Главная
страница 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для начальной школы (1 – 4) составлена на основе:

- стандартов второго поколения (Начальная школа - М. Просвещение, 2010)

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Д.Б.Кабалевского

(Издательство «Просвещение», год издания: 2008)

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

    Задачи:



1)раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека; 2)формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке; 3)воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку; 4)развитие музыкального восприятия как творческого процесса, что является основой приобщения к искусству; 5)овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.      

Содержание программы

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников, отражающих цель, задачи и содержание данной программы:

      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;


      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.


      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников, отражающие цель, задачи и содержание данной программы:
       - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      - метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      - метод эмоциональной драматургии;
      - метод концентричности организации музыкального материала;
      - метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      - метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      - метод игры;
      - метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).   

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности  способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры (народному и профессиональному музыкальному творчеству) направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизацию творческого мышления, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Место учебного предмета в учебном плане



Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения учебного предмета



Планируемые результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

·организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

·общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;



·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

·оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Личностные результаты:

1) укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; 2) наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; 3) формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; 4) приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; 5) развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; 6) продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; 7) развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости (понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов).

Метапредметные результаты:



1) наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики;

2) ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.) 3) овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей;

4) применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

6) планирование, контроль и оценка собственных учебных действий;

7) участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределения функций и ролей;

8) умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:



1) развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству; 2) развитое художественное восприятие, умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

3) общее понятие о роли музыки в жизни человека; 4) представление о художественной картине мира;

5) использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений;

6) готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; 7) участие в различных спектаклях, фестивалях, конкурсах и др.

Основные виды учебной деятельности школьников:



Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебного материала.



Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для начальной школы (1 4) составлена на основе: стандартов второго поколения
113.99kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе
413.56kb.
2 стр.
План-график мероприятий гоу средней общеобразовательной школы №664 по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в практику начальной школы
41.82kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования. Технология обучения
466.8kb.
4 стр.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
136.84kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке основное общее образование V-VIII классы
162.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке Л. В. Школяр, В. О. Усачёва
8304.82kb.
37 стр.
Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классов», рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования мо рф»
306.03kb.
3 стр.
Программа по музыке в 1 классе
80.23kb.
1 стр.