Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3![]() ![]() ![]() ![]() На правах рукописи ХАСАНОВА ЛИЛИЯ ГАВИСОВНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ по специальности 08.00.01 – «Экономическая теория» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук ЧЕБОКСАРЫ - 2011 Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный университет» Научный Хаялеева Чулпан Салимулловна, руководитель: кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет» Официальные Пчелкина Валентина Викторовна, оппоненты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»
организация: кафедра «Экономическая теория» заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор С.Г. Капканщиков Защита состоится «__» _____ 2012 года в __ часов по адресу: 428015, Чебоксары, Московский проспект, д. 29, конференц-зал на заседании диссертационного совета Д 212.301.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Объявление о предстоящей защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте Минобрнауки РФ в сети Интернет: http://www.vak.ed.gov.ru. Автореферат разослан «__» ______ 2011 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, доцент И.Н. Урусова
В экономической науке большое внимание уделяется изучению проблемы инвестиций и регулирования на уровне государства инвестиционной активности, при этом изучение инвестиционной политики в качестве государственного инструмента остается недостаточно проработанным. Новизна и сложность инвестиционных отношений в условиях стабильного развития экономики ставят перед наукой задачу глубокого и всестороннего теоретического осмысления сложившейся экономической ситуации. Актуальным является изучение специфики развития инвестиционных отношений, определение инструментов инвестиционной политики государства, связанных с выбором методов поддержки инвестиционной деятельности, выявление направлений развития инвестиционных отношений, оказывающих стабилизирующее влияние на экономическую систему. Инвестиционная сфера России на современном этапе развития не может осуществить экономический прорыв без целенаправленной государственной политики, даже если будут складываться благоприятные макроэкономические условия для развития инвестиционных отношений. Решение дилеммы осуществления государственных инвестиций с целью обеспечения экономического роста в инвестиционной сфере будет способствовать удовлетворению требований со стороны общества в данной сфере. К научным проблемам, рассматриваемым в рамках исследования, относятся определение критериев эффективности инвестиционной политики, а также корреляция определяемой эффективности и стабильного развития экономики. Таким образом, социальная ориентация экономики на инновационном этапе развития позволяет ввести понятие социально-инновационная экономика. Неоднозначность вопросов в сфере инвестиционных отношений в период стабильного развития экономики государства на стадии социально-инновационного этапа предопределила выбор темы исследования.
Г. Клейнер, В. Мальгин, С. Мокичев, А. Пороховский, подчеркивают необходимость создания единой национальной индикативной системы информирования и координирования намерения и планов хозяйственных субъектов, смыкающейся с системой федеральных комплексных программ и бюджетным проектированием, в том числе и в рамках развития инвестиционных отношений. Институциональному развитию в сфере экономики посвящены труды В. Каспера, У. Митчела, Д. Нортона, О. Уильямсона и др. Вопросы, посвященные стратегии социально-экономического развития страны, структурированная диверсификация экономических отношений в теоретическом и практическом аспекте исследуются В. Мау, Г. Фетисовым и др. Теоретические аспекты федерализма были раскрыты следующими исследователями: А. Лавров, Д.Львова, А. Романенков, А. Якобсон, Э. Баркер, Т. Джефферсон, Х.Зиберт, Д. Мэдисон, У. Оутс, А. Токвиль и др. Обобщение и систематизация работ ведущих ученых-экономистов позволили резюмировать необходимость углубления исследовательской деятельности, посвященной проблеме инвестиционной политики государства в условиях стабильного развития экономики. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование использования инструментов инвестиционной политики государства для обеспечения стабильного развития национальной экономики. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: – систематизировать и обобщить взгляды ученых-теоретиков на основы построения инвестиционной политики государства; – изучить структуру инвестиционных отношений с позиции системного подхода и специфики взаимосвязей ее компонентов; – обосновать и исследовать основные тенденции структурной диверсификации экономики как условие стабильного экономического роста, изучить основные формы инвестиционных отношений; – определить и выявить характер влияния эффективности государственной инвестиционной политики на социально-экономическое развитие страны; – исследовать основные тенденции и закономерности развития инвестиционных отношений; – предложить алгоритм управления инвестиционными потоками; – разработать теоретико-экономическую модель политики государственного инвестирования. Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают инвестиционные отношения, тенденции и закономерности развития, формирующиеся в условиях стабильного развития экономики. Объект исследования. Объектом исследования является инвестиционная политика государства как фактор стабильного развития экономики. Область исследования по паспорту специальностей 1. Общая экономическая теория: п. 1.1. Политическая экономия (взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур); п. 1.1. Политическая экономия (роль и функции государства /…/ в функционировании экономических систем); п.1.3. Макроэкономическая теория (теория управления экономическими системами). Методологическая, теоретическая, эмпирическая база исследования. В основу исследования положены труды ученых-экономистов классической, институциональной школ, общей теории систем, результаты фундаментальных трудов российских и зарубежных исследователей экономической теории. Многогранный характер проблемы эволюции инвестиционных отношений определил необходимость использования различных научных концепций. Системный подход анализа структуры инвестиционного рынка, отраженный в парадигме «структура – поведение – результат» включил: ретроспективу формирования инвестиционных отношений, выявление факторных условий тандема «спрос – предложение», анализ структуры инвестиционного рынка и поведение субъекта инвестиционных отношений, а так же оценку эффективности функционирования инвестиционного рынка и корреляции с государственной инвестиционной политикой. Исследование проводилось в рамках макроэкономического и структурно-институционального подходов, а также приемов и методов диалектического познания, включающих абстрактно-логический, исторический, системный анализ; экономико-математического метода; статистических методов обработки и анализа эмпирических данных. В качестве информационно-эмпирической базы исследования использовались аналитические материалы, публикации в научной литературе и периодике; монографии, справочные материалы официальных органов управления РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, информация, предоставленная ЦБ РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством экономики РТ, территориальным органом службы государственной статистики по РТ, Министерством финансов РТ. Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании направлений инвестиционной политики государства в условиях стабильного развития экономики и сводится к следующему: – обоснована, путем анализа интегральных критериев стабильного развития экономики, детерминированность инвестиционных отношений с экономическим ростом, учитывается при этом, приоритетность структурной перестройки инвестиционного процесса путем его разгосударствления, повышения эффективности управления инвестициями, создания конкурентных условий. – выявлена корреляция эффективности инвестиционной политики государства с социально-экономическим развитием страны; в данном контексте выделяются важность применения экспертных оценок в решении сложных аналитических задач, необходимость использования мер стабилизации при реализации инвестиционных проектов; – выявлено, на основании исследования организационно-экономического механизма в рамках системного и процессного подходов, что в приоритетных направлениях развития инвестиционных отношений в условиях стабильного развития экономики к основным путям совершенствования управления инвестиционными проектами относятся: проведение государством активной промышленной политики, постепенная национализация сырьевого сектора, изменения в структуре налоговой системы, с проведением мероприятий в области занятости населения, с предоставлением больших прав регионам в вопросах регулирования деятельности банковских институтов; – обосновано, посредством факторного анализа экономического роста регионов страны, что преодоление инвестиционного дефицита в России достигается регулирующей ролью государства в развитии инвестиционных отношений, обусловленной, в первую очередь, недостаточной сформированностью институциональной сферы; государственная инвестиционная политика реализуется через поддержку инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, чья деятельность обеспечивает конкурентные преимущества на мировом рынке в силу применения инноваций и высоких технологий; – предложен, на основе анализа структурной модели инвестиционного рынка и программно-целевого подхода, алгоритм управления инвестиционным потоком на макроуровне, позволяющий повысить эффективность потребления финансовых средств с учетом временного фактора, включающий следующие стадии: анализ данных о направлении макрофинансового потока и формирование инвестиционных ресурсов, обеспечение информационно-законодательной базы управления потоками финансовых средств на макроуровне, обеспечение процесса принятия решений на основе обработки имеющейся информации, выбор оптимального решения на основе альтернатив; – разработана, в результате исследования инвестиционного механизма в системе общественного воспроизводства, теоретико-экономическая модель осуществления государственной инвестиционной политики в условиях стабильного развития экономики, состоящая из следующих блоков: долгосрочное стратегическое планирование; институциональный механизм реализации инвестиционных решений; информационно-методологическое и законодательное обеспечение; единая методология системы аудита и контроля. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных методик сбора и обработки исходной информации; совпадением результатов исследования с экспериментальными данными; использованием большого массива государственной и муниципальной статистики или непосредственных наблюдений соискателя; динамикой статистической информации за несколько лет; точностью измерения параметров исследуемых объектов. Теоретическая и практическая значимость исследования связана с обобщением и критическим анализом имеющегося опыта осуществления инвестиционной деятельности на уровне государства, имеющей целью обеспечение стабильного развития экономики. Теоретические положения и практические рекомендации, определенные в исследовании, могут использоваться в качестве приоритетов при формировании государственной политики по рационализации инвестиционных отношений, а также при формировании стратегии финансовой политики банков и иных финансовых посредников. Теоретические и практические аспекты исследования могут быть внедрены в учебный процесс по таким дисциплинам, как «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Институциональная экономика». Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Область диссертационного исследования определена в соответствии с п.1. Общая экономическая теория: п. 1.1. Политическая экономия (взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур); п. 1.1. Политическая экономия (роль и функции государства /…/ в функционировании экономических систем в стабильном развитии экономики); п.1.3. Макроэкономическая теория (управление экономическими системами) специальности 08.00.01 – Экономическая теория Паспорта специальностей ВАК. Апробация и реализация результатов диссертации. Теоретические положения и практические рекомендации, определенные в исследовании, внедрены в учебный процесс КГАУ. Теоретические и методологические выводы исследования реализованы Департаментом казначейства МФРТ в процессе финансирования бюджетных учреждений, а также в процессе инвестиционной деятельности операционного офиса Нижегородского филиала КБ «Евротраст». Публикации. Основные результаты исследования изложены в 8 работах, в том числе в 4 журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, общим объемом 1,69 печатных листа, из них авторских 1,64 п.л. Структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список литературы из 99 наименований. Общий объем диссертации изложен на 211 страницах машинописного текста, содержит 25 таблиц и 28 рисунков. Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, оценивается степень теоретической разработанности, формулируются цели и задачи, определяются предмет и объект исследования, раскрываются научная новизна, практическая значимость и апробация исследования. В первой главе «Теоретические и методологические основы построения инвестиционной политики государства» на основе обобщения и систематизации научных трудов определены теоретические основы инвестиций и стабильного развития экономики, обозначены основы построения инвестиционной политики государства; выделены тенденции и закономерности экономического роста как основы эволюции инвестиционных отношений; проведен анализ инвестиций как формы реализации инвестиционных отношений. Во второй главе «Трансформация инвестиционных отношений как фактор государственной инвестиционной политики» определены причинно-следственная связь развития инвестиционных отношений; обозначены направления развития инвестиционных отношений в условиях стабильного развития экономики. В третьей главе «Управление трансформацией инвестиционных отношений на макроуровне» разработаны алгоритм управления инвестиционным потоком на макроуровне, а также теоретико-экономическая модель политики государственного инвестирования в условиях стабильного развития экономики. В заключении обобщены выводы и результаты проведенного исследования. Научные результаты, выносимые на защиту. 1 – обоснована, путем анализа интегральных критериев стабильного развития экономики, детерминированность основных тенденций и закономерностей развития инвестиционных отношений с экономическим ростом, приоритетность структурной перестройки инвестиционных отношений посредством его демонополизации, эффективного сочетания внешних и внутренних факторов стабильного развития экономики. 2 – исследована корреляция эффективности инвестиционной политики государства с социально-экономическим развитием страны, позволяющая повысить эффективность инвестиционного механизма. 3 – выявлены, путем исследования организационно-экономического механизма в рамках системного и процессного подходов, направления развития инвестиционных отношений, обеспечивающие экономический рост, заключающиеся в проведении государством активной промышленной политики, постепенной национализации сырьевого сектора, изменениями в структуре налоговой системы, с проведением мероприятий в области занятости населения, с предоставлением больших прав регионам в вопросах регулирования деятельности банковских институтов. 4 – обосновано, с использованием факторного анализа, что политикой преодоления инвестиционного дефицита в России является обеспечение активной роли государства в развитии инвестиционных отношений, связанной с поддержкой инвестиционной деятельности субъектов экономических отношений, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом рынке. 5 – разработан, в рамках програмно-целевого подхода, алгоритм управления, инвестиционным потоком на макроуровне, позволяющий обеспечить инвестиционные отношения необходимыми качественными и количественными ресурсами в определенное время и в течение определенного периода. 6 – предложена, в результате исследования инвестиционного механизма воспроизводства, теоретико-экономическая модель осуществления государственной инвестиционной политики в условиях стабильного развития экономики, позволяющая повысить эффективность существующего на практике с помощью введения единой системы аудита и контроля, единообразия методологии, правового закрепления инвестиционной политики в системе общегосударственного устройства.
Функционирование любой социально - экономической системы, в том числе и инвестиционного комплекса, согласно теории систем, зависит от передаточных функций субъектов комплекса и отношений, устанавливаемых между субъектами и внешней средой. Отношения между элементами определяют построение системы. По мнению ученых – экономистов, в качестве основного закона функционирования механизма хозяйствования выступает единство преобразования и реализации исходящих импульсов, чем обеспечивается динамика движения системы. Социальный отбор, стремление к единству и равновесию дополняют избыточность и разнообразие субъектов хозяйственного механизма. Равновесие механизма достигается на основе действия закона отрицания, когда последующая стадия отрицает предыдущую, в результате приобретения механизмом новой сущности отрицается предыдущая сущность, определяется новая цель и соответствующая ей структура, элементы. В результате функционирования механизма социально-экономических отношений воспроизводится сущность и целостность хозяйственной системы. Как следствие, инвестиционные отношения развиваются в соответствии с сформировавшейся моделью целостной хозяйственной системы. Согласно данной модели инвестиции в качестве макроэкономического фактора совершенствуются в связи с институциональными преобразованиями. В период экономических реформ в российской экономике наблюдалось резкое изменение соотношений между темпами различных процессов по сравнению с характерными для стабильных экономик. В частности, индексы цен и показатели в текущих ценах становятся быстрыми переменными, а показатели в реальном выражении становятся относительно медленными переменными, тогда как в стабильной экономике такого разделения не возникает. Подобное рассогласование темпов различных процессов наблюдалось в реформационной российской экономике и на менее высоких иерархических уровнях. Так, за годы реформ цены на одни товары широкого потребления выросли в несколько раз выше, чем на другие, при этом объем одного производственного продукта в период реформ снизился в разы более, тогда как объем другого производственного продукта не только не изменился, но даже возрос (табл. 1)1. Если в начале периода преобразований наблюдалось большое увеличение ИПЦ на непродовольственные товары по сравнению с данным показателем по продовольственным товарам, то начиная с 1998 года ИПЦ на продукты питания увеличивался больше, чем на товары широкого потребления. Таблица 1 Темпы роста потребительских цен за 1991-2000гг.
Возникает в результате противоречие между консервативной политикой хозяйствующих субъектов и сокращением временного интервала осуществления инноваций, возникновением новых форм собственности. Субъекты инвестиционных отношений, а не страны, становятся основными участниками хозяйственных процессов. На макроуровне постиндустриальная трансформация обусловливает общественно-экономические перемены в развитии мирохозяйственных связей. Формируется новая система экономических отношений, выделяются структурные, функциональные и генетические аспекты развития глобализирующейся экономической системы. Необходимо отметить возникновение трансграничного капитала, который формирует инвестиционное поле в рамках глобального рынка. Следовательно, основными направлениями развития инвестиционных отношений в условиях стабильного развития экономики являются: обеспечение баланса интересов инвесторов и получателей инвестиций; построение системы факторов-ресурсов, включающей научно-технические, технологические, предпринимательские, информационные, организационные, управленческие и другие виды ресурсов, образующей интегрированный инвестиционный фактор; обеспечение инновационной «наполненности» инвестиций; развитие человеческого капитала, повышение квалификации сотрудников; учет последствий изменения объемов инвестиций для развития социально-экономической, экологической и научной систем в рамках экономической государственной системы. Таким образом, в условиях рыночной экономики и глобализации инвестиционные отношения выступают как макроэкономическая детерминанта. Для современной инвестиционной политики государства актуально сочетание как эндогенных (основывающихся на опоре на собственные силы), так и экзогенных (базирующихся на установлении контакта с внешней средой) факторов. Эффективность экзогенных факторов может быть достигнута лишь при достижении баланса между внешней средой и хозяйственной системой, которая может гарантировать устойчивость экономического роста через активизацию инвестиций. Смотрите также: Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики по
380.38kb.
3 стр.
Основы инвестиционной деятельности Словарь терминов с определениями Агрессивная инвестиционная политика
216.32kb.
1 стр.
Инвестиционная политика коммерческих банков
141.44kb.
1 стр.
Инновационная политика как основа развития человеческого капитала
117.54kb.
1 стр.
Гречнева Е. Ф. Социальная политика: теория и современная практика. Долгое время в отношениях государства и общества господствовал принцип «анархия + констебль»
323.78kb.
1 стр.
3 Тенденции экономического развития в 2000 – 2008 годы 3
630.78kb.
8 стр.
Лекция 10. Внешняя политика государства в современной системе международных отношений
42.68kb.
1 стр.
Прогноз социально-экономического развития союзного государства на 2008 год и параметры прогноза до 2010 года Минск Москва 2007
1298.02kb.
17 стр.
Малые инновационные предприятия как основа становления инновационной экономики России
45.34kb.
1 стр.
Литература сгруппирована по следующим разделам: Инвестиционная политика и ее влияние на экономику
203.31kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая политика государства
3188.58kb.
17 стр.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика 295.37kb.
1 стр.
|