Главная
страница 1
Открытый урок
по биологии в 8 классе

Тема: «Иммунитет»



Учитель: Рукосуева Людмила Францевна

2012-2013 учебный год

МОБУ ООШ №12





Тема урока: Иммунитет.


Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете.

Задачи:

Образовательные: углубить знания обучающихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцины, аллергия;

Развивающие: развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, схемами, извлекать нужную информацию, логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; продолжить гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесные (рассказ, объяснение, беседа),

наглядные (демонстрация),

частично-поисковые (самостоят-ная работа с материалом, сообщения уч-ся),

проблемные (проблемные вопросы),

практические (решение теста).

Формы познавательной деятельности:

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.



Используемое оборудование: таблица "Кровь", компьютер, портреты И.И.Мечникова, Л.Пастера, Э.Дженнера, раздаточные листы «Правила здорового образа жизни», рисунки учебника.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний.

  5. Домашнее задание.


Обучающиеся должны:

Знать:

  • что такое иммунитет, виды иммунитета, прививки, аллергия.

Давать

  • определения «иммунитет», «вакцина», «сыворотка»

Уметь:

  • сравнивать между собой типы иммунитета.


Развёрнутый конспект урока:
1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.


2. Проверка знаний:

Работа у доски (один ученик):

Изобразить схему переливания крови. Объяснить, какие закономерности должны соблюдать врачи при переливании крови.



Фронтальный опрос класса по вопросам:

1. Кем и когда были открыты группы крови человека?

2. Для каких целей проводят переливания крови?

3. Задача: У Оксаны первая группа крови, а у меня четвертая. Может ли Оксана стать моим донором? А я для Оксаны?

Кто такие универсальные доноры и универсальные реципиенты?

4. Кто может быть донором? В чем значение донорства?

5. Какие клетки обеспечивают процесс свертывания? Дайте более подробную характеристику этого процесса. В чем его значение?

6. Как называется заболевание, проявляющееся в пониженной свертываемости крови? В чем его опасность?

7. От чего зависит группа крови и резус-фактор человека?
3. Изучение нового материала:

Актуализация знаний:

Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы": Слайд 1.

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке? Слайд 2.

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- ответы обучающихся.

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: кожа, слизистые, печень, почки, кровеносная и лимфатическая системы.



Слайд 3.

В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущих уроках.

А сегодня мы расширим знания о защитных свойствах организма

Итак, тема сегодняшнего урока "Иммунитет". Слайд 4.

Иммунитет-способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

Существует понятие клеточного и гуморального иммунитета.

Клеточный иммунитет был открыт русским микробиологом И.И.Мечниковым в процессе изучения пищеварения морских беспозвоночных в 1882 году, за что он получил Нобелевскую премию. Слайд 5. (Демонстрация портрета И.И.Мечникова).

Сообщение уч-ся об эксперименте И.И.Мечникова.

В крови человека Мечников обнаружил клетки, имеющие ложноножки и способные «пожирать» бактериальные клетки, переваривать их. Такие клетки он назвал фагоцитами, а саму реакцию – фагоцитозом. Мечников установил, что именно лейкоциты участвуют в воспалительных процессах и ценой своей жизни защищают нас от инфекций.

Теория гуморального иммунитета была разработана немецким микробиологом П.Эрлихом, который также стал Нобелевским лауреатом.

Эрлих предположил, что при попадании в организм чужеродного вещества – антигена, вырабатываются особые белки – антитела, нейтрализующие антиген. Против разных групп антигенов существуют свои группы антител. Чтобы организм начал вырабатывать антитела для борьбы с антигеном, тот должен быть захвачен рецепторами особых клеток крови, которые и должны распознать данный вид антигена. Такое распознавание дает сигнал клеткам крови синтезировать антитела. Антитела выделяют главным образом лимфоциты.

Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Предложить ученикам самостоятельно изучить материал учебника на стр.136-137 «Иммунитет».

Виды иммунитета. Слайд 6.

Разбор и запись схемы в тетради.

Иммунитет

Естественный Искусственный


Врожденный Приобретенный Активный Пассивный

Запись в тетрадь новых терминов:

Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения (например, люди не болеют чумой животных).

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается после перенесенных инфекционных заболеваний (переболев один раз корью, коклюшем, ветряной оспой, люди не заболевают вторично).

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции до появления настоящего возбудителя болезни и после прививки человек не заболевает или болеет более легко (прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии).

Искусственный пассивный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание (например, для предотвращения опасной болезни столбняка).

Проблемный вопрос:

Почему человеку при экстренной помощи вводят не вакцину, а сыворотку? (Обсуждение)

При введении лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся извне, поэтому они сохраняются в крови недолго и через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

Первым предложил проводить вакцинацию Эдвард Дженнер. Слайд 7.(Демонстрация портрета Э.Дженнера).



Сообщение уч-ся об открытии Э.Дженнером вакцины против натуральной оспы.

Вопрос к ученикам:

В чем заслуга Эдварда Дженнера?

Сообщение уч-ся о работах Луи Пастера по созданию вакцин. (Демонстрация портрета Л.Пастера)

Вопросы к ученикам:



  1. Какие прививки делали вам в течение жизни?

  2. Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки?


Запись определения "вакцина", "вакцинация".

В настоящее время достаточно распространённым неизлечимым заболеванием является СПИД. Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий и грибков, которые здоровому человеку абсолютно безопасны.

Вопрос классу: Что является профилактикой СПИДа?

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

- исключение случайных половых связей,

- использование только одноразовых шприцев,

- строгий контроль за предназначенной для переливания кровью.

Другим недугом века является аллергия - повышенная реакция организма на определённые факторы внешней среды, например, аллергия на пыльцу растений, лекарственные вещества, шерсть животных, клещей, пищевая аллергия. Около 10% населения Земли страдают разными формами аллергии.



Физкультминутка

Основу понятий «здоровье», «молодость» составляет состояние иммунитета.

Я читаю действия, а вы должны выбрать, нужно их совершать или нет, чтобы сохранить свое здоровье.

Если нужно делать – выполняете упражнение: руки на пояс, поворот влево.

Если не надо делать – руки поднимаете над головой, наклон в правую сторону.

Действия:

Заниматься спортом;

Употреблять спиртное;

Дышать свежим воздухом;

Сердиться на окружающих;

Просыпаться с улыбкой;

Переедать;

Как можно больше ходить;

Курить;


Чаще смеяться.

Защитные силы организма не являются постоянными. Они могут ослабевать, могут и накапливаться.

Что же ослабляет иммунитет человека?

Во-первых, энергетическое истощение организма (например, болезни, изнурительные физические нагрузки, постоянное недосыпание, плохое питание). В таких условиях фагоциты не справляются с микробами и сами становятся их жертвами. Происходит быстрое инфицирование крови.

Во-вторых, стрессовое напряжение. Стресс ухудшает работу лимфатических узлов и разрушает лимфоциты, которые ответственны за выработку антител. В результате ослабляется противомикробная защита. На таком фоне могут легко активизироваться «дремлющие» в организме бактерии и развиться воспаление глотки (ангина), верхних дыхательных путей (ларингит), другие болезни.

В-третьих, вредные привычки – курение и употребление спиртных напитков. Никотин и алкоголь являются сильными ядами. Чтобы их нейтрализовать, требуется большое напряжение иммунной системы. От алкоголя больше всего страдает печень: ее клетки начинают гибнуть и она перестает должным образом выполнять свою защитную роль. А никотин бьет в самое больное место – по кровеносным сосудам, которые от его воздействия зарастают холестерином.

В-четвертых, малоподвижный образ жизни (гиподинамия). Недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов, понижая их резервные возможности. Не случайно дети, которые мало занимаются физическими упражнениями, болеют чаще тех, кто занимается ими регулярно.

В-пятых, холодовое воздействие. При переохлаждении уменьшается сопротивляемость организма бактериям, обитающим в носоглотке человека. Они легко проникают внутрь слизистой оболочки и вызывают так называемые острые респираторные заболевания (ОРЗ). У детей, которые часто простужаются, постепенно ухудшается сопротивляемость и по отношению к другим бактериям и вирусам.

Проблемный вопрос:

Как укрепить свой иммунитет? (Обсуждение)

Прежде всего, конечно, не стоит делать того, что его ослабляет. Но этого недостаточно. Очень важно выработать для себя такой образ жизни, который бы не только способствовал сохранению здоровья, но и увеличивал его резервы.



Работа с раздаточными листами «Правила здорового образа жизни» (каждому ученику)

Правила здорового образа жизни.

  1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе, не перенапрягая организм интенсивными физическими нагрузками.

  2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов (особенно группы С) и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.

  3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в свободное время заниматься серьезным делом (творчеством).

  4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.

  5. Полноценный сон, полностью восстанавливающий силы.

  6. Ежедневное закаливание своего организма

  7. Борьба с вредными привычками (курение, спиртные напитки).

Проблемный вопрос:

Для чего необходимо вести здоровый образ жизни? (Обсуждение)

Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.

Я вам желаю хорошего иммунитета!



4. Закрепление изученного материала:

Выполнение теста для контроля знаний (каждому ученику)

Тест

Выберите один правильный ответ, запишите № вопроса и выбранную букву ответа.



  1. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

А) открыл условные рефлексы,

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета,

В) создал вакцину против гриппа.

2. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения,

Б) только от инфекционных заболеваний,

В) от сердечнососудистых заболеваний.

3. Дошкольник Юра заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него есть врожденный иммунитет,

Б) у него есть приобретенный иммунитет,

В) у него есть искусственный иммунитет,

4. Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела,

Б)антибиотики,


В) ослабленных возбудителей болезни.

5. К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

А) к ветряной оспе (ветрянке),

Б) к гриппу,

В) к полиомиелиту.

Взаимопроверка. Какие ошибки были допущены? Оценивание тестовой работы.

Подведение итогов урока. Дается общая оценка работы класса на уроке и выставление оценок.

Рефлексия.

Поднимите руки те,

- кому понравился сегодняшний урок,

- кто узнал что-то новое,

- кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал.

5. Задание на дом:

Изучить текст на стр.136-137; стр.141-142 (последний абзац);



выполнить задания 117, 118 в рабочей тетради;


Смотрите также:
Урок по биологии в 8 классе Тема: «Иммунитет» Учитель: Рукосуева Людмила Францевна 2012-2013 учебный год мобу оош №12
110.82kb.
1 стр.
Справка по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса мобу оош №18 станицы Отважной за 2011-2012 учебный год
35.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 учебный год год разработки 2011 Учитель биологии-химии первой категории
561.29kb.
4 стр.
Учебный план оош с. Исламбахты филиал мобу сош с. Тарказы на 2011-2012 учебный год
208.03kb.
1 стр.
Урок биологии в 7 классе. Учитель биологии : Зимина Елена Витальевна Волоконск 2009 Тема урока: «Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей»
51.43kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в 10 б классе Учитель: Шайдуллина Эндже Азатовна 2012-2013 учебный год
687.19kb.
4 стр.
Тематическое планирование по курсу астрономии в 10 классе (34 часа, 1 час в неделю) 2012-2013 учебный год урок
322.92kb.
1 стр.
Урок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Учитель биологии
107.06kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012 2013 учебный год. 2012 мбоу ямновская оош
329.83kb.
3 стр.
Мкоу «Новорычанская оош» Социальный паспорт школы на 2012-2013 учебный год
62.77kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный год учитель: Ткачёва Людмила Алексеевна кострома, 2011г
614.07kb.
4 стр.
Программа по литературе в 6 классе на 2012 2013 учебный год учитель Сафиулина С. С
112.7kb.
1 стр.