Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7




УЧЕБНая ДИСЦИПЛИНа



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

по специальностям

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

190701 Организация перевозок и управление на транспорте

(по видам транспорта)

230115 Программирование в компьютерных системах

080118 Страховое дело (по отраслям)

2012


Рассмотрено на заседании методического Совета ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического колледжа

Протокол №__ от «___» ______ 201_ г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ГОУ СПО КПТК

___________________ Н.Н. Семибратов



Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья разработаны на основе программы учебной дисциплины Физическая культура и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) для специальностей среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта), 230115 Программирование в компьютерных системах

080118 Страховое дело (по отраслям).



Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский профессионально-технический колледж


Автор-составитель:

Бережной Алексей Николаевич, преподаватель ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического колледжа.
Рецензенты:

Французов Дмитрий Александрович, руководитель физического воспитания, преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического колледжа;

Куприев Андрей Николаевич, преподаватель высшей квалификационной категории физической культуры Кемеровского колледжа статистики, информатики и инфор мационных технологий (филиал Московского государственного университета экономики, статистики, информатики).

Содержание


Введение

4

Раздел 1. Культурно-исторические основы физической культуры и спорта

5

1.1 Оздоровительное значение физкультурной

деятельности



6

1.2. Физическая культура и её компоненты

7

1.3. Олимпийские игры Древности

9

Раздел 2. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ)

11

Раздел 3. Физические качества студента

32

3.1. Основы воспитания силовых способностей

32

3.2. Физическое качество – быстрота

33

3.3. Основы развития выносливости

34

3.4. Основы воспитания гибкости

35

3.5. Физическое качество ловкость

36

Раздел 4. Спортивные игры

37

4.1. Правила игры в баскетбол

37

4.2. Правила игры в волейбол

39

4.3. Правила игры в ручной мяч (гандбол)

41

4.4. Правила игры в мини-футбол (футзал)

42

4.5. Правила игры в настольный теннис (пинг – понг)

43

Раздел 5. Правила оказания первой медицинской помощи при бытовых, спортивных и производственных травмах

44

Приложение №1. Физкульминутка

47

Приложение №2. Тестовые задания

48

Рекомендуемая литература

76


Введение
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в дошкольном и школьном возрасте.

Целевая установка в физическом воспитании детей и учащихся определяется требованиями современного этапа развития общества и формирования личности – необходимостью единства и преемственности физкультурного образования (ФО) на всех ступенях образования; возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, интегральной целью физического воспитания для всех ступеней системы образования выступает физическая культура личности, как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребительской сферы, физического совершенства и практической деятельности. Физическая культура получает свое воплощение в определенном уровне физического развития, в подготовленности и образованности, в создании путей и способов их достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе, в профессиональной, семейной, общественной, физкультурно-спортивной, рекреативной и др.

Такой надежный фундамент, приобретенный в детские и юношеские годы, в дальнейшем позволяет человеку успешно и неограниченно принимать участие, как в желательных, так и в общественно необходимых видах трудовой (учебной), общественной деятельности без моральных и психологических издержек, усиливает адаптационные возможности организма и стимулирует на этой основе социальную отдачу (в том числе и в учебной деятельности); определяет способность полностью и эффективно реализовывать свои физические возможности в двигательных действиях. К тому же по данным Академии медицинских наук (АМН) России, сегодня около 36,5 % детей рождаются здоровыми, а среди детей школьного возраста могут быть признаны здоровыми лишь 15-19 %, а так называемый коэффициент жизнеспособности, измеряемый по пятибалльной шкале экспертами международной организации ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), у школьников России составил всего 1,4 балла.

Радикальные качественные изменения в процессе физического воспитания учащейся молодежи осуществляются посредством комплексного решения проблем следующими средствами:

- совершенствованием обязательных учебных программ в направлении «спортизации» при сочетании с внеклассной физической культурой;

- расширением внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью;

- соответствующей подготовкой кадров и повышением квалификации учителей и преподавателей физического воспитания для различных учебных заведений.

В процессе довузовской подготовки (НПО и СПО), освоение основ знаний по физической культуре является необходимой частью для дальнейшего профилированного обучения по выбранным специальностям. В соответствии с этим, целью написания настоящего пособия, является знакомство абитуриентов с наиболее общими, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. В пособии представлены разделы, отражающие общую характеристику физической культуры, физических качеств, спортивных игр и здорового образа жизни. Таким образом, у учащихся обеспечивается формирование целостного представления о рациональной организации своей жизнедеятельности в области физической культуры и спорта.

Освоение основ знаний по физической культуре обеспечивает глубокое теоретическое осмысление основ физического воспитания и спорта, а также дает возможность привить учащимся умения практической реализации их основных положений.



Область и объекты профессиональной деятельности

Цель учебной дисциплины:

  • Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

  • Формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

  • Овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

  • Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

  • Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Задачи курса: студент должен знать исторические аспекты возникновения физической культуры; основы здорового образа жизни; основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; гигиенические основы и иметь представление о правильном питании, режиме сна и отдыха.

Настоящая программа состоит из трех разделов.

Первый раздел «Культурно-исторические основы физической культуры и спорта» раскрывает сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе; роль физической культуры в системе профессиональных качеств специалиста ССУза;

Второй раздел «физическая культура в режиме здорового образа жизни.» освещает темы, характеризующие основные понятия физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, основы спортивной тренировки).

Третий раздел «физические качества студента» содержит ряд тем, посвященных особенностям, принципам, методам и структуре обучения в физическом воспитании.

Четвёртый раздел «Медико-биологические основы физической культуры и спорта».

В результате усвоения курса студент должен

Знать:


  • сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе;

  • особенности физической культуры в режиме здорового образа жизни;

  • основные понятия физического воспитания;

  • основы самостоятельной спортивной тренировки;

  • технику безопасности на занятиях различными видами спорта.

Уметь:

- применять систему определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

- самостоятельно составлять индивидуальные программы тренировок для развития определенных физических качеств;

- правильно применять средства личной гигиены в повседневной жизни, основываясь на полученные знания.

Данная дисциплина изучается в течение семестра, выполняется контрольная работа. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.?????

Наблюдается связь дисциплины «физическая культура» с дисциплинами «анатомия», «физиология», «биология», «гигиена» и др.


Раздел 1. Культурно-исторические основы физической культуры и спорта.


    1. Оздоровительное значение физкультурной деятельности

Под здоровьем понимают такое комфортное состояние че­ловека, при котором все его органы и системы работают эффектив­но и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здо­ровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанав­ливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен.

Систематические и грамотно организованные занятия фи­зическими упражнениями укрепляют здоровье человека, ока­зывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий фи­зической культурой повышаются возможности сердца. Оно оп­тимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Хоро­шая циркуляция крови в организме обеспечивает своевременное и достаточное поступление питательных веществ к различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими упражнениями повышают возмож­ности дыхательной системы. Увеличивается емкость легких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кис­лорода, который необходим для образования энергии. Увели­чение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести активный образ жиз­ни. Кроме того, при достаточном энергообеспечении организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит про­студным и инфекционным заболеваниям.

Большое значение в процессе занятий оздоровительной физической культурой имеет соблюдение режима дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком более-менее постоян­но в течение каждого дня. Режим составляется с таким расчетом, чтобы в течение дня обеспечить оптимальное чередование работы с отдыхом. Например, в режим дня школьника входят: пробуж­дение от сна, утренняя гигиеническая гимнастика и туалет; завт­рак; дорога в школу и обучение в ней; обед; послеобеденный от­дых или оздоровительные прогулки; приготовление домашних занятий; помощь по дому; ужин; подготовка ко сну и сон.

Режим дня нужно соблюдать каждому человеку. Его вы­полнение позволяет поддерживать высокий уровень работоспо­собности, рационально планировать свои дела в течение дня и, что самое главное, обеспечивать ритмичность работы своего организма. Такая ритмичность положительно сказывается на физическом состоянии человека, предупреждает развитие про­цессов перенапряжения, содействует укреплению здоровья.


    1. Физическая культура и её компоненты.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятель­ность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступ­ления и др.).

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека.

Физическое воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери­зует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила и др.).

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.



Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.).

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Но основным (специфическим) средством физической культуры является физическое упражнение.


1.3. Олимпийские игры Древности

Нет числа мифам о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога - громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В олимпийских состязаниях участвовали толь­ко свободорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и жен­щины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определен­ных государств, и победа в состязаниях любого из них воспри­нималась как успех государства или города, которые он представлял. Вначале на Олимпийских играх атлеты состязались в стадио-дроме — беге на дистанцию, равную длине стадиона (192,27 м), которая именовалась «стадием». Затем в программу соревнований добавили бег на 2 стадия и долиходром (на выдержку), борьбу, пентатлон (многоборье из 5 видов), кулачные бои (панкратион), гонки на ко­лесницах.

Победителям вручали оливковую ветвь, а позже - лавровый венок.

Однако в IV в. н. э. в 394 г. римский император Феодосий I усмотрел в Олимпийских играх языческие обряды, которые не соответствовали канонам насильственно насаждаемой им хри­стианской религии, и запретил проведение Игр.

Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена. Занимаясь вопроса­ми развития образования, Пьер де Кубертен увлекся изучени­ем различных систем физического воспитания, что и навело его на мысль о возрождении Олимпийских игр. В это время в Евро­пе и Америке складывались благоприятные условия для раз­вития спорта. Так, например, в Англии организуется первое на­циональное объединение — футбольная лига, а несколько позже образуется Европейская ассоциация гимнастики. В США создается любительский легкоатлетический союз. Учитывая широкое развитие международного спорта, Пьер де Кубертен вместе с единомышленниками организовал в 1894 г. конгресс возрождения Олимпийских игр, на котором был избран состав Международного олимпийского комите­та (МОК) и принята Олимпийская хартия — сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения. МОК рас­смотрел вопрос об организации первых Олимпийских игр со­временности и принял решение об их проведении в 1896 г. в сто­лице Греции Афинах.

В Олимпийской хартии, основные положения которой раз­работал Пьер де Кубертен, были определены цели и задачи Меж­дународного и национальных олимпийских комитетов, струк­тура и основополагающие принципы олимпийского движения. Эти принципы отражали: содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой любительского спорта; интернациональный характер Олимпийских игр и доб­ровольное участие в них спортсменов-любителей, содействие дружбе и взаимопониманию между народами; развитие спортив­ных связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире; уничтожение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.

Так, по предложению Кубертена был утвержден символ Олимпийских игр, который представляет собой пять переплетен­ных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Олимпийский символ начинают использовать с 1913 г. Затем в 1920 г. появляется олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», который вместе с пятью цвет­ными переплетенными кольцами составил олимпийскую эмбле­му. Олимпийский флаг, представляющий собой белое полотни­ще с изображением в центре олимпийской эмблемы, также становится с 1913 г. символом Олимпийских игр (впервые он был поднят в связи с 20-летием современного олимпийского движе­ния). Следующий символ Олимпийских игр — олимпийский огонь, который был впервые зажжен на IX Олимпийский иг­рах 1928 г. в Амстердаме и на VI Зимних Олимпийских играх 1952 г. в Осло. В этот же период отрабатывается ритуальная часть Олимпийских игр — церемонии открытия и закрытия (с произнесением клятв от имени спортсменов — с 1920 г., от ли­ца судей — с 1968 г.; завершением факельной эстафеты зажже­нием олимпийского огня в специальной чаше на центральном стадионе города — организатора Игр; поднятием национальных флагов в олимпийской деревне; парадом участников; выносом на стадион олимпийского флага и передачей его по завершению Игр представителям города, принимающего следующие Игры; выступлением с приветственным словом Президента Междуна­родного олимпийского комитета (МОК); открытием Игр высшим лицом государства, в которое входит город — организатор Игр, и т.д.), награждение олимпийских победителей.

Контрольные вопросы

1. Культурно-исторические основы физической культуры и спорта.

2. Оздоровительное значение физкультурной деятельности.

3. Физическая культура и её компоненты.



следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья по специальностям
1084.07kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»
590.08kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
446.71kb.
3 стр.
Н. С., Моисеева Ю. А., Степанов А. Г., Усикова И. В. Системы поддержки принятия решения оптимальные методы и теория принятия решений Учебно ёc методическое пособие Санкт-Петербург 2008
1269.71kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие Для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 «Менеджмент» (бакалавр)
597.93kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета
569.85kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоведение» содержит в себе описание самостоятельной работы и ее отдельных видов
225.07kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, имеющих индивидуальный график обучения Направление подготовки: 034300. 62 Физическая культура
627.37kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие Кострома 2007 (075)
900.65kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
129.08kb.
1 стр.