Главная
страница 1страница 2 ... страница 17страница 18



Организация Объединенных Наций




E/C.12/UZB/2



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

29 October 2012


Original: Russian

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Вторые периодические доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта

Узбекистан* **

[2 июля 2010 года]



Содержание

Пункты Стр.

Сокращения 3

I. Введение 1−39 4

II. Общий базовый документ 40−313 11

A. Общая информация о представляющем доклад государстве 40−133 11

1. Демографические, экономические, социальные и культурные


особенности государства 40−55 11

2. Конституционная, политическая и правовая структура


государства 56−133 23

B. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 134−295 39

1. Принятие международных норм в области прав человека 134 39

2. Правовые рамки защиты прав человека на национальном


уровне 134−229 43

3. Рамки поощрения прав человека на национальном уровне 230−281 57

4. Процесс представления докладов на национальном уровне 282−295 65

C. Информация о недискриминации и равенстве и об эффективных


средствах правовой защиты 296−313 68

III. Информация о выполнении положений Международного пакта


об экономических, социальных и культурных правах 314−977 71

Статья 1. Право на самоопределение 314−334 71

Статья 2. Основные направления соблюдения положений Пакта 335−373 73

Статья 3. Обеспечение равенства мужчин и женщин 374−439 81

Статья 4. Запрет необоснованного ограничения прав граждан 440−456 89

Статья 5. Способы защиты нарушенных прав и их восстановления 457−471 92

Статья 6. Право на труд 472−535 95

Статья 7. Справедливые и благоприятные условия труда 536−571 103

Статья 8. Право на создание профессиональных союзов 572−604 107

Статья 9. Право на социальное обеспечение 605−652 112

Статья 10. Социальная защита семьи, материнства и детства 653−714 119

Статья 11. Право на достаточный уровень жизни 715−770 128

Статья 12. Право на достижимый уровень физического
и психического здоровья 771−855 136

Статьи 13 и 14. Право на образование 856−925 146

Статья 15. Право на участие в культурной жизни 926−977 154

Приложения



Сокращения

АБР

Азиатский банк развития

АН

Академия наук

АЭС

Атомная электростанция

ВВП

Валовой внутренний продукт

ВИЧ/СПИД

Вирус иммунодефицита человека/Синдром приобретенного иммунодефицита человека

ВУЗ

Высшее учебное заведение

ВТО

Всемирная торговая организация

ДЦП

Детский церебральный паралич

ЖК

Жилищный кодекс

МВД

Министерство внутренних дел

МИД

Министерство иностранных дел

МККК

Международный комитет Красного Креста

МОТ

Международная организация труда

НАННОУз

Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана

НКЦ

Национальный культурный центр

ННО

Негосударственная некоммерческая организация

НПО

Неправительственная организация

ОАО

Открытое акционерное общество

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничества в Европе

ООН

Организация Объединенных Наций

ОПЕК

Организация стран экспортеров нефти

ПРООН

Программа развития Организации Объединенных Наций

СК

Семейный кодекс

СМИ

Средства массовой информации

СНБ

Служба национальной безопасности

СССР

Союз Советских Социалистических Республик

СФП

Совет федерации профсоюзов

США

Соединенные Штаты Америки

ТашПМИ

Ташкентский педиатрический медицинский институт

УПК

Уголовно-процессуальный кодекс

ЦМИ

Центр молодежных инициатив

ЦРТ

Цели развития тысячелетия

ЮНЕСКО

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИСЕФ

Детский фонд Организации Объединенных Наций

Второй национальный доклад Республики Узбекистан о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

I. Введение

1. Главная особенность экономических, социальных и культурных прав человека состоит в том, что при помощи этих прав обеспечивается удовлетворение жизненных потребностей каждого индивида, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Данная категория прав человека зависит во многом от уровня экономического и социального развития государства, их обеспечение требует больше времени и значительных материальных ресурсов, активных действий в создании гражданам достойного уровня жизни.

2. В Республике Узбекистан с первых дней независимости утвердилось понимание того, что осуществление гражданских и политических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут представлены равные возможности в удовлетворении своих жизненно важных потребностей в питании, жилье, охране здоровья, труде.

3. Реализация в Узбекистане экономических, социальных и культурных прав человека является приоритетным направлением деятельности государства и общества, которое в 2006-2010 г.г. развивалось на фоне значительного продвижения страны по пути формирования демократического правового государства, совершенствования социально-экономической политики, позволившей успешно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, обеспечить защиту, в первую очередь, экономических и социальных прав малообеспеченных граждан и социально уязвимых слоев населения.

4. В указанный период приняты меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации политических, экономических, социальных и культурных прав человека, обновлению законодательства, регулирующего права граждан на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, труд и отдых, развитие физической культуры и спорта. Были внесены изменения и дополнения, направленные на усиление правовых гарантий реализации этих прав, а именно: приняты новые редакции законов "О социальной защищенности инвалидов", "О пенсионном обеспечении граждан", "Об образовании", "Об охране труда", "О занятости населения", "Об охране здоровья".

5. В указанный период продолжались реформы в судебно-правовой сфере:

a) во-первых, с 1 января 2008 г. в стране отменено наказание в виде смертной казни, что позволило заменить данный вид наказания на пожизненное и длительное лишение свободы и присоединиться ко второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, посвященному вопросам отмены смертной казни;

b) во-вторых, с 1 января 2008 г. в Узбекистане введен институт "Хабеас корпус", согласно которому выдача санкции на заключение под стражу передана от органов прокуратуры судам, что усилило судебный контроль за соблюдением прав человека на этапе предварительного следствия;

c) в-третьих, принят Закон "О противодействии торговли людьми", которым сформирована система органов в сфере борьбы с торговлей людьми, в Уголовный кодекс внесена ст. 135 "Торговля людьми", которая определяет признаки этого преступления и меры наказания для лиц виновных в его совершении, принят Национальный план действий по повышению эффективности торговли людьми на 2008-2010 годы и создан Республиканский реабилитационный центр для жертв торговли людьми;

d) в-четвёртых, на основе внесения изменений и дополнений в законы "Об адвокатуре", "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защиты адвокатов", в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административной ответственности проведена реформа системы адвокатуры, которая способствовала обеспечению равенства процессуальных прав обвинения и защиты в уголовном процессе, внедрению демократического института "Правила Миранды", установлению ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов.

6. Большое внимание в этот период уделялось организационно-правовой и финансовой поддержке национальных институтов по правам человека, созданных в Узбекистане. В частности, в 2009 г. внесен ряд изменений и дополнений в законы "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан для усиления правовых гарантий реализации полномочий парламентского Омбудсмена по рассмотрению жалоб и заявлений граждан.

7. В рамках празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека в 2008 году было принято специальное постановление правительства Республики Узбекистан "О комплексе мер по государственной поддержке национальных институтов по правам человека", которое содействовало повышению материально-технического и кадрового потенциала Омбудсмена и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

8. Республика Узбекистан продолжила усилия по формированию активного гражданского общества, созданию системы партнерских отношений между государством и обществом для чего:

a) во-первых, сформирован и эффективно функционирует двухпалатный парламент, активно сотрудничающий с политическими партиями, ННО и органами самоуправления граждан;

b) во-вторых, 2009 г. был ознаменован важным событием в политической жизни страны – были проведены выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы власти, которые еще раз продемонстрировали демократический характер избирательной системы и политическую активность избирателей;

c) в-третьих, принят закон "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны" от 11.04.2007 г., который сформировал процедуры партийного контроля за назначением высших должностных лиц органов исполнительной власти, а также закон "О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций", представивший возможность получения ННО государственной помощи в виде социальных заказов, грантов и субсидий.

d) в-четвёртых, Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли совместное Постановление "О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества" от 03.07.2008 г., которым созданы Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средствами Фонда.

9. Заметным событием стало широкое празднование в стране 60-летия Всеобщей декларации прав человека. Этому событию был посвящен Указ Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 г., который утвердил Программу мероприятий, содержащую целый комплекс законодательных, организационных и информационно-просветительских мер, которые были реализованы в течение всего года. В 2008 г. были по рекомендации международных конвенционных органов приняты законы "О гарантиях прав ребенка" от 08.01.2008 г., "О противодействии торговле людьми" от 17.04.2008 г., "О присоединении Узбекистана к конвенциям МОТ №138 (1973 год) о минимальном возрасте для приема на работу и №182 (1999 год) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда", двум Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка, Конвенции ООН против коррупции, Протоколу о предупреждении и пересечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

10. С каждым годом продвижения вперед оправдывает свою правильность и состоятельность принятая в Узбекистане модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике, базирующейся на таких известных пяти принципах, как: деидеологизация, прагматичность экономической политики, выраженной как приоритет экономики над политикой, возложение роли главного реформатора на государство, обеспечение верховенства закона, проведение сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ.

11. Реализуемая в Узбекистане взвешенная, всесторонне продуманная политика по реформированию, либерализации и модернизации, в первую очередь экономики страны, диверсификации ее структуры создали достаточно мощный заслон, прочный и надежный буфер, предохраняющий Узбекистан от негативных воздействий кризисов и других угроз.

12. Ясно отдавая себе отчет в том, что Узбекистан как часть интегрированного глобального экономического пространства испытывает и будет далее испытывать негативные, все более жесткие последствия мирового кризиса, во второй половине 2008 г. разработана Антикризная программа мер на 2009-2012 г.г. с учетом конкретных условий и положения дел в экономике страны.

13. В настоящее время Антикризная программа мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового экономического кризиса после апробирования и своего утверждения доведена до конкретных исполнителей как в отраслевом, так и в территориальном плане. Создана Правительственная комиссия и территориальные группы для обеспечения жестокого контроля за выполнением программы.

14. В целях разъяснения причин и определения прогнозов дальнейшего развития мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году, в 2009 году опубликована книга Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова "Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана". Книга посвящена воздействию мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана, факторам смягчающим его последствия, в ней определены конкретные меры, направленные на повышение уровня социально-экономического развития страны на основе реализации Антикризисной программы на 2009-2012гг.

15. Значительное внимание государством уделяется принятию эффективных мер по смягчению для граждан страны последствий мирового финансово-экономического кризиса, проведению своевременной и упреждающей политики по защите экономики, социальной сферы и прав граждан от негативного влияния кризиса на уровень благополучия населения, особенно его социально уязвимых групп, женщин, детей, инвалидов, пенсионеров.

16. Существенную роль в смягчении последствий мирового финансово-экономического кризиса на экономическое развитие Узбекистана сыграла социальная направленность реформ, осуществляемых в стране, созданная система правовых, организационных, социально-экономических мер, направленная на социальную защиту населения в рамках ежегодных государственных программ оказания помощи нуждающейся части населения.

17. Так, в 2007 г. в Год социальной защиты на различные формы социальной помощи населению было затрачено 483 млрд. 600 млн. сумов, в 2008 году в Год молодежи – 1 трлн. 248 млрд. сумов, в Год развития и благоустройства села (2009 г.) – 2 трлн. 612 млрд. сумов, в Год гармонично развитого поколения (2010 г.) – планируется затратить 1 трлн. 700 млрд. сумов.

18. В Узбекистане создан достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

19. Сумма активов коммерческих банков Узбекистана, составляющая сегодня с учетом сформированных в соответствии с Законом "О гарантиях защиты вкладов граждан в банках" резервов, превышает 13 триллионов 360 млрд. сумов, или примерно в 2,4 раза превышает объемы привлеченных депозитов у населения, и хозяйствующих субъектов. С учетом значительно возросших объемов банковских активов в республике сегодня 100-процентная государственная гарантия обеспечивается по всем депозитным банковским вкладам населения.

20. В 2008 году валовой внутренний продукт вырос и составил 109 процентов, темпы роста в промышленности составили 112,7 процента, в том числе в производстве потребительских товаров — 117,7 процента, сфера услуг выросла на 21,3 процента.

21. Государственный бюджет перевыполнен, вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП.

22. В 2008 году средняя заработная плата в бюджетных организациях выросла более чем в 1,5 раза, а в целом по экономике − в 1,4 раза. Реальные же доходы населения в расчете на душу увеличились за год на 23 процента, в 2009 году размер средней заработной платы увеличен в бюджетной сфере в 1,4 раза, соответственно − по хозяйствующим субъектам. Показатель роста инфляции − сохранен на уровне 7−9 процентов.

23. Несмотря на кризис, приоритетное значение государством придавалось строительству и вводу объектов социальной сферы, что позволило реконструировать и осуществить новое строительство 169 профессиональных колледжей на 113,2 тыс. ученических мест и 23 академических лицея на 14,7 тыс. ученических мест. Вновь построено 69 школ и капитально реконструированы 582 школы, 184 объекта детского спорта, 26 сельских врачебных пунктов и 7 240 тыс. кв. метров жилья.

24. Приняты меры по дальнейшему сокращению налогового бремени хозяйствующих субъектов, снижению ставок единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 10 до 8 процентов, а начиная с 2009 года − до 7 процентов

25. В Узбекистане обеспечено не только стабильное функционирование экономики, но и высокие темпы ее роста, удалось сдержать уровень инфляции в пределах прогнозных показателей, повысить уровень зарплаты, направить 50% инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется государством сельскому хозяйству, значительные средства направляется на производство сельскохозяйственной продукции: в 2008 г. – около 1 трлн. сумов, в 2009 г. – 1,2 трлн. сумов.

26. Серьезные изменения происходят в решении проблемы занятости населения в рамках развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг, внедрения различных форм надомного труда, развития животноводства на селе. В сфере малого бизнеса ВВП которого вырос до 48,2% в 2008 г., в этой сфере занято свыше 76% занятого населения.

27. В 2008 году создано около 661 тыс. новых рабочих мест, в том числе в сфере малого бизнеса — более 374 тыс., сфере услуг и сервиса — около 220 тыс., за счет надомного труда — 97,8 тыс. В 2009 г. создано 932,6 тыс. новых рабочих мест, или в 1,4 раза больше, чем в 2008 г.

28. Следует отметить, что в 2006−2010 г. в Узбекистане продолжалась активная работа по повышению уровня информированности государственных служащих, работников социально-экономической системы, ННО, населения по вопросам, охватываемым Пактом. Особый акцент был сделан на экономических, социальных и культурных правах женщин, детей, молодежи, пожилых, инвалидов, национальных меньшинств. Был проведен цикл конференций и семинаров, посвященных правам женщин и детей, правовой защите социально уязвимых слоев населения, участию ННО в решении социально полезных задач.

29. Так, 17 сентября 2008 г. Комитетом Законодательной палаты по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при содействии Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане проведен "круглый стол" на тему: "Усиление социального партнерства между ННО и государственными структурами: новые механизмы финансирование деятельности ННО", в котором приняли участие депутаты и сенаторы, представители министерств и ведомств, политических партий и ННО. Участники мероприятия отметили необходимость принятия закона "О социальном партнерстве".

30. 11 сентября 2009 г. Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и ПРООН проведен "круглый стол" на тему: "Мировой финансово-экономический кризис и вопросы совершенствования правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Узбекистане", на котором обсуждались вопросы расширения форм бесплатной правовой помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, детям-сиротам, женщинам-жертвам торговли людьми и насилия в рамках принятия закона Республики Узбекистан "О бесплатной юридической помощи".

31. 26−27 ноября 2009 г. состоялся Международный форум "От детства к взрослению: социальная защита, социальная работа, социальная интеграция", организованный Министерством труда и социальной защиты населения, Республиканским Центром социальной адаптации детей при содействии ПРООН, ЮНЕСКО, а 31 ноября – 1 декабря 2009 г. Советом федерации профсоюзов Узбекистана проведена международная конференция на тему: "Занятость, рынок труда и мобильность трудовых ресурсов" при содействии Германского общества по техническому сотрудничеству.

32. Информирование и обучение по вопросам экономических, социальных и культурных прав осуществляется также в рамках издательской деятельности. В частности, в 2009 г. издана книга "Всеобщая декларация прав человека и национальная система защиты прав человека в Узбекистане", а также серия брошюр, посвященных реализации в Узбекистане различных категорий прав человека, в т.ч. экономических, социальных и культурных прав.

33. В настоящее время продолжается сотрудничество и взаимодействие Узбекистана с конвенционными органами ООН в сфере прав человека:



  • в 2006 г. рассмотрены: третий, Четвертый и Пятый периодические доклады Узбекистана по выполнению Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации1; Второй периодический доклад Узбекистана о выполнении Конвенции о правах ребенка2; Второй и Третий периодические доклады Республики Узбекистан о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин3

  • в 2007 г. рассмотрен Третий периодический доклад Узбекистана по выполнению положений Конвенции ООН против пыток4

  • в 2008 г. Советом ООН по правам человека рассмотрен Национальный доклад Узбекистана в рамках Универсального периодического обзора в соответствии с Резолюцией 5/1 Совета ООН по правам человека, который был утвержден 20 марта 2009 г.5

  • подготовлены и направлены в Комитеты ООН: Четвертый периодический доклад по Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин6; Третий периодический доклад по выполнению Международного пакта о гражданских и политических правах7, Шестой-Седьмой периодические доклады Узбекистана по выполнению положений Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации8

  • в 2009 г. подготовлен третий-четвертый периодический доклад Узбекистана по выполнению положений Конвенции о правах ребенка; а также рассмотрены: Четвертый периодический доклад Узбекистана по выполнению положений Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин; Третий периодический доклад Узбекистана по выполнению Международного пакта о гражданских и политических правах; в августе 2009 г. планируется рассмотрение Шестого и Седьмого периодических докладов Узбекистана по выполнению положений Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

34. Республика Узбекистан с большим вниманием относится к Заключительным замечаниям и рекомендациям Комитетов ООН по итогам рассмотрения периодических докладов Узбекистана. По каждому заключительному документу конвенционного органа принимается Национальный план действий, направленный на реализацию его рекомендаций, который включают в себя мероприятия по вопросам обеспечения экономических, социальных и культурных прав человека. В Национальном плане действий по реализации рекомендаций Совета ООН по правам человека по итогам рассмотрения Национального доклада Узбекистана в рамках Универсального периодического обзора, принятого и переведенного на узбекский и английский языки в 2009 году, в Разделе "Права детей и женщин" предусмотрены мероприятия по обеспечению экономических и социальных прав женщин, детей, инвалидов, жертв торговли людьми.

35. В данном Втором национальном докладе содержится подробная информация о правовых и организационных мерах, информационно-просветительских мероприятиях, направленных на создание необходимых условий для реализации экономических, социальных и культурных прав. В докладе представлены данные о выполнении Национального плана действий по реализации Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам по итогам рассмотрения в 2005 г. Первоначального доклада Узбекистана по выполнению Пакта.

36. Представленные в докладе статистические данные в основном относятся к 2006−2009 гг., статистические показатели 2010 г. будут представлены при получении дополнительных вопросов членов Комитета по данному докладу.

37. При подготовке второго национального доклада были учтены Замечания общего порядка №1-15, принятые Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, № 4 (равное для мужчин и женщин пользование гражданскими и политическими правами), № 6 (право на жизнь), № 17 (права ребенка), № 19 (семья), № 23 (права меньшинств), № 28 (равноправия мужчин и женщин), принятые Комитетом по правам человека; соответствующие замечания общего порядка других комитетов ООН.

38. Подготовка доклада основывалась на положениях статьи 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, на новом документе ООН "Компиляция руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека".

39. Подготовкой доклада занималась Рабочая группа9, а также более 30 государственных органов, ключевых министерств и ведомств, осуществляющих государственное регулирование экономической, социальной и культурной сферами, а также более 20 негосударственных некоммерческих организаций, активно участвующих в реализации государственных программ по вопросам социальной защиты различных категорий граждан.



следующая страница >>
Смотрите также:
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Uzb/2
3129.51kb.
18 стр.
Организация Объединенных Наций cerd/C/uzb/8-9
1629.29kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2001/11
1469.5kb.
13 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2004/3/Ad
328.14kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2003/13
1132.06kb.
10 стр.
2. международное сотрудничество 1 международные организации организация Объединенных Наций
663.43kb.
5 стр.
Организация Объединенных Наций Стратегические рамки на период 2012–2013 годов Генеральная Ассамблея Официальные отчеты Шестьдесят пятая сессия Дополнение №6
11983kb.
75 стр.
Организация объединенных наций
592.91kb.
4 стр.
Организация объединенных наций
588.18kb.
4 стр.
Организация Объединенных Наций
356.19kb.
3 стр.
Организация объединенных наций рамочная конвенция организации объединенных наций об изменении климата
340.81kb.
1 стр.
Организация объединенных наций международная конвенция о борьбе с бомбовым
222.42kb.
1 стр.