Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

«Туровская средняя общеобразовательная школа».


Поисково-исследовательская работа

по истории родного края,

«Храмы моей малой родины».
Ученица 8 класса Вострикова Ксения.

Руководители:

зав. школьным музеем Сорокина Р. Н.

учитель истории Щербинкина Н. А.



Ноябрь 2007 г.

План.


  1. Введение…………………………………………………….3.

  2. Часть 1 Православный храм – духовный центр русских

поселений……………………………………………………5

  1. Часть 1. История церкви села Турово…………………….7.

  2. Часть 2. Флоро-Лаврская церковь села Игумново……….9.

  3. Часть 3. Местные легенды и притчи………………………11.

  4. Заключение……………………………………….................12.

  5. Список используемых источников. ………………………13.

  6. Приложение…………………………………………………13

Введение.


В нашем светлом Подмосковье,

Как моря шумят леса,

И глядят на нас с любовью

Луговых цветов глаза.

Хоровод берёз на взгорье,

Древний город над рекой…

Никогда мы, Подмосковье,

Не расстанемся с тобой!

Здесь у нас под небом синим

Возле каждого крыльца

Начинается Россия

Звонкой песенкой скворца.


Любовь к своей стране, к своему родному краю воодушевляет многие тысячи людей отдавать своё время, досуг, знания и силы для его изучения. Родина, родной край – эти простые слова дороги каждому человеку. Родина - это седая история, славное прошлое, это чудесная наша природа, дорогие сердцу памятники старины. Познать всё это – счастливая доля краеведа. И не только познать самому, но и поделиться этими знаниями с людьми, сделать их неравнодушными к истории родного края, вернуть их к тем корням, откуда мы все родом.

Важную и благородную работу ведут краеведы нашей Туровской школы. Наш краеведческий кружок ведёт поиск информации о прошлом села Турово, о судьбах отдельных людей и целых семей. Особым направлением в нашей поисковой работе является церковное краеведение. Деревни Турово, Игумново, Никифорово стоят вдали от городов и больших дорог, но и здесь, как и везде в дореволюционной России, строились церкви на средства прихожан, на пожертвования помещиков и купцов. Жители этих деревень стремились сделать свой родной край лучше, красивее, добрее. Этому стремлению не грех поучиться и нам. Задумайтесь, что сделали вы для своего родного края? Что вы в силах сделать? Может вы посадили сад, построили храм, а может, просто, навели порядок в родном селе. Что останется от вас вашим потомкам?

Конечно, наш краеведческий кружок не в силах строить или восстанавливать храмы, но мы можем собрать о них сведения, написать историю возникновения и работы церквей в нашей округе, узнать о тех наших соотечественниках, стараниями которых украшалась наша земля, рассказать о них людям. Работа эта кропотливая и сложная. Сведения о церквях разрознены, плохо сохранились. Ведь в годы Советской власти церкви и те, кто о них заботился, были не в почёте. С трудом по крупицам мы собирали информацию. Туровские краеведы беседовали со старожилами окрестных сёл. Встречались мы и с профессиональными историками-краеведами. В данной исследовательской работе мы использовали данные, полученные краеведом В. Бобриковым. Кроме того, в музее собрана подшивка газет об истории села Турово, Игумново, Никифорово.

Занимаясь церковным краеведением, мы не просто проводим поисковую работу, мы способствуем духовному возрождению села. Неоценимую помощь в поисках нам оказывает настоятель Флоро-Лаврской церкви села Игумново отец Владимир, который передал нашему музею копию выписки из Клировой ведомости о церкви святых мучеников Флора и Лавра Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново за 1831 год. Эта выписка выполнена старинным шрифтом, разобрать который нам помогла учитель истории Щербинкина Н. А. Кроме того он передал в наш музей фотографии настоятелей Флоро-Лаврской церкви и самого храма.

Результат многолетнего сбора информации о наших церквях мы обработали на кружке с помощью зав. музеем Сорокиной Р. Н. и учителя истории Щербинкиной Н. А. Туровские краеведы продолжают поддерживать связь с настоятелем Игумновской церкви, который ведёт работу по восстановлению церкви в Турово. Наши кружковцы помогали и в восстановление церкви в Турово. В 2000 году эта церковь была освящена, а в 2005 2006 году в ней уже прошли первые церковные службы. До полного восстановления церкви ещё далеко, но уже сейчас дети наших деревень не лишены духовного общения с церковными святынями. При Игумновской церкви работает воскресная школа. Отец Владимир и матушка Елена два раза в неделю встречаются с детьми, ведут беседы о православии, готовят выступления к церковным праздникам.

Часть 1 Православный храм – духовный центр русских поселений.

Любое краеведческое исследование должно опираться на глубокие знания истории. Прежде чем начинать исследовательскую работу по церковному краеведению наши Туровские краеведы обратились за помощью к учителю истории Щербинкиной Н. А., она помогла нам найти информацию о том, что такое православный храм, из каких частей он состоит, по каким принципам строится и украшается.

Христианская религия предполагает украшение храма не только снаружи, но и внутри, так как Богослужения проходят в самом здании храма. В плане он разделяется на три части: притвор – помещение у западного главного входа; корабль ( по-французски – «неф») – основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Алтарь обращён апсидами – полукруглыми сводчатыми нишами – на восток, где расположен Иерусалим с горой Голгофой – местом распятия Христа. В больших храмах могло быть несколько боковых нефов. Алтарь отделялся от других частей храма иконостасом. Иконы на нём располагались в строгом порядке (по канону). Внутренние опоры храма назывались столпы, вход в храм – портал.

Снаружи храм украшался также по определённому порядку. Верхняя часть храма ,купол, завершался крестом. Купол устанавливался на барабан, где помещался колокол. Закомарами назывались полукруглые завершения наружных частей храма. На фасаде здания располагался аркатурный пояс.

Такая традиция строительства храмов пришла к нам из Византии.

Особо следует сказать о колоколе – душе церкви. «Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные и таинственные речи пророков, а шум и стройная игра колоколов – благовестие Евангелия, торжество его во всех концах вселенной». Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, выражать торжество церкви, возвещать неприсутствующим в храме о важнейших частях Богослужения.

Колокольный звон бывает разных видов:


  1. Благовест – равномерные удары в большой колокол возвещают о начале богослужения.

  2. Трезвон – звон во все колокола трижды, выражает радость.

  3. Перезвон – звон поочерёдно, начиная с самого малого колокола.

  4. Перебор – медленный поочерёдный звон и заключительный удар во все колокола сразу.

Колокола бывают разные по размеру и названиям: набатный, путевой, колокольцы, звонушка, рында и другие.

У колоколов, как и людей, есть свои имена. Их как людей могли сослать в ссылку. Пленными называли колокола, забранные в качестве трофея во время войн, («Немчин», «татарин», «голландец»). «Царскими» называли колокола пожертвованные царями в храмы и монастыри. «Лебедь» - колокол с сильным резким звуком, напоминающий крик этой птицы. «Козёл», «баран» - колокола с неровным дребезжащим звуком. «Голодарь» - колокол, в который звонят в Великий Пост. Раньше во время эпидемий звонили круглыми сутками. Современные учёные доказали, что колокольный звон убивает многие болезнетворные бактерии.

Традиция строить и украшать храмы сохранилась до наших дней. Церкви, располагающиеся на территории сёл Турово, Игумново, Енино построены в разных стилях. В 18-19 веках стиль строительства церквей менялся, но общий канон оставался неизменным.

Часть 2 . История церкви села Турово.
Недалеко от устья Лопасни, на высокой береговой террасе расположена усадьба Турово. Издревле на этом месте находился погост с деревянным храмом – центр Туровского стана Каширского уезда. Вокруг располагалось большое государево село. К Серпухову Турово отошло поздно, в конце 18 века, и к тому времени было уже селом владельческим.

Из землевладельца в селе Турово можно назвать семью Писаревых. Старинный дворянский род Писаревых происходил от литовского выходца Семёна Писаря, пожалованного поместьем в Коломенском уезде в 1441 году. В этом роду были дипломаты, воеводы и писатели.

Только Писаревы и Арцыбашевы имели господские дома и обычно летом жили в имении. Крестьяне большого села Турово были разделены на три сельских общин – Писаревскую, Хатуньскую, Арцыбашевскую, хотя и составляли единый приход. Новая церковь во имя Ильи Пророка была построена в 1846 году на средства прихожан и поручика Николая Александровича Арцыбашева вместо ветхой церкви. Приход Ильинской церкви был очень большим. В него входили жители села Турово и деревни Прилуки, всего 1852 человека.

Прекратив богослужение в старой ветхой церкви, священник Ильинской церкви с прихожанами 26 ноября 1860 года просил разрешение на строительство новой каменной церкви во имя Рождества Богородицы на средства поручика Николая Александровича Арцыбашева, госпожи Варвары Николаевны Писаревой и суммы в 1424 рубля серебром из церковной кассы. Семь лет строилась тёплая каменная церковь. В 1868 году она была освящена, но не хватило денег на строительство колокольни. И лишь в 1877 г. по прошению полковника Николая Александровича Писарева церковь украсилась каменной колокольней.

Церковь Рождества Богородицы является памятником позднего классицизма времени его упадка, когда отошли в прошлое старомодные ротонды и появились всевозможные четверики, которые в недалёком будущем станут украшать «русскими кокошниками».

При церкви действовала церковно-приходская школа, свечной завод, просфорная. Церковь действовала до 1937 года, затем богослужения в ней прекратились. Церковная утварь попала в Серпуховский историко-художественный музей. В неизменном виде она простояла до 50-х г.г. прошлого века. Лишь в годы Хрущёвской «оттепели» были уничтожены завершение храма и колокольня, кроме первого яруса. Здание перестроено в клуб.

Как свидетельствует настоятель Флоро-Лаврской церкви села Игумново, недавно в Турово при строительных работах на одной из дач была найдена старинная икона из старой Ильинской церкви. Пока она находится в частных руках, но после реставрации будет передана церкви. Это лишний раз свидетельствует о неравнодушии туровчан к прошлому и настоящему нашего села.

В 2000 году зарегистрирована православная община Богородице-Рождественской церкви села Турово, начался сбор пожертвований на её восстановление. Дети и учителя из Туровской школы принимали самое активное участие в уборке территории церкви. Организовывали эту работу представители Туровского совхоза и отец Владимир. В 2005 году в церкви, впервые за многие годы проведено первое богослужение.



Часть 3. Флоро-Лаврская церковь села Игумново.
Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухов. В 1627 году здесь был двор монастырский, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная «клецки», стояла «без пения». В 1627 году на смену ей пришла новая деревянная церковь. Освящена церковь была лишь в 1823 году. После того, как был «иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно». Выписка из Клировой ведомости о церкви в селе Игумново свидетельствует, что « построена она тщанием приходских людей, здание каменное, с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя святых мучеников Флора и Лавра; в пределе холодном же во имя святителя Саввы Сербского. (Возможно, что это единственный в России храм, посвящённый наиболее почитаемому в братской Сербии святому). Утварью церковь достаточна, служат в ней священник, дьячок и пономарь. Есть земля при сей церкви усадебной, пашенная и сенокосная. Оною землёю владеют сами церковно- и священнослужители. Дом у священника собственный деревянный, на церковной земле, а у причётников по скудости домов нет. Содержания священникам от земли и прихожан недостаточно, поэтому они получают жалование от Серпуховского казначейства триста рублей ежегодно. Содержание весьма скудное». За этими архивными строками перед нами открывается нелёгкий повседневный труд игумновских священников, труд, который не приносил им денежной выгоды. Но каждый из них кропотливо и безропотно нёс в народ святое Божье слово, помогая немногочисленным прихожанам словом, советом, поддержкой. В 1882 году при церкви открыта церковно-приходская школа. В 1899 году псаломщик церкви, (прослуживший в ней к тому времени 50 лет), Андрей Емельянович Смирнов «Высочайше награждён за 50-летнюю службу золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте». Ещё 9 лет служил он в церкви, уйдя на покой в 79 лет.

Мы располагаем списком священников, служивших в этом храме в 19 веке.

Первый священник, упоминающийся в Клировой Ведомости, был Косьма Григорьевич Покровский (служил с 1815-1844 г.г.).

Священник Фёдор Адрианов Голубин (1838-1845 г. г.).

Священник Василий Васильев Румянцев (1847-1868).

Священник Василий Николаев Былов (1868-1875).

Священник Михаил Николаев Лебедев (1875-1883).

Священник Сергий Николаев Орлов (1883-1898).

Священник Павел Петров Соколов (1898-1913)

Священник Александр Лебедев (1913-1930)

Священник Савелий Никифорович Гаврилов (1930-1937). После закрытия храма он совершал Богослужения у себя на дому или у прихожан. (Его фотография прилагается).
После закрытия церкви в годы сталинских репрессий, церковное имущество было конфисковано, всё ценное было вывезено в Серпухов. Менее ценные вещи оказались сваленными в церковном подвале или попали в частные руки. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения. В 80-е г.г . 20 века церковь была превращена в клуб.

21 ноября 1996 года в день святого Архистратига Михаилаправославной общине были переданы ключи от храма. Примечательно, что одной из немногих сохранившихся старинных икон был именно большой образ Архангела Михаила. Прихожане храма считают его своим заступником и попечителем.

С 1996 года богослужения в церкви возобновлены и совершались в воскресенье и праздничные дни. Иконы, церковная утварь сейчас почти все новые. Лишь малую долю старого удалось вернуть. Так в церкви находится старинная икона Святых Флора и Лавра. Некоторые иконы принесли жители окрестных деревень.

Сегодня при церкви работают церковно-приходская школа и библиотека. В этой школе занимаются около 60 детей из окрестных школ. Подтягиваются и родители этих детей. Пусть не все, но некоторые вместе с детьми приходят на богослужение. Занятия в воскресной школе проходят два раза в неделю, один раз в Туровской школе и один раз в церкви. Настоятель Флоро-Лаврской церкви отец Владимир организовывает поездки детей в Дивеевский паломнический лагерь. Там дети ходят на службы, исповедуются, причащаются, посещают святые источники и монастыри и храмы, находящиеся недалеко от Дивеево. Именно Игумновские настоятели работают над восстановлением Туровской церкви.


Недалеко от села Игумново на берегу р. Ока в окружении лесов стоит ещё один разрушенный храм села Енино. Сведения о ней крайне скудны. Существует известное донесение архимандрита Пафнутиев- Боровского монастыря, которому принадлежало село Енино, что «приехав, воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильевичу, и двор его и церковь Божию имя Св. Благоверных князей Бориса и Глеба зажгли…» Датируется это сообщение 1757 годом. На месте сожжённой церкви в 1828 году была построена каменная. Других сведений об этой церкви мы пока не нашли. Сегодня она стоит разрушенная.

Часть 4. Местные легенды и притчи.

Туровские краеведы не ограничиваются работой с письменными источниками. Важную роль в нашей поисковой работе играют встречи и беседы с местными старожилами, людьми неравнодушными к прошлому родного края. Они частые гости нашего школьного музея. Эти пожилые люди подчас нуждаются в нашей помощи и поддержке. Мы помогаем им в домашних делах и слушаем многочисленные легенды о наших сёлах, о людях, живущих когда-то в них. Пусть нет документальных подтверждений этих легенд. Но народ хранит их в памяти, а значит, они нужны и важны. Они помогают лучше понять нашу причастность к истории России, к её духовному наследию.

Самой любимой нашей легендой, конечно же, является рассказ о том, как через село Турово, на Куликовское поле к Дону шёл Московский князь Дмитрий Иванович со своей дружиной. Эту легенду подтверждают документальные источники. Но местные жители украсили её своим колоритом, хранят память о святом источнике, из которого пил князь Дмитрий, о месте на реке Лопасне, где он отдыхал с дружиной, поил коней. Князь Дмитрий Иванович причислен к лику святых. А туровчане считают почти святыми места, связанные с его именем. В честь Дмитрия Донского в селе Турово стоит памятник.

В октябре 2007 года Туровские краеведы записали ещё одну интересную легенду о происхождении села Игумново и игумновской церкви. Рассказала её жительница села Игумново Гаврилина Ольга Андреевна. Родилась она 24 июля 1916 г. Вот какую легенду со слов её бабушки, она нам поведала.

Во время опричнины Ивана Грозного одна женщина (наверное, знатная боярыня) со всей семьёй и слугами была сослана подальше от Москвы, на пустынные земли. Они остановились здесь на месте будущего села Игумново. Дворовые люди построили деревянные дома, благо, лесов здесь всегда было много. А в старину, где селились люди, там обязательно строили себе церковь. Сначала это была маленькая деревянная церковь, в которой служила и сама ссыльная барыня. Потом она стала игуменьей, а деревню стали называть Игумново. Позже Игумново стало вотчиной Высоцкого монастыря. Престольный праздник этой церкви 31 августа. Кладбище сначала было у самой церкви на месте дороги, которой раньше не было. Село быстро разрослось. Семьи в селе были большие, по 14-15 человек. По церковным книгам видно, что самыми распространёнными были фамилии Колышкиных, Гаврилины, Фроловы. Михейчевы. Евдокимовы, Алексеевы. Хромовы. И сегодня у нас много односельчан с такими фамилиями.

В Татьянин день в селе Игумново проходила ярмарка, которая собиралась недалеко от церкви.



Заключение.

Вдумайтесь в слова Библии:

И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как СЕЙ дом стоит в запустении?

Обратите сердца ваши на пути ваши. Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм, и Я буду благоволить к нему.

Проведённая исследовательская работа показала огромную роль православного храма в духовной жизни русских людей. Веками вокруг церкви, и особенно сельской церкви, концентрировалась вся жизнь наших предков. От рождения до самой смерти человека сопровождало слово пастыря, его поддержка и совет. Прихожане стремились украсить свою церковь, жертвовали на храмы из своих небогатых сбережений. Приходские священники вкладывали свою лепту в жизнь односельчан, несли свет знаний, слово Божье, утешение. Работали не за деньги и почести, а во имя человеколюбия. Не смогли уничтожить духовность русских людей, их стремление к свету, ни суровые годы революций и войн, ни гонения Советской власти. Закончились те времена, когда церкви и монастыри превращали в клубы, склады и тюрьмы. Сегодня церковные строения вновь превращаются в храмы. Но процесс этот не завершён, ещё предстоит сделать очень много.

Краеведы Туровской школы тоже не собираются сидеть, сложа руки. Мы продолжим сбор информации о настоятелях наших церквей, расскажем об их духовном подвиге в тяжёлые для церкви годы сталинских репрессий. Постараемся проследить судьбу церковной утвари, икон. Предстоит сбор информации о церкви в селе Енино, сведения о которой весьма скудны.


Список литературы.

1. История России с древнейших времён до конца 18 века. Дидактические материалы. /В. В. Сухов, А. Ю. Морозов, Э. Н. Абдуллаев. М. Дрофа 2000 г.

2. Русь Святая, храни веру православную. Сборник фотоматериалов./ Духовенство серпуховского благочиния., г. Серпухов «Серпуховская бумажная фабрика» 2001г

3. В. Бобриков

Приложения.



Копии:

  1. Выписка из Клировой ведомости о церкви святых мучеников Флора и Лавра Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново за 1831 год.

  2. Фотография иерея Александра Лебедева.

  3. Фотография протоиерея Александра Гаврилова.

  4. Фотографии храма св. муч. Флора и Лавра в селе Игумново.

  5. Фотография освящение колодца в с. Игумново.





Смотрите также:
Исследовательская работа по истории родного края, «Храмы моей малой родины»
188.35kb.
1 стр.
Сценарий Единого Всекубанского классного часа «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»
97.67kb.
1 стр.
Классный час по теме «С малой родины начинается Россия»
115.11kb.
1 стр.
Еографические названия города Сочи. Предания, легенды, сказки в прошлом и настоящем моей малой Родины. Топонимика
223.45kb.
1 стр.
Потенциал школьных музеев в следующем
71.29kb.
1 стр.
«С малой Родины моей начинается Россия»
99.77kb.
1 стр.
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа. 3-й класс школы искусств Цель
191.3kb.
1 стр.
Здесь Родины моей начало. Мой край Мордовия моя
117.87kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 7«А» класса мбоу «Гимназия №2»
263.14kb.
1 стр.
Викторина «мама, папа, я бугульминская семья»
69.8kb.
1 стр.
Программа «Юные дальневосточники»
330.48kb.
1 стр.
А. Б. Когана при поддержке министерства образования, вгтрк гтрк «Оренбург», Оренбургского регионального отделения политической партии «Единая Россия» проводится областной конкурс
42.57kb.
1 стр.