Главная
страница 1

Открытый урок

Причастие как часть речи.

(Пора в путешествие)

Тип урока – повторительно – обобщающий

Вид урока –урок-удивительное рядом.

Технология - технология разноуровневого обучения, технология контекстуального обучения.

Цель: обобщение и систематизация знаний о причастии; развитие навыков коллективной, групповой, индивидуальной работы с текстом; активизация творческих способностей учащихся.

Знать: опознавательные признаки причастия.

Уметь: находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот, строить предложения с причастными оборотами.

2012-2013

Смирнова Альмира Фануровна

МБОУ СОШ №1

2012-2013


Оборудование

1.Эпиграф «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

М.В.Ломоносов

2.Таблицы.

3. Графические схемы.

4. Эмблемы, картинки-сюрпризы.

6. Алгоритмы, карточки.

7. Раздаточный материал.

8.Интерактивная доска.

9. Мультимедийный проектор.


Ход урока.

I.Вступительное слово учителя
Цель: сообщение целей и задач.
Ребята, мы закончили изучение одного из крупных и трудных разделов учебника - причастие, но при этом мысленно задаём себе вопрос: «Почему причастие – самостоятельная часть речи, имеющая особенности глагола и имени?»

На двойственность причастий обратили внимание и древние грамматисты, дав ему имя «причастие», то есть причастное к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми содержательно, а потому экономно, на что обратил внимание М.В.Ломоносов. А вот насколько прав был Ломоносов, мы убедимся с вами сегодня на уроке, цель которого не только систематизировать материал по теме, но и постараться выяснить, в чём необычность причастий.



Творческая командировка.

А для этого мы отправимся в творческую командировку. Наш экскурсионный автобус пройдёт по маршруту: Станции – «Корректор», «Сюрприз», «Грамматическая» , «Этикет и я».Водителями будут капитаны двух команд, а пассажиры - Вы. Расплачиваться за билеты будете знаниями, находчивостью.

( по очереди капитаны подходят к штурвальному колесу и раскручивают его).

I.Станция «Теоретическая».

Подобно тому, что отдельно взятые части лица: нос, глаза, рот- не составляют ещё лица, то и причастия не могут характеризоваться без грамматических признаков. И тут возникает проблемный вопрос: «Чем трудны причастия?»



Слайд 1( класс заслушивает устные грамматические высказывания на темы «Чем трудны причастия»,: «Как образуются причастия?» с использованием таблицы «Образование причастий».

Задания (разноуровневые)

Цель:показать на примерах процесс образования причастий.

Уровень А (колокольчик)

Используя картинки – подсказки и таблицу «Образование причастий», покажите процесс образования причастий. (Приложение).



Я огурец, который бьёт…

Я помидор, который плачет…

Я тыква, которая смеётся…..

Я горох ,который очистили…

Уровень В (папочка)

Закончите таблицу, используя причастия из текста стихотворения . В.Тушновой.



Таблица

Действительные

Настоящее время

Прошедшее время

Примеры




ущ, ющ(I)

ащ,ящ (II)

(несов.в)

вш, ш

(несов.в

сов.в)




Страдательные причастия

ом,ем – (I)

им (II)

(несов.в)

нн,енн, ённ,

т

(сов.в)






Твои руки

Руки от стирки

Сморщенные.

Слезами горькими смоченные.

Качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои

сведённые-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые…

Отдохнуть бы - да нет привычки

Им лежать на коленях праздно.

Я куплю тебе рукавчики,

Хочешь синие, хочешь красные!

Не говори: «Не надо!»

Мол, на что красота старухе!

Я на сердце согреть бы рада

Застуженные твои руки.

Как спасенье своё, держу их,

Волнения не осиля,

Добрые твои руки,

Прекрасные твои руки,

Матерь моя, Россия!

В.Тушнова

Уровень С (книжка)
Найдите причастия в стихотворении Вероники Тушновой.

От каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?

Можно ли от этих глаголов образовать действительные причастия настоящего времени?
Станция «Корректор»

Ребята, а сейчас посмотрим, как образуются причастные обороты, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.

Цель: научить видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом» который» причастным оборотом.
УровеньА (колокольчик

Составьте связанные между собой предложения (по содержанию стихотворения «Немец» К. Симонова), включив в него написанные на сигнальных карточках сочетания и обороты.
«Немец»

В Берлине, на холодной сцене,

Пел немец, … в Испании,

По обвинению в измене

…за глаза заранее;

Пять раз друзьями похороненный,

Пять раз гестапо ….,

То гримированный, то в тюрьмах…,

То вновь иголкой в стог …,

…, бледный, как видение,

Стоял он, шрамом …,

Он пел в …Берлине

Всё, что когда-то пел в Испании,

Всё, что внутри, как в карантине,

Сидело в нём семь лет молчания.

К-1… казнённый за глаза заранее

К-2…раненный в Испании

К-3…ломанный

К-4…провороненный

К-4...в разрушенном

К-5…оброненный

К-6…обнародованный

К-7...изуродованный

К-9…воскресший


К.Симонов.

УровеньВ (папочка)

Замените сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастным оборотом.


  1. Руки матери. Грянет ли нежданная беда. Заболит ли душа. Потеряешь ли себя или любовь, первая рука, которая протянется на помощь, будет рукой матери. (слова-помощники: которая протянется)

  2. Годы оставили на них свои следы: глубокими дорожками отмечены потери, горе, усталость, недосыпание. Вздулись, точно ручьи в половодье, вены, которые перетрудились от тяжёлой ноши. (слова-помощники: перетрудились от тяжёлой ноши)

  3. Вложите материнские руки в свои, поднимите, приблизьте к лицу своему, всмотритесь в пальцы, которые испестрились морщинами. Они когда-то были гибки и проворны, мягки и ровны. (слова-помощники: испестрились морщинами)


УровеньС (книжка)

Игра «Корректор»

Исправьте предложения из «ящика».



Начальнику отдела «Грамотность»

бригадира грузчиков

Недосмотрова А.А.

объяснительная

При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Рассеянным П.П. и Лентяйкиным А.П. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.


24.11.2011

Подпись


Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».


II.Станция «Сюрприз»
Ребята, давайте подумаем, что бы ещё придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-нн» в суффиксах страдательных причастий. Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ:

Слайд-2 (Прочитайте текст и объясните написание «Н-нн» в причастиях и прилагательных. Работа коллективная для всех уровней. Для учащихся уровня А можно предоставить алгоритмы).(Приложение).


Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребренные блюда.

Причём все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.


Учитель. Хорошо, когда приходят гости, но чем же их угощать?

Самостоятельная работа « Моя будущая профессия-кулинар»

Цель:проверить уровень усвоения темы.

(Работа в группах по 2 человека)


Сейчас каждый из вас получит необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что необходимо для создания собственного рецепта. Наша работа будет состоять из двух этапов:

  1. Выяснить содержимое холодильника (конверта).

  2. Составить рецепт, используя продукты, изображённые на карточках (вовсе не обязательно использовать все)


Для тех, кому трудно составить собственный текст повествовательного характера, предлагается схема (на экране)
Уникальный рецепт
Возьмите___________________________________

Добавьте____________________________________

Соедините___________________________________

Обмажьте со всех сторон_______________________

Посыпьте____________________________________

Ваш_________________________________________

Отведать каждый будет рад.

Задание. Вставьте пропущенные буквы на карточках

Вариант 1


c:\users\1\desktop\фрукты\bdb3149ec0e9.jpg

очищен…ый, разрезан…ый,

привезён…ый из-за границы,

предложен…ый на десерт, сме-

шан…ый с мандарином

консервирован…ый, сушён…ый, резан…ый,

резан…ый кубиками, заправлен…ый сгущён…м

облитый сметан…м кремом, молоком, смешан…ый с ли-

посыпан…ый дроблён…м орехом мон…ыми дольками


Задание Вставьте пропущенные буквы на карточках

Вариант2.

c:\users\1\desktop\фрукты\78524500_ovochiglavnaja.jpg

резан…ый кружочками,

посыпан…ый рублен…ым луком,

солён…ый, тушён…ый с морковью

нарезан…ый дольками, варён…ая, консервирован…ая,

фарширован…ый мясом, жарен…ая на масле, запечён…ая

приправлен…ый майонезом, в кастрюльке

малосолён…ый

Задание. Вставьте пропущенные буквы на карточках

Вариант3
c:\users\1\desktop\фрукты\1234391615_shutterstock_3228715.jpgсвежеморожен…ая,

посыпан….ая сахаром,

варён…ая, консервирован…ая,

использован….ая в качестве

украшения для слоён…ого пирожного

чищен…ое, резан…ая дольками

сорван…ая с дерева,

подан…ое с морожен…ым,

съеден…ый


Задание. Вставьте пропущенные буквы на карточках

Вариант4
c:\users\1\desktop\фрукты\u5083p112dt20120215091539.jpg

Резан…ый кружочками, заправлен…й томатным соусом,

посыпан…ый мелко из- жарен….ая в топлён…ом масле,

мельчён…м укропом, варён…ая в подсолен…ой воде,

фарширован…ый яйцами, резан…ая длин…ыми полосками

очищен…ый, нарезан…ая соломкой, шинкован…ая, приправлен…ая май-

толчён…ый.перчён…ый. онезом, посечён…ая.
III. Станция «Грамматическая»

Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением п/о.

Задание. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях.

УровеньА.(колокольчик)

Я целую руки матерей,

Руки нас в детстве нянчившие,

Руки от боли защищавшие.

(Подсказка: п/о занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову.)
УровеньВ ( папочка)

Я целую руки матерей…

Нас укрывшие руки от бед

И тепло отдавшие всё детям.

(Где должно находиться определяемое слово?)
УровеньС (книжка)

Попробуй составить стихотворение, используя нужные по смыслу причастия.

Я целую руки матерей.

Руки в детстве…нас,

Руки,…от боли,

Я целую руки матерей.

Руки, нас…от бед

И тепло ….всем детям.


IV. Станция «Этикет и я ( «Ох, уж эти «не в портрете »)

Создадим портрет неряхи.

Актуализация знаний.

Цель: повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы

Учитель: Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями. (один ученик излагает правило у доски (интерактивной), на которой изображена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным учащимся можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)



незаконченная работа

не законченная, а начатая работа




вовсе не законченная работа




никем не законченная работа




до сих пор не законченная работа



Разноуровневые задания

(разноуровневые задания направлены на организацию деятельности по применению знаний, где учащиеся осуществляют самопроверку, что обеспечивает регулятивныеУУД и личностные (самоопределение)


Частица «не»,

Приставка «не»

И просто «не» в причастиях

Его устраивает вполне.

Ведь он в быту неряха.

На каждом слышится шагу:

-Я не хочу!

Я не могу!

Я не останусь!

Не пойду!

Любой мне труд невмоготу.



УровеньА (колокольчик)
Опишите комнату неряхи, используя краткие и полные причастия с «не»
Комната не…

Не…вовремя постель смущает пришедшего в гости товарища.

Пол давно не

Пыль на книжных полках, на телевизоре не…

Цветы не

На столе разбросаны не…со вчерашнего дня газеты, ручки, книжки. (Слова для справок: проветрить, убрать, мыть, вытирать, полить, убрать)
Уровень В(папочка)
Приметной чертой внешности человека может быть неряшливый вид.

Составьте портрет неряхи, используя полные и краткие причастия с «не»


Замарашка рук не мыл.

Месяц в баню не ходил.

Волосы не…,

Руки не...,

Ботинки не…,

Дырки на штанах не…,

Пуговицы на рубашке не…
УровеньС (книжка)
Найдите и исправьте ошибки.
Над головой человек держал (не) раскрытый, а большой зонт.

Взгляд у него был (не)затуманенный, а простой.

Его пальто было (не) застёгнуто, а новое.

V. Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса; заполнение дневников достижений).

Наше путешествие в Страну Причастие подощло к концу.

- Какой теме был посвящён урок?

- Удалось ли решить поставленные задачи? Какими способами?

- Какие получили результаты?

-Где можно применить полученные знания?

- Оцените свою работу, работу класса на уроке.а

(выберите кластер или смайлик для осознания своей деятельности).


VI.Домашнее задание. (на выбор)


  1. Составить дидактический сундучок на правила, изученные в разделе «Причастие».

  2. Составить игру «Восхождение» (Кто быстрее достигнет вершины, вспоминая причастия и отглагольные прилагательные с «НН-н»

Образец



  1. Сочинить лингвистическую «Сказку о славном и могучем глаголе и брате его великом причастии».

  2. Филворд.

  3. Конверт (Уникальный рецепт)

  4. Презентация (Двойственная роль причастий»)

  5. Устное грамматическое высказывание на данную тему.


Приложение.
Алгоритм Не с причастиями


Смотрите также:
Урок Причастие как часть речи. (Пора в путешествие) Тип урока повторительно обобщающий
144.37kb.
1 стр.
Урок 31-32 Тип урока повторительно-обобщающий урок Класс 11 Дата 13. 10
223.83kb.
1 стр.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи»
71.39kb.
1 стр.
Брейн ринг
52.55kb.
1 стр.
Урок 1 причастие как часть речи Прочитай текст
423.49kb.
1 стр.
Учитель Коннова Наталья Борисовна От истоков кризиса к великим потрясениям Повторительно-обобщающий урок
35.93kb.
1 стр.
Урок -повторение. 5 класс. Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное" Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
28.51kb.
1 стр.
Тип урока : Урок путешествие. Закрепление изученного. Тема: Закрепление знаний о написании слов с глухими и звонкими согласными на конце
72.4kb.
1 стр.
Конспект урока в 10 классе Тема : "Is It Easy To Be Young?" ( to the problem of youth suicide) Тип урока урок диспут
24.84kb.
1 стр.