ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Резолюция
Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
5 – 6 декабря 2011 года, МГППУ, Москва
С 5 по 6 декабря 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Цель конференции: анализ концептуально-методологических основ разработки моделей, программ и методов психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, обмен опытом по различным аспектам психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом, формирование профессионального сообщества психологов-реабилитологов.
Организаторы конференции: Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Фрайбургский университет (Германия).
Участники конференции: В работе конференции приняли участие более 300 специалистов сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, представителей науки, развивающих теорию и практику психологической реабилитации в России и за рубежом. Среди участников представители Российской Федерации, Германии, Израиля, Соединенных Штатов Америки, Италии, Литвы, Латвии, Украины, ученые, организаторы здравоохранения, социальной защиты, образования, медики, психологи, педагоги, а также представители общественных организаций, волонтерских объединений, решающих проблемы комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, представители СМИ.
На конференции были рассмотрены и получили профессиональную оценку следующие вопросы:
-
теоретико-методологические проблемы психологической реабилитации;
-
проектирование моделей, программ и технологий психологической реабилитации;
-
проблемы подготовки специалистов в области психологической реабилитации;
-
проблемы межведомственного взаимодействия при реализации моделей реабилитации;
-
специфика психологической реабилитации пациентов различных нозологий;
-
актуальные вопросы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
проблемы нейрореабилитации;
-
психологические аспекты реабилитации средствами образования
Участники конференции:
-
констатировали, что включение психологической компоненты в реабилитационную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, повышает ее эффективность, что подтверждается научными исследованиями и практическими результатами. Международный опыт, представленный на конференции, свидетельствует о том, что профессиональная деятельность психолога-реабилитолога в контексте комплексной реабилитации должна иметь организационно-содержательную основу в виде протоколов, специфицированных с учетом нозологических, возрастных и иных особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и конкретных задач их реабилитации;
-
подчеркнули отсутствие в отечественной реабилитационной практике организационных и правовых нормативов психологической реабилитации, отметив при этом наличие значительных содержательных достижений;
-
признали значение социокультурного подхода в реабилитации, в том числе средствами искусства, для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
указали на необходимость подготовки психологов-реабилитологов.
-
отметили значение работы, проведенной МГППУ в рамках национального инновационного проекта «Образование» по направлению «Психологическая реабилитация»:
-
осуществлены стажировки в ведущие учреждения Израиля и Германии, осуществляющие психологическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и подготовку психологов-реабилитологов;
-
построена модель деятельности психолога-реабилитолога и учебный план подготовки психологов, специализированных в области психологической реабилитации, в рамках специалитета по клинической психологии;
-
получены рецензии международных экспертов на разработанные документы;
-
реализуется специализация студентов по психологической реабилитации в рамках специалитета по клинической психологии.
-
обозначили, что подготовка психологов-реабилитологов должна быть ответом на запрос общей системы реабилитации, а не инициативной деятельностью ВУЗов.
Участники Конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, считают необходимым обратиться со следующими предложениями и рекомендациями в адрес
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы и
Департамента образования города Москвы:
-
При осуществлении реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо выйти на межведомственное, междисциплинарное сотрудничество на уровне мировой практики, опираясь на отечественные достижения в области медицинской, психологической и социокультурной реабилитации.
-
Начать разработку протоколов деятельности психологов-реабилитологов с учетом специфики реабилитационного процесса относительно различных нозологических и возрастных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-
Ввести специальность «психолог-реабилитолог» (и в реестр выпускающих специальностей ВУЗов, и в реестр специалистов, работающих в реабилитационных учреждениях).
-
Признать опыт МГППУ по разработке программ подготовки психологов-реабилитологов заслуживающим одобрения и поддержки.
-
Рассмотреть вопрос об увеличении штата специалистов-психологов в учреждениях, оказывающих реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам.
-
Ввести в штатное расписание реабилитационных учреждений специалистов в области семейной психологии.
-
Организовать профессиональную переподготовку по направлению Психологическая реабилитация на базе МГППУ
-
Внедрить в программы обучения в медицинских университетах дисциплин «деонтология» и «психотерапия».
-
Поддержать инициативу по созданию программ психологической и социокультурной реабилитации (в том числе для учреждений дополнительного образования) людей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с нарушениями развития.
-
Провести целенаправленные разработки инновационных методов реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья с тщательным учетом эффективности такой работы.
-
Поддержать инициативу по разработке психологических программ работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Создать центры трудовой занятости (трудовые мастерские) для подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Увеличить часы надомного обучения для учащихся, которые не могут посещать образовательные учреждения в силу ограниченных возможностей здоровья.
-
Привлекать общественные организации инвалидов, как наиболее компетентных органов, для решения различных вопросов, связанных с реабилитационным процессом.
-
Просить МГППУ регулярно (раз в два года) проводить конференции, посвященные проблемам психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.