Главная
страница 1
СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА РЫНКЕ ТРУДА

А. И. Еремкин, В. А. Худяков,
Ю. С. Савенкова, В. О. Петренко


ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства», г. Пенза


rector@pguas.ru, hudjakov@pguas.ru, jul200707@mail.ru, trud@pguas.ru

В условиях рыночной экономики, когда вся мировая система испытывает кризисные явления, наиболее незащищенной категорией работников являются молодые специалисты. Выпускники, покидая студенческую скамью, сталкиваются с нежеланием работодателя брать на работу специалистов, не имеющих практического опыта работы по выбранной специальности. Проблема эффективного трудоустройства выпускников приобрела в настоящее время не только экономический, но и острый социальный характер. Не удивительно, что показатель трудоустройства выпускников по профилю полученной ими в вузе специальности стал одним их важнейших показателей работы вуза.

Проблема эффективного взаимодействия высшего профессионального образования с реальной экономикой, к которой также относится проблема трудоустройства молодых специалистов, сегодня является важнейшим стратегическим направлением развития нашего вуза.

Как отметил в своем послании в 2004 г. Федеральному собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин, сегодня «профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности» 1.

Актуальность данных проблем обуславливается тем, что невостребованность выпускников ведет к отрицательным последствиям: сокращение интеллектуального потенциала страны; снижение профессионального уровня выпускников, не получивших работу по специальности непосредственно после окончания вуза; снижение эффективности капитальных вложений в высшую школу, что вызывает периодические попытки сократить ее финансирование.

Практически перед любым высшим учебным заведением России стоит сегодня острейшая проблема: как приблизить характер обучения студентов к требованиям современной жизни? как подготовить студента, чтобы он был способен сразу же после учебы в вузе получить хорошую работу по специальности и сумел включиться в серьезную практическую работу.

Для решения вышеперечисленных проблем вузам, на наш взгляд, необходимо решить ряд задач, в том числе:


  • постоянно проводить мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг;

  • поддерживать партнерские отношения с работодателями;

  • организовывать стажировку и практику студентов на предприятиях;

  • осуществлять поиск мест работы для частичной занятости студентов, изъявивших желание работать в свободное от учебы время или в период каникул;

  • осуществлять анализ соответствия качества подготовки специалистов требованиям рынка труда;

  • проводить предварительное и окончательное направления выпускников для первичного трудоустройства;

  • проводить консультации для студентов и выпускников университета по вопросам составления резюме, планирования карьеры, существующих технологий поиска работы, самопрезентации, специфики прохождения собеседования.

Для решения этих задач в 1991 г. в ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (в те годы это инженерно-строительный институт) был создан Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников (далее – Центр). Центр является инновационной структурой вуза, порожденной рыночной экономикой и призванной обеспечивать взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда. Центр создан как структурное подразделение университета, подчинен ректору и первому проректору, проректору по учебной работе.

Основными функциями Центра являются:



  • заключение соглашений о сотрудничестве с предприятиями и договоров на трудоустройство выпускников в рамках программы «Стратегическое партнерство»;

  • содействие открытию малого бизнеса для студентов и выпускников;

  • анализ рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе;

  • координация [информационное, целевое (стратегическое), сотрудничество, совместные семинары, конференции];

  • взаимодействие с работодателями, другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией (презентации профессий, семинары, конференции).

  • внешние контакты (другие регионы, федеральные органы власти, зарубежные контакты);

  • стратегия выпуска (целевая группа работодателей, сегмент рынка образовательных услуг, специфика образовательных программ в вузе);

  • профориентация (работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации);

  • выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе (в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда).

За это время в вузе сложилась эффективная система содействия трудоустройству студентов и выпускников (рис. 1), в которую входят ректорат, попечительский совет, ученый совет, центр содействия трудоустройству выпускников, постоянно действующие комиссии в деканатах/дирекциях и на факультетах/институтах по трудоустройству выпускников, ответственные на кафедрах за содействие трудоустройству выпускников. Основной целью взаимодействия участников структуры является содействие трудоустройству выпускников и студентов.

Рис. 1. Система содействия трудоустройству студентов и выпускников


В данной системе ректорат непосредственно взаимодействует с ученым и попечительским советом. Все вопросы о создании системы прогнозирования, организации трудоустройства и закреплении молодых специалистов в современных рыночных условиях выносятся на заседания ученого совета, попечительского совета, созданного при ректоре.

Каждый отдел и служба университета принимают непосредственное участие в деятельности по трудоустройству выпускников, организационная и координирующая работа осуществляется в Центре, что обеспечивает взаимосвязь потенциальных работодателей и выпускников в течение всего периода обучения в вузе, тем самым формируя специалиста, востребованного на рынке труда.

Создание данной системы содействия трудоустройству студентов и выпускников и адаптации их к рынку труда в Российской Федерации позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования и снизит уровень социальной напряженности на рынке труда. При этом система учитывает долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда, экономическую и демографическую ситуацию в регионе.

Решение проблем эффективного взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда в настоящее время связывается главным образом с развитием между вузами и работодателями новых взаимоотношений, предусматривающих глубокую интеграцию их деятельности в сфере подготовки специалистов, в том числе и по вопросам трудоустройства выпускников. Такие партнерские отношения вузов и предприятий, которые учитывают интересы обоих партнеров и предусматривают их совместное скоординированное развитие на долгосрочную перспективу существуют в рамках программы «Стратегическое партнерство».

Стратегическое партнерство вуза и предприятий предусматривает развитие следующих элементов двусторонних отношений:


  • формирование долгосрочной программы подготовки специалистов для предприятий в разрезе существующих направлений и специальностей, а также открытие в интересах предприятия новых специальностей, диверсификацию подготовки специалистов, введение в учебные планы новых спецдисциплин, открытие новых специализаций и т. п.;

  • открытие филиалов кафедр на предприятиях, филиалов предприятий на базе вуза и специализированных лабораторий в вузах, модернизацию существующих лабораторий и оснащение их современным оборудованием;

  • создание и развитие базы для проведения учебной, производственной, преддипломной и других видов практик студентов, а также программ стажировок;

  • развитие целевых форм подготовки специалистов;

  • привлечение к учебному процессу ведущих специалистов предприятия;

  • развитие в вузе научных исследований в интересах предприятия, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • кадровое сопровождение научных разработок, модернизации и расширения производства путем привлечения студентов к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе в интересах предприятия;

  • целевая подготовка через аспирантуру и докторантуру кадров высшей квалификации для предприятия;

  • развитие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятия в вузе, повышения квалификации и стажировок преподавателей вуза на предприятии;

  • развитие совместных проектов с участием структурных подразделений и специалистов вузов и предприятий; создание и развитие новых форм управления реализацией совместных проектов;

  • создание коллегиальных аналитических и совещательных органов с участием представителей вуза и предприятия по основным направлениям развития партнерских отношений.

Основу программы составляют двухсторонние долгосрочные соглашения о сотрудничестве (стратегическом партнерстве). В соглашении о сотрудничестве (стратегическом партнерстве) фиксируются намерения стратегического партнерства университета и предприятия (организации), а также определяются основные направления сотрудничества и обязательства сторон. Неотъемлемой частью соглашения является программа (план работ). Соглашение и программа (план работ) оформляются в трех экземплярах, один из которых регистрируется и хранится в центре по связям с промышленностью и инновациям университета. Так, например, в рамках этой программы центром совместно с выпускающими кафедрами в 2008/2009 учебном году заключено более 300 договоров на трудоустройство выпускников с предприятиями, продлено более 700 договоров и получены запросы от предприятий на трудоустройство выпускников.

Для оценки эффективности и контроля выполнения программы в целом и отдельных соглашений Ученым советом по предложению коллегиального органа программы устанавливаются критерии и система показателей оценки эффективности стратегического партнерства.

На основании анализа результатов выполнения соглашений и программ (планов работ) составляется реестр стратегических партнеров университета. В реестре стратегических партнеров по каждому соглашению фиксируются основные показатели стратегического партнерства, установленные Ученым советом университета. На основании анализа достигнутых показателей коллегиальным органом устанавливаются пороговые критерииальные значения, позволяющие оценивать деятельность стратегических партнеров. Коллегиальный орган программы на основании анализа ежегодного сводного отчета готовит рекомендации по развитию программы, которые рассматриваются на Ученом совете университета.

К положительным результатам взаимодействия вузов с работодателями можно отнести следующее: ощутимо повышается мотивация студентов к получению знаний и приобретению навыков и умений по профессии, что выражается в росте посещаемости занятий, повышении успеваемости и эффективности прохождения производственных практик; работодатели непосредственно сами могут осуществлять предварительную оценку и отбор перспективных студентов, составляя с ними своеобразный индивидуальный план обучения в университете с одновременной работой на предприятиях.

Эффективное взаимодействие вузов и работодателей в содействии трудоустройству студентов и выпускников наглядно представлено в следующей модели (рис. 2).

Более подробно этапы работы модели рассматриваются ниже.



Для решения вопросов подготовки специалистов центр сотрудничает с Пензенским союзом строителей, в который входит более 150 крупнейших строительных организаций Пензенской области.


Трудоустройство студентов и выпускников




Центр маркетинга и содействия

трудоустройству выпускников








































Рис. 2. Система взаимодействия вузов и работодателей в содействии трудоустройству студентов и выпускников

Для успешного продвижения выпускников на российском рынке труда центр активно сотрудничает с Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана, городским и областным центром занятости населения, торгово-промышленной палатой, центром научно-технической информации, межрегиональным маркетинговым центром. В компьютерную базу Министерства образования и науки Российской Федерации внесены резюме на выпускников университета.

Проводится активная рекламная кампания на радио и телевидении, а также cо специализированным изданием по трудоустройству и образованию «Работа – сегодня» и журналами: «Высшее образование сегодня», «Вопросы образования», «Аккредитация в образовании».

В результате проделанной работы достигнуто сотрудничество со многими предприятиями г. Пензы и Пензенской области, такими как «Пензастрой», «Трест», «Жилстрой», «Пензапромстрой», «Ижстройсервис», «Облстрой», «Домостроитель», «Пензагрожилстрой», «Строитель», «Монолит» и др. Центром налажено тесное сотрудничество по вопросам трудоустройства молодых специалистов на предприятиях в Белгородской, Пермской, Московской и других областях, Республики Мордовия, в регионах Западной Сибири и Урала.

Для ознакомления работодателей с новыми разработками, проводимыми в университете, ежегодно проводится выставка дипломных проектов и ярмарка предложений специалистов, на которой присутствуют представители административных образований и ведущих строительных предприятий города, области и соседних регионов. Студенты получают возможность в условиях производства установить прямой контакт с работодателями, заинтересовать его и получить реальные возможности для трудоустройства. Для студентов проводятся встречи с работодателями – «круглые столы» на выпускающих кафедрах совместно с работодателями, на которых будущие специалисты могут напрямую узнать интересующую их информацию о будущем трудоустройстве.

Совместно с предприятиями в Центре проводится «День карьеры», на котором студенты могут узнать о деятельности предприятия, о его предлагаемых вакансиях и имеют возможность пройти собеседование.

Ежегодно в университете издается сборник-справочник «Выпускники ПГУАС», который содержит ключевую информацию для работодателей о наших выпускниках.

Центр совместно с выпускающими кафедрами проводит предварительное направление студентов на работу. Местами будущего трудоустройства 85–90% студентов являются места их практики на различных предприятиях. Большая роль в этой работе отводится постоянно действующим комиссиям в дирекциях и на факультетах/институтах по трудоустройству.

В мае – июне проводится торжественное вручение направлений молодых специалистов на работу. Направление на работу осуществляется на основе договоров на трудоустройство и писем-заявок, поступающих с предприятий.

Для получения большей практической направленности образования центр совместно со специалистами с производства провел мастер-классы, где студенты, в том числе и выпускники, получили углубленные знания по конкретным областям знаний с учетом рекомендаций работодателей.

Центр совместно с преподавателями и студентами организует и проводит предметные олимпиады, деловые игры с приглашением внешних экспертов (представители органов власти и бизнес-сообщества).

Постоянно ведется сбор и статистическая обработка информации по состоянию рынка труда и рабочей силы от внешних источников, сформирован банк данных для предложения внешним пользователям о выпускниках текущего года с целью их трудоустройства. Все это представляет дополнительные возможности выпускникам вести поиск мест трудоустройства за пределами региона.

Процесс управления сбора и обработки данных в университете полностью автоматизирован. Для решения задач перспективного планирования и учета заключенных договоров на трудоустройство обновлена компьютерная подсистема АСУ «Трудоустройство» Marketing. Введено в действие ноухау – система управления выпускниками, работодателями SRM, позволяющая постоянно поддерживать с ними обратную связь. На сайте университета www.pguas.ru. создана страница центра, где постоянно обновляется информация об имеющихся вакансиях и проводимых мероприятиях.

Совместно с преподавателями в помощь студентам центром издаются учебно-методические пособия: «Памятка студенту по организации собственного бизнеса», «Как купить или построить жилье в рамках социальных жилищных программ Пензенской области», «Как обеспечить свое трудоустройство».

Кроме того, центр занимается организацией экскурсий на предприятия с целью практического ознакомления по специальности или по конкретной дисциплине, а также формирует лояльность студентов к выпускающей кафедре и вузу в целом.

Подготовка высококвалифицированного специалиста востребованного на рынке труда, во многом зависит от качества набора студентов на I курс. Чем больше придет в вуз целеустремленных молодых людей, осознано выбравших свою специальность, тем с большим успехом будет проходить их обучение, тем более подготовленными вступят в жизнь молодые специалисты. Для выявления предпочтений молодежи центром проводятся маркетинговые исследования по выявлению факторов выбора вуза и специальности среди школьников и студентов-первокурсников; по выявлению наиболее востребованных компетенций молодых специалистов разного направления; о наличии бизнеса у выпускников; о востребованности выпускников на рынке труда; об удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускниками и др.

Проблема трудоустройства выпускников вузов имеет многогранную структуру. С одной стороны, она представляет собой одну из самых острых социальных проблем молодежи, решение которой предопределяет всю последующую жизнь выпускника вуза. Поэтому при выборе специальности и вуза большинство абитуриентов и их родителей оценивают, прежде всего, перспективы трудоустройства выпускников данного вуза, качество предлагаемых им вакансий, перспективы их профессионального, творческого и карьерного роста. Наличие у вуза долговременных партнерских отношений с широким кругом работодателей становится одним из решающих факторов при выборе абитуриентом того или иного вуза и специальности, оказывая существенное влияние на его рейтинг у населения, что, в конечном счете, определяет конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг и программ и его экономическое благополучие.

Проведенное маркетинговое исследование с целью выявления факторов выбора вуза среди первокурсников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в августе 2009 г., в результате которого было опрошено 530 студентов, показывает, что 72,8% первокурсников выбрали университет по фактору престижа, 66,3% – из-за наличия интересующей специальности и 51,1% – из-за возможности трудоустройства.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства для содействия профессорско-преподавательскому составу в решении задачи по организации образовательного процесса и помощи, социально незащищенным лицам, в число которых входят студенты и выпускники, создан центр социально-психологической помощи, который активно сотрудничает с центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников.

Содержание работы центра социально-психологической помощи определяется следующими направлениями:

- Консультативная деятельность – оказание помощи студентам, ППС в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологических рекомендаций и других профессиональных приемов и процедур.

- Диагностическая деятельность – углубленное психолого-педагогическое изучение студентов, ППС, а также особенностей их взаимоотношений на протяжении всего периода обучения. Психодиагностика ставит своими задачами определение индивидуальных и личностных особенностей, склонностей, потенциальных возможностей личности в процессе обучения и воспитания, профессиональном и социальном становлении, а также выявление причин и механизмов различного рода нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

- Развивающая деятельность – активное воздействие на процессы формирования личности студентов, развитие их способностей, психических процессов, а также совершенствование межличностных отношений, ценностно-смысловой и мотивационной сферы, проведение тренингов коммуникативных умений и личностного роста со студентами.

- Коррекционная деятельность – активное воздействие на процессы формирования личности, развитие способностей, психических процессов студентов, имеющих недостаточный уровень сформированности тех или иных психических качеств или же отставание в уровне своего личностного развития. Психологическая коррекция осуществляется на основе совместной работы педагога-психолога, куратора, социологического центра, отдела по работе со студентами.

Все обработанные данные сотрудниками центра социально-психологической помощи, которые были получены в результате психологической диагностики студентов и выпускников передаются в центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников.

Таким образом, тесное сотрудничество центров позволяет студентам адаптироваться в образовательном процессе, а выпускникам эффективно трудоустроиться на рынке труда.

На протяжении нескольких лет в вузе немаловажную роль в трудоустройстве студентов и выпускников играют строительные и оперативные отряды дружинников. Члены этих отрядов неоднократно становились призерами и победителями конкурсов по направлениям своей работы, получали премии губернатора Пензенской области, главы администрации г. Пензы и именные стипендии, выплачиваемые администрацией Октябрьского района.

Наряду с уже привычными строительными и оперативными отрядами созданы педагогические, спортивные, сервисные, работающие летом в лагерях и санаториях Черноморского побережья. Студенческий педагогический отряд «Колорит» стал в 2009 г. победителем конкурса «Педагогическое мастерство» среди лучших педагогических и спортивных отрядов Пензенской области. Ежегодно в них работает около 90 студентов в летнее время. По итогам работы за период существования спортивно-педагогических отрядов г. Пензы с 2005 г. более 45 студентов ПГУАС получали премии, почетные грамоты и благодарности главы г. Пензы, администрации Октябрьского района г. Пензы и вуза.

За 2008/2009 учебный год в работе студенческих отрядов приняли участие около 700 чел. Руководство ССО и ПГУАС поощряют активную работу студентов и по итогам ежегодно награждаются благодарственными письмами, стипендиями активистов администрации г. Пензы, поездками по лучшим городам России, путевками на черноморское побережье.

Центр также осуществляет сотрудничество с городским центром занятости г. Пензы, содействуя участию выпускников в региональных программах, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а именно – на участие молодых специалистов в программах стажировок.

Центр совместно с инновационным центром оказывает информационно-консультационную помощь студентам и выпускникам при открытии малого бизнеса. Количество планирующих принять участие в мероприятиях «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» в рамках региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, составляет 120 выпускников (табл.).

Таблица


Мониторинг востребованности выпускников вуза


Год

выпуска



Кол-во выпускников, направленных на работу, %

Кол-во заявок на подготовку от количества выпускников, %

Кол-во выпускников, состоящих на учебе в центре занятости населения, %

Кол-во выпускников, работающих в регионе, %

2004

97,07

122,72

0,6

81,41

2005

99,35

142,56

1,4

82,07

2006

98,55

150,07

1,4

80,28

2007

98,74

188,01

1,8

72,29

2008

99,8

191,2

1,3

75,9

2009

(по состоянию на 12.10.09 г.)



99,8

135,3

1,6

78

Опыт центра содействия трудоустройству выпускников был представлен на заседании общественного совета при Министерстве образования и науки РФ и получил одобрение со стороны министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, заместителя министра И. И. Калинина и других представителей министерства и подведомственных агентств и служб.

Положительный опыт работы по трудоустройству выпускников ПГУАС был изучен и освещен на коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, отмечен наградами на международной выставке в Гостином дворе (Санкт-Петербург), на XX Московской международной выставке «Образование и карьера – XXI век», на совещании в Нижнем Новгороде по проблемам трудоустройства выпускников вузов Приволжского федерального округа.

Опыт центра трудоустройства ПГУАС может быть полезен при решении вопросов трудоустройства в других вузах России.

Создание системы содействия трудоустройству студентов и выпускников и адаптации их к рынку труда в Российской Федерации позволяет повысить уровень социально полезной отдачи системы высшего профессионального образования и снизить уровень социальной напряженности на рынке труда. При этом система учитывает долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда, экономическую и демографическую ситуацию в стране.



Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая. 2004 г. № 3486.





Смотрите также:
Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях на рынке труда
180.75kb.
1 стр.
Прокопов Н. И
186.23kb.
1 стр.
Опыт социального партнерства в деятельности регионального центра содействия трудоустройству выпускников
101.09kb.
1 стр.
Отчет по мониторингу деятельности центра содействия трудоустройству выпускников уфимского филиала фбоу впо «мгавт» за 2011-2012 учебный год
64.46kb.
1 стр.
Опыт работы Центра содействия трудоустройству выпускников Донского государственного технического университета
72kb.
1 стр.
Отчет о работе отдела по набору и распределению за 2008 год
153.9kb.
1 стр.
Центр занятости студентов и трудоустройства выпускников мэси
16.3kb.
1 стр.
Главное – удовлетворённость потребителя!!!
181.14kb.
1 стр.
Центр по трудоустройству студентов и выпускников (цтсв)
10.61kb.
1 стр.
В статье рассматриваются проблема адаптации молодежи на рынке труда в условиях экономического кризиса, ситуация на рынке труда в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям
151.44kb.
1 стр.
3 Контроль и контролирующие материалы Зачем они нужны? 5 Что производит вуз?
439.65kb.
2 стр.
Выпускник вуза на рынке труда России
66.73kb.
1 стр.