Главная
страница 1
Профсоюзное движение в России
История профсоюзов в России начинается с первых выступлений рабочих против работодателей. Они носили стихийный характер, постепенно уступая место организованным стачкам. В период их подготовки или во время проведения начали возникать представительные фабрично-заводские организации, избирались фабричные старосты, заводские или фабричные депутаты, уполномоченные, создавались заводские комиссии или комитеты, рабочие советы.

Так в ходе январских стачек 1905 года на крупных предприятиях Петербурга, Москвы, Харькова и других городов возникли заводские комиссии, советы, которые послужили зародышами профсоюзов. 1 февраля 1905 года был подписан первый коллективный договор в истории рабочего движения в России: соглашение между заводской комиссией рабочих Харьковского паровозостроительного завода и правлением Русского паровозостроительного и механического общества об условиях труда и правах заводской комиссии рабочих.

Процесс создания профсоюзов в России сопровождался их стремлением организованно объединиться. Уже весной 1905 г. возникли первые центральные бюро профсоюзов в Петербурге, Москве и других промышленных центрах, они стали предшественниками будущих территориальных Советов профсоюзов.

В целях укрепления организационного единства и определения общих задач с 24 сентября по 2 октября проходила 1-я Всероссийская конференция профсоюзов в Москве. В ее работе приняли участие представители 26 московских профсоюзов, а также представители профсоюзов Харькова, Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других городов. Конференция образовала Московское бюро уполномоченных профсоюзов.



Следовательно, с 1905 года и идет отсчет профсоюзному движению России.

Необходимо подчеркнуть, что внимание к профессиональным союзам, их социальной миссии в обществе всегда были достаточно высокими и устойчивыми. А с того момента, когда первые историки профсоюзов, англичане Сидней и Беатрисс Вебб в 1894 году сформулировали классическое определение профессиональных союзов: «Профсоюз – это долговременное объединение наемных работников с целью поддержания или улучшения условий своего труда», оценка их деятельности уже никогда не исчезала из поля зрения исследователей.

Возникшие значительно позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки, профсоюзы России имеют ряд особенностей: во-первых, они появились после создания социал-демократической партии, во многом под ее влиянием и потому были тесно с ней связаны. Профсоюзы России активно участвовали не только в экономической, но и в политической борьбе. Во-вторых, профсоюзы России строились преимущественно по производственно-отраслевому принципу (одно предприятие – один профсоюз).

После поражения Первой русской революции началось массовое наступление на профсоюзы. «Громили квартиры, где находились их правления, изымались списки членов профсоюзов, были запрещены собрания и митинги.

Началась полоса преследований и арестов профсоюзных руководителей и активистов, многие из них оказались в тюрьмах и на каторге. Это обезглавило профсоюзное движение. Некоторые профсоюзы распались и перешли на нелегальное положение. В начале Первой мировой войны Николай II издал закон «О запрещении политических партий, профессиональных союзов, всяких обществ и организаций».

Но развитие профсоюзного движения, возникшего как законная реакция на невозможность человека в одиночку защищать свои экономические и трудовые права, остановить уже было невозможно.

В апреле 1917 года Временное правительство вынуждено было принять специальное постановление, разрешающее создавать профсоюзы.

В июне 1917 состоялась III Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны.

Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в который вошли 16 большевиков, 16 меньшевиков и 3 эсера. Конференция переименовала Центральные бюро профсоюзов в Советы профсоюзов.

К осени 1917 года усилилась позиция большевиков, профсоюзное движение в России приобрело открыто политический характер и сыграло определенную роль в октябрьских событиях 1917 г.

I Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 г. В их рядах насчитывалось свыше 3 млн. человек. Основная борьба развернулась вокруг вопроса «О задачах профессионального движения». Большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов — был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве.

В декабре 1918 года был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Народным Комиссариатом труда и ВЦСПС. Его действие распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). Важнейший принцип КЗОТ этого года – обязательное привлечение к труду всех трудоспособных граждан (от 16 до 50 лет). В регулировании трудовых отношений профсоюзам отводилась исключительная роль.

Серьезные коррективы в деятельность профсоюзов внесли Гражданская война и иностранная военная интервенция. В период «военного коммунизма» (1918-1921 гг.) профсоюзы участвовали в формировании советского государственного аппарата и оказывали всестороннюю помощь советской власти. В условиях, когда основным работодателем стало государство, профсоюзам предстояло выступать посредником между государственной властью и трудящимися.

На фабриках и заводах фабзавкомы создавали контрольно-хозяйственные комиссии, которые следили за дисциплиной труда. Основным их методом было убеждение. Ситуация этого периода также потребовала от всех профсоюзных организаций принятие экстренных и кардинальных мер по борьбе с безработицей. Фабрично-заводские комитеты, правления профсоюзов брали в свои руки распределение кадров.

16 января 1919 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд профсоюзов, обсудивший вопрос «О задачах профсоюзов». Он подтвердил решение I Всероссийского съезда профсоюзов о неизбежности курса на огосударствление профсоюзов, их активное участие в работе советской власти. Первоочередной задачей профсоюзов на этапе перехода от капитализма к социализму была названа задача превращения их в органы воспитания широчайших масс трудящихся в деле управления государством, хозяйством, производством.

С началом мирного строительства перед профсоюзами встала задача коренной организационной перестройки своей деятельности. В годы новой экономической политики (НЭП) -1921 -1928 гг. - профсоюзы вернулись к добровольному членству, постепенно усиливали защитную функцию, добиваясь улучшения материального положения рабочих, условий их труда на производстве. Большое внимание было уделено коллективным договорам, в том числе и на частнокапиталистических предприятиях, регулированию заработной платы, вопросу о равной оплате мужчин и женщин за равный труд и т.д.

В последующие годы профсоюзы принимали участие в реконструкции народного хозяйства. Задачи индустриализации и социалистической перестройки сельского хозяйства потребовали от профсоюзных органов приведения организационной структуры в соответствие со структурой хозяйственных органов. Это было сделано с целью лучшего обслуживания членов профсоюзов. Дважды (в 1931 и 1934 гг.) произошло разукрупнение профсоюзов, в результате чего из 23 производственных союзов было создано 254, многие ЦК отраслевых профсоюзов были выведены из Москвы и приближены к производству.

В 1933 г. в связи со слиянием Наркомтруда Союза ССР с ВЦСПС к профсоюзам перешло управление социальным страхованием, в 1934 г. — руководство санаторно-курортным делом, в 1937 г. – туризмом.

Репрессии конца 30-х гг. сильно ударили по профсоюзам. Их жертвами стали почти все секретари ВЦСПС, 34 председателя ЦК профсоюзов, 21 руководитель совпрофов, 5 редакторов центральной профсоюзной газеты «Труд». Профсоюзы лишились опытнейших работников, что отрицательно сказалось на их деятельности.

В 30—40-е годы XX столетия важнейшими направлениями работы профсоюзов стали организация социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины и развитие творческой инициативы трудящихся (движение изобретателей и рационализаторов), деятельность постоянно действующих производственных совещаний (ПДПС) (первые из них возникли в 1921 г.). Развитие массового социалистического соревнования, которое возглавили профсоюзы, началось в 1929 г. В 1935 г. возникло стахановское движение за освоение новой техники и пересмотр устаревших технических норм, в развитии которого профсоюзы тоже принимали активное участие. В условиях нараставшей военной угрозы профсоюзы много внимания уделяли работе, направленной на укрепление обороноспособности страны.

К началу Великой Отечественной войны профсоюзы СССР объединяли свыше 25 млн. человек. Свою деятельность они подчинили единой задаче – «Все для фронта, все для победы!». Это - мобилизация всех сил народа на отпор врагу, помощь фронту, проведение эвакуации промышленности на Восток, забота о раненых, помощь семьям фронтовиков, организация продовольственного снабжения - и это далеко не полный перечень тех вопросов, которые решали профсоюзы.

В 50-е годы профсоюзы продолжали работу по развитию экономического потенциала страны, по-прежнему активно занимались вопросами социалистического соревнования, способствовали скорейшему внедрению передовых методов труда (движения скоростников, многостаночников, стахановцев, новаторов производства, изобретателей и рационализаторов и т.д.). В 1954 г. профсоюзы стали руководить деятельностью научно-технических обществ (НТО), решая задачи технического совершенствования производства.

После XX съезда партии (1956 г.) наметился новый период в общественно-политической жизни страны, вошедший в нашу историю как годы «оттепели». Были сделаны попытки преодоления последствий культа личности, в том числе и в профсоюзах, реабилитированы видные деятели российского профдвижения, восстановлены демократические основы жизни профсоюзов.

Роль профсоюзов как общественных организаций оставалась весьма заметной, они действовали в рамках советской политической системы, являясь одним из ее звеньев. Профсоюзы тесно сотрудничали с другими звеньями этой системы: с КПСС, законодательными, исполнительными органами власти, ВЛКСМ, кооперативными организациями, творческими союзами интеллигенции и т.п. В 60-70-х гг. практиковалась подготовка совместных постановлений ЦК КПСС, Совета министров и ВЦСПС по вопросам, затрагивающим интересы трудящихся. По молодежным проблемам принимались совместные решения ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В годы перестройки с апрельского Пленума ЦКПСС (1985 г.) на пленумах ВЦСПС рассматривались вопросы демократизации в профсоюзах, обновления избирательной системы, передачи нижестоящим профсоюзным органам полномочий в целях обеспечения их максимальной самостоятельности.

Одним из важных направлений в защитной деятельности профсоюзов становится законотворческая деятельность, так в январе 1989 года IV пленум ВЦСПС определил сроки и порядок выборов народных депутатов от профсоюзов и утвердил предвыборную платформу профсоюзов. В марте расширенный пленум ВЦСПС избрал 100 народных депутатов СССР от профсоюзов и принял «Наказ народным депутатам». Работа в парламенте стала важным направлением в деятельности профсоюзов.

К этому времени профсоюзы объединяли около 140 млн. человек, т.е. практически все взрослое население страны. Профсоюзы контролировали состояние условий труда и техники безопасности на производстве силами своей технической инспекции труда, управляли бюджетом государственного социального страхования, добиваясь от государства постоянного его увеличения. Неуклонно росли и основные фонды санаторно-курортного хозяйства профсоюзов. Большая работа проводилась по контролю за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы СССР располагали значительной материально-технической базой. В их ведении находились 2 вуза, научно-исследовательские институты, здравницы, туристские учреждения, клубы и дворцы культуры, библиотеки, пионерские лагеря, спортивные сооружения.

За время существования СССР состоялось 19 съездов профсоюзов, которые определяли стратегию деятельности профсоюзных органов всех уровней, вносили необходимые дополнения к изменениям в Устав профсоюзов СССР, избирали руководящие органы. Последний съезд профсоюзов СССР прошел в октябре 1990 года Его значение в том, что он определил основные направления деятельности профсоюзов в условиях перехода к рыночной экономике и принял Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».
Со словом «Российские» на знамени…
С 1924 г. профсоюзы России в соответствии с решениями VI съезда в отличие от профсоюзов других союзных республик были лишены своего общенационального центра. Его функции как бы по совместительству выполнялись ВЦСПС и центральными комитетами отраслевых профсоюзов. Такое положение дел сохранялось вплоть до созыва I Учредительного съезда российских профсоюзов, состоявшегося в марте 1990 г. Именно с этого времени начинается воссоздание организационной самостоятельности российского профсоюзного движения. Причины этого процесса носят двоякий характер. С одной стороны уже к 1990 г. четко проявлялся кризис общесоюзных партийных и правительственных структур, с другой забастовочное движение 1989 г. и, прежде всего, выступления шахтеров четко и однозначно показали недовольство миллионов и миллионов тружеников России тем, что их повседневные заботы, конкретные социально-экономические требования трудящихся все меньше и меньше интересны властям.

В своих организационных формах этот процесс нашел свое выражение в образовании республиканских общероссийских отраслевых профсоюзов на базе общесоюзных, со своими ЦК и собственными уставами. Решались вопросы раздела профсоюзной собственности, перераспределения прав и полномочий, шло формирование кадрового состава. Отраслевые профсоюзы, профсоюзные организации Москвы и Ленинграда в марте 1990 г. выступили учредителями первого, после 66-летнего перерыва, общероссийского профсоюзного объединения (профцентр) — Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР), которая заняла центральное место и играла ведущую роль в общероссийском профсоюзном движении. К сентябрю 1990 г. ФНПР объединяла 94 членские организации, в том числе 75 региональных и 19 отраслевых, представляла интересы 54 млн. членов профсоюзов. Главным принципом организационного строения ФНПР стал принцип добровольности, какого-либо нажима из центра не допускалось. В качестве другого важнейшего принципа был провозглашен принцип независимости, который стал определяющим.

Профсоюзы Российской Федерации сразу столкнулись с тяжелыми социальными последствиями начавшихся рыночных реформ, приведших к принципиальному изменению сути социально-трудовых отношений в обществе. Следствием приватизации стало падение объемов производства, разорение огромного количества предприятий, появление и рост безработицы (этого явления в стране не было с конца 20-х - начала 30-х гг.). Профсоюзы столкнулись и с таким явлением, как невыплата и задержка выплаты заработной платы работникам, что привело к дальнейшему обнищанию населения, росту социальной напряженности в обществе, к забастовкам.

Профсоюзы не сразу обратились к опыту работы в сложных социально-экономических условиях (период их зарождения, НЭП, Великая Отечественная война). Вместо того чтобы сплотиться, в профсоюзах активно шел процесс образования альтернативных (параллельных) профсоюзов (например, Объединение профессиональных союзов России (Соцпроф России), Российская Конфедерация свободных профсоюзов (РКСП), Российское объединение профессиональных союзов «Солидарность» (РОП «Солидарность»)), что не способствовало солидарным действиям профсоюзов, значительно снизило их авторитет и привело к уменьшению числа членов профсоюзов, объединяемых в ФНПР.

Работа в условиях перехода к рынку обусловила появление перед профсоюзами многих новых задач. Обострилась необходимость укрепления организационной и финансовой дисциплины, солидарности действий в борьбе за права трудящихся.

Основные действия профсоюзов в этот период были направлены на защиту прав и интересов работников с использованием всех возможностей, предоставленных трудовым законодательством. В этих условиях было необходимо максимально возможно сохранить рабочие места и покупательную способность заработной платы, разработать эффективные антикризисные меры и принять непосредственное участие в их реализации.

Профсоюзы, имея многолетний опыт участия в управлении социально-экономическими процессами на предприятиях и в стране в целом, выступили с конкретными предложениями по поиску форм регулирования социально-трудовых отношений, становлению социального партнерства. 24 января 1992 года Указом Президента РФ была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в состав которой вошли представители Правительства Российской Федерации, российских объединений профсоюзов и объединений предпринимателей (работодателей). А уже 3 апреля 1992 года три стороны подписали Генеральное соглашение. Аналогичная работа проводилась и в регионах. Вместе с тем для защиты интересов трудящихся профсоюзы с начала 90-х гг. прошлого столетия используют и такую форму, как коллективные акции протеста, возрождая идеи профсоюзной солидарности и единства действий. В 1994 г. был образован Координационный комитет солидарных действий ФНПР.

Из перечисленного выше ясно, что профсоюзы России в условиях становления рыночных отношений столкнулись с огромным количеством проблем. Готовых рецептов их разрешения у профсоюзов не было, но имелся богатый исторический опыт деятельности наших профсоюзов в различных социально-экономических условиях.

Итог деятельности профсоюзов в годы радикальных экономических реформ – сохранение единства профсоюзного движения, несмотря на некоторое ослабление их роли, влияния и авторитета.

В XXI век профсоюзное движение вступило с имеющимся опытом, новыми идеями и задачами.

Главным событием для профсоюзов стало принятие Трудового кодекса.

Разработка проекта проходила несколько лет в напряженной борьбе: первый проект, подготовленный Правительством, оказался ярко антипрофсоюзным и антирабочим. Профсоюзы были вынуждены выступить против. Появилось 8 альтернативных друг другу проектов и платформ. Споры велись везде – от Госдумы до рабочих курилок, то есть принятию Трудового кодекса предшествовала общероссийская дискуссия. Благодаря активным действиям ФНПР принят профсоюзный вариант Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон был одобрен Госдумой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом 30 декабря, а в силу вступил 1 февраля 2002 года.

Столетний опыт становления и развития российских профсоюзов убедительно показал, что, пережив вместе со своим народом перемены в общественно-политическом устройстве страны, разрушительные войны и социальные потрясения, профессиональные организации трудящихся адекватно реагировали на вызовы времени. Профсоюзы честно выполняли свою историческую роль активных защитников социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Об этом говорилось и в Приветствии Президента РФ В.В. Путина пятому (внеочередному) съезду ФНПР, посвященному 100-летию Российского профсоюзного движения и 15-летию образования ФНПР. Съезд проходил в Москве 6-7 октября 2005 года.

С конца 2008 года в условиях развернувшегося кризиса проводились регулярные консультации и переговоры сторон социального партнерства по вопросам разработки программ антикризисных мер Правительства Российской Федерации и эффективности их реализации в экономике и социальной сфере. По инициативе и с участием профсоюзов органами государственной власти принимались как оперативные решения по поддержке отдельных предприятий, разрешению острых конфликтных ситуаций, так и комплексные антикризисные программы. Представители профсоюзов вошли в состав постоянно действующей Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, в рамках работы которой был принят и реализовывался перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями мирового кризиса. Под пристальным вниманием профсоюзов находились вопросы поддержки отдельных отраслей экономики, эффективности реализованных мер господдержки системообразующих предприятий, стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Профсоюзы на всех уровнях, в том числе в процессе трехсторонних переговоров, отстаивали свою точку зрения относительно форм и методов проведения государственной тарифной политики в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также ценовой политики: ФНПР добивалась проведения взвешенной тарифной политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, корректировки на период финансово-экономического кризиса ранее принятых тарифных планов естественных монополий в сторону понижения, совершенствования механизмов социальной защиты, социальной помощи группам населения с низкими доходами, повышения эффективности государственного контроля соблюдения установленных цен и тарифов, повышения прозрачности деятельности как субъектов естественных монополий, так и самих регулирующих органов.

В Программном документа VI съезда ФНПР «За достойный труд!» профсоюзы заявили о своей заинтересованности в ускорении темпов развития экономики, формировании структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе эффективных рабочих мест.

Программный документ ФНПР «За достойный труд» определяет перспективные задачи Федерации. Это - доведение заработной платы в России до уровня среднеевропейского, обеспечение занятости трудоспособного населения, безопасных условий труда, достойных пенсий, соблюдение государственных социальных гарантий, рост уровня жизни трудящихся и членов их семей.

Реализуя программные цели, ФНПР участвует на экспертном уровне в разработке проектов федеральных и региональных законов, касающихся социально-трудовой сферы, соблюдения прав профсоюзов и трудящихся. Действуя в этом направлении, ФНПР активно влияет на процесс совершенствования российского законодательства, в том числе через своих представителей в Государственной Думе — межфракционную депутатскую группу «Солидарность»!

Свой стратегический курс ФНПР всегда связывала с полноценной реализацией механизма социального партнерства. В его основу положен принцип заключения коллективных договоров на предприятиях, отраслевых и региональных трехсторонних соглашений. ФНПР играет ведущую роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Из 30 мест профсоюзной стороны РТК ей принадлежат 24. Координатором профсоюзной стороны РТК избран Председатель ФНПР M.В. Шмаков

Разумеется, экономические требования - главные в работе профсоюзов. Но в современном мире профсоюзная тематика постепенно становится шире. Сегодня профсоюзы позиционируют себя как гражданская, патриотическая организация. Общество, в котором реализуются только интересы предпринимателей, не имеет никаких перспектив экономического развития. Заботясь о разумном балансе интересов, о заинтересованности работников, об отсутствии производственных, общественных и государственных катаклизмов, профсоюзы реально укрепляют Россию. И эти взгляды все больше находят понимание в обществе.

Активизировалась и работа с молодежью. Принята Концепция молодежной политики ФНПР, создан Молодежный совет федерации.

Вопросы молодежной политики в центре внимания общероссийских профсоюзов и территориальных объединений.

Знаменательным событием в истории российских профсоюзов, имеющим важное общественно-политическое значение для современного российского профсоюзного движения, стало отмечавшееся в 2010 году 20-летие образования ФНПР.

Членскими организациями Федерации, учебными заведениями профсоюзов, Аппаратом ФНПР была проведена большая работа по реализации организационных, пропагандистско-издательских и культурно-массовых мероприятий, посвященных юбилейной дате.

По инициативе ФНПР проведен ряд научно-практических конференций по актуальным проблемам профсоюзного движения и роли профсоюзов в жизни общества с привлечением представителей научной общественности, органов власти и работодателей.

18 сентября 2010 года в Колонном зале Дома союзов прошло торжественное заседание Генерального Совета ФНПР, посвященное 20-летию ФНПР. В нем приняли участие профсоюзные лидеры и активисты, прибывшие на профсоюзный форум из всех регионов Российской Федерации, ветераны профсоюзного движения, а также представители законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, видные общественные деятели. Участников торжественного заседания приветствовал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Было оглашено Приветствие Генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавия.

Главный итог этих десятилетий в том, что Российские профсоюзы в отличие от многих структур не только выстояли, но и создали крупнейшую общественную организацию – Федерацию Независимых Профсоюзов России.

Федерация объединяет 43 общероссийских профсоюза. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют территориальные объединения организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР.

Высшим органом ФНПР является съезд. В период между съездами деятельностью ФНПР руководит Генеральный совет, заседания которого проводятся не реже двух раз в год. Для оперативного руководства деятельностью Федерации из числа членов Генсовета ФНПР избирается Исполнительный комитет ФНПР.

Большое внимание ФНПР уделяет сотрудничеству с профсоюзными центрами стран – членов СНГ. Российский профцентр является членом Всеобщей Конфедерации Профсоюзов (ВКП). Президентом ВКП избран Председатель ФНПР М.В. Шмаков. ФНПР активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ), поддерживает братские отношения с профцентрами более 100 стран мира.

ИСТОЧНИКИ




  1. История профсоюзов СССР – М, 1969

  2. Основы деятельности профсоюзов: сб. документов в 2 т./под ред. Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России М.В. Шмакова

  3. Зачем нужен профсоюз – Симагин А.В., 2005

  4. Со словом «Российские» на знамени… - ИОООП, фотоальбом, 2009




Смотрите также:
Профсоюзное движение в отечественном здравоохранении
490.57kb.
2 стр.
Профсоюзный проект Минск, 2004 г. Профсоюзное движение украины в годы установления и укрепления независимости
559.32kb.
4 стр.
«Профсоюзное движение в Беларуси и мире»
201.19kb.
1 стр.
Профсоюзное движение в России
164kb.
1 стр.
Из материалов зарубежной профсоюзной печати, поступившей в аппарат ВКП
308.07kb.
1 стр.
Историческая справка об истоках профсоюзного движения в казахстане
62.1kb.
1 стр.
Справочника «Детское движение»
143.62kb.
1 стр.
Транспорт России: Движение по хордам
67.1kb.
1 стр.
Задача на движение заряженной частицы в магнитном поле. 27. 14
794.87kb.
5 стр.
Сборник задач по физике часть механика москва 2007 кинематика
3373.69kb.
11 стр.
Программа по физике. 7 класс (68ч, 2ч в неделю)
125.72kb.
1 стр.
Реферат По теме: «История волонтерства. Волонтерское движение в России. Волонтерский Центр мгимо (У) мид россии»
296.38kb.
1 стр.