Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с. : ил. – (Курс – на инновации; вып. 2)
Во втором выпуске серии «Курс – на инновации» даны методические рекомендации, которые предлагают технологически несложные формы организации диалогов и дискуссий, позволяющие разнообразить работу с детьми и подростками в детской библиотеке. От составителя
Формы массовой работы с детьми, подростками и юношеством чрезвычайно разнообразны. По своему характеру они в основном являются итоговыми, завершают определенный этап работы с литературными произведениями, и им, как правило, предшествует целенаправленная индивидуальная работа с читателями. Массовая работа с читателями должна строиться на основе умелого использования социально-психологических принципов педагогического общения. Библиотекарь и юный читатель активно включаются в общение, когда существуют обстоятельства, обусловливающие взаимную потребность и интерес к совместной деятельности. Этот принцип важно учитывать в массовой работе. Другой не менее важный принцип – это принцип информационного взаимообогащения. Библиотекарь призван сделать все возможное, чтобы стать для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. При этом необходимо создать условия, располагающие ребят к откровенному разговору. Следует уважительно относиться к мнению юных читателей. Время прямых поучений учащихся, диктата, назидательного руководства чтением отходит в прошлое. На смену догматическим методическим схемам должна прийти вдумчивая, увлекательная, творческая массовая работа, связанная с реальными запросами и интересами юных читателей. Эффективность массовой работы зависит от комплексного применения форм на всех стадиях чтения – предкоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной. Вырабатывая новые подходы к массовой работе, особое внимание необходимо обратить на активизацию самих ребят. В каждой библиотеке есть читатели, обладающие творческим воображением, организаторскими способностями, развитыми коммуникабельными качествами. Важно сделать таких читателей соучастниками и соорганизаторами массовой работы, что позволит повысить ее эффективность. «Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» – второй выпуск серии «Курс – на инновации», предназначенной для заведующих детскими библиотеками Чувашской Республики. Основная тема издания – новое и традиционное в проведении массовых мероприятий. Цель – познакомить с особенностями проведения диалоговых и дискуссионных форм работы, учитывающими новые актуальные приемы и методы. Рекомендации помогут освоить новые приемы и применить творческие оригинальные находки в организации дискуссий, читательских конференций и презентаций, раскрыть потенциальные возможности библиотекарей в проведении традиционных массовых мероприятий. «Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» содержат 2 раздела: «Диалоговые формы библиотечного обслуживания», «Дискуссионные формы работы». В разделе «Диалоговые формы библиотечного обслуживания» будут рассмотрены аспекты: процесса обсуждения книг, методики проведения читательских конференций.
В разделе «Дискуссионные формы работы» библиотекари найдут рекомендации:
Издание содержит также Приложения: Приложение 1. Примерный план представления книги. Приложение 2. Форма читательского журнала. Приложение 3. Примерные вопросы диспута «Зачем нужны стихи?». Приложение 4. Примерные вопросы диспута «Патриотизм: знак вопроса». Приложение 5. Материал к проведению читательской конференции по рассказу Фазиля Искандера «Авторитет». Приложение 6. Материалы для проведения часа обсуждения книги В. П. Крапивина «Кораблики». Приложение 7. Материал к проведению читательской; конференции по книге В. Пикуля «Мальчики с бантиками». Приложение 8. Рекомендации по проведению заочной читательской конференции по рассказу В. Солоухина «Под одной крышей». Приложение 9. Карта обратной связи.
Обсуждение книги – это коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с библиотекарями, авторами, критиками, представителями редакций журналов, издательств. Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Процесс обсуждения книг проходит в 3 этапа:
Необходимо обращаться к таким литературным произведениям, где нравственная и эстетическая ценность образуют гармонию и целостное единство. В то же время следует учитывать и читательские запросы, и интересы, отзывы литературной критики. Не исключено, когда в центре обсуждения окажется «модное» литературное произведение массовой культуры, но малохудожественное по своей сути. В этом случае в процессе обсуждения следует показать читателям на конкретном литературном материале как благодаря своему внешне эффектному сюжетному повороту, особому конъюнктурному приему, «жизненному» изложению книга становится бестселлером. 2.Сбор и аналитико-синтетическая обработка необходимой информации (литературных фактов, мнений литературоведов и критиков, оригинальных прочтений и читательских оценок и т.п.. Руководитель обсуждения придумывает основную линию, тезисы, составляет план проведения: как ввести читателей в литературную проблему, каков будет первый заданный вопрос, перечень и последовательность вопросов, вероятные ответы детей. Кроме этого, руководитель определяет пространственно-временные рамки проведения мероприятия, обосновывает своё место и обязанности. 3. Непосредственное обсуждение. Ведущий должен умело ввести участников мероприятия в суть проблемы, формулировать и ставить вопросы перед аудиторией, анализировать и уточнять ответы выступающих, организовывать обмен мнениями, постоянно активизировать ход дискуссии, побуждая к выступлениям всех слушателей, дисциплинировать аудиторию, резюмировать сказанное, оценивать результат обсуждения. Эффективность обсуждения во многом зависит именно от действий руководителя. Чтобы обсуждение литературного произведения было активным, количество участников не должно превышать 25-30 человек (идеальное число 12 человек). Ведущий создаёт оптимальные, комфортные условия для взаимодействия читательских мнений. Очень важно, чтобы каждый участник обсуждения чувствовал атмосферу полной безопасности и свободно высказывал собственное мнение. Известно, что наиболее эффективным является демократический стиль руководства, когда соблюдается равенство всех членов группы, участвующих в обсуждении. В целях совершенствования профессионального мастерства и укрепления «обратной связи» с аудиторией на 3 этапе обсуждения, предлагаем проводить экспресс-анализ для выявления эффективности своей работы. Попросите участников самостоятельно оценить результаты обсуждения по 5-бальной системе.
Экспериментально доказано, что обсуждения книг служат активным средством развития всех сфер личности детей (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Несмотря на кажущуюся однородность аудитории, дети при интерпретациях литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства («слабый» – «средний» – «сильный» читатель). При этом, малоподготовленные «слабые» читатели в процессе литературной дискуссии нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие более внимательные и талантливые читатели.
Вспомним некоторые особенности организации и проведения читательской конференции. Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошее обсуждение становится своего рода увлекательным умственным упражнением. В него незаметно вторгается элемент творческой игры. Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме. Успех конференции в немалой степени зависит от ее подготовки. Вся подготовительная работа – рекомендательные индивидуальные беседы, обзоры, книжные выставки, отзывы читателей о прочитанных книгах и т. п. – призвана вызвать познавательную активность читателей. Участники хорошо подготовленной конференции выступают заинтересованно, их выступления вызывают эмоциональную реакцию слушателей, желание включиться в обсуждение вопросов. Высказывать свои суждения, осмысливать, а не пересказывать прочитанное побуждают проблемные вопросы. Важный этап в подготовке читательской конференции – разработка вопросов. Характер вопросов определяется не только спецификой произведения, но и особенностями восприятия книги читателями. Важно, чтобы вопросы активизировали воображение читателей, вызывали желание размышлять. Каждый последующий вопрос должен быть логически связан с предыдущими и с высказываниями ребят. Только в этом случае читатели смогут самостоятельно сделать выводы. При проведении конференции обычно ведущий придерживается заранее разработанной программы, но это не значит, что он не может отступать от нее. В ходе обсуждения может возникнуть ряд дополнительных вопросов. Ведущий должен очень внимательно слушать не только выступающих, но и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, «столкнуть» различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей.
2. Технология проведения читательской конференции – презентации книги
Знакомство с технологией проходит посредством практического участия в конференции. Парная – фронтальная организация.
Шаг 2.. Распределитесь на пары. Задача говорящего – назвать книги партнеру и сказать в одном-двух предложениях, о чем они. Задача слушающего – выбрать интересную для себя книгу. В результате диалога у каждой пары намечены две книги для обсуждения. Шаг 3. Все пары называют выбранные книги. Общий список книг записывается на доске и в журнале чтения. Последний раздел остается незаполненным. Слушающие будут его заполнять в течение читательской конференции. Шаг 4. Парная работа: говорящий (докладчик) и слушающий. Докладчик рассказывает о своей книге. Слушающий будет представлять книгу докладчика аудитории, поэтому он слушает внимательно, задает вопросы, делает пометки в своем журнале чтения. Доклад должен быть достаточно кратким. Докладчик не столько пересказывает сюжетную линию, сколько делится впечатлениями. Цель доклада – порекомендовать (не рекомендовать) книгу для чтения. Шаг 5. Выслушав доклад, задав уточняющие вопросы, сделав пометки, слушающий обдумывает 2-3 минуты план презентации книги аудитории. Если он также читал книгу, то может добавить и свое мнение. Шаг 6. Смена ролей. Повторение всей процедуры. В результате каждая пара готова представить две книги, при этом рассказывая о книге партнера. Для презентации потребуются слова и выражения: считает, полагает, кажется, по его (её) мнению, думает, разделяет точку зрения и т.д. Шаг 7. Презентация книг. Слушающие записывают свои вопросы к докладчику, если они появились, и делают краткие записи. Цель работы группы – составить список книг для чтения на следующий месяц. В разделе «Замечания» все члены группы ставят номер, ранжируя книги по порядку чтения. По окончании презентаций у каждого члена группы напротив каждой книги стоит номер. Шаг 8. Обсуждение. Каждый член группы оглашает свой список из книг, составленный им в ходе конференции, и объясняет, почему данная книга стоит на определённом месте. Например, люблю автора, заинтересовала тема, проблема, понравились персонажи, понравилась презентация книги. Шаг 9. Оценка конференции: что и сколько узнал, что и сколько хочу еще прочесть?
Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др. Проведение читательской конференции по данной технологии занимает 2 астрономических часа при группе в 6 человек, что следует учитывать при планировании количественного состава группы.
Какие образовательные задачи решаются при такой организации читательской конференции? Читательская конференция – презентация книги вызывает неизменно большой интерес у детей и взрослых. Эта форма работы считается очень эффективной. Во-первых, улучшается психологическая атмосфера, снижается число конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным. Во-вторых, читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных умений учащихся. В-третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе услышанного свои списки для чтения. В-четвертых, библиотекари получают возможность ненавязчиво и незаметно контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской и мировой литературы. Круг чтения и детей, и взрослых становится шире и разнообразнее. Регулярное проведение читательских конференций способствует развитию интереса к чтению, расширяет читательский кругозор, развивает коммуникативные умения, создает условия для интересного общения старших и младших школьников, взрослых и детей, позволяет обнаружить общие интересы, сдружиться, избавляет библиотекарей от необходимости вручать детям рекомендательные списки книг, активизирует читательскую деятельность, позволяет ненавязчиво руководить детским чтением.
Дискуссия – наиболее эффективный способ привлечь внимание читателей к чтению, проблеме, творчеству писателя и т.д. Это давно доказали специалисты – педагоги и библиотекари – во всем мире. В некоторых странах библиотекарей, особенно школьных, специально учат методикам проведения дискуссий. Использование различных дискуссионных форм работы в библиотеке – дело непростое, но чрезвычайно важное и интересное. Именно неформальные отношения читателя с библиотекой, куда он приходит вне уроков, где не связан обязательной программой и страхом проверки знаний, наиболее располагают к свободным дискуссиям, развивающим критическое мышление и умение формулировать и отстаивать свои взгляды. Однако, именно эти формы работы нередко кажутся библиотекарям наиболее трудными в организации. Конечно, непредсказуемость хода любой дискуссии кажется опаснее и труднее. Какую форму выбрать? Выбор формы дискуссии зависит от ваших целей аудитории, а также от типа текста, с которым вы будете работать или к которому хотите привлечь внимание читателей. Один из самых простых способов завязать дискуссию на тему, которая актуальна для данной аудитории, – читать какое-то небольшое произведение вместе, вслух и прямо сейчас, а не в качестве домашнего задания. Во-первых, чтение вслух – это уже первое переживание, и значит первое объединение аудитории. Во-вторых, и содержание текста, и тему дискуссии лучше не объявлять заранее, и чтение не предварять объяснениями. Тогда и степень искренности и «разговорчивость» аудитории обычно выше. Предлагаем несколько форм ведения дискуссий чтения вслух. Выбор зависит от ваших целей, аудитории, вида текста. Первая форма, беседа-дискуссия после чтения. Больше подходит для работы в небольшой аудитории максимум 15-20 человек, кружке, при работе с текстом, который носит яркую эмоциональную окраску. Такую беседу хорошо проводить в том случае, если нужно обсудить не простую нравственную проблему, например, возникшую среди детей. Лучше всего делать это при помощи сказок, которые, кстати, вовсе не всегда написаны для детей. Однако, также хорошо проходят такие беседы вокруг полемических, публицистических текстов из периодики. Дискуссия при этой форме работы не получится, если текст, с которым вы решили работать, прямолинеен и не предполагает разных точек зрения на него, а также, если он не содержит предмета спора, например, волшебная сказка, притча, истории с полным торжеством добра. Вторая форма, дискуссия в ходе чтения. Это один из приёмов технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, называемый «чтение с расстановками». Технология отличается от привычного на уроках литературы комментированного чтения тем, что принципиально имеет целью дискуссию по вопросу, не имеющему однозначного ответа, и сравнение изменения собственных представлений о героях и поступках в ходе чтения. Эту форму можно использовать лишь в том случае, если вы планируете читать текст, имеющий четкий сюжет. При этом с младшими ребятами можно брать и не очень дискуссионные тексты, но всё же такие, где поступки и ситуации не однозначны. В этой работе важен не только процесс чтения и обсуждения по ходу (очень важно также собственное предсказание слушателя), но и вся последующая работа. Третья форма, дискуссия-беседа без подготовки. Эта форма работы без текста. Она может применяться в аудитории любого возраста и состава, которую нужно разбить на группы. Разбивка может быть случайной или продуманной, что зависит от ваших целей. Традиционно считается, что чем случайнее собраны группы – тем лучше. Однако, участников не должно быть намного больше, чем учеников в одном классе. Иначе или будет слишком много групп, или они будут очень большими и, следовательно, неработоспособными. Обязательное условие этой формы – аудитория не знает заранее тему предстоящей дискуссии. Такая дискуссия отличается остротой и разнообразием мнений. Трудности – корректность поведения всех участников, несколько отстраненная роль ведущего и строгий регламент. Эту форму хорошо использовать как «затравку» к обзору литературы по теме, после которой многие участники охотно берутся за чтение рекомендованных книг. Однако, если вы после такой дискуссии предложите исключительно «поучительную» литературу, отражающую лишь одну точку зрения, то второй раз в той же аудитории эта форма как способ привлечения к чтению может не сработать. Четвертая форма, подиум-дискуссия. Форма довольно сложная в силу требований к регламенту и ролям участников, но именно соблюдение требований технологии не дает аудитории «заболтать» тему или устать не закончив. Эту дискуссию можно проводить на любую аудиторию, как по возрасту, так и по количеству человек в зале. Собственно подготовкой дискуссии заранее занято 3-5 человек. В любом случае вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа, иначе дискуссия не получится. Если тема не связана с обсуждением одного произведения, то интереснее, когда никто, кроме готовящих «подиумную» часть, не знает темы. Подиум-дискуссия хороша и просто в качестве формы обсуждения проблемы с последующей рекомендацией книг (выдержками из книг с выставки оппоненты могут «подогревать» дискуссию), и как способ проведения читательской конференции по одному произведению, где оппоненты должны подтверждать все свои доводы текстом, эксперты могут также использовать критические материалы, а организатор должен быть уверен, что хотя бы половина аудитории читала эту книгу. При этом совсем не читавшие обсуждаемое произведение иногда обостряют дискуссию, включаясь в существо обсуждаемых вопросов, а не собственно произведения. Это очень хорошо, особенно в аудитории старшеклассников. Как правило, не очень хорошо удается эта форма при попытке обсуждать творчество писателя в целом, т.к. тогда трудно четко сформулировать тему для дискуссии.
В любом случае, даже если дискуссия, например, по повести В. Железнякова «Чучело», вызвана реальными событиями в школе, никакую дискуссию нельзя предварять словами типа: среди вас есть дети, поведение которых мы сегодня и обсудим. Чем меньше мы расставляем акценты сами, тем лучше это делают дети.
Участие юных читателей в диспутах помогает разобраться в самых различных вопросах, всесторонне обсудить их. Эта форма работы способствует всемерному развитию и активизации личности растущего человека, формированию его мышления, интеллекта. Выступление на диспуте требует умения четко определять собственную позицию, приводить убедительные доводы в ее защиту, формулировать вывод. Подготовить по-настоящему интересный диспут – задача нелегкая. Прежде всего очень важно правильно определить тему, поставить проблему, отобрать литературу, на основе которой эта проблема будет рассмотрена. Тема диспута должна быть актуальной, близкой молодым читателям. Тема диспута может быть определена проблемами формирования конкретного ученического коллектива – необходимостью развития дружеских отношений, культуры поведения, укрепления учебной дисциплины и т. п. Вместе с тем важно выявить у самих учащихся круг проблем, которые их волнуют. С этой целью проводят опрос: «О чем бы вы хотели поговорить с товарищами, поспорить с ними?», «Какие книги, газетные и журнальные статьи вызвали у вас интерес, какие хотелось бы обсудить?» и др. Есть темы, которые извечно волнуют молодое поколение: дружба и любовь, смысл жизни, долг и обязанность и т. п. В юношеской аудитории всегда активно проходят диспуты на темы: «С чего начинается зрелость», «О чести и достоинстве», «Что значит быть настоящим человеком», «В жизни всегда есть место подвигам. Так ли это?». Большой интерес у подростков и юношества вызывают вопросы семейной жизни, социальные проблемы (детские дома, разрушенные семьи, несложившиеся судьбы), философские (смысл понятий «личность», «новое мышление», значение общечеловеческих ценностей и т. д.). Диспуты подростков отличаются от диспутов старшеклассников. По-иному формулируются темы: «Интересно ли вы живете?», «Кто для вас является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаете ли вы себя?», «Подвиг – мгновение или жизнь?» и т. п. Не обладая достаточными знаниями и развитой речью, подростки чаще всего выступают кратко, не всегда доказательно. В подтверждение своих доводов они нередко ссылаются на литературных героев, поступки которых им импонируют. Поэтому темы для подростков подбирают более конкретные и доступные для их понимания. Определив тему диспута, важно сформулировать ее остро, проблемно. Она должна будить пытливую мысль ребят, располагать к размышлению. Для подготовки диспута привлекают активистов библиотеки. Они оформляют красочную афишу с указанием темы диспута и перечнем вопросов к нему, пригласительные билеты. С помощью активистов организуются выставки книг, стенды, составляются списки литературы. Для участников предстоящего диспута проводятся обзоры, консультации, групповые беседы. В процессе предварительной работы важно научить юных читателей культуре спора. Не каждый старшеклассник, а тем более подросток, может четко сформулировать свою мысль, подобрать аргументы, выслушать мнение противоположной стороны и т. д. Вот основные положения «Памятки участнику диспута»:
Успех диспута во многом зависит от четкой формулировки вопросов к его участникам. Они должны быть конкретными, доступными учащимся. Вот, например, какие вопросы были предложены старшеклассникам во время диспута на тему «Почему в одних и тех же условиях кто-то становится героем, а кто-то предателем?» по произведениям В. Быкова:
Вопросы к диспутам, проводимым среди подростков, должны детализироваться. Так, подростки, знакомые с понятием «гуманизм», нередко пользуются им, не понимая его смысл. Вот почему при проведении диспута «Что значит быть гуманным?» общий вопрос о понятии «гуманизм» требует конкретизации. Ребята размышляют над такими вопросами: «В чем проявляется гуманизм? В каких мыслях, чувствах, переживаниях, в каких поступках литературных героев?». Подростки приводят примеры из литературы, просмотренных фильмов и спектаклей, школьной жизни. Чтобы вызвать интерес читателей к диспуту, на видном месте в библиотеке вывешивается плакат, в котором содержатся вопросы, конкретизирующие тему, и рекомендуется литература. За две-три недели до диспута оформляется выставка, ежедневно проводятся индивидуальные и коллективные беседы по теме диспута, в школах – обзоры литературы. Собираются отзывы о прочитанных книгах, выпускаются газеты, бюллетени. Так у читателей поддерживается интерес к предстоящему диспуту, стимулируется желание принять в нем участие. Диспуты, как правило, планируются заранее, чаще всего совместно со школой. Читатели к ним специально готовятся. Эта подготовка заключается не только в чтении соответствующей литературы, но и в просмотре спектаклей и кинофильмов, имеющих отношение к теме, в посещении музеев и картинных галерей. В ходе индивидуальных и групповых бесед библиотекарь выясняет, вокруг каких вопросов развернется борьба мнений на диспуте, советует прочитать соответствующую литературу и подумать над интересующими их вопросами. Вдумчивая предварительная работа не только обеспечивает успех диспута, но и приучает юных читателей самостоятельно оценивать события, явления, факты, учит логически обосновывать мысли, делать выводы. Обязанности ведущего достаточно широки: это и вступительное слово, и управление спором, и комментарии по выступлениям, и заключение. Ведущий должен хорошо знать тему, уметь ярко и публицистично выступать. Это, как правило, эрудированный, хорошо знающий литературу человек, умеющий расположить читателей к доверительному разговору. Литературные диспуты обычно ведут педагоги или библиотекари, в отдельных случаях – наиболее активные старшеклассники.
Список рекомендуемой литературы.
Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КНИГИ
Приложение 2
Приложение 3
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТИХИ?»
Приложение 4 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСПУТА «ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА»
Приложение 5 МАТЕРИАЛ К ПРОВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАССКАЗУ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА «АВТОРИТЕТ» Для учащихся среднего и старшего школьного возраста предлагаем провести читательскую конференцию по рассказу Ф. Искандера «Авторитет» (Искандер Ф. Авторитет : рассказ / Фазиль Искандер // Новый мир. – 1997. – № 11. – С. 49-63). Все книги Фазиля Искандера можно читать как историю нашей страны. А рассказ «Авторитет» отличается от других его произведений. Почему? Ответ на этот вопрос читатели обязательно найдут, приняв участие в обсуждении примерных вопросов:
Приложение 6 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЧАСА ОБСУЖДЕНИЯ КНИГИ В.П. КРАПИВИНА «КОРАБЛИКИ» (для среднего школьного возраста) «Вся история человека и человечества с древнейших веков и до наших дней – это борьба добра и зла». Вл. Крапивин
Э Как проникнуть в мысли, чувства героя, как найти созвучие в собственной душе, как стимулировать свою фантазию? На эти и другие вопросы можно ответить, прочитав книгу и поразмыслив над прочитанным.
Д Вы прочитали книгу и знаете, что обозначали кораблики для героев – они были символом надежды, веры в будущее. Сделайте свой кораблик, и напишите на нем отзыв о книге и пожелание самому автору – Владиславу Крапивину. Приложение 7 МАТЕРИАЛ К ПРОВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КНИГЕ В. ПИКУЛЯ «МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ». (для среднего школьного возраста) Вот перевернута последняя страница повести «Мальчики с бантиками». В книге Валентина Пикуля все правда и все события подлинные. В ней рассказ о мальчишках сороковых… Повесть населена людьми не вымышленными, не созданными авторской фантазией, а людьми реальными, многие из которых живут и здравствуют и по сей день. Кстати, и сам автор под именем Савки – один из главных героев. Правда Валентин Пикуль пишет о себе в третьем лице, но это не меняет картину. Он берет имя своего отца Саввы Михайловича Пикуля. И становится СавкойОгурцовым, так как «Пикули» по-английски – мелко нарезанные маринованные овощи… В повести описана и бухта Саватеева, и Странноприимный дом, где размещалась школа. Герои произведения ушли на фронт мальчишками, а вернулись мужчинами. Всякий раз, когда Валентин Саввич садился за свой заваленный архивами м Море, корабли, моряки – стихия Валентина Пикуля. От флотской темы, от истории Великой Отечественной писатель никогда не уходил. Это было все в нем. Для него это была не тема – это была его юность, его жизнь.
Ведущему конференции Чтобы установить контакт с аудиторией, стоит начать с вопросов:
Далее задаются вопросы по содержанию повести «Мальчики с бантиками». 1. Вопросы, помогающие раскрытию сюжета:
2. Вопросы, углубляющие понимание содержания повести и формирующие у читателя умение анализировать прочитанное:
3. Вопросы, побуждающие читателей высказывать свои мысли, суждения о героях повести:
4. Вопросы, помогающие выявить взаимосвязь между проблемами реальной жизни и проблемами героев повести:
Приложение 8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАОЧНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАССКАЗУ В. СОЛОУХИНА «ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ».
Каждому человеку с детства внушают: нужно читать, обязательно больше читать, из книг можно почерпнуть что-то новое и интересное. Вы ведь согласны? По словам известного литератора Мариэтты Чудаковой, «есть книги, которые читать – рано, есть книги, которые читать − поздно и именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочитать», а мы, библиотекари, советуем, рекомендуем, подсказываем и приглашаем вас к обсуждению прочитанного. Когда говорят о Владимире Солоухине, непременно вспоминается стихотворение, которым он обращается к каждому из нас с добрым приветствием: – Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? Этими словами мы хотим пригласить Вас принять участие в заочной виртуальной читательской конференции по рассказу Владимира Солоухина «Под одной крышей». Читайте, рассуждайте и делитесь с нами своими мыслями! Как далек наш мир сейчас от таких добрых, человечных отношений – нас уже не удивишь жестокостью, ненавистью и все увеличивающимся дефицитом доброты. В таком мире растут наши дети. Но нужно учить детей доброте, милосердию. Необходимо научиться в первую очередь нам с вами. Необходимо научиться – в этом суть. Это ключ к стихотворению В. Солоухина «Здравствуйте» – оно оживляет душу, как глоток из целебного источника, определяет нравственные ориентиры. Любое время читает художественное произведение по-своему. В наше время в нем особенно важен нравственный акцент. Рассказ – благодатная почва для проведения бесед с читателями, т. к. не требуется большой подготовки и времени. Рассказы Солоухина в этом плане открывают большие возможности. Выбран этот рассказ, во-первых, потому, что он не знакомый: внепрограммный, «не обкатанный» ни в учебниках, ни в бесчисленных сборниках сочинений. Во-вторых, этот «житейский» рассказ сюжетно настолько приближен к реалиям нашей жизни (каждого из нас), что вызывает ассоциации с собственными наблюдениями и сразу «задевает за живое». Чтение самого рассказа занимает не больше 15 минут. Работать над рассказом, значит: включается логика, требуется особая сосредоточенность, умение сделать свой собственный выбор и сопоставить с авторским. http://www.chuvrdub.ru/solouxin.htm
Приложение 9
Для изучения эффективности использования данного материала и в целях совершенствования подобных изданий просим ответить на следующие вопросы (нужное подчеркнуть):
Если «нет», то почему?____________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Смотрите также: «Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке»
359.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации организации работы над выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения подготовлены для специализации «менеджмент и маркетинг в рекламе»
605.13kb.
3 стр.
Методические рекомендации по проведению данной конференции, оказана консультация по внедрению эффективных форм работы в этом направлении
46.01kb.
1 стр.
Методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы
145.39kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
356.77kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения
486.01kb.
3 стр.
-
320.67kb.
1 стр.
О. Ю. Ермолаева 2011 2012 учебный год
35.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык 290.16kb.
1 стр.
|