Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6 КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2010 ГОДА" Принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 18 февраля 2003 года (в ред. Законов КБР от 28.07.2006 N 59-РЗ, от 08.06.2009 N 28-РЗ) Статья 1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" (прилагается). Статья 2. Правительству Кабардино-Балкарской Республики: 1) предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2004 - 2010 годы; 2) ежегодно представлять в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" и проект прогноза реализации указанной Программы на очередной год не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта закона Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год. Президент Кабардино-Балкарской Республики В.КОКОВ г. Нальчик, Дом Правительства 15 марта 2003 года N 32-РЗ Приложение к Закону Кабардино-Балкарской Республики от 15 марта 2003 г. N 32-РЗ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2010 ГОДА" (в ред. Законов КБР от 28.07.2006 N 59-РЗ, от 08.06.2009 N 28-РЗ) Содержание Республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" Паспорт Программы I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы III. Мероприятия программы 1. Развитие жилищного строительства в сельской местности 2. Развитие сети образовательных учреждений в сельской местности 3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности 4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности 5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности 6. Развитие электрических сетей в сельской местности 7. Развитие газификации в сельской местности 8. Развитие водоснабжения в сельской местности 9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности 10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности IV. Финансовое и ресурсное обеспечение программы V. Механизм реализации программы VI. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы Приложения Паспорт Программы (в ред. Законов КБР от 28.07.2006 N 59-РЗ, от 08.06.2009 N 28-РЗ) Наименование - Республиканская целевая программа "Социальное Программы развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" Основание для - Постановление Правительства Российской разработки Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О Программы Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа 2002 года N 367-Р Государственный - Правительство Кабардино-Балкарской Республики заказчик Программы Координатор - Министерство сельского хозяйства Программы Кабардино-Балкарской Республики Основные - Министерство сельского хозяйства разработчики Кабардино-Балкарской Республики, Программы Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности и связи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство печати и информации Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство топлива и энергетики Кабардино-Балкарской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту Цель Программы - повышение экономического потенциала и социального уровня сельских поселений, обеспечение самодостаточности и сокращение разрыва в уровнях жизни сельского и городского жителя Задачи - повышение уровня социального и инженерного Программы обустройства сельских поселений, обеспечение сельского населения доступными, качественными социальными услугами; создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления; расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности, развитие сельской экономики; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности Сроки и - 2003 - 2010 годы: этапы I этап: 2003 - 2006 годы; реализации II этап: 2007 - 2010 годы Программы Основные - мероприятия сгруппированы по следующим мероприятия направлениям: Программы жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест Основные - Министерство сельского хозяйства исполнители Кабардино-Балкарской Республики, мероприятий Министерство экономического развития и торговли Программы Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство печати и информации Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство топлива и энергетики Кабардино-Балкарской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту, органы местного самоуправления (по согласованию), строительные, проектные, научные организации (на конкурсной основе), общественные организации (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Объемы и источники - общая сумма прогнозируемых расходов на реализацию финансирования Программы - 7,6 млрд. рублей, в том числе: Программы средства федерального бюджета - 1,9 млрд. рублей (25 процентов); средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 2,6 млрд. рублей (34 процента); средства внебюджетных источников - 3,1 млрд. рублей (41 процент) (позиция в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Ожидаемые - реализация Программы позволит: результаты построить (приобрести) 440,44 тыс. кв. метров реализации жилья для граждан, проживающих в сельской местности, Программы в том числе построить (приобрести) 19,96 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 79 процентов; довести количество обучающихся в благоустроенных сельских образовательных учреждениях в первую смену до 99 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 62 - 63 процентов; увеличить продолжительность жизни больных с заболеваниями социального характера, в том числе граждан, страдающих диабетом; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями сельские населенные пункты; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 40 процентов учащейся сельской молодежи и 33 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 98 процентов; обеспечить ввод в сельских населенных пунктах республики 16,08 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 500,3 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 15,9 км; (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Система - управление реализацией Программы осуществляет в управления и установленном порядке координатор Программы - контроля за Министерство сельского хозяйства реализацией Кабардино-Балкарской Республики. Программы Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "О государственных (целевых) программах социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики" I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Сложившаяся практика инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий привела к диспропорциям в развитии сельских поселений. Часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 77 процентах сельских жилых домов, газ - в 67 процентах. Средняя обеспеченность жильем одного сельского жителя составляет 16,7 кв. метров, что ниже средне-республиканского уровня, не снижается объем ветхого и аварийного жилищного фонда. За последнее десятилетие сеть участковых больниц увеличилась на 2 единицы и составила 13 единиц, на базе фельдшерско-акушерских пунктов (84 единиц на 1992 год) создано 97 сельских врачебных амбулаторий. В ходе реформирования здравоохранения создана инфраструктура по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Первичную медико-санитарную помощь сельскому населению оказывают 35 врачебных участков, 97 врачебных амбулаторий, 13 участковых больниц, 4 районные номерные больницы. Вместе с тем сельские медицинские учреждения не укомплектованы кадрами врачей, имеющих комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачей общей практики) и способных выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе на 8 процентов меньше, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 24,6 процента в расчете на 10 тыс. человек, средним медицинским персоналом - 75,9 процента. Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, размещенные в помещениях, не имеющих коммунальных удобств. Большинство сельских врачебных амбулаторий не имеет табельного оснащения. Около 80 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело и требует замены. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 30 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 5 - 8 процентов взрослого населения и 10 - 11 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов. Практически прекратилось проведение республиканских и местных спортивных соревнований. По отчетам детских образовательных учреждений в 2002 году в аварийном и неудовлетворительном состоянии в республике находятся 12 из 128 сельских детсадов, что составляет 9,4 процента; Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, повысилось за последние два года с 39 процентов до 54 процентов (в расчете на детей от 3 до 6 лет), в то время как в городе этот показатель уже достиг 100 процентов. За последние пять лет в сельской местности введено 3536 новых школьных мест, что позволило довести обеспеченность ими в среднем по селу до 98 процентов. В большинстве сельских школ учебно-материальная база находится в хорошем или удовлетворительном состоянии, в капитальном ремонте нуждаются 43 процента зданий. За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 30 процентов, киноустановок - на 10. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры. Более 82 процентов клубных учреждений (большинство размещается в библиотеках) требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Недостаточно финансируются культурно-воспитательная работа, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания. В связи с резким падением платежеспособного спроса сельского населения оборот розничной торговли на селе сократился по сравнению с 1990 годом на 60 процентов. В общественном питании осталось менее половины предприятий от уровня 1990 года. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания. Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 63 часов в год. К началу 2001 года воздушные электрические линии и трансформаторные подстанции, находящиеся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна. Более 30 процентов линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в технически непригодном состоянии. В сельской местности эксплуатируется 3868,8 км распределительных газовых сетей, газифицировано 84,5 тыс. домов (квартир), из них 65,5 тыс. - природным газом, а остальные 20 тыс. домов (квартир) - сжиженным. Уровень газификации сельского жилого фонда - 67 процентов. Действующая в республике система водоснабжения сельских населенных пунктов находится в относительно удовлетворительном состоянии (исключая ряд сельских населенных пунктов), износ работающих сетей составляет от 30 до 70 процентов и непрерывно возрастает, что обуславливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводных сетей. Потери воды из-за коррозии и износа труб в сельских населенных пунктах превышают уровень 60 процентов. На многих водозаборах и водоводах не выдержаны размеры зон санитарной охраны. Водозаборные скважины не имеют водомеров и приборов учета электрической энергии. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля: в одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано. В Кабардино-Балкарской Республике 9 филиалов открытого акционерного общества "Каббалктелеком" предоставляют услуги связи в сельской местности. Эксплуатируются 121 автоматизированная телефонная станция, из них 117 станций - координатного типа, работающих от 15 до 30 лет, морально и физически устаревших и требующих замены. Требуется их реконструкция. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Потребность в строительстве дорог с твердым покрытием составляет 516,2 км. Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена: 1) социально-политической остротой проблемы; 2) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований; сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание условий для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики; создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления: создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение возможностей выполнения селом его общественных функций. Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач: создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению возможности улучшать жилищные условия с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших, средних и начальных профессиональных, образовательных учреждений, молодых специалистов; повышение доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики и борьбы с правонарушениями, распространением наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни; повышение образовательного уровня сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность выпускников сельских школ на рынке труда и их профессиональную мобильность; активизация культурно-досуговой деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест. Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сельских муниципальных образованиях. Основные пути решения программных задач: формирование правового и методологического обеспечения социального развития села; приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях; повышение имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективных правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа; разработка и внедрение в сельское строительство новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям; удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; повышение надежности и безопасности энергоснабжения, развитие экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий; создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, внебюджетных источников, организация и функционирование в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур. Сроки реализации Программы (2003 - 2010 годы) учитывают ресурсные возможности всех уровней обеспечения программных мероприятий. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Программа будет осуществляться в два этапа. Первый этап (2003 - 2006 годы) должен обеспечить совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством. Второй этап (2007 - 2010 годы) предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий. Сроки реализации программных мероприятий на первом и втором этапах установлены в зависимости от приоритетности решения конкретных задач. Приоритетными направлениями государственной поддержки на 2003 - 2004 годы станут жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи и строительство автомобильных дорог в сельской местности. III. Мероприятия Программы Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Программой социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2006 годы, и включает мероприятия по нормативно-правовому, научному, организационному и финансовому обеспечению реализации задач и целей за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников. Мероприятия по научному обеспечению включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства, малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинга процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений, и подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию, включая функционирование жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение содержания и эксплуатации объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры. Инвестиционные мероприятия реализации программных целей направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство. Организационное обеспечение включает мероприятия федерального, регионального и местного уровня по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию условий, способствующих улучшению жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе. Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи, а потому опирается на уже имеющиеся целевые программы. 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает: формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования; создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности. Выполнение программных мероприятий согласно приложению N 1 к Программе позволит: построить (приобрести) 420,48 кв. метров жилья для граждан, желающих улучшить жилищные условия; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности; привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Кабардино-Балкарской Республике, утверждаемой Правительством Кабардино-Балкарской Республики. 1.1. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (введен Законом КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Основными целями мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, повышение его образовательного и профессионального уровня, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности. В этих целях необходимо осуществить следующие меры правового, финансового и организационного характера: нормативное правовое и методическое обеспечение реализации указанных мероприятий; формирование источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики и внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности; проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, предусмотренных приложением N 1 к Программе, позволит: создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, создать условия для улучшения демографической ситуации. 2. Развитие сети сельских образовательных учреждений Для повышения качества образования в сельской местности в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования предусматривается следующая система мероприятий: ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классах; реструктуризация сети сельских образовательных учреждений с учетом демографических факторов, изменений в системе расселения, разрабатываемых схем транспортировки обучающихся и преподавателей, в необходимых случаях перепрофилирование или расширение профильности образовательных учреждений; создание дошкольных учреждений семейного типа и организация кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях для проведения с ними занятий по всестороннему развитию и подготовке к школе; создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельских округах, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся; определение подушевых нормативов финансирования сельских образовательных учреждений; стимулирование инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе; создание условий для развития предпринимательской, финансово-экономической деятельности сельских образовательных учреждений; более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах на основе реализации комплекса мер стимулирующего характера, контрактной системы подготовки кадров для образовательных учреждений села. Выполнение программных мероприятий согласно приложению N 2 позволит: полностью перейти сельским образовательным учреждениям Кабардино-Балкарской Республики на обучение в одну смену; повысить охват детей дошкольным образованием с 54 процентов до 63 процентов. 3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи физической культуры и спорта в сельской местности Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-социальной помощи: обеспечение сельского населения неотложной и скорой помощью; улучшение качества выездной консультативной и лечебно-диагностической помощи; укомплектование сельских медицинских учреждений кадрами врачей, имеющих комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способных выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога. В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий: создание условий для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение сельских спортивно-массовых мероприятий с детьми, подростками и взрослым населением: формирование необходимой минимальной материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий и организаций общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления; стимулирование расходования средств предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, другими хозяйствующими на селе субъектами на укрепление материально-технической базы физкультуры и спорта и развитие в сельской местности физкультурно-оздоровительного и спортивного движения; организация самодеятельного, физкультурно-спортивного движения на основе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развития доступного сельскому населению рынка оздоровительных и спортивных услуг. Выполнение программных мероприятий согласно приложению N 3 позволит: снизить заболеваемость туберкулезом взрослого населения - на 10 процентов, детей - на 15 процентов, наркоманией и токсикоманией - на 10 - 15 процентов, вирусным гепатитом в 2 раза, дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем - до единичных случаев и т.д.; снизить на 25 процентов случаи осложнений при сахарном диабете; увеличить продолжительность жизни больных с заболеваниями социального характера, в том числе граждан, страдающих диабетом. Выполнение Программы станет основой дальнейшего развития здравоохранения, повсеместного перехода на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы первичной медико-санитарной помощи и увеличения потенциала здоровья сельского населения. 4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности Целью программных мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам. В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия: проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры; укрепление материально-технической базы: реконструкция и капитальный ремонт учреждений культуры, завершение строящихся муниципальных объектов культуры, строительство новых объектов; модернизация и техническое перевооружение сельских учреждений культуры, внедрение новых технологий в их деятельность, создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений, интегрированных культурных комплексов повышенной комфортности, объединяющих помещения досугового типа, спортивные и образовательные помещения, кафе-столовые, клубы-кафе и т.д.; сохранение и развитие традиционных форм самодеятельного, художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, историко-природной среды их бытования; сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора народов Кабардино-Балкарии; приобщение сельской молодежи к художественным традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований; формирование мобильных форм культурного и информационного обслуживания сельского населения, возрождение работы автоклубов по обслуживанию населения в отдаленных населенных пунктах; совершенствование практики использования в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на районном, республиканском, региональном уровнях; создание условий для доступа жителей сел к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях республики; совершенствование информационных, коммуникационных, просветительных и образовательных функций сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, обеспечение гарантированного финансирования комплектования библиотечных фондов источниками информации, восстановление и изменение структуры сельских библиотек в соответствии с развитием потребностей пользователей, профилирование библиотечного обслуживания на основе культурного и социально-экономического своеобразия населенных пунктов республики; развитие кадрового потенциала: использование современных технологий и методов обучения в системе подготовки и переподготовки сельских работников культуры, организация обучения руководителей учреждений культуры новым социокультурным технологиям, реализация мер по повышению их социального статуса и престижа; дальнейшее совершенствование системы кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем модернизации киноустановок. Реализация программных мероприятий согласно приложению N 4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и будет способствовать широкому доступу сельского населения к культурно-историческому наследию народов Кабардино-Балкарии. 5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности В разделе предусматриваются программные мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в сельских муниципальных образованиях и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности: формирование рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения путем создания торгово-заготовительных комплексов, ориентированных на закупку у населения сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов; организация эффективных схем товародвижения, в том числе за счет расконсервации в сельской местности закрытых предприятий торгово-бытового обслуживания, активизации современной передвижной торговли для обслуживания жителей удаленных сельских населенных пунктов; расширение оборота общественного питания на основе развития сети предприятий, открытия кафетериев на предприятиях розничной торговли, сельских кафе на 20 - 30 мест, столовых и буфетов в сельских образовательных учреждениях; создание в сельских населенных пунктах малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (мельниц, мини-пекарен, маслобоек, сепараторных пунктов). Решение задачи обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых услуг в сельских населенных пунктах направлено на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исходя из потребностей различных категорий сельских жителей республики в торговых услугах. В основу реализации данного направления заложен принцип динамического соответствия структуры и типов предприятий потребительского рынка основным моделям потребления товаров и услуг. Основным средством реализации является совершенствование размещения и улучшение материально-технической базы, а также развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка в секторах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки четких программных направлений восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного периода и последующей стабилизации рыночных отношений. Реализация программных мероприятий согласно приложению N 5 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг. 6. Развитие электрических сетей в сельской местности Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности: обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; улучшение качества подачи потребляемой на селе электроэнергии. Реализация программных мероприятий согласно приложению N 6 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности. 7. Развитие газификации в сельской местности Исключен. - Закон КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ. 8. Развитие водоснабжения в сельской местности Главными целями программных мероприятий являются улучшение обеспечения сельского населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве, восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. Для реализации этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, развития систем забора, транспортировки воды, а также развития нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды. Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению в сельских населенных пунктах: строительство и реконструкция систем водоснабжения; монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных технологий и оборудования нового поколения. Выполнение программных мероприятий согласно приложению N 8 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 98 процентов. 9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности Основной целью развития телекоммуникационной сети в сельской местности является обеспечение сельского населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами. Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей: внедрение предложений по максимальному использованию свободной емкости автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, современных технологий проектирования; поэтапная, экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные; улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи; проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 10 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места. Реализация программных мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей обеспечит ввод в сельской местности 16,08 тыс. телефонных номеров. (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) 10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложениям N 10 и N 11 предусматривают: приведение в нормативное техническое состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог для приемки их в сеть автомобильных дорог общего пользования; строительство новых территориальных автодорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, протяженностью 15,9 км; улучшение уровня обслуживания пользователей автодорог; внедрение новых конструкций и технологий, обеспечивающих повышение долговечности дорожных конструкций и сооружений, снижение энергоемкости, материалоемкости и транспортных издержек. Абзац исключен. - Закон КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ. IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и республиканском уровнях, общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и внебюджетных источников. Общий объем прогнозируемых расходов на реализацию Программы составляет 7,6 млрд. рублей, в том числе: I этап (2003 - 2006 годы) - 5,0 млрд. рублей (66 процентов), II этап (2007 - 2010 годы) - 2,6 млрд. рублей (34 процента). (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Из общего объема расходов за счет средств федерального бюджета - 1,9 млрд. рублей (25 процентов), за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 2,6 млрд. рублей (34 процента), за счет средств внебюджетных источников - 3,1 млрд. рублей (41 процент). (в ред. Закона КБР от 08.06.2009 N 28-РЗ) Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельного веса капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов в объеме согласно приложению N 12. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального и республиканского бюджетов и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие необходимое нормативно-правовое сопровождение социальных преобразований села, определены в сумме 13,9 млн. рублей и финансируются в основном из федерального бюджета. Стоимость этих работ определена в соответствии со сметами расходов по работам аналогичного характера. V. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства федерального центра, регионов, муниципальных образований, хозяйственных и общественных организаций, всех слоев сельского населения, четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Координатор Программы ежегодно уточняет и согласовывает перечень мероприятий о ходе реализации соответствующих разделов Программы и принимает меры по повышению эффективности ее реализации. Реализация Программы предусматривает взаимодействие и участие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в сельской местности, общественных организаций, а также сельского населения. Основанием получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности является бюджетная заявка республики на реализацию инвестиционных мероприятий Программы, а также заключение ежегодных соглашений между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривающих взаимные обязательства о финансировании программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и внебюджетных источников. VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, являющееся координатором Программы. Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики: обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников; составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год; подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации программных мероприятий; осуществляет взаимодействие с республиканскими министерствами и ведомствами, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий в рамках отдельных разделов Программы. Управление разделом "Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности" осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики совместно с Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на основе соглашения, управление разделом "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" - открытое акционерное общество "Каббалктелеком" совместно с Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на основе соглашения. Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по статистике совместно с координатором Программы организует ведение статистической отчетности по реализации Программы. Перечень показателей и периодичность отчетности согласовываются с Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики. Координатор Программы с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подготавливает и до 1 марта каждого года представляет в Правительство Кабардино-Балкарской Республики доклад о ходе реализации Программы за прошедший год. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "О государственных (целевых) программах социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики". VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы В результате реализации Программы будут созданы нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития села, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских муниципальных образований, обеспечении доступности получения сельскими жителями качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания, и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий. В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8 - 10 процентов. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. Экономический эффект от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20 - 25 процентов на основе: улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке. Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия. При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж. Приложение N 1 к Республиканской целевой программе "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" Смотрите также: Закон об утверждении республиканской целевой программы "социальное развитие сел кабардино-балкарской республики до 2010 года"
2226.42kb.
6 стр.
Информация о ходе реализации в 2011 году
13.65kb.
1 стр.
Постановление От 10. 04. 2013 с. Усть-Камышта №85 Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Сохранение и развитие малых сёл муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия
122.28kb.
1 стр.
Решение Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по труду, социальной политике и здравоохранению
44.17kb.
1 стр.
От 19 октября 2012 года №776 о муниципальной целевой программе «Социальное развитие села в Мари-Турекском муниципальном районе на 2013 год»
214.51kb.
1 стр.
Отчет центра культурных инициатив за 2008 год Содержание: По реализации Республиканской целевой программы «Развитие сферы культуры в Республики Карелия до 2012 года»
472.52kb.
4 стр.
Усть-коксинский район сельская администрация горбуновского сельского поселения
179.81kb.
1 стр.
Администрация аскизского района республики хакасия
165.24kb.
1 стр.
Министерство труда и социального развития кабардино-балкарской республики отдел социального аудита
534.14kb.
3 стр.
Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики
1439.11kb.
7 стр.
Закон об утверждении республиканской целевой
365.03kb.
1 стр.
Закон об утверждении республиканской целевой программы 201.05kb.
1 стр.
|