Главная
страница 1
Рекомендации Центра информационных технологий Управления образованием г. Якутска:

  1. Регламентация доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет.

  2. Ведение электронного документооборота. Правила использования официальной электронной почты ОУ.

  3. Информационные сайты школ.

  4. Автоматизированные информационные системы.

  5. Использование в образовательных учреждениях лицензионных программных продуктов.


1. Выполнение приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образовательных учреждений» призвано обеспечить доступность информационных ресурсов практически для каждого обучающегося и педагога в России.

В данное время все средние школы города подключены к сети Интернет. Одну из актуальных проблем подключения школ к сети Интернет представляет собой регламентация доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет.

Практика решения вопросов доступа к определенной информации в сети Интернет в зависимости от возраста пользователя и места доступа сводится к реализации двух подходов (методов регулирования доступа):

- техническое и административное ограничение доступа;

- проведение разъяснительно-профилактической работы.

Образовательные учреждения, осуществляющие доступ учащихся к ресурсам сети Интернет должны установить правила использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов.

При разработке такого локального акта ЦИТ УО г. Якутска рекомендует основываться на:


  • «Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении». (См. Приложение№1).

  • «Типовую инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет». (См.Приложение№2).


2. Электронная почта является одним из самых популярных сетевых сервисов, который позволяет вести электронный документооборот внутри структуры образования.

В целях оперативной доставки деловой информации, и устранения недостатков по работе с электронной почтой, ЦИТ решил обновить электронные адреса школ, которые станут официальными адресами школ с регистрацией на почтовом сервере управления образования Yaguo.ru.

Есть порядок по работе с электронной почтой, разработанный МО РС (Я) в 2001 году, согласно которому обязательная выемка электронных писем должна производиться не менее трех раз в день - в начале рабочего дня, ближе к обеду, к концу рабочего дня. (См.Приложение №3.)

При работе с электронной почтой каждому пользователю нужно также соблюдать этикет деловой переписки.


3. Информационные веб-ресурсы школ являются основным показателем освоения информационных технологий образовательным учреждением.

Сайты школ размещаются на нашем сервере. Обзор сайтов показывает: что почти у всех сайтов устаревшая новостная лента, информация статистическая.

В феврале заканчивается конкурс веб-сайтов школ, объявленный в начале учебного года. Надеемся, после конкурса появятся новые динамические страницы.

При выборе веб-редактора будьте внимательны. В последнее время, используются готовые конструкторы сайтов, некоторые из которых являются коммерческими, дают доменное имя третьего уровня и хостинг на 1 год. На нашем сайте уже появился такой адрес-это сайт Саха канадской школы, которая зарегистрирована в коммерческом хосте фирмы E-glorion.com.

При ограниченном использовании сети Интернет, в целях эффективного использования трафика в образовательных целях, рекомендуем воздержаться от таких программ.

Нами апробированы программы как Mambo, Joomla, которые распространяются бесплатно и размещаются на любом сервере.

Как показывает практика, наличие у школы веб-страницы становится обязательным атрибутом ОУ. Это еще раз доказал конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, проведенный в рамках ПНПО. (Где по положению, у конкурсантов должен быть действующий в сети Интернет- веб-сайт).

За услуги Интернета, согласно Договорам, управление образованием г.Якутска централизованно, своевременно производит расчеты с провайдерами. Оплаченный трафик должен использоваться помесячно полностью. Если Интернет по каким либо причинам не работает, школы об этом должны известить ЦИТ.

Создание и сопровождение каждой школой своего Web-сайта в интернет, широкое использование новых сетевых возможностей в повседневной работе способствует дальнейшему расширению информационного пространства самой школы, и формированию информационной культуры педагогов и учащихся.
4. Автоматизированные информационные системы. В течение года каждая школа по запросам различных ведомств формирует множество отчетов. Наличие Базы Данных по кадрам, по контингенту учащихся, намного упрощает и ускоряет сдачу качественных отчетов.

Наиболее популярными и апробированными школами г. Якутска программами являются «Директор», «Net-school».

МО РС (Я) распространяет в настоящее время ПО «Школьный офис». Образовательные учреждения УО г. Якутска приобрели «ШО», «Net-school».

Цена одного комплекта «ШО» по оптовой цене 2000 рублей. Имеются в наличии в ЦИТ УО.

Программный комплекс "Школьный Офис" — это современная многофункциональная система, позволяющая комплексно автоматизировать внутришкольное управление и эффективно сформировать основу единого информационного пространства.

"Школьный Офис" состоит из нескольких модулей, предназначенных для решения различных управленческих задач. Каждый модуль предлагает Вам ряд новых, удобных и простых в использовании инструментов, необходимых в ежедневной работе. Данный набор позволяет охватить широкий спектр функций в учреждении, вовлекая в работу всех сотрудников школы (директора, заместителей директора по УВР, социальной работе, питанию, секретаря-делопроизводителя, классных руководителей, педагогов, медицинского работника и т.д.).

Используя комплекс "Школьный Офис" в своем учреждении, Вы сможете грамотно сформировать единую информационную среду и в результате:

- перевести внутришкольное управление на качественно новый уровень (от учета — к анализу и прогнозированию);

- упростить процесс делопроизводства по кадрам и контингенту;

- значительно сократить время на подготовку отчетности;

Программа работает на сервере MySQL, Заполнив текстовые поля по модулям: кадры, учащиеся, учебный план можно быстро формировать тарификацию, статотчеты ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9 и по каждому модулю есть дополнительные отчеты по запросам, можно вести мониторинг по движению учащихся.

Выходные формы отчетов традиционные: word, excel что является несомненным плюсом программы.

На установочном диске есть: электронное руководство пользователя, пошаговая установка сетевой версии. Техническую поддержку ПО можно найти на сайте разработчиков ИТЦ «Системы-Программы-Сервис» . http://www.schooloffice.ru/.


  1. Использование в ОУ лицензионных программных продуктов.

В последнее время усиливается борьба с не лицензионными компьютерными программами. В связи с этим, просим упорядочить документации компьютерных ПО (программных обеспечений). На компьютеры, приобретенные по софинансированию, через МО РС(Я) были приложены лицензионные ПО (Антивирусная программа, Операционная система WindowsXP, Office 2003). Напоминаем, что Программное обеспечение защищено от несанкционированного копирования законами об авторских правах.

Приобретение программного продукта — это приобретение лицензии (права) на его использование. Для каждой используемой программы необходима лицензия. Каждому компьютеру в школе должны быть установлены лицензионные ПО. Установка лицензионного ПО сверх нормы, расценивается как нелегальное использование копий, что карается Законом РФ, по статье 146 УК РФ, как нарушение авторских прав.

В случае приобретения коробочных и OEM-версий продуктов рекомендуем сохранять все компоненты приобретенного пакета с программным обеспечением (лицензионное соглашение, носители, документацию, купон регистрационной карты, сертификат подлинности), а также чек/инвойс, подтверждающий факт приобретения продукта.



  • Наличие перечисленных компонентов служит подтверждением для правоохранительных органов легальности использования клиентом программного обеспечения.

Компьютерная техника школам поставляется по тендеру. При приобретении компьютерной техники образовательные учреждения должны предъявлять поставщику свои требования по ПО. Некоторые поставщики компьютерной техники прилагают ПО операционной системы Windows XP Home Edition который, не решает в полном объеме задачи образовательного учреждения. Лидер компьютерной индустрии Microsoft разработал ряд программ лицензирования программных продуктов специально для учебных заведений. Об этом подробно можете узнать по адресу http://www.microsoft.com/Rus/. А также по вопросам лицензирования можете проконсультироваться в городе Якутске у фирм: ООО «Передовые решения», ООО "Технический Холдинг "Эльф" и др.

Приложение 1

Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении


1. Общие положения

1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.

1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ).

1.3. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательного учреждения.



2. Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении

2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводится в действие приказом руководителя ОУ.

2.2. Правила использования сети Интернет разрабатывается педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать:

— преподаватели других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе;

— специалисты в области информационных технологий;

— представители органов управления образованием;

— родители обучающихся.

2.3. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:

— законодательством Российской Федерации;

— опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;

— интересами обучающихся;

— целями образовательного процесса;

— рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов Сети.

2.4. Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.

2.5. Педагогический совет ОУ:

— принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет;

— определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;

— дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети;

2.6. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие.

При этом преподаватель:

— наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;

— принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

2.7. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий, контроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенные приказом его руководителя.

Работник образовательного учреждения:

— наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;

— принимает меры по пресечению по пресечению обращений к ресурсам, не имеющих отношения к образовательному процессу;

— сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

2.8. При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ОУ или предоставленного оператором услуг связи.

2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.

2.10. Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правилами обеспечивается работником ОУ, назначенным его руководителем.

2.11. Принципы размещения информации на интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать:

— соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;

— защиту персональных данных обучающихся, преподавателей и сотрудников;

— достоверность и корректность информации.

2.12. Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников ОУ размещаются на его интернет-ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.

2.13. В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.

2.14. При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУ обязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ОУ не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.

3. Использование сети Интернет в образовательном учреждении

3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.

3.2. По разрешению лица, ответственного за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе:

— размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОУ;

— иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОУ.

3.3. Обучающемуся запрещается:

— обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);

— осуществлять любые сделки через Интернет;

— осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения;

— распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

3.4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.

Ответственный обязан:

— принять информацию от преподавателя;

— направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);

— в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).

Передаваемая информация должна содержать:

— доменный адрес ресурса;

— сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;

— дату и время обнаружения;

— информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.


Приложение №2

Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет


1. Настоящая инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательных учреждений при обнаружении:

1) обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу;

2) отказа при обращении к контенту, имеющему отношение к образовательному процессу , вызванного техническими причинами.

2. Контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляют:

1) во время занятия — проводящий его преподаватель и (или) работник ОУ, специально выделенный для помощи в проведении занятий;

2) во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся — сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.

3. Преподаватель:

— определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы одного обучающегося;

— наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет;

— способствует осуществлению контроля объемов трафика ОУ в сети Интернет;

— запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет;

— доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет;

— принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, он сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.



5. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

Приложение №3


Министерство образования РС (Я).

Правила пользования электронной почтой

август, 2001 г.



  1. Обязательная выемка электронных писем - не менее трех раз в день - в начале рабочего дня, ближе к обеду, к концу рабочего дня.

  2. Обязательно подтвердите получение сообщения (reply).

  3. Доставка сообщений до получателя: по локальной сети, если получатель имеет папку общего доступа, или положить в распечатанном виде в папку для писем. Сообщить получателю по телефону о получении сообщения.

  4. Каждое сообщение для отправки обязательно должно иметь заполненную тему, где указывается тема, получатель (отдел, фамилии и т.п.)

  5. Все официальные сообщения должны иметь исходящие данные: обычное сообщение с указанием исходящих данных или документ в формате Word с исходящими данными или сканированный документ с возможно меньшим приемлемым размером (вложенные файлы).

  6. Исходящих данные могут не содержать: сообщения между ЦИТ (ЦНИТ), сообщения информационного характера, неофициальные документы, личные сообщения.

  7. При отсутствии связи принимать все возможные меры по восстановлению связи.

  8. Не отправлять сообщения через "посредников", если Вы имеете адрес получателя.

  9. Не дублировать сообщения, особенно со вложенным файлом.

  10. Для отправки сообщений размером более 150 Кб вначале предупредите получателя о размере сообщения (файла). Отправьте сообщение только после подтверждения о готовности к получению.

  11. Все официальные сообщения общего характера (для школ, ДОУ) устанавливаются на улусный сервер для доступа со стороны со школ (формирование банка документов).

  12. При подключении новых электронных адресов отправьте сообщение об этом в ЦДО СГПА для добавления адреса в адресную книгу учреждений образования МО РС(Я).

  13. Все УУО должны предоставлять свои адресные книги учреждений образования улуса (УУО, школы, ДОУ и т.п.) в ЦДО СГПА для формирования адресной книги учреждений образования МО РС(Я). ЦДО СГПА обязуется не чаще одного раза в месяц отправлять объединенную адресную книгу во все УУО.


Смотрите также:
Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет
151.1kb.
1 стр.
Образовательные ресурсы сети интернет для основного и среднего (полного) общего образования Каталог Подготовил
250.21kb.
1 стр.
Инструкция по настройке подключения к sftp серверу. Для обеспечения конфиденциальности передаваемых по сети общего пользования документов, при доступе через глобальную сеть Интернет в Банке устанавливается
55.38kb.
1 стр.
Вопросы и ответы по реализации Федерального закона от 26. 12. 2008 №294-фз вопрос
330.03kb.
1 стр.
Правила использования сети Интернет общие положения
73.19kb.
1 стр.
Инструкция о порядке действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны
90.08kb.
1 стр.
Регламент работы педагогических работников и учащихся гбоу сош №324 Курортного района Санкт-Петербурга в сети Интернет
52.59kb.
1 стр.
Изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, поэтому теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной
79.92kb.
1 стр.
Банк россии
1019.52kb.
6 стр.
Инструкция цбр от 15 июня 2004 г. N 117-И
1528.34kb.
6 стр.
Поиск информации в сети интернет для использования в процессе обучения
285.03kb.
1 стр.
Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц
163.93kb.
1 стр.