Главная
страница 1
СВИНИНЫХ Е.А., кандидат юридических наук, доцент; НЭХ Валерий Федорович, доктор исторических наук, профессор, vpravo@mail.ru

Институт государственных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства в отечественном праве дореволюционного периода

В статье рассматривается становление института государственных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства в отечественном праве дореволюционного периода.

Ключевые слова: государственный контракт; государственный заказ; закупки; военное законодательство.
Svininyh E.A., candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil law; Neh V.F., doctor of historical sciences, professor, vpravo@mail.ru

Institute of state purchases of goods, works and services for country's defence and state security in the pre-revolutionary Russian law

This article surveys the institute of state purchases of goods, works and services for country's defence and state security in the pre-revolutionary Russian law.

Key words: government contract; defense procurement and acquisition; military legislation
Переход Российского государства в конце XX века к рыночной экономике повлек перестройку системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и организации войскового хозяйства. Если в условиях плановой экономики и жесткой централизации управления работа военно-хозяйственных органов сводилась в основном к заказу и приему материальных средств от государственной промышленности, распределению имущества между потребителями1, то в условиях рыночной экономики бюджетные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляются на равноправных, договорных началах с поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Прямым следствием этого является необходимость принятия мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств, обеспечению гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращению коррупции и других злоупотреблений. Одной из таких мер выступает совершенствование правового регулирования бюджетных закупок.

В этой связи особый интерес представляет исследование имеющегося исторического опыта правового регулирования государственных закупок товаров, работ и услуг для военных нужд. В силу определенного сходства экономических отношений на современном и дореволюционном этапе считаем возможным и целесообразным обратиться к анализу законодательства дореволюционной России.

Во многих современных юридических работах2 в качестве нормативного акта, в котором впервые упоминается о закупках товаров для государственных нужд, исследователи называют указ царя Алексея Михайловича от 7 июля 1654 г. о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей.3 Как отмечает Е.Ю. Гончаров, в этом Указе отсутствуют положения о конкурсных торгах, но уже появляются их основные составляющие – публичный заказ, поиск исполнителей, условия.4 Примечательно, что упомянутый Указ был принят в целях снабжения русских войск продовольствием для ведения русско-польской войны 1654 - 1667 гг. Во время этой войны в июне 1654 г. русской армией был осажден Смоленск, освобожденный от поляков 23 сентября этого же года. Таким образом, первый российский нормативный правовой акт, направленный на регулирование государственных закупок, был принят в целях обеспечения военных нужд.

Необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок закупок для обеспечения военных нужд возникла в началу XVIII в. Именно тогда русская регулярная армия была переведена на государственное централизованное снабжение.5 По мнению С.В. Гаврилова, первые подробные указания, относящиеся к военному снабжению, организации подвоза материальных средств, торговле войсках «съестными припасами», были закреплены в Уставе Воинском от 30 марта 1716 г. (далее – Устав 1716 г.).6 Действовавшие до этого правовые акты не носили детальный характер.7 Между тем отметим, что Устав 1716 г.8 не содержал положений, посвященных порядку закупок товаров для нужд армии.

Обратим отдельное внимание на правовое регулирование продовольственного обеспечения войск. Согласно Уставу 1716 г. вещевое и продовольственное обеспечение входило в круг обязанностей Главного комиссариата, подчиненного Военной коллегии. Однако закупки продовольствия в натуре Главный комиссариат осуществлял далеко не во всех случаях. Как следует из названия главы LXVIII Устава Воинского «Порционы и рационы в чужой земле, а в своей только рационы давать надлежит по сему» военнослужащие обеспечивались натуральным довольствием только в заграничных походах9. На российской территории кормом обеспечивались только лошади, военнослужащие же «долженствуют … жалованием своим, и что для пропитания их определено, тем довольствоваться» (гл. ХLV)10. Данная практика была неудобна, так как в сельской местности деньги не имели широкого хождения и крестьяне часто отказывались от продажи продовольствия. Продажей продовольствия в войсках занимались маркетентеры, следовавшие за армией. Согласно гл. LIII товарам маркетентеров следовало «полагать указную цену, смотря по времени и положе­нию места, прибавливая и убавливая, дабы они по своим прихотям сами цены собою не устанавливали, и самовольную дороговизну не вносили, и тем бы войско в убыток не вводили». Следствием объявления низкой указной цены являлось укрытие местными жителями съестных припасов, а также прекращение маркетентерами подвоза продовольствия в войска. Все это чрезвычайно мешало ведению военных действий. Для решения данной проблемы Петр I принял решение о снабжении войск провиантом в натуре. Продовольственные запасы заготавливались порядчиками или доставлялись по раскладке от жителей.11 Так, 18 августа 1714 г. был издан указ о поставке провианта для армейских полков в Санкт-Петербургском гарнизоне.12 При этом процедура торгов детально определена не была, что порождало на практике злоупотребления со стороны ответственных за закупку чиновников.

Попытку бороться с коррумпированностью чиновников можно увидеть в Инструкции Генеральному Кригс-Комиссариату, изданной во время правления императрицы Анны Иоанновны 12 декабря 1731 г.13 В этой Инструкции под угрозой наложения штрафа ответственным чиновникам предписывалось заключать контракты только с надежными подрядчиками по ценам, не превышающим при их суммировании выделенной из казны суммы. Кроме того, по общему правилу, оплата товара производилась только после его поставки.

9 января 1758 г. императрицей Елизаветой Петровной были утверждены регулы для провиантского правления (далее – Провиантские регулы).14 Глава III регул именовалась «О подрядах и общественных поставках провианта и фуража, и кого к тому и с каким осмотрением допускать, и чего при том остерегаться надлежит». В этой главе закреплялись детальные требования к процедуре закупки провианта и фуража для пополнения магазинов (складов). Закупке предществовало обязательное опубликование извещения о торгах, а также паралелльное этому оглашение извещения в церквях через священников. Извещение делалось не менее чем за полгода до израсходования всех запасов в магазинах (складах). Торги проводились три раза с двухмесячными интервалами между ними. В ходе торгов в форме очной встречи чиновник обсуждал с каждым из участников предлагаемую ими цену за товар, а также выставляемых поручителей. При равенстве предлагаемой цены преимущество отдавалось местным купцам перед иногородними, а дворянство (шляхетство) и поселяне, в свою очередь, имели приоритет перед купцами. Заказчики в обязательном порядке запрашивали в других коллегиях и канцеляриях информацию о добросоветсвности порядчика (поставщика) по ранее заключавшимся с ними договорам. В случае, если контрагенты исполняли свои договорные обязательства надлежащим образом, то они были вправе требовать выдачи им особой отписи или аттестата об их исправности по договору. В Провиантских регулах содержались подробные требования к договорным условиям о качестве закупаемого провианта и фуража.

В главе XI Провиантских регул предусматривалось, что в случае нахождения русских войск в заграничном походе заготовление запасов провианта и фуража на территории нейтральных и союзных государств осуществлялось путем покупок и подряда. На территории государства-неприятеля было возможным понуждение к поставкам провианта.

Характеризуя Провиантские регулы, можно отметить высокую степень детализации содержащихся в них норм. В них была сделана попытка закрепить четкий алгоритм действий государственных заказчиков на все случаи жизни, вплоть до процедуры, применяемой при введении на территории, где производятся заготовки провианта и фуража, карантина вследствие опасного заболевания.

Положения о закупках, содержались и в других главах Провиантских регул. Например, в гл. XIV закреплялись нормы о найме для кошения травы и лугов.

В регулах для комиссариатского правления (далее – Комиссариатские регулы), утвержденных 9 января 1758 г.15, содержались положения «О подрядах и покупках мундирных и аммуничных вещей и прочего» (гл. VI). Процедура закупок указанного в наименовании данной главы имущества во многом соответствовала порядку закупок провианта и фуража, так как в гл. VI Комиссариатских регул делалась отсылка к гл. III Провиантских регул.

В период правления Александра I в 1802 году был принят именной указ «О составлении положения справочным ценам на провиант в губерниях»16. Данный указ предписывал местным властям определять справочные цены на провиант и фураж для войск. В дальнейшем эти цены применялись при согласовании с поставщиками договорной цены. Указ определял правила сбора сведений для вычисления цен. Проводился подобный анализ цен на хлеб по губерниям, устанавливалась наибольшая, средняя и меньшая цена. На торгах рекомендовалось «стартовать» с меньшей цены, а покупать по наибольшей запрещалось.

27 января 1812 г. было принято Учреждение для управления большой действующей армией17 (далее – Учреждение 1812 г.). Принятое Учреждение было ориентировано на действия армии в зарубежном походе. Опыт предыдущих войн позволил выявить проблемы с обеспечением армии продовольствием при ведении боевых действий на территории зарубежных государств. Эти проблемы были вызваны тем, что способы обеспечения войск продовольствием при их нахождении за рубежом были аналогичны употреблявшимся внутри Империи.

До принятия Учреждения 1812 г. войска при нахождении на территории европейских стран в целях приобретения продовольствия получали деньги. В случае исчерпания на занимаемой войсками территории продовольственных запасов применялись фуражировки, т.е. насильственное безвозмездное изъятие припасов у жителей. Если же и этот способ не приносил результата, то снабжением войск продовольствием занималось провиантское ведомство. Эта крайняя мера была, как правило, также безрезультатна.18

В соответствии с ч. III Учреждения 1812 г. было образовано интендантское управление во главе с Генерал-Интендантом. Основная обязанность Генерал-Интенданта состояла в обеспечении армии съестными припасами, жалованием, одеждой, амуницией, аптечными веществами, лошадьми и подводами.

Порядок заготовлений требуемого для армии продовольствия и имущества зависел от территории, на которой находились войска. На территории союзного государства закупки осуществлялись на основании военных требований путем выдачи продавцам квитанций, расчеты по которым производились после войны. Фактически речь шла о реквизициях. На территории неприятельского государства требуемое для армии имущество приобреталось путем захвата.

В гл. II ч. III Учреждения 1812 г. закреплялся Устав полевого провиантского управления. Основной обязанностью указанного управления являлось обеспечение войск продовольствием. Покупки продовольствия для армии в зарубежном походе осуществлялись посредством избранных и одобренных местными властями комиссионеров. Цены на закупаемое продовольствие определялись по общей таксе. В Учреждении 1812 г. подчеркивалось, что комиссионеры не связаны необходимостью соблюдения каких-либо специальных правил о закупках, однако лично отвечают за своевременность поставки и качество закупаемого продовольствия. При невозможности привлечения комиссионеров к закупкам продовольствия обязанность по покупке требуемых товаров возлагалась на провиантских чиновников, которые действовали на основании инструкций полевого Генерал-Провиантмейстера.

Обеспечение войск оружием, мундирным и амуничным имуществом, медикаментами входило в обязанности полевого комиссариатского управления. Покупки и подряды указанных предметов снабжения в зарубежном походе допускались с разрешения Генерал-Интенданта армии, утвержденного Главнокомандующим. При этом делалось точное ограничение цены, количества и времени покупки. Покупки осуществлялись через комиссариатских чиновников, избранных полевым Генерал-Кригс-комиссаром и действующих согласно его инструкциям. Допускалось осуществление закупок и с помощью комиссионеров. Правила о закупках во многом совпадали с закрепленными в Уставе полевого провиантского управления.

С.В. Гаврилов отмечает, что отсутствие в Учреждении 1812 г. положений об обеспечении войск на территории своей страны побудило командующего 1-й армии генерал-фельдмаршала М.Б. Барклай де Толли составить особое положение о провиантском и комиссариатском управлении армии в пределах империи.19 23 марта 1816 г. идеи Барклая де Толли были оформлены в высочайше утвержденном Положении о провиантском управлении.20 Согласно данному Положению Провиантское управление в Империи делилось на полевое, находящиеся при армиях и корпусах, и внутреннее, состоящее в непосредственном ведении военного министра и действующее по его распоряжениям через генерал-провиантмейстера. В качестве одного из способов обеспечения армий и корпусов продовольствием, используемого полевым провиантским управлением, выделялось заготовление. Данный способ предполагал предварительное получение полевым Генерал-Провиантмейстером сведений от гражданских губернаторов и провиантских комиссионеров о рыночных ценах на провиант и фураж. На основе этих цен составлялся общий план предстоящего заготовления, первоначально представляемый Генерал-Интенданту, а затем Главнокомандующему. В качестве способов заготовления были установлены подряды, покупки, предоставление заготовлений на попечение самих полков. Торги на подряды производились в казенных палатах. Покупки продовольствия осуществлялись непосредственно комиссионерами полевого провиантского управления, но по ценам, не превышающим рыночных. Рыночные цены закреплялись в общем плане предстоящего заготовления. При предоставлении заготовлений на попечение самих полков ответственные за заготовление должностные лица должны были руководствоваться Положением о фуражном продовольствии войск от 14 ноября 1810 г.21

27 апреля 1838 г. было утверждено Положение о казенных заготовлениях ведомства военного министерства (далее – Положение 1838 г.).22 Как отмечает В.И. Бакланов, до принятия Положения 1838 г. подряды и поставки по военному ведомству осуществлялись на основании множества разрозненных узаконений. В Положении 1838 г. была сделана попытка все эти узаконения систематизировать.23

В Положении 1838 г. определялся порядок и способы всех без исключения заготовлений, осуществляемых Военным министерством для обеспечения потребностей войск. Кроме того, в Положении 1838 г. была закреплена компетенция различных департаментов Военного министерства по вопросам тылового обеспечения. Например, провиантский департамент отвечал за обеспечение нужд армии в провианте, фураже, а также перевозках и сплаве. Довольствие войск комиссариатским имуществом относилось к компетенции комиссариатского департамента. За обеспечение действий артиллерии припасами и материалами, заготавливаемыми из частных рук, отвечал артиллерийский департамент.

В Положении 1838 г. был закреплен принцип плановости заготовлений. Так, все заготовления делились на постоянные и случайные. Если первые производились на основании утвержденных Военным Советом предварительных планов, подготовленных ответственными за заготовления департаментами, то вторые осуществлялись по особым распоряжениям в случае экстренной необходимости. В предварительных планах указывались: 1) подлежащие заготовлению предметы и их количество; 2) цены на заготавливаемые предметы; 3) способы заготовлений; 4) пункты и время заготовлений.

Следует обратить внимание, что в Положении 1838 г. довольно подробно определялся порядок ценообразования в зависимости от вида заготавливаемого имущества.

Приоритетным способом заготовлений Положение 1838 г. определяло подряд с торгов. В случае срыва торгов имущество заготавливалось коммерческим способом, суть которого сводилась в определении поставщика назначенным для этого надежным чиновником. При этом указанный чиновник не был связан никакими формальностями, установленными законом в отношении подряда с торгов. Комиссионерское заготовление применялось в самых крайних случаях. Оно также осуществлялось через ведомственных чиновников. В тоже время в отличие от коммерческого способа заготовлений при комиссионерском заготтовлении поставщики не предоставляли залог, а цена закупки зависела от конкретных обстоятельств. В случае приобретения имущества, изготовление которого требовало особых навыков мастера и тщательности обработки (например, математические инструменты, предметы изящных искусств), а также при заготовлениях в экстренных случаях и товаров невысокой стоимости и в небольшом объеме («мелочные вещи»), допускались наличные покупки, т.е. покупки уже имеющегося у продавцов товара без проведения торгов.

Войсковым подразделениям денежные средства выделились только для заготовления предметов, определяемых штатами и положениями. В частности войскам выделялись деньги на: 1) покупку провианта; 2) мясную, рыбную и винную порции; 3) заготовление мундирных и амуничных вещей; 4) ремонты, предусмотренные штатами и табелями. Заготовление других предметов непосредственно в войсках производилось только по обоюдному согласию войск с департаментами Военного министерства. При этом, как указывает В.М. Аничков, отпуск войскам денег на самостоятельное заготовление имущества эффективен только в случае расположения войскового подразделения в непосредственной близости от мест производства закупаемого товара. В тоже время подобный способ заготовлений может плохо отразиться на состоянии воинской дисциплины, так как при плохой организации полковым командиром закупочной работы и, как следствие, ухудшение материального обеспечения солдат, последние будут выступать против своего начальника.24

В Положении 1838 г. закреплялись подробные требования к процедуре проведения торгов, допускаемым к торгам военного ведомства лицам, а также имуществу, закладываемому поставщиком в целях обеспечения исполнения обязательства.

Несмотря на то, что в Положении 1838 г. были систематизированы узаконения, определяющие порядок и способы всех без исключения заготовлений, в целом Положение 1838 г., по мнению С.В. Гаврилова, являлось непрактичным. Кроме того, законодателем не была определена взаимосвязь между Положением 1838 г. и Учреждением 1812 г.25 Это явилось одной из причин начала работы над новым документом, определяющим порядок управления армией. Результатом данной работы стало утверждение 5 декабря 1846 г. Устава для управления армиями в мирное и военное время (далее – Устав 1846 г.).26

Согласно гл. VIII Устава 1846 г. вопросы обеспечения войск различными видами довольствия относились к ведению управления Генерал-Интенданта. Особенностью Устава являлось то, что объем обязанностей управления Генерал-Интенданта зависел от положения, на котором находилась армия. В частности, в военное время круг обязанностей управления Генерал-Интенданта расширялся. Менялся и состав подразделений, входящих в состав, а также подчиненных управлению Генерал-Интенданта.

В отд. VII Устава 1846 г. закреплялись права и обязанности Генерал-Интенданта армии. Если в мирное время Генерал-Интендант отвечал за провиантское, фуражное и порционное довольствие войск в районе, предоставленном Интендантству армии, то в военное время – за провиантское, комиссариатское и госпитальное довольствие. Отдельное внимание было уделено вопросам планирования Генерал-Интендантом обеспечения армии продовольствием, а также способам заготовок продовольствия в военное время.

Заметим, что Устав 1846 г. не закреплял требований к процедуре закупок материальных средств.

Дальнейшее развитие законодательства о закупках товаров, работ, услуг для военных нужд было связано с систематизацией военного законодательства Российской империи, нашедшей выражение в принятии Свода военных постановлений (далее – СВП).

В 1869 г. было принято третье издание СВП.27 СВП 1869 г. был разделен на шесть частей: ч. I – акты военного управления; ч. II – войска регулярные; ч. III – войска иррегулярные; ч. IV – военные заведения; ч. V – военное хозяйство; ч. VI – уставы военно-уголовный, дисциплинарный и военно-судебный. Каждая из указанных частей объединяла несколько книг общим количеством 24. В часть V СВП вошла книга XVIII – «Заготовления и постройки по военному ведомству» (далее – Положение о заготовлениях и постройках 1869 г.). В 1907 г. вышло второе издание данной книги.

Положение о заготовлениях и постройках 1869 г., действовавшее вплоть до революции 1917 г., распространялось на закупки, производимые военно-сухопутным ведомством. Морское ведомство руководствовалось при закупках положениями Свода морских постановлений 1886 г. Книга XIV Свода морских постановлений «Хозяйство экипажей и команд на берегу и хозяйство на судах флота» закрепляла требования к различным видам хозяйственных способов заготовления применительно к морскому ведомству.28 Отметим, что различие между порядками заготовлений по военно-сухопутному и морскому ведомствам возникло до 1886 г., а именно 26 мая 1869 г., когда императором Александром II был принят Наказ по управлению морским ведомством.29 Ключевая роль в организации закупок для нужд морского ведомства отводилась Главному управлению кораблестроения и снабжений.30

В ст. 3 Положения о заготовлениях и постройках 1869 г.31 было закреплено, что заготовления по военному ведомству производятся по общим правилам о казенных подрядах и поставках32 с учетом особенностей, предусмотренных в Положении.

В.И. Бакланов выделял следующие особенности военного законодательства о заготовлениях. Во-первых, существенной особенностью военного законодательства являлось обязательное составление планов заготовлений. Помимо военного ведомства подобные планы составлялись только в морском ведомстве. Во-вторых, общие правила о казенных подрядах и поставках не предусматривали иных способов казенных заготовлений, кроме торгового, если не считать вскользь упоминаемого в Положении о казенных подрядах и поставках (ст.ст. 118 и 129) «хозяйственного способа заготовлений». В-третьих, по сравнению с Положением о казенных подрядах и поставках в Положении о заготовлениях и постройках 1869 г. устанавливался упрощенный порядок торгов. Причем торги по военному законодательству производились без переторжки. В-четвертых, военное законодательство устанавливало принцип ограниченной ответственности неисправного контрагента военного ведомства. Если по Положению о казенных подрядах и поставках с неисправного подрядчика взыскивались, как неустойка в размере предоставленного им залога, так и понесенные казной убытки, то по Положению о заготовлениях и постройках 1869 г. ответственность контрагента ограничивалась взысканием только неустойки (ст.ст. 59 и 78). Установление принципа ограниченной ответственности объяснялось сложностью розыска имущества неисправного контрагента.33

В отличие от Положения 1838 г., делившего все заготовления на постоянные и случайные, в Положении о заготовлениях и постройках 1869 г. предусматривался еще один вид заготовлений, получивший название единовременных. При этом если для постоянных заготовлений в военно-окружных управлениях составлялись ежегодные планы, то планы на единовременные и случайные заготовления составлялись только в случаях особой важности, либо при наличии возможности отложить заготовления до утверждения плана.

В планах заготовлений помимо позиций, предусматривавшихся и в Положении 1838 г., стали указывать также и условия заготовлений, под которыми понималась часть плана на случай, если заготовление предполагалось произвести подрядным способом. Кроме того, в плане должны были предусматриваться дополнительные варианты приобретения имущества, применяемые в случае недостижения требуемого результата с помощью предложенных в плане способов заготовлений.

В Положении о заготовлениях и постройках 1869 г. выделялись следующие способы заготовлений: 1) подряд с торгов; 2) коммерческое заготовление; 3) комиссионерское заготовление; 4) наличные покупки и заказы на срок. Кроме того, Положением предусматривался особый вид торгов с вызовом определенных лиц – торги с ограниченной конкуренцией.

Порядок применения каждого способа был детально определен. Обратим внимание, что при применении подряда с торгов должны были определяться условия на подряд. Одним из таких условий являлся срок исполнения подряда, продолжительность которого для заготовления предметов должна была составлять не более двух, а для выполнения работ – не более четырех лет. Более продолжительные сроки определялись только с разрешения Военного Совета, а на поставку материалов для отопления и освещения, а также на уборку воинских зданий, – с разрешения военно-окружных советов.

Положением о заготовлениях и постройках 1869 г. предусматривалась возможность авансирования подрядчика, а также поэтапная оплата выполняемых работ. В Положении определялись предельные размеры неустойки за ненадлежащее исполнение и неисполнение государственного контракта. Эти размеры зависели от того, в военное или в мирное время выполнялись работы.

Помимо общих требований, предъявляемых к участникам торгов на право заключить государственный контракт, в Положении о заготовлениях и постройках 1869 г. предусматривались более жесткие специальные требования к участникам торгов по военному ведомству.

Способом обеспечения исполнения подрядчиком государственного контракта являлся исключительно залог, которым обеспечивалась и выплата неустойки по контракту. В Положении о заготовлениях и постройках 1869 г. закреплялись требования к имуществу, выступающему в качестве предмета залога. В ряде случаев допускалась замена залога на поручительство и круговую поруку.

Под коммерческим понимался такой способ заготовления, при котором поиск контрагента казны осуществлял специально выбранный ведомственный чиновник, а государственный контракт заключался по заранее определенным ценам. Комиссионерский способ заготовления отличался от коммерческого тем, что государственный контракт заключался от имени казны ведомственным чиновником по ценам, не определенным заранее, но не превышающим установленного для комиссионера предельного размера. Суть таких способов заготовлений как наличные покупки и заказы на срок состояла в определении стороны государственного контракта без проведения торгов.

В военное время применялись все вышеперечисленные способы заготовлений, которые были предусмотрены для мирного времени. Кроме того, в военное время допускались реквизиции, контрибуции, захват военной добычи, а также применение на территории союзных государств тех способов заготовлений, которые были согласованы с правительствами этих государств.

Отдельные требования предусматривались применительно к выполняемым для нужд военного ведомства строительным работам.

Подводя итог, отметим, что военное законодательство о закупках, товаров, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства стало складываться в упорядоченную систему в период правления Петра I. Одной из особенностей дореволюционного военного законодательства являлось разделение способов закупок в зависимости от времени их осуществления. В частности, закупки в военное время отличались от закупок в мирное время. В свою очередь, закупки в военное время делились на группы в зависимости от территории, на которой располагалась действующая армия. Заметим также и то, что по сравнению с общими правилами о закупках для казенных нужд военное законодательство разрешало использовать заказчикам более широкий перечень способов закупок. В качестве недостатка дореволюционного законодательства следует указать на регулирование закупок для военных нужд не только военным законодательством, но законодательством о закупках для казенных нужд. Это серьезно осложняло правоприменительную деятельность, так как сопоставление положений нескольких законодательных актов затруднялось различным расположением в них нормативного материала.


Библиографический список:

  1. Аничков В.М. Военное хозяйство; сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии. – СПб., 1860.

  2. Бакланов В.И. Подряды и поставки по военному ведомству: Кн. XVIII Св. воен. пост. 1869 г., изд. 2: Заготовления и постройки по военному ведомству. – Пг., 1916.

  3. Балтутите И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2012.

  4. Бордунова С.А. Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011.

  5. Борисов Д.Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2010.

  6. Бочков Е.А. Развитие системы тылового обеспечения Красной армии в межвоенный период (1921–1941 гг.): Дис. … докт. истор. наук. – СПб., 2007.

  7. Бурмистров А.А. Правовое регулирование государственного заказа в России // Законность. – 2012. – № 10.

  8. Гаврилов С.В. Развития законодательной базы материального снабжения русской армии в XIX веке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – 2009. – № 2.

  9. Затлер Ф.К. Записки о продовольствии войск в военное время. – Ч. 1. – СПб., 1860.

  10. Снабжение армии и флота: Сб. постановлений, определяющих участие гражданских властей, общественных учреждений и населения в обеспечении войск различными видами довольствия. – Пг., 1916.

  11. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю. Гончаров и др. – Казань, 2000.

  12. Терентьев М.И. Организационно-правовые основы государственного управления тылом и снабжением русской армии (XIV - начало ХХ века) // Журнал российского права. – 2001. – № 11.

  13. Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2009.

 Рецензент – В.М. Корякин, доктор юридических наук.

1 См.: Бочков Е.А. Развитие системы тылового обеспечения Красной армии в межвоенный период (1921–1941 гг.): Дис. … докт. истор. наук. – СПб., 2007. – С. 619.

2 См., например: Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю. Гончаров и др. – Казань, 2000. – С. 7; Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2009. – С. 12-13; Борисов Д.Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2010. – С. 13; Бордунова С.А. Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011. – С. 16; Балтутите И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2012. – С. 19; Бурмистров А.А. Правовое регулирование государственного заказа в России // Законность. – 2012. – № 10. – С. 59.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (далее – ПСЗ-1). Т. I. № 132. С. 342.

4 См.: Становление рыночной системы государственных закупок в России. С. 7.

5 См.: Терентьев М.И. Организационно-правовые основы государственного управления тылом и снабжением русской армии (XIV - начало ХХ века) // Журнал российского права. – 2001. – № 11.

6 Гаврилов С.В. Развития законодательной базы материального снабжения русской армии в XIX веке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – 2009. – № 2. – С. 3-12.

7 В качестве примера довольно пространного по своему содержанию правового акта можно назвать Сенатский приговор от 12 марта 1712 г. «О заключении подрядов на поставку для войска амуничных вещей, оружейных снарядов и провианта», в котором лишь закреплялись ответственные за организацию закупок должностные лица, а о самой процедуре закупки было сказано довольно нечетко (ПСЗ-1. – Т. IV. – № 2500. – С. 818). Аналогичным образом размещался государственный заказ на порох в 1711 г. 19 июня 1711 г. сенат приговорил: «...для нынешнего военного случая ...сделать сколько возможно с поспешением. И для того порохового дела объявить Его Великого Государя указ по всем воротам, чтобы явились подрядчики всяких чинов люди в Канцелярию Правительствующего Сената, и уговоры б свои записывали, кто сколько и как и по какой цене может пороху сделать» (ПСЗ-1. – Т. IV. – № 2379. – С. 700).

8 ПСЗ-1. – Т. V. – № 3006. – С. 203.

9 К порциону относились продукты, выдаваемые для питания людей, а к рациону – фураж для питания лошадей.

10 Заметим, что до периода правления царя Михаила Федоровича помещики, выступая в военный поход, были обязаны брать с собой на все время похода не только вооружение, но и продовольствие для себя и для лошадей. В своей работе «Записки о продовольствии войск в военное время» барон Затлер писал: «С богатыми шло несколько возов с хлебом, толокном, вяленым и соленым мясом, рыбой, маслом и пр.; бедняк приезжал с мешком сухарей, который иногда нес за ним челяденец». (См.: Затлер Ф.К. Записки о продовольствии войск в военное время. – Ч. 1. – СПб., 1860. – С. 34-35).

11 См.: Затлер Ф.К. Указ. соч. С. 39.

12 Именной Указ от 18 августа 1714 г. «О поставке провианта для армейских полков, расположенных в С.Петербургской губернии гарнизонами, по подрядам, и о сборе за провиант с дворов деньгами, если подрядчиков на доставку онаго не сыщется» // ПСЗ-1. – Т. V. – № 2841. – С. 123 -124.

13 ПСЗ-1. – Т. VIII. – № 5904. – С. 587-598.

14 ПСЗ-1. – Т. XV. – № 10788. – С. 3.

15 ПСЗ-1. – Т. XV. – № 10789. – С. 109.

16 ПСЗ-1. – Т. XXVII. – № 20224. – С. 101.

17 ПСЗ-1. – Т. XXXII. – № 24975. – С. 43.

18 См.: Затлер Ф.К. Указ. соч. С. 73.

19 Гаврилов С.В. Указ. соч. С. 5.

20 ПСЗ-1. – Т. XXXIII. – № 26206. – С. 563.

21 ПСЗ-1. – Т. XXXI. – № 24420. – С. 451.

22 Полное собрание законов Российской империи. – Собрание второе (далее – ПСЗ-2). – Т.XIII. – № 11175. – С. 348-387.

23 См.: Бакланов В.И. Подряды и поставки по военному ведомству: Кн. XVIII Св. воен. пост. 1869 г., изд. 2: Заготовления и постройки по военному ведомству. – Пг., 1916. – С. I.

24 См.: Аничков В.М. Военное хозяйство; сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии. – СПб., 1860. – С. 47-49.

25 См.: Гаврилов С.В. Указ. соч. С. 5.

26 ПСЗ-2. – Т.XXI (отделение второе). – № 20670. – С. 463-588.

27 ПСЗ-2. – Т. XLIV (отделение первое). – № 47267. – С. 688.

28 См.: Снабжение армии и флота: Сб. постановлений, определяющих участие гражданских властей, общественных учреждений и населения в обеспечении войск различными видами довольствия. – Пг., 1916. – С. 373-375.

29 ПСЗ-2. – Т.XLIV (отделение первое). – № 47127. – С. 458.

30 См.: Наказ по управлению морским ведомством от 29 декабря 1886 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Собрание третье. – Т. VI. – № 4135. – С. 558

31 Свод военных постановлений 1869 года. Ч. V. Кн. XVIII – Заготовления и постройки по военному ведомству (Изд. 2-е, 1907 г.).

32 См.: Положение о казенных подрядах и поставках // Свод Законов Российской Империи. – Т. X. – Ч. 1 (Изд. 1900 г.). В примечании к ст. 1 Положения о казенных подрядах и поставках также указывалось, что подряды и поставки по военно-сухопутному и морскому ведомствам производятся с соблюдением не только правил, закрепленных в Положении, но и некоторых особенных правил, изложенных в Своде военных постановлений (кн. XVIII, изд. 1869 г.) и Своде морских постановлений (кн. XIII-XV, изд. 1886 г.).

33 См.: Бакланов В.И. Указ. соч. С. IV-V.



Смотрите также:
Ключевые слова: государственный контракт; государственный заказ; закупки; военное законодательство
242.52kb.
1 стр.
Проект государственный контракт
53.2kb.
1 стр.
Проект государственный контракт
59.49kb.
1 стр.
Государственный образовательный заказ
57.25kb.
1 стр.
Проблемы высшей школы
359.27kb.
1 стр.
Государственный контракт
71.54kb.
1 стр.
Государственный контракт
72.48kb.
1 стр.
Журнал экономической теории, 2012, №1 Аннотации статей / Abstracts
135.97kb.
1 стр.
Пример Учреждение заключило государственный контракт на закупку техники, но оплату в текущем году произвел не полностью
192.34kb.
1 стр.
Государственный стандарт республики беларусь смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон
841.51kb.
5 стр.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики Казахстан Глава Государственные символы Республики Казахстан Статья 1
221.75kb.
1 стр.
«Полис». 2010.№2. С. 31-53. оранжевая революция: "народная революция" или революционный переворот?
513.28kb.
4 стр.