мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Поэтому он и стал писателем.

(Слайд 5)

Когда началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери, бывший тогда военным лётчиком, стал в ряды тех, кто вёл борьбу с немецкими оккупантами. Он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

(Запись темы и эпиграфа). (Слайд№6)

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова: «Быть человеком –  значит чувствовать, что ты за все в ответе. Не забывай, ты всегда в ответе «за тех, кого приручил».

-         Как вы понимаете  выражение «биографичные произведения»?

Экзюпери писал: (Слайд№7)

«Детство – это огромный мир, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из какой-нибудь страны».

Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца.

Но ничего не раскрывает так писателя, как его произведения.

Книги Сент-Экзюпери воспринимаются как философские повести о роли и месте человека в жизни.

Итак, сказка «Маленький принц».

-         Что такое сказка? (Слайд№8)

-         Какие виды сказок знаете?(Слайд№9)

-         В чем отличие авторских сказок от народных? (Не обязательно счастливый конец).

-         Назовите сказки и их авторов. (Слайд№10)

«Маленький принц» - это (слайд№11) философская сказка, в которой писатель возвращается к своим излюбленным мыслям, но выражает их по-новому, то есть образно и обобщенно.

Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

III. Работа по содержанию.

1. Беседа.

-         Кто такой Маленький принц? (слайд№12)

-         Опишите планету Маленького принца. (слайд№13)

-         Как заботился принц о своей планете? (слайд№14)

«Проснулся, привел в порядок себя, приведи в порядок свою планету».

-         Что будет, если не заботиться о своей планете? (слайд№15) (Экологическая катастрофа)

Что представляет собой попавшая на планету принца роза?(слайд№16)

2. – Почему роза нередко ставит принца в тупик своими рассуждениями? Какая она?

Какой у нее характер? (слайд№17)

-         Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит? (Зачитать).

Как роза отнеслась к решению принца? Как она себя вела?

(Чувство нужно уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца).

Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы, и чего он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то он и решился оставить розу и уйти.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

.– Расскажите о посещенных планетах. (слайд№18)

1 планета.

Король в каждом видит подданного  и не может не издавать каждую минуту приказов. Но он говорит: «Власть прежде всего должна быть разумной». Маленький принц согласен с ним. Это говорит о гуманизме короля.

-         Что такое гуманизм?

2 планета. Почему Маленький принц оставил и обитателя второй планеты – честолюбца?

Честолюбец хотел,  чтобы его хвалили, воздавали честь, почитали, повторяя, что он лучше всех, наряднее, красивее. Принцу кажется все это глупым и смешным.

3 планета. С какими чувствами покидает герой третью планету?

Житель этой планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4  планета. Вспомните, как отозвался Маленький принц об обитателе четвёртой планеты?

«Деловой человек» занят бессмысленным подсчетом звезд. Хочет все превратить в собственность.

Принц говорит: «За всю жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

5 планета. Почему из всех встреченных Маленьким принцем он особо выделяет обитателя пятой планеты?

Пятая планета оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь и фонарщик. «В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок…Это по-настоящему полезно и красиво»

6 планета. Какое чувство вызывает у маленького принца обитатель шестой планеты – географ?

Ученый, который уткнулся в книги и ничего не видит.

-         Что думает принц о всех этих людях?

«Взрослые люди утратили свою непосредственность. Они забыли о своем призвании.»

-         Что советует сделать географ принцу? (Посетить Землю, у нее «неплохая репутация»). (слайд№19,20)

- О ком географ заставляет задуматься принца? (О Розе)

-         Что видит принц на Земле? (Сад роз)

-         Кто ему встречается? (Лис) Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. (слайд№21)

Чему учит принца лис? (Дружбе, любви, пониманию) (слайд№22)

Некогда поговорить друг с другом, остановиться, посмотреть в себя, задуматься о смысле жизни.

-     О чем  просит  лиса принц? («Приручить» его) (слайд№23)

«Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема «расширения души» через любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц бесконечно одинок, он ищет друзей. После разговора Принц понимает, что он уже приручен своей Розой. И он в ответе за нее. Лис прощается с принцем и говорит ему: «Зорко одно лишь сердце». (слайд№24) Любовь и дружба - это труд.

-         Художественный  прием, который использует автор, изображая Розу и Лиса, называется аллегория. (слайд№25)

-         Что такое аллегория? (Это понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, природа, детство и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его).

-         Какими качествами должен обладать каждый человек по отношению к другому человеку? Что в дружбе самое главное?

-         Какие слова показались вам самыми важными в сказке?

(возвращение к эпиграфу). (слайд№26)

Слово учителя. Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателями далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца.

IV.Запись в  тетради. Творческая работа «Написать письмо Маленькому принцу» (слайд№27)

 


Смотрите также:
Урок литературы в 5 классе. «Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
66.72kb.
1 стр.
Занятие по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цель: Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц»
204.44kb.
1 стр.
Учитель – консультант – Романова Марина Викторовна Ответы на вопросы викторины: Из повести «Маленький принц»
16.75kb.
1 стр.
Урок литературы в 8 классе Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Цель:- познакомить с основными фактами биографии писателя
93.9kb.
1 стр.
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
602.8kb.
10 стр.
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
603.62kb.
10 стр.
Сценарий открытия дня науки. По мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
39.02kb.
1 стр.
Павлова Екатерина Андреевна Школа 81 3 «1»класс, город Омск
11.21kb.
1 стр.
Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
136.23kb.
1 стр.
Предмет: литература Класс : 7 Тема урока: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
55.82kb.
1 стр.
«Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Урок систематизации и обобщения знаний и умений
128.73kb.
1 стр.
Вершинин Глеб Валерьевич,
13.29kb.
1 стр.